Духа?» – вопрошал ап. Петр ( Деян. 10:47 ), также, очевидно, полагавший различие между водным крещением и тем, что молокане называют крещением духовным. Павел называет христианское крещение «банею водною» ( Еф. 5:26 ), «банею возрождения» ( Тит. 3:5 ). Правда, иногда в Св. Писании слово Божие представляется под образом воды, утоляющей духовную жажду человека. Но из всех мест, в которых об этом говорится и на которые ссылаются молокане (см. выше) ничуть не следует, что водное крещение должно быть отрицаемо. Молокане, конечно, знают, что Сам Господь наш Иисус Христос ясно различает учение от водного крещения, как два совершенно отдельных действия: «идите, научите все народы, крестя их» ( Мф. 28:19 ). То же мы видим и у Апостолов. Апостол Павел сначала «проповедовал слово Господне темничному стражу и всем бывшим в доме его», а затем уже, усвоив учение Апостола и уверовав, темничный страж крестился сам и все домашние его» ( Деян. 16:32–33 ). Апостол Петр сначала преподал учение Корнилию и его семейству, а потом уже крестил их ( Деян. 10:26–48 ). Апостол Филипп сначала наставил эфиопского вельможу в истинах веры, а затем крестил его в воде ( Деян. 8:30–34 ). Под «возрождением от воды», кроме усвоения Божественного Откровения, молокане разумеют еще оправдание верой, причем, ссылаются на слова ап. Павла: «благодатью вы спасены через веру» ( Еф. 2:8 ). Православная Церковь никогда не отвергала, да и не может отвергать существенно важного значения веры, как для нашего спасения, вообще, так и для достойного принятия таинства св. крещения, в частности. Но это не значит того, что веру следует отождествлять с самым таинством крещения в воде, или что ею заменяется последнее. Сам Иисус Христос полагает ясное различие между верой и водным крещением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). Такое же различие между верой и крещением полагали и Апостолы: «одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:5 ). «Евнух сказал: вот, вода: что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Итак, Христос, видя приносимых к Нему детей, осознанно и нарочито употребил это выражение, желая дать понять Своим ученикам, что и младенцы, еще не способные ходить, могут приходить к Нему. Более того, дети не только могут приходить ко Христу в полном Библейском смысле этого выражения, а именно дети, и такие как дети, по милости Божией, только и входят в Царство Небесное (ср. Лк.18:17 ) 511 . И в связи с этим стихом, обратите также внимание, что для Христа мысли о приходе к Нему и о вхождении в Царство Небесное – тождественны (ср. Лк.18:16 и 17 стих, что подтверждает сказанное мною выше). Теперь замечу, что на время произнесения Христом Лк.18:16–17 , то есть ещё в пребывание Его на земле в ограниченном человеческом теле, прийти ко Христу, именно в Библейском смысле этого выражения, дети могли лишь отчасти, то есть, могли получить Христово благословение, и через прикосновение к ним Его руки, прикоснуться к Царству Небесному, но пока только – прикоснуться, а не войти в него. Когда же, по прославлению Своему, Христос в новом Теле вознесся и сел одесную Бога на Небесах, и вновь сошел на землю, не оставляя небес (ср. Ин.3:13 ), Духом Своим Святым в сердца ожидавших Его, и ныне пребывает здесь в Церкви Своей, Которая есть Тело Его (см. Кол.1:24 ), то со дня Пятидесятницы и по день Восхищения Церкви, прийти ко Христу: ребёнку ли, или взрослому, это значит – войти в Церковь (ср. Евр.3:6 ) 512 . Войти же в Церковь Христову, значит креститься во Имя Иисуса Христа (ср. Деян.2:41 и 47 стих). Поэтому со времени сошествия Святого Духа «прийти ко Христу» и «креститься во Имя Иисуса Христа» – понятия тождественные 513 . И теперь, чтобы исполнить повеление Господа Нашего, записанное в Лк.18:15–16 , до конца, насколько это со дня Пятидесятницы стало возможным, необходимо погрузить ребёнка во Имя, то есть Личность Иисуса Христа, что и совершает Православная Церковь в Детокрещении со дней первых Своих Апостолов» . 4) Св. Писание свидетельствует нам о крещении целых семейств , а именно: дома Стефана ( 1Кор.1:16 ); Лидии с её домашними ( Деян.16:14–15 ); темничного стража со всеми его домашними ( Деян.16:33 ) и Корнилия со всеми его родственниками и друзьями ( Деян.10:24,44,48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Учение о Святом Духе в Церкви Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог , а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой – Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? – Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13 ; 1Кор.2:4–16 ; Еф.3:5 ). Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело – Церковь , и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа ( Деян.2:1–47 ). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7–13, 15:26, 14:26 ), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим. День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6 ). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви (см. 1Кор.12:1–28 ). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение – το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В синедрионе заседали и саддукеи и фарисеи. Несмотря на различие религиозных взглядов этих партий, из которых первая была во власти, они по вопросу об убиении Господа действуют единодушно. Заметим, что Иоанн нигде не называет саддукеев этим именем, но называет их «первосвященниками», как напр. в Ин. 11:47 , когда он говорит: «первосвященники же и фарисеи собрали совет». Здесь слово «первосвященники» означает целую партию приверженцев тех взглядов и идей, которые принадлежали лицам, покровительствуемым Римлянами, и из числа которых избирались первосвященники царской, а позже римской властью. Это особенно выясняется из Деян. 5:17 , где сказано: «Первосвященники же и с ними все, принадлежавшие к ереси саддукейской». Вся партия Анны и Каиафы (ср. Ин. 18:13 ), бывшая у власти, и с ними все саддукеи были приверженцами римлян и пользовались покровительством и поддержкой римских сановников. Они старались угождать Римлянам, считали их охранителями своей национальности (ср. Ин. 11:47–49 ). Фарисеи были тупые зелоты, и вне узкого соблюдения Закона и смутных надежд на восстановление царства Израильского, едва ли имели какие-либо политические идеи. Но саддукеи пользовались фарисеями как орудием и употребляли их слепую ненависть для достижения своих, как они думали, глубокомысленных целей. Таково значение и слов Каиафы ( Ин. 11:48–50 ), о том, что лучше, чтобы один человек умер, нежели бы весь народ погиб. Потому в задуманном членами синедриона преступлении мы видим полное единодушие фарисеев и саддукеев (см. Мф. 26:59; 27:1, 20 ; Ин. 11:45, 47; 18:3, 35 и мн. др.). Многое разделяло эти две партии (ср. Деян. 23:6–9 ); верования их были различны, но народ находился под непосредственным влиянием фарисеев, а власть была в руках саддукеев, а обеим партиям необходимо было устранить Господа Иисуса, хотя для многих Он был заведомо посланный Божий и для всех Он был человек вполне святой и невинный. Временное согласие по вопросу о Господе Иисусе между «первосвященниками» (т. е. саддукеями) и фарисеями сплотило между собой всех жителей Иерусалима, приверженцев обеих партий, а потому всех их и заключил Иоанн под одним именем Иудеи, Иудейство. Безумная толпа кричит под влиянием преимущественно фарисеев, но подстрекание к крику «распни Его», инсинуация Пилату, что он недруг Кесарю, спор о редакции надписи на кресте, идет от властных саддукеев, начальников народа ( Ин. 19:6–22 ). Эти же начальники ставят у гроба стражу ( Мф. 27:62–66 ) и потом подкупают ее ( Мф. 28:11–15 ), чтобы она распустила ложную молву.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОБЗАНИЕ МИРА [«Святое целование»; греч. φλημα γιον; лат. osculum pacis], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических , обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом, по этой причине Л. м. часто называется просто «мир» (греч. ερνη; лат. pax). Происхождение Обычай приветствовать друг друга поцелуем был широко распространен в античной греко-рим. культуре (см., напр.: Martial. Epigr. XII 59. 5; упом. в НЗ (при встрече - Лк 7. 45; прощальный поцелуй - Деян 20. 37; поцелуй Иуды - Мф 26. 47-49; Мк 14. 44-45; Лк 22. 47-48)). Как христианский обычай Л. м. впервые упоминается в Павловых Посланиях (Рим 16. 16; 1 Кор 16. 20; 2 Кор 13. 12; 1 Фес 5. 26), а также в 1 Петр 5. 14 (здесь называется «лобзание любви»). Распространено мнение, что апостольские Послания, в которых «святое целование» было лишь формульным окончанием письма, послужили основой для возникновения обряда Л. м. во II в. (предполагают, что, поскольку ап. Павел не дает никаких объяснений этого обычая, он сам не мог быть его создателем). Однако прощальный поцелуй в формуляре античных писем не был стандартным, хотя и встречается у языческих авторов (напр.: Cicero. Ep. ad Attic. 16. 11. 8). Поэтому была предложена иная гипотеза, согласно к-рой слова ап. Павла свидетельствуют об уже существовавшей литургической практике ( Hofmann. 1938). Некоторые исследователи полагают, что обряд Л. м. в первохрист. общине всегда совершался по окончании чтения Свящ. Писания или после проповеди ( Cuming G. J. Service-Endings in the Epistles//NTS. 1975/1976. Vol. 22. P. 110-113). При этом попытки выявить ритуальное Л. м. в дохрист. иудейской традиции или в языческих мистериальных культах результатов не принесли. Совр. исследователи, сопоставляя указанные места из Павловых Посланий с окончаниями др. новозаветных Посланий, полагают, что ап. Павел воспринимал Л. м. не как простое приветствие, а как особое духовное действие ( Phillips. 1996). Кроме того, поскольку раннехрист. общины были устроены как домашние церкви, Л. м. было знаком духовного родства ( Penn. 2005). В древней Церкви

http://pravenc.ru/text/2110636.html

44. «Молитва с плачем и в духе – пища для ума, как хлеб – пища для тела». – «Беседа о молитве» Антиоха монаха. 45. «Только тот, кто познал Триединого Бога, может любить истинной любовью». – Павел Флоренский («Столп и утверждение Истины»). 46. Кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). Собирание себя, своей личности – Христом, т. е. сочетание со Христом в единую плоть, в единое подобие, в единую сущность, вхождение в Его Я – в Меня: со Мною человек может прийти в самого себя, обрести себя, собрать себя, рассыпанного вне Христа, без Христа. Кто не становится членом Тела Христова ­ Церкви, тот пребывает вовне, расточает себя, не имеет совокупности совершенства – любви; ибо лишь новозаветность сплачивает кровью, соединяет разъединенное ветхой жизнью – человеком прежде, если не против, Христа. Вне Христа человек разделился ( Мф.12:25–26 ); он – всегда царство, разделившееся само в себе. Дух Святой – собиратель личности: отсюда в стихе 31 ( Мф.12:31 ) единственным путем собирания самого себя, возвращения к целостному образу является – не творить греха и не допускать хулы на Святого Духа, не обособлять себя от Него. – (Оксфорд–Афины, 1918–1921) 47. Литургическое познание Церкви: «Только тот понимает Церковь , кто понимает литургию». – А. С. Хомяков «Церковь одна». 48. Деян.2:44–46 . Вера ­ обще-житие, общение святости; вера – обобществляет, слияет в единую сущность ощущение святости; Кровию (Христовой) соединены ­ одно Тело; кровный завет ­ общежитие ­ все члены одного Тела. – И имели все общее – по единой вере. Единая вера ­ единая сущность – единое имущество, все общее; святое общежитие, где краеугольный камень – Христос, атмосфера – смиренномудренная любовь... Церковность, воцерковленность ­ идеал общественный. (См.: Деян.4:32 ) – (Афины, 1919) 49. Иов.1:6, 12 . Путь сатаны: вещи, тварь – тварь поставить вместо Творца: заслонить вещами Создателя... осквернить творение, чтобы и Творец был осквернен; уничтожить тварь, чтобы уничтожить Творца. – (Оксфорд, 1918) 50. Мк.16:17 : Два знамения Нового Завета – любовь и изгнание бесов. Знамение: изгнать бесов, не дать им места. Изгнать, ибо насильно они вошли, вселились. Очистить и освободить землю и человека от бесов. – (Оксфорд, 1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скачать epub pdf Часть I Оглашение 1 2 О том, что нужно повседневно благоугождать Богу 3 Братия и отцы. Подобает и необходимо мне, насколько это возможно, проявлять свое попечение, усердие и заботу по отношению к вам словом, делом, напоминаниями, увещаниями, наставлениями, одобрениями, собственным примером, образцами добродетели других, чтобы таким путем я мог направить вас к божественному желанию и к нашей цели, то есть к благоугождению Богу. Я слаб, у меня недостает сил даже для самого себя, ибо грех мой пред лицом моим от земли до самого неба 4 . Несмотря на это, я должен носить возложенное на меня бремя руководительства вами в надежде на содействие ваших молитв 5 . Наша цель – благоугождение Богу Смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа да подвигнет ваши души. Ибо Он, будучи бессмертным, пролил кровь; Творец ангельского воинства, Он был связан воинскими руками; Грядущий судить живых и мертвых (см. Деян. 10:42 ; 2Тим. 4:1 ) был веден на суд. Истина, Он сделался предметом лжи. Царь славы (см. 1Кор. 2:8 ), Он был оклеветан, бит, оплеван и повешен на кресте 6 . Все эти поношения и мучения Он перенес не потому, что Он Сам в них нуждался, – Он и как человек был безгрешен, – но чтобы избавить нас от владычества греха, чрез который вошла в мир смерть и обманом увлекла нашего праотца. Жертва Христова – ради нас Посему если нам приходится испытывать что-либо подобное страданиям Христа, то в этом нет ничего странного, ибо мы на это согласились, для этого вступили в монастырь и дали такие обеты при пострижении 7 . И нам нужно терпеть обиды, искушения и огорчения из-за отсечения своей воли 8 . Ибо отцы называют все это пролитием крови. Монах непременно должен быть таким, и, живя таким образом, по примеру Христа, мы получим возможность стяжать Царство Небесное. Ибо спасение принадлежит не падающим, не живущим в удовольствиях и не исполняющим свои желания. Отречемся от мира, ведь у нас с ним нет ничего общего. Мы должны позабыть прежнюю жизнь 9 , отказаться с отвращением от плотской суетности и не услаждаться ничем, что принадлежит к здешней жизни, но в одном только находить для себя веселие и пищу и к одному только прилагать свое усердие и заботу, это – как бы благоугодить Господу. И чем все это завершится! Какую жизнь получат все святые! Каков будет тот неизреченный свет и истинная красота рая! А также и наоборот: каковы будут огонь кромешный, вечное уязвление от червей (см. Мк. 9:47–48 ), беспросветный, отделяющий праведников от грешников мрак, осуждение, ручные и ножные оковы и отвержение от Бога! И как бесконечно много можно еще вспомнить и привести подобных вещей, дабы, погружаясь в них умом, мы отвлекали его от земных помышлений и держали его чистым и свободным. Ибо каким кто порешит иметь его здесь, таким он непременно окажется и в будущей жизни. Монашество – пролитие крови в уподобление Христу

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

будучи сами рабы тления. Здесь явно ирония: стремление человека быть совершенно независимым от Бога неизбежно ведет в рабство греху. Истинная свобода о греха подразумевает радостное «порабощение» Богу ( Рим. 6,15–18 ). 2:20–22 Здесь, скорее всего, имеются в виду именно сами лжеучители, а не соблазненные ими, о которых речь идет в ст. 18. 2 Лучше бы им не познать пути правды. Сознательное отвержение истины увеличивает ответственность перед Богом ( Лк. 12,47.48 ). В других местах Писание указывает, что истинно возрожденные неослабно стойки в вере ( Ин. 10,26–30 ; ср. 1Ин. 2,19 ). 2 пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. В отличие от современного взгляда на собаку как на «лучшего друга человека», древние иудеи презирали это животное ( Исх. 22,31 ; Притч. 26,11 ; ср. Откр. 22,15 ). Свиньи также считались животными нечистыми ( Лев. 11,7 ; Ис. 65,4 ). Петр указывает, что религиозность на словах или внешнее обращение не меняет сердца человека. В отступничестве лжеучителей проявилась их подлинная сущность. Глава 3 3 второе послание. Если это указание на Первое послание Петра, что вполне возможно, то оба послания адресованы одним и тем же получателям (см. Введение: Время и обстоятельства написания). в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл. Если имеется в виду Первое послание Петра, то напоминание заключается в проявляемой там и здесь заботе апостола о том, чтобы его читатели проводили святую жизнь, достойную Евангелия (гл. 2; 1Пет. 1,13 2,12). 3 в последние дни. См. ком. к 1Пет. 1,20 . 3 где обетование пришествия Его? Лжеучители сделали неверный вывод, что Христос никогда не придет судить их. Петр с иронией приводит их слова, доказывая, что последние дни действительно близки. с тех пор, как стали умирать отцы. Возможно, ссылка на ветхозаветных праотцов ( Ин. 6,31 ; Деян. 3,13 ), хотя многие считают это упоминанием о смерти людей, принадлежавших к первому поколению христиан, особенно таких выдающихся личностей как Стефан ( Евр. 13,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

38 В том смысле, что Иаков не входил в число 12-ти (однако он возглавлял Собор 70-ти апостолов). 39 Точнее, вместо обычных для новозаветных посланий слов «благодать вам» использован (единственный раз во всем корпусе посланий) глагол в неопределенной форме «радоваться», означающий в данном контексте неофициальное приветствие. 40 Слово elegantezza зачеркнуто карандашом и заменено словом «изящество», соответственно изменено и окончание предыдущего слова: «Врожденное» (позднейшая правка П. Флоренского ); к этим словам Муретов делает примечание: «См. стр. 31», отсылая к своему предыдущему примечанию (см. прим. 27). 45 Номизм (от греч. νο μος закон) законничество, тенденция к пониманию религии, при котором преимущественное значение получают законы и их точное исполнение. 47 Гиллель (кон. I в. до н. э. нач. I в. н. э.) выдающийся законоучитель во время правления царя Ирода, известный своей добротой и благочестием. 48 Егезипп (II в.) раннехристианский писатель, собравший в своих не дошедших до нас «Записках» много сведений об апостолах. 49 «Не вижу Иосифа Флавия» (замечание на полях Муретова); в книге «Иудейские древности» (20.9.1) этого древнееврейского историка действительно повествуется о смерти св. Иакова. 50 В иудаизме имеются семь заповедей (развитых из тех немногих, что были даны Ною), обязательных для так называемых пришельцев врат, т. е. для язычников, обращающихся к иудейству, но не принимающих обрезания. К ним относятся: воспрещение идолослужения, богохульства, человекоубийства, кровосмешения, воровства, вкушения крови и удавленины, а также предписание повиновения начальству и гражданским законам. Некоторые из этих заповедей приняты на Иерусалимском Апостольском Соборе для язычников, обращающихся в христианство ( Деян. 15, 29 ). 51 Ко времени пришествия Христа Спасителя мы уже встречаем довольно большое число язычников, принявших иудейство, которые были известны под именем пришельцев врат, если принимали иудейство без обрезания, и пришельцев правды, если принимали и обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010