Аудио Беседа 1 (вступительная) 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза • Кто могут понимать его. 2. Возвышенность Иоанна • Как нужно слушать Евангелие • Необходимость известного расположения к Слову Божию. 3. Не нужно бросать святыни псам. 4. Описание настроений, которые требуются для слушания Евангелия • Нужно избегать театральных зрелищ и твердо стоять в единении с Богом и церковью • Должно иметь внимательный слух. Беседа 2 1. Внешние философы в сравнении с ев. Иоанном • Бедность и неученость его и в то же время несравненное превосходство его на первыми. 2. Варварские народы, восприяв христианство , научились любомудрствовать. 3. Против учений философов и особенно против учения о переселении душ. 4. Почему Иоанн говорит о Боге-Сыне, не касаясь Бога-Отца • В чем истинное любомудрие? 5. Ум не может одновременно размышлять о нескольких предметах • С каким вниманием следует читать Евангелие св. Иоанна. Беседа 3 1. О посвящении Господу одного из семи дней недели • Какое воспитание должно давать юношеству. 2. Мнение еретиков аномеев о Боге-Слове • 3 и 4. Доказательства вечности Слова • 5 и 6. Против тщеславия • Производимое им зло • Ему приносят в жертву свои богатства • Ради него делают все в угоду народу • Слава народа есть истинная слава • Как нужно поступать с толпой • Пусть один Бог будет зрителем и хвалителем добрых дел. Беседа 4 1. Почему св. Иоанн ограничивается единым словом о воплощении Сына Божия в то время, как другие евангелисты подробно излагают его • Павел Самосатский и его заблуждение. 2. Что такое Слово. 3. Опровержение возражения еретиков против Божества Сына, основывающегося на том, что Сын называется Богом • «Феос» • без члена (артикля) • 4 и 5. Иисус Христос пострадал и умер для избавления нас от идолослужения • Воздавать твари богопочтение, долженствующее Творцу, крайне несправедливо • Вера и учение бесполезны для спасения, если жизнь и нравы испорчены • Немедленно должно угашать гнев • Люди хвалят и порицают по мере того, любят они, или ненавидят • Изображение человека в гневе • Против тех, которые тщательно соблюдают часы и времена. Беседа 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Благонравным житием шествуя,/достигл еси в мужа совершенна/и в подвизех добродетелей искусна;/темже и многия ученики наставил еси,/блаженне отче Иларионе,/и, якоже сотворивый и научивый,//мзду от Бога многую приял еси. Слава, глас тойже: Я коже отрасль добрая родителей благонравных,/жизнь твою в день праздника Пасхи от Господа восприял еси, преподобне,/ныне же в невечернем свете Христове,/причащаяся нескончаемыя Пасхи,//моли и нам тоя сподобитися. И ныне, праздника. Тропарь преподобнаго писан на велицей вечерни. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 5: Радуйся, Иларионе, светило благочестия,/мысленный мрак нечестия просветивый/и озаривый словом истины сословия всяческая,/подвигнув к похвалению Бога,/во Единей Троице славимаго,/ты бо, якоже лучами солнечными, разумы заблуждшия просветил еси/и Церковь одеждею златославною украсил еси./Темже, богопроповедниче Иларионе,/моли Христа, Солнце Правды,/светом Истины нам озаритися//и улучити мир и велию милость. Радуйся, преподобне Иларионе,/постников удобрение,/право мыслящих утверждение,/на враги церковныя победо,/Оптины пустыни похваление всекрасное,/догматов чистое зерцало,/раскольнических умов низложение,/мудрости старческия вместилище!/Моли, богопросвещенный отче, Христа Бога,/даровати Православию утверждение,/Церквам единомыслие,/иноком веру истинную,/людем во благочестии укрепление,//мир и велию милость. Радуйся, врачу безмездный,/врачевателю душ богомудрый,/светильниче молитвы неугасимый,/елеем премудрости Небесныя умягчающий струпы наша греховныя,/и, яже от нападений демонских раны исцеляющий./Темже, отче Иларионе,/моли Христа Бога даровати нам//мир и велию милость. Радуйся, богомудре Иларионе,/блаженство райское улучивый,/яко истинный ученик Христов:/совершенне Божия заповеди усвоив/и живота вечнаго глаголы уяснив,/деянием вся сия исполнил еси./Мы же молим тя, отче:/не остави нас, сирых,/заблуждатися на путех земных,/взыщи молитвою твоею/и на стезю истинную настави,/да сподобимся от Христа улучити//мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Боголюбивейшие и дорогие отцы о Господе о. Ф., о. П., о. И., о. М., о. Н., о. Н.! Какое радостное счастье, какая великая милость Божия к нам немощным и грешным, что мы и ныне еще и в сей раз можем с призывом Св. Церкви славословить Христа. «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите!» Итак, Христос с нами на земле, а поэтому в день нашей радости спешу приветствовать и вашу святыню... Этим радостным днем Рождества Христова от души молитвенно желаю вам здравия и всех добрых пожеланий исполнения. Недостойный Серафим Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Ваше Высокопреподобие, дорогие о Господе собратья И., Н., Н.! Спешу поздравить вас с праздником Рождества Христова и грядущим Новолетием. От души желаю вам всех благ ко дню христианской радости о восходе на земле незаходимого Солнца Правды – Спасителя мира. Примите наше искреннее приветствие и благожелание во славу Господа. Свет, воссиявший из вертепа Вифлеемского на всю вселенную, паче и паче просвещает, согревает и возращает в меру возраста Христова всех нас. Молим Богомладенца, чтобы Он даровал вам крепость сил, здравия и всех добрых пожеланий исполнение. Недостойный Серафим Поздравления и от всех пустынножителей. Письмо вложенное передай протоиерею О.Константину и о. арх. Питириму. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Ваше Высокопреподобие, отец И., отец Н., о. Макарий и все близкие вам собратия! Спешу поздравить вас с праздником Рождества Христова и грядущего Новолетия. От души желаю вам всех благ ко дню христианской радости о восходе на земле незаходимого Солнца Правды – Христа Спасителя мира. Вашего Высокопреподобия худейший проситель, всегда испрашиваю святых ваших молитв – недостойный многогрешный Серафим Ваше Высокопреподобие, возлюбленный о Господе собрате И.! Поздравляю вас с принятием иеромонашества. И желаю вам, самое главное, поспешение и увечание в духовной жизни. От чистого сердца желаю подражать своему Ангелу, которого носишь св. имя, и в будущей жизни соединиться с ним и вместе прославлять Святую Животворящую Троицу. И дай вам, Господи, чтобы ваш покровитель помог вам пройти земное поприще и вразумлял и умудрял достигнуть Небесной обители. Укрепи и утверди вас, Господи, на камени заповедей Божиих и устоять на духовном поприще против козней вражиих. Да хранит вас Господь Бог от всех врагов видимых и невидимых и от всех бед и напастей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(В ответ недоумевающим и вопрошающим о значении этого торжества и права на него Святейшего Синода). Велика – безмерно, до небес велика слава новоявленного угодника Божия Ермогена Патриарха Московского всея России чудотворца! Уже во дни его земной жизни началась эта слава, когда он, приходской священник Николаевской церкви, отдалённой от Москвы Казани, по принятии им монашества, возведён был в сан сначала Митрополита Казанского, a затем – всероссийского Патриарха и в этом сане в дни польско-литовского лихолетья, когда на престоле Русском пресёкся прямой род Рюриковичей, вступивший на престол на вместо Годунова князь Василий Иванович Шуйский был свергнут и в государстве Российском водворилась безгосударственность, Святейший Ермоген стал «изначальным человеком» на Руси. Даже и после, когда благодаря проискам тянувшихся к русской короне польских короля и королевича и их споспешников из русских изменников, он, первый назвавший имя Михаила, как природного царя Русского, был заточен в подземелье Чудова монастыря, и здесь томим и холодом и голодом и умер мучеником. Он не перестал быть для русских людей славой и опорой Отечества, слово которого было так сильно, что „без патриарховых грамот, по одним боярским, ничего нельзя делать“, как говорили послы Московского государства польским панам, a когда эти грамоты из подземелья Чудова монастыря прогремели по всем городам русской земли до самого низовья, вся Русь подвиглась и стала как один человек на защиту „Долга Пречистая и всей родной земли от иноземного и иноверного засилья. То правда, что в тесноте и страданиях голодной смертью уморили изверги Святейшего, но это не к умалению, a к возвеличению славы его, как „несокрушимого столпа Церкви и Отечества, против врагов крепкого и непобедимого стоятеля, сильного поборника по православной, истинно-христианской вере“, послужило „Произволеньем мучеников быть и принять от Бога неувядаемый венец“, этот „новый исповедник Церкви самою своею смертью, – говорит Вл. Назаревский 1 , – возвысил одушевленье шедших по его призывам борцов за Веру и Отечество и укрепил их на подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

– В течение многих десятилетий вопрос признания подвига новомучеников был решающим вопросом в отношениях между двумя частями Русской Церкви. То, что архиереи и часть народа в России не могли преодолеть внешнее давление и внешние условия, конечно, нас печалило – они тогда не могли признать подвиг новомучеников, и мы понимали, что это не по собственной вине, а что это условие внешнее, которое определяло жизнь верующего народа, в частности, всех церковных структур в России. Однако после падения советской власти мы, естественно, надеялись, что наступит момент, когда они будут прославлены и этим разрушится средостение, которое существовало между нами. Мы всегда чувствовали себя частью единой Русской Церкви и от этого не были готовы отступить. Нас многие с разных сторон подталкивали к тому, чтобы включиться в какой-то другой Патриархат, найти убежище у какой-то другой Православной Поместной Церкви. Мы этого сознательно не делали, чтобы не оторваться от Русской Церкви. Но мы не могли отрицать существующего разделения, не могли не жалеть о том, что есть препятствие к нашему общению. Когда в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о прославлении святых новомучеников, это было для нас толчком, который заставил переосмыслить свои позиции. И хотя были другие, можно сказать, менее значимые препятствия, но мы тогда решили на нашем Архиерейском Соборе Заграницей, что создадим комиссию, которая будет работать с представителями Московского Патриархата, чтобы обсуждать вопросы, которые мы ощущали как разделяющие и где мы считали, что надо договорится о каком-то правильном подходе, под которым мы с обеих сторон можем с чистой совестью подписаться. И, слава Богу, эти комиссии были тогда созданы, они работали, я был председателем комиссии с нашей стороны, и думаю, что мы работали честно, хотя это иногда было очень трудно. Мы иногда даже не ожидали, что на следующий день снова сядем за стол, но в конечном итоге мы все-таки видели, что у нас гораздо больше объединяющего, чем разъединяющего. И таким образом мы через большой труд (после каждого заседания этих комиссий они докладывали своим Синодам о том, какие вопросы и как были решены, а Синоды должны были или принять, или отвергнуть эти решения) нашли общий язык. И в конечном итоге, слава Богу, в 2007 году мы смогли подписать Акт о восстановлении единства внутри Русской Церкви. Это был решающий момент в жизни всей Русской Церкви. Потому что, несмотря на разделение, которое существовало, мы должны были в какой-то момент, рано или поздно, прийти к этому единству. Очень часто нам казалось, что все это длится слишком долго, что надо двигаться быстрее, но на самом деле, как всегда в таких случаях, когда мы по-человечески подходим с нетерпением, потом оказывается, что это было нужно и правильно, что Господь так устраивает. Это не человеческая воля, а воля Божия, которая совершается через человека.

http://pravoslavie.ru/36926.html

Вознесение Господне Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ). Воскресший из мертвых, Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо – ко Отцу Своему, и седя одесную Его. Теперь, казалось бы, нам можно уже обратиться к нашим земным делам и погрузиться в наши обыденные занятия. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно – преимущественно искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствовать, а не земная. Почему так? Потому что и воскрес, и вознесся на небо не Один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскрешены и превознесены и мы: Бог, богат сый в милости, говорит Апостол, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи, Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе ( Еф.2:4–6 ). В этом-то и состоит истинно христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах Тела Христова, совершается тоже, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все великия и спасительные дела Искупителя нашего, да мудрствуется и в нас, еже и во Христе Иисусе... С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстьми и похотьми, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей – богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где живот наш сокровен со Христом, в Боге. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствуйте, а не земная. Видите ль, как воскресением и вознесением Господним рассеевается для нас мрак видимого чувственного, и сквозь отверстое небо является мир новый – невидимый – духовный? Взирая с Апостолами на небо, вслед Вознесшагося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша – не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти, – что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, – где поруганный, уничиженный, распятый на Кресте Сын Человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских, и подобных им, обращается в вечное посрамление, погибель и мучение, – где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не умаляющаяся и никогда не померкающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

[Глава 2] Служба обща праздником Богородичным Вечер, на Господи воззвах стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Божественными детельми соблюдающи и покрывающи от вражиих нахождений, любовию празднующыя преславное Твое имярек, зовущыя Ти: Ты еси крепость наша и утверждение, и радование Боголепное един Сын Твой и Бог наш, Емуже покланяющеся глаголем: Иисусе всесильне, спаси душы наша, яко милосерд. Днесь священно собравшеся похвалим Богородицу: Пресвятая Дево, многая Твоя величия и чудес пучина: Ты бо еси нам святое ограждение и похвала и слава и источник исцеления празднующих святое Твое имярек, молимся глаголюще: Иисусе всесильне, спаси душы наша, яко милосерд. Благочестивно, Пречистая, честными Твоими молитвами огради и сохрани и страшны врагом и неработны яви, творящыя празднество Твое имярек, да Сыну Твоему зовем: Иисусе всесильне, спаси нас, яко милосерд. Слава, и ныне, глас 6: Яко венцем пресветлым, пречистая Богородице, имярек, церковь Божия обложися, и светится радующися, днесь тайно ликует вопиющи тебе, Владычице: радуйся, диадимо честная и венче Божественныя славы. Радуйся, Едина славы исполнение, и вечное веселие. Радуйся, к Тебе прибегающым пристанище, предстательнице и спасение душ наших. Вход. Прокимен дне. Бытия чтение. [Глава 28]. Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань, И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном: и сон виде. И се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю, и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север и на востоки, и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия врата Небесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Декабрь 1868 г. 8 декабря. 8 декабря. Благодарю Господа Бога моего, даровавшего мне по молитве моей благодать совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю воскресную и молебствие Божией Матери после литургии с водосвятием – всё вполне с духом благочестия и страха Божия. Слава Сидящему на престоле, слава животворящим Тайнам! (Искушение было из-за невыговора всех лиц царской фамилии, и я втайне молил Господа простить мне грех мой и да помянет Он Сам каждое лицо по имени.) После обедни дома было искушение, когда брат Константин пришел ко мне. Уязвился сильно жалом сластей и охладел совершенно к брату, да и к Самому Господу – животу бесконечному и подателю всегцедрому всех благ. Много было надо молиться, чтобы Господь исцелил язву души, причиненную сластолюбием. Вот какими пустыми средствами враг достигает таких гибельных для душ наших последствий! Блажены вы, святые Божии человеки, что презрели все сласти и вся красная мира сего! Потому вы крепко возлюбили Бога и ближних! Сласти – жала сатаны. Не ешь рыбы, если желаешь целомудрия: рыба производит сладострастие, и особенно соленая сельдь. Не напрасно запрещена святыми отцами рыба в пост. Если человек искренно не смирится пред Богом, добродетели его нечисты и неугодны пред Богом. Ороси молитву свою искренними слезами умиления, как дождь орошает жаждущую землю,– и заблагоухает молитва твоя, как луг после дождя. Сластолюбие и пресыщение – немощь для души, воздержание – сила ее. Муха вязнет одною ножкою в меду – и жертвует часто за свое сластолюбие жизнию, а мы, видя непрестанно опасности от врага, губящего нас чрез сластолюбие, пресыщение и пиянство, всё продолжаем сластолюбствовать, пресыщаться и упиваться и не вразумляемся близкою бедою оставить свое пристрастие. Согрешил ко Господу, пресытившись пищею и любовию жены моей, ласками ее, услугами ее, и огорчил ее, отринув любезное и настойчивое предложение ее поесть рыбы, которой я не хотел есть, чувствуя себя сытым. Благодарю Господа, трижды меня услышавшего и помиловавшего, когда я впал в тяжкие вины и воззвал в покаянии и стенании сердца со слезами о помиловании. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его... очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя... благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его [ Пс. 102, 1, 3, 2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Канон всем русским святым Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Тропарь. Глас 4: Яко звьзды многосвьтлыя на тверди церковньй восиявше, освьтили есте сердца вьрных добродьтелми подвиг и чюдес ваших, во плоти яко ангели на земли показастеся пощением, насаждени бысте яко древо при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте, сего ради явистеся приятелище Божия Духа, отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Канон всьм святым иже в Велицьи Росии в пость просиявшым. Глас 8. Пьснь 1. Ирмос: Поим пьснь Богу, иже от горкия работы фараоновы свобоже Израиля, и огненным столпом и свьтлым облаком наставльшему, яко прославися. Житием богодухновенны воистинну рай явистеся Церкви Христовь, блаженнии отцы вси по имени, о нас молитву Господеви творите непрестанно. Радуйся, мнихом в Руси первый наставниче Антоние преславне. Никоне богоносе, печерская слава, Исаакие — Яьствт, держава безмолвию, и Иларион духоносный. Красуйся воистину сосуде Божий Феодосие священнодушьне, Феодор и Василие, цвьти пустыньнии, Алимпие, Спиридон, Арефа, Герасим 1 , свьтлии бисерие. телем свртлии бисери)/ Сияет яко звьзда на небеси в постницьх Евстратие, и божественый Дамиан, озаряет же ся с сими великий Матфей, и Агапит чюдный, аще кто ин, с сими облистает. Гора жития высока явися Григорие, страдалец же чистоть Иоанн многотерпеливый, с ними Кукша священный мученик 2 с Пимином постником 2 , столп же церкви и терпьния с Никоном Сухим 3 явися. Моисия и Варлама величаю//иже о чистоть течения же и страдания, благодьяние же Прохорово хвалю, почитаю и Лаврентиевы добродьтели. Слава: Триединого естества пою лица составна: нерождена Отца, Сына рожденаго и Духа Святаго, безначално царство и божество едино. И ныне: Радуйся, пресвятый храме, руно богоносное, запечатльнный источниче безсмертныя струя, стадо свое, Владычице, сохрани от всьх борющих невоевано. Пьснь 3. Ирмос: Небесному кругу верхотворче Господи, церкви Зиждителю,

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНДОРЛА [Mandorla, итал. «миндалина»; др. название - vesica piscis, лат.- «рыбий пузырь»], в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа (в т. ч. вокруг Его символических образов, напр. Агнца, Креста), Богоматери, евангелистов, аллегорических персонажей, святых (редко), которая используется для передачи идеи Силы и Славы Господа, явления/присутствия/исхождения Божественных энергий. М. присутствует в изображении теофанических сюжетов ВЗ и НЗ: «Гостеприимство Авраама», «Преображение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Богоматери», «Majestas Domini» (Слава Господня) и «Слава Богоматери», «Страшный Суд», а также в изображениях, опирающихся на литургические или богословские тексты: «Спас в Силах», «Собор архангелов», «Богоматерь «Воплощение»», «О тебе радуется», «София Премудрость Божия» и др. М. может иметь форму медальона, овала со скругленными (яйцевидная) или заостренными (миндалевидная) верхними и нижними краями, восьмерки и др., соединять в себе неск. форм; встречается М. синего, темно-зеленого, красного, золотого, белого и др. цвета, а также может включать в себя лучи, радугу, радужное или золотое сияние (в т. ч. ассист ), иметь цветное или орнаментальное обрамление. Принципиальных смысловых различий в форме и цвете М., очевидно, не существует. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Происхождение М. до сих пор не получило однозначного объяснения и продолжает обсуждаться. Возможно, что на появление М. в христ. искусстве оказали влияние одновременно неск. лит. и изобразительных традиций (иудейская, зороастрийская, позднеантичная). Существуют неск. гипотез о происхождении М. Согласно одной из них, М. происходит от нимба, визуального выражения идеи святости, божественной природы или статуса власти представленного персонажа ( Didron.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010