Текст и тема проповеди Стефана 1 января 1700 г. нам неизвестны, но очевидно, что именно с этого времени бывший малороссийский игумен С. Яворский выступает в России в роли официального придворного панегириста Петра I, певца его военных побед и государственных свершений. Традиция торжественного празднования Нового года в России, идущая от Петра I, сохранялась многие годы: «Именно оно [празднование Нового года – О.К.] становится центром, к которому царь стремится отнести не только торжества в честь военных побед всего года, но и тезоименитство, то есть царский праздник... С момента перенесения начала года на 1 января именно Новый год Петр рассматривает как единственный годовой гражданский праздник» 9 . Таким образом, главным содержанием новогодних торжеств было празднование военных побед прошедшего года и прославление монарха – главного виновника этих событий. Непременными элементами праздничного ритуала была проповедь митрополита Стефана на новый год и на победы, произнесенная с амвона Успенского собора или при встрече государя в триумфальных воротах 10 , а также поздравительные «орации» учеников Славяно-греко-латинской академии. В обязанности учеников и преподавателей академии входило не только составление приветственных речей, но и выработка эскизов триумфальных ворот, составление сценариев фейерверков, подбор подходящих по смыслу изречений и эмблем. Таким образом, если новогодние проповеди митрополита Стефана составляли центральную часть придворного ритуала, то декоративные элементы торжества (оформление триумфальных ворот, сюжеты фейерверков) служили живописными иллюстрациями этих проповедей, наглядными картинами, поясняющими смысл основных политических идеологем, разрабатываемых проповедником (ср. такие «знаковые» эмблемы петровского времени, как изображения российского герба – двуглавого орла, основных чинов (сословий) русского государства, колосящейся нивы с серпом – символа жертвенности павших героев и др.). Таким образом, панегирические проповеди Яворского были порождены потребностями придворного церемониала официальных торжеств петровского времени, и их содержание и форма всецело определялись насущным социальным заказом эпохи становления российской империи в начале XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Тесным путем ведет Господь своих избранников. Путь скорбей и лишений с самого детства проходил и Гермоген, сын бедного, многодетного родителя. Первоначально он обучался в коломенской семинарии поэзии и риторике, и носил фамилию: Успенский, или Федоровский. Живя на квартире, терпел крайнюю нужду, – в содержании помогал ему брат Николай (Федоровский), находившийся в архиерейском хоре 89 . Он иногда за неимением бумаги писал на березовой коре: одно уж это показывает его нищету и прилежание. С 1799 года (по переводе коломенской семинарии в Тулу) он обучался в бывшей московской славяно-греко-латинской академии с новой фамилией: Сперанский 90 . Бедность не отставала от него и здесь: не на что было купить латинского лексикона, о чем он очень скорбел. Но это не ослабляло его ревности к учению. По переезде в Москву, сначала он жил на квартире, но в 1804 г. студент богословия Егор Сперанский значится 91 живущим в бурсе. По окончании курса наук с отличным успехом 92 он был оставлен при той же академии учителем французского языка, и этот предмет он преподавал сначала в низшем классе с 7 сентября 1804 года, потом в высшем с 16 марта 1805 до 1814 года 93 . Чтобы совершеннее узнать французский язык, он из Заиконоспасского монастыря, где помещалась академия и сам он жил, – ходил ежедневно к бедному французу, квартировавшему на Никольской улице, который за ничтожную плату упражнял его разговорами на своем природном языке, и научил его свободно объясняться и писать по-французски. В послужном списке его за 1808 г. пишется: «с немецкого переводить, а на французском говорить и сочинять может свободно». В 1809 году Императрица Мария возымела благотворную и богатую последствиями мысль дать лучшим из воспитанниц московского Воспитательного дома назначение, которое, обеспечивая им безбедное и достойное их существование, вместе с тем удовлетворяло бы одной из важнейших потребностей современного общества. Она повелела устроить два особых класса, низший и высший, с трехлетними курсами, для приготовления учительниц и воспитательниц детей в частных домах, – великое благодеяние для множества благородных семейств, затруднявшихся поискам средств к образованию своих детей, так как иностранные гувернантки или не для всех были доступны по цене, или не выполняли законных требований благоразумных родителей. Первый из этих классов был открыт вскоре по объявлении Высочайшей воли, в том же 1809 году; открытие второго было назначено в 1812, но по необходимости отсрочено несчастными происшествиями этого года 94 . Учителем французского языка в новооткрытый класс был определен Егор Прокопьевич, учитель Заиконоспасской академии; он совместно занимал классы в обоих заведениях. Кроме того он имел много частных уроков по предмету французского языка в богатых домах, напр. в доме почетного опекуна в моск. опекунском совете Баранова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

260-263 263-278 ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА чин литургии Преждеосвященных Даров согласно традиции древнего иерусалимского богослужения 278-280 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год 280-289 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней 289-295 ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) 296-299 299-300 300-302 ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ 302-303 (1906-1999), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель 303-398 308-311 ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии 311-314 ЛИЦИНИЙ [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний] (ок. 265 - весна 325), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324) 314-316 ЛИЦО философский и богословский термин, к-рый обозначает целостного человеческого индивидаиндивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; в христ. богословии употребляется также для обозначения Ипостасей единого Бога 316-326 326-328 ЛИЯ старшая дочь Лавана, жена прав. ветхозаветного патриарха Иакова (пам. в Неделю св. праотец) 328-329 ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом 329-332 ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры

http://pravenc.ru/vol/xli.html

    Троицкий монастырь был ярким выразителем Московской Руси с ее светлыми и темными сторонами, но опять поверну­лось колесо истории и наступил петербургский период: опять появился новый центр и связанная с ним новая идеология... Для Троицкого монастыря эта новая эпоха была мало благо­приятна, слишком мало подходил весь его уклад старинного и истового московского благочестия к галантному веку пари­ков и фижм, когда хлынула в Россию западная культура, па-пежского и латынского духа, которой так боялась Древняя Русь. Просочились и модные вольномыслия «вольтерьянцев», которых не чужды были и многие видные церковные деятели, отошел в прошлое образ московского «благочестивейшего» царя ктитора, со вкусом блюдущего детали церковного обря­да и умело разбирающегося в богословских спорах, церков­ные интересы, национальные и государственные, тогда были слиты в единое органическое целое.   Деятели же петербург­ского периода мало почитали старину и национальную само­бытную культуру: они старались, чтобы все у нас было не хуже, чем на западе, и от многого из наследия предков от­крещивались, как от пережитков периода суеверия и дико­сти. При таких новых обстоятельствах Троицкий монастырь, уже ставший в это время лаврой, естественно не мог сохра­нить своего влияния и обаяния, которыми он пользовался в Московской Руси: теперь высшие круги в нем видели ско­рее «благородную окаменелость» и не ощущали уже в нем живого сердца Руси. По-прежнему ходили цари и вельможи на богомолье к Троице, осыпали драгоценностями иконы, церкви, настоятелей, но во всем этом виделось больше тще­славия и любви к роскоши, нежели благочестивого усердия. Труднее решить, изменил ли XVIII век отношение народных масс к монастырю; правильнее всего было бы думать, что их не коснулись все эти пертурбации и утонченности верхов.     В руководящих кругах лавры уже произошел разрыв со старым начетчеством, заменявшим ранее образование, и в них ясно стал чувствоваться дух западной науки и западного мышления. Целый ряд монастырских деятелей XVIII века вышел или из Славяно-греко-латинской академии, или из киевских школ, где царила схоластика, латинский язык, пышная риторика и элоквенция. Это умственное и словесное барокко представлено целым рядом лаврских деятелей, главным образом блестящих проповедников, из лавры часто переходивших ко двору, как, например, Гавриил Бужинский, Гедеон Криновский, Арсений Могилянский.

http://isihazm.ru/1/?id=716

В 1606-1607 гг. насельники Л. К. м. были свидетелями обороны Калуги войсками И. И. Болотникова. В янв. 1610 г. в обители остановился Лжедмитрий II , бежавший из Тушина. При помощи братии Л. К. м. ему удалось склонить калужан на свою сторону, но уже 11 дек. того же года он был убит недалеко от мон-ря. В 1617 г. рядом с Л. К. м. состоялся бой между польск. отрядами П. Опалинского и С. Чаплинского и войском кн. Д. М. Пожарского, направленным для защиты Калуги. В 1618 г. Калуга и, очевидно, мон-рь были разорены казаками гетмана П. К. Конашевича-Сагайдачного. В выписке из калужских писцовых книг Г. Плещеева и Г. Семёнова 1628 и 1629 гг. упоминается о 3 жалованных грамотах царя Михаила Феодоровича , к-рый предоставил Л. К. м. право рыбной ловли на р. Оке, пожаловал мельницу, подтвердил право владения монастырскими вотчинами. В 1654 г. в Калуге побывали Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский , к-рый упоминает в описании их путешествия «два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». Под первым, очевидно, подразумевается Л. К. м. В том же году город и его окрестности пострадали от эпидемии чумы, жертвами к-рой стали игумен и 4 иеромонаха Л. К. м., в живых остались 8 монахов. В 1776 г. Московский и Калужский архиеп. Платон (Левшин) перевел в мон-рь открытое годом ранее ДУ для детей духовенства Калужской провинции, состоящее из высшего и низшего грамматических отделений. Ректором являлся настоятель мон-ря, архиеп. Платон также активно участвовал в жизни заведения. Из казны на содержание уч-ща выделялось 300 р. ежегодно, архиеп. Платон изыскивал дополнительные средства. При уч-ще была организована б-ка. В 1779 г. архиерей составил инструкцию ректору, а преподавателей назначал из выпускников Славяно-греко-латинской академии. Преподаватели и учащиеся должны были неукоснительно посещать богослужения. В 70-х гг. XVIII в. учащихся насчитывалось 120 чел., в 90-х гг.- 184 чел. Одним из воспитанников уч-ща был экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский)) , впосл. он прислал в дар обители панагию, украшенную драгоценными камнями, и ряд книг.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. В 1713 г. над северными воротами была построена церковь Тихвинской Божией Матери. Предположительно зодчими этого сооружения были Иван Зарудный и Петр Попов. Колокольня над западными воротами строилась поэтапно и тремя архитекторами: 1730-1733 гг. - Д.Трезини, 1749-1750 гг. - Д.В.Ухтомский и завершал строительство в 1753 г. - А.П.Евлашев. В 1755 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь во имя Захария и Елизаветы, но в 1812 г. она была упразднена. В Смутное время монастырь был разграблен и считался беднейшим. С приходом Романовых к власти монастырь ожил, получил от царствующего дома много пожертвований и вложений. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. В 1747 г. в Донской монастырь была переведена Славяно-Греко-Латинская академия из Заиконоспасского монастыря. К концу XVIII в. на территории монастыря сформировалось большое кладбище. В 1711 г. под алтарем Большого собора в " особой " палатке с церковью Сретения Господня, устроенной царем Имеретии Арчилом, захоронили тело его сына и сподвижника Петра I Александра, умершего в шведском плену. А через два года там же похоронили и Арчила, царя-поэта, деятеля культуры. Немного позже сюда из Новодевичьего монастыря перенесли и останки его сыновей Матвея и Давида. Позже в усыпальнице хоронили грузинских царевичей, князей Багратиони, митрополитов. Подклет Большого собора стал усыпальницей грузинских политических и культурных деятелей. На монастырском кладбище похоронен цвет русского дворянства, многие деятели культуры - П.Я.Чаадаев, философ, друг А.С.Пушкина, архитектор О.И.Бове, дед А.С.Пушкина Лев Александрович, Н.Н.Бантыш-Каменский, ученый архивист, русский драматург А.П.Сумароков, здесь же похоронены и декабристы, военные и ученые. В XVIII в. в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела - усыпальницу рода Голицыных. В 1796-1798 гг. по заказу сенатора Н.А.Зубова за Большим собором построили церковь-ротонду Александра Свирского, усыпальницу семьи заказчика. В 1898 г. за ротондой Зубовых построили пятиглавую церковь-игрушку Иоанна Лествичника - усыпальницу генерал-майора Терещенко.

http://sobory.ru/article/?object=02994

В 1690 году митрополитом Киевским Варлаамом (Ясинским) Стефан был определён в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и пиитики, затем, в следующем 1691 году, префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия. В 1697 году Стефан стал известным проповедником и был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ним письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. Он не пробыл в Москве и нескольких недель, как, благодаря неожиданному происшествию, на него обратил внимание молодой царь Пётр I. В это время умер один из ближайших сподвижников царя воевода А.С. Шеин и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить игумену Стефану (Яворскому) . Петру I понравилась и проповедь , и сам проповедник. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но 7 апреля 1700 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита. 16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Пётр I видел в нём прежде всего человека учёного, с западным образованием, которого он не находил среди московского духовенства. Пётр I назначил Стефана также проректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где тот ввёл в число предметов латынь, а к преподаванию привлёк учёных из Киева. Кроме того, в глазах Петра I Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии, Однако для Петра I Стефан оказался слишком консервативным. Пока деятельность Петра I была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. Ранние проповеди Стефана, посвящённые военным успехам Петра I – взятию Шлиссельбургской крепости, основанию Петербурга, победе под Полтавой, носят чисто панегирический характер. Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1719-1724 гг. Петр I неоднократно молился в соборе. Клир собора пополнили священники с богословским образованием - выпускники московской Славяно-греко-латинской академии Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский, ставший настоятелем собора в марте 1722 г. в сане протопопа (общее число «ученого» духовенства в новой столице на 1723 составляло 4 чел.). После смерти императора, в погребении к-рого 10 марта 1725 г. участвовал весь клир с.-петербургского Успенского собора (настоятель, 3 священника и диакон), «ученое» духовенство собора покинуло С.-Петербург. На подворье митр. Стефана поселился член Святейшего Синода архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский). Центр столицы закрепился на левобережье Невы, и значение собора в церковной жизни города стало уменьшаться. До кон. 40-х гг. XVIII в. в нем еще нередко совершались архиерейские богослужения; духовенство собора активно участвовало в церковной благотворительности. Первая богадельня на 12 женщин (гл. обр. солдатских вдов) открылась при соборе в 1721 г. В 1733 г. на церковной земле были построены 2 больших здания муж. и жен. богаделен; число призреваемых достигло к 1764 г. 81 чел. В 1740 г. Святейший Синод удовлетворил прошение прихожан о переводе к ним свящ. Тимофея Симеонова, «с производством в протопопы», поскольку их церковь «в прошлых годах была соборною». Ранее, в 1716-1736 гг., свящ. Тимофей служил в ц. Рождества Пресв. Богородицы; с его именем связано начало общегородского почитания с.-петербургского списка Казанской иконы Божией Матери, хранившегося в этой церкви (впосл. храмовая икона Казанского собора). Строительство каменного храма 14 июля 1740 г. последовал указ имп. Анны Иоанновны о строительстве каменного храма за алтарем мазанкового Успенского собора, на участке, к-рый ранее занимало подворье митр. Стефана. По преданию, его главный престол предполагалось посвятить св. Иоанну Крестителю, чье имя носили отец имп. Анны и ее новорожденный внучатый племянник принц Иоанн Антонович, унаследовавший престол после ее кончины 17 окт. 1740 г.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

В 1873 он защитил диссертацию на тему «Филологические замечания о языке новозаветном  в сличении с классическим при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам» и был удостоен степени доктора богословия. В 1874 году избран помощником ректора по церковно-практическому отделению.  В 1875 году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1878 году  Сергей Константинович рукоположен во священный сан и назначен ректором Академии с возведением в сан протоиерея. Во время управления протоиереем С. К. Смирновым  МДА при ней открыто было в 1880 Братство преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Академии. В том же году по предложению  отца Сергия при Академии открылся  Церковно-археологический музей. Наконец, тогда же было возобновлено издание  Академией «Творений святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями», прекращенное в 1872 году. Отец Сергий до конца своего ректорства являлся редактором этого издания. В 1886 году о. Сергий подал прошение об увольнении со службы по состоянию здоровья. Последние годы жизни он провел в семейном кругу, продолжая заниматься научными трудами. Одна из дочерей была замужем за известным историком и политическим деятелем П. Н. Милюковым, другая за А. П. Голубцовым. Скончался он после быстротекущей тяжелой болезни. Погребли его на кладбище Московской Духовной Академии, на выбранном им самим месте, возле могилы протоиерея Александра Горского. Личный архив протоиерея С. К. Смирнова находится в ЦГИАМ (фонд 1869, 193 единицы хранения). В его состав входят рукописи лекций, а также весьма многочисленная переписка  С. К. Смирнова. Библиография работ автора:   История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. История Троицкой Лаврской Семинарии. М., 1867. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. М., 1852. Константин Экономос и сочинение его о сродстве славянорусского языка с еллинским/Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1873 года. М., 1873.

http://bogoslov.ru/person/53337

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010