Пятая заповедь закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли I. Библейские изречения о пятой заповеди детей к родителям. Чти отца твоего и матерь твою. а) почитай родителей: почитай отца твоего и мать; это первая заповедь с обетованием, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле ( Исх. 20, 12 ) . ( Eфec. VI, 2 – 3 ). – (Ибо) благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. – Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям мать в бесславии. – Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей ( Cupax. III, 9 – 13 ). б) Не презирай и не огорчай родителей: разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный (Притч. Сол. XIX, 26). – Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные (Притч. Сол. XXX, 17). – Милосердие к отцу не будет забыто; не смотря на грехи твои благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспонянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Cupax. III, 14 – 16 ). – Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. ( Bmop. XXVII, 16 ). в) слушайся родителей: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость ( Eфec. VI, 1 ). – Дети, будьте послушны родителям нашим во всем; ибо вто благоугодно Господу ( Koлoc. III, 20 ). г) воздавай должное твоим родителям: если же какая вдовица имеет детей, или внучат; то они прежде пусть учатся почитать свою семью, и воздавать должное родителям; ибо сие угодно Богу ( 1Tuм. V, 4 ). – Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Cupax. III, 14 – 16 ). Да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли: почитай отца твоего и мать; это первая заповедь с обетованиен: да будет тебе благо, и будешь долголетен на зенле ( Исх. 20, 12 ; Eфec. VI, 2 – 3 ). Ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. ( Cupax. III, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Апостолов первопрестольницы,/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость. Кондак, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине, сведый сердечная. Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах. Молитва первоверховным апостолам Петру и Павлу О, преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами якоже тучами обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь, и слава, и благодарение, и поклонение, во веки веков. Аминь. Молитва 2я первоверховным апостолам Петру и Павлу О, святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена) , да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь. Молитва 3я первоверховным апостолам Петру и Павлу

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-per...

Скачать epub pdf Псалом 103 Псалом сей имеет следующее надписание: Псалом Давиду, о мирстем бытии. В русской Псалтири это надписание читается так: Псалом Давидов, о сотворении мира. Хотя он принадлежит к числу тех немногих псалмов, которые в еврейском тексте Псалтири остаются без надписания, но с самых древних времен, начиная с LXX толковников, он всегда и бесспорно приписываем был пророку и царю Давиду, наравне с предшествующим ему 102-м псалмом, с которым он имеет большое сходство как по внешнему изложению, так и по внутреннему содержанию. Как там пророк возбуждает свою душу к прославлению Господа за Его благость и милосердие, обещанные Моисею и оказанные Им Своему народу, так и здесь, имея в виду прославить величие Бога, Его благость, всемогущество и Премудрость, он представляет прекрасный гимн Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира. Сходство обоих этих псалмов еще более усматривается в их торжественном начале и заключении (ср. Пс.103 и Пс.35 , и Пс.102 и Пс.22 ). О той же близости этих псалмов между собою и принадлежности их одному и тому же составителю, именно израильскому псалмопевцу Давиду, могут свидетельствовать высокопоэтический характер и живое изложение того и другого псалма, а также и все содержание их, потому что в обоих псалмах прославляется премудрость и благость Божия, с тем только различием, что в псалме 103 пророк созерцает величественные свойства Божии в творении и сохранении мира видимого, а в псалме 102 – в управлении миром нравственным и в преимущественном промышлении об избранном народе Божием, Израиле. Пс.103:1 Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Как в предыдущем псалме, так и здесь пророк призывает душу свою, а вместе с нею и всякую душу, не забывающую о своей зависимости от Бога, благословлять Господа. И вот душа сия, как бы пробужденная и услышавшая этот призыв, начинает громко, во всеуслышание прославлять величие, красоту и славу Божию. Хваля Бога, она восклицает: Господи Боже мой! возвеличился еси зело. По переводу с еврейского: «Ты дивно велик, Ты облечен величием и благолепием». Слово исповедание употребляется псалмопевцем в разных псалмах и с разными значениями, здесь оно употреблено в смысле: «слава». Велелепота (греч., лат. magnificentia) значит: «великолепие, необычайная красота». Слава и величие Божие не могут ни увеличиться, ни уменьшиться от того, будем мы или не будем прославлять Его, но они увеличиваются для нас самих по мере нашего разумения и благоговейного отношения к сим великим и чудным свойствам Существа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Служба блаженному Василию Кадомскому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99) Месяца мая во 2-й день Блаженнаго Василия Кадомскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5: Миру чужд быв,/сущих в мире не чуждался еси,/юродив наречен,/мудрости наставлял еси,/страдания терпяй,/страждущих исцелял еси,/темже в житии твоем привременнем/милость Божию улучил еси,/блаженне Василие. Образ терпения и незлобия являя,/многострадальному Иову подражал еси,/сердце в жилище Духу Святому утотовляя,/по вся дни и нощи в молитве пребывал еси,/странствию Христову ревнуя,/Царствия Божия достигл еси,/блаженне Василие. Возлюбив усердно Господа/и трудолюбне подвизаяся,/Божественною благодатию просветился еси/и дары Духа Святаго стяжал еси./Темже, дерзновение твое к Богу ведуще,/к тебе с молитвою притекаем,/блаженне Василие. Слава, глас 6: О, блаженне Василие,/града Рязани похвало,/мира чуждаяся,/смирен, целомудр, праведен/и заповедей Божественных хранитель явился еси,/молися за ны ко Господу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира храма и святаго, глас 3: Блаженне Василие чудне,/человече Божий,/яко юрод, на земли пожил еси/и, яко злато в горниле, душу свою очистил еси./Грехов прощение нам испроси/и недугов избавление,/да Царствия Небеснаго сподобимся. Слава, глас 2: Все упование на Бога возложив,/пучину жития земнаго преплыл еси/и, брега Горняго Отечества достигнув,/со ангелы на Небесех ныне радостне ликуеши,/угодниче Христов Василие./Темже помози нам, на земли живущим,/печали горькия избавитися. И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго, всех древних чудес: На стиховне стихиры, глас 8: Ангельски пожив, святе,/подвиги на всяк день подъял еси,/молитву, яко щит, воздержание, яко лук,/и смирение, яко шлем, имея,/темже верныя люди назидал еси/заповеди Божия усердно исполняти/и страх Божий имети./Помози и нам, блаженне Василие,/веру добре соблюсти/и Царствия Небеснаго достигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Радость наша слушатели! Какою ныне восхищаемся, сколько есть превосходна, столько и основательна. Слава в вышних живущему! Мы теперь спасены; «нам родися днесь Спас» ( Лк.2:11 ). Можете вообразить величество восторга, когда узник изводится от темницы; связанник разрешается от оков; когда осужденный к смерти оставляется среди живых. О кто поведать может счастье сие; о! Весть сия един искусивыйся. Но мы, впрочем, не тем ли счастливее страдальцев сих; чем избавление ныне нам воссиявшее преимущественнее есть и поценнее избавившего, и по мере належавших нам вечных зол. Вечная грозила роду человеческому погибель; но вечное воспоследовало Иисусом и избавление; вечно грех заключил нас под проклятие; но навек благость Божия и разрешила тяжкие сии оковы. «Благовествую вам радость велию яко родися днесь Спас» ( Лк.2:10–11 ); пришел мессия совершить царствия нашего тайну; пришел ходатай Бога и человеков, самое блаженство на землю снизошло. Царствуй убо во благодати оживленный человек. Грех не к тому уже обладаете тобою; «отсел неси уже раб, но сын» ( Гал.4:7 ), Христос примирил, усыновил, унаследил человека Богу. Радуйся! «Яко древняя мимо идоша, и се! суть вся нова» ( 2Кор.5:17 ). Убедительна подлинно причина к радости и воскликновениям, только жаль, жаль! Что она не во всех с равным чувствием действует. Чем известнее благополучие, тем торжественнее играет сердце; чем строжайшее применяется на милость определение, тем больше хваля поет внутренность. И по тому благочестивая душа, умозря сопряженные с воплощением Сына Божия несчётные плоды, благодарит во смирении сердца Бога Отца о благоволении; Бога Сына о воплощении; Бога Духа о содействии, принося дары усердия и любви новорожденному царю. Но растленное неверием или сладострастием сердце и при невечернем свете радости духовной объемлется тучею или недоумения или ожесточения; а по чему? Ибо такое сердце обыкновенно больше тщетная прелесть услаждает, нежели душевное торжество: больше нега расслабляет, нежели славословие, воссылаемое толико благодеявшу нам Богу. «Душевен человек не приемлет, яже суть духа Божия» ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Глава 28. Попрание Самарии и основание спасения на Сионе 1. Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! (Горе венцу гордыни, наимницы Ефремовы, цвет отпадый от славы, на версе горы тучныя пьянии без вина) Пророк говорит о Самарии, главном городе в колене Ефремовом и столице всего царства Израильского. Будучи во главе богатейшего колена и многолюдного царства, Самария рано почувствовала свою силу: её цари гордились не только перед царями иудейского царства, но и перед самим Богом, и до такой степени, что не боялись гнева Божия, не страшились бедствий, презирали и осмеивали грозные слова пророков, Божиих (ст.9,15,22 и др.). Такой гордостью было проникнуто и все царство Израильское, а Самария, как столица его, была как бы венком на его голове. Подобие это тем более точное, что Самария была расположена на склоне горы, окружена виноградниками и представляла цветущий красивый венок. Пророк называет ее наимницей Ефрема и этим обличает постыдную связь её с царями языческими: увлекаемая обещаниями богатой добычи, Самария вступала во враждебный союз с Сирией против Иудейского царства и, таким образом, предпринимала братоубийственную войну ради лихоимства (ст.8; ср.гл.7:1,5–6; 8:4; 9:9–11; 11:13). За эту гордость и враждебное лихоимство пророк и возвещает Самарии определение суда Божия: Самария будете как цвет, отпадший от славы, т.е. от венка, который, обыкновенно сплетали из живых цветов и возлагали на голову, как знак почета и славы (ст.5); отпадший цветок без всякого внимания и сожаления попирается ногами и уничтожается. Так уничтожится слава и вместе с тем и гордость Самарии: её жители будут попраны ногами врагов. На верху тучной горы, где расположена была Самария, пьяницы – её жители – будут пьяными без вина... Владея хорошими виноградниками, жители Самарии имели много вина и постоянно пьянствовали; но теперь, при наступлении гнева Божия, они будут пьяны без вина, т.е. они лишатся чувств, сознания и сил телесных от ужаса, в виду чрезвычайно грозных и разрушительных бедствий, какие наведет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ноябрь 2 ноября. Господи! Благодарю Тебя от всего сердца моего за все силы Твои, явленные ныне на мне грешном многократно 1) поутру дома, 2) вне дома в гимназии во время двух классов (четвертого и шестого), 3) опять дома в четвертом и пятом часах, 4) за городом и за кладбищем в корчемнице пред крещением, 5) в городе в доме господина Бибера дважды и 6) опять дома за вечерним столом. Слава имени Твоему великоспасительному, Господи! Господи! Даждь мне благодать всё земное, все сласти, все драгоценности вменять за прах, который под ногами, и к Тебе единому прилепляться, и на Тебе единого надеяться всем сердцем. Виждь, говори сердцу своему, земные сласти и драгоценности и красоты отвлекают тебя от Христа Жизнодавца, жизнь сердечную пресекают, в скорбь, тесноту, мрак и рабство душу ввергают, – как же ты прилепляешься к ним, любишь их? Как ты ревнуешь к людям, ходящим в сластях житейских? Как их ценишь, уважаешь, ласкаешь, приголубливаешь к себе ради сластолюбия? Как угождаешь им? Зачем забыл слова Апостола: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым [ Гал. 1, 10 ]? Не бойся, не оскорбишь Христа Господа, если покажешь к ним некоторую холодность, как к неправедно живущим и бесстрашно нарушающим заповеди Христовы и церковные. Вот какое величественное, беспримерное на земле дело сделано Богом для людей – воплощение Сына Божия, странствование, проповедание слова Божия, чудеса, пророчества, страдания, погребение, смерть, воскресение и вознесение на небо – дело, к которому человечество было подготовляемо в продолжение 5.508 лет. Какого соответствия оно от нас требует? Для чего Сын Божий сошел с небес, учил, чудодействовал, пострадал, умер и воскрес? Чтобы нас изменить, обновить, возвести на небо, в вечное Свое Царство. Изменяешься ли христианин к лучшему покаянием и слезами и усиленным прилежанием к добродетели? Обновляешься ли Божией благодатью чрез Таинства? Стремишься ли горе? Не живешь ли ты беспечно, во грехах? Не жив ли в тебе ветхий человек? Не живы ли в тебе все страсти? Не прильпнул ли ты к земле? Если так, горе тебе, неблагодарному, хладному, злонравному: ты попираешь Сына Божия и кровь заветную. Но страшись впасть в руки Бога живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ожесточению иудеев Господом Иисусом предшествовала Его начальная деятельность, когда Он учил иудеев о царстве Божием речами прямыми и ясными, когда Он во множестве творил пред ними чудеса-благотворения, привлекавшие к Нему радостные толпы народа. К нему Господь приступил уже после того, как во время испытания, последовавшее за той начальною деятельностью, оказалось, что иудейская вера в чудеса не есть истинная спасительная вера, но коренится в их привязанности к материальным благам, – после того как обнаружилась неспособность иудеев к духовным благам царства Божия. Итак, первою причиною ослепления иудеев было их собственное сердце: они сами закрыли свои глаза, они сами удалялись от света, потому что дела их были злы. Но суд Божий над иудеями был более, чем их самоослеплением. Когда обнаружилась их привязанность к материальным благам, их самоправедность и славолюбие, тогда Иисус Христос Своим учением и Своими делами так ослепил и ожесточил их, что они уже не могли веровать. Им не только не было дано того, к чему они были неспособны, но от них было отнято и то, что они имели; на них исполнился тот закон, что всякому имеющему дается и приумножается, а у неимеющего отнимается и то, что имеет, или что он думает иметь ( Мф. 13:12 пар.; Лк. 19:26 ). Несмотря на неспособность иудеев к духовным благам царства Божия, мы по-человечески все еще можем рассуждать так; если бы Господь Иисус Христос уступил иудеям и дал им знамение с неба, если бы Он открылся им в той форме, в какой они могли принять Его, если бы Он не держал их в недоумении, если бы Он устрашил их грозным величием, – они признали бы Его, хотя и вынужденно, внешне, формально, они, по крайней мере, не сделались бы Его убийцами. Но мысль Божия не такова, как мысль человеческая: не нужно Богу внешнее поклонение, не нужна Ему человеческая слава, Ему дороги труждающиеся и обремененные, Ему дороги младенцы. Чтобы открыть царство Божие для младенцев, нужно было утаить его от мудрых и разумных; чтобы основать универсальное царство духа, Господу Иисусу нужно было пострадать от ожесточенной гордости иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Беседа 31 на псалом 121 86 Пс.121:1 .  Песнь степеней. Я возвеселился, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень!». Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. – «Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе» ( Пс.121:3 ). – Слава Иеру­салима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. – Цель этого установления. – Что зна­чит: «по откровению Израилю» ( Пс.121:4 )? – Слава Иерусалима, как сто­лицы. – «Молите же о мире Иерусалиму... Да будет мир в силе твоей» ( Пс.121:6–7 ). – Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. 1. А теперь многие даже огорчились бы при таком при­глашении. Если кто пригласит идти на конские ристалища или на зрелища беззакония, то стекаются многие; а в дом молитвы немногие идут без лености. Но не так было с иудеями. Что может быть прискорбнее, когда христиане оказываются беспеч­нее иудеев? Отчего же они сделались такими? Опять повто­ряю: от плена они сделались лучшими. Те, которые прежде гнушались и избегали храма и слушания изречений божествен­ных, ходили на горы, в рощи и дубравы, и предавались ве­ликому нечестию, теперь оставили пристрастие к суеверию, с радостью внемлют этому призыву, пробуждаются, восстают и восхищаются в душе своей. Они страдали голодом и жаждою, не «голод хлеба, не жажду воды, но но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), и, испытав такое наказание, с большим жела­нием стремятся к тому, от чего прежде отступили. Они обни­мают самый помост (Сиона) и говорят: «ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют» ( Пс.101:15 ); еще: «когда приду и явлюсь лицу Божию?» ( Пс.41:3 ); еще: «буду воспоминать о Тебе от земли Иорданской и Ермониимской, от горы Малой» ( Пс.41:7 ); и еще: «вспоминал и изливал пред собою душу мою» ( Пс.41:5 ). Что, скажи мне, «вспоминал» ты? " Как пройду я к месту селения дивного, до дома Божия» ( Пс.41:5 ), т.е. что я приду к этим ликам, этим торжественным собраниям, этому богослужению. «Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( Пс.121:2 ). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «я возвеселился, когда сказали мне: в дом Го­сподень мы пришли; стали ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( επντων μοι: η λθομεν… στησαν). Видишь ли чрезмерную радость? Как бы уже получив желаемое, они радовались самому призванию и с великою любовью обнимали дом молитвы и город.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Виталий Кандалинцев Глава 10. УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ Все учение старцев может быть понято как учение о жизни; вместе с тем, некоторые вопросы этого учения могут быть выделены в отдельную тему. К этой теме здесь отнесены те вопросы, которые важны для понимания течения и содержания человеческой жизни. А именно: добрые дела, заповеди, трезвение и крест, мир душевный, брак и семья, болезни и смерть. 10.1. ДОБРЫЕ ДЕЛА Старцы указывали на предназначение человека к добрым делам, ведущих к вечной жизни. Преп. Моисей говорит: … Мы созданы есьмы на дела благая, и средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божиею призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век приятие по делам. Но надобно твердо знать, какие дела принести имеют благополучную вечность и какие несчастливую, дабы одних уклоняться, а других придерживаться всегда т.1, с. 190]. Благодать Божия призвала нас к благим делам, т.е. заложила в нас стремление к ним, дала понимание, что этими делами должна наполняться наша земная жизнь. И если душа человеческая приемлет дар благодати, то человек стремится к постоянной деятельной, трудовой жизни, посредством которой он творит добрые дела и обретает вечную жизнь. Но надо обладать хорошим пониманием, какие дела и как ведут в благополучную вечность. При правильном выборе совершенство и обилие дел определят долю человека в этой блаженной вечности. Эта доля неодинакова у людей, так как они имеют различное устроение, и оттого различна и ценность того, что они делают. Преп. Варсонофий отмечает: Различны устроения людей, различную славу унаследуют они и в жизни будущей. Апостол Павел пишет: «Ина слава солнцу, ина слава звездам…» ( 1Кор. 15, 41 ). Даже Ангелы Божии не в одинаковой степени и славе у Бога. Ближе всех к престолу Божию пламенные Серафимы, затем Херувимы, потом Престолы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Но эти девять чинов ангельских совершенствуются ежесекундно, так и души людей, смотря по тому, насколько они были приготовлены на земле, не остаются в одном состоянии, а переходят из клеточки в клеточку т.1, с. 253].

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010