Ср.: «Здесь снова берет верх идиллическая кроткая натура Иисуса. Мечта его - громадная социальная революция, при которой все положения переставятся…» (Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. VII). Ср.: «Всякое человеческое действие, связанное с добыванием пищи, вредит Душе живой; поэтому избранники воздерживаются даже от сбора растений, а питаются приношением слушателей» (Смагина. С.340), например, литературными гонорарами. Ср.: «Эту великую личность, ежедневно до сих пор главенствующую над судьбами мира, позволительно назвать божественной, не в том, однако, смысле, что Иисус вмещал все божественное или может быть отождествлен с божеством, а в том смысле, что он научил род человеческий сделать один из самых крупных его шагов к идеалу, к божественному. Взятое в массе, человечество представляет собой скопище существ низких, эгоистов, стоящих выше животного только в том одном отношении, что их эгоизм более обдуман, чем у животного. Тем не менее среди этого однообразия обыденщины к небесам возвышаются колонны, свидетельствующие о более благородном призвании людей. Из всех этих колонн, показывающих человеку, откуда он происходит и куда должен стремиться, Иисус - самая высокая» (Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. XXVIII). Ср.: «Как определяете вы грех, согласно с злочестивейшим Манихеем утверждая, что грех естествен? Таким мудрованием обвиняете Зиждителя естества. Когда Бог созидал вначале Адама, ужели врожденным соделал ему грех?» (свт. Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Кн.1, §14,15). Ср.: «…не весь человек [умирает, но] как физически рождающий сына передает ему часть своей личности, так и нравственно оставляет часть свою людям (NB: Пожелание вечной памяти на панихидах замечательно), то есть входит частью своей прежней, жившей на земле личности, в будущее развитие человечества. Мы наглядно видим, что память великих развивателей человека, живет между людьми (равно как и злодеев развитие), и даже для человека величайшее счастье походить на них. Значит, часть этих натур входит и плотью и одушевленно в других людей. Христос весь вошел в человечество, и человек стремится преобразиться в я Христа как в свой идеал» (Записная тетрадь 1863-1864 гг./Д.,ХХ,174). Опять тот же принцип: не то «весь», не то лучшей «частью натуры» «Христос вошел в человечество» именно «ветхое», не исцеленное само по себе в Таинствах Церкви. Поэтому равно «вошел в человечество» и Диавол-искуситель. Этот, получается, стал «идеалом» для социалистов, вообще для «западного мира», что, впрочем, не помешает им «кончить» тем же полнейшим «преображением в я Христа» (то есть в Его божественную ипостась и волю). Ср.: «…по мысли Манеса, души, происшедши от столпа света, суть одно тело и, отрешаясь от тел, снова образуются одним существом в один столп по баснословию вымысла их» (свт. Епифаний Кипрский. Слово якорное. §48).

http://bogoslov.ru/article/4215241

120 Из Златой Чепи, Тр.-Сер. Лав., 11, XIV в., л. 1. Старославянские начертания некоторых букв рукописи, в этой и следующих статьях из Зл. Ч., мы передаем соответственными им русскими, а именно: е – е, и – й, – о, – ы, – я. 121 Въсхытити – восхищати, возносить (ναρπζειν, rapere): «до третияго небесе блажен Павьл ся въсхыти» (2 Кор., 12:2) – Иоан. Екз. Болг., XI в. (Срез. Мат. для Слов., I, 430). 123 Злат. Чепь. Тр. лав., л. 41–43. В Святосл. Избор., 1076 г (Шимановский, стр. 52) заглавие: «Св. Василия како подобает человекоу быти». Частью в сносках, частью в скобах мы указываем разности нашего списка сравнительно с списком Святосл. Изборника. 174 по вьсемоу и апостольское слово помьнети, яко не достоины страсти сего времене противоу боудоущим глаголатис в нас. 175 Златая Чепь, XIV в. Тр.-Сер. Л. л. 38 и сл. – В сокращении это поучение было издано в Историч. Христоматии рус. яз. Буслаева. 176 У Миклошича слово это переводится латин. levis animus, – нам думается здесь слово это, судя по смыслу, означает – «незлобие». 177 Буслаев к этому месту делает примечание: «замечательно, что молитва называется поклоном», и ссылается на другое место того же поучения (Ист. Хр. 507). Но это верно разве только относительно второго из указанных им мест, где поклоном называется молитва вообще (см. у нас ниже. стр. 27). 178 Хоупав – απαιτσεωσ, mendicus – «просливый» ( Сир. 40:29 ), затем – изысканный, отменный, смелый (Миклошич, Слов.), – в последнем значении слово это встречается и в современном народном рус. языке (см. у Даля: Слов.), – ср. «купава, купавый»; «купавый молодец» (у Даля, s. v.). 179 «Приимшим же покаяние коего-любо и сицю заповедь дат»... «Принимая покаяние от какого-нибудь человека, нужно налагать соответственное (в смысле епитимьи) силам каждого и виновности»... Заповедь, в значении епитимьи, употребляется в канонических вопросах Нифонту (Калайдович, Памятники XII в., стр. 193). О значении этого слова см. в примеч. к настоящему поучению. 180 Ср. в поучении новг. еписк. Луки-Иоанна, «Да не мозите отягчати заповедию, оть вси каются», – также в ответах Нифонта тому же еписк. Илии, на его вопрос: «А еже человек покается, а будут у него греси мнози? – То не повеле ми тогда же опитьмьи дати, нъ что либо мало, да оли тому обучиться, тоже придавати по малу, а не вельми отягчати ему». Калайд. Памятн., 201; Павлов, Памятн. древне-рус. канонич. права, Спб. 1880 г., т. I, стр. 59 (гл. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

171. Требник. Последование исповеди. 172. Требник. Последование исповеди. 173. Ин. 10. 10. 174.  …даром (Рим. 3. 24). 175.  …когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6. 16). 176. Мф. 6. 1, 2, 5, 16. 177.  Мерзость всякий надменный сердцем (Притч. 16. 5). 178.  Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 1, 2, 5, 16–18). 179.  Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси (Господу Богу твоему) соль (Лев. 2. 13). 180. Преподобный Кассиан Римлянин. «О восьми страстных помыслах»; Святого Иоанна Лествичника Слово 22. «О тщеславии». 181.  …небеса нечисты (Иов. 15. 15). 182.  …не таков, как прочие люди (Лк. 18. 11). 183. Великий Варсонофий, по ссылке Ксанфопулов, гл. 25. Добротолюбие. Ч. 2. 184. Лествица. Слово 4. 185.  …теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5, 6). 186.  …тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6. 19). 187. Преподобного Макария Великого Слово 4, глава 3. 188.  …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37). 189. 1 Кор. 15. 51, 52; 1 Сол. 4. 15, 16. …и так всегда с Господом (1 Сол. 4. 17). 190.  …в тлении… в нетлении… в славе… в силе (1 Кор. 15. 42–44). 191.  …все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

169 След. Псалтирь (М. 1898), гл. 46, л. 526. – Сн. Книга (Великая, или Перилипси) преп. Никона, игумена Черной Горы, слово 29, л. 202; слово 30, л. 213 об. 174 См. статью «Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа» в «Правосл. Собеседнике» за 1857 год, отд. стр. 825–828, 834. 176 «Книга (Великая) препод. Никона». Слово 29, л. 159 об. – Слова, заключенные в скобки, заимствованы из рукописи К.-Печерской Лавры 92/257. 182 «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников». Перевод с греческого. Москва, 1855. Отв. 74, стр. 77. – «Книга (Великая) преп. Никона, игумена Черной Горы», сл. 29, л. 199 об. – 200. – Старец Силуан советует, между прочим, пред началом «правила» всякий раз произносить «изображение веры и Отче наш» (там же, л. 207). 189 Сл. Житие преп. Саввы Освященного: «отошедши недалеко, (Савва) тайно читал (согласно правилу) Давидовы псалмы и совершал божественное служение третьего часа» («Правосл. Палест. Патерик», в. 1, Спб. 1885) стр. 116–117. 190 Сл. Житие преп. Евфимия В. («Палест. Патер.», в. 2. Спб. 1893 года), стр. 11. – Тураев, «Часослов эфиоп. церкви», стр. 9–11. 199 Там же, стр. 37, 38, 58, 66. – О влиянии египетского монашества на палестинское подробно говорится в сочинении архимандрита (ныне – епископа) Феодосия (Олтаржевского). Палестинское монашество в IV–VI вв. (Киев, 1899), стр. 5 и след., 121 и след. 204 Aurelian. Arel. (an. 553) «Ordo quomodo psallere»... (Migne, Patrol, s. I. 68, 394); Columban. Beccen. Reg. coenob. cap. 7 (Migne, Patrol. s. I. 80); Frucmuos. Bracaren. (an. 670) Regula monachorum, cap. 3 (Migne, Patrol, s. I. 87). 205 Benedicm. Reg. 17; Anonymus, cognomine Magister (sec. VII), Regula ad monachos, cap. 35 (Migne, Patrol, s, I. 88). 208 Benedict. Reg. 17; Columban. Reg. 7; Isidor. Hisp (an. 636) Regula monachorum, cap. 6 (Migne, Patrol. s. I. 83, 876); Fructuos. Reg. 2, Magistri Regula 35. 222 Edm. Магтепе, De antiquis ecclesiae ritibus, t. III (Antverp., 1737). 19–22; t. IV (Anmverp, 1738), 26–30, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

220 Свят. Григорий Богослов следующим образом пытается дать представление о том, что есть вечность: «Разум, рассматривая беспредельное в двух отношениях – в отношении к началу и в отношении к концу... когда устремляет взор свой в горнюю бездну, и не находит, на чем остановиться... тогда беспредельное и неисследимое называет безначальным; а когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает подобное прежнему, тогда называет Его бессмертным и нетленным; когда же сводит в единство то и другое, тогда именует Его вечным; ибо вечность не есть ни время, ни часть времени; потому что она неизмерима. Но что для нас время, измеряемое течением солнца, то для вечных вечность, нечто спротяженное с вечными существами, и как бы некоторое временное движение и расстояние» ( Григорий Богослов , свят. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 525). 223 Боэций. Утешение философией. Кн. V, 6//Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1996. С. 233. 231 При изложении учения о свойствах Бога термины «существо», «сущность», «природа», «естество» используются как синонимы. 250 См.: Idem. De vita Moysis//PG. Т. 44. Col. 377C-380A. Рус. пер. см.: Он же. О жизни Моисея Законодателя//Там же. С. 72–73. 252 Та же мысль и у преп. Иоанна Дамаскина : «Божество просто и несложно, а что составлено из многого и различного, то сложно. Итак, если несозданность, безначальность, бестелесность, бессмертие, вечность, благость, зиждительную силу и подобное мы назовем существенными разностями в Боге, то Божество, как составленное из столь многих свойств, будет не просто, но сложно; а это утверждать есть крайнее нечестие» ( Иоанн Дамаскин , преп. ТИПВ. С. 174. Кн. 1. Гл. 9). 268 См.: Gregorii Palama. Capita physica, theologica, moralia et practica. 92, 94//PG. T. 150. Col. 1185D, 1188CD. 275 Gregorii Nysseni. In Hexaemeron liber vel explicatio apologetica//PG. T. 44. Col. 69BC. Рус. пер.: Григорий Нисский , свят. О шестодневе слово защитительное Петру//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

95 η απαρχ – «начаток»; слово απαρχ (напр. 1Kop.15:23: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его») – имеет в православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы. Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т.е. начаток нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем людей. 100 См. св. Григорий Богослов . Слово 21. похвальное Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому: «Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступле­нию» (примеч. 1: « ρειος, Арий может означать неистового, исступленного)» (Св. Григорий Богослов . Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: «« Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει– μανης, поэт., (» Αρης, μανομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный». 103 Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: «и внидет и изыдет» ( Ин.10:9 ) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы» (Лествица... С.174). 104 Преп. Иоанн Лествичник в заключение «Лестницы» говорит: «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)» (Лествица... С.251–252) 106 Образ «гавани, пристани» ( λιμν) в аскетической литературе стоит в ряду синонимов для понятия «покой» в библейском смысле, т.е. цель устремлений подвижника, конечный итог истории. Из того же ряда, «святой Град», «небесный Иерусалим», « Церковь первородных» и т. д. 107 Ис.11:2–3 : «и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и Разума, Дух Совета и Крепости, Дух Ведения и Благочестия, и Страхом Господним исполнится». Далее в гл.56 перечисляются эти семь энергии Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Например, в «Диалоге православного с варлаамитом» (11) (ΓΠΣ. Т. 2) приводится цитата, отсутствующая у свт. Иоанна Златоуста: «Сие и Златоустый отец лучем его назвал Божества, ибо он говорит " ярче Себя явился Господь, когда Божество явило свои лучи " ». См., напр., Главы 150, гл. 74, где цитируются известные места из Пс. 44,3. Во втором аподиктическом слове свт. Григорий, опровергая латинское учение об исхождении Святого Духа и от Сына, сослался на толкование Златоустым Пс. 44, 3 и Ин. 3, 34-35 (PG 59,174:7-9). Псаломское речение «излияся благодать во устнах твоих» (Пс. 44, 3) понимается здесь в смысле домостроительного исхождения Духа от Сына («видишь, что о домостроительстве слово») - Духа не как «сущности и ипостаси», но как «благодати и энергии». В качестве доказательства приводится толкование двух евангельских стихов «Его же бо посла Бог глаголы Божии глаголет: не в меру бо Бог дает Духа» (Ин. 3, 34-35), в котором Дух именуется энергией. Приведем два примера: 1) «И о Боге они принуждают философствовать, [излагая] то, что никто из них никогда не смог получить умом» (Κα περ Θεο δ τατα φιλοσοφεν πεθουσι, ..., μηδες μηδποτε κενων μηδ ες νον λαβεν σχυσε), - отрывок из более пространной цитаты из златоустовского Толкования на Мф. в Триаде 1,1,23. 2) « " Не сущность от мудрости, а мудрость от сущности " , - говорит Златоустый богослов». Данное место, не отождествленное П. Христу, легко находится с помощью TLG: οχ οσα π τς σοφας, λλ " σοφα κ τς οσας. De incomprehensibili Dei natura (=Contra Anomoeos), hom. 1:194-195 (ed. A.-M. Malingrey. TLG 2062/12). Цит. в: Что Варлаам и Акиндин являются дихотомистами 12. I, 57:16-17. Ср. In Ioan. homil. 12, 1. PG 59, 81:29-31. Акиндин . Письмо 62:117-120. Акиндин цитирует др. место из толкования Златоуста на Евангелие от Иоанна: πειδ γρ μελλεν ατο Υς δι ληθινς σαρκς φανσεσθαι μν, νωθεν ατος προεγμναζεν ρν το Θεο τν οσαν, ς ατος δυνατν ν δεν (ведь поскольку [Божий] Сын вознамерился явить Себя нам посредством истинной плоти, Он свыше предуготовил [Своих учеников] видеть сущность Божию, насколько им было возможно) (PG 59, 98:19-22) со следующим «послесловием»: «сущность, а не другое божество, ибо нет второго [божества] после первого». Письмо 62:121-122.

http://bogoslov.ru/article/514956

1240 Следует отметить, что впервые такие идеи на христианском Западе появились задолго до отпадения Римской Церкви от Вселенского Православия. Например, сщмч. Киприан Карфагенский уже говорил о священнослужителях как о заместителях Христа (sacerdos vice Christi). См.: Cypriani Carthaginensis. Epistola 63, ad Caecilium de sacramento dominici calicis. 14//PL. T. 4. Col. 386A. Рус. пер. см.: Киприан Карфагенский , сщмч. Письма. 63, 14//Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. М.: Паломник, 1999. С. 673–674. 1244 Например, см.: 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 271–272. 1248 См.: 50-е правило свв. апостолов; 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 123, 271–272. 1254 Например, см.: 110-е правило Карфагенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 2. С. 258. 1255 О том, что Господь может прощать грехи одних людей по вере других, см.: Мк.2:5 . В Священном Писании нет ни прямых указаний на необходимость или возможность крещения младенцев, ни запрета такой практики. В то же время апостолы неоднократно крестили целые семейства (см.: Деян.16:14–15, 30–39 ; 1Кор.1:16 ), при этом в Священном Писании ничего не говорится о том, что при таком крещении для младенцев делались исключения. Начиная со II в. отцы Церкви единодушно свидетельствуют о существовавшей в Церкви практике крещения младенцев как о повсеместно распространенной (например, см.: Ириней Лионский , сщмч. Против ересей. С. 174. Кн. II. Гл. 22, 4; подробнее см.: Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 259–260). В то же время, параллельно с практикой крещения младенцев, по крайней мере до V в., во многих христианских семьях сохранялась практика принимать крещение по достижении детьми совершеннолетия, обычно после окончания образования. Например, известно, что Великие Каппадокийцы были крещены во взрослом возрасте. До принятия крещения дети из таких семей входили в число оглашенных. Свят. Григорий Богослов , сам крещенный во взрослом состоянии, весьма благосклонно относился к практике младенческого крещения. См.: Григорий Богослов , свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 554.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

816 . Василий (Гролимунд), иером. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» – новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие Крещения Руси. Междунар. науч. церк. конференция «Богословие и духовность Русской Церкви», Москва 11–18 мая 1987 г. М. 1989. 318–322. 817 . Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. 137–166. 818 . Пентковский А. М. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника?//Символ. 1994. 32. 259–278. 819 . Рошко Владимир, свящ. Неизвестный фрагмент «Откровенных рассказов Странника»//Символ. 1986. 15. 201–208. 820 . Хризостом, архим. «Откровенные рассказы странника»//Символ. 1981. 5. 112–117. 821 . Hausherr I. Un pèlerin russe de la prière intérieure//ОС 1926. 6. 174–176. et prière 2 .132). 1–3. 822 . Ipatova S. I «Racconti sinceri di un pellegrino» e il contesto storico-letterario//GV 9 .670). 339–347. 823 . Panichas G. A. J. D. Salinger and the Russian pilgrims//GOTR 1962–63. 8. 111–126. [В одной из гл. вещей Дж. Сэлинджера, «Franny and Zooey» (1961), ключевой мотив повести – обсуждения «Откровенных рассказов» и Молитвы Иисусовой, в частности, в сопоставлении с буддизмом]. 824 . Rochcau V. Étude analytique des «Récits du pèlerin russe»//Plamia. Meudon. 1976. 45. 825 . Solignac A. Pèlerin russe (Récits de)//DS 1984. 12(1). 885–887. Валаам 826 . Авалиани C. Л. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция//БВ 1909. 1–3. 368–383. 827 . Валаам Христовой Руси. М. 2000. 800, ил. 828 . Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. СПб. 1872. Валаамские подвижники. СПб. 1997. 142. 829 . [Валаамский иером.] Валаамские подвижники. Биографический очерк/Сост. Валаамский иеромонах. СПб. 1872. 105. 2 СПб. 1891. 830 . [Валаамский иером.] Валаамское слово о Валаамском монастыре/По благословлению валаамского настоятеля о. игумена Дамаскина составил валаамский иеромонах//Север. Петрозаводск 1991. 9. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Α о пришествии Илии, кроме приведенного, он писал так: «В Иоанне с предрассветным гласом совместился и светильник вечерний, дабы свидетельствовать о приходе Илии, который таинственным образом явился в лице Иоанна» (ч. 8. стр. 55). В примечании к сему: «Илия называется светильником вечерним потому, что имеет явиться при кончине мира». 2) Ев. Матфея зач. 40: «Вси пророцы до Иоанна прорекоша». Разбор: Бл. Феофилакт объясняет: «Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй приити. Толк.: И здесь такая же последовательность в речи: «Я, говорит, Тот Самый, Который должен придти, потому что все пророκи исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел: поэтому вам нечего более ждать другого пророка». Слова же: и аще хощете прияти, той есть Илия, означают сие: «если хотите судить здраво, без зависти, – то это тот, которого пророк Малахия называл грядущим Илиею». И Предтеча и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был предтечею первого пришествия, а Илия явится предтечею будущего» (стр. 158–159, по 3 изд.). Прекрасное понимание этого текста см. у Иеронима ч. 3. стр. 174 (см. А, § 30, стр. 409). 3) Ефрем Сирин ч. 8, стр. 25–26: «Обратит сердца отцов на детей ( Лк.1:17 ). Если же скажут, что сие имеет быть при кончине мира, то отвечаем: уже и ныне не разделены различными мнениями отцы от детей... (из примечания) посему слова, писания исполнились уже на Иоанне, и нет необходимости ожидать их исполнения чрез Илию при кончине мира». Разбор: Сам Ефрем Сирин не отрицает проповеди Илии: «уже и ныне не отделены»... т. е. ныне есть и тогда будет. Такому пониманию дает основание союз «и». А слова издателей, из примечания, не могут иметь значения, равного учению св. Ефрема Сирина , которое нам хорошо известно. Если же угодно брать это примечание, то следует взять и другое (см. в разборе 1 возражения). 4) Иероним ч. 2, стр. 6–7: «Под великим городом разумеется этот мир». Следов. убиение пророков в великом городе нужно понимать духовно. Разбор: Святой Андрей Кесарийский в толк. 11 гл. Апокалипсиса под великим городом разумеет тот самый Иерусалим, в котором был распят Господь и который за такое злодеяние духовно называется Содом и Египет. А так прор. Исаия за злодеяния наз. и людей: «Услышите слово Господне, князи содомстии: внемлите закону Божию, людие гоморрстии... аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко содома убо были быхом, и яко гоморру уподобилися быхом» ( Ис.1:9, 11 ). Иероним не отвергает и чувственного города Иерусалима, не отвергает чувственного прихода пророков. Если отвергнуть вещественный город Иерусалим, то придется и распятие Господа, бывшее в этом городе и где будут убиты пророки, считать каким-то не бывшим, призрачным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010