Св. Златоуст говорит: «здешние торжества часто среди дня уже прекращаются, а тамошние (небесные) не так, – продолжаются постоянно» 1217 . Суббота Суббота, притязавшая и в III в. на исключительное положение в ряду седмичных дней, 1218 теперь по местам, на востоке, чтится едва не одинаково с воскресением. Апостольские Постановления как будто не делают разницы в отношении празднования между этими двумя днями, считая столь же обязательным для христианина посещение богослужения в субботу, как и в воскресенье 1219 , повелевая «во всякую субботу, исключая одной (великой) и во всякий день Господень, составляя собрания, радоваться» 1220 , праздновать их («субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот – воскресения») 1221 , – наконец, запрещая в субботу работать: «я Петр и я Павел постановляем: рабы пусть работают 5 дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день господень – воскресения» 1222 . И так было не в той лишь церкви, где возникли Апостольские Постановления. Сократ, как мы видели, считает праздничными днями недели субботу и воскресенье и дает понять, (с. 265) что богослужение из было одинаковой торжественности в Константинополе 1223 . Так было, кроме Константинополя, В Антиохии, Понте, Каппадокии, Кипре и Египте 1224 . Но, по-видимому, празднование субботы большей частию сводилось к совершению литургии в этот день, где ее не было каждый день: «тогда как все церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне на основании какого-то древнего предания не хотят делать этого, а соседи александрийцев египтяне и жители Фиваиды, хотя делают собрания в субботу, но принимают тайны по насыщении вечером» 1225 . Последнее ограничение характерно, так как показывает, что в субботу литургия не считалась все же столь необходимой, как в воскресенье, и, совершаясь вечером, падала скорее на день воскресный, может быть и соединяясь с подвоскресной вечерней, как у нас в сочельники. Возможно, что вообще суббота чтилась не столько по ветхозаветным мотивам, сколько из-за значения ее в жизни Спасителя, на что ясно указывает Кассиан 1226 , и как навечерие воскресенья 1227 . Если так, то: а) на полное празднование ее в некоторых, очень немногих церквах, преимущественно дальневосточных)Антиохийской) нужно смотреть, как на крайность, увлечение 1228 , осужденное Лаодикийскоим собором: «не подобает христианам иудействовать и праздновать ( σχολζειν) в субботу, но нужно работать ( ργζεσθαι) в этот день, а день воскресный более праздновать, если могут, как христианам; иудействующим же да будет анафема от Христа» 1229 ; б) отсюда же понятен возникший в эту эпоху обычай поста в субботу у западных христиан, упоминаемый (неодобрительно) Кассианом 1230 пост был такою же формою чествования суббот, как дня ознаменованного погребением Христовым, какою была на востоке литургия в этот день. Среда и пятница

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кто разрешит себя от постов этих, тот еще раз предает Господа и еще раз распинает Его“ 648 . Под преданием Господа на смерть, каковое воспоминается в среду чрез пост, не нужно в прочем разуметь самый факт предания Господа врагам, ибо это совершилось не в среду, а в четверг, по Евангелию, после тайной вечери. Под таким преданием нужно разуметь решение Иуды, в этот именно день последовавшее, касательно предания Господа и совет первосвященников по этому случаю. Что сказать о посте в субботу? имеет ли он за себя такую глубокую древность, как посты в среду и пятницу и такие непререкаемые свидетельства, какие имеются относительно этих последних постов. Самое раннее свидетельство, какое только имеем касательно поста в субботу – это свидетельство собора Эльвирского, от начала IV века. Собор этот (западный) в 25 правиле говорит: „собору угодно исправить ошибку, чтобы во всякую субботу совершали мы пост» (superpositionem jcjunorum. Из этого правила видно, что в это время уже существовал пост в субботу на западе, но из правила не ясно видно: существовал ли этот пост издревле, или только что начал входить в практику. Определенные основания для поста в субботу указывает блаженный Августин (их мы привели выше. С решительностью настаивает на посте в субботу в особенности папа Иннокентий I, указывая такие основания для поста в субботу: „пятницу мы постимся ради страданий Господа, и субботу мы не должны опускать, потому что это промежуточный день между печалью и радостью. Известно, что апостолы эти два дня пребывали в печали и из страха пред иудеями попрятались. Должно быть, вне всякого сомнения, что сообразно с преданием церкви в этот день (субботу) не должно быть совершаемо никаких таинств, т. е. он должен проводиться как постный день. Этот пост, который соблюдали апостолы, мы должны соблюдать каждую неделю“ 649 . Что касается тех оснований, какие приводит Ратрамн в доказательство поста в субботу, именно, что Апостолы Петр и Павел постились, выступая на борьбу с Симоном волхвом, то рассказ об этом должно относить к области басен, и есть произведение фантазии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12я Маркова глава; 9 февраля, 4я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4й: «Восхвалятся преподобнии во славе…». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6я Маркова глава. 11 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12-я Маркова глава; 9 февраля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе...». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Апостольские Постановления как будто не делают разницы в отношении празднования между этими двумя днями, считая столь же обязательным для христианина посещение богослужения в субботу, как и в воскресенье [ 634 ], повелевая «во всякую субботу, исключая одной (великой) и во всякий день Господень, составляя собрания, радоваться» [ 635 ], праздновать их («субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот — воскресения») [ 636 ], — наконец, запрещая в субботу работать: «я Петр и я Павел постановляем: рабы пусть работают 5 дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день Господень — воскресения» [ 637 ]. И так было не в той лишь Церкви, где возникли Апостольские Постановления. Сократ, как мы видели, считает праздничными днями недели субботу и воскресенье и дает понять, что богослужение из было одинаковой торжественности в Константинополе [ 638 ]. Так было, кроме Константинополя, В Антиохии, Понте, Каппадокии, Кипре и Египте [ 639 ]. Но, по-видимому, празднование субботы большею частью сводилось к совершению литургии в этот день, где ее не было каждый день: «тогда как все церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне на основании какого-то древнего предания не хотят делать этого, а соседи александрийцев египтяне и жители Фиваиды, хотя делают собрания в субботу, но принимают тайны по насыщении вечером» [ 640 ]. Последнее ограничение так как показывает, что в субботу литургия не считалась все же столь необходимою, как в воскресенье, и, совершаясь вечером, падала скорее на день воскресный, может быть и соединяясь с подвоскресной вечерней, как у нас в сочельники. Возможно, что вообще суббота чтилась не столько по ветхозаветным мотивам, сколько из-за значения ее в жизни Спасителя, на что ясно указывает Кассиан [ 641 ], и как навечерие воскресенья [ 642 ]. Если так, то: а) на полное празднование ее в некоторых, очень немногих Церквах, преимущественно дальневосточных (Антиохийской) нужно смотреть, как на крайность, увлечение [ 643 ], осужденное Лаодикийскоим Собором: «не подобает христианам иудействовать и праздновать (σχολζειν) в субботу, но нужно работать (ργζεσθαι) в этот день, а день воскресный более праздновать, если могут, как христианам; иудействующим же да будет анафема от Христа» [ 644 ]; б) отсюда же понятен возникший в эту эпоху обычай поста в субботу у западных христиан, упоминаемый (неодобрительно) Кассианом [ 645 ]: пост был такою же формою чествования суббот, как дня, ознаменованного погребением Христовым, какою была на Востоке литургия в этот день.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Под влиянием просьб Фотия, обращенных к Императору, последним был дан рескрипт на имя управляющего Мин. Внутр. Дел графа Кочубея в 1822 г., которым повелено было закрыть все тайные общества, в том числе и масонские ложи, а членов этих лож обязать, дабы они впредь никаких масонских и других тайных обществ составлять не будут. В 1824 г. вновь состоялось свидание по просьбе Голицына. Голицын попросил благословения у Фотия, а Фотий прежде чем благословить его, сказал князю: «В книге «Таинство Креста», под надзором твоим напечатано: «духовенство есть зверь, т. е. антихристов помощник, а я, Фотий, из числа духовенства, иерей Божий, то благословить тебя не хочу, да и тебе не нужно то». «Неужели же за сие одно?» – спросил Голицын. – «И за покровительство сект, лжепророков, и за участие в возмущении против церкви и вот на тебе сбудутся слова Иеремии, – сказал Фотий, указывая на 23 главу его пророчеств. – Прочти и покайся», – добавил Фотий. «Не хочу читать, не хочу слышать твоей правды», закричал Голицын и с этими словами побежал от Фотия. Весною 1824 г. Фотий написал Государю два послания, в одном из них, говорилось, что «в наше время о многих книгах сказуется и многими обществами и частными людьми возвещается о какой-то новой религии, якобы предустановленной для последних времен. Сия новая религия, проповедуемая в разных видах, то под видом нового света, то нового учения, то под видом какого-то обновления, то под видом новой истины, коя есть отступление от веры Божией, апостольской, отеческой, вера в грядущего антихриста, двигающая революцию, жаждущая кровопролития, исполненная духа сатанина. Да воскреснет Бог и исчезнут со всеми ложными учениями от лица земли нашей». Государь благосклонно отнесся к посланию арх. Фотия. 20 апреля 1824 г. Император Александр принял Фотия, которому было повелено: «явиться с секретного входа и тайной лестницею в кабинет к Государю, дабы сие не было всем гласно». Беседа их продолжалась три часа, а 7 мая Фотий послал свое второе послание, где писал, «дело Божие всецело исправил...» «На вопрос твой, как бы остановить революцию отвечаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

«Один умный архимандрит новгородского Юрьева монастыря, Фотий, с грубым чистосердечием соединяя большую дальновидность, сильный дружбой Аракчеева, преданностью и золотом графини Орловой-Чесменской, дерзнул быть душою заговора против него (Голицына. – В. У.)», – писал в своих записках недоброжелатель Фотия Вигель. Следующая встреча Голицына и архимандрита состоялась спустя несколько дней после указа о высылке Госнера в доме графини Орловой. Госнер еще оставался в России, но высылка его была вопросом нескольких дней; Голицын, не признавая своей вины в госнеровом деле, как, впрочем, и вины самого Госнера, вступил в перепалку с Фотием. Фотий, обращаясь к Голицыну и в его лице ко всем сторонникам князя, сказал: «… поразит Вас Господь Бог всех и потребит вскоре. Анафема». Ошеломленный Голицын выбежал из дома. Фотий крикнул ему вслед: «Ежели ты не покаешься и все с тобою не обратятся, анафема всем; ты же, яко вождь нечестия, не узришь Бога, не внидешь в Царствие небесное Христово, а снидешь во ад и все с тобою погибнут вовеки. Аминь». Это было неслыханно: человек, призванный радеть о чистоте православия в России и обладавший огромной властью в государстве, личный друг царя, был предан православным монахом анафеме! Лицо А. А. Орловой-Чесменской покрылось от этих слов смертельной бледностью; П. М. Толстая в ужасе покинула дом, ожидая с минуты на минуту караула для ареста смелого архимандрита; соратник его Магницкий воскликнул: «Я в ужасе!» Один Фотий радовался, воспевая песнь: «Господь Сил с нами!» Молва об анафеме стремглав обошла весь Петербург. Серафим, удивившись, сказал: «Вот ему должная плата. Если Царь не хотел втайне своего друга от себя удалять, то теперь, понуждаемый стыдом, он должен его от себя удалить». Неслыханность проклятия царского любимца породила множество легенд о наказании Фотия. На некоторых из них мы остановимся ниже. Князь Голицын подал жалобу царю. Фотий, в свою очередь, подал свою записку о происшедшем. Некоторые говорили Фотию о неканоничности его анафематствования, на что он отвечал им: «Аще бы не дано было свыше, то бы я не мог того сотворить, а когда сотворил с силою и духом, то в сем есть перст Божий действующий; я же едино явное оружие Божие. Трость без пишущего не гиблется; тако и язык без Бога во благое. Радуюсь, что Бог меня избрал сотворить службу сию, да не хвалится сильный во злобе своей, да не надеется на свое лукавство вовеки. Сие же событие Писания: Живый на небесах посмеется нечестивым и Господь поругается им!».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

96 Развивая принципы любви, Фотий не только хочет склонить папу действовать в духе миролюбия (Cf. Jagei op. cit. p. 60; Βαλετ. σελ. 148 σημ 1; Bergenvöther I, 440), но и деликатно ставить ему на вид, что им этот принцип нарушен. 97 Hier die alte Lüge noch veit dreister und stärker dem fevnestehenden Papste gegenüber wiederholt wird (Bergenvöther I, 441). Но то же самое Фотий писал лицам, близко знакомым с делом, и не боялся быть уличенным во лжи. 98 Фотий ограничился этим намеком и не нашел нужным рассказать папе о выпавших на долю родителей и его самого преследований за иконопочитание. 99 Эти строки могли бы показаться за самовосхваление, если бы они не были так нужны для уяснения папе положения дела. 100 Возможно, что эта страница письма вписана с определенной речью, папа должен понять, что он имеет дело не с новичком в деле управления, и убедиться, насколько основательны его возражения против избрания Фотия, построенные на требовании от кандидата подготовленности. 102 He видно, чтобы Фотий хотел приписать недостатки церковной жизни невнимательности своих предшественников, как отчасти склонен думать Гергенретер (В. I. 443). 103 Hier macht sich Photius einer olfenbaren Lüge schuidig, заявляет решительно Гергенретер (В I 444–445). Эго потому, что Николай опирался прежде всего на постановление (10) сардикийского собора, а сардикийские правила на Востоке были давно известны. На них делал ссылки еще Иоанн Златоуст ; Иоанн Схоластик внес их в свой Номоканон а шестой вселенский собор причислил их к каноническим памятникам, принятым церковью; патр. Герман упомянул их наряду с правилами других поместных соборов; в недавнее время на них ссылался Асбеста и Игнатий. Сам Фотий внес их в свой Номоканон. И вдруг он дерзко заявляет, что к-польская церковь не знает таких канонов. Фотий утверждает о всех вообще канонических выдержках, приведенных Николаем, то, что мог с правом утверждать только о некоторых. – Справедливо, что правила сардикийского собора были известны на Востоке. Правда, не все справки Г-ра одинаково доказательны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010