Определение преподобным Антонием погибели души как неведения Бога следует из слов Христа: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ведение вечного Бога и воплотившегося для спасения людей Богочеловека Иисуса Христа — это жизнь нетленная, а неведение, наоборот, — ее отрицание: погибель, кончина, смерть. Святой Антоний Великий, по сути, ссылается на Евангелие, но говорит немного иными словами. Из этого определения следует, что основным занятием в жизни человека является богопознание. Чтобы познать Бога, недостаточно совершать молитвенное правило по утрам и вечерам, изучать книги по богословию и даже читать святоотеческую литературу. Познание Бога — это опыт жизни в Боге. Например, если нет возможности прочесть полное правило, можно молиться кратко: «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буди мне, грешному», читать «Отче наш» или Иисусову молитву. Надо обращаться к Богу на всяком месте: во время уборки квартиры, за приготовлением пищи, при выполнении любых повседневных, бытовых дел, в пути, на работе. Жизнь в Боге достигается через постоянный внутренний труд, который направлен на то, чтобы научиться всегда помнить о присутствии Божием и обращаться к Господу хотя бы немногословно, но в любой момент времени. Так постепенно, день за днем, мы будем укреплять память смертную — память о грядущей встрече со Христом, о том, что Господь задаст каждому из нас вопросы, а мы должны будем на них ответить, а не стоять перед Ним, как истуканы, в растерянности или испуге. В житии преподобного Сисоя Великого есть такой эпизод. Когда он умирал и уже видел светлых ангелов, которые пришли за его душой, святой начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. В этот момент отнюдь не биологический страх смерти мучил преподобного, а мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами. Лежа на смертном одре, он говорил: «Поистине не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему», в то время как братия даже не дерзали смотреть на его лицо, источавшее сияние чистоты и святости, готовности к жизни вечной.

http://pravoslavie.ru/107605.html

Когда на 12-й день, после отпевания, хотели тело блаженного похоронить, успокоился окаянный убийца и пришел к телу блаженного, но как только прикоснулся к ножу, тут же нож, Божьей силой удерживаемый, выпал из ушей младенца в руки убийцы и этим убийцу обличил Господь, и стал убийца блаженного всем известен. И когда тело блаженного с великим торжеством земле предали, убийцу увели в суд города Углича и заключили в темницу. Но когда готовились к суду над убийцей, и собрались определить ему наказание, тогда блаженный венценосец Иоанн умоляет Владыку Христа и так освобождает убийцу от жестокой казни: в одну из ночей является своей матери и умоляет своего убийцу и злобного кровопийцу забрать от палача. Когда же мать не захотела рассказать о явлении ей Иоанна и попыталась скрыть его, тогда на другую ночь блаженный является и отцу, и матери и грозно говорит: " Если не заступитесь за убийцу, меня не увидите ни на земле, ни в Царстве Небесном " . И они, восстав ото сна, друг другу об одинаковом видении рассказали, удивились, и мать призналась, что и ранее ей было такое же явление. И они, посоветовавшись, за убийцу заступились, и никто его крови не пролил. Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил. По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.

http://pravicon.com/info-2502

Учение святых отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святого Духа. Умоляю Вас, держитесь этого учения! Оно будет руководить Вас к блаженной вечности. Возжжен блистающий светильник в Святой Христовой Церкви – сияние Святого Духа: не устремляйте взоров Ваших к другим светильникам, светящим на различных путях. Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются; спасены будут только «подвизающиеся законно». Истинный законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе – в ограде Восточной Церкви. 219 (313, 44). Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на славянском, русском и других языках, заключающей в себе «собрание изречений святых пустынножителей Египта». Эти изречения – бесценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину: и святые отцы удалялись в глубокие пустыни; там глубоко вникали в себя, находили различные бесценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное бесстрастие, рассуждение и мудрость духовные – словом сказать, находили Евангелие. Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это – не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасна, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения. Смотрите – как Писание согласно с отцами! Писание говорит: «Всесожжения не благоволиши… жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Жертвы и самые всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого они отвергаются Богом. Также мне очень нравится изречение Великого Пимена: «Если всегда и во всем будем обвинять себя», сказал он, «то везде найдем покой». Другой отец сказал: «Мы составили легкое бремя, состоящее в обвинении себя, и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других». Такие изречения стоят целых книг! Никто, кажется, столько не вник в Евангелие, сколько вникли в него святые пустынножители; они старались осуществлять Евангелие самою жизнью, чертою их было глубочайшее смирение; падение человека было постоянным предметом их размышления, постоянным занятием был плач о грехах своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Истинное покаяние уже здесь, на земле, приносит дивные плоды. Оно вселяет в сердце христианина успокоение и услаждение, восстанавливает между людьми разрушенный мир, разрешает недоумения, врачует душу от вражды и памятозлобия. По словам епископа Игнатия, «покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа. Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека» [ 1783 ]. Все святые шли путем постоянного покаянного подвига, и чем больше они преуспевали в нем, тем более чувствовали необходимость в покаянии. В подтверждение этой истины епископ Игнатий приводит жизнь (житие) преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой Великий проводил подвижническую жизнь в египетской пустыне и был преисполнен многих даров Святого Духа; однако когда наступила его кончина, он выразил желание остаться еще на некоторое время в земной жизни, чтобы усовершенствоваться в покаянии. У христианина, духовная жизнь которого основана на покаянии, жажда покаяния к концу жизни поглощает все другие пожелания и стремления. Читая письма епископа Игнатия в хронологическом порядке, невольно замечаем, что желание предаться в уединении было в его душе на протяжении всей жизни. Еще будучи послушником и живя в Площанской пустыни (1829), он ищет уединения и с этой целью поселяется вместе с Михаилом Чихачовым отдельно от монастырской братии в монастырском саду. Но с непреодолимой силой жажда покаяния побуждает его искать уединения к концу жизни. В 1860 году Преосвященный пишет: «Я молю Бога, чтоб даровал мне поприще покаяния. По моему мнению: я еще не начинал покаяния и вполне разделяю мнение преподобного Исаии Отшельника, …что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния» [ 1784 ]. В 1862 году, удалившись от бурь житейского моря в пристань покаяния — обитель, Владыка писал своему брату Петру Александровичу, пожелавшему оставить губернаторство в Ставрополе и удалиться в монастырь к брату-святителю, следующее: «Нам обоим уже недолго странствовать на земле. Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни провести в покаянии, этот великий дар Божий, дар вечный, как имеющий решительное влияние на нашу судьбу в вечности. Св. Тихон Воронежский перед кончиною своею особенно благодарил Бога за то, что ему дан был этот дар. Точно: при кончине именно окажется вся драгоценность этого дара» [ 1785 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Эти слова показывают, насколько внимательным и благоговейно осторожным должно быть отношение к молитве Иисусовой – как и к любой другой молитве. Молитва – сильнодействующее средство и, подобно многим медицинским средствам, может как лечить, так, при несоблюдении необходимых условий, и вредить человеку. Она, как пишет свт. Игнатий, должна совершаться не как-нибудь, не бездумно, а правильно, то есть с вниманием, благоговением, сокрушением сердца (покаянием) и искренним стремлением жить по-христиански. В противном случае она не только перестает быть молитвой, но и становится инструментом проникновения в душу семи злейших духов ( Мф. 12:45 ). В одном из своих писем святитель Игнатий приводит яркий пример того состояния духа, при котором молитва приемлется Богом: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения» (IV, 497). В связи с этим следует отметить, что «признак непрестанности и самодейственности в совершении Иисусовой молитвы отнюдь не является признаком ее благодарности, потому что не гарантирует... тех плодов, которые всегда указывали на ее благодатность». «Духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение СМИРЕНИЯ... подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая... не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения» 100 . Хорошей иллюстрацией этой мысли является следующий любопытный факт. Архимандрит Глинской пустыни Серафим (Романцов) одному монаху, исповедавшему ему о том, что у него непрестанная молитва Иисусова, прямо сказал: «Никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани». Прелесть

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

– Какова правильная молитва? – Правильная молитва должна быть, прежде всего, внимательной. Внимание – то необходимое условие, без которого, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), любая молитва – «не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». Русский подвижник XIX века священноинок Дорофей говорил: «Кто молится устами, а о душе небрежёт и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию». Речь идёт об отсутствии понуждения себя к вниманию и механическом вычитывании молитв. Святитель Игнатий подчёркивает при этом, как важна неспешность при совершении молитвы, о чём пишет в своей замечательной статье «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником»: «Существенными принадлежностями молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении её и сокрушение духа». Сокрушение духа есть покаяние, и оно является вторым условием правильной молитвы. Насколько оно необходимо в молитве, предупреждает святой Исаак Сирин: «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом. Одним из святых написано: “Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом”». Третье условие – смирение и благоговение, без которых молитва становится богопротивной. В одном из писем святитель Игнатий говорит: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести».

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

«В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца… Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление… данное отцами безмолвникам… необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве… Особенное попечение, попечение самое тщательное, должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями… может быть воздвигнут… невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности легкой, колеблющейся». Из этой цитаты видно, насколько внимательным и благоговейным должно быть отношение к молитве Иисусовой, она должна совершаться не как-нибудь, а правильно. В противном случае она не только перестает быть молитвой, но и может погубить христианина. Ибо не сама по себе молитва и любой иной подвиг делает жизнь верующего духовно законной (см.: 2Тим. 2:5 ), но только верный при этом настрой души. В одном из писем святитель Игнатий говорит, каким этот настрой должен быть: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – делает вывод святитель Игнатий, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасна, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения». Прелесть

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. А. Страти датирует эти фрески 1319 г. и указывает на их сходство с росписями кафоликона мон-ря Хиландар (1320/21), к-рые А. Цитуриду и Е. Цигаридас связывают с фресками ц. Николая Орфаноса, а С. Пеликанидис и Д. Мурики - с храмом Воскресения Христова в Веррии , расписанным Георгием Каллиергом. Страти считает, что тесные связи И. П. м. и Хиландара в нач. XIV в., на к-рые указывают 2 хрисовула императоров Андроника II и Андроника III (1321), делают вполне вероятным участие одного и того же художника или мастерской в росписях этих мон-рей. Кроме того, по мнению Страти, к рассматриваемым нами фрескам близки по стилю росписи ц. вмч. Георгия в сел. Оморфоклисья близ Кастории 1-й четв. XIV в. Ко 2-й фазе росписей внутреннего экзонартекса относятся надпортальный образ Христа Великого Архиерея (в крещатой ризе, без митры) с эпитетом «Антифонит» и св. Иоанн Предтеча и Богоматерь «Кехаритомени» по обеим сторонам входа в нартекс. Над относящимися к 1-й фазе росписей «40 Севастийскими мучениками» был помещен «Спас Недреманное Око», а над ним - «Пятидесятница». На вост. стене внутреннего экзонартекса также изображены прав. Иаков, прор. Исаия и «Мученичество сщмч. Игнатия Богоносца»; на юж. стене - прор. Илия; на сев. стене - св. бессребреник Дамиан, преподобные Зосима и Мария Египетская, арх. Гавриил с прп. Пахомием. В пятах свода и в арках, которые их разделяют, представлены циклы жития св. Иоанна Предтечи, чудеса Христа и сцена «Христос, учащий апостолов после Тайной вечери»; над глухими арками и лопатками зап. стены - образы святых: преподобных Макария Римского, Иоанна Колова, Сисоя, Аммона, Макария Египетского, Макария Александрийского, Герасима Иорданского, эфиоп. царя блж. Елезвоя, прп. Стефана Савваита (Агиополита), свт. Николая Чудотворца. Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на юж. торцевой стене внутреннего экзонартекса Страти относит к 1319 г., а Кирьякудис - к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции - мон. Феодот.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Этой болезнью он страдал в течение семи лет и несмотря на то, что прибегал ко многим врачам, последние были не в состоянии ему помочь. Отказавшись от врачей, он положился на Бога, молясь о ходатайстве пред Ним преподобному отцу Афанасию. Как только он прибегнул к сему подающему исцеления врачу, то и получил от него исцеление следующим образом. — В сновидении ему казалось, будто он находится за трапезой и видит: на обычном игуменском месте сидел преподобный отец, а пред ним полная склянка воды и блюдо винограда. Преподобный, взявши несколько виноградин, положил их в воду, которую давал Евстратию выпить. Евстратий же, предполагая, что это обыкновенное врачебное средство (от которого он отрекся), не пожелал принять. Тогда отец сказал ему: — Не бойся, выпей, и тебе это будет во здравие. Тогда Евстратий, принявши и выпив, пробудился от сновидения и с того часа почувствовал себя совершенно исцелевшим от сего недуга. Но уже благовременно закончить теперь слово о жизни, подвигах и чудесах преподобного, изложено с сокращениями на основании книги, подробно повествующей о святом муже. Да будет дивному во святых Своих Богу, проявившему Свою чудесную милость и силу на преподобном Афанасии, бесконечная слава и честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми: сего ради, отче, моли спастися душам нашым.  Яко невещественных существ зрителя изрядна, и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое богоглагольниче: не оскудей моля о рабех твоих, избавитися напастей и обхождений, вопиющым ти: радуйся, отче Афанасие. В этот же день память преподобного Лампада, чудотворца Иринопольского. В этот же день обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, в 1422 году. Память 6 июля Память преподобного отца нашего Сисоя Великого Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую, — смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010