158. Лествица. Слово 15, гл. 3. 159. Слово 3, гл. 16. 160. 2 Цар. 13. 15. 161. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему (Притч. 11. 1). 162. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). 163. Лк. 24. 49. 164. Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14). 165. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф 16. 24). 166. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин. 17. 21). 167. Пс. 33. 15. 168. Так как вы сделали это единому из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40). 169. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец… И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4. 20–21). 170. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3. 14). 171. 1 Ин. 4. 16. 172. Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15. 22). 173. Алфавитный патерик. Изречение преподобного Пимена Великого. 174. Ин. 14. 23-24. 175. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу (Пс. 118. 127 128). 176. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 177. Ин. 3. 6. 178. Ин. 3. 6. 179. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 180. Лествица. Слово 3 и Слово 15. 181. Евр. 12. 28–29. 182. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 183. Лк. 6. 25. 184. Ср.: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих… чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5). 185. Слово 1, гл. 4. 186. Стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7). 187. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13. 2–3). 188. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении. 189. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

104 Немезий, О природе человека, 29. Migne, 717—720. Перевод, 146—147. 105 Немезий, О природе человека, 30 и 31, Migne, 720—728. Перевод, 147—150. 106 Немезий, О природе человека, 32. Migne, 728—729. Перевод. 151—152 107 Немезий, О природе человека, 30. Migne, 720—721. Перевод, 147—148. 108 Немезий, О природе человека, 33. Migne, 732. Перевод, 154. 109 Немезий, О природе человека, 39. Migne, 761—764. Перевод, 172—174. 110 Немезий. 41, Migne, 773—776. Перевод, 180—182. 111 Немезий, 42—43, Migne, 780—793. Перевод. 186—193. 112 Немезий, 44. Migne, 813. Перевод, 205. 113 Немезий, 44. Migne, 809—812. Перевод, 203—204. 114 Немезий, 37. Migne. 749—753. Перевод, 166—168. 116 Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 117 Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 118 Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 119 Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765—771. 120 Григорий Богослов, слово 29. 121 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323—340, 143—148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85—97; III (1891), 239—243. 122 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 123 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 126 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 127 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 128 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 129 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 130 Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 131 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 132 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr» t. XXXII, coll. 692—696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24—27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

172.  Bringhtman F. Liturgies eastern and western, Oxf. 1896; 152 f. 173.  Bringhtman Liturgies, 256. Renaudotius, Liturgiarum orientalium collectii, Par. 1715, II, 599. Ср. выше, стр. 88. 174.  Assemani, Bibl. orient. III, 479, 488. 615. 175. См. выше, стр. 142. 176.  Кассиан, Об установлениях киновий II, 6. 177. Лаодик. Соб. Пр. 16. 178. Паломн. § 24. 25. 27. 29–37. 179.  Кассиан, Об установлениях киновий. II, 6 . 180. См. выше, стр. 104–105. 181.  Блж. Августин. Изъясн. (Enarratio) на Ин., предисл. 182.  Иоанн Златоуст. Бес. о Лазаре 3, 1. 183.  Злат. На Ин. бес. 10, 1. 184.  Hauck, Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3. 185.  Блж. Августин. На пс. 90 слово 2. 186.  Блж. Августин. Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. По Bing. Orig. XIV, 72. 187.  Блж. Августин. На Ин. тракт. 12. 188. Труд Евфалия издан Zaccagmi L. Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401–708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619–790. 189.  Hauck, Reakencykl. V, 631 ( v. Dobschüz, Evthalius). 190.  Иоанн Златоуст. Бес. 47, на Ин. 191.  Иоанн Златоуст. на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, например от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует». 192.  Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179. 193. О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед. IV, пр. 16. 194. См. выше, стр. 13. 195.  Иоанн Златоуст. О статуях бес. 7, гл. 1. 196.  Migne, Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1. 197.  Василий Великий На Шестоднев бес. 2, 1. 198. Апостольские Постановления V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь — 10-м. Hauck, XV, 134. 199.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 19. 200.  Hauck, XV, 135/ 201.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 25. 202. Паломнич. § 33–36. 203. См. выше, стр. 164–165. 204.  Августин. Сл. о временах. Hauck, XV, 135. 205.  Злат. На Деян. бес. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

214 " τ γρ αρατα ατο πο κτσεως κσμου τος ποιμασιν νοομενα καθοραται η τε διος ατο δναμις κα θειτης εις το εναι ατος ναπο– Λογτους». ΠΡΟΣ ΡΩΜΑΙΟYΣ 1:20. 215 Григорий Палама цитирует Григория Нисского о видимости Бога в творении: «Так же и касательно всего остального: невидимый по природе становится видим от энергий, будучи созерцаем в неких, сущих окрест Него, идиомах». Свт. Григорий Палама . Антирретики против Акиндина. На написанное Акиндином против света Божественной благодати и ею облагодатствованных Божественно слово возражения четвертое. Гл. 9. § 21. Краснодар, 2010. С. 174. Ср.: Григорий Нисский . Толкование на заповеди блаженства, 6, PG.44, 1268D-1269A. «Итак, то, что само по себе невидимо святым ангелам и человекам, чем иным является, как не сущностью Божией? Ибо Бог, будучи по ней невидим для всех, многообразно становится видим посредством энергий». Свт. Григорий Палама. Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров – слово возражения пятое. Гл. 7. § 29. Антирретики против Акиндина. Краснодар, 2010. С. 214. Ср.: Григорий Нисский . Толкование на заповеди блаженства, 6, PG.44, 1269А. 217 Свт. Григорий Палама . Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого. Гл. 8. § 26. Антирретики против Акиндина. Краснодар, 2010. С. 55. 222 О критике квантового солипсизма см.: Соловьёв Н. А. Актуальные вопросы метафизики//Метапарадигма. Вып. 1. СПб. 2013. С. 79–82. 223 Неологизм «мультиверс» принадлежит У. Джеймсу, использовавшему его в сфере этики, а не физики: «Видимая природа, пластичная и безразличная, суть моральный мультиверс (moral multiverse), если так можно сказать, а не моральный универс». Отсюда приложение термина «мультиверс» к онтологии в целом выглядит противоречиво, поскольку придает онтологическим спекуляциям оттенок антропоцентрического произвола и фантазирования. См.: James W. Is Life Worth Living? 1895. Internat. Jrnl. Ethics 6: 10. The Will to Believe, and Other Essays in Popular Philosophy, Longmans, Green and Co., New York, 1895. Цит. по: James W. Is Life Worth Living? Philadelphia, 1896. P. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Извечное сияние, сила и полнота жизни Трех Ипостасей, сверхъединству Которых нет именования, открываются в мире как любовь. Поэтому, достигая любви, мы каждый в свою меру восходим к познанию образа превечного бытия Святой Троицы. Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Человек призван к участию в Божественной жизни. Эта вечная жизнь состоит в любви, поэтому любовь к Богу и ближним — единственный путь соединения со Святой Троицей. Так смыкаются высшее христианское ведение о Боге (тройческое богословие) и христианское нравоучение. Заповедь о любви получает силу в догмате о Святой Троице, а сам догмат уясняется по мере исполнения заповедей, по мере возрастания в любви, по мере богоуподобления. Как справедливо отмечает В. Лосский, для Православной Церкви Пресвятая Троица — непоколебимое основание христианской религиозной мысли, благочестия, духовной жизни и духовного опыта. «Именно Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования» «Бог един по существу и троичен в Лицах, Которые единосущны и равны между Собой: позаботимся же тройственный состав нашего существа (дух, душу и тело) и главных сил (разум, волю и чувство) привести к равенству, единству и согласию, в этом задача нашей жизни и наше блаженство», — призывает архимандрит Иустин Примечания Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. I. Гл. VIII. С. 169. Там же. С. 67. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. Св. Григорий Богослов. Слово 31//Творения. Ч. 3. С. 94. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 172. Св. Григории Богослов. Слово 31//Творения. Ч. 3. С. 90. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. I. Гл. VIII. С. 173—174. Св. Григорий Богослов. Слово 40, на Святое Крещение//Творения. Ч. 3. С. 260. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. I. Гл. VIII. С. 172. Там же. Там же. С. 173. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. Св. Григории Нисский. Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 122. Проф. И.В. Попов. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916. С. 197. В. Лосский. Мистическое, богословие. С. 46.

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

2. Там же. С. 67. 3. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. 4. Св. Григорий Богослов. Слово 31//Творения. Ч. 3. С. 94. 5. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 172. 6. Св. Григории Богослов. Слово 31//Творения. Ч. 3. С. 90. 7. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. I. Гл. VIII. С. 173—174. 8. Св. Григорий Богослов. Слово 40, на Святое Крещение//Творения. Ч. 3. С. 260. 9. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. I. Гл. VIII. С. 172. 10. Там же. 11. Там же. С. 173. 12. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. 13. Св. Григории Нисский. Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 122. 14. Проф.  И. В. Попов. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916. С. 197. 15. В. Лосский. Мистическое, богословие. С. 46. 16. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 171. 17. Проф. С. Л. Епифанович. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. С. 45. 18. Св. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Семь слов о жизни во Христе. Слово второе. М., 1874. С. 33; Ср.: Слово третье. С. 67. 19. Св. Григорий Богослов. Слово 30//Творения. Ч. 3. С. 81. 20. Св. Василий Великий, Против Евномия. II, 17//Творения. Ч. 3. С. 73. 21. Θεοφανια — Богоявление. 22. Св. Григорий Богослов. Слово 31, о Святом Духе//Творения. Ч. 3. С. 165. 23. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. 24. Там же. 25. Св. Григорий Палама. Исповедание веры. 26. Прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV века. С. 87—88. 27. Проф. А.А.Спасский. Цит. соч. С. 306—307. 28. Св. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1892. Ч. 7. С. 25. 29. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. Т. I. С. 90. 30. Архим. Амфилохий (Радович). Цит. соч. 31. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 38. 32. Архим. Иустин. Цит. соч. Ч. 1. С. 138. Часть третья Бог — творец и промыслитель мира I. Фuлocoфckue теории происхождения мира Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, — вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три: 1) материализм; 2) дуализм; 3) пантеизм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

к Кор. 223 Это доказательство бессмертия души приведено у св. Епифания Твор. ч. III, стр. 123–126, изд. 1872 г., заимствовавшего его у св. Мефодия из его книги о воскресении. Ср. Иуст. Apol. 1, п. 10. 12. Ириней, Против ересей, II, 342. Афинагор, De resurrect. mort. n. 12. 231 Арновий, Contr. gent. с. 13 и 14: jaciuntur enim et ad nihilum redactae, interitione perpetuae et rustratione vanescunt. 233 Феодорит: Substantia Dei est immortalis non participation eo quod immortalitatem non aliunde accipit. 237 Иустин, Разгов. с Трифоном, гл. 5, стр. 159-я. Перев. Преображенского. Златоуст, 9-я бес. на 1 Кор. стр. 170, русск. перев. 1859 г. 239 Златоуст, Слово к Феод. падш. во Христ. изд. 1844 г. ч. I, стр. 366. Образ этого неугасимого огня Златоуст указывает в солнце, всегда горящем и никогда не угасающем, или, подобно М. Феликсу , в купине горящей и не сгораемой. Не отожествляя его с внутренними мчениями, как думал о нем напр. Ориген (Contr. C. c. V, п. 14), церковные писатели и отцы церкви, как напр. бл. Августин, св. Григорий Нисский , И. Златоуст, И. Дамаскин и др., признают его не огнем вещественным, а – подобно св. Иринею – невидимым, духовным. Август. О граде Божием 20, 16; Григорий нисск. 40-е оглас. слово; Злат. Слово к Феод. падш., в Христ. 1844 г. ч. I, стр. 366; Дамаск. Изл. прав. веры, кн. IV, гл. 27, стр. 174. Все эти три анафематизма находятся в «Слове» императора Юстиниана, посланном к константинопольскому патриарху Миине, «против нечстивого Оригена и непотребных его мнений»; об этом послании упоминает Либерат (гл. 23 Breiar.), по свидетельству которого оно составлено по настоянию Пелагия, диакона римской церкви и апокрисиария, а потом одобрено папою Вигилием (см. парижское издание актов этого собора Лаббе, примеч.). В подлиннике оно имеется на греческом и латинском языках. По мнению одних (Oswald-Eschatologie, S. 70, в прим.) эти анафематизмы первоначально утверждены константинопольским патриархом на частном соборе (σνοδος νδημοσα) в 543 году. А так как Никифор Каллист (t.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

154. ε ο ε ε υ - " и из двух и в двух " естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472). 155. Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195-196 (PG94. 998В). 156. Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А). 157. См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: " Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению " (примеч. 1: " " εο, Арий может означать неистового, исступленного) " (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: " " εο, собств., в пер. воинственный, храбрый; ε-, поэт., ( " , ο) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный " . 158. Прит.8:22,25. 159. Ин.14:30. 160. Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А). 161. Еф.4:13. 162. Евр.5:13-14. 163. В греческом тексте стоит множественное число слова " рай " . 164. Ин.14:2. 165. Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: " Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы " (Лествица... С.174). 166. Преп. Иоанн Лествичник в заключение " Лестницы " говорит: " Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13) " (Лествица... С.251-252) 167. Ин.10:9. 168. ο οο - преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: " Пребывающих еще в преддверии божественного храма добродетелей " (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

501 Лев Великий. Проповеди 45, 5 (PL 54, 340). Рус. пер.: Библей­ские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т.16. С.361. 509 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 20. Рус. пер.: С.306–307 (пер. с армянской версии; сирийский оригинал 20-й главы толкования не сохранился). 510 Там же, 20. Рус. пер.: С.307 («разбойник получил окропле­ние отпущения грехов через таинство воды и крови, истек­ших из бока Христа»); Иоанн Златоуст. Слово о возвраще­нии из Азии в Константинополь (PG 52, 423). Рус. пер.: С.439 («Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны»). 513 Некоторые комментаторы полагают, что в синоптических по­вествованиях Матерь Иисуса фигурирует под именем Марии Иаковлевой. См., напр.: Иоанн Златоуст. Толкование на свя­того Матфея-евангелиста. 88, 2 (PG 58, 777). Рус. пер.: С.870 («Матерь Его, Которую евангелист называет Иаковлевой»). 520 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 12 (Commentaire de l’Évangile concordant. P.78–80). Рус. пер.: С.174. 521 Касательно западных авторов см. в : Schnackenburg R. The Gospel according to John. Vol.3. P.459. 530 Среди авторов музыки на этот текст – А. Скарлатти, Дж.Б. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдн, Ф. Шуберт, Дж. Россини, А. Дворжак, Дж. Верди и многие другие, а из современных ком­позиторов – К. Пендерецки, А. Пярт, К. Дженкинс. 531 В частности, такой взгляд Д.Ф. Штраус приписывал Ф. Шлейермахеру. См.: Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. С.45–46. 536 См.: Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. I: Начало Евангелия. Гл.2. С.83–240; Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. II: Нагорная проповедь. С.48–68. Гл.1. Р.4–5. Иисус Хри­стос. Жизнь и учение. Кн. V: Агнец Божий. Гл.1. С.7–8. 538 Первым известным автором, написавшим произведение для пя­тиголосного хора «Семь слов Господа Иисуса Христа» (Septem verba Domini Jesu Christi), был Орландо Лассо (XVI в.). За ним последовали Г. Шютц, Дж.Б. Перголези, Й. Гайдн, Ш. Гуно, С. Франк , С. Губайдуллина и многие другие. Текст продолжа­ет активно использоваться композиторами: только за первые 15 лет ХХ в. он был положен на музыку не менее десяти раз композиторами из разных стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1548 Представление о Христе, в образе нищего ходящем по земле, было и в древней Руси среди монашества. См. Как служили миру... Б. В. 1903, апрель, 725–726; отд. отт., 77–78. 1552 Ефрема Сир. О том, как приобретается смиренномудрие, гл. 33 и 36. Opera, I, 310; р. п. I 565 и 566. 1553 К Евлогию монаху гл. 26, ср. 25 и 19. Migne P. G. LXXIX, 1128, 1117; р. п. 259, ср. 258, 248. 1555 Насколько хлопотлива была должность старца гостинника, это можно видеть из повествования преп. Дорофея, который сам проходил это монастырское послушание (Слово XI, Migne, P. G. LXXXVIII, 1741 и 1744: р. п. 136). 1557 Много данных по вопросу о древней монастырской благотворительности см. у Besse, Les moines d’ Orient, chap. XIX и XXI, и в кн. свящ. Η. П. Добронравова, Уход за больными в христианстве, Μ. 1904, 71–77. 1558 Воспитание детей в древних монастырях отчасти описано в нашей статье „Как служили миру подвижники др. Руси?“ Б. В. 1903, апр., 753–754; отд. о 77.106–107 стр. Кроме данных приведённых там см. Ladeuze, Etude sur le cénobitisme Pakomien. Paris, 1898, pp. 313–314. Выла школа при киновии преп. Феодосия, арх. Феодосия, Палестин. монашество IV–VI вв. 173–174. А. Б. Горский в своей „Жизни св. Афанасия Вел.“ говорит: „посещение пустынножителей, воспитание у них детей... благоприятно действовало на другую часть христианского общества, в которой не отступали от обыкновенных условий жизни“ (т.-е. на мирян. Тв. св. Афанасия, I, 2-е изд., 10). В Вифлеемском монастыре блаж. Иеронима „было помещение, в котором он (Иероним) обучал детей начаткам веры и знания“ (П. Сладкопевцев, Др. палест. обители... вып.1:139). В средневековой Византии устройство школ при монастырях было обычным делом. В них воспитывались и мирские дети, которые не поступали в монахи. Например, в школе Студийского монастыря получили своё образование Исаак и Иоанн Комнины, из которых первый был после императором (1057–1059) И. Соколова, Состояние монашества в Византийской церкви с пол. IX до нач. XIII в. 512–515. – Св. Иоанн Дамаскин и его свободный брат св. Косма, впоследствии епископ Маюмский, получили превосходное образование в науках светских и духовных под руководством монаха Космы, которого отец Дамаскина выкупил из плена, Житие св. Иоанна Дам. гл. 10–18. Act. Sanct., Maji, II, t. pp. XII–XVII. Но не должно забывать и того, что в обучении детей усматривали большую опасность для монашеского целомудрия и нередко очень настойчиво запрещали эту форму служения иноков миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010