Нечто подобное происходит и с умирающим, причащающимся с чистой совестью. Воздушные бесы не дерзают к нему приблизиться! «Готовящихся отойти отсюда, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – если они причастятся Святых Таин с чистой совестью, при последнем дыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда ради принятых ими Таин» (Свт. Иоанн Златоуст . О священстве, 6, 4). «Как молния я прошёл мытарства», – сообщил в видении один диакон, который умер сразу после совершения литургии (хотя до этого он слегка поругался со священником). Это, разумеется, не означает, что того, кто не успеет причаститься, схватят демоны и отправят в мучения. Ведь сколькие пустынники почили без причастия. Но отходящий из этого мира, наряду с другими своими добрыми делами, может вооружиться и причастием. Того же, кто причастится, имея великие грехи, не убоятся бесы на мытарствах и не дадут попасть прямиком в Рай! Двери в Рай открываются золотым ключом покаяния! Человек, одержимый во время беснования, может открыть тебе все твои грехи, кроме тех, которые тобой исповеданы. Тем же самым будут заниматься и бесы – обличать душу в неисповеданных ею грехах. Так что единственным способом спастись остаётся исповедание своих грехов! – Как могут ныне живущие люди изгладить свои грехи из книг воздушных демонов? – спросила ангелов Феодора, побывавшая в ином мире и прошедшая через мытарства, и получила ответ: – Покаянием и исповедью! Так что мытарства существуют для того, у кого «справка о судимости» заполнена, а не для тех, у кого она пуста. Праведник Праведник на суд не приходит ( Ин.5:24 ). Он не подвергается испытанию мытарствами именно потому, что не отягощён грехами. Приходят ангелы и забирают его душу. Даже Сам Христос забирает души Своих избранных, как, например, душу прп. Сисоя Великого, который, умирая, просиял, как солнце! «Принесите Мне избранный сосуд из пустыни!» – сказал Господь, придя забрать его душу. 2. После мытарств Пройдя мытарства, душа должна встретиться с Судиёй и поклониться Ему. «Затем отходит к Владычню престолу и поклоняется Господу», – сказал ангел Божий преподобному Макарию Египетскому .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Другой инок сказал ему, что он еще не достиг до высоты преподобного Антония. «О, — воскликнул он, — если бы у меня было в сердце хоть одно из чувств этого великого человека, то я бы весь был объят огнем любви Божественной!» У него было столь низкое мнение о себе, что, как ни суров был образ его жизни, он считал себя чувственным и жадным человеком и хотел, чтобы другие так же думали о нем. Его посетили отшельники и просили сказать ему несколько слов в наставление. Он извинился и оставил их говорить со своим учеником. Но данный им пример заменил с избытком словесные поучения и произвел на них большее впечатление, чем если бы он произнес им длинную речь. Во время разговора их с его учеником он на какой-то их вопрос закричал им, что Сисой — обжора, который ест без меры и без надобности. А иноки, которым было известно, как велико его воздержание, подивились его смирению и вернулись к себе вполне довольные посещением. Конечно, лишь жажда презрения людьми и любовь к поношениям заставляли его говорить так. Он не только не нарушал правил воздержания, которые были приняты между отшельниками, но в большинстве случаев прямо забывал о пище, и его ученик Авраам был вынужден напомнить ему о трапезе. И на это он иногда удивлялся, полагая, что он уже ел. Так мало обращал он внимания на телесные нужды. Если случайно ему приходилось по гостеприимству принимать с посетителями пищу ранее положенного времени, он затем долго постился, заставляя тело оплатить снисхождение, которое он ему сделал лишь для того, чтобы исполнить долг милосердия другим. Соседние пустынники знали этот его обычай. Однажды, когда пришедший навестить его авва Адельф, епископ Никополеоса, не знал его обычаев, пригласил его позавтракать с собой в день своего отъезда, преподобный не захотел отказать ему. В то же время пришли несколько старцев и стали упрекать ученика Сисоя, что он не предварил епископа, так как было очевидно, что после этого завтрака святой наложит на себя продолжительный и строгий пост. Как-то раз отшельники собрались, чтобы присутствовать при служении литургии. После совершения таинства один из них дважды давал ему вино. Сисой оба раза выпил понемногу более ддя того, чтобы не огорчать брата отказом, чем потому, что желал этого. Но когда монах поднес ему в третий раз, он, полагая, что в те два раза заплатил достаточно долгу учтивости, отказался, говоря, что вино вводит в искушение.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

В заключение пишет: «воистинну, Христолюбивый царю, блажен имаши быти, в роды и роды храним, аще ево строения монастыри от основания разоришь, и прелестное его мудрование упразднишь». И это челобитье Неронова, как и следовало ожидать, осталось без последствий. Тогда Неронов набросился на других архиереев – и что про кого ни услышит от каких-нибудь прохожих, тотчас же доносит царю, не щадя даже тех, словами которых пользовался в осуждении Никона, в своём челобитье. Так в 1664 году ноября 11 были дознания по изветам Неронова на митрополита Ростовского Иону, будто он со ставленников берёт 3 рубля 10 алтын; 2) на Симона Вологодского архиепископа, будто он с одного диакона взял 20 алтын вместо 10-ти, и будто он велел служить ему по старому служебнику, а не по новому, и много других изветов. Но как все эти изветы оказались ложными по суду и не оправдавшимися, то и не сошло безнаказанно этому лаятелю: его сослали в Вологду. Дорога шла на Переславль, и было приказано патриаршему боярскому сыну М. Онучину везти колодника Григория Неронова в Вологду чрез Переславль на подводе в сопровождении двух верховых и беречь его накрепко, чтобы он не убежал с дороги, а в Вологде представить его архимандриту Симону, чтобы он заключил его в Спасский монастырь, что на Лому. Но Неронов объявил, что в Спасском монастыре хотят его убить, – почему митрополит Павел Сарский послал колодника в Переславский Горицкий монастырь. Вследствие этого послана была царская грамота архимандриту Горицкого монастыря Сергию о задержании Неронова в Горицком монастыре до великого Государя указу. Указ не замедлил придти, потому что в жалобе своей ко вселенским патриархам упоминает о новой обиде от Вологодского архимандрита Симона из-за какого-то попа Сисоя, который говорил хульные слова на Спасителя Иисуса Христа. Собиратель всякой лжи и грязи против православного духовенства, Неронов, услышав от каких-то прохожих, что поп Сисой говорил хульные слова на Спасителя, тотчас же пишет о попе царю с объяснением, что архиерей поставил его жалобу ни во что, а его послал под начало в монастырь Спасоприлуцкий и велел держать в чепи и железах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

4-го числа, преподобного отца Афанасия Афонского . В тот же день обретение честных мощей богоносного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца. (Смотри слово преосвященного Митрополита Московского, о обретении святых мощей его.) 4-го числа, преподобного отца нашего Сисоя великого. В тот же день обретение мощей святой Иулиании, Княжны Ольшанской, в Киево–Печерской лавре. Преподобной княжны Иулиании Ольшанской В первых годах XVII столетия, при Архимандрите Печерской лавры Елисее Пеетенецком, открыто было сокровище мощей сей благоверной Княжны, когда копали могилу в обители, близ соборной церкви, для одной именитой девицы Киевской. В совершенном нетлении обретена была благообразная Иулиания, как бы спящей, украшенная златотканными одеждами, драгоценными перстнями и запясьями. Герб благочестивых Князей Ольшанских и серебряная дщица над гробом с ее именем, удостоверили, что это действительно была Княжна Иулиания, дочь Князя Григория Ольшанского. Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, они рассыпались как прах; осталось одно нетленное ее тело, к которому как бы не дерзнула прикоснуться смерть, и еще драгоценные украшения на ее руках. Облекли в новые одежды святую девицу и положили в юго–западном углу великой церкви, но без почести, подобающей Святым, и много стекалось ко гробу ее любопытных, без должного благоговения прикасавшихся к святыне; тогда несколько почернели святые мощи. Немного времени спустя, когда престол митрополии Киевской и вместе архимандрию лавры Печерской, содержал блаженнейший Петр Могила , ревнитель православия, явилась ему в чудном видении богоугодная Княжна, укоряя за маловерное небрежение ее мощей. Тогда добрый пастырь велел богобоязненным инокиням вышить благолепные одежды для святых мощей и, устроив благолепную раку, с духовным торжеством, соборно перенес блаженную Иулианию на более приличное место, и положил праздновать ее память в день обретения 6-го июля, ибо многие с верой к ней притекавшие, получали исцеления. Были и другие знамения от святых мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, спасены будут только «подвизающиеся законно» (2Тим. 2:5). Истинный законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Восточной Церкви. Письмо 219     Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений    Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на славянском, русском и других языках, заключающей в себе «собрание изречений святых пустынножителей Египта». Эти изречения — безценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину: и святые Отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различные безценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное безстрастие, разсуждение и мудрость духовныя, — словом сказать, находили Евангелие.    Сегодня я прочитал то изречение Великаго Сисоя, которое всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «это — не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари».    Высокое занятие — непрестанное памятование Бога! но эта высота очень опасна, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения.    Смотрите — как Писание согласно с Отцами! Писание говорит; «Всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18—19). Жертвы и самыя всесожжения человеческия должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого оне отвергаются Богом.    Также мне очень нравится изречение Великаго Пимена:    «Если всегда и во всем будем обвинять себя, — сказал он, — то везде найдем покой». Другой Отец сказал: «мы составили легкое бремя, состоящее в обвинении себя, и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: «Я трудился и хочу трудиться… потому что это приносит честь». Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием». Всё это свидетельствует о невидении им своих грехов, то есть о полной духовной катастрофе. Для сравнения приведём предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окружённый в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведёшь беседу?» — отвечал: «Это Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершенен в добродетелях, возразили ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», — то Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Это глубокое видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых. А вот выдержки из записок блаженной Анжелы (XIII—XIV вв.). «Дух Святой» говорит ей: «Дочь моя, сладостная моя… очень я люблю тебя… Был я с апостолами, и видели они меня очами телесными, но не чувствовали меня так, как чувствуешь ты». И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине её». Своё отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «Могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа». Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть», — при этом она в ярости так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить её из костёла. Яркой характеристикой католической святости является Катарина Сиенская (XIV в.), возведённая папой Павлом VI в разряд высших святых — в «Учители Церкви». Вот несколько выписок из католической книги Антонио Сикари «Портреты святых», изданной на русском языке. Цитаты не потребуют комментариев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1969

Услышав такое начало слова старца, египтянин пришел в умиление и внимательно слушал его; тот же продолжал: итак, я оставил город и пришел в пустыню сию; я, каким ты меня теперь видишь, имел величественные дома и большие богатства, но презрев их, пришел в малую келлию свою; я, каким ты меня теперь видишь, имел кровати из золота с многоценными уборами, и вместо них дал мне Бог эту рогожу и кожу; одежды мои стоили великой цены, а теперь я ношу сии бедные одеяния; на стол мой издерживалось много золота, и вместо того дал мне Бог немного сих овощей и небольшую чашу вина; мне прислуживало множество рабов, и вот вместо них Бог умолил сего старца послужить мне; вместо бани я возливаю немного воды на ноги свои и ношу сии сандалии по немощи своей; вместо музыки и пения я прочитываю двенадцать псалмов, равно и ночью – за содеянные мною грехи. Вот так, со спокойствием, совершаю я теперь небольшое свое служение и умоляю тебя, авва, не соблазнись моею немощию! Выслушав его, египтянин пришел в себя и сказал: увы мне! Я от великой скорби мира пришел на покой и имею теперь то, чего не имел прежде, а ты от такого довольства пришел на скорби и от великой славы и богатства пришел в смирение и бедность! Таким образом, получив большую пользу, он удалился, соделавшись другом его, и часто приходил к нему ради ее, ибо то был муж рассудительный и исполненный благоухания Святого Духа. 152. Брат спросил авву Сисоя: почему страсти не отступают от меня? Старец ответил: потому что сосуды их внутри тебя; отдай им залог их, и они отступят. 153. Некоторые спросили авву Сисоя: если падет брат, нужно ли ему каяться год. Авва ответил: жестоко слово сие. Спросили еще: а шесть месяцев? Он сказал: много. По крайней мере – сорок дней? – продолжали они. Он ответил: и это много. Тогда они сказали: итак, что же, если падет брат и вдруг случится вечеря любви, ужели и ему войти на вечерю? Старец ответил им: нет, но ему нужно каяться несколько дней, ибо верую Богу, что если вседушно покается таковый, то в три дня примет его Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Впрочем, рачительно будем совершать частые молитвы при появляющемся в нас добром желании, и каждый из нас пусть скажет сам в себе: «Да будет воля Твоя, пока не совершу доброго дела сего, которое возжелал я сделать, если угодно воле Твоей. Ибо в деле этом – восхотеть для меня удобно, а исполнить дело без дарования, Тобою ниспосылаемого, не могу, хотя от Тебя и то и другое, «и еже хотети и еже деяти» ( Флп.2:13 ), потому что без благодати Твоей не решился бы я приять и этого возбудившегося во мне желания или убоялся бы его». Преподобный Исаак Сирин Восстань, падший Один брат спросил преподобного Сисоя: «Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?» «Исправься, чадо, – отвечал старец, – и спасешься». «Но я, по исправлении, снова пал», – отвечал брат. «Снова исправься», – сказал старец. «До каких же пор, – спросил брат, – будет продолжаться мое падение и восстание?» «Пока не наступит твой конец и не застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла». Жития святых. 6 июля. Житие преподобного Сисоя Великого Пример трудолюбия Про святого Дорофея епископ Еленопольский Палладий говорит следующее. Шестьдесят лет пробыл преподобный Дорофей в одной пещере, проводя самую тяжелую жизнь. Будучи трудолюбивым, он ежедневно, в самый полуденный зной, ходил к морскому берегу, собирал там камни и из них строил кельи тем из братии, которые сами строить не могли. Раз, продолжает Палладий, я сказал ему: «Зачем ты, старче, будучи в преклонных летах, так мучаешь свое тело, работая в полуденный зной?» «Затем мучаю, – отвечал преподобный, – чтобы оно не мучало меня». Ел он один сухой хлеб и мало зелия, пил одну воду. Ни разу не видел я его лежащим хотя бы на рогоже, ни спящим. Все ночи плел он корзины из финиковых ветвей и их продажею снискивал себе пропитание. Однажды мне пришла мысль: не при мне ли только он ведет такую жестокую жизнь. Я, вследствие этого, спросил о нем его учеников, и они сказали мне, что такую жизнь он ведет от юности и что никогда он не уснул как следует, а только иногда или дремал, или засыпал во время своей работы или при вкушении пищи, так что и хлеб выпадал из уст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010