2005. г. — священник Георгий Шаповалов. Житие преподобного Антония Сийского. Идейно-художественное своеобразие произведения в редакции царевича Иоанна (кафедра филологии). 2005 г. — Евгений Лабынько. Художественные особенности седмичных молитв святителя Кирилла Турского в контексте евхологической традиции (кафедра филологии). 2006 г. — священник Алексий Моисеев. Агиография великомученика Георгия. Канонические и апокрифические источники (кафедра филологии). 2006 г. — Александр Сирин. Агиографические труды свт. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси (кафедра филологии). 2009 г. — монах Родион (Ларионов). «Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России (1700-1775)» (кафедра церковной истории). 2010 г. — иером. Дамаскин (Грабеж). «Влияние русского монашества первой эмиграционной волны на духовную жизнь в Сербии 20-30 годов XX века» (кафедра церковной истории). Статья и.о. проректора по научно-богословской работе Сретенской духовной академии, заведующего кафедрой филологии Московской духовной академии профессора Владимира Михайловича Кириллина содержит анализ развернутого похвального раздела в житии Владимира Святославича, составленном для «Степенной книги» на рубеже 50–60-х гг. XVI в. В ней выявляется и оценивается характер лексико-фразеологических и структурно-содержательных изменений, привнесенных в текст по сравнению с его литературными источниками, и таким образом определяются идейные задачи составителя жития. Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV— начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии. Киностудия " Богослов " продолжает цикл передач о людях, которые своим трудом формируют современный облик старейшего учебного заведения России.

http://bogoslov.ru/person/261809

Архиепископ Алексий глубоко чтил и поминал усопших. Богослужения преосвященного Алексия были исполнены благоговения и величественности. Особенностью архиепископа Алексия было то, что он никогда не говорил поучений с церковной кафедры и никогда не фотографировался. Труды: Предполагаемая реформа церковного суда. – СПб.. 1873, вып. 1–2. Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1856. Жизнь святого Иоанна Дамаскина //Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1857, ч. 16. Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви в Риме//Душеполезное чтение. – 1886, 2. Памяти Филарета, митрополита Московского//Душеполезное чтение. – 1868, 1. Новый вопрос в православной Русской Церкви//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1871, ч. 24. Вторая апология по новому вопросу//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1 8 7 1, ч. 24. Третья апология по новому вопросу//Московские епархиальные ведомости. – 1872, март. Вдовые священнослужители//Христианское чтение. – 1870, 12; 1871, 1. Печатное письмо А. С. Павлову //Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1876, 8. Слово пред отпеванием профессора Московской духовной академии П. С. Казанского //Православное обозрение. – 1878, 3. Слово в день годичного поминовения ректора Московской Духовной Академии Горского А. В.//Православное обозрение. – 1876, 12. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 143–144, 242, 399, 401, 407, 446. Извеков Н. Д. Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский и Виленский. – М., 1896. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. – М., 1899. Голубинский Д. Памяти высокопреосвященного Алексия, архиепископа Литовского и Виленского. – М., 1891. Богданович А. В. Три последние самодержца. – М., 1924. – С. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В высшей степени гуманный, проникнутый христианскими идеалами, епископ Амвросий отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов. Амвросий преследовал взяточничество, которое процветало в консистории. Он боролся с безграмотностью священнослужителей, всех отправлял учиться в школу при академии. Труды: Слово на случай присяги судей в Тульской губернии. – М., 1815. Речь при наречении во епископа. – СПб., 1804. Слово в день Рождества Христова//Душеполезное чтение. – 1866, 12. Слово на вступление последнего тульского полка ополченцев в Тулу. – М., 1814. Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского. – СПб.. 1856. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 130. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 169–172. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 436–438. Чистович И. А. Александро-Невская лавра. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 8. – С. 497. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нач. 1699 г. в Москве П. подал патриарху Московскому и всея Руси Адриану челобитную с раскаянием за переход в унию. Наложенную епитимию П. отбывал в московском Новоспасском мон-ре (в то же время там находились под надзором братья Лихуды). На родине П. попал под пристальное наблюдение католич. священников, тайных иезуитов, находившихся в Москве. Видеться с ними он не мог, однако один из них, австр. иезуит Ф. Эмилиан, в своих донесениях сочувственно отзывался о д-ре богословия, к-рого сперва «заточили», а затем выпустили, но к-рому по-прежнему не доверяли (Письма и донесения. 1904. С. 25, 49, 230, 250). По требованию патриарха в апр. того же года П. составил «Исповедание веры», в к-ром описал свои путешествия по Европе и отступничество, изложил заблуждения Римско-католической Церкви. 2 июня был вызван для публичного устного покаяния, прочитал перед собором и народом «Исповедание веры», после чего был принят в правосл. Церковь в «сущем сане», т. е. как священник ( Шмурло. 1931. С. 15). В 1700 г. поставлен игуменом Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря , одновременно стал учителем Славяно-греко-латинской академии. Из-за слабого знания греч. языка получил разрешение преподавать только на латыни. Вскоре стал префектом, а между 24 сент. и 29 нояб. 1701 г.- 1-м ректором академии. На подход П. к образованию наложили свой отпечаток годы, проведенные в католических школах ( Смеловский. 1845. С. 76; З. Цирпанлис процитировал слова ректора коллегиума св. Афанасия, к-рый рекомендовал П. как отличного знатока греч. языка и типикона ( Τσιρπανλς. 1980. S. 691), однако Е. Ф. Шмурло предполагал, что в характеристике речь шла о рус. языке ( Шмурло. 1931. С. 25)). Несомненно то, что по его инициативе преподавание в академии с 1701 г. велось преимущественно на лат. языке, в том же году было прекращено преподавание древнегреч. языка. По всей видимости, П., не испытывая особого пиетета перед правосл. Востоком, не делал ставку на греч. язык при обучении.

http://pravenc.ru/text/2578741.html

К глубокому сожалению, мы не знаем места захоронения Владимира Семёновича. За исключением написанного с большой любовью Сергеем Михайловичем Соловьёвым короткого некролога [Соловьев-1918], напечатанного в «Богословском вестнике» в 1918 году, и небольших биографических заметок в книгах, посвящённых Храму Христа Спасителя, печатных сведений о нём нет. Задача настоящих заметок - хоть в какой-то мере восполнить этот пробел. Московская Духовная Академия Полученное в одном из главных центров духовного Просвещения России образование оказало определяющее воздействие на формирование личности Владимира Семёновича Маркова. Это относится не только к приобретённым знаниям, но и к кругу общения, стилю жизни, а главное - нравственным ориентирам. Основанная в 1685 году Академия до 1814 года носила название " Славяно-греко-латинской академии " и размещалась в центре Москвы [У Троицы]. После пожара, в 1814 году Академию перевели в Троицкую Лавру. В ней готовили преподавателей для учебных заведений, в первую очередь, по богословским дисциплинам. Обучение в Академии было четырехлетнее. Читались не только богословские предметы: истолкование Священного Писания, догматическое,  нравственное, обличительное и  пастырское богословие; но и широкий круг гуманитарных дисциплин: философия,  словесность, гражданская история; языки (еврейский, греческий, немецкий, французский и английский). Кроме того, преподавались церковное красноречие, церковная история, каноническое (церковное) право, патристика,  метафизика, библейская история, церковная археология. Неожиданным может показаться преподавание математики и физики, которые во время В. С. Маркова преподавал Дмитрий Федорович Голубинский (1832 - 1903), впоследствии с благословления митрополита Иннокентия возглавивший сверхштатную кафедру естественнонаучной апологетики. В архиве семьи Голубинских, хранимом в Отделе рукописей РГБ, есть письмо Д. Ф. Голубинскому от Владимира Семёновича, датируемое декабрем 1896. Судя по словам  «с удовольствием выполню Вашу просьбу»  и подписи «Ваш ученик», между ними были близкие душевные отношения, сохранившиеся и 28 лет спустя после окончания Академии.

http://bogoslov.ru/person/51198

Личная жизнь преосвященного Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго. У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он проявлял самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор протоиерей Петр Турчанинов не один раз приезжал из Санкт-Петербурга в Саратов послушать его хор и руководить им. В Саратове преосвященный Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань, где он по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений. Труды: Две студенческие работы//Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии. – М., 1824. Исторические сведения о костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. – СПб., 1837 (без имени автора). Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово «Испытывайте духов, от Бога ли они». Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Биографические материалы. – Одесса, 1901, т. 1. – С. 27–38. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 27–44, 104, 178, 281. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 237–420. Языков Д. Д.//Библиограф. – СПб., 1885, 2. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 16. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 833–834.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особое место в ряду сводов правил занимают « Апостольские постановления », « Правила святых Апостолов ». По мере развития богословского творчества, богословской науки церковные правила анализировались, систематизировались, сравнивались, исследовались на предмет соответствия современности и пр. В связи с развитием богословской науки появлялись и множились труды, направленные на изъяснение смысла церковных канонов. Среди них можно выделить « Канонические правила Православной Церкви с толкованиями (Зонара, Аристен, Вальсамон, Кормчая, Книга правил) », « Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона » « Правила Николая, патриарха Константинопольского c толкованиями епископа Никодима (Милаша) » « Правила Поместных Соборов с толкованиями », « Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями » священноисповедника Никодима (Милаша) , « Правила святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями » и др. В России преподавать Церковное Право начали в конце XVIII столетия, в Московской славяно-греко-латинской духовной академии. В начале XIX века Комиссия Духовных училищ предложила правлению Санкт-Петербургской духовной академии поручить способнейшему из преподавателей «выбрать из древних и новейших церковно-политических постановлений положения, касающиеся важнейших духовных дел, и представить их в особом хронологически-систематическом сочинении». В 1814 году Комиссия вновь обратилась к правлению Санкт-Петербургской духовной академии с предложением собрать в краткую систему канонического (церковного) права «коренные правила церковного управления с доказательством оных из слова Божия, соборов и отцов (Церкви), с прибавлением Духовного Регламента». Но ни то, ни другое предписание не было исполнено, так как на преподавателей церковного права в духовно-учебных заведениях возлагалась задача не только научной обработки всего материала, но и его сбора. Преподавание предмета обычно соединялось с преподаванием других богословских наук. Университетский устав 1835 года впервые ввел преподавание Канонического (Церковного) Права на юридических факультетах университетов. Наука первоначально носила чисто богословский характер: чтение лекций поручалось профессору богословия, а слушание было обязательно только для студентов-юристов православного исповедания. Не имея внутренней органической связи с другими предметами, она естественно оставалась в университетах как бы приемышем: ее преподавали и слушали только по требованию Устава. Примечательно, что первый полный учебник церковного права написал профессор богословия Университета св. Владимира прот. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

С сент. 1813 г. продолжились занятия в Славяно-греко-латинской академии. В связи с ее предстоящим преобразованием по новому уставу архиепископ Московский Августин в донесении Комиссии ДУ рекомендовал кандидатуру П., отличавшегося «познаниями философскими» и «благонравием» ( Орлов. 1882. С. 8). Несмотря на эту рекомендацию, 12 авг. 1814 г. ректором был утвержден архим. Симеон (Крылов-Платонов), инспектором - архим. Филарет (Гумилевский) , а П. в тот же день назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 19 авг. 1814 г.- ректором Вифанской ДС и профессором богословских наук. В это время в Вифанской семинарии обучались более 250 чел. Ревизовавший семинарию летом 1815 г. архим. Филарет (Дроздов) отметил, что П. «способен быть хорошим наставником в богословии», если «с помощию прилежания и опыта приобретет своим познаниям более основательности, а объяснением более точности. В управлении рачителен: но иногда жертвует снисхождению строгостию порядка» ( Филарет. Собр. мнений и отзывов Т. 1. С. 300). 30 июля (21 сент.?) 1817 г. П. был назначен настоятелем ставропигиального Заиконоспасского монастыря, 21 сент. 1817 г.- ректором Московской семинарии, находившейся в Перервинском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Архим. Филарет (Дроздов) при ревизии летом 1818 г. заметил, что П. «показывает более зрелости в познаниях, нежели прежде. В управлении прежнее снисхождение едва ли не простирает до послабления» (Там же. С. 446). По предложению архим. Филарета (Дроздова) П. был избран действительным членом конференции при Московской академии. 17 июня 1819 г. именным Высочайшим указом П. назначен 2-м членом Московской Синодальной конторы с настоятельством в ставропигиальном Донском мон-ре и освобожден от педагогической деятельности. В числе учеников П. по академии и семинарии был его родственник, еп. Михаил (Добров), а также архиепископы св. Феодотий (Озеров) и Гедеон (Вишневский) , направленные по ходатайству П. в 1819 г. в СПбДА. С этого времени началась переписка П. со свт. Филаретом (Дроздовым) (45 писем святителя к П. опубликованы: ПО. 1872. Авг. С. 28-32; Сент. С. 33-48; Окт. С. 49-53; Письма Филарета, митр. Московского//РА. 1899. С. 194-204) и со свт. Филаретом (Амфитеатровым), ректором МДА (Письма к Филарету (Амфитеатрову), бывш. архиеп. Ярославскому, а впосл. митр. Киевскому и Галицкому//Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 479-484; 17. С. 544-550; 18. С. 581-591; 19. С. 622-625; 21. 680-682; Письма Филарета, митр. Киевского и Галицкого//РА. 1899. Кн. 2. 6. С. 204-208).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

22 червня 2007 р. 09:05 22 июня — день памяти праведного Алексия Мечева, московского старца и чудотворца [Стаття] Святой праведный Алексий Мечев был прославлен для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В 2001 году многотысячным крестным ходом мощи святого Алексия были перенесены из моковского Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где служил настоятелем праведный старец. 17 червня 2007 р. 14:03 17 июня — празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским [Стаття] Среди святых, которые прославились на Вологодской земле, были князья, люди образованные и простолюдины, люди из далекого прошлого и наши старшие современники. Но всех их объединяло одно — любовь к Православию и любовь к своей Родине, к своей малой Отчизне. 6 червня 2007 р. 18:40 7 июня — третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Воля Божия состоит в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. 25 травня 2007 р. 15:59 Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии [Стаття] Братья Иоанникий и Софроний Лихуды — греческие деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой Русской духовной академии. 11 травня 2007 р. 19:51 12 мая память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших [Стаття] Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В 1778 году в семье местного дьячка Антипа Григорьевича Орнатского родился сын Андрей – будущий крупный деятель российской иерархии. Приход был невелик, мужчины уходили в поисках заработков, и потому в чудской церкви, имевшей когда-то полный притч, остались только трое служителей: священник, дьячок и пономарь. И жили Орнатские так же, как жило их небогатое село. Много лет спустя о. Амвросий, став епископом, внес за своих родителей большой денежный вклад, чем обеспечил их безбедное существование в Филиппо-Ирапской пустыни. Десятилетним мальчиком Андрей из Чуди отправился учиться в Кирилловское  уездное духовное училище. Там он и получил от своих остроумных товарищей прозвище «Чудский». Они заметили, что в нем действительно сидит какая-то не от мира сего «чудиночка». В 1792 году судьба улыбнулась Андрею: благодаря своему прилежанию в учебе, он был переведен в С.– Петербургскую Александро- Невскую духовную семинарию при «монастыре Живоначальные Троицы и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского». При монастыре работала типография. Основал ее сподвижник Петра I епископ Феофан Прокопович . Печатали здесь кирилловским шрифтом не только богослужебную литературу, но и книги для чтения, учебники и пр. Хороша была библиотека! Именно в ней Андрей ощутил в себе пробуждение интереса к исторической литературе. Радость первооткрывателя испытал этот всегда сдержанный юноша, обнаружив в летописном отделе два древнейших летописных собрания, когда-то принадлежавших новгородскому Софийскому собору и Кирилло-Белозерскому монастырю. На его книжное пристрастие обратил внимание известный покровитель духовного просвещения, первый кавалер ордена Александра Невского, митрополит Амвросий (Подобедов) и взял под свое покровительство. Окончив Академию в 1800 году, Андрей  начинает карьеру богослова. В это же время в Лавре появляется Евгений (мирское имя Евфимий) Болховитинов – историк, писатель, будущий член Российской Академии. Болховитинов был  старше Андрея на 11 лет. Он окончил Московскую славяно-греко-латинскую академию и еще по настоянию (это надо заметить) митрополита Платона прослушал лекции по обшей истории в Московском университете. В Лавре на него возложили монашеский чин и звание префекта Академии, где он читал русскую церковную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010