Таинство крещения есть дверь в христианскую Церковь . Подобно многим своим предшественникам Толстой отвергает крещение детей. «В крещении младенцев, – пишет в своем «Ответе» Св. Синоду, – вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство » 22 . Что касается Св. Писания, то мы должны сознаться, что в нем нет такого места, в котором было бы ясно сказано: «крестите младенцев». Но зато в Писании нет и запрещения крестить их. В словах Ев.: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), может показаться на первый взгляд, как будто содержится повеление научить народы прежде, чем крестить их, и, в таком случае, конечно, исключается младенческое крещение. Но в подлинном тексте приведенное место читается несколько иначе: «делайте все народы Моими учениками 23 , крестяще их... и учаще содержать все, что Я заповедал вам». Здесь, следовательно, дано повеление апостолам – приобретать народы в число учеников Христовых и пользоваться для этого двумя средствами: крещением и учением. Если, таким образом, придавать особое значение порядку, в каком здесь перечисляются различные установления, то разбираемое место свидетельствует не против, а в пользу крещения детей, так как на первом месте поставлено крещение, а научение – на втором. В Д. Ап. довольно таких мест, в которых говорится о крещении целых семейств ( Деян.16:15, 33, 18:8 ; ср. 1Кор.1:16 ). Но особого внимания заслуживает ( Деян.8:9–13 ). Здесь говорится о том, как Симону Магу внимали в Самарии все, от малого до большого, а затем, когда поверили Филиппу, то крестились и мужчины и женщины. Справедливо думать, что как в крещеных семействах находились вместе с взрослыми и дети, так и в Самарии от руки Филиппа крестились и те малые, которые дотоле внимали Симону. – Толстой берет интеллектуальную мерку, определяющую достоинство человека, хотящего принять христианскую веру, и ошибается. Что малые дети не понимают крещения, пусть так; но много ли смыслят они о царстве Божием? И, однако, его обетовал им Сам Христос ( Мк.10:15–16 ; Лк.9:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

(50, 1) Итак, «мудрость мира есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3:19 ), ибо «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор. 3:20 ). Так что никто не заслуживает славы только лишь за свой превосходный ум. (2) Хорошо на этот счет написано у Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудростью своей; и да не хвалится сильный силою своей; и да не хвалится богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся разумением и знанием того, что Я есть Господь, творящий милость и суд, и правду на земле, ибо в этом воля Моя, говорит Господь» ( Иер. 9:23–24 ). (3) «Дабы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь близкой смерти» ( 2Кор. 1:9–10 ) и «чтобы вера наша была не в мудрости людской, но в силе Божией» ( 1Кор. 2:5 ), ибо «духовный судит обо всем, а о нем судить не может никто» ( 1Кор. 2:15 ). (4) Внимай и другим словам апостола: «Это говорю я для того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ) и чтобы не вкрался «увлекающий» ( Кол. 2:8 ). (5) И опять: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2:8 ). (6) Не всякую философию он здесь имеет в виду, но только эпикурейскую (о которой упоминает апостол Павел в Деяниях апостолов ( Деян. 17:18 ), осуждая ее за то, что она отрицает провидение и обожествляет чувственные удовольствия), а также такие философские учения, которые первоэлементы считают несотворенными, а о творце даже и не говорят вовсе. (51, 1) Сюда же относятся и стоики, о которых также упоминает апостол ( Деян. 17:18 ) и которые лживо учат о Боге, что он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже грубейшую, материю. (2) «Преданием» же «человеческим» апостол называет речь чрезмерно изощренную, почему и пишет о ней: «Юношеских споров избегайте» (Вероятно, аллюзия на 2Тим. 2:22 . – Прим. переводчика.), ибо подобные состязания есть всего лишь ребячество. «Доблесть – это не ребяческие забавы», – говорит Платон 47 . (3) А согласно словам Горгия Леонтийского, «состязание требуют двух способностей: дерзости и мудрости; первая противостоит опасностям, а вторая же проникает в скрытый смысл. Ибо Логос, подобно глашатаю» на Олимпийских играх, «хотя и зовет всех желающих, но увенчивает только способного победить» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

10-11). Случаи обращения в христианство имп. сановников (Деян 13. 12) - предвестие обращения империи. В Евангелии от Иоанна сами иудеи догадываются, что сочетание проповеди Христовой с ее универсализмом и рим. власти, на своем уровне тоже универсальной, положит конец иудейскому партикуляризму (Ин 11. 47-48). «Нет власти не от Бога» (Рим 13. 1) означает не то, что всякий вид гос-ва - от Бога, но то, что всякий вид власти - в семье, в гос-ве, в Церкви - от Бога. Следующее за тем описание властей как «Божиих служителей», силы, не только пресекающей зло, но и созидающей добро (Рим 13. 2-7), относится к Римской империи, а не к гос-ву вообще. Апостол призывает молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 1-2). Схожим образом высказывается и ап. Петр: «...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр 2. 13-14). «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр 2. 17). Даже в Апокалипсисе, где предрекается эсхатологическая победа Бога над всяческим злом, и в т. ч. над нечестивыми царями земными, Господь называется владыкой царей земных, Царем царей и Господом господствующих (Откр 1. 5; 17. 14; 19. 16), это говорит о том, что нормальным состоянием полагается не борьба царей с Богом, но их подчинение Царю царствующих и объединение их под Его властью. Наконец, 2 Фес 2. 6-7 говорит, что конечная тайна беззакония не свершится, пока не будет взят от среды «удерживающий» - по толкованию сщмч. Ипполита Римского ( Hipp. In Dan. IV 21) и ряда позднейших толкователей - Римская империя и И. Даже в условиях гонений Церковь принимала империю. Сщмч. Климент Римский в молитве за И. говорит о необходимости подчиняться той власти, к-рая исходит от Бога: «Ты, Владыко, дал им власть царства великолепною и неизъяснимою державою Твоею, чтобы мы, знающие славу и честь, которые Ты им дал, подчинялись им, ни в чем не противясь воле Твоей» ( Clem.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Грех 8-й Строение гробниц в память пророкам и прежде бывшим святым неугодно Господу, и даже противно Ему. Это видно из того, как написано: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы ( Лк.11:47–48 ). Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков ( Мф.23:31 ). Так ясно выражена эта истина в Св. Писании, и что народы, какие бы то они ни были сами по себе, но если они одержимы этим грехом и беззаконием, то чрез это стали врагами Богу за свою собственную непокорность воле Божией. А потому всякий человек, который познал истину Божию и спасение, дарованное Иисусом Христом для вечной жизни, то он не может иметь никакого общения в делах Божиих с людьми, которые одержимы изложенными выше грехами и беззакониями, так как Сам Господь сказал в Св. Писании в нижеследующих местах, говоря: выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( 2Кор.6:17 ). И апостол также говорит: я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами; не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:20–21 ). И еще смотрите —133— ниже: ( Откр.18:4 ; Быт.19:15 ; Лев.20:24–26 ; Числ.16:26 ; 3Цар.18:21 ; Пс.4:4 ; Прит.4:14–15 ; Песн.4:8 ; Ис.40:20; 52:11 ; Иер.50:8; 51:6:45 ; Иез.20:39 ; Мих.2:10 ; Зах.2:6–7 ; Мф.10:34–35 ; Лк.3:17; 12:51 ; Деян.20:40 ; 2Пет.1:4 ). Имея в виду изложенные выше писания, истинно верующий человек, или же желающий получить спасение для души своей, должен обязательно отделиться духовно с народами, которые одержимы грехами и беззакониями, которые изложены выше; иначе Господь угрожает непокорным осуждением на вечную погибель в адском огне, говоря: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Господи, долго жила душа моя с ненавидящими мир ( Пс.119:6 ); а теперь совет нечестивых будь далек от меня ( Иов.21:16 ). Душа моя не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых, оставь его, не ходи по нему, потому что они не заснут, если не сделают зла, пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения. Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения ( Прит.4:14–17 ). Господи, не дай уклониться сердцу мою к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сладостей их ( Пс.140:4 ). И да отступит от неправды всякий, исповедующей имя Господа ( 2Тим.2:19 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Язычники воодушевились и начали, говоря на разных языках, прославлять величие Божие. Это поразило не только тех иудеев, которые сопровождали Петра, но и самого апостола. Позднее, возвратившись в Иерусалим, он так рассказывал другим апостолам об этом явлении Духа Божия: «Когда я начал говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (11:15). А теперь, видя, что Дух Божий излился на язычников, апостол Петр сказал Корнилию и всем собравшимся: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святого?» И повелел им креститься во имя Иисуса Христа. (10:47–48). Так было положено начало христианской Церкви для язычников. Когда же в Иерусалиме было получено известие о том, что язычники приняли слово Божие, то, не зная всех обстоятельств дела, христиане из иудеев упрекали Петра и говорили ему: «Ты ходил к людям необрезанным (т. е. к не иудеям) и ел с ними». Убеждение, что только еврейский народ есть настоящий народ Божий, а все остальные люди «нечисты и скверны», так глубоко и прочно укрепилось в умах иудеев, что даже христиане из иудеев не в силах были освободиться от этого предрассудка. Петр должен был подробно рассказать о всех обстоятельствах его общения с язычниками и о крещении дома сотника Корнилия в Кесарии. «Если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» – сказал он. Тогда все в Иерусалиме успокоились и славили Бога, говоря: «видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:17–18). 8. Христианская церковь в Антиохии ( Деян. 11:20–30 ) Распространение Церкви продолжалось все шире и глубже. Бежавшие от гонений в Иерусалиме христиане проповедовали Христа в Финикии, Антиохии, Киринее и на о. Кипре. Кипряне и киринейцы в свою очередь начали благовествовать слово Божие язычникам. И великое число людей уверовало в Господа. Тогда апостолы послали из Иерусалима в Антиохию Варнаву, чтобы он помог организовать местную Церковь . Варнава, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Его горячая проповедь привлекла новые массы обращенных ко Христу иудеев и язычников. Тогда он решил призвать на помощь Савла и направился в город Тарс. Оттуда привел его в Антиохию. Там Варнава и Савл вместе в течение года собирали народ в Церкви и проповедовали учение Господне. Это укрепило Церковь . И здесь, в Антиохии, ученики в первый раз стали называться христианами (11:26).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

«Если кто спросит», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего вначале в создание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого, поэтому не допытывайся... Почему же нужна вода..? Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда выпрямляемся, – выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погрести ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. Α что сказано мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:4 ); также: «ветхий наш человек распят с Ним» ( Рим.6:6 ); или: «соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 )». 140 «Если же кому желательно узнать», – пишет святой Кирилл Иерусалимский , – «почему благодать преподается через воду, а не через другую стихию, то найдет и сие, изучив божественные писания. Вода есть нечто великое и наилучшее из четырех видимых стихий мира». 141 Примеры водного крещения а) Святой Иоанн Предтеча крестил в воде: «это происходило в Вифаваре при Иордане (реке), где крестил Иоанн» ( Ин.1:28 ). «Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились» (3:23). б) Господь Иисус Христос крестился в воде: «крестившись Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ). «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды..». ( Мк.1:9–10 ). в) Апостолы крестили в воде: «они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься..? и сошли оба в воду» ( Деян.8:36–38 ), «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? и велел им креститься во имя Иисуса Христа» (10:47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но жестоковыйные приставники, схватив слуг его, иного прибили, другого убили, а иного побили камнями. После опять послал он других слуг больше прежнего, и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но приставники, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схватив его, убили (Мф21:33–39). Это – представители Израиля ( Лк.20:19 ). Они не приняли посланников Божиих и поступили с ними, как хотели. Но вот явился с неба чрезвычайный посланник, Сам Сын Божий, – и что же? Предсташа царие земстии и князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и свержем с нас иго их ( Пс.2:2–3 ). Что сотворим, говорят они, яко человек сей (Иисус) многа знамения творит? Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш ( Ин.11:47–48 ). И вот суд беззаконных совершился. – На этот беззаконный суд и отвечено воскрешением Иисуса, чем доказано, что их суд не праведен, что осужденный ими есть Господь и Христос. Без этого воскрешения ничто другое, никакое тяжкое наказание убийц не могло бы быть столь явным и решительным обнаружением неправедности их суда и выражением суда Божия над ними. Все другое они могли бы, по ослеплению или другим причинам, истолковать иначе и не признать судом Божиим над собою, подобно тому, как после в разрушении Иерусалима они не признали кары Божией; но теперь, по крайней мере, в совести своей, они не могли не чувствовать и не узнать Божественного суда. Иисуса, Которого вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых ( Деян.2:23–24; 3:15; 4:10; 5:30 ). Вы не признали Его Мессией – посланником Божиим и осудили, как беззаконного: но Он не был таким, Он есть истинный Мессия, – и вот вам доказательство: Бог воскресил Его из мертвых. Что действительно в этом было явное и решительное обнаружение беззакония людей и выражение суда Божия над ними, это ясно высказали они сами, когда говорили Апостолам, проповедовавшим о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

«Дадим Богу величие, воскликнем победную песнь Ему, ликуем, воспоем, рукоплещем Ему! Бог наш восходит от земли на небо, ангелы и архангелы приветствуют Его там как своего Зиждителя и Владыку» (Песнь 8). «Величаем Тебя, сошедшего даже до последних земли и спасшего человека и возвысившего его в божественном вознесении Твоем» (Песнь 9). Утреннее богослужение праздника заключается особенным отпустом, в котором Церковь благословляет всех предстоящих именем вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца. в) На Литургии вместо обыкновенных поются особенные антифоны праздника, заимствованные из 46, 47 и 48 Пс., в которых так живо и величественно изобразил святой пророк Давид божественную славу своего потомка по плоти, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Переливающиеся лики в сих антифонах напоминают хоры Серафимов в высоком видении пророка Исаии. Они то прославляют величие вознесшегося Господа и Его державное владычество над всеми языками – «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, покори люди нам и языки под ноги наша»; то призывают все народы к веселью и славословию – «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, яко Господь вышний страшен, Царь по всей земли»; то представляют Спасителя, как бы с высоты небес простирающего последнюю проповедь Свою к земнородным: «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущие по вселеннней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог! уста моя возглаголют премудрость и поучения сердца моего разум». Вслед за сим богодухновенный евангелист Лука повествует нам о последних минутах земного странствования Сына Божия, о том времени, когда апостолы окружили Его и спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010