Донской монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Его заложили на месте гуляй-города — полевого лагеря войск Русского царства. Там стояла походная церковь в честь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери, которой, по преданию, преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву в 1380 году. Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге. Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников. Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей. Историки предполагают, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря. В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания. При советской власти Монастырь продолжал работать в первые годы советской власти. В 1920-х годах здесь по-прежнему совершались богослужения, но отдельные здания были переданы под советские учреждения и жилье. В 1922–1925 годах здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (в миру — Василий Белавин), Патриарх Московский и всея Руси, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года.

http://pravoslavie.ru/121529.html

В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что в 1624 году окт. 11-го, по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 окт. два чуда. В этой выписке не названа церковь , в которой находилась Чудотворная икона. Но в делах патриаршего казенного приказа под 160 (1652) г. упомянут Богородицкий протопоп, а в 161 (1653) г. названа Соборная Казанская церковь 81 . Принимая во внимание эти отметки и надписи на сохранившихся кресте и кадиле (см. ниже), можно полагать, что и до постройки каменного Казанского собора в Вязниковской слободе существовала церковь в честь прославившейся чудесами иконы Богоматери. По писцовым книгам 161 (1658) года у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дв. крестьянских, 33 дв. вдовьих, 34 дв. нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмою – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмою у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1670–74 г. г., по свидетельству писцовых книг, построена каменная соборная Казанская церковь . На построение ее пошло великого государя Алексее Михаиловича дворцовые казны 934 руб. и 1,400 пуд. железа, церковной казны 264 р. 75 к. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1,672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб. Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». Около 1700 г. (точно неизвестно) главы на соборе были переделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Деревянный собор просуществовал недолго, и уже в 1726 г. на его месте был воздвигнут каменный храм. Но окончательное обустройство Соборной площади закончилось лишь к концу XVIII в. В 1775 г. позади основного здания Собора строится Тёмный собор, или тёплая соборная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Вероятно, тогда же подвергается перестройке и главное соборное здание и возводится колокольня. Она располагалась несколько необычно - в стороне от Воскресенского собора на оси Казанской тёплой церкви. О том, что работы эти производились в конце XVIII столетия, рассказал старейший 6ежецкий краевед Б.П. Тарасов. В 20-е гг. он заведовал 6ежецким городским архивом и ему пришлось принимать документы из Воскресенского собора. Среди прочих там был проект перестройки храма и колокольни, выполненный М. Казаковым, имелись и другие документы, свидетельствующие, что проект этот был осуществлён в 80-е гг. XVIII в. Среди них письма И. Грабаря, выступавшего в защиту собора от разрушения, который также называл Матвея Казакова автором проекта по перестройке храма. Аналогичное обращение было подписано и видным 6ольшевистским деятелем П.Г. Смидовичем. К сожалению, судьба этих документов пока не известна, но есть надежда, что они будут найдены и тогда уже с полной уверенностью, а не в качестве предположения, можно будет называть бежецкий Воскресенский собор творением зодчего М. Казакова. Частичному ремонту собор подвергался еще как минимум дважды: в 1842 г. и в самом начале ХХ в., когда 6ежечанином Ильёй Михайловичем Смирновым на куполах храма были размещены золотые Вифлиемские звезды. С XVIII в. на городском соборе располагались часы-куранты, но незадолго перед революцией они были отправены в Петербург для ремонта и пропали. Пятиглавие собора осталось без изменения, но апсида была возведена заново, а фасады храма и трапезной полностью переделаны в стиле позднего классицизма. С юга и севера к четверику почти на всю его высоту пристроили четырехколонные портики ионического ордера. Над окнами апсиды и трапезной, согласно проекту, размещались фризообразные многофигурные лепные композиции (возможно, осуществлены не были). Вероятно, тогда же перед западным фасадом возвели монументальный портик из восьми колонн дорического или тосканского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=38496

1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

Первым настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был поставлен игумен (ныне архимандрит) Феодосий (Агапов). Он нёс это послушание с 1991-го по 1993-ий годы. Поднимать разрушенный монастырь из руин было нелегко, но помощь Божия сопутствовала доброму пастырю решившемуся на трудный подвиг. В первый же год начала реставрации, отец Феодосий смог подготовить к освящению храм святого Архангела Михаила. В Ноябре 1991-го года Высокопреосвященнейший Симон архиепископ Рязанский и Касимовский освятил этот первый монастырский храм. В 1993-ем году продолжение дела по восстановлению монастыря принял на себя игумен Пимен (Боханов). Новый настоятель, в дополнение к трудам своего предшественника, приложил усилия к тому, чтобы ввести в монастыре ежедневное Богослужение и пополнить количество братии. Была продолжена реставрация храма и нескольких жилых корпусов монастыря. Совершалось духовное окормление окрестных сёл. Действовала Воскресная школа для детей. Летом 1997-го года послушание настоятеля монастыря было возложено на игумена Филарета (Кулешова). Он подготовил к освящению храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был освящён Высокопреосвященнейшим Симоном архиепископом Рязанским и Касимовским 31-го мая 1998-го года. Отец Филарет ещё более пополнил состав братии монастыря. Он продолжил труды по реставрации жилых корпусов, духовному окормлению жителей окрестных сёл. После получения высокого духовного образования, отец Филарет был переведён преподавателем в Рязанскую Духовную Семинарию. В сентябре 1998-го года настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был назначен иеромонах (ныне игумен) Феофан (Данченков). Посещение нашего монастыря Владыкой Симоном было связано с освящением левого алтаря Никольского Собора 16-го Сентября 1999-го года. Престол в этом алтаре был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца. В Июле 2000-го года был освящён надвратный храм, в колокольне нашего монастыря, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В сентябре 2001-го года 16-го числа, наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г.Рязани архимандритом Андреем, по благословению митрополита Симона, был освящён правый алтарь Никольского Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Чернеев...

В конце XVIII века во всем Подольском крае началось восстановление Православия, и в 1794 году, по благословению преосвященного Виктора, архиепископа Переяславского, началось возрождение обители. Силами вновь собравшейся братии, под руководством иеромонаха Терентия, была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня и келии. Решением Священного Синода в 1800 году в Бершадском монастыре было введено общежитие. С этого времени монастырь стал центром духовного просвещения на южном Подолье. Многие верующие приходили сюда, чтобы помолиться в древней обители и получить духовный совет старцев. В течение всего XIX века монастырь расширялся, сооружались храмы, келии; вокруг обители была возведена каменная ограда с башнями по углам. С 1810 года началось строительство главного каменного собора, которое продолжалось 10 лет. По завершении храм был освящен в честь Преображения Господня и имел один престол. В этом храме над Царскими вратами находилась святыня монастыря — почитаемая в народе икона Божией Матери «Утоли моя печали». Известно, что в древности икона принадлежала Бершадскому монастырю, затем после разорения обители была перенесена в Горбовецкий монастырь, из которого впоследствии была продана в один из храмов Бессарабии. Но Божия Матерь не оставила Бершадскую обитель без своей иконы, и много лет спустя святыня была выкуплена и в 1821 году снова принесена в монастырь иеросхимонахом Карионом. На поклонение этой иконе в обитель приходило много богомольцев. Над вратами обители располагался каменный храм Свт. Николая с колокольней на верхнем этаже. Он был построен в 1846 году и считался вторым по величине храмом монастыря. Третьим храмом обители была построенная в 1865 году каменная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился в одном корпусе с братскими келиями. Самым древним храмом обители оставалась построенная в XVIII веке деревянная однокупольная церковь в честь Преображения Господня. В начале ХХ века монастырь был заштатным и не получал никакого пособия от казны, а содержался доходами от своих угодий и подаяниями на молитвы от богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=40545

Колокольня Троицкого Собора 17–19 вв. Колокольня построена на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в 18–19 вв. Троицкий собор вместе с колокольней имеет значение центрального, заглавного элемента, высотной доминанты в градостроительной структуре Пскова, он остается кафедральным соборным действующим храмом. По материалам издания Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова». Свято-Троицкий кафедральный собор находится на территории Кремля города Пскова. Собор является самым древним храмом в Пскове. Первым храмом, построенном на этом месте, была деревянная церковь, сооруженная в 10 веке на средства княгини Ольги. В конце 30-х годов 12 века на месте деревянного храма возникло каменное здание Троицкого собора с приделом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство собора было начато при князе Всеволоде-Гаврииле смоленскими строителями. Подклеть Троицкого собора стала местом погребения князей и священнослужителей. При соборе начали вести летописание. Новое каменное здание храма было воздвигнуто псковскими мастерами в 1365 году из местного известнякового материала. Церковь была построена с двумя приделами и тремя главками. В 1589 году при соборе была учреждена епископская кафедра. Нынешнее здание собора было построено в 1699 году по проекту предыдущего здания, но отличается от него высотой сооружения, которая составляет 72 метра. Построен храм в стиле московской архитектуры XVII века с двумя боковыми приделами, закрытой галереей. Двухэтажный храм венчают пять глав. В настоящее время в соборе четыре придела: главный престол во имя Святой Троицы; южный придел - во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя благоверного князя Александра Невского и во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, который был реставрирован в 1988 году. В честь тысячелетия крещения Руси главный купол собора был позолочен. Сейчас на колокольне собора имеется семь колоколов с надписями. Свято-Троицкий кафедральный собор является памятником республиканского значения и охраняется государством с 1960 года.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Мы решили, что он должен быть таким, каким бы его построили в те времена, когда жил преподобный Серафим. Храм будет строгим, но очень изящным, по стилю похожим на Казанскую церковь. Кроме того, это будет единственный однокупольный храм в обители. Строящийся храм будет также и самым большим в монастыре – площадь его застройки составляет 2200 квадратных метров, на трех уровнях разместится несколько престолов. Работы по возведению храма идут с небольшим опережением графика – в этом году планируется закончить основное строительство и приступить к внутренней отделке. Работа по проектировке интерьеров храма предстоит серьезная – там будет и мрамор, и мозаика, и роспись, то есть все направления церковных искусств. Над возведением храма трудятся мастера из Нижнего Новгорода, Владимира, Белоруссии. Примечательно, что среди них нет случайных людей. Они все – профессионалы с большим опытом строительства храмов, которые осознают, какая ответственность на них возложена. К празднику иконы Божией Матери «Умиление» в 2013 году завершилось возведение алтарных апсид собора. Высота самой высокой, средней, апсиды равна 16 метрам. В ноябре 2013 года завершилось строительство собора. 21 ноября, на праздник Архангела Михаила, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил водосвятный молебен в конце святой Канавки и освятил крест для Благовещенского собора. 22 ноября крест был поднят на самый высокий дивеевский храм. Высота собора – 60 метров. В 2014 году впервые традиционное благовещенское отпускание на волю белых голубей состоялось на ступенях Благовещенского собора. В 2014 году происходила внешняя и внутренняя отделка собора, и теперь он стоит белоснежный, с кровлей стального цвета, увенчанный золотой главкой с платиновыми звездами. На фасадах – многочисленные колонки с виноградом, тоже белые, но с кремовым оттенком. О райском саде напоминают великолепные майолики. 27 августа 2015 года, в канун Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение главного престола в нижнем храме собора в честь этого праздника.

http://sobory.ru/article/?object=23402

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010