Глава 25 1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч. Притч.25:1 .  И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского. Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых " мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги». Притч.25:2 .  Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело. Притч.25:3 .  Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо. Притч.25:4 .  Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: Притч.25:5 .  удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя. Притч.25:6 .  Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; Притч.25:7 .  потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу. Притч.25:8 .  Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Притч.25:9 .  Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, Притч.25:10 .  дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.–

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава пятая. Промыслы Работа да руки – надежные в людях поруки. Русск. пословица 1. Промысел, производство, ремесло Добывание природной вещи есть промысел. Охотник промышляет зверя. Когда природную вещь перерабатывают и получают новую вещь, то занимаются производством. Снятую со зверя шкуру выделывают; получается кожа: это кожевенное производство. Производство называется фабричным или заводским, если для переработки материала нужны сложные машины и много рабочих. Таковы бумагопрядильные и ситцевые фабрики, винные и сахарные заводы. Если производство делается не машинами, а с помощью орудий руками, то называется ремеслом. Таково кузнечное ремесло. Лесопромышленник рубит лес на бревна – это промысел; дегтярник выжигает из дерева деготь – это производство. Машины режут бревна на доски на лесопильном заводе. Плотник из леса строит избу, столяр делает стол – это ремесло. Земледелие – промысел; приготовление муки – мукомольное производство; печение хлеба – ремесло. Пословица. Ремесло за плечами не носят, и хлеба оно не просит, а само хлеб дает. 2. Песнь труду (Стих. Ф.Миллер) Кто идет во глубь земли, Или молотом махает, Кто сетями для семьи Хлеб насущный добывает, Кто за плугом льет свой пот, Кто наемник господина, Кто под ношей спину гнет Для жены своей и сына, – Честь и слава всем трудам, Слава каждой капле пота! Честь мозолистым рукам, Да спорится их работа! Пословицы. Бог дал руки, а веревки вей сам. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто ленив, тот и сонлив. Доход не живет без хлопот. За свой труд попал в хомут. 3. Глиняные изделия Глина находится в земле повсюду. Она чаще бывает красноватого цвета, иногда же бывает белая и голубая. В сухом виде глина тверда и хрупка. Сухая глина жадно впитывает в себя воду, и потому прилипает к мокрым пальцам. Насытившись же водой, глина не пропускаешь ее сквозь себя – излишек воды остается на поверхности глины. Глина не горит и не плавится в самом сильном огне. Если глину, смешанную с небольшим количеством воды высушить и затем обжигать на сильном огне, то она делается твердым, звонким камнем, который уже не может вбирать в себя воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О примирении с Советской властью Всё попущенное Богом всегда имело и имеет благословную причину 21.01.2023 3015 Время на чтение 22 минут Фото: Из интернет-источников Известно, что множество православных, поминая страдания, выпавшие на долю Церкви во время Советской власти, с той поры и до наших дней, испытывают к сей власти ненависть и неприязнь. Но из Святого Писания нам известно, что всё случающееся с нами не безумно, а попущено Свыше, и имеет благословенную цель и причину. Следовательно, рассуждение о Советской власти должно строиться не на эмоциях и внешнем виде событий, а на поиске понимания происходящего в свете Божия Промысла. А иначе – все выводы будут ошибочны. Немалая часть православных умов нашего времени работает над поиском путей идеологического примирения в обществе, что для многих видится не то что трудноисполнимой задачей, но даже невозможной. Отсюда, одни озвучивают выводы о том, что будто бы только время может залечить взаимную ненависть красных, белых и псевдомонархистов. Другие говорят иначе: «Разбираться уже устали, у каждого своя правда, и поэтому, ради будущего, кто может – должен простить, а кто не может, тому лучше не будоражить общество, и не ворошить того, чего уже нет, и что давно проехали. Но как это – у всех своя правда? Для ангелов правда только одна – Бог и то, что от Него исходит. И у них нет вопросов в понимании любых событий нашей жизни, потому что с Неба легко видны все причины и следствия. Слава Богу, что у большинства православных нет оголтелой ненависти к советской истории, но всё же, в душе присутствует недоумение. С одной стороны, мы понимаем, что раз Господь попустил, значит, есть причины и польза. Но с другой, вспоминая то время и особенно первые 30 лет после революции, мы крестимся и произносим: «Слава Богу, что нас тогда не было». Недоумения же никакого быть не должно, а должно быть чёткое понимание: что и почему. И когда мы разберёмся, то увидим, что ругать Власть после падения монархии – глупо. И ничего безбожного в ней абсолютно нет и быть не может. Было бы желание разобраться. Только без эмоций, и не так, что: «Нас били, и поэтому, нам должны». Нет, так дело не пойдёт, надо ещё разобраться – кто и в чём виноват, и кого, за что и зачем били. А пострадали все: и бьющие, и не биющие, и даже те, кто просто – не причём.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/21/o_...

Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 2: Киими недостойными устнами/восхвалим ныне заченшуюся Святейшую твари/и Честнейшую сущи Херувимов и всех святых,/престол царский недвижимый,/дом, в нем же вселися Вышний,/Спасение мира, Божие Священие,/подающу верным, в святем зачатии Ея, мир и велию милость? Кая духовная пения/ныне принесем Ти, Всесвятая?/еже бо в неплодней/Твоим зачатием весь мир освятила еси,/и Адама от уз избавила еси,/и Еву от болезни свободила еси./Темже ангельстии лицы спразднуют,/Небо и земля радуются,/и совосплещут души праведных,/песни верно взывающи/во славу зачатия Твоего. Кая страшная пения,/яже принесоша Ти тогда, Дево?/Окрест зачатия Твоего/отроковицы радующася и со страхом вопиюща:/зачатся палата Царева,/возсиявает кивот священия,/двери неплодныя отверзаются,/Божия бо дверь благочадие добродетелей вводит,/подающи мирови мир и велию милость. Слава, и ныне, глас тойже: Днесь из корене Давидова/царская порфира прозябши,/от Иессея израстити начинает цвет таинственный/в Нейже Христос Бог наш прозябе,/спасаяй души наша. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Лик пророческий, радуйтеся:/се бо Анна прозябает Плод,/Имже пророчествия ваша/исполнитися произыдут. Стих: Клятся Господь Давиду истиною/и не отвержется ея. Срадуйтеся, колена вся,/неплодней Анне:/яко Плод чрева паче надежды прозябает,/живота нашего Ходатаицу. Стих: От плода чрева Твоего/посажду на Престоле Твоем. Концы земнии, веселитеся:/се бо Творца всех Матерь/от неплоднаго чрева/прозябает днесь. Слава, и ныне, подобен тойже: Радуйся, Иоакиме,/и Анно, радуйся:/яко спасения Ходатаицу/и радость мира, плодоносите днесь. Тропарь писан на велицей вечерни. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кафисма 3 Псалом 17 Возлюблю Тя, Госпоже и Царице небесе и земли, и во языцех преславное имя Твое прославлю; исповедайтеся Ей сокрушеннии сердцем и укрепит вы противу всех врагов ваших; свет нам, Госпоже, благодать чрева Твоего и от Тебе питаемся млеком духовныя сладости Твоея, и паки алчем и жаждем ея. Вернии, взыщите и прославите Владычицу, яко Она есть скорая Помощница и ваша к Богу Предстательница; буди, буди прибежищем нашим, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего, понеже Ты еси верным дивное утверждение; слава Тебе, всех верных усердная Заступнице. Песнь вместо славы Пресвятая Владычице моя Богородице, прошу и молю Тя усердно: избави мя от внезапныя и лютыя смерти, наипаче же в час кончины моея милостива предстани ми и руки бесовския исхити, суда, прения и страшнаго истязания, и мытарств горьких, и князя лютаго, и вечнаго осуждения всесильною Твоею помощию свободи мя. Псалом 18 Небеса поведают славу Божию, поведают и Твою славу, Приснодево Марие; мастями благодатнаго благовония Твоего вси концы земли облагоухани суть; воздыхайте к Ней, обуреваемыя беззакониями; грешницы, ищите Ея помощи и приведет вас к тихому пристанищу Божия милосердия; песньми псаломскими толцыте утробы щедрот Ея и одождит вам благодать милости Своея; прославите Ю праведнии пред престолом Божиим; хвалите Ю небеса небес и святейшее имя Ея да ублажает вся земля. Псалом 19 Услыши нас, Госпоже, в печали и на молитвы наши обрати матернее лице Твое; не отвержи нас в страшный час смерти, но предстани душе нашей, внегда разлучатися ей от тела; посли Ангела мирна в сретение ея, им же от злых духов безопасно да соблюдется, покажи ей милостива и благоуветлива правосуднаго Судию веков, Иже предстательством Твоим прощение ей подаст и удостоит вечнаго покоя с избранными Божиими. Псалом 20 Госпоже, силою Твоею возвеселится сердце наше и сладостию имени Твоего утешится душа наша; от престола Царя славы посли нам премудрость, еюже во всякой истине просветимся, от плотских страстей сподоби благодатию Твоею воздержатися, яко да свет благодати Твоея в сердцах наших возсияет. Коль сладки любящим словеса Твоя, Дево Пресвятая, и коль благовонны капли благодати Твоея; славу и честь воспеваем Тебе и о преславном имени Твоем славимся и мы во веки; слава Тебе, верных скорая Заступнице. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предисловие Обязаны мы, возлюбленные, по словам Апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Сол.5:11). В другом же месте сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак.4:17). Но послушай, что и Пророк говорит: се устнам моим не возбраню (Пс.39:10). Итак умоляю вас, примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове; извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно; то это - дело благодати. И потому так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: рабе лукавый и ленивый, подобаше тебе вдати сребро Мое торжником: и пришед, Аз взял бых свое с лихвою (Мф.25:26.27). Да подаст Господь нам, приявшим слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь.  Глава 1 Слушай, возлюбленный, пришедши с тем, чтоб стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7.10). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде нежели облекся в сей образ, знай, что идешь на подвиг. И с кем у тебя брань? Слушай того, кто говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:12.13). Итак не изнемогай в своем течении, пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушен; лишенный принадлежащего тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр.11:26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, егоже обеща любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Разделы портала «Азбука веры» Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи душу раба Твоего ( или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих): на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. В тебе имеем мы и стену, и прибежище, и Заступницу, благоугодную Богу, Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, верных спасение. Тропари, глас 5 1 Аудио: Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием. Погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; да обрету и я путь покаяния. Я – пропавшая овца; призови меня, Спаситель, и спаси меня! Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. Об Агнце Божием провозгласившие и заколотые как агнцы, и к жизни нестареющей, святые, и вечной переселившиеся, Его усердно, мученики, просите, долгов прощение нам даровать. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшия верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей, и венцев небесных.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-u...

Скачать epub pdf 12.08 Служба преподобному Анатолию Оптинскому младшему Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 16–17 июля 2020 года (журнал 34) Месяца иулия в 30-й день Преподобнаго Анатолия Оптинскаго , Младшаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 2. Подобен: Е гда от Древа: Егда искусися разжженная твоя любы/поруганием, осмеянием и злостраданием многим,/тогда воистинну орган Утешителя Святаго Духа явился еси,/человеколюбное к мучителем показуя,/и, евангельски тех благословляя,/о вразумлении их молился еси,/человече Божий, Анатолие,/обители Оптинския украшение. Истинному Владыце, Христу и Богу нашему,/очищенным умом предстоя неотступно,/званный по достоянию,/отче богомудре Анатолие,/человеколюбно о душах человеческих попечение имея,/помощь и исцеления обильно всем подавал еси/и, шатания безбожных обличая,/терпением и любовию вся препобедил еси. Егда время прославления твоего наста/и к сонму святых достойне приложился еси,/тогда, Небесным силам радость даруя/и велие празднество нам устрояя,/вся собрал еси, отче, к похвалению твоему/и одарил еси миром, Анатолие./Да пролиется молитва твоя и ныне,/и суд на милость преложит Господь,/и слава будет всем преподобным Его. Слава, глас 6: Возсия днесь честная память/преподобнаго отца нашего Анатолия,/созывающи всех на трапезу духовную,/сей бо, скорбем народа Божия болезнуя,/тако со дерзновением глаголаше:/с Богом мы вся претерпим до конца./И, сие делом показуя,/себе мужественне преуготова в путь,/ егоже, и совершив, во стране живых ныне водворяется/и молится о душах наших. И ныне, Богородичен догматик, К то Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне. И чтения преподобническая 3. На стиховне стихиры, глас 5: Господни заповеди и отеческая повеления/душею чистою и несумненным умом/благочестно восприим, богомудре,/яко щедрый благоделатель,/всех богатством Божиим обогащаеши./Темже, терпению твоему дивящеся, сице вопием:/радуйся, преподобне отче Анатолие,/добрый и кроткий утешителю,/образом добронравнаго жития твоего нас научаяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава в вышних Богу! Бог на небе выше и первее всего: Ему первому и слава подобает. Ангелы, первые, знали тайну (воплощения Сына Божия): им первым и воспевать ее. У них – вечный мир в небе: им и возвещать его, им не ведающим никакого раздора! А на земле нет мира; посему прежде всего надлежало быть на ней миру, и уже потом возможно на ней хвалебное пение. Если бы проклятые терния и волчцы ( Быт. 3:18 ) не исторгнуты были из земли крестом, то на ней никогда не была бы посеяна хвалебная песнь небожителей. А теперь на ней есть мир, умиротворяющий прогневавших Бога; и вот, им и начинается хвалебная песнь, дабы на земле пето было тоже, что поется на небе. Как только Он (Сын Божий) сошел с места Своего ( Мих. 1:3 ), дабы вселиться в Деве, Ей преподан был мир: а когда пришло время Ему родиться на земле, тогда и земле изречен мир, дабы он обитал на ней после успокоения ее. Итак, прекрасно возвещено было ангелами: на земли мир, в чело- вецех благоволение. У человеков, ведь, не было никакой надежды. потому что они низринуты были с высоты чадства, лишились ближайшего общения с Богом. Нарушение заповеди покрыло их стыдом, – и они были изгнаны из дома Отца своего, низринуты с высоты Едемского рая, и попали в преисподнее царство, в бездну мертвых, удалены были от трапезы царя, и сделались прахом – этою пищею змия. Снято было с них одеяние славы небесной, и они покрылись листьями, препоясанием стыдливым; совлечена была с них одежда светлая, – и вот, в преисподней покрывает их ткань из червей. Они сделались прахом, и были без надежды. Но как только Отец восхотел явить им вечную милость, которая свойственна существу Его, Он послал Сына Своего в мир, раждаемаго от жены ( Галат. 4:4 ). Вторжением греха отворены были врата для благодати; и тогда ангелы поняли, что им надлежит говорить: „теперь есть благая надежда у человеков»! Нарушение заповеди оплачено, осуждение отменено, вина искуплена, рукописание вины разодрано, рай открыт, стерегущий его херувим удален, изгнанный Адам возвращен в первобытие, пристыжденная наготою Ева украшена новым убранством, мятежный змий растерзан, затейник сатана пристыжден, и высокие врата смерти разрушены. После всего этого в человеках явилась благая надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

сост. Г. И. Катышев Последование молебных пений Из всех чинопоследований так называемого частного богослужения чаще других совершаются последования различных молебнов, и как дополнение к общественному богослужению в праздники, и перед местными святынями, и в качестве всенародных мирских молений по особым случаям, и, чаще всего, по желанию и по просьбам отдельных верующих. Последование молебна – это сокращенное последование праздничной утрени, от которой сохраняются псалом 142, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропарь, псалом 50, канон, ектении сугубая и малая, а иногда и великая, и Евангелие со всем, что на утрени предшествует ему и сопровождает, начиная от прокимна и кончая возгласом: Милостию и щедротами... В качестве образца полного молебна с каноном в богослужебных книгах дается «Последование параклиса, сиречь молебного пения ко Пресвятой Богородице». К сожалению, молебны по полному чину с пением или хотя бы чтением не только припевов, но и всех тропарей канона, у нас совершаются лишь в редких случаях. Обычно на молебнах поются одни только канонные припевы и особые молебные катавасии по 3-й и 6-й песням канона. На молебнах Господу Богу, совершаемых как по разным случаям, так и в великие праздники, всегда поется одна и та же катавасия, лишь с несколько изменяемым, применительно к случаю, окончанием: «Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему всех Владыце, Господу Иисусу», или «...к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, в Троице Святей славимому Богу», или «...к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу». Являясь завершением просительных припевов: «Милостиве Господи, помилуй нас» или «Милостиве Господи, услыши молитву рабов Твоих, молящихся Тебе» и подобных, катавасия эта не может быть признана вполне соответствующей на молебнах хвалебно-благодарственных, с радостно-торжественными припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Особенно резким диссонансом катавасия «Избави от бед и скорбей...» становится в великие Господские праздники, когда не только все молебное и покаянное, насколько возможно устраняется из богослужения, но когда и просительное сокращается до крайних пределов, когда главное содержание всего богослужения – хвала и славословие. На хвалебно-благодарственных праздничных молебнах должна быть и хвалебно-благодарственная катавасия, без упоминания о бедах и скорбях, по возможности даже и без просительного элемента. С другой стороны, на молебнах просительных о различных нуждах чувствуется недостаточность употребления всегда одной и той же общей катавасии и потребность в особых нарочитых катавасиях, только для данных случаев составленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010