В XVII в. влияние иноземцев на русское общество не проявлялось, однако, сколько-нибудь заметно; за то в XVIII в., особенно с воцарением Петра I, благоволившего ко всему иноземному, оно обнаружилось со всею силою: в это время иноземцы нисколько не стеснялись распространять среди русских даже вольнодумные мысли и находили себе последователей. Одним из таких последователей был московский лекарь Дмитрий Евдокимов-Дерюжкин, по прозванию Тверитинов, человек выдающихся способностей, наблюдательный, начитанный и очень образованный для своего времени, но «дерзкий на язык». 5 Изучая медицину у немцев, он знакомился и с их религиозными взглядами, читал лютеранские катехизисы и латинскую библию и мало-помалу заинтересовался религиозными вопросами. Но ни православие, ни протестантство не удовлетворяли Тверитинова, и он составил свою «новую догму», в которую наряду с заимствованиями от иноземцев внес немало «от своего вымысла». Так, он отвергал Св. Предание и православное учение о церкви, говоря о себе: «я сам – церковь »; не признавал епархии, отрицал в таинстве причастия пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы, почитание святых икон, мощей и креста, учение о блаженстве душ св. людей до всеобщего суда, молитвы за умерших, посты, монашество и все церковные чины и обряды. 6 В подтверждение своего учения Тверитинов постоянно ссылался на Св. Писание, но обращался с ним довольно свободно: опускал в приводимых текстах слова, изменял порядок следования стихов, соединял в один различные тексты и т. п.. Мысли свои он открыто высказывал всем, с кем сталкивался, говоря: «ныне у нас, на Москве, слава Богу, повольно всякому – кто какую веру изберет, такую и верует». 7 Над обрядоверием современников прямо смеялся. 8 У себя в доме вместо икон держал картину, на которой золотыми буквами были написаны две заповеди Моисеевы. Часто нарочито заводил споры о вере со знающими людьми: протестантами, монахами, учеными и простецами. Переспорить его не удавалось никому; напротив, многие повреждались от его умствований. Мало-помалу вокруг Тверитинова образовался кружок последователей, из которых особенно ярыми были: бывший ученик славяно-греко-латинской академии Максимов, «фискаль» Михаил Босой, «цылюрик» Фома Иванов и некоторые др. Слухи о новой догме все более и более расходились по Москве и интересовали многих. Дошли они и до духовного начальства во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским . В 1713 г. началось дело о еретиках; тянулось оно долго, рассматривалось даже в Сенате и кончилось лишь в декабре 1717 г. отсылкою «еретиков» к архиереям. 9 В 1723 г. Тверитннов публично отрекся от своего учения, но оно пустило уже корни и продолжало распространяться. Следы его можно найти у некоторых современных сектантов; не без влияния его возникла молоканская секта. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В Ярославле его именем назван театр, площадь перед ним и улица, а в 1973 г. был открыт памятник в сквере у театра. Сегодня также день памяти выдающегося русского ученого-энциклопедиста, мыслителя и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося 4 апреля 1765 г. Он родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 г. покинул дом отца и отправился в Москву. Поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, в 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников послан в Петербург для зачисления в Академический университет, в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, учился в Марбурге и Фрейберге. В 1741 г. вернулся в Россию, стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Достиг успехов не только в химии и физике, но и в других областях естественных и прикладных наук, особенно в геологии и минералогии. Ломоносов занимался историческими исследованиями, выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа; написал замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Внес огромный вклад в просвещение народа, в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками несколько мозаичных картин, член Академии художеств (1763). Внес вклад в становление русской поэзии, основоположник русской оды, В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». В «Письме о правилах российского стихотворства» теоретически обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, в основных чертах сохранившуюся в русской поэзии. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Сегодня мы также вспоминаем мореплавателя, адмирала В.Я.Чичагова (1726-1809). Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля 1726 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

– Ваше Святейшество, – в простоте сердечной отвечал священник» 170 . Один из самых образованных людей своего времени, архиепископ Платон видел недостатки духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская академия и Троицкая семинария. Он задумал открыть новую школу. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, который отстоял недалеко от Москвы, но в то же время был удален от суеты столичной жизни. Здесь в 1775 году основал владыка семинарию, которая по праву станет именоваться Платоновой. Его напутственные, пророческие слова стали как бы девизом самой обители: – Перерва, не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться. В монастыре в престольный праздник святителя Николая в проповеди владыка говорил: – Господь в образе святых представляет нам к подражанию примеры таковых, которые были нам подобострастны, то есть имели подобные страсти, и тоя же с нами участны были немощные плоти. Но когда произволение свое соглашали с руководством прямые совести и закона Божиего, то стали победителями страстей и благоуханием добродетели своея все века наполнили. Архиепископ Московский уделял особое внимание вопросам веры и неверия, так как видел: в среде русского, и прежде всего образованного, общества стали популярны идеи французских энциклопедистов, для которых одним из главных положений был тезис: ничего не принимать на веру. Их критика была направлена в первую очередь против таинств христианской Церкви, веры в Промысл Божий и бессмертие души, против церковных обрядов. – Христианская вера, как откровение Существа высочайшего, должна содержать в себе тайны выше человеческого разума, – говорил владыка Платон. – Вера, если бы ума твоего сосудцем была измеряема, величество ее было бы унижено 171 . И в древности и ныне происходит много раздоров из-за того, замечал владыка, что многие пытаются понять то, что умом непостижимо, «ибо мысль человеческая неполна, неосновательна и непонятна» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Во время чумы в Москве, малютка Алексей лишился матери, а восьми лет от роду лишился и отца, который умер вскоре по вступлении Платона в управление Московской паствой в конце 1775-го года на место убиенного чернью архиепископа Амвросия Каменского. Трое детей священника Виноградского остались не только в крайней бедности, но даже и без пристанища; но храняй младенцы Господь 2 видимо явился сиру помощник 3 . Вскоре по смерти священника Виноградского, один из родственников сироты сперва дал Алексею приют в своём доме, а потом прибегнул к ректору Славяно-Греко-Латинской академии архимандриту (в последствии Митрополит С. Петербургский и Новгородский) Амвросию, чрез посредство которого Алексей Виноградский помещён в Перервинскую семинарию 4 на казённое содержание. Кто знает прежнее состояние учебных заведений в хозяйственном отношении 5 , тот, конечно, поймёт, что и здесь Виноградский не был свободен от нужд; по крайней мере он имел кусок хлеба и спокойствие духа. Под руководством славных в то время учителей способности Алексея быстро развивались; вместе с тем увеличивались успехи в науках, и он скоро стал в ряду лучших учеников. Особенно отличился он в изучении латинского языка, что послужило перемене его участи. Платон, посетив однажды Перервинскую семинарию, обратил внимание на юношу, о котором наставники отзывались с похвалой; архипастырь заговорил с ним по латыни; ловкость и свобода, с какими Виноградский объяснялся с Преосвященным, обличили способности юного ученика. Проницательный взор Платона открыл в нём человека, полезного Церкви; но по некоторым посторонним обстоятельствам архипастырь не принимал его под особенное покровительство. Учение Виноградского на Перерве кончилось риторическим классом; отсюда переведён в академию, где слушал Богословие и другие науки, а потом, по поручению начальства, изучал изобретённый сербом Янковичем де-Мириево способ обучения, похожий на Ланкастеров, после чего сам преподавал оный в низших классах академии; кроме того, в свободное от занятий время, посещал лекции профессоров Московского университета, для приобретения навыка в Русской словесности, с коею в то время духовные училища не в достаточной мере знакомили своих питомцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его - придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне - церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, " георгиевскими " крестами - от основания звона до верха барабана. По преданию, " золотую комнату " над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено. В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери " Державная " , " Боголюбская " и " Иверская " . Источник:  Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) - выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении " единоверия " как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон - автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03495

Другой статьей прихода по Синодальной области были данные с церквей и земельных участков при церквах и др. неокладные приходы с духовенства и брачующихся. После Патриаршества число церквей значительно возросло. В 1724 г. их было 4675 и 722 земельных участка; в сравнении с последним десятилетием патриаршества прибавилась 721 церковь , убавилось 42 участка. В 1732 г. было 4813 церквей и 700 участков, а сборов по окладу значилось: с церквей 9819 руб.; с земель 721 руб. В 1738 г. было уже 4927 церквей, не считая тех, за которыми числилась недоимка. Вследствие этого доход Синодальной области с 1690 по 1732 г. увеличился приблизительно на 3000 руб. 538 . В хозяйственном отношении церквами и духовенством Синодальной области заведывал Казенный Приказ. В него же поступал и неокладной приход, который составляли: гривенные или подможные полковым попам деньги (по числу храмов на Синодальную область приходилось 394 руб., в 1732 г. – 476 руб. 9 коп., а с епархий – 613 руб. 80 коп.), венечные деньги, печатные пошлины и штрафные деньги 539 . Размеры доходов Казенного Приказа будут показаны ниже. И. В. указом 1 сентября 1742 г. для заведывания церквами и монастырями Синодальной области была учреждена самостоятельная Московская епархия, первым епископом которой был Иосиф Волчанский, епископ Белорусский (1742–1745) 540 . Из его ведома, впрочем, были изъяты Успенский Собор и Троице-Сергиев монастырь, а из ведома его приемников по окладу Св. Синода 18 марта 1743 г. были изъяты кроме того: Благовещенский Собор, Церковь 12 Апостолов при синодальном доме, ставропигиальные, первостатейные и компатные монастыри – Рождественский во Владимире, Чудов, Ипатьевский, Новоспасский, Симонов, Донской, Заиконоспасский пока из него не будет переведена в Донской монастырь Славяно-Греко-Латинская Академия, Высокопетровский, Воскресенский на Истре, Саввин Сторожевский и Крестовоздвиженский 541 . Кроме того, надо заметить, что доходы Синодальной области остались по-прежнему в ведомстве Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления 542 , а Московскому епископу было назначено особое жалованье в 1500 руб. 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Единственным принципиальным изменением к лучшему стало возрождение храмов Никольской улицы, начавшееся в 1990 году с воссоздания Казанского собора на Красной площади. Собственно, это было вообще первое воссоздание святыни, погубленной большевиками. То есть собор стал не только памятником победе над польскими интервентами, но и монументом, обозначающим конец безбожного режима. Его центральная часть, исследованная в 1920-е, является точной копией древнего храма, колокольня воссоздана по акварелям XVIII века, приделы и галерея — по аналогам. Древнейшая обитель посада Далее, за Торгом, по Никольской шли сплошные монастыри. Сейчас мы их не увидим с улицы: вдоль красной линии глухой стеной тянутся высокие доходные здания, возникшие во второй половине XIX века. Однако прежде на их месте стояли лишь одно-двухэтажные лавки, то есть монастырские ансамбли были открыты к улице, составляли единую торжественную картину. Первый из них — Заиконоспасский, чтобы найти его, надо свернуть в неприметную подворотню дома 7. Монастырь известен с начала XVII века, но основан был, видимо, гораздо раньше. Тогда он был отделен от улицы Иконным рядом, откуда и название. Иконы «выменивали», поскольку торговать ими было запрещено. Монастырь знаменит великолепным собором петровского времени (1709) и тем, что на его территории с 1689 года располагалась Славяно-греко-латинская академия. С тех пор сохранились Братский и Учительский корпуса, стоящие вдоль северной границы двора. Роскошное здание самой Академии (Коллегиум), выстроенное в 1685 году, разобрано после пожара 1812 года. На его месте архитектор Бове поставил новый корпус, ныне являющий собой довольно дикое зрелище: стяжки, подпорки, ужасные трещины. Это следствия незаконного подземного строительства: компания «Старгард», содержащая ресторан в бывшем келейном корпусе, пыталась втихую расширить свои полезные площади…Будущее назначение монастырского комплекса по-прежнему является предметом спора между Церковью, РГГУ и рестораторами. К хорошим новостям можно отнести долгожданное начало восстановления монастырской колокольни, выстроенной в конце XIX века, но копирующей силуэт пятишатровой колокольни церкви Успения на Покровке.

http://pravmir.ru/kuda-nikolskaya-idet/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010