Глава четвертая. Перелом Прошло сорок лет. Сорок лет при дворце Египетского фараона. Красота, честь, слава, мудрость египетская, возможное наследование престола фараона – все уходило из сердца куда-то дальше и дальше. Теряло свое значение. При этом могучим потоком из каких-то глубинных недр души и памяти младенческих лет подымалась в груди вера в Бога праотцов. Любовию к Единому и Непостижимому билось сердце, тревожило душу бедственное положение родных по плоти. На пророческих часах завершалось время рабства на земле чужой, ведь от Авраама-праотца уже должно было пройти скоро четыреста лет ( Быт. 15:13–16 ). В жизни сына дочери фараона назревал перелом. Наступало время, когда он лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение. Наступало время, когда поношение ради обетованного отцам грядущего Мессии он почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища ( Евр. 11:24–26 ). А для этого надо было отказаться называться сыном дочери фараоновой. От почти царских почестей перейти к рабскому поношению. На это надо было решиться. Иначе любовь Божия в его груди гореть не могла. Это он понимал. Неоднократно пытался Моисей урезонить злобные издевательства над евреями египетского царедворца Феткома. Стоны и вопли порабощенных доходили до небес, но не до поработителей. Не было предела бесчинствам и жестокости Феткома. Время перелома пришло. Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, (сынам Израилевым), и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его (сынов Израилевых). Посмотрев туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина, и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил (вчера) Египтянина? Моисей испугался, и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея. Но Моисей убежал от фараона ( Исх. 2:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ГНЕВ БОЖИЙ Гнев Божий за то, что человек не желает воспользоваться милостью Божией, явленной в спасении рода человеческого Неизреченная и непостижимая милость Божия явилася к нам, что Сына Своего Единороднаго ради спасения нашего не пощадил; но милость сия в ужасный гнев обратится тем, которые не хотели милости тоя принять и употребить во спасение: «Бог бо поруган не бывает», учит Апостол. Христос, Сын Божий и Бог во плоти Своей так поруган, посмеян, обезчещен, уязвлен и мучен был за грехи наши, что и помыслити о том ужасно: как уже презревшие сие великое смотрение Его дела, за свои грехи, которыми правду Божию раздражили, мучены будут в геенском огне. Милостив Бог есть, и везде в Святом Писании милость Его проповедуется, но кающимся и обращающимся от грехов к Нему; а НЕКАЮЩИМСЯ правду Его и праведный Его гнев на себе неотменно дознают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий (2:74). Гнев Божий на тех, кто отказывается идти в ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ Видим зде, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые к вечному блаженству, как преславной и пресладкой Вечери, словом Его позваны, но, презревше великую сию Его благодать, обратилися к снисканию временных, чести, славы, богатства, угодия и прочих мира сего сокровищ. «Ни един мужей тех званных вкусит Моея Вечери». Читаем в книгах Моисеевых Числ, что когда сыны Израилевы, изшедши из Египта, роптали: «кто ны напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы, и дыни, лук, и червленый лук, и чеснок. Услыша Господь роптание их, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа» ( Чис. 11, 4, 5 и 1). Ропщущие Израильтяне знаменуют тех христиан, которые временная благая вечным и небесным, как мяса египетская и прочия снеди израильтяне небесной манне предпочитают; почему и гнев Божий на себе воздвигают, и огнь не временный, но вечный, на них возгорится (4:59–60). Гнев Божий за пренебрежение ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ Божиим, ожидающим от человека покаяния Сколько терпел Бог Израильтянам, «ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования, ихже отцы, и от нихже Христос по плоти» ( Рим. 9, 4–5 ); сколько согрешали, отвращалися от Него, преогорчевали, прогневляли и раздражали Его, и различно наказуеми и увещаваеми чрез Пророков и обращаеми и исправляеми были,– Ветхаго Завета Писание свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Декабрь 20 декабря 1864 г. Слава избавителю Богу, дивная со мною сотворившему во время ранней литургии (воскресной) и благостно, щедро, быстро, могущественно избавившему меня от козней врага запинателя. Обедню служил весьма хорошо, мирно, громогласно, от души и причастился неосужденно, в мир, радость, веселие и крепость души и тела. Но мгновение нетерпения и озлобления на певцов расстроило мой душевный мир, мою душевную гармонию. Трудно было возвратить ее. Новое причащение при потреблении Святых Даров возвратило мир. А пред образом Владычицы молитву читал смутно, дурно – раскапризничалось сердце: забрался как-то диавол, ловец мой неусыпный. Кем всё существует, живет, благоуправляется, ведется к предназначенной цели? – Сущим, Тем, Который всё создал и всё ведет к известным целям. Итак, вселенная вся с бесчисленным и разнообразным множеством тварей существует и укрепляется Создателем. Как же ты, [будучи разумным существом], поставляешь свою жизнь в зависимость от денег, пищи, питья? Не Творец ли всё это подает? Тот, Который дал тебе жизнь, не подаст ли средств к жизни? Питающий птиц и множество животных не пропитает ли тебя? Зачем веришь нелепому лжецу, обманщику, ругателю, клеветнику, хульнику диаволу? Зачем прилепляешься к праху? Зачем не попираешь деньги, пищу, питье сердечным произволением? Зачем не воздаешь славы Творцу, доселе так щедро тебя питавшему? О, как беспечальны и простосердечны мы должны быть! Как просто надо жить – и как мы лукаво живем! Одно начало, бытие и жизнь всего, одно же начало, бытие, жизнь твоя – Бог. На Промысл Божий надейся, а не на разум свой и не на деньги, не на сласти, не на пищу и питье; верь, что, угощая других, ты сокровиществуешь себе щедрые дары Отца Небесного, питателя всех тварей. Ищите же прежде Царства Божия (в себе) и правды Его (любви к ближнему, как к себе), и это все приложится вам (и не уменьшится) [ Мф. 6, 33 ]. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя [ Ис. 49, 15 ]! Был ли ты хоть один день голоден в жизни? – Нет; а теперь тебе тридцать шесть лет,– так о чем же ты беспокоишься? Скупость, жаление вещественных благ ближнему – одно безумие, одна слепая похоть плоти, одна жадность твоя. Странное дело: что вредно для тебя, что становится часто и пречасто преградою между тобою и Богом, между Богом и ближним, что надо презирать, ни во что вменять, того ты жалеешь другому, из-за того возмущаешься, из-за того делаешься нерасположенным к ближнему. А из-за расточения всего этого ты должен был бы радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В защиту святого поста 28.02.2017 690 Время на чтение 11 минут Мои дневники, особенно последние - «об анонимах» и о «легкоспасенцах», видимо, тревожат совесть некоторых читателей: я получаю немало писем с откликами на них. Что ж? Слава Богу, что совесть заговаривает и тянет людей к суду Божию... Ведь, давно сказано: един Бог без греха, а святые отцы говорят: грешить свойственно людям, а пребывать во грехе нераскаянно - только демонам. Аще падеши - востани, убеждают они всякого грешника: и елико падеши, толико востани... Но вот наше горе: в нашем сердце нередко, даже без нашего ведома, хозяйничает наше грехолюбие, и лишь только совесть встревожится, проснется, как оно, грехолюбивое сердце, тотчас же отдает приказ нашему уму: подыскать оправдание... А ум, как известно, состоит на послугах у сердца: ведь, Господь - Сердцеведец истину сказал, что от сердца, а не от ума исходят помышления. Притом, сердце иногда так искусно прячется за ум, что мы того и не замечаем, и воображаем, что наш рассудок в данном случае работает только во имя здравого смысла и требований логики... Да, сложное дело - душа человеческая и духовная жизнь: не только чужая, но и своя-то собственная душа для нас иногда представляет собою именно - потемки! Иной весь свой век в потемках ходит, в потемках и умирает, воображая, что во свете ходил... Только там, к его ужасу, откроются его духовные очи и увидит он, несчастный, как жестоко заблуждался. А, ведь, совесть-то и ему подсказывала, и его тревожила, но он не давал ей свободы обличать его, спешил заглушить ее голос мудрованиями лжеименного разума. Вот это замечается и в тех письмах, которые получаю я в ответ на мои дневники. Особенно замечается это стремление - как-нибудь ускользнуть из-под креста, спастись полегче, да чтобы о вечных мучениях не напоминали! И всюду так и выступает одна и только одна идея - о Божием милосердии... Как будто теперь-то, в сей земной жизни, недостаточно Божия милосердия, не отверсты для кающихся объятия Отча: чего не делает Господь для того, чтобы призвать нас к покаянию! И осыпает нас Своими милостями, и вразумляет бедствиями, и проявляет дивную силу Свою и благость в чудесах и знамениях, и самое течение жизни, как личной, так и государственной располагает так, что виден Его указующий перст, видна Его правящая десница.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Гимн России 13.01.2011 3340 Время на чтение 7 минут Дата принятия: 07.03.2001. Слова: Сергей Михалков Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года, Нам силу дает наша верность Отчизне, Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! В гимне нет пустых слов или слов не на своем месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму. Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и ее описание. Первая строфа бесстрашно игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия - это священное государство. Источник святости - всегда и только Бог. Россия связана с Богом. «Держава» и «страна» - это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают ее в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет «любимая», то есть тут на нее смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поется гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «никогда не перестаёт» (1Кор.13:8) в Вечности. Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки - это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство - успешным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Гимн России 13.09.2023 990 Время на чтение 9 минут Дата принятия: 07.03.2001. Слова: Сергей Михалков Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года, Нам силу даёт наша верность Отчизне, Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! В гимне нет пустых слов или слов не на своём месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму. Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и её описание. Первая строфа игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия – это священное государство. Источник святости – всегда и только Бог. Россия связана с Богом. «Держава» и « страна» – это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают её в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет « любимая», то есть тут на неё смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поётся гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «никогда не перестаёт» (1 Кор. 13:8) в Вечности. Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки – это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство – успешным.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/13/...

издательство П.П. Сойкина Бог Бог , Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, носит в Свящ. Писании разные названия. Таковы: Елоаг и Елогим, Иагве и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, славянск. Бог, Господь, Сый. – а)      Елоаг и множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. б)      Имена Иагве, Иегова означают Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (сп. Апок. 1, 8 ) и употребляется постоянно об истинном Боге, Боге народа Израильского. в)      Имя Ел означает сильного, крепкого, и об истинном Боге употребляется с приложением других наименований, напр. Бог живый, Бог высший, Бог богов, Бог Израилев. г)       Кроме этих имен в Св. Писании есть и другие, напр. Шаддай – всесильный, всемогущий, Вседержитель; Адонай – Владыка, Господь; Ельон – Высший. Говоря об истинном Боге, Св. Писание везде усвояет Ему высшие духовные совершенства; таковы: вечность, независимость, самобытность и неизменяемость, вездеприсутствие, всеведение, премудрость, благость, любовь и милость, святость, праведность и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Отсюда вся природа и все твари прославляют Его, и все мы призываемся к прославлению Его и к благоговейному служению пред Ним. Усвояя такие совершенства Богу, Св. Писание вместе с тем отвергает все грубые суеверные и ложные понятия, каие были у язычников. Оно многократно и с особой силой говорит против многобожия языческого ( Исх. 20, 2 – 3 ; Втор. 6, 4 , Иоан. 17, 3 ; 1Кор. 8, 5 – 6 ; Ефес. 4, 6 ; 1Тим. 2, 5 ). Оно отвергает все виды идолослужения язычников, которые, смешав Творца с творением, обоготворяли и светила небесные, и земные предметы, и стихии, и силы природы, и людей, и даже пороки и страсти человеческие, отвергает и все суеверные изображения мнимых божеств, и все языческие обряды, давая видеть в этом одни заблуждения и предостерегая от сего верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     " AX, У ДЕВОЧКИ - ЛЮБОВЬ... " В одной провинциальной учительской семье произошла печальная, но весьма типичная для наших дней история.  Мать, учительница литературы, потерпев в свое время неудачу на семейном фронте, все силы души положила на то, чтоб подготовить дочь к встрече с идеальной " романтической " любовью. И вот она пришла: к дочери-красавице, заканчивавшей школу, зачастил преуспевающий бизнесмен с цветами и подарками. Мать не смутило, что он человек семейный, она отправляла дочь на свидание со спокойной совестью, защищая ее от неизбежных в маленьком городке пересудов: ну как же, ведь у девочки - любовь! И лишь когда, узнав о беременности дочери, любовник как сквозь землю провалился, настало время, увы, не отрезвления, а горьких сетований: такая была любовь, сокрушалась мать, ах, если бы не ребенок... Слава Богу, у девушки, растлившей свое девство в греховной связи, хватило мужества не убить свое дитя. Пережив потрясение, она впервые переступила порог храма Божия, приняла святое крещение. И на исповеди впервые за девятнадцатилетнюю жизнь услышала истинное определение своему " роману " : блуд. Да, в наше время под давлением " секспросвета " от христианской чистоты и целомудрия в супружестве общество все больше скатывается в языческий разгул блуда, в тьму Содома и Гоморры. Бес все более овладевает людьми, и уже становится привычным, что родители смотрят фильм с грязными постельными сценами вместе с детьми; мать семейства сама приводит несовершеннолетнюю дочь на бесстыдный " конкурс красоты " , совлекая с ее души одежды целомудрия; в эту вакханалию втягивают даже младенцев - в различных " Дюймовочках " , " Золушках " и других конкурсах для дошкольников разодетые и раскрашенные в пух и прах несчастные малышки старательно ориентируются на блудный идеал " Барби " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР. В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ.   Записки Мурманской паломницы о Святой земле. раба Божия Елизавета    Предисловие от автора. Несколько лет назад я прочитала книгу “Письма русской инокини со Святой земли” и впервые задумалась о поездке на Святую землю. Но ви-дать время еще не подошло, душа не созрела и не укрепилась, не оплака-ла своих грехов. Прошло несколько лет, много воды утекло за это время, и многое свершилось в моей душе, может быть, и духом возросла немного. Желание побывать на Святой земле не покидало, только и мечтать об этом не смела. Не достойна. Да и материально трудно осуществимое событие. Но вот настал 1998 год. В этом году как-то по-особому пережила время Великого поста. Запомнились потрясение и плач во время Великого стоя-ния Марии Египетской. Ох, и грешной себя ощутила. Чувство греховности сожигало. Особенно сильными были переживания Страстной седмицы. В хра-ме бывала каждый вечер. Все Евангельские события во время Великого поста переживала очень сильно. Я даже читать о Святой земле спокойно не могла. В сердце не умещалось представление о том, как велики были страдания Господа, понесенные за нас. Запомнилось и потрясение, испы-танное 10 мая, когда читалось Евангелие о расслабленном, и слова Гос-пода: - запали в мою душу. И много еще таких потрясений испытала моя душа. С поездкой ничего не получалось до последнего дня. 17 мая исповеда-лась и причастилась. В тот день меня особенно потрясли Заповеди Бла-женства. Я слушала их, стоя у аналоя, пока батюшка читал мою исповедь. Заповеди ложились в отверстое сердце. Это мне говорилось. Как я плака-ла. Во время Причастия ощутила, как Господь даровал мне, грешной при-ять “угль тела Своего> и как трепетало мое сердце. Получила благосло-вение на дорогу. С 18 мая я была уже в отпуске. И вот все начало полу-чаться. И билет достала для поездки прямо 18-го. Многие помогали мне в осуществлении поездки - кто словом, кто делом. Появилась надежда, что Господу угодна моя поездка, а все, не получавшееся до сих пор расцени-ла, как испытание моей души и сердца. Да и слезы мои, многократные и обильные, были даны мне не даром, а чтобы как можно более “обелить” мою душу, погрязшую во грехах, пред Господом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Кафисма 20 Псалом 143 Благословенна еси, Госпоже, яко научаеши нас, рабов Твоих, на брань противу мира, плоти и диавола: противу мира, еже бы отвращати очи от прелестей его, не привязывати сердце к суетам его; противу плоти, еже бы содержати себе в целомудрии и не касатися заповеданных вещей; противу диавола, еже бы разумевати искушения его и соблазны и действию их всевозможно противитися. О, всемощная Владычице! молим Тя и молити не престанем, блесни молнию силы Твоея и разжени их, посли стрелы скораго защищения Твоего и порази их, прослави от высоты святыя славы Твоея в сей брани крепкую десницу Твою, да, воспевая, воспоем мы, раби Твои, избавльшеся от злых, силу, славу и хвалу Твою; веси, Владычице, колико мы грехопоползновенны есмы и многопотребна нам помощь Твоя; воспламени в сердцах наших желания небесныя и исполни духом сладости райския. Псалом 144 Вознесу Тя, возлюбленную Матерь Сына Божия, и на всяк день воспою Тебе хвалы; по всей земли людие прославляют дела и милости Твои и острови мнози величают чудеса Твоя, Ангели и Архангели проповедуют святыню души Твоея и вси святии провозвещают кротость и смирение Твое; очи наши уповают на Тя, Госпоже, пошли нам брашно и пищу во благо время, алчущую же душу напитай и насыти небесною сладостию и мы, раби Твои, благословим Тя, яко премилосердную Матерь, во веки веков. Песнь вместо славы Радуйся, Пресвятая Приснодево Марие, возлюбленная Мати Спасителя Христа Бога нашего, кристалловидный источниче, небесными сладостями исполненный, райский вертограде, преиспещренный всеми святыми добродетелями, мысленное небо, души и сердца увеселяющее! О, прекраснейшая и преблагословенная в женах! Осени мя, грешнаго, лучами благостыни Твоея, да в тишине и мире пребуду в сей стране и в сени смертней и потом, Тебе помогающей, достигну отечества небеснаго. Псалом 145 Хвали, душе моя, Госпожу Приснодеву Марию, непрестанно хвали, дóндеже обитаеши в теле сем; егда же изыдеши из темницы бренныя плоти, Она предстанет тебе, яко заступница, и в пути незнаемем будет надежная предводительница, полки лукавых бесов пред светом Ея исчезнут и проведешися без страха до врат вечнаго мира. Слава, хвала и честь Царице Небесней, Яже Собою милостивно приведет нас в Царствие Небесное. Псалом 146

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010