Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это и Книга Завета и Закона (Втор. 30.10) — Библия и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» — Книги, лежащей на престоле (например, ц. Успения в Никее, VII b.).   Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).   Итак, Бог судит мир через слово и свет, — и человек с трепетом ожидает «доброго ответа на страшном судище Христово», как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4:24 ). 47 5. Ведь, как научает [апостол] Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» ( 2Кор. 4:18 ); Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало [ухо]» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог ( 1Кор. 2:9 ) нам через Духа Своего, обитающего в нас 48 . Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога ( Откр. 21:3 ) и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы». 6. Вот ты услышал о тайнах, дарованных нам Христом через Его Пришествие к нам. 49 Вопрос 7. Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдет ли он в Царство Небесное? Ответ Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин. 3:5 ), 50 то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» ( Лк. 16:25 ), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много ( Ин. 14:2 ) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний. 51 Вопрос 8. В каком смысле говорится, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:35)? Ответ 1. Когда слова эти были сказаны святым апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу независимо от того, являлся ли он иудеем или эллином; [таковыми] были жители Ниневии ( Иона. 3:10 ) и друзья Иова. 52

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Лк.2:46 .  Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; Лк.2:47 .  все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. «Через три дня» – вероятно, после своего выхода из Иерусалима. Первый день был проведен в дороге, второй – в обратном путешествии в Иерусалим, и третий – в поисках Иисуса в городе. «В храме». Более вероятным является предположение, что беседа «учителей» происходила близ входа в храм, во внешнем дворе, или «дворе языков», – месте удобном и доступном для всех: и мужчин, и женщин. Тут находилась роскошная галерея, но без скамей: слушатели сидели на полу. Сидеть же учащимся дозволялось и в присутствии самых важных учителей. Поэтому апостол Павел и говорит, что он воспитался у ног Гамалиила, т.е. сидел на полу, когда тот говорил ( Деян.22:3 ). «Среди учителей». Любознательность побудила Отрока как можно ближе подвинуться к державшему речь раввину, и Он таким образом очутился в середине круга других раввинов, которые сидели по бокам своего сотоварища, прислушиваясь к его словам. «Слушающего их и спрашивающего их». Временами в разговор вступали и другие раввины. Иисус прислушивался со вниманием к их речам и, когда в них находил что-либо неясное, спрашивал у них разъяснения, что позволялось обычаем. «Все слушавшие Его», т.е. не только простой народ, но даже и сами раввины. «Дивились» – были поражены удивлением ( ξσταντο). «Разуму и ответам» – разумности ( π τ συνσει) и именно Его находчивости в ответах на те вопросы, с какими обыкновенно обращались раввины к своим слушателям после того, как кончали изложение того или другого пункта учения. Лк.2:48 .  И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Лк.2:49 .  Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Лк.2:50 .  Но они не поняли сказанных Им слов. «И, увидев Его» – конечно, увидели Его Иосиф и Мария – «удивились» – именно тому, что Иисус находится в храме и притом среди учителей, к беседе с которыми Он, по представлению родителей, не был подготовлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда Господь отвечает сатане: ГЛАВА 27 Ст.12: «Вот, все, что он имеет, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». 46. Когда мы исследуем Священную Историю в аллегорическом смысле, то должны понимать руку сатаны не как силу, но как искушение. Все, что имеет Иов, дается в руку искусителя, но рука искушения, протянутая к нему, удерживается, хотя и это будет разрешено, когда будет потеряно имущество; так как, бесспорно, сначала Иудея, которая была владением Христа, была поражена неверностью, и потом Его плоть была прибита к древу Креста. Итак, Христос сначала претерпел сопротивление Иудеи, и потом пришел к Кресту; подобно этому Иов прежде потерял состояние, и затем претерпел подлость противника против самого себя. ГЛАВА 28 Ст.12: «И отошел сатана от лица Господня». 47. Как сказано выше, сатана отошел от лица Господа, так как переходит к исполнению своих желаний. Он как бы был перед Богом, когда из-за Него не мог насыщать свою злую жажду. ГЛАВА 29 Ст.13: «Когда же в некоторый день сыновья и дочери его ели и пили вино в доме первородного своего брата». 48. Мы сказали, что под сыновьями и дочерями Иова понимаются или сонм апостолов, или все множество верующих. Воплотившийся Господь сначала избрал немногих из Иудеи, а затем присоединил к Себе множество народов. Кого же нужно понимать как старшего сына Господа, если не народ иудейский, который был порожден учением давно данного ему Закона; младшим же считаем народ язычников, который собран со всех концов мира. Когда сатана, не зная, служил пользе людей, и испытывал, развратив сердца гонителей, добровольность Господнего страдания, святые апостолы еще не знали, что язычники тоже должны присоединиться к Господу, и проповедовали тайны веры только иудеям; сказано, что когда сатана вышел от Господа, сыновья и дочери пировали в доме перворожденного сына. Конечно, им было сказано: « На путь к язычникам не ходите» (Мф. 10; 5). После смерти и Воскресения Господа они обратились к проповеди у язычников. Потому в Деяниях они говорят: « Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но так как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам»(Деян.

http://bogoslov.ru/article/4880676

Понятно, что на таком слабом человеке Господь не мог создавать Своей вечной Церкви. И православные христиане потому не должны верить обольщению униатов, будто бы «настоящее» православие и настоящая евангельская вера сохранятся до-века нерушимыми именно в Риме. Господь пророчески не на Рим указал, как на хранителя Своей чистой проповеди, и не на римских христиан, как на истинных учеников Своих, а на Филадельфию и филадельфийцев. Значит, на православный греческий Восток, – на Церкви Божии с тою самой верой, которую храним нерушимо и мы – русские православные христиане. Так нужно заключать из слов Самого Господа в Откровении: «Агнецу Филадельфийской Церкви напиши... знаю твои дела; вот я отворил перед Тобою дверь и никто не может затворить ее… И как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которое придет на всю вселенную» ( Откр. 3:7–11 ). Итак, по пророчеству Господа не Рим, а Филадельфия, то есть, православный греческий Восток в вере пребудет послушным истине до скончания века. Потому, в годину искушений, в смутное время шатания людей из веры в веру, мы обязаны за утешением и поддержкой устремлять глаза свои не на Рим, не на сектантские земли, а на Православный Греческий Восток, с которым – благодарение Богу! – до сего времени в вере мы пребываем единомысленными. Запомним это, православные христиане, и со всяким утешением заучим тексты: Деян. 4:11 ст; 1 Коринф. 3:11; Ефес. 2:19,20 ст. и Откр. 3:7–11 . Урок пятнадцатый. Для чего создал Господь Свою Церковь на земле? Господи благослови! Ап. Павел в Послании к Ефесянам написал: Он – Господь поставил в Церкви «одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4:11–16 ). То, для чего в Церкви поставлены Христом пастыри, составляет цель существования и самой Церкви. В этом мире она что остров посреди бурного океана. Кругом неё бушуют ветры, носятся волны, как горы, а Церковь Христова в себе дает покой и спасение измученным людям. Потому Церковь справедливо уподобитьи двору овчему, в который, по притче Христовой, пастырь на ночь, от воров и разбойников, загоняет свое стадо ( Иоан. 10 гл.); поэтому же ее следует уподобить ковчегу Ноеву, в котором восемь душ спаслись от воды ( 1Пет. 3:10 ). Она, далее, подобна неводу, который из моря этой жизни влечет людей, будто рыб разного сорта, на небесный берег, к Иисусу Христу ( Мф. 13:47–48 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– перед Синедрионом (23:1–8) – его судят за веру в воскресение мертвых. – То же самое ап. Павел будет утверждать в своих речах в Кесарии перед Феликсом (24:21) и Агриппой (26:8). Итогом этих речей будет утверждение ап. Павла: «Я не сделал никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против кесаря» (25:8), что получит свое подтверждение в письме тысяченачальника Клавдия Лисия (23:29), в устах прокуратора Порция Феста (25:18–19; ср. 25) и царя Агриппы II (26:31–32). Каждое из этих событий – излияние Св. Духа ( Деян 2 ), мученичество Стефана (гл. 6–7), обращение сотника Корнилия (гл. 10), миссионерское служение ап. Павла (гл. 13–19) и последовавшие затем тяжелые испытания в его судьбе (гл. 21–26) – представляет собой инструмент для выражения богословского понимания излагаемой автором истории; поэтому значение каждого эпизода простирается далеко за его собственные пределы. Ценность речей состоит также в их убедительности, поскольку они сфокусированы больше на читателе, чем на персонажах книги. То, чего нельзя достичь с помощью повествований, достигается благодаря речам, вносящим, кроме того, оживление в само повествование. 5 . «Мы-сообщения» 97 . Эти разделы вводятся без объяснения в повествование Деян от третьего лица и относятся исключительно к описанию миссионерского служения ап. Павла. Очевидно, автор хотел указать своим читателям на свое присутствие в этой части описываемых им событий. Такое понимание «дневника писателя» находит себе поддержку в употреблении 1 л. ед. ч. во введении к обеим книгам Луки ( Лк 1:1–4 ; Деян 1:1 ). H. J. Cadbury считал, что употребленное в Лк 1:3  слово παρηκολουθηκτι («исследовании») указывает на то, что автор был очевидцем некоторых событий, упоминаемых им 98 , а значит, и спутником ап. Павла. 6 . Наряду с присутствием определенных композиционных форм в Деян можно выделить три принципа организации повествователъного материала 99 : (а)       Миссионерская тема. Первый принцип имеет богословский характер: в излагаемой истории, развивающейся под водительством Св. Духа, автор выделяет вселенское распространение Благой Вести среди иудеев, а затем и среди язычников. Евангелие должно быть возвещено народам начиная от Иерусалима и «до края земли» – так об этом говорится уже в самом начале Деян (1:8), «спасение Божие послано язычникам» – утверждает ап. Павел в финале (28:28); ту же тему читатель находит точно в середине книги: Бог «отверз дверь веры язычникам» (14:27). Значение миссионерского провозвестия подчеркивается и в ряде других текстов: 2:9–11, 39; 9:15; 11:18; 13:46–47 и 14:15. Более того, эта тема уже проводилась и в Лк, где ей отводится то же композиционное положение, что и в Деян: ею оно начинается (3:6) и завершается (24:47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

е. понятие о действии погружения. Приняв от Спасителя заповедь крестить «вся языки», Апостолы крестили обращающихся к вере во Иисуса Христа посредством погружения. Это особенно можно видеть в примере крещения Евнуха св. Филиппом. Писатель книги Деяний Апостольских св. Лука, повествуя о сем событии, говорит: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егдаже изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика» ( Деян.8:38–39 ). Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду ( κατβησαν ες τ δωρ), один для совершения, другой для принятия крещения. Но для чего им нужно было сходить в воду, если бы Филипп хотел крестить каженика, и действительно крестил его, не чрез погружение? Выражения: «вошли в воду» и «вышли из воды» сами собою показывают, что здесь говорится о крещении не чрез обливание, или окропление водою. Что касается до обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ): то нет никакой необходимости с некоторыми из западных писателей 14 предполагать, будто крещение их, по причине их множества, не могло совершиться чрез погружение. Так думают и более беспристрастные из западных писателей. Вот слова одного из них: «богословы, которые в крещении трех тысяч уверовавших видят крещение чрез окропление, не примечают, что св. Лука отнюдь не говорит, будто св. Петр крестил сии три тысячи человек в один день и притом без помощи других Апостолов. Вероятнее, что и прочие Апостолы в разных местах во Иерусалиме крестили новообращенных и, может быть, не в один день» 15 . О крещении домов – Корнилия ( Деян.10:47–48 ) и темничного стража ( Деян.10:32–33 ), в котором хотят видеть следы обливательного крещения, мы воспользуемся кратким замечанием одного из западных же писателей, что при сем ненужно опускать из виду употребления на востоке домашних ванн, в которых удобно было крестить и посредством погружения 16 . Что Апостолы, как сами совершали, так и преемникам своим предали совершать таинство крещения чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение обыкновенно совершалось чрез погружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Если Петр действительно сознавал обязательность этого наставления для себя, он не мог не положить его в основание своего благовестнического служения. Фактическое подтверждение этого косвенного вывода имело бы значение положительного подтверждения свидетельства Предания о написании Мк. спутником ап. Петра. Что мы знаем об апостольском служении ап. Петра? Большие речи ап. Петра перед народом приведены в Деян. гл. 2, 3 и 10 (последняя в доме сотника Корнилия). Исходной точкой в каждом случае является чудо: чудо огненных языков в день Пятидесятницы, исцеление хромого, троякое чудесное откровение в деле сотника Корнилия. Все чудеса доступны чувственному восприятию. Отправляющееся от чуда поучение ведет к утверждению веры. Это прямо сказано в Деян. Мк.4:4 . Вера предполагает крещение, запечатлевающее веру. В день Пятидесятницы Петр призывает к крещению ( Мк.2:38 ) и его призыву следует большое число обращенных (ст. 41). То же происходит с Корнилием и его близкими ( Мк.10:47–48 ). Вера и крещение есть условие спасения. По ту сторону разделяющей линии – осуждение с миром. Свою проповедь в день Пятидесятницы Петр заканчивает словами: «Спасайтесь от рода сего развращенного» ( Мк.2:40 ). Проповедь ап. Петра в первые годы по Вознесении может быть понимаема как точное исполнение повеления Воскресшего, сохраненного в Мк. гл. 16. Больше того. Мы можем сказать, что завету Христову Петр остался верен и впоследствии. Речь Петра на Иерусалимском соборе содержит то же ударение на вере (Деян. Мк.15:7–9 ). Это же относится и к Посланиям ап. Петра, особенно к Первому. То же значение, усвояемое вере (1 Петр. Мк.1:5,19, 21 и др.), то же противоположение христиан миру (1 Петр. Мк.2:4–10 ), то же разделение на спасаемых и погибающих, проходящее по линии веры (1 Петр Мк.1:14–21 ; Мк.2:7, 9, 10 ). В настоящей связи естественно отметить, что перечисление знамений в Мк. Мк.16:15–18 начинается так: «Именем Моим будут изгонять бесов» (ст. 17). На изгнании бесов Господь сделал особое ударение, и этого ударения Петр не забыл. Иными словами, сопоставление дошедших до нас исторических данных о служении ап. Петра с последними повелениями Воскресшего Господа, отправляющееся от позволительного допущения о принадлежности Мк. Мк.16:9–20 к первоначальному тексту Мк., имеет значение дополнительного соображения, подтверждающего предание о написании Мк. спутником ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

И что я говорю – словом, когда и тень святых действовала к исцелению. Ведь скорбящие искали тень Петра, от одного мимохождения которого спасение похищали 45 . Павловы же платки и опоясания ( Деян.19:12 ) залог удерживали здоровья. Настолько же постигла благодать Духа, что и посредством ничтожных вещей болящим подавались исцеления. Но праздник представляет некое удивительное таинство. К чуду же действия Духа присоединилось и разрешение древнего приговора. Разделенные же ныне Духом языки исцелили слитые некогда языки людей при столпе. И доказательство этого – свидетельство язычников. «Парфяне, и мидяне, и Еламиты» и других многих «слышим», говорит (Писание), «как они говорят на наших языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:9–11 ). Где Божии возвещаются глаголы, там варварский слух исполняется разумения 46 , а где же предмет заботы составляет злое строение, там обычно раздаются варварские языки. Потому прекрасно Писание сообщает о разделении при исправлении языков; (как прежде глас) – сошедше смесим ( Быт.11:7 ), был нужен разделенным 47 . «И явишася им разделени языци яко огненни» ( Деян.2:3 ). О удивительная забота Духа, которая доставила апостолам краткую премудрость 48 ! Заметь, что двенадцать учеников наставлены одним учителем, что двенадцать блестящих светил воссиявают из одной Главы, что двенадцать чистых лучей исходят из одного Солнца, что двенадцать светильников зажигаются от одной Искры, что двенадцать ветвей произрастают от истинной виноградной Лозы, что двенадцать корзин наполняются с одной Трапезы, что двенадцать рек вытекают из одного Источника, что двенадцать языков говорят с помощью одной благодати 49 . И поклонись Духу Святому как единосущному (ς μοοσιον) Отцу и Сыну; ведь не из поучения и научения слов неученых (рыбарей) соделал Дух премудрыми (апостолами), но из их же языков сотворил воссоздание. Но и более удивительное дело, что не только подал им, чтобы они учили величествия Божия, но и к каждому языку язычников сродное их гласу образовал. Ведь уста рыбаков стали сетью спасения, которыми мы, спасшись, благодарно возопиим:

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Хощете ли и других подобных примеров? Посмотрите на Саула: что его побуждает желать смерти своего благодетеля Давида? Ибо самого себя любил паче, нежели Давида, – то есть, поелику был самолюбивый. Что побудило Амнона растлить сестру свою Фамарь? Ибо удовлетворение плотскому своему вожделению предпочитал чести своей сестры: сие что другое значит, если не самолюбие? Для чего Авессалом всячески старался низвергнуть с престола отца своего Давида? Ибо желал восхитить царский престол; сие же что есть, если не самолюбие? Виждь же, како самолюбие не токмо порождает грех, но и бывает препятствием в добродетели. Архиереи и Фарисеи, собираясь в сонмище, совет творили, да воспятят чудесам Господа Иисуса: «что сотворим», говорили, «яко человек сей многа знамения творит?» ( Ин.11:47 ) Но для чего старались воспрепятствовать благодеяниям, каковыми Он обогащал толикое множество человеков? Ибо опасались, да не все уверуют во Христа, и последуют Ему; думая притом, да не услышав о сем Римляне и узнав отвергшимся от власти их Иудейский род, пришед лишат их и места и языков: «аще оставим», говорили, «Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне, и возмут место и язык наш» ( Ин.11:48 ). Видиши ли, каковые рождает мысли самолюбие? Видиши ли, како одним глупым подозрением препятствует истинному и общему благотворению? Сонмище Иудейское и все их старейшинство знали, яко Господа нашего Иисуса неправедно осудили на смерть, и опасались, да не како по благовестию Евангелия открыется их неправедный суд, а следовательно приимут должное наказание; для того призвав Апостолов, говорили им: мы хотя запрещали вам, да не проповедаете о имени Иисуса Христа, однако вы се уже наполнили Иерусалим вашим учением. Вы конечно хощете навести кровь Иисуса Христа на главы наша: «и хощете навести на ны кровь Человека сего» ( Деян.5:28 ). Вот, самолюбие единым неосновательным страхом препятствует спасению всего мира! Павел Сергий анфипат призывает Варнаву и Павла, да слышит от них слово Божие. Еллим волхв, друг и ближний анфипатов, препятствует Апостолам и старается анфипата отвратить от веры ( Деян.13:7 ). Для чего же волхв сие творил? Ибо, если бы анфипат уверовал, волхв лишился бы и дружества анфипатова и прибыли, каковую он получил, обманывая его и обольщая. Кто же гоняется за своею прибылью, нерадя о душе своего друга? Не другой кто, кроме самолюбца, который паче собственной пользы никого другого не любит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010