В 1841 г. Д. был утвержден в должности члена Комитета по изданию творений св. отцов в рус. переводе, коллеги называли его «высокопочтеннейшим отцом всех книг, нами издаваемых» (Там же. С. 467). Под его редакцией вышли в свет 42 тома творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Макария Египетского, Нила Синайского, Исаака Сирина, Григория Нисского, Епифания Кипрского, св. Иоанна Лествичника, сщмч. Исидора Пелусиота, блж. Феодорита. Для уточнения перевода Д. обращался к греч. рукописям и различным спискам древних слав. переводов, хранившихся в Синодальной б-ке, старался передать особенности стиля произведений и терминологию св. отцов. Переводам Д. доверял митр. Филарет (Дроздов). Д. также принял участие в переводе Библии на рус. язык (той части НЗ, над которой работала корпорация МДА). Арх.: РГБ ОР. Ф. 233. К. 56. Ед. хр. 20. Л. 26; Ф. 559. К. 9. Ед. хр. 13, 14; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 1048. Л. 7 об.- 11; Оп. 4. Д. 5061. Л. 58-61, 74; Д. 5268. Л. 16 об. Соч.: Св. Лев, папа Римский. М., 1849; Слова покойного прот. П. С. Делицына, проф. МДА. М., 1864. Пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам: Пер. с греч. М., 1839; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Галатам. М., 1842; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1843; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение правосл. веры. М., 1844. Лит.: Смирнов С. К. , прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855; он же. Проф. МДА прот. П. С. Делицын//ПрТСО. 1863. Ч. 22. С. 684-695; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Голубинский Д. Ф. Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына//Там же. С. 696-713; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 497; Глаголев С. С. Прот. П. С. Делицын//Памяти почивших наставников. Серг. П., 1914. С. 1-12; У Троицы в Академии (1814-1914): Юбил. сб. Серг. П., 1914. С. Х, 1, 4-5, 8-9, 65, 72, 73-75, 84, 86, 112, 118-119, 135, 197, 363, 365, 366, 442, 467, 468, 473, 525, 606, 713; Лисица А. Ю. Математика в МДА//XXXVI Всерос. науч. конф. по проблемам математики... и методики преподавания естественнонауч. дисциплин, 22-26 мая 2000 г.: Тез. докл. хим. и пед. секции. М., 2000. С. 77.

http://pravenc.ru/text/171640.html

Важным, но менее известным вкладом Лихудов в развитие русской культуры, стало участие Софрония в создании русского литературного языка нового типа. Пётр Первый полагал, что он не может перейти к созданию современного европейского государства без национального литературного языка, который основывался бы не на церковнославянской традиции, а на живом русском языковом материале, в соответствии с известными образцами Ренессанса. Поэтому он поручил известному филологу своего времени, одному из первых учеников братьев Лихудов – Фёдору Поликарпову перевести с латинского на русский язык «Географию генеральную» Бернарда Варения. Поликарпов старательно выполнил государево задание, но не смог переступить через лингвистические стандарты своего времени и представил царю свой текст, являвшийся переводом на церковнославянский. Пётр вернул ему работу, охарактеризовав её как «неискусную» и приказал ему сделать её заново на простом языке «Посольскаго приказу». Поликарпов обратился к своему учителю Софронию Лихуду, который, с одной стороны, к тому времени уже хорошо знал русский язык, а с другой, базируясь на своём греческом языковом опыте, знал, как обращаться с живым разговорным языком как с литературным. Достаточно скоро работа была завершена (рукопись данного перевода – с основательной правкой, сделанной рукой Софрония – хранится по сей день в Российском государственном архиве древних актов в Москве). Труд был одобрен царем и издан. «География генеральная» – первая печатная книга на русском литературном языке нового типа и первый шаг в направлении осуществления петровских реформ в области языка. В 1694 году братья Лихуды были отстранены от преподавания в Академии, через некоторое время им было приказано преподавать боярским детям итальянский язык. В 1701 году в результате непрекращающейся борьбы против них их бывшего покровителя иерусалимского патриарха Досифея, Лихуды были сосланы в Ипатьевский монастырь в Костроме, а в 1706 году, по просьбе новгородского и великолукского митрополита Иова, они переехали в Великий Новгород, где вновь занялись преподаванием, основав и там высшую школу по образцу Славяно-греко-латинской Академии. Несколько лет спустя им удалось добиться возвращения в Москву, где Иоанникий вскоре скончался и был похоронен в Заиконоспасском монастыре. Софроний в течение ещё нескольких лет продолжал заниматься в Москве педагогической, научной и переводческой деятельностью. В последние годы жизни он был назначен архимандритом и настоятелем Солотчина монастыря. Спустя некоторое время он вернулся в Москву, где вскоре скончался и был похоронен в Новоспасском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

«Велик вклад выдающихся сынов греческого народа в становление и развитие образования, науки и культуры в России. Не менее значительно участие русских дипломатов, русских солдат и офицеров в борьбе греческого народа за независимость. В нынешнем году мы отмечаем 200-летие начала национально-освободительного движения в Греции. К этому событию приурочен перекрестный Год истории Россия-Греция», — сказал глава ОВЦС. «Название выставки включает имя выдающего представителя греческой земли Феофана Грека, иконописца, чьи святые образы украшают соборы Московского Кремля и другие исторические храмы России, хранятся в государственных музеях как драгоценное духовное и культурное сокровище. Широко известен в России подвижник с непростой судьбой — преподобный Максим Грек, выдающийся писатель и богослов, который своими мощами пребывает в духовном сердце Русской Православной Церкви — Троице-Сергиевой лавре , — сказал далее владыка Иларион. — Российское высшее образование на этапе своего становления многим обязано греческим братьям Лихудам, усилиями которых была основана Славяно-греко-латинская академия, прямая преемница которой — Московская духовная академия . Никольский греческий монастырь, с историей которого знакомит выставка, на протяжении нескольких столетий являлся центром греческого языка и культуры в столице. В экспонатах выставки — полотнах, документах, иных свидетельствах эллинского присутствия в Москве — отразилось многогранное греческое наследие, которое является частью не только прошлого, но и настоящего времени, формирующего нашу устремленность в будущее». В течение последних десятилетий местом сосредоточения греческой общины, ее душой и сердцем стал храм Всех святых на Кулишках в Москве, отметил в своем выступлении председатель ОВЦС. «С начала 2020 года возможность прикоснуться в этом святом месте к родной культуре появилась даже у самых маленьких греков: начал работу детский сад выходного дня " Αлфавнта " , где с малышами занимаются выпускницы греческих вузов, специалисты в области дошкольного образования. Уже с трех лет дети начинают осваивать греческий язык, в игровой форме знакомятся с историей Греции, Элладской и Русской Церквей, учатся греческим танцам. В духовно-просветительском центре храма идут занятия по изучению греческого языка и для взрослых, проводятся мастер-классы по греческой кухне. Греческая молодежь встретила здесь ободряющую поддержку», — рассказал архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/5855542.ht...

Вскоре настало время Петру оставить родительский дом и вступать в училище; ибо духовное начальство требовало, чтобы все Священнослужители приводили детей своих в Коломенскую Семинарию. Отец его был уже Священником в Серпуховском уезде, Коломенской епархии, в селе Липицах, о коем Платон вспоминает в своём Путешествии в Киев 8 ; потом поступил в Москву викарным священником к церкви Святителя Николая, что слывёт Красные колокола или красный звон. Так как Георгию Данилову хотелось самому перейти в Москву, то по его настоятельной просьбе, сыновья его Пётр и Александр переведены из Коломенской епархии в Московскую и определены в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию, где приняли фамилию Левшиновых, а потом Левшиных. Когда отец представил обоих сыновей Префекту Академии, Иоанну Козловичу, последний, приняв их благосклонно, сказал им в поощрение: «Детки учитесь, после Протопопове будете». Что и сбылось; Александр был Протопопом Московского Успенского собора, а Пётр Начальником над Протопопами. Они жила у старшего брата своего Тимофея, пономаря при церкви Св. Софии, Премудрости Божией, что в средних Набережных Садовниках, а потом у родственника их, дьякона при церкви Спаса во Спасской, при коей и отец их Георгий впоследствии был викарным священником. Ходив босиком в училище с грошом на обед, по своей бережливости и по скудости родителей, Пётр носил в руках свои новые коты, чтобы их не истоптать, и надевал их близ Академии, Так путём замысловатой нужды и неусыпного труда он достигал просвещения и славы. В две недели Левшин, выучась читать и писать по Латине, постепенно переводим был: в низший Латинский класс (фару), из коего через год он поступил в Грамматику и через столько же времени в Синтаксиму, потом в Пиитику, а напоследок, через год, в Риторику, которую тогда преподавал Иеромонах Кирилл Григорович. В течение четырёх лет Левшин слушал Философию и Богословию у Геннадия Драницына, впоследствии бывшего Суздальским Епископом. Но пределы школы не суть пределы для гения. Чувствуя недостатки в своём учении и сознавая пользу исторических наук, Пётр Егорович сам собою научился Географии и Истории, которую любил во всю свою жизнь. Газеты служили ему повторением Географии, а карты географические поверкой газетных известий. Все сии пособия, при скудости средств, приобретались им с затруднениями, как и самые сведения, недоступные тогда ещё школе, ограниченной и в средствах и в цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вступая на многотрудный и тернистый путь епископского служения, всегда помни слова архиерейской присяги, произнесенной тобой сегодня. Однако не только человек дает Богу обещания. Свои обетования людям изрекает и Создатель, Который никогда не уклоняется от истины и не нарушает Своих слов, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23). Сам Господь обещает верующим в Него вечную жизнь, обещает услышать в день печали (Пс. 19:1) и исполнить все прошения (Пс. 19:6), дать Своим людям крепость и благословить их миром (Пс. 28:11). Он свидетельствует, что скорее мать забудет свое дитя, нежели Он забудет Свой народ (Ис. 49:15), и заверяет, что не оставит нас сирых (Ин. 14:18) и пребудет с нами до скончания века (Мф. 28:20). Не забывай об этих дивных обетованиях Божиих, запечатлей их в своем сердце и приводи на память на всякое время — не только в минуты испытаний, но и в исполненные радости мгновения. Пусть благодарение Создателя станет нормой твоей ежедневной жизни, чтобы, взирая на тебя, будущие служители алтаря Господня вдохновлялись твоей ревностью и искренним желанием со тщанием трудиться во славу имени Христова. Вот о чем нужно особенно помнить архипастырю. Церковь воздвигает его на высокий свещник, но с того высокого свещника все хорошо видно тем, кто вокруг, и потому особые требования — к жизни архиерея, к его мыслям, к его словам, к его служению. Именно об этом предстоящем тебе делании хотел бы сказать несколько подробнее. Священноначалием тебе доверено быть ректором Московской духовной академии. Это ведущее и старейшее учебное заведение нашей Церкви, чья история восходит к знаменитой Славяно-Греко-Латинской академии. За многовековой период бытия этой духовной школы здесь сложились свои воспитательские, образовательные и богословские традиции, которые тебе следует познавать, беречь и уважать. Будь внимателен к богатому духовному наследию Большой кельи преподобного Сергия. Неразумное усердие способно в короткое время разрушить то, что создавалось трудами целых поколений, и о таких неразумных руководителях, в том числе на церковной ниве, потом с сожалением вспоминают в течение долгих лет. Но помни и о том, что консерватизм, то есть сохранение традиций, сохранение веры,должен быть направлен не только на сохранение, но и на то, чтобы все эти ценности, запечатленные в слове Божием и передаваемые Церковью, усваивались Божиим народом.Старайся делать всё от тебя зависящее, чтобы приумножать лучшее, что было в истории этой школы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5961583...

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря . Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском. XVII—XVIII века В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения. В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды . Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре . На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Духовная миссия Иоасафа Хотунцевского состояла из 11 чел., большинство из которых являлись студентами Славяно-греко-латинской академии. Сам архимандрит Иоасаф также имел непосредственное отношение к образованию – он исполнял обязанности экзаменатора при Академии (2 Там же, с. 25.). Этой миссии придавалось особое значение. Специальная инструкция Иоасафу Хотунцевскому, гласила: " Велено тебе инородческие школы заводить, и по отправленным с тобою ученым книжицам камчатских отроков обучать алфавиту, часослову, псалтири – низших школ студентам; букварю же и катехизису – студентам школы философии; и смотреть, дабы оные ни единому письму точию обучали, но и разумению Святаго Писания с ясным толкованием им преподавали, со всяким достодушным тщанием; а скорописи обучать оных, кои из них, студентов и церковников, в том скорописании искуснейшие " (3 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ), ф. 1011, оп. 1, ед. 23, л. 42). За первые 5 лет пребывания духовной миссии на Камчатке при отсутствии надлежащих строительных материалов и инструментов, при нескрываемом противодействии высших чиновников из Охотска, в ведении которых находилась тогда Камчатка, на полуострове было возведено 8 церквей и несколько часовен. Нужно все это было, по мнению Иосафа Хотунцевского для того, " чтобы оные церкви ... вместо узды были, ибо в присутствии священника... иноземцы [коренные народы Камчатки: коряки и ительмены]... худых своих советов при всегдашнем учении употреблять меньше будут " (4 Там же, ед. 9, л. 25.). В одном из писем архимандрит Иоасаф рекомендует священникам " постов сверх меры не налагать. Но елико возможно, обучать [новокрещеных инородцев] всегдашнему воздержанию, особливо от идоложертвований " (5 Там же, ед. 23, л. 62.). Увеличивая число церквей и школ при них, архимандрит Иоасаф стремился, чтобы " одна церковь от другой не более чем на триста верст была " и чтобы, таким образом, " островки " христианства и просвещения не были оторваны друг от друга. В этих же целях начальник миссии снарядил ряд " проповеднических свит " по Камчатскому полуострову, по Охотскому побережью, на реку Анадырь и даже на " Курильскую землицу " (6 Там же, ед. 9, л. 3.).

http://religare.ru/2_99375.html

Конечно, святитель много сделал для развития и Санкт-Петербургской, и Киевской Духовных Академий, но именно Московская Академия стала его подлинным детищем, и неслучайно ее часто называли филаретовской. В 1799 году Коломенская семинария, где тогда учился будущий святитель, в миру Василий Михайлович Дроздов, была переведена в Тулу. Ее воспитанники с разрешения Святейшего Синода отправились завершать образование в Духовных школах Московской епархии. Василий сначала хотел поступать в Славяно-греко-латинскую академию, но, следуя воле отца, считавшего, что в Троицкой Семинарии образование солидней, а обстановка церковней, направился на учебу в лавру Преподобного Сергия. Но в Троицкой семинарии, в то время действительно не уступавшей по уровню образования ни одной из четырех российских Духовных академий, невысоко ставили Коломенскую школу. Пришедших из нее зачисляли в низший, риторический класс, хотя Василий вышел из Коломенской семинарии учеником философского, т. е. предпоследнего класса. Его отец, зная глубину познаний сына, настоял на дополнительном экзамене. Об этом позднее митрополит Филарет вспоминал: «Вечером я пришел вместе с отцом к ректору Августину, который тут же в своих покоях заставил меня написать диссертацию на вопрос... о врожденных идеях. На это ничего не мог бы я отвечать по урокам своего прежнего наставника, но, роясь, когда учился в Коломне, в книгах своего отца, читал и учебник по философии Винклера. Там я получил об этом вопросе некоторое понятие. И моим ответом были довольны». Так Василий Дроздов был зачислен в философский класс. Однако его приняли на казенное содержание, и ему приходилось снимать квартиру. А подыскать подходящее жилье было непросто: «Не знаю теперь, куда приклонить голову: не только на хозяйский кошт нигде не принимают, но и на свой — весьма мало. Там —  тесно, там — хозяин пьяница, там — беспокойно. Надобно жить на худой квартире или на улице. Беда! Если пойдешь на худую квартиру, и то за теснотою, то за шумом каким будешь терять время... Здесь не Коломна: потерять на квартире час времени — значит потерять почти целый день», — с горестью писал он родителям.

http://bogoslov.ru/article/6170678

М. был 1-м рус. переводчиком трудов мч. Иустина Философа на рус. язык. В 1783 г. в университетской типографии Н. И. Новикова на средства М. была опубликована хрестоматия, которая включала «Апологию за христиан к Римскому сенату», «Апологию вторую за христиан к Антонину Пию», часть «Диалога с Трифоном иудеем» («каким образом дошел он до познания Бога и Христа») и приписываемые св. Иустину труды «О единовластительстве Божием» и «Повествование о древнем публичном христианском священнослужении», а также письмо свт. Василия Великого к свт. Григорию Богослову о пустынножительстве. В том же году и в той же типографии М. опубликовал словарь новогреч. языка с краткой грамматикой и указаниями на происхождение некоторых слов. В 1791 г. по представлению митр. Платона, к-рый указал на заслуги М. в преподавании богословия и назвал его «умом проницательным и ученым» (ЧОЛДП. 1877. 3. Мат-лы. С. 54), назначен ректором и «богословия учителем» Славяно-греко-латинской академии. 11 дек. 1791 г. утвержден в должности ректора. Множество прежних студентов М. устремлялись туда, чтобы послушать лекции любимого наставника. М., «хотя и очень близко подражал Феофану Прокоповичу, но гораздо больше всех своих предшественников сумел развить элемент исторический и освободиться от скучного хлама схоластических тонкостей» ( Знаменский. 1881. С. 761-762). 1 янв. 1792 г. М. был возведен в сан архимандрита ставропигиального училищного Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . По др. сведениям, в нач. 90-х гг. XVIII в. возведен в сан архимандрита и назначен ректором ( Первухин. 1901. С. 163). В том же году по распоряжению имп. Екатерины II участвовал в комиссии по рассмотрению сомнительных и подозрительных печатных и письменных книг. Тогда же гр. К. Г. Разумовский пожертвовал Академии 3500 р. В нач. 1793 г. ряд англ. богословов через рус. посланника в Лондоне гр. С. Р. Воронцова обратились к митр. Платону с вопросами об отличии правосл. Церкви от западной, о крещении, о почитании святых и икон по книге франц.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

Недолго, однако, блаженный Иннокентий подвизался в Киевской лавре. В 1710 году он был вызван в Москву Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии. Эта академия находилась в Заиконоспасском монастыре. Здесь святой Иннокентий преподавал словесность и поучал своих учеников искусству церковного витийства. В 1714 году святой был назначен префектом академии. Его обязанностью было наблюдать за порядком внутренней и внешней жизни воспитанников, а кроме того он еще преподавал нравственное богословие и философию. Такую должность он занимал до 1719 года. В этом году он был вызван в звании соборного иеромонаха в Александро-Невскую лавру и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле. Вскоре он был переведен обер-иеромонахом в город Або. Занимая сию должность, святой был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе, надзирал за их поведением, разрешал недоразумения и сносился о церковных нуждах с Святейшим Синодом. Так как святой Иннокентий по обязанности своей службы каждую неделю должен был посещать каждый корабль, то, вероятно, он хорошо был известен государю, так любившему созданный им флот. Но Господь назначил Своему угоднику новое, высшее служение. Он судил ему быть просветителем отдаленнейшей окраины русского государства – Восточной Сибири. Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVI века, хотя медленно, но непрерывно заселялась русскими переселенцами. По берегам многочисленных рек они строили зимовья для сбора дани с инородцев, остроги для военной защиты от их набегов в города, где сосредоточивалось управление завоеванного края. Вместе с расселением русских по обширной Сибири распространялась и Христова вера: по зимовьям ставились кресты или часовни, по острогам строились церкви, а по городам – церкви и монастыри. В 1620 году была открыта Сибирская епархия в городе Тобольске. Но одного епископа, разумеется, было недостаточно для огромной страны, и церковная жизнь Сибири за все XVII столетие представляла грустную картину вопиющих беспорядков. Духовенства было недостаточно, и многие церкви стояли без пения; монастыри жили без устава, и монахи были таковыми только по имени. Среди верующих, не исключая и духовенства с монашеством, встречались такие пороки и царила такая распущенность, что неприлично и описывать. Сибирь нуждалась в апостолах веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010