44) Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум, последующий Ему, во тьме не пребудет. 45) Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными, воюй против них. 46) Есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти. 47) Кому дарована премудрость, тот делается причастным разумения бесплотных и знает, какое начало мира и какой конец его. 48) Не неради о подобающей деятельности, и просветится ум твой; ибо таковым обетовано: сокровища сокровенная и невидимая отверзу тебе (Ис. 45, 3). 49) Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей, и великой милости сподобился, кто удостоен ведения. 50) Ум, освободившийся от страстей, делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего. 51) Свет души – ведение, которого будучи лишен неразумный, во тьме ходит. 52) Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет тьма неведения. 53) Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему узрит свет истинный. 54) Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления, и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается. 55) Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя утесняемым тварями и желает быть вне всего сотворенного. 56) Блажен, кто достиг в беспредельную беспредельность; достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все предельное. 57) Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же (смысл) их истины любитель. 58) Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какою-либо страстию не улучит ее. 59) Как в существе своем недоведом Бог, так в величии неопределим. 60) Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неисследима. 61) Спасение всякой твари есть всеблагое о ней промышление Создавшего ее. 62) Поддерживает Господь всех падающих и восставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему. 63) Христос есть Судия живых и мертвых, и всякого деяния праведный Мздовоздаятель (Деян. 10, 42; Пс. 61, 13). 64) Если хочешь начальствовать над душою и телом, то упреждай отсекать причины страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

47) Не будем мы наказаны в будущем веке за то, что грешили, и не будем осуждены по сей причине, получив естество изменчивое и непостоянное, но — за то, что, согрешив, не покаялись, и не обратились от злого пути к Господу, получив власть и время имея на покаяние. Бог благ и милосерд к кающимся, хотя изображается Он угрожающим и гневающимся, но это на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокрушения на лице нашем. Да и вообще Он бывает таков к нам, каковы дела и расположения наши, каждому воздавая по достоинству его жизни. 48) Когда случайно пошатнешься в добром стоянии, не трепещи, а, выпрямясь поскорее, спеши возвратиться к прежнему благоустроению печалью, жалением, самоукорением, и слёз довольным излиянием, в сокрушении духа, в силу коих, исшедши из случившегося падения, внидешь в лоно спасительного радования, полагая в сердце, вперед твердо стоять, чтоб опять, прогневив Судию, не иметь нужды в слезах и сокрушении в очищение: ибо если здесь этого не будет, то всеконечно в будущем не миновать нам мук достойных. О священстве 49) Опять у нас слово о пречестнóм священстве, — какого ангельского устроения и какой чистоты требует оно, а, по принятии его, еще большей, чем прежде, твердости и целомудрия: ибо если нечистое сколько–нибудь следует очищать, то чистое как допускать до осквернения? Иначе, если свету попустим омрачиться, и к масти благовонной примешаем что зловонное, то имеем наследовать увы, — и пагубу, как святотатцы, подобно Анании и Сапфире. 50) Если и кажется тебе, что ты, из сосуда погибельного и непотребного, достойно вступил в Ангельский и Божественный чин священства, ради малой некоей чистоты, став сосудом избрания благоприятным Господу, по Апостолу, то всё же всеусердно блюди незапятнанной честь, которой ты сподобился. Храни Божественный дар, яко зеницу ока, чтоб причастившись без должного внимания, не быть с высоты низринутым в бездну, из которой трудно будет тебе найти выход. 51) Как муж разумный разумей, что когда Бог есть оправдаяй, то кто будет осуждаяй (Рим. 8, 34)? И если, быв призван, вступил ты в благодатный npeмiphый чин Божественного священства, нечего тебе беспокоиться о прошедшей жизни, если тебе и запятнаться случилось, но тотчас же с Божией помощью и очиститься и исправиться. Но после сего первою заботою, внимательной и трезвенной да будет у тебя — не омрачать благодати сей, чтоб если кто неразумно и будет осуждать рукоположение твое в священство, по причине прежних твоих дел, услышал он во вразумление Божественный глас, взывающий: яже Бог очистил есть, ты не скверни (Деян. 10, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

б) Господь Иисус Христос ясно различает наставление от водного крещения: «идите, научите все народы, крестя их..». ( Мф.28:19 ). Апостолы также считают, что научение есть одно действие, а крещение – другое, отдельное: апостол Петр сначала проповедовал, научал Корнилия и бывших с ним, а затем крестил ( Деян.10:26–48 ; ср. Деян.2:37–41, 8:6, 16:32–33 ; 1Кор.1:17 ). 3) Крещение Христово не водное, а Духом Святым ( Мф.3:11 ; Мк.1:8 ; Ин.1:33 ; Деян.1:5 ). Водное крещение Иоанна было только одним внешним символическим действием, означающим намерение крещающегося после покаяния и исповедания грехов начать богоугодную жизнь, но оно не очищало от грехов, не возрождало, как крещение, установленное Иисусом Христом. Выражением «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:5 ) Иоанн указывает не на замену Господом водного крещения одним невидимым крещением Святым Духом, а на внутреннюю благодатную сторону христианского крещения, в котором Святой Дух очищает душу крещающегося от греховной нечистоты, чем оно и превосходит его (Иоанново) крещение. Если бы водное крещение не было установлено Иисусом Христом, то апостолы не совершали бы его ( Деян.10:47–48 ) и не учили о невидимых действиях его ( Деян.2:38, 22:16 ; Рим.6:2–7 ; 1Кор.6:11 и др.). Под словами «и огнем» разумеется действие Святого Духа в крещении водном, очищающее крещающегося (ср. Евр.12:29 ). В кн. Деяний ( Деян.1:5 ) содержится обетование о ниспослании Святого Духа на апостолов. 4) Возрождает не крещение, а слово Божие ( Иак.1:18 ; 1Пет.1:23 ). Через слово Божие, несомненно, действует Бог на душу человека. Слово Божие может произвести переворот в душе человека, призвав его к покаянию и истинной жизни, но оно не дает очищения от грехов и сил для борьбы с грехом. Поэтому слово Божие не устраняет таинств, не может заменить их. Иерусалимские слушатели апостола Петра должны были для прощения грехов креститься ( Деян.2:38–41 ). Так как в процессе обращения грешника ко Христу слово Божие является средством, через которое Бог рождает в нем веру и покаяние, то апостолы сказали, что Он «родил нас словом истины» ( Иак.1:18 ), что христиане – «возрожденные от слова Божия» ( 1Пет.1:23 ), т.е. пробужденные от сна греховного. Но «возрожденный от слова Божия» еще не очищен от греха, почему и необходимо ему родиться от воды и Духа. По выходе из купели он, омытый от греховной скверны, возлюбивший правду и святость, является родившимся «свыше», сподобившимся «бани возрождения». Возрождение от слова Божия не заменяет, а ведет к возрождению в крещении. «Путь (обращения грешника), – пишет еп. Феофан , – таков: сначала слушание (слова Божия), потом вера от слышания, наконец, запечатление Духом Святым в крещении и миропомазании». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И творителей Его воли Он уподобляет мужу мудру, который созидает дом свой на камени, а нетворящих воли Его – уподобляет мужу уродиву, который созидает дом свой на песке ( Мф.7:24–27 ). И на Страшном Суде, сказано, воздаст коемуждо по делом его, а не по одной вере. Знающие волю Господню и не творящие дел по воле Его, наказаны будут горше неверных язычников ( Лк.12:47–48 ). Сказано: «Блажени слышащие слово Божие и хранящии е». Иудеи услышали слово Божие от уст Апостольских и около трех тысяч человек уверовали во Христа, а по уверовании они обратились к Апостолам и спросили их, что теперь сотворим, на что Апостол Петр сказал им: «Покайтеся и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов», после чего они все и приняли крещение ( Деян.2:37,38–41 ). Услышали также самаряне слово Божие от уст Апостола Филиппа и крестились мужие и жены ( Деян.8:12 ). Услышал каженик слово Божие от уст Филиппа, уверовал во Христа и принял крещение от Апостола ( Деян.8:35–39 ). Корнилий сотник, услышав слово Божие от уст Апостола Петра, уверовал во Христа и со всеми домашними своими принял крещение ( Деян.10:44–48 ). Лидия порфиропродательщица, услышавши слово Божие от уст Апостола Павла, уверовала во Христа и со всеми домашними своими приняла Крещение ( Деян.16:14–15 ). Крисп начальник и коринфяне услышали слово Божие от уст Апостола Павла и, уверовав во Христа, приняли крещение ( Деян.18:8 ). Из всего вышеприведенного видно, что все уверовавшие во Иисуса Христа не оставались при одной вере, без крещения, а крестились. Вы же, пашковцы, учите одной вере, не принимая крещения, чем отвергаете явно заповедь Божию. После продолжительной нашей беседы, я нахожу нужным сказать вам следующее. Вы, друзья, по совету ваших наставников предложили нашим пастырям, а также и мне свои вопросы, которые вами составлены не на основании Св. Писания, а от своего вымысла, и на которые нам не следовало бы и отвечать. Вы этими вопросами желаете нас уличить в преступлении евангельской истины. Это я узнал из настоящей моей беседы с вами. Как вы для вразумления нашего двоекратно подносили нам свои вопросы, то так и я желаю для вразумления вашего дать вам свои вопросы, на которые и прошу вас подготовить мне ответы из Священного Писания . Вопросы мои следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Во второй раз Павел прибыл в Ефес приблизительно в 54 г. 46 по Р. Хр., после того как побывал в галатийских церквях. Здесь он встречает двенадцать «учеников» ( Деян. 19:1, 7 ). Интересно само слово «ученики», поскольку эти двенадцать человек были крещены «во Иоанново крещение» ( Деян. 19:3 ). Обычно слово «ученик» Лука употребляет по отношению к верующим-христианам. Уже потому, что Павел спросил их, приняли ли они Дух Святой, когда «уверовали», видно, что он считал их верующими. Разумеется, они были верующими, только познания их еще не обрели полноты. Эти христианские братья 47 пока ничего не знали о Святом Духе (19:3). Очевидно, это произошло после того, как Павел спросил их, приняли ли они Святой Дух «уверовавши» (19:2) 48 . Когда эти люди показали свою полную неосведомленность о действии Святого Духа, Павел так же поинтересовался, во что они крестились. Движение мысли отчетливое, потому что в Новом Завете, как отмечают Касеманн и Норрис, «всякий, кто крещение не получил, к общине не принадлежит». Ефесяне ответили, что крестились «во Иоанново крещение» (19:3). Павел начинает объяснять взаимосвязь Иоаннова крещения и христианского (19:4). Иоанново крещение предваряет Христово, Христово же крещение несет в себе те победы, которые достиг Спаситель Своей жизнью, смертью и воскресением. Так Павел ввел «учеников» в полноту веры в Иисуса Христа. Двенадцать верующих внимательно слушали Павла, и Благая Весть стала им ясна. Евангелие проникло в их сердце. Верой приняли они слово спасения и были крещены. Полагаясь на наставления Павла, эти верующие братья восхотели принять единственно верное крещение. Это – истинное крещение «во имя Господа Иисуса» (19:5) 49 . Как справедливо замечает Кистемейкер, «крещение Иоанново указует на Христа, крещение же во имя Христа открывает совершенное Им». После крещения Павел возложил на них руки и «нисшел на них Дух Святый» (19:6). Есть нечто общее между возложением рук апостолом Павлом на двенадцать учеников из Ефеса и возложеним рук на обращенных самарян Петром и Иоанном ( Деян. 8:17 ). Возложение рук было, как повествует Елена Уайт в книге «Деяния апостолов», не только символом крещения Святым Духом, но и знамением того, что приявшие Духа получили поручение евангелизировать мир. Подобно тому, как Иерусалим стал центром распространения Евангелия ( Деян. 1:8; 2:1 ), так и верующие из язычников были привлечены к миссионерской работе в Кесарии в Иудее ( Деян. 1:8; 10:46 ), а впоследствии это движение распространилось и на Самарию ( Деян. 1:8; 8:13 ), где к нему присоединились верующие самаряне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

Стефан произнес в свою защиту речь, и на первый взгляд, она совершенно невинна: обычный пересказ ветхозаветной истории от призвания Авраама до Соломонова посвящения храма ( Деян.7:1–53 ). Однако Стефан преследует более глубокую цель: подорвать общепринятые основы иудейской религии, объявив церковь истинным Израилем, а современный ему иудаизм – отступником. При этом, в отличие от Петра, Стефан не стал просто апеллировать к ветхозаветным пророчествам. Он рассмотрел промыслительные божественные деяния на протяжении столетий и показал, что они обретают свою кульминацию в христианстве как цели всей истории еврейского народа. С помощью цитат из самого Ветхого Завета он показал: в прошлом Бог открывал себя не только людям на Святой Земле, но и вообще верным своим служителям, где бы они ни жили (будь-то Месопотамия, Харан, Египет, Мидиан или Синай). Стефан также отметил, что до Соломона у отцов не было храма, но был лишь «шатер присутствия», сделанный Моисеем «по образцу, им виденному»; храма же захотел Соломон, а не Бог ( Деян.7:44–47 ). Даже Исайя осудил храм как отрицание подлинной природы Божьей и говорил, что подлинное поклонение Богу совершается в сердце ( Ис.66:1–2 ; Деян.7:48–50 ). Обрисовав временный и преходящий характер чисто националистической интерпретации религии, Стефан перешел к обличению судей: убив Иисуса Христа, Праведника, они лишь показали себя преемниками тех, кто убивал пророков и нарушал Закон Божий ( Деян.7:51–53 ). Реакция членов Синедриона на эту яркую речь была предсказуемой: они пришли в неописуемую ярость, тем более что Стефан закончил экстатической фразой: «Вижу... [Иисуса как] Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:56 ). (По-видимому, здесь имеется в виду, что сам Иисус – свидетель и защитник Стефана на суде.) Формально Стефан не был приговорен к смерти: судебное заседание переросло в настоящую потасовку, во время которой его выволокли за пределы города и забили камнями до смерти. Параллель между мученической смертью Стефана и смертью Иисуса подчеркивается молитвой, которую произносит Стефан за своих палачей: «Господи! Не вмени им этого греха» ( Деян.7:60 ; ср. Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

1. Он не был в нем 672 в течение двадцати пяти лет 673 . Со времени распятия Иисуса Христа на кресте, бывшего в 19-й (по р. X. 34) год царствования Тиверия, до десятого (по р. X. 66) года царствования Нерона, когда ап. Петр скончался мученическою смертию 674 , прошло с небольшим тридцать один год 675 . Между тем апостол сей, во исполнение повеления Господня – не оставлять Иудеи в течении двенадцати лет 676 , подвизался во все это время (36–46 г.) в пределах Земли обетованной, вместе с прочими апостолами заботясь преимущественно об утверждении церкви иерусалимской (Деян. главв. 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12). В четвертый 677 год царствования Клавдия, когда апостолы, как свидетели Господа до последних земли ( Лк. 24:47 ; Деян. 1:8 ), разошлись по вселенной, св. Петр пошел в Понт, Галатию, Каппадокию, Асию и Вифинию 678 , потом прибыл в Рим 679 , где поразил известного Симона волхва 680 , путешествовал в Египет 681 , где было весьма много иудеев, а отсюда, вследствие бывшего ему особого откровения, явился в Иерусалим для погребения Матери Божией, преставившейся в 48 году 682 . В 51-м году, чрез четырнадцать лет по обращении в Христианство Савла ( Деян. 15:1 и след. Гал. 2:1 ) 683 , составился в Иерусалиме собор апостольский, по вопросу о том, следует ли хранить обрядовый закон Моисеев язычникам, обращающимся в Церковь Христову: ап. Петр был в это время в Иерусалиме 684 , принимал участие в соборе ( Деян. 15:7 ), и пребыл в окрестностях иерусалимских, как показывают Деяния апостольские, до 52-го года. После сего ап. Петр пришел в Антиохию вслед за апостолом Павлом, который здесь в лице ему противуста, яко зазорен бе ( Деян. 15:35 ; Гал. 2:11 ) 685 , и пребыл в ней в течение или около семи лет 686 , след. до 58-го года 687 . В 58-м году 688 ап. Павел написал послание к римлянам, в котором почти в целой главе поименно приветствует знаменитых христиан и своих споспешников ( Рим. 16:1–17 ); но на ап. Петра, споспешника своего, по мнению латин – князя апостолов, главу Церкви, даже не намекает 689 . В 59-м году тот же апостол приведен был в Рим, как пленник, торжественно встречен за городом братиею, и спустя три дня обратился с просьбою о помощи, но – не к ап. Петру, а к сущим от иудеев первым ( Деян. 28:14, 15, 17–21 ). Здесь ап. Павел пробыл целых два года (59–61 г. ), проповедуя царствие Божие, и уча яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением невозбранно ( Деян. 28:30–31 ). В течение сего времени он написал послания к колоссаям, к ефесеям, к филиписеям, к Филимону, к Тимофею (первое) и к евреям; но ни в одном из них не только нет указаний на то, чтобы ап. Петр был тогда в Риме, напротив есть места, из коих видно, что его в то время не было там 690 . Он прибыл в Рим снова уже в 66-м году по Р. X., в десятый год царствовании Нерона 691 . Вот история апостола Петра! По соображении ее, оказывается, что он пребывал в Риме в течении немногого времени, так что никак нельзя говорить, будто он был там двадцать пять лет 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

§ 135. Место таинства крещения в ряду прочих таинств и понятие о нем 1. Крещение занимает первое место в ряду семи таинств православной Церкви, потому что оно служит для людей как бы дверью в саму Церковь , по слову Спасителя: аще кто не родится водою и духом, не может внити во Царствие Божие, т.е. в царство благодати, а за тем в царство славы ( Ин. 3:5 ), – и след. служит вместе дверью ко всем другим таинствам, которые сохраняются и законно совершаются только в Церкви. 2. Под именем крещения разумеется такое таинство, в котором человек грешник, родившийся с наследственной от прародителей порчей, вновь рождается водой и духом ( Ин. 3:5 ); или раздельнее – такое таинство, в котором грешник, оглашенный верой Христовой, при троекратном погружении его в воду, во имя Отца и Сына и Св. Духа, очищается благодатью Божиею от всякого греха и соделывается новым человеком, оправданным и освященным (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 102). § 136. Божественное установление таинства крещения Божественное установление таинства крещения несомненно. Господь установил это таинство по воскресении Своем, когда, искупив нас Своей бесценной кровью и стяжав ею право раздавать верующим дары Св. Духа ( Ин. 7:39 ; 2Пет. 1:3 ; 1Кор. 1:4 ), торжественно сказал ученикам Своим: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:18–20 ); иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ; снес. Посл. вост. Патр. о пр. вере чл. 15). С этих пор св. Апостолы, как только сами облеклись силою свыше ( Лк. 24:49 ), начали постоянно совершать таинство крещения и очищать, возрождать в нем верующих благодатью Св. Духа: покайтеся, – сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, – и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). И действительно, тогда же крестилось и приложилось к Церкви Христовой около трех тысяч ( 2:41 ). Вскоре св. Филипп крестил евнуха ( Деян. 8:38 ), св. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими ( 10:47, 48 ), св. Павел – Лидию ( 16:15 ), стража темничного с его домашними ( 16:33 ), Криспа со всем его домом и многих из Коринфян ( 18:8 ), неких учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым ( 19:1–5 ) и т.д. От св. Апостолов прияла таинство крещения св. Церковь , которая с того времени неизменно совершала и совершает это таинство для всякого, кто только желает соделаться ее чадом и в ней достигнуть вечного спасения. § 137. Видимая сторона таинства крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010