Из всех церковных таинств, в Никео-Константинопольском Символе веры упоминается именно таинство крещения, «потому что вера запечатлевается крещением и прочими таинствами...» 1243 . Символ веры говорит только о крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви 1244 . В ряду церковных таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь , дающая доступ к участию в других таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость крещения для спасения: ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 )» 1245 . Веществом таинства крещения является вода (см.: Ин.3:5 ; Деян.8:36, 38, 10:47–48 ), которая должна быть чистой, не смешанной с другим веществом. Замена воды какой-либо иной жидкостью при совершении таинства недопустима 1246 . Способом совершения таинства является троекратное погружение крещаемого в воду 1247 . С древнейших времен Церковь не признавала действительности крещения, совершенного только через одно погружение 1248 . Что касается совершения крещения через обливание или окропление (в Римо-Католической церкви, у англикан и лютеран такой способ совершения таинства крещения является нормативным), то Православная Церковь считает, что такой способ совершения не уничтожает силы таинства, однако допустим только в особых случаях, когда совершить крещение через полное погружение представляется невозможным, например при крещении тяжелобольных 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   Из всех церковных таинств, в Никео-Константинопольском Символе веры упоминается именно таинство крещения, «потому что вера запечатлевается крещением и прочими таинствами...».    Символ веры говорит только о крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви.    В ряду церковных таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость крещения для спасения: ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5).    Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19)».    Веществом таинства крещения является вода (см.: Ин.3:5; Деян.8:36, 38, 10:47-48), которая должна быть чистой, не смешанной с другим веществом. Замена воды какой-либо иной жидкостью при совершении таинства недопустима.    Способом совершения таинства является троекратное погружение крещаемого в воду. С древнейших времен Церковь не признавала действительности крещения, совершенного только через одно погружение. Что касается совершения крещения через обливание или окропление (в Римо-Католической церкви, у англикан и лютеран такой способ совершения таинства крещения является нормативным), то Православная Церковь считает, что такой способ совершения не уничтожает силы таинства, однако допустим только в особых случаях, когда совершить крещение через полное погружение представляется невозможным, например при крещении тяжелобольных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Применялись и наказания к провинившимся. Примечательно, что обращалось внимание на самые, казалось бы, незначительные погрешности или оплошности, не говоря, конечно, о преступлениях более серьезного порядка. Например, кто-то случайно разбил глиняный кувшин для воды, уронил несколько зерен чечевицы и не собрал их, немного опоздал на общие работы или молитвы, покачнулся при пении псалма, грубо ответил, не сразу после окончания собрания ушел в келию, без ведома игумена принял письма и ответил на них, небрежно исполнил любое послушание... К вольным и невольным нарушителям порядка, как правило, применялись публичные покаяния, иногда – отлучения от молитвы. За грубые проступки изгоняли из монастыря [с. 33, 34, 36]. В основе внешнего (и не только внешнего) уклада жизни подвижников лежит страх Господень и происходящее от него смиренное сознание своей греховности, сокрушение о своих грехах. Этот страх, проникнутый смирением, понуждает подвижника подчинять свою волю и помыслы старцу – все делать только по его суду; во всем соблюдать послушание, кротость, терпение; никого не оскорблять и ни на кого не обижаться; ничего не допускать не согласного с общим уставом; быть довольным своим жребием; не превозноситься; удерживать свой язык не только от зла, но и не повышать голос; не смеяться легкомысленно [с. 46]. Потому преподобный Кассиан и призывает: Решившись служить Богу, пребывай в страхе Божием и приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждению, а к искушениям и огорчениям (См.: Сир. 2, 1 ); ибо многими скорбями подобает внити в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ). Знай, что ты в числе немногих избранных, и смотря на пример и холодность многих, не охладевай, но живи так, как живут немногие, дабы с этими немногими удостоиться тебе Царствия Небесного» [с. 45]. Спасется не тот, кто хорошо начал добродетели, но кто до конца сохранит их ( Мф. 10, 22 ) [с. 45]. Описанных условий к спасительной жизни не подобает ждать от кого-либо, что кто-то принесет, создаст их, а должно, по слову преподобного, приобретать самому подвижнику «своим смирением и великодушием», которые в его власти [с. 48]. «Будь слепым, глухим и немым: слепым, чтобы тебе, подобно слепому, не смотреть, кроме избранного тобою для подражания... глухим, чтобы не внимать, подобно глухому, тем словам, кои произносят непокорные, упорные, порицатели и подобные им... немым... чтобы быть тебе неподвижным и ничего не отвечать, подобно немому, когда слышишь злословия, когда наносят тебе обиды. К сим правилам надобно присовокупить особенно четвертое... то есть... в простоте сердца и с верой неси послушание, почитая святым, полезным и мудрым только то, что тебе повелевает Закон Божий или старец» [с. 47].

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

45 Вслед за речью о пресвитерах в уста Ап. Иакова влагается речь о чтеце, указываются его нравственные качества и общая характерная заметка, что в церкви он занимает место евангелиста. Далее о диаконах (Ап. Матфей), о вдовицах (Ап. Кифа). Затем речь снова идет о диаконах (Ап. Андрей), именно о служении их, о мирянах (Ап. Филипп) и наконец, о женщинах. Таково в общем содержите памятника 46 . По мнению Биккеля, основанному на внутренних признаках памятника, происхождение его восходит к началу 3-го века 47 . Гарнак несколько видоизменил этот взгляд. Он предположительно различает в основе памятника три древнейшие статьи: 1) Διδαχ τν δδεκα ποστλων; 2) Κατστασις τοκλρου и 3) Κατστασις τς εκκλησας; вторая из сих статей принадлежит началу 3-го века, третья – первой половине 3-го века; а все целое составлено из этих статей во второй половине 3-го века, никак не позднее 300 года 48 . Непосредственно своим содержанием этот памятник не имел никакого значения в истории права Православной Церкви, а посему мы оставляем дальнейшую его характеристику. 1 Ср. Schulme, Die Lebre von den Quellen des katholischen kirchemechts. В. I 40, 41. Giessen. 1860. 3 См. напр. Изображение этой эпохи в книге Иеринга «Дух римского права на разных ступенях его развития» 5 Достопримечательны в этом отношении следующие случаи из жизни Апостола: а) перед трибуналом первосвященника Анании, когда последний велел бить св. Павла по устам, он сказал: «Бог будет тебя бить, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить меня по закону, а вопреки закону велишь бить меня».–Но когда на это предстоявшие заметили ему: «как смеешь ты злословить первосвященника Божия»,–св. Павел как бы спохватившись, что и сам поступил противозаконно, отвечал: «я не знал, братие, что он–первосвященник; ибо в Писании сказано: начальствующего в народа твоем не злословь (Исход. 22; 28) ( Деян. 22; 1 – 5 ). Оправдание строго-юридическое и в тоже время внушительный урок беззаконнику судье! б) Перед римским трибуналом (правителем Апостол защищался, стоя на почве римского уголовного процесса: когда этот правитель (Фест) в угоду иудеям предложил Павлу судиться в Иерусалиме нацональным иудейским судом, он возразил: «я стою пред судом кесаревыми, где мне и следует быть судиму ; если я неправ и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем меня обвиняют, то никто не можешь выдать меня им (иудеям).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Апостол употребляет глагол, который в Священном Писании Нового Завета может означать, с одной стороны, «признавать какой-либо факт», «удостоверять свое слово», «утверждать», «свидетельствовать», с другой — «возвещать что-либо публично», «исповедовать веру». 42 Из контекста речи апостола предпочтительным является первое значение глагола в том смысле, что для прощения нам надо признать свои грехи перед Богом. Но нельзя полностью исключить и второго значения — тогда возникает мысль о необходимости внешне исповедовать грехи перед Церковью в лице ее конкретных представителей, среди которых уместнее всего видеть апостолов и их преемников, облеченных Господом властью отпускать грехи ( Ин.20:23 ) 43 . Свидетельства о связи покаяния с внешним исповеданием грехов перед членами ранней Церкви, можно найти в книге Деяний апостольских и в послании св. ап. Иакова. В первом тексте говорится о случае в Ефесе, когда «многие … из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19 Дееписатель использует глагол, близкий по значению к, и смысл фразы в том, что обратившиеся христиане публично признавали свои согрешения, хотя, видимо, это было тесно связано с крещением и вхождением в  Церковь 44 . Во втором тексте содержится призыв св. ап. Иакова к христианам: «исповедайте друг другу согрешения» 45 ( Иак.5:16 ). Здесь также использован глагол, причем смысл фразы хорошо передан в синодальном переводе: «признавайтесь друг пред другом в проступках» 46 . Поскольку далее апостол продолжает: «и молитесь друг за друга, да исцелеете» ( Иак.5:16 ), имея в виду исцеление от духовных недугов 47 , то в ближайшем историческом контексте слова об исповедании указывают на признание христианами своих грехов друг перед другом с целью молиться друг за друга 48 . Более ясные указания о том, как практика исповедания грехов была сопоставлена с полномочиями апостолам и их преемникам «вязать» и «решить» человеческие грехи ( Мф.18:18 ; см. также Ин.20:23 ) уже выходят за хронологические рамки новозаветных писаний и относятся к раннему периоду святоотеческой письменности. Но именно связь этих двух понятий и легла в основу христианского церковного Таинства покаяния, находящего свое выражение в форме исповеди перед епископом или священником.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Беспрерывность существования епископов служит лучшим доказательством вечного пребывания их в созданной Христом церкви, о чём в писании сказано. «Прилежи ему, сказал Христос гостиннику: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возвращуся, воздам ти». 46 ( Лук. 10:35 ). Он же говорит: «Куплю дейте, дóндеже прииду» 47 ( Лук. 19:13 ). Ещё Христос же говорит; «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 48 (Мф. 28:20). «Аз бо вем сие, говорит ап. Павел, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящие стада и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе». ( Деян. 20:29–30 ) 49 . «И той дал есть овы же... пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» 50 ( Еф. 4:11, 13 ). «Ангелу Филадельфийские церкве напиши... Яко соблюл еси слово терпения, читаем в апокалипсисе, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли 51 ( Апок. 3:7, 10 ); «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы... Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова». 52 (Филип, гл. I, ст. 1, 5). «Она ( церковь ) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний», 53 говорит св. Ириней Лион. (кн. IV, гл. 33, стр. 409, читай выше). «Никогда не обольстит он (диавол) церкви, говорит Августин, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: «позна Господь сущыя своя». ( 2Тим. 2:19 ). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу диавол ( Апок. 20:3 ), как была здесь со времени своего учреждения и будет всё время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих», (т. VI, кн. 20, гл. 8, стр. 196–7; – ещё его см. выше) – «Апостол говорит, что священство аароново, т. е. народа иудейского, говорит Иероним, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Деяния этого собора были читаны на 5 вселенском соборе (стр. 99) и после отцы собора сказали: «Св. собор сказал: сказанное и представленное достаточно доказывает церковное предание, что должно анафематствовать еретиков и после смерти» (стр. 113). Это пояснение сделано нами потому, что некоторые старообр. начетчики в отрицание приводимого доказательства из Деяний 5 всел. соб. говорят, что это де слова собора Мопсуетского. Но мы видели, что этот собор православный и деяния его были читаны и приняты на 5 вселенском соборе. 45) Там же т. 1, стр. 298–302 (деян. 3 всел. соб.): «Я Рудий, сын Иконика, филадельфиец, четыренадесятник, познав истинную веру православия и покаявшись (в своем заблуждении) пред святейшим епископом Феофаном, присоединяюсь к святейшей и кафолической церкви и анафематствую всякую ересь... Клянусь (в этом) святою и единосущною Троицею и благочестием»... «Я, Исихии, познав истинную веру... анафематствую всякую ересь... И клянусь святою Троицею и благочестием... подписал моею собственною рукою». И далее следуют такие же клятвы многих лиц. 46) Августин ч. 9, стр. 225: «Ведь и люди клянутся большим себя, и клятва являются концом для подтверждения их противоречия». 47) Вальсамон в толковании 29 правила Василия Великого – см. ниже в разборе и возражения стр. 363. 48) В Прологе есть множество примеров того, что св. мученики и св. отцы употребляли в клятве имя Божие: 10 июля, свящ.-муч. Аполония, л. 625 об. (ед. изд.): «Приведен бысть святый к Перенею князю... И исповеда себе христианина суща, и понужден быв клятися во имя царево. Он же рече: не обычно есть клятися во умирающего царя, но паче в Творца и Создателя всякой твари». 49) Там же, 17 апреля, житие свящ,-муч. Симеона. еп. Персидского, л. 229: «Кленуся Богом, неба и земли создателем, яко ктому такового греха не имам сотворити». 50) 1 апреля, житие св. Марии Египетской, л. 170: «Старец (Зосима) паде пред ногами ее, глаголя со слезами: заклинаю тя именем Господа нашего Иисуса Христа». (А в иных Прологах можно читать: «клянусь всемогущим Богом).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

И сие свидетельство Сам Господь предложил иудеям в Своем Св. Евангелии. «Несте ли чли, – говорит Он, – николиже в писаниих: камень, его же не в ряду сотвориша (небрегоша) зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Мф.21:42 ). Подобным образом апостол Петр, в своей проповеди к иудеям, приводя пророчество о Господе, говорит: «сей есть камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла ( Деян.4:11 ). И св. Павел учит: «наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» ( Еф.2:20 ); и в другом месте: «пияху от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос ( 1Кор.10:4 ). Иисус Христос отсечен от горы без рук, родившись от Девы без семени мужского. Он же, приняв на Себя естество человеческое, несмотря на то, что пришел в мир в состоянии крайнего умаления и уничижения, вдруг, как только воскрес, явился в такой славе, которая наполнила всю вселенную; и когда Евангелие распространилось во всех пределах земли, то новое Царство Его обняло весь земной мир, а прежние четыре царства перешли и исчезли подобно праху, развеваемому ветром”. (Феодорит. толк. на это место см. Христиан. Чт. 1845 г. 1 стр. 158. 159). Таков сон, виденный Навуходоносаром во 2-й г. его царствования 45 . Содержание 3-й главы . Глава 3-я рассказывает о чудесном освобождении трех друзей Даниила, брошенных в печь за отказ поклониться золотой статуе Навуходоносора. Навуходоносор поставил золотую статую на равнине Дур или Деир 46 в вавилонской области. Ни время, ни случай поставления, ни значение сей статуи не показаны у пророка Даниила. Только, очевидно, это было не в начале царствования, а в годы высшей степени могущества и славы Навуходоносора, как избранника Небес, служившего вместилищем и выражением силы всех богов или всей религии вавилонской. Посему-то и употреблен на нее драгоценнейший металл, и приданы колоссальные размеры 60 локтей вышины и 6 локтей ширины 47 . Все подданные, чрез глашатаев, при звуках трубы, свирели, цитры, певницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий 48 , призывались пасть и поклониться золотому истукану, начиная от низших до высших ( Дан.3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

38. Ин.21:15-17. 39. Мф.2:1-12 (поклонение волхвов); Лк.2:8-20 (поклонение пастухов). 40. Деян.5:34-40. 41. Ин.10:31. 42. Ин.6:15. 43. Мф.16:1. 44. Лк.19:39. 45. Мф.10:34-35; Лк.12:51. 46. Мф.12:39-40. 47. Мф.24:24. 48. См. прим. V,37 и V,13. Гуманизм - возникшая в эпоху Возрождения система взглядов, возвеличивавшая натурального, языческого человека, который считался добрым по своей природе, искажаемой лишь неблагоприятными внешними условиями; улучшение последних, восстанавливая естественное состояние человечества, приведет его, по этим воззрениям, к полному счастью; отсюда вера в бесконечный прогресс, всемогущество науки и тому подобное. Основным пороком гуманистического мировоззрения является его отрицание учения о первородном грехе, что в конечном счете ведет к подмене Богочеловека человекобогом, свободы - своеволием и так далее. 49. Мф.24:24; Мк.13:22. 50. Представление о том, что учитель является, когда готов ученик, характерно для восточных религиозно-философских учений; например: " Есть таинственный закон природы, в силу которого, когда поле готово, семя должно быть посеяно и, действительно, сеется, и когда душа серьезно желает стать религиозною, учитель религии должен явиться и, действительно, является, чтобы помочь этой душе " (Свами Вивекананда. Бхакти-йога. СПб., 1914. С.30-31). 51. Пс.117:8. 52. Ин.10:8.  Письмо шестое Пасха Христова 1923 г. Христос воскресе! Когда вы, дорогие друзья мои, выразили желание, чтобы я делился с вами своими думами о " драгоценной вере " (2Пет.1:1) нашей, у меня сразу возник в голове план, которого я решил было держаться в беседах с вами. Но, как вы сами видите из предыдущих писем моих к вам, я вынуждался отступать от него под влиянием " случайных " обстоятельств, и хотя, по существу, я все-таки постараюсь в следующих письмах вести намеченную мною линию, однако не избегну, вероятно, новых отступлений от нее. И это тем более неизбежно, что, получая от вас отклики на свои письма, я вижу себя иногда вынужденным принимать их в соображение при моих беседах с вами. Вот и настоящее письмо вызвано отчасти этими откликами, отчасти церковными событиями последнего времени. Разумею затеянный церковными отщепенцами собор на который волей-неволей затягиваются и православные люди, не разумеющие пути Господня, а следовательно, и своего пути.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Лишь только Предание получило такое (католическое) значение, как оно немедленно порождает католическое церковное устройство, выдающее себя целиком за непосредственно божественный строй. Но последняя основная мысль всего этого развития – это мысль, что церковный строй представляет строй экклезии как тела Христова. Из этой основной мысли вытекает приведенное в тексте положение, а из него – все дальнейшее. 44 Этот основополагающий ряд мыслей развивает ап. Павел в Послании к Римлянам (12:3–8) и в первом Послании к Коринфянам (12–14). 47 Члены экклезии взаимно нуждаются друг в друге и взаимно служат друг другу, смотря по сообщенному дару, подобно членам тела, 1Кор.12:12–26 . Поэтому отдельные члены обладают в экклезии как различными дарами, так и различными положениями, см. стих 28 сл. 48 1Кор.16:15–16 : семейство Стефаново само посвятило себя на служение святым, чтобы «были и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». Также 1Фес.12:13; Евр.13:17 . – Первое Послание Климента к Коринфянам, 38:1: «Пусть каждый повинуется ближнему своему сообразно степени, на которой он поставлен харизмой Его (Христа)». 49 Глава 13 Первого Послания к Коринфянам находится между обеими главами, 12 и 14, трактующими о строе экклезии. Она указывает «превосходнейший путь», силу, стоящую выше всего в экклезии, выше благодатных даров, – силу любви. Без любви все дары «ни к чему». Она ведет к правильному употреблению даров и в то же время дает возможность деятельного проявления этих даров в христианстве, как в правильно сложенном теле. 53 Ср.: Евр.13:7 : «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие»: 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим... ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»: 13:24: «Приветствуйте наставников ваших и всех святых» (вся община распадается на два класса: наставников и святых). Деян.15:22. 32 : «пророки» Иуда и Сила, «мужи начальствующие (hegoumenoi) между братьями». Первое Послание Климента Римского . 1, 3: «Подчиняясь наставникам вашим»: 21,6: «Будем почитать предстоятелей наших». Герм. Видения. II, 2, 6: «Ты скажешь предстоятелям экклезии»: III, 9, 7: «Говорю предстоятелям экклезии». Также Harnack. Proleg. S. 94. Anm. 8: S. 111 и в Theol. LZ. 1889. S. 419. Anm. 2: Weizsäcker. Apost. ZA. S. 638–639: Löning. Gemeindeverf. S. 56–57. – Тертуллиан употребляет выражение duces, auctores, как уже равнозначащие c praepositi, clerus, ср.: O бегстве, гл. II: «Но когда спасаются бегством сами наставники (auctores), т. е. сами диаконы и пресвитеры и епископы, то как может понять это мирянин?» – «Итак, когда начальствующие (duces) спасаются бегством, то кто же из стада сможет удержаться?» – «Когда во время гонения Церковь лишается клира». – «Предстоятелям (praepositos) Церкви не следует спасаться бегством во время гонения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010