Скачать epub pdf 29.12 Служба священномученику Аркадию, епископу Бежецкому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал 68). Месяца декабря в 16-й день священномученика Аркадия (Остальскаго) , епископа Бежецкаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 6: Апостольския благодати преемниче/и славы мучеников сопричастниче,/Аркадие богопрославленне,/ты, во узах темничных пребывая,/за истину Христову добле подвизался еси,/и душу свою за ню положил еси./Темже усердно к тебе взываем:/молися ко Господу,/веру святую сохранити и спастися душам нашим. (Дважды) Придите, вернии,/в песнех восхвалим Аркадия богоизбраннаго,/сей бо, слово Истины проповедуя,/житием своим его утверди,/Христовою же любовию влекомь,/с мученики венчася./Сего ради тепле к нему взываем:/молися, священномучениче,/Отечеству твоему в мире пребывати/и спастися душам нашим. (Дважды) Ины стихиры, глас тойже. Подобен: В се отложивше: Все отложив житейское попечение,/трудам архипастырским ревностне предался еси,/Аркадие священнейше,/сего ради грады и веси апостольски обходил еси,/ничтоже земная себе стяжевая,/но Небесная взыскуя,/да последуеши во всем Пастыреначальнику Христу/и молитвенник явишися о спасении душ наших. (Дважды) Все отринув привременных мечтание,/мучителей суровство презрел еси,/священномучениче Аркадие,/темже Христов свидетель истинный показался еси/гонителем и верным,/отпадшим и соузником,/ближним и дальним,/да вси в познание приидут Сына Божия,/ егоже со дерзновением моли/о спасении душ наших. (Дважды) Слава, глас 8: Аркадие небомудренне,/славы Божия ревнителю,/и паствы твоея ангеле добрый,/ты, первее Безкровную Жертву с любовию принося,/последи кровию своею священнодействие слова истины запечатлел еси./Темже, Христу сораспенся/и во славу Его возшед,/молися, страдальче блаженне,/спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Ц арь Небесный: Вход. Прокимен дне. И чтения три. Деяний святых апостол чтение, глава 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Отдел четвертый. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле Творец неба и земли, мира видимого и невидимого, указал различные цели своим тварям: свои цели – миру вообще, свои цели – человеку, подчиняющиеся и объединяющиеся в последней высочайшей цели всего сотворенного бытия. Эта последняя цель есть слава Божия, неразрывно соединенная с совершенством и блаженством тварей. Должно наступить время, когда окончательно исполнятся определения Божии о всем мире и роде человеческом. Когда и как это совершается? Разум человеческий во все времена пытался (в естественных религиях и философии) проникнуть за таинственную завесу, которая отделяет настоящее состояние мира и человека от их будущего. Но Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Познание о будущих судьбах мира и человека можно иметь настолько, насколько открыто нам об этом Самим Богом. Поэтому только в богооткровенной христианской религии содержится положительное и достоверное учение о последних судьбах мира и человека. Очевидно, также, что оно имеет пророческий характер. По содержанию своему все это учение, обычно называемое эсхатологией (от σαχατος – последний, самый отдаленный и λγος), разделяют на I) учение о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности, и на II) учение о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого. I. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности Бог выполняет Свои цели по отношению к каждому отдельному человеку тем, что, подвергая его телесной смерти, дарует бессмертие душе человеческой, совершает суд, называемый частным, над каждым из умерших тотчас по смерти, на котором определяет временное состояние как праведных, так и грешных, до окончательного определения их судьбы, имеющего последовать на всеобщем суде, по воссоединении души с телом. § 174. Смерть телесная и бессмертие души Жизнь каждого человека необходимо оканчивается телесной смертью: о Адаме еси умирают. По целям и намерениям Творца смерть тела не есть окончательное уничтожение человека, а ведет за собой на некоторое время бытие души без тела, иначе – соединена с бессмертием души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Скачать epub pdf Слово в неделю третию по Пятьдесятнице М ы хвалимся упованием славы Божия, говорит Апостол ( Рим. 5:2 ). Вот похвала, которую и христианство , отвергающее все другия хвалы, не только не осуждает и не воспрещает, но напротив возбуждает и поддерживает, и которою Апостол столь много дорожил, что для приобретения ея вся вменил за уметы ( Флп. 3:8 ), и желал лучше умереть, нежели допустить, чтобы кто либо сию похвалу его испразднил ( 1Кор. 9:15 ). Значит, она слишком заслуживает сих великих пожертвований: иначе Апостол, как человек, кроме благодатного озарения, с избытком обладавший и внешним просвещением, без сомнения не решился бы на оные. Он знал истинную цену жизни и смерти; знал, что та и другая принадлежит не ему, но Господу, сотворшему его: аще живем, говорит он, Господеви живем; аще ли умираем, Господеви умираем ( Рим. 14:8 ); ни о едином же постыжуся, но во всяком дерзновении, якоже всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем, аще животом, аще ли смертию ( Флп. 1:20 ). Он знал также цену заветов и обетований, прав и преимуществ, которые ему по праву рождения, как иудею принадлежали; но охотно пренебрег ими, дабы стяжать сию одну похвалу. Что же в ней заключается особенного, дабы можно было решиться на столь важные пожертвования? Подивитесь, слушатели, – не обладание благ многочисленных, чем большая часть людей хвалится и, как кажется, справедливо, но одна только надежда блага единого, притом невидимого, и надежда, по видимому столь же безнадежная и удаленная от своего события, сколь далеко отстоит небо от земли, время от вечности. Благо, которое обещает сия надежда, на небе, а мы на земле; оно предоставлено вечности, а мы живем еще во времени. Это есть слава Божия, ожидающая праведных по ту сторону гроба. Обладание сим благом, конечно, столь важно, что по справедливости можно хвалиться им: оно поставляет человека на степень Божеского блаженства. Но хвалиться одною надеждою сего блага, столь отдаленного от своего события, не показывает ли излишней опрометчивости в хвалящемся? Одобрили ли бы мы того, который стал бы пред нами хвалиться надеждою на богатство, которое еще за морем; или на плодородие семен, которые еще в земле; или на возвращение здоровья, которое еще в руках врачей и болезни? Без сомнения, нет: ибо легко может случиться, что море поглотит богатство вместе с надеждою на оное; земля откажет в плодородии, а врачи еще больше расстроят здоровье. Но надежда христианина совсем не похожа на сии и подобные им надежды. Она тверда, по Апостолу, как якорь твердый и надежный, досязающий даже до внутреннейшего завесы, куда предтечею Иисус вошел за нас ( Евр. 6:20 ). Кто надежною рукою умел взяться за сей якорь, тот не обманется. Что же делает сию надежду столь твердою, тогда как все другия столь непрочны?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Сортировать по Исключить новости Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов? 29 декабря, 2008 Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов? Слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение. (Лк. 2, 14) Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом Ангелов на земле, при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне удивилось всякое естество ангельское, по словам Церкви. Но где же мир на земле, который возвестили Ангелы пастырям Вифлеемским? В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: где есть родившийся Царь Иудейский? — то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, и цель, и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь. В последующие времена было не лучше: страшные гонения на верующих во Христа в продолжении трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата, отец жену и детей, дети родителей — на мучения; человеческие отношения, кровные узы, родство, все было поругано и попрано. В самом Иерусалиме была мерзость запустения. И в наши времена потрясаются общества и царства; продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития: семейного, гражданского и религиозного.

http://pravmir.ru/gde-zhe-mir-na-zemle-v...

Сортировать по Исключить новости Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько. 5 июля, 2009 Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько. В этой статье Вы найдёте канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: полный текст с толкованием слов. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу  Глас 6 Песнь 1 Ирмос : Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше. [ перевод: Морскую бездну точно сушу стопами Израиль попирал, гонителя фараона видел потопляемого и восклицал: «Богу победную песнь воспеваем».] Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько. [Ныне приступил я, грешный и обремененный, к Тебе, Владыке и Богу моему; не смею же взирать на небо, только молюсь, говоря: «Дай мне, Господи, ум, да плачу о делах моих горько».] Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько. [О, горе мне, грешному! Более всех людей окаянен я, покаяния нет во мне; дай мне, Господи, слезы, да плачу о делах моих горько] Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько. [Безумный, окаянный человек, в лености время губишь; подумай о жизни твоей, и обратись ко Господу Богу, и плачь о делах твоих горько] И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько. [Мати Божия Пречистая, взгляни на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, да плачу о делах моих горько]

http://pravmir.ru/kanon-pokayannyj-ko-go...

Царствие Божие Путь к Царству Небесному Кротость и смирение, терпение и любовь о Господе ко всем – вот путь к Царствию Небесному. А истина и путь есть Сам Христос Спаситель мира (15, с.258). Царство Небесное есть отечество христианское, где все святые ликуют. В Царстве Небесном встретимся с Царем Небесным, Ангелами и всеми святыми. БЛАЖЕНСТВО состоит в ЛИЦЕЗРЕНИИ Бога Свет Царствия Небесного – слава Божия. В Царстве Небесном непрестанно слышится пение АНГЕЛОВ, восхваляющих Бога. Царство Небесное не имеет конца, вечно. В Царстве Небесном нет страха, печали, смерти. В Царстве Божием беспечалие и упокоение от трудов. В Царстве Небесном исполнятся все обетования Божии. Сам Господь введет в обители Царствия Небесного. Пребывающие в Царстве Небесном имеют светлые одежды и прославлен­ные тела. Необходимы чистые и светлые одеяния для Царствия Небесного. Сын Божий отворил паки вход в Царство Небесное. В Царство Небесное без Христа никто не войдет. Царство Небесное открыто дня истинно верующих, то есть живущих по вере. Верная душа радуется, когда восходит в Царство Небесное из мира. Царство Божие достигается тесным путем и СКОРБЯМИ. Путь в Царство Небесное – крестоношение. Для достижения Царства Небесного следует следовать за Христом. В Царство Небесное ведет путь БЛАГОЧЕСТИЯ. Необходимо поспешить призыву Бога. Необходимо очиститься, чтобы войти в Царство Небесное. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо покаяние. Необходимо ПОКАЯНИЕ, обращение всем сердцем. Кто просит о Царстве Небесном в молитве, тому необходимо очистить СОВЕСТЬ покаянием. Все призываются в Царство Небесное. Необходимо презреть мир, чтобы устремиться к Царствию Небесному. Кто просит в молитве Царство Небесное, тот не прилепляется к земному, но спешит к небесному. Царствие Божие отходит за презрение СЛОВА БОЖИЯ. Привязанность к миру ослепляет и препятствует идти в это Царство. Господь зовет, но пристрастившиеся к миру, отрицаются от Царства Небесного. Богатые отказываются идти в Царство Небесное (8, с.1142–1151).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

155. Об анонимах, об «инакомыслящих» и ответ одной из них Ныне в большом ходу анонимные письма. Обычное их содержание – колкости, попреки, прямая ругань или же клеветы, и все это – из-за угла, чтобы получивший не знал, кто пишет. Правда, иногда пишущие имеют будто и добрую цель: указать на те или иные недостатки, непорядки, но тогда зачем же честным людям укрываться, по крайней мере, от того, кому пишут?.. Другое дело просить адресата, чтоб не оглашал имени автора письма, а для адресата имя должно ставить точно, с полным адресом. Иначе и сии якобы “благонамеренные” корреспонденты ставят себя на одну доску с клеветниками и ругателями, а всем таковым и имя одно: трусы; в первых двух случаях – подлые трусы, в последнем – трусливые зайцы! Вот почему покорнейше прошу всех, кто даже хвалит меня, в письмах ко мне подписываться сполна, чтоб я мог иногда ответить письменно же, не занимая строк в моих печатных дневниках. Ведь нередко выходит просто ничтожное недоразумение, и отвечать-то печатно не стоит, можно бы ответить письмом, а тут жаль человека оставлять в заблуждении, но и занимать внимание нескольких тысяч читателей печатным ответом не стоит. Так и бросаешь письмо в корзину. Само собою разумеется, что моя просьба “подлых трусов” не вразумит, ругаться они не перестанут, доказывая тем только ту старую истину, что у бессильно злобствующего на голове “шапка горит”, и он воображает, будто мне причиняет огорчение своею руганью, тогда как цена таким ругательным письмам известна: они только всякий раз доказывают мне, что слово правды, мною высказываемое, кого-то беспокоит, а стало быть, и для дела Божия полезно, за что и слава Богу! Что же до клевет на ближнего, коих так много бывает в анонимах, то мы, пастыри, следуем примеру Царя Давида, который всякого тайного клеветника выгонял вон ( Пс. 100:5 ), – рвем такое письмо и бросаем в корзину или в камин. Обращаюсь к тем, кто думает, что Богу служит анонимными письмами. Наше учение: цель не может оправдывать средства. Бог не нуждается в помощи сатаны, который есть отец лжи и всякого обмана. Если угодно, чтоб я не называл в печати своего корреспондента, то пусть сей корреспондент мой о сем и скажет в письме ко мне: я исполню его желание. А мне лично надобно знать, с кем я беседую посредством письма. Повторяю, нередко хотелось бы ответить автору-анониму письмом же, а он спрятался за какую-нибудь букву или вовсе не изволил подписаться. Так и лишает он сам себя средства узнать то, что я считаю за истину. А я из сего вправе заключить, что мой анонимный корреспондент и не хочет знать того, что я ему мог бы ответить. По меньшей мере – вежливо ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

163. В защиту святого поста Мои дневники, особенно последние – “об анонимах” и о “легкоспасенцах”, видимо, тревожат совесть некоторых читателей: я получаю немало писем с откликами на них. Что ж? Слава Богу, что совесть заговаривает и тянет людей к суду Божию. Ведь давно сказано: един Бог без греха, а святые отцы говорят: грешить свойственно людям, а пребывать во грехе нераскаянно – только демонам. Аще падеши – востани, – убеждают они всякого грешника, – и елико падеши, толико востани. Но вот наше горе: в нашем сердце нередко, даже без нашего ведома, хозяйничает наше грехолюбие, и лишь только совесть встревожится, проснется, как оно, грехолюбивое сердце, тотчас же отдаст приказ нашему уму: подыскать оправдание. А ум, как известно, состоит на послугах у сердца: ведь Господь-Сердцеведец истину сказал, что от сердца, а не от ума исходят помышления. Притом, сердце иногда так искусно прячется за ум, что мы того и не замечаем и воображаем, что наш рассудок в данном случае работает только во имя здравого смысла и требований логики. Да, сложное дело – душа человеческая и духовная жизнь. Не только чужая, но и своя-то собственная душа для нас иногда представляет собою именно потемки! Иной весь свой век в потемках ходит, в потемках и умирает, воображая, что во свете ходил. Только там, к его ужасу, откроются его духовные очи и увидит он, несчастный, как жестоко заблуждался. А ведь совесть-то и ему подсказывала, и его тревожила, но он не давал ей свободы обличать его, спешил заглушать ее голос мудрованиями лжеименного разума. Вот это замечается и в тех письмах, которые получаю я в ответ на мои дневники. Особенно замечается это стремление – как-нибудь ускользнуть из-под креста, спастись полегче, да чтобы о вечных мучениях не напоминали! И всюду так и выступает одна и только одна идея – о Божием милосердии. Как будто теперь-то, в сей земной жизни, недостаточно Божия милосердия, не отверсты для кающихся объятия Отчи: чего не делает Господь для того, чтобы призвать нас к покаянию! И осыпает нас Своими милостями, и вразумляет бедствиями, и проявляет дивную силу Свою и благость в чудесах и знамениях, и самое течение жизни, как личной, так и государственной располагает так, что виден Его указующий перст, видна Его правящая десница.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

6.III.1939. Да будет воля Твоя! Сегодня глянула в лицо мне смерть – от раковой опухоли голосовых связок, или же операция, тоже с смертной опасностью или неизбежной немотой. Я смиренно и покорно, даже спокойно принимаю волю Божию. Не смею сказать: «желание имей разлучитися и со Христом быти» 1 , но и светло встречаю загробную жизнь. Только разлука с живыми и их судьба заставляет сжиматься моё сердце, но верю Господу, владеющему жизнью и смертью , что он их не оставит. Стараюсь обдумать, как и с кем надо примириться, кого утешить и обласкать, что сделать. Стараюсь всех вспомнить и никого не забыть. Да пошлёт Господь святого Своего Ангела. Когда-то умирал я духовно в дни своего рукоположения, а теперь, умирая телесно, хотел бы умириться и всех возлюбить. И, конечно, сердце моё истлевает от люта и от сознания всех своих бесчисленных вин пред моим святым ангелом Неличкой 2 и о детях своих. Слава Богу за всё! 11.III.1940 Прошёл год с посещения Божия. Волею Божией я остался жить, хотя и покалеченным, без голоса и слабосильным... Вижу в прошедшем величайшую милость Божию, богатство, сокровище духовное, данное мне в испытаниях Божиих и приближении смерти. Трепетно вспоминаю, как о каком-то неотмирном блаженстве, об этих страданиях и их откровениях, о милостях Божиих, мне посылаемых, о чудесах, в которых так и живу, их недостойный. Но одно меня страшит и томит: как мне сохранить и умножить их богатство, ибо его и нельзя сохранить, не умножая? Как мне сохранить эту благодать доживания, в которой бы оставалось открыто окно в вечность, въяве бы благодать смерти и её откровение, вместе с любовью к жизни и радостью её, которая мне не изменяет? Как удержать живую память о прошедшем как о происходящем? Как удержать себя от обмирщения, от забвения самого дорогого и важного в жизни, это – благодатного лика смерти? Если мне суждено ещё долго жить, то не сделаюсь ли я, как делаюсь уже, жертвой забвения, поглощения временем? Но нет, прочь этот малодушный и маловерный вопрос! Разве мало было тех чудесных явлений милости Божией, памяти Божией? И ради чего, ради какой чечевичной похлёбки должен ты продать своё сокровище, да и что у тебя теперь осталось, какая приманка может дать тебе жизнь? Господи, помоги мне пронести до конца то, что ты явил мне тогда! И да будет воля Твоя! Не искать своего пути, но отдаться Твоему всецело... 1/14 января 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

LII. Пророчества Исаии Из всех Пророков, которые постепенно восставали в Иуде и Израиле, всех изумительнее царственный Исаия, для которого грядущее открыто было как настоящее. Праотец Иаков предсказал, в каком состоянии будет царство двенадцати детей его, когда явится Мессия, обещанный Аврааму, и от которого из сыновей его произойдет Он. Моисей возвестил Израильтянам законодателя свыше его, которому велел повиноваться. Давид, особенным избранием Божьим помазанный на царство, созерцал духовно Мессию, рожденного прежде сотворенной им денницы, то сидящим одесную Господа и Первосвященником по чину Мелхиседека, то пригвожденным, упоенным желчью, посреди поруганий. – Исаия же, чрез двести пятьдесят лет после Давида и более семи сот лет до Христа, видит Его происходящим от Давида, яркими чертами дополняет все сказанное о Богочеловеке, и говорит о великих тайнах воплощения, как бы о минувшем. Особенное звание Божие послало Исаию проповедать имя Искупителя человекам, и он пророчествовал о нем, в дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езении и Манассии, Царей Иудейских, с которыми сопражен был узами крови, как происходящий сам от племени Давидова. Еще в последний год царствования Озии, ему виделась, в преддверии храма Соломонова, слава Божия, наполнявшая святилище, и один из Серафимов, предстоящих Богу, горящим углем с жертвенника, очистил ему уста к исповеданию того, что созерцал дух его. Что же прежде всего велел ему сказать Господь, в обличение грядущего неверия о Христе? «иди и скажи людям сим: слухом услышите и неразумеете, и видя узрите и не увидите, ибо одебелело сердце людей сих, ушами своими тяжело слышать, и очи свои смежили, дабы когда либо не прозрели очами, и не услышали ушами, и не уразумели сердцем, и не обратились бы ко Мне, и Я бы исцелил их!» ( Ucau. VI ). Он предсказал таинственное рождение Христово, нечестивому Царю Ахазу, когда сей, устрашенный нашествием Царей Сирийского и Самарийского, не знал, где искать спасения Иерусалиму. Исаия встретил Царя за стенами города, и открыв ему ничтожность замыслов Дамаска и близкое падение Самарии, велел просить для себя знамения от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010