Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) (два письма первого ко второму) Источник Отношения архиепископа Смарагда и архимандрита Макария – в таком их звании – были довольно кратковременны, но достаточно характерны и лестны для обоих. Это были сверстники по С.-Петербургской Духовной Академии, однако Макарий (Михаил Глухарев) был старшим, принадлежа II-мy курсу (1814–1817 гг.), между тем Смарагд (Александр Крыжановский) числился в составе III-ro курса (1815–1819 гг.). Потом пути их разошлись в разных направлениях, и ( – если не считать совместного независимого пребывания в Киеве в 1825 г. – ) лишь чрез 25 лет весьма тесно встретились при совершенно обратной комбинации, когда Микарий оказался в ведении и подначалии Смарагда, который пользовался славой укротителя строптивых и исправителя заблудших. По естественному порядку и опытам вековой жизни, можно было ожидать типического проявления этих свойств, а получилось совсем иное. По разным причинам архим. Макарий рассудил оставить Алтайскую миссию и в конце декабря 1842 г. просил Синод об увольнении его от должности настоятеля ради поездки в Иерусалим на поклонение Гробу Господню. Но в правящих сферах смотрели неблаговолительно и, пожалуй, подозрительно на это благочестивое предприятие, почему Макарий был просто уволен (16 июня 1844 г.), без всякого упоминания о разрешении ему паломничества во Св. Землю. По-видимому, не без прямого участия архиеп. Смарагда устроилось так, что Макарий назначен был именно к нему в г. Болхов настоятелем Троицкого Оптина монастыря. Хотя тот не был доволен такою неожиданностию и принял ее неохотно 1 , но со стороны Орловского владыки это было знаком особого расположения, которое он питал и всячески выражал за все время, как Макарий, выехав из Алтая 4 июля 1844 г., прибыл в Болхов 15 ноября и водворился в Троицком монастыре, где он «обрел благоволение» у Смарагда 2 . Последний всегда чтил заслуженного миссионера-подвижника, ценил его авторитет весьма высоко и уважал по возможности все его ходатайства, ради которых допускал все дозволительные снисхождения 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

СМАРАГД должен был покинуть Полоцкую епархию, оставляя там светлую память 1 , и с обычной стремительностью поспешил в назначенное место. Сдав все дела, он покинул Полоцк 13 июля 1837 г. 2 больным от огорчения и под грустным впечатлением опустошившего город большого пожара 3 , задержавшего выезд 4 . Тягостен был для него этот огорчительный перевод, но скоро стала ему приятной 5 и Могилёвская епархия, где он тоже не освободился от хлопот по униатскому делу; однако все отношения устроились здесь гораздо лучше 6 . На свою новую кафедру Смарагд вступил в качестве преемника своих предшественников и, продолжая их архипастырские подвиги, потом озаботился церковным поминовением по епархии всех почивших Могилёвских святителей 7 . Этим всего прочнее и лучше было завязано духовное родство Смарагда, который сразу делался близким всем классам Могилёвской паствы и естественно приобретал себе широкие симпатии. Посему ничуть не удивительно торжественное заявление преосвящ. Никанора (Бровковича) 8 , что в Могилёве «архиепископа Смарагда чтили, любили и отличнейшим образом принимали не только русские помещики, но и польские, – да там в ту пору все помещики и были поляки, – и не только помещики, но и ксёндзы в своих кляшторах. Помню, нас наивеликолепнейшим образом принимали ксёндзы в своём кляшторе в Озерянах. Ксёндзы выходили на цвинтарь 9 встречать пр. Смарагда; в священном облачении, с крестом, хоругвями и со звоном. В Озерянах он даже в мантии входил в костёл, при звуках органа!.. А тогда католики и в самом Могилёве были к нему, Смарагду, в высшей степени приветливы. Принимали с поздравлениями нас, певцов; одаривали нас щедрее русских» 10 . Касательно обращённого униатского духовенства сам Смарагд 2 августа 1839 г. писал генерал-губернатору П.Н. Дьякову, что при объездах по епархии часто совершал с ним богослужение, и «нигде не было нарушено благочиние» 11 . Смарагд неослабно интересовался униатским делом и усердно, способствовал его православному увенчанию, а когда оно совершилось (25 марта 1839 г.), – принял непосредственное участие в церковном торжестве по сему случаю в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина Источник «С красноречивою церемониею» преосвящ. Смарагд выехал за несколько дней до Рождества из Астрахани 1 , где сделал слишком много в столь краткий период 2 . В Орел он прибыл в ночь на 5-е января 1845 г. 3 и 5 числа вступил в управление 4 . Митр. Филарет приветствовал Смарагда, что Орловская «Епархия Ваша ждала Вашей славной деятельности и, при помощи Божией, воспользуется ею» 5 . Это было справедливо в обоих отношениях 6 . Хотя непосредственный предместник (22 июня 1840 г. –12 ноября 1844 г.), Евлампий Пятницкий († 12 марта 1862 г. в Свияжском Богородицком монастыре) уверял Московского первосвятителя, что «не оставил трудных дел» 7 , но фактически было иначе. Преосвящ. Евлампий вел замкнутую келейную жизнь, был недоступен для просителей, любил лишь крайне продолжительные богослужения 8 , а епархиальным управлением занимался слабо, почему всякое делопроизводство шло медленно, да еще так, что в архиерейском доме и Консистории развилось большое взяточничество 9 . Достаточно сказать, что создалось странное дело о самом кафедральном соборе, который Евлампием был освящен, но в духовное ведомство не принят 10 . Дом архиерейский был скуден и нуждался в пособии 11 , а монахи туда не шли 12 . Все требовало энергического и сурового исправления 13 . При всем том Орловская «епархия оказалась Смарагду угодною и здоровью благоприятною 14 , которую он полюбил, сроднившись с нею всеми силами души 15 . Управление доставило ему репутацию «отличного администратора» 16 , «знаменитейшего из почивших Орловских иерархов, незабвенного Смарагда»..., «достойного представителя инициативы достойного дела» 17 , со вниманием и решительностью проникавшего всюду и во все мелочи. И в Орле многие дела решались им непосредственно – без Консистории 18 , или в частных письмах 19 , по его всегдашней не расположенности к сутяжничеству и нежеланию портить репутацию членов духовенства формальным производством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Смарагд, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крыжановский Александр Петрович) Родился 9 марта 1796 года в селе Великая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии в семье местного священника Петра Михайловича Крыжановского и его жены Анны Васильевны. Наречён при крещении Александром, в честь одного из воспоминаемых в день его рождения сорока севастийских мучеников. Семья священника была большая, но обеспеченная. Воспитывая детей в труде, отец заботился и об их образовании. В 1805 году Александр поступил в Киевскую духовную семинарию, а затем и в академию, где проучился до третьего курса, затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в Санкт-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года Александр был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников. В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона, а 20 сентября – во иеромонаха. В Санкт-Петербургской духовной академии Смарагд пробыл до 30 июня 1821 года, а затем был переведён инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию, где в 1823 году был утверждён действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архимандрита Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила иеромонаху Смарагду звание профессора с утверждением его членом Комитета духовной цензуры. Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений. Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвёл всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчёт о своей ревизии. Видя его усердную работу и бескорыстную службу, Киевский митрополит Евгений (Болховитинов , † 1837) уже в 1823 году ходатайствовал о возведении иеромонаха Смарагда в сан архимандрита. И это ходатайство было одобрено и принято Комиссией духовных училищ и Святейшим Синодом. Но в ожидании награды иеромонаху Смарагду пришлось пережить горькое разочарование. Ему были приписаны противозаконные действия при ревизии им Волынской семинарии. И хотя вскоре выяснилась несостоятельность обвинений, однако какое-то недоверие к его личности осталось на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский Вслед за телеграммою на имя преосвященного Платона, архиепископа Донского и Новочеркасского, полученною за полдень 24 июня 1872 г., с извещением, что преосвященный архиепископ Иоанн июня 23–го в 3 часа по–полудни мирно преставился, мы отбыли для погребения почившего архипастыря в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии, в котором он с 1867 года проживал на покое. Чтобы поспеть туда с верным расчетом без остановки, мы должны были отправиться кружным путем чрез Воронеж и Грязи, по направлению к Царицыну по железной дороге. Отбыв из Новочеркасска в раннее утро июня 25, мы прибыли в Воронеж около полудня июня 26–го; к вечеру из Грязей поворотили по Царицынской дороге к Борисоглебску, который минули ночью; а часов около 10–11 по–утру июня 27 сошли с железной дороги на станции Михайло–Чертково, где принял нас достопочтенный настоятель Кременского монастыря о. архимандрит Нифонт, и после этого на лошадях частью монастырских, частью обывательских сделали мы по проселочной дороге еще более 40 верст по направлению к Бременскому монастырю. С левого берега Дона на правый, к монастырю, по тихому Дону, при самом успокоительном мерцании ни ярко–светлого знойного, ни пасмурного дня, сопровождаемые плеском играющих рыб, жужжанием летающих насекомых, пением и криком птиц, перебрались мы, самым идиллическим образом, на рыбацких лодках и около 2–х часов по–полудни уже в ограде монастыря, окруженные многочисленным собранием народа, молились на монастырский храм. Тотчас же отправились мы в келии почившего архипастыря, для совершения соборной панихиды. Жил он в последние годы пред смертным недугом, болел и преставился в особом, совершенно удобном и пространном, в несколько покоев, с двумя обширными покоями, доме, который устроен был донским землевладельцем Себряковым для сына своего, подвизавшегося в иноческом чине в этом же Кременском монастыре и скончавшегося в Задонской обители святителя Тихона. Родная сестра его, дочь М. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

[Рец. на:] Глубоковский Н. П., проф. Высокопреосвященнейший Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, его жизнь и деятельность Источник Названная книга дважды премирована: Императорская Академия Наук удостоила её большой награды имени графа Уварова, Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете – премии имени Карпова. Уже это обстоятельство заставляет думать, что новое исследование проф. Глубоковского представляет крупный вклад в науку. И действительно, оно является очень ценной работой как со стороны содержания, так и в отношении методов обработки исторического материала. О степени содержательности труда, о многосторонности исследования даёт уже представление план его. Сочинение распадается на две части, посвящённые а) хронологическому обзору жизни святителя и б) систематическому обозрению его деятельности. Часть 1 начинается «общим предварением», в котором выясняется «значение биографии пр. Смарагда (Крыжановского)», человека с «крайне оригинальным и своеобычным характером «и с не менее оригинальной, несравнимой и во многом неразгаданной, почти таинственной» деятельностью, притом причастною к важнейшим церковным событиям первой половины XIX ст. (стр. 1). Глава первая (2–25) повествует о происхождении и обучении Александра (в монашестве Смарагда) Крыжановского в Киевской и Петербургской духовных академиях, о бакалаврской службы в последней, об инспекторской в Киевской академии, о ректорстве, киевской и вифанской семинариях, в киевской и петербургской академиях, обнимая время с 1796 г. по 1831 г. Особое приложение к этой главе (стр. 26–70) подробно разбирает вопрос о происхождении Смарагда Крыжановского, ввиду существующего убеждения, что он был родом из евреев, – убеждения, которое сам же святитель поддерживал заявлением: «мой дед был еврей, отец иерей, а я архиерей...» Глава вторая (71–166) излагает историю святительского служения Смарагда в 1831–1837 гг. сначала в качества ревельского викария петербургской епархии и потом – архиепископа полоцкого и виленского. Наибольший интерес этой, весьма богатой содержанием, главы заключается в изображении и оценке воссоединительной деятельности пр. Смарагда, который для того и был послан в Полоцк, но встретил массу препятствий и не только со стороны местных униатов и католиков, но и со стороны гражданских властей и даже того центрального правительства, которое командировало его в Белоруссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Глава 1. Родословие Смарагда (Крыжановского) 1 Представляется невыясненной генеалогия архиепископа Смарагда и его рода – Крыжановских. В данном отношении несомненно, что этот архипастырь был (второй) сын священника Михайловской церкви в селе Великой Березянке, Таращанского уезда, Киевской губернии, Петра Михайловича Крыжановского и жены его Анны Васильевны (священнической дочери), родился в 1796 году 9 марта, в воскресенье, и наречён при крещении 10 числа 2 Александром в честь одного из воспоминаемых 9 марта сорока Севастийских мучеников, как имя другого – Смарагда – он получил 29 августа 1819 года (в пятницу) при пострижении в монашество. Но кто и какой крови были его предки, – это поныне не разгадано с определённостью. Здесь существует твёрдое и распространённое убеждение, что данная фамилия Крыжановских была еврейского происхождения. Эта мысль является настолько традиционной и прочной, что должна служить точкой отправления и предметом проверки в рассматриваемом вопросе. В подкрепление этого тезиса обыкновенно выдвигают само-свидетельство Смарагда. Так, С.Д. Карпов во введении к «Запискам И.С. Жиркевича» голословно сообщает, будто Смарагд «о происхождении своём никогда не говорил и избегал этого разговора», но раз – по поводу ссылки известного Иосифа Семашки на своё дворянство – резко возразил: «ничего тут нет удивительного, что вы, владыка, из дворян, да попали в архиереи; а вот мой дед был еврей, бабка с голоду жевала пырей, отец – иерей, а я – архиерей» 3 . Такое крылатое изречение через (случайное) посредство «Волынских Епархиальных Ведомостей» (1878 г., 11, стр. 452 прим.) попало в ежемесячный сборник «Древняя и новая Россия», где † П.А. Гильтебрандт усомнился в его истинности, полагая, что «это было сказано для красного словца, и рифма требовала обратить деда в еврея» (1878 г., 11, стр. 259). Вскоре, однако, г. Лев (Степанович) Мациевич внёс существенную поправку, которую П.А. Гильтебрандт опубликовал (ibid. 1879 г., 2, стр. 166) в следующем виде: «Отец г. Мациевича, воспитанник Старой Киевской Академии, 83-летний старец-священник, ещё доселе (тогда) здравствующий (здравствовавший), очень хорошо знал Смарагда по Киеву, а также его отца и брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Святительское служение архиепископа Смарагда в Астрахани (1841–1844 гг.), Орле (1844–1858 гг.) и Рязани (1858–1863 гг.) и его кончина (11 ноября 1863 г.). Приложение: «Дело священника Иоанна Сёмова с Орловским Епархиальным Начальством при архиепископе Орловском (12 ноября 1844 г. – 5 июня 1858 г.) Смарагде (Крыжановском)». Смарагда свыше торопили отъездом из Харькова в Астрахань, – и 3 февраля 1842 г. в 9 часов утра он, заняв денег (1.239 руб. 64 коп.) у Консистории 1 , навсегда выбыл из Харьковской епархии 2 , хотя оттуда ему и потом продолжали напоминать с не совсем приятной стороны 3 . 18 февраля 4 в «великолепно светлый и тёплый день» Смарагд торжественно был принят в своём новом кафедральном городе, переправившись через Волгу накануне ухода льда 5 . Гнетущая тревога обнимала душу архипастыря, – и по вступлении в кафедральный собор он повергся в долгой и горячей молитве к Богу пред престолом 6 . «Страна была для него неведомая и для сердца его чуждая» 7 , между тем задачи предстояли тяжёлые и многосложные. Непосредственный его предшественник в. Астрахани, Стефан Романовский (с 1 марта по † 4 декабря 1841 г.), причинивший ему столько огорчений из-за ревизии Волынской Семинарии, и теперь «удружил» Смарагду, «сберегши для него много трудов» 8 . Тому тоже досталось нелёгкое наследство (от епископа Виталия Борисова-Жегачёва: 12 марта 1831 г.– † 4 декабря 1840 г.) – расстройств епархиального управления, разграбления больше десяти тысяч церковных денег кафедрального собора и расхищения всей суммы архиерейского дома; но преосвящ. Стефан не нашёл ничего лучшего, как разогнать и отдать под суд соприкосновенных людей без разбора, при чём архиерейский казначей иеромонах Оссия, заведовавший ещё и Иоанна-Предтеченским (Ивановским) монастырем, был заключён в тюрьму, и его водили для допросов через весь город за караулом солдат с ружьями 9 . Епархиально-административный порядок совсем расстроился, превратившись в сплошное сутяжно-следственное производство. Всё было в застое настолько, что оказались неоконченными дела даже от 1832 10 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Содержание Предисловие Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста Правда против хулы... (По поводу посмертной клеветы на почившего в Бозе митрополита Антония, Бывшего Новгородского и Санктпетербургского) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский Отрывок из автобиографии Переезд из Риги в Саратов От Риги до Петербурга Въезд в Петербург Петербургские духовные аристократы Мое представление митрополиту Григорию Василий Борисович Сербинович Митрополит Григорий в службе Божией Наместник Лавры. Преосвященный Агафангел Граф Толстой Гаевский Митрополит Григорий в службе Божией Чувствительная сцена Присутствующие в Святейшем Синоде Митрополит Жилинский Напутственное слово преосвященного митрополита Тоже графа Толстого и других тузов Итог Петербургских впечатлений Москва и Русь святая Филарет в службе Божией Филарет у себя дома Отъезд из Москвы Святая Русь Рязань. Деликатность Рязанского семинариста Последний переезд от Пензы до Саратова Въезд в Саратов Семинария Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников     Предисловие Издаваемый ныне I том «Биографических материалов», сохранив­шихся среди бумаг покойного Архиепископа Херсонского и Одесского Ни­канора, имеет своей ближайшей целью восстановить по первоисточникам учебное время, и первый служебный в жизни почившего Владыки период, до назначения его Ректором Казанской Духовной Академии. В состав тома входят девять статей: 1) Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста; 2) Правда против хулы; 3) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан; 4) Апология. Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский; 5) Отрывок из автобиографии; 6) Переезд из Риги в Саратов; 7) Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого; 8) Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского и 9) Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников. Из этих девяти статей 1,2, 3, 6, 8 и 9 разновременно были напечатаны в духовных и светских журналах, указанных при каждой статье особым примечанием. Статьи 4, 5, и 7 печатаются в первый раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010