В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции. В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии ( Феофилактом (Лопатинским) , Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре. Л. стали основателями филологической школы, во многом определившей развитие лингвистической мысли России в 1-й пол. XVIII в. Лингводидактическая концепция, воплощенная, в частности, в учебных пособиях Л. по греческому и церковнославянскому языкам, получила дальнейшую реализацию в грамматических трудах их учеников - просветителей и педагогов Поликарпова-Орлова («Технология»: РНБ. Ф. НРСК 1921. 60; РГАДА. Ф. 381. 1241; Ф. 201. 6) и Ф. Максимова, выпускника греко-слав. школы в Новгороде (Грамматика славенская, вкратце собранная. СПб., 1723). Богословско-полемическая, проповедническая деятельность

http://pravenc.ru/text/2110625.html

В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами. Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем . Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре , в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства». Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов , Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

Труды: Проповеди. – 1-е изд. – М., 1722; 2-е изд. – М., 1768. Полное собрание поучительных слов, сказанных в Высочайшем присутствии Государя И мператора Петра Великого преосвященным Гавриилом Бужинским. – М., 1784. Служба и канон святому Александру Невскому. – СПб., 1725. Переводы с латинского языка: Пуффендорф. Введение в историю европейских держав. – СПб., 1718. Пуффендорф. О должности человека и гражданина. – СПб., 1726. Стратеманн. Феатрон или позор исторический, изъявляющий повсюдную историю Священного Писания и гражданскую. – СПб., 1724. Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 89, 90, 216, 303–305, 328–329. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 207. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. – СПб., 1900, т. 1 – С. 210–212. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 77–81. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 1. – С. 293–294. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. – СПб., 1862, т. 1.-С. 116, 229, 236, 325, 326, 329–331, 497; т. 2. – С. 397, 407, 408, 437–439, 469, 592, 613–615, 636, 657, 669, 672, 673. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – с · 256–258, 1155. Петухов Е. В. Историко-литературный материал, из эпохи преобразования (проповеди Гавриила Бужинского 1717–1727). – Юрьев, 1901. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 33. Иероним [Алякринский], архимандрит. Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. С примечаниями И. Добролюбова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял Президента Федеративной Республики Германии Кристиана Вульфа с супругой. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что христиане России, Украины и других стран бывшего СССР продолжат конструктивный диалог с христианами Германии. 13 октября  в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлюта Чавушоглу. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Русская Церковь имеет длительную историю отношений с Советом Европы, однако интенсивно отношения стали развиваться с 2004 года, когда было открыто Представительство Московского Патриархата в Страсбурге. 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. По прибытии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в домовом Покровском храме Московских духовных школ. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Августина (Иванова), клирика московского подворья Троице-Сергиевой лавры, в сан иеромонаха. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и передал в дар домовому храму академии напрестольное Евангелие. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 325-летию Славяно-греко-латинской академии и Московских духовных школ. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом, посвященным реформе системы духовного образования, и в связи с юбилеем Академии вручил высокие церковные награды преподавателям и благотворителям московских духовных школ. За многостороннюю научную деятельность и весомый вклад в развитие богословской науки постановлением Ученого совета Московской духовной академии Святейшему Патриарху Кириллу была присуждена ученая степень доктора богословия honoris causa.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика — по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам. Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в. Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии. С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария. Киевская духовная академия (1819—1919) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_духов...

В память о торжествах Святейший Патриарх Кирилл передал Духовной академии список Владимирской иконы Божией Матери, а также две книги — о Поместном Соборе 1917-1918 годов и о памятниках древнего русского зодчества. Затем состоялось вручение церковных наград. Их были удостоены:  В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

Кому при письменных работах открывалась надобность сейчас же навести справку в той или другой книге из редакционного склада, тот обращался за книгой к студенту Борисоглебскому и безотлагательно получал просимое. В случае невозможности послать просителю нужную книгу, Николай Иванович письменно объяснял ему причины неисполнения его просьбы. «К своему глубокому сожалению, – уведомляет он, напр., то же лицо, просившее у него для справок Историю Славяно-греко-латинской академии составленную С. К. Смирновым, – я не могу прислать вам нужной книги: все бывшие в редакции экземпляры давно переданы еще покойному о. Сергию Константиновичу. У нас же нет ни одного экземпляра. Есть только История Лаврской семинарии, да нашей теперешней академии». Будучи на IV курсе, Николай Иванович , давно чувствовавший сердечное влечение к монашеской жизни, пришел, под влиянием некоторых, благоприятно для того сложившихся обстоятельств, к окончательному решению вступить в нее. 25-го февраля 1891 года 24-летний студент Борисоглебский стал иноком Григорием. Пострижен он был на всенощном бдении, одновременно с товарищем по курсу, священником Иоанном Грековым, названным в иночестве Василием. 2 Всенощная эта никогда не забудется. Академическая церковь была наполнена народом. Служба совершалась чередным иереем-студентом. Настало время великого славословия. Предстоятельство в служении принял сам о. ректор, архимандрит Антоний 3 . Когда царские врата отверзлись, богомольцы увидели его стоящим пред престолом, в облачении и митре, и услышали его возглас: Слава Тебе, показавшему нам свет. Певчие тихо запели: Слава в вышних Богу... В этот момент показался из северной двери алтаря лаврский и академический духовник, соборный старец о. Авраамий, в мантии, епитрахили и клобуке, с крестом и свечею. Сойдя с амвона, он, срединою церкви, между расступившимся народом, прошел в притвор, где стояли, в ожидании пострига, студенты Греков и Борисоглебский. Вслед за духовником из северной и южной дверей алтаря стали выходить по одному священноиноки и иноки, также в мантиях и клобуках. От амвона они уже попарно шли в притвор церковный. Первыми шествовали два архимандрита – ректор Вифанской семинарии Иаков 4 и инспектор академии Антоний 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Московская епархия есть единственная, в которой не одна, а две семинарии: одна в самой Москве, другая близ Троицы, в Вифанском монастыре. К каждой приписаны свои училища: к Московской — московские, в самой столице помещающиеся (их было в мое время три), одно подмосковное, Перервинское, тоже почти столичное по местности (в шести верстах), и, наконец, Коломенское. В Вифанскую семинарию поступали из училищ Дмитровского и Звенигородского. По отношению к московским это училища провинциальные, и сама семинария Вифанская имела славу провинциальной. «Вифанец» — низшей породы существо, неотесанное, мало развитое. Морщась, отец-москвич выдавал за него дочь; пренебрежительно посматривали на него москвичи-сверстники; при одинаковых юридических правах москвичи пролезали и на лучшие епархиальные места; вифанцы ютились больше там где-то по селам и уездным городам, и притом своего вифанского округа. Одинаков учебный курс в той и другой семинарии, но предполагалось, что и учебная подготовка в Московской выше, нежели в Вифанской. Было некоторое основание для такого мнения: в Москву назначали из Академии лучших воспитанников для занятия кафедр; из Вифанской в Московскую переводили не только преподавателей, но и ректоров с инспекторами в виде повышения. А в сущности, пренебрежительный взгляд на Вифанскую семинарию был предрассудком. Вифанцы были только менее цивилизованы, грубее, не полированы, но в науке даже ближе московских. Они не бывали в театрах; иной и столицы совсем не видал; не умели ступить и сесть; со светским обществом, со светскою литературой никакого знакомства. Но близость к Академии давала особенное озарение. Академические знаменитости были свои для вифанца; от лекций академических слышались постоянные в Вифании отголоски, и у учеников более, нежели даже у профессоров. Вифанцы были постоянными переписчиками студентов; студенческие диссертации, профессорские лекции обращались между учениками; лучшие из «философов» и «богословов» ими пользовались для себя, припасали вторые экземпляры. Внешняя судьба Академии, ее профессоров и студентов была темой разговоров и преданий вифанских. И однако напоминание о «вифанстве» вызывало презрительную улыбку у москвича, и само начальство отдавало Московской семинарии почет. Такова сила преданий: Московская семинария была прямою наследницей Славяно-греко-латинской академии, а Вифанская — дочь домашней семинарии митрополита Платона, оставленная существовать единственно из уважения к личной памяти знаменитого иерарха и из сожаления к зданиям, которые без того осуждены были бы на запустение.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Строгие предписания – в течении одного года окончить устройство семинарии – не могли быть выполнены: не скоро могло быть устроено помещение, не скоро можно было набрать учеников, которые, и чрез год по открытии семинарии, не без труда были призваны к учению; между тем Императрица Анна Иоановна в октябрь 1740 года скончалась; в год регентства Анны Леопольдовны дело оставалось без движения, и уже по вступлении на престол дочери Петра, Императрицы Елизаветы, мысль об учреждении в лавре семинарии возникла с новою силою и скоро осуществилась. На место Амвросия, произведенного в епископа черниговского, архимандритом лавры, в сентябре 1742 года, определен ректор московской славяно-греко-латинской академии Кирилл Флоринский, который вполне способен был привести в исполнение предположенное дело образования юношества 3 . При нем Императрица Елизавета Петровна, быв в лавре, назначила содержание учеников штатом до ста человек, обещала производство в высшие чины всем, обучающимся на своем коште, и пожаловала учителям, не имеющим духовного сана, отличия светского звания 4 . Но Кирилл, только что начал устроять семинарию, как в начала 1744 года 9 января скончался. На его место назначен славивившийся тогда даром красноречия Арсений Могилянский, бывший прежде учителем московской Академии, в 1742 году переведенный в сан иеродиакона и в качества учителя в Троицкую семинарию, а в 1743 году избранный в придворные проповедники. Начав свое образование в Киевской академии, окончив в Харьковском коллегиуме, учив сам в академии московской, видев двор и свет в Петербурге, Арсений мог многое сделать для новооткрытой семинарии: милости Императрицы изливались на него щедро. Не пробыв и пяти месяцев архимандритом, он наречен архиепископом возобновленной тогда переславской епархии; Троицкий монастырь, которым управление оставлено за ним, получил наименование лавры и многие преимущества. Тогда и учеников семинарии, при производившейся переписи, не велено включать в податное состояние, семинария на свое содержание получила определенную часть из доходов монастырских, прежде поступавших в коллегию экономии. В восьмилетнее управление Арсения Троицким монастырем семинария вполне организовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

10) Прихожане ново-устроенной Благовещенской церкви в С.-Петербурге на Васильевском острове в конце января 1742 года просили Св. Синод дать второго священника, желая, чтобы к их церкви перемещен был из Ямбурга от соборной церкви святого Архистратига Михаила протопоп Димитрий Димитриев Стрельников. При сем представляли следующие причины: «оной Димитрий, измлада взрос в Москве и школьному учению отчасти коснулся, и в деревнях жить не обык. А Ямбург от прочих сельских мест ничем же разнствует». Стрельников был переведен к Благовещенской церкви. 11) При Кадетском корпусе были ученые: иеромонах Гавриил Краснопольский и иеродиакон Иоасаф Руденский. 25 марта 1745 года, по указу Св. Синода от 22-го того же месяца, Иоасаф произведен архиепископом Феодосием во иеромонаха на место Гавриила. 12) Даже в селах начали появляться священники, из обучавшихся в школах. 22-го мая 1743 года, Преосвященный Никодим, по ходатайству вдовы графини Анны Гавриловой Ягужинской, посвятил в вотчину ее, в село Келтуши, Шлиссельбургского уезда, к церкви Святых Апостол Петра и Павла священником Ивана Викулина, который еще обучался в школе синтаксисмы в Московской славяно-греко-латинской академии. Ученику этому было 27 лет и с 1742 года он был уже женат. В С.-Петербург же он прибыл случайно для свидания со своими родственниками. 13) В Славянской мызе, Копорского уезда, священник Андрей Иванов Екатерининский родом из вологодской епархии, обучался несколько времени в Вологодской архиерейской школе. Были и диаконы из ученых. Пантелеимонской церкви диакон Архип Иванов, сын дьячка из села Вруд, обучался в Александро-Невской семинарии с 1732 по 1742 года, т. е. десять лет, дошел до риторики, и за перерослостью, будучи 27 лет, уволен. Морского полкового двора диакон Гавриил Семенов Вершнецкий, произведенный 31-го июля 1743 года, был из философии Киевской академии. Между причетниками также не мало было таких, которые, хотя очень немного, учились в разных школах. 1) Дьячок церкви преподобного Сергия, Радонежского чудотворца Иван Ефимов, сын священника московской синодальной области, был из учеников московской академии, где обучался с 1733 по 1737 год и дошел до школы пиитики, откуда, по указу св. Синода, поступил в Стокгольм в причетника, и в 1741 году определен дьячком к Сергиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010