Истинное покаяние уже здесь, на земле, приносит дивные плоды. Оно вселяет в сердце христианина успокоение и услаждение, восстанавливает между людьми разрушенный мир, разрешает недоумения, врачует душу от вражды и памятозлобия. По словам епископа Игнатия, «покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа. Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека» [ 1783 ]. Все святые шли путем постоянного покаянного подвига, и чем больше они преуспевали в нем, тем более чувствовали необходимость в покаянии. В подтверждение этой истины епископ Игнатий приводит жизнь (житие) преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой Великий проводил подвижническую жизнь в египетской пустыне и был преисполнен многих даров Святого Духа; однако когда наступила его кончина, он выразил желание остаться еще на некоторое время в земной жизни, чтобы усовершенствоваться в покаянии. У христианина, духовная жизнь которого основана на покаянии, жажда покаяния к концу жизни поглощает все другие пожелания и стремления. Читая письма епископа Игнатия в хронологическом порядке, невольно замечаем, что желание предаться в уединении было в его душе на протяжении всей жизни. Еще будучи послушником и живя в Площанской пустыни (1829), он ищет уединения и с этой целью поселяется вместе с Михаилом Чихачовым отдельно от монастырской братии в монастырском саду. Но с непреодолимой силой жажда покаяния побуждает его искать уединения к концу жизни. В 1860 году Преосвященный пишет: «Я молю Бога, чтоб даровал мне поприще покаяния. По моему мнению: я еще не начинал покаяния и вполне разделяю мнение преподобного Исаии Отшельника, …что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния» [ 1784 ]. В 1862 году, удалившись от бурь житейского моря в пристань покаяния — обитель, Владыка писал своему брату Петру Александровичу, пожелавшему оставить губернаторство в Ставрополе и удалиться в монастырь к брату-святителю, следующее: «Нам обоим уже недолго странствовать на земле. Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни провести в покаянии, этот великий дар Божий, дар вечный, как имеющий решительное влияние на нашу судьбу в вечности. Св. Тихон Воронежский перед кончиною своею особенно благодарил Бога за то, что ему дан был этот дар. Точно: при кончине именно окажется вся драгоценность этого дара» [ 1785 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

III. Память св. печерских угодников почивающих в дальней пещере (пр. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия , подвизавшегося в затворе, Илариона схимника, Пафнутия , почивающего в затворе, Мартирия диакона, Феодора князя острожского, Афанасия , почивающего в затворе, Дионисия , почивающего в затворе, Феофила , еп. новгородского, коего мощи в раке († ок. 1480 г.) затворены, Зинона постника, Григория чудотворца, Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика (при Батые в 1239 г.), Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя ехимника, Нестора некнижного, Памвы , почивающего в затворе († 1241), Феодора молчаливого, Софрония , почивающего в затворе, Панкратия иеромонаха, почивающего в затворе, Анатолия , почивающего в затворе, Аммона , почивающего в затворе, Мардария , почивающего в затворе, Пиора , почивающего в затворе, Мартирия , почивающего в затворе, Руфа , почивающего в затворе в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина , пр. Евфросинии игумении полоцкия; по выходе из церкви: пр. Кассиана , почивающего в затворе, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского (с 1435 г.); в церкви Рождества Христова пр. Лонгина , вратаря печерского. Всех же пр. в пещере пр. Феодосия почивающих 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Собор их празднуется 28 августа и кроме того во 2 неделю великого поста вместе с собором пр. отец Антониевой или ближней пещеры. У преосв. Филарета, на основании рукописных святцев и памятников, представляются еще памяти почивавших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона митрополита киевского († 1066), Амфилохия , еп. Владимира волынского († 1122 г.). Симеона , еп. переславского, † 1239 (в Указателе, Погод. и 209 рязанского Переяславля), Тимофея, игумена лавры (1127 –1132), Досифея (в схиме Феодосия), игумена до 1219 г., Акиндина , преемника его с 1219 г., старцев Евлогия, Даниила. Сн. 22 сент. о преподобных Антониевой пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

– Какова правильная молитва? – Правильная молитва должна быть, прежде всего, внимательной. Внимание – то необходимое условие, без которого, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), любая молитва – «не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». Русский подвижник XIX века священноинок Дорофей говорил: «Кто молится устами, а о душе небрежёт и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию». Речь идёт об отсутствии понуждения себя к вниманию и механическом вычитывании молитв. Святитель Игнатий подчёркивает при этом, как важна неспешность при совершении молитвы, о чём пишет в своей замечательной статье «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником»: «Существенными принадлежностями молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении её и сокрушение духа». Сокрушение духа есть покаяние, и оно является вторым условием правильной молитвы. Насколько оно необходимо в молитве, предупреждает святой Исаак Сирин: «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом. Одним из святых написано: “Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом”». Третье условие – смирение и благоговение, без которых молитва становится богопротивной. В одном из писем святитель Игнатий говорит: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести».

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Но да будет воля Божия, святая и совершенная. Только бы Он услышал мои грешные, убогие молитвы, сохранил вас в Своей любви и благодати. Да осенит вас Своим Покровом Матерь Божия, да прольет в сердца ваши миро Своего утешения и Своей чистоты. Христос посреди вас есть и будет! Ему слава ныне и вовеки. Аминь! Ваш недостойный молитвенник и брат иерей Анатолий. 19 (6) июля 1923 г. День преп. Сисоя Великого. Особую милость Божию вижу в том, что и здесь я вместе со своим соузником и сомолитвенником, дорогим и возлюбленным о Господе о. Ермогеном. Вместе с ним возносим мы молитвы о всех вас к Престолу Божию, и ныне он шлет вам свой привет и свое благословение. notes 1 Творения Анатолия Жураковского, помещенные в этом разделе взяты из книги " Священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию " [Сост., вступ. ст. П. Г. Проценко]. – Paris: YMCA-PRESS, 1984. – 228 с.: портр. Заголовок раздела - наш (прим. Предание.Ру)   27 Генрих Иванович Якубанис, приват–доцент Киевского университета по кафедре философии, специалист по античной философии. Одновременно преподавал на вечерних Женских курсах А. Жекулиной (по ул. Артема, 27). Известна его книга «Эмпедокл, философ, врач и чародей», Киев, 1906. Жил по ул. Владимирской,81. 28 Работа опубликована в «Христианской мысли» и вышла отдельной книгой в том же году: «К вопросу о вечных муках», Киев,1916. 29 Здолбунов — городок южнее Ровно. 30 Для уяснения тогдашней церковной и общественной ситуации приводим канву событий, происходивших на Украине в начале 1917 г.: в марте создается Центральная Рада, которая, подобно Временному Правительству, провозглашает отделение Церкви от государства, а религию объявляет «частным делом» граждан, стремясь, однако, к контролю церковной жизни государственным аппаратом. Приблизительно тогда же (весной 1917) группой радикально настроенных священников создан «исполнительный комитет», стремящийся к образованию национальной церкви и поддерживавший левые настроения в общественной жизни. 12 апреля «исполнительный комитет» созвал епархиальный съезд в Киеве, принявший радикальное направление. Съезд назвал себя «Украинским епархиальным съездом духовенства и мирян». На нем прозвучали выпады против епископата («паразиты»), подхваченные через несколько лет обновленцами. Именно эта группа начала борьбу за украинскую автокефалию и повела кампанию против митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), будущего новомученика. (См., например: Фридрих Хайер, «Православная Церковь на Украине в 1917-45 гг.», гл.2, самиздатский перевод с немецкого). По свидетельству современников, многие епархиальные организации на Украине в 1917–18 гг. «болели церковным большевизмом» (газета Слово, за 1918 г., с.4). 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. А. Страти датирует эти фрески 1319 г. и указывает на их сходство с росписями кафоликона мон-ря Хиландар (1320/21), к-рые А. Цитуриду и Е. Цигаридас связывают с фресками ц. Николая Орфаноса, а С. Пеликанидис и Д. Мурики - с храмом Воскресения Христова в Веррии , расписанным Георгием Каллиергом. Страти считает, что тесные связи И. П. м. и Хиландара в нач. XIV в., на к-рые указывают 2 хрисовула императоров Андроника II и Андроника III (1321), делают вполне вероятным участие одного и того же художника или мастерской в росписях этих мон-рей. Кроме того, по мнению Страти, к рассматриваемым нами фрескам близки по стилю росписи ц. вмч. Георгия в сел. Оморфоклисья близ Кастории 1-й четв. XIV в. Ко 2-й фазе росписей внутреннего экзонартекса относятся надпортальный образ Христа Великого Архиерея (в крещатой ризе, без митры) с эпитетом «Антифонит» и св. Иоанн Предтеча и Богоматерь «Кехаритомени» по обеим сторонам входа в нартекс. Над относящимися к 1-й фазе росписей «40 Севастийскими мучениками» был помещен «Спас Недреманное Око», а над ним - «Пятидесятница». На вост. стене внутреннего экзонартекса также изображены прав. Иаков, прор. Исаия и «Мученичество сщмч. Игнатия Богоносца»; на юж. стене - прор. Илия; на сев. стене - св. бессребреник Дамиан, преподобные Зосима и Мария Египетская, арх. Гавриил с прп. Пахомием. В пятах свода и в арках, которые их разделяют, представлены циклы жития св. Иоанна Предтечи, чудеса Христа и сцена «Христос, учащий апостолов после Тайной вечери»; над глухими арками и лопатками зап. стены - образы святых: преподобных Макария Римского, Иоанна Колова, Сисоя, Аммона, Макария Египетского, Макария Александрийского, Герасима Иорданского, эфиоп. царя блж. Елезвоя, прп. Стефана Савваита (Агиополита), свт. Николая Чудотворца. Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на юж. торцевой стене внутреннего экзонартекса Страти относит к 1319 г., а Кирьякудис - к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции - мон. Феодот.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Этой болезнью он страдал в течение семи лет и несмотря на то, что прибегал ко многим врачам, последние были не в состоянии ему помочь. Отказавшись от врачей, он положился на Бога, молясь о ходатайстве пред Ним преподобному отцу Афанасию. Как только он прибегнул к сему подающему исцеления врачу, то и получил от него исцеление следующим образом. — В сновидении ему казалось, будто он находится за трапезой и видит: на обычном игуменском месте сидел преподобный отец, а пред ним полная склянка воды и блюдо винограда. Преподобный, взявши несколько виноградин, положил их в воду, которую давал Евстратию выпить. Евстратий же, предполагая, что это обыкновенное врачебное средство (от которого он отрекся), не пожелал принять. Тогда отец сказал ему: — Не бойся, выпей, и тебе это будет во здравие. Тогда Евстратий, принявши и выпив, пробудился от сновидения и с того часа почувствовал себя совершенно исцелевшим от сего недуга. Но уже благовременно закончить теперь слово о жизни, подвигах и чудесах преподобного, изложено с сокращениями на основании книги, подробно повествующей о святом муже. Да будет дивному во святых Своих Богу, проявившему Свою чудесную милость и силу на преподобном Афанасии, бесконечная слава и честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми: сего ради, отче, моли спастися душам нашым.  Яко невещественных существ зрителя изрядна, и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое богоглагольниче: не оскудей моля о рабех твоих, избавитися напастей и обхождений, вопиющым ти: радуйся, отче Афанасие. В этот же день память преподобного Лампада, чудотворца Иринопольского. В этот же день обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, в 1422 году. Память 6 июля Память преподобного отца нашего Сисоя Великого Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую, — смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Нечто подобное происходит и с умирающим, причащающимся с чистой совестью. Воздушные бесы не дерзают к нему приблизиться! «Готовящихся отойти отсюда, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – если они причастятся Святых Таин с чистой совестью, при последнем дыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда ради принятых ими Таин» (Свт. Иоанн Златоуст . О священстве, 6, 4). «Как молния я прошёл мытарства», – сообщил в видении один диакон, который умер сразу после совершения литургии (хотя до этого он слегка поругался со священником). Это, разумеется, не означает, что того, кто не успеет причаститься, схватят демоны и отправят в мучения. Ведь сколькие пустынники почили без причастия. Но отходящий из этого мира, наряду с другими своими добрыми делами, может вооружиться и причастием. Того же, кто причастится, имея великие грехи, не убоятся бесы на мытарствах и не дадут попасть прямиком в Рай! Двери в Рай открываются золотым ключом покаяния! Человек, одержимый во время беснования, может открыть тебе все твои грехи, кроме тех, которые тобой исповеданы. Тем же самым будут заниматься и бесы – обличать душу в неисповеданных ею грехах. Так что единственным способом спастись остаётся исповедание своих грехов! – Как могут ныне живущие люди изгладить свои грехи из книг воздушных демонов? – спросила ангелов Феодора, побывавшая в ином мире и прошедшая через мытарства, и получила ответ: – Покаянием и исповедью! Так что мытарства существуют для того, у кого «справка о судимости» заполнена, а не для тех, у кого она пуста. Праведник Праведник на суд не приходит ( Ин.5:24 ). Он не подвергается испытанию мытарствами именно потому, что не отягощён грехами. Приходят ангелы и забирают его душу. Даже Сам Христос забирает души Своих избранных, как, например, душу прп. Сисоя Великого, который, умирая, просиял, как солнце! «Принесите Мне избранный сосуд из пустыни!» – сказал Господь, придя забрать его душу. 2. После мытарств Пройдя мытарства, душа должна встретиться с Судиёй и поклониться Ему. «Затем отходит к Владычню престолу и поклоняется Господу», – сказал ангел Божий преподобному Макарию Египетскому .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, спасены будут только «подвизающиеся законно» (2Тим. 2:5). Истинный законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Восточной Церкви. Письмо 219     Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений    Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на славянском, русском и других языках, заключающей в себе «собрание изречений святых пустынножителей Египта». Эти изречения — безценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину: и святые Отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различные безценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное безстрастие, разсуждение и мудрость духовныя, — словом сказать, находили Евангелие.    Сегодня я прочитал то изречение Великаго Сисоя, которое всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «это — не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари».    Высокое занятие — непрестанное памятование Бога! но эта высота очень опасна, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения.    Смотрите — как Писание согласно с Отцами! Писание говорит; «Всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18—19). Жертвы и самыя всесожжения человеческия должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого оне отвергаются Богом.    Также мне очень нравится изречение Великаго Пимена:    «Если всегда и во всем будем обвинять себя, — сказал он, — то везде найдем покой». Другой Отец сказал: «мы составили легкое бремя, состоящее в обвинении себя, и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: «Я трудился и хочу трудиться… потому что это приносит честь». Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием». Всё это свидетельствует о невидении им своих грехов, то есть о полной духовной катастрофе. Для сравнения приведём предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окружённый в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведёшь беседу?» — отвечал: «Это Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершенен в добродетелях, возразили ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», — то Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Это глубокое видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых. А вот выдержки из записок блаженной Анжелы (XIII—XIV вв.). «Дух Святой» говорит ей: «Дочь моя, сладостная моя… очень я люблю тебя… Был я с апостолами, и видели они меня очами телесными, но не чувствовали меня так, как чувствуешь ты». И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине её». Своё отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «Могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа». Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть», — при этом она в ярости так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить её из костёла. Яркой характеристикой католической святости является Катарина Сиенская (XIV в.), возведённая папой Павлом VI в разряд высших святых — в «Учители Церкви». Вот несколько выписок из католической книги Антонио Сикари «Портреты святых», изданной на русском языке. Цитаты не потребуют комментариев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1969

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010