Канон молебен к божественному и поклоняемому Параклиту воспеваем в 3-й час дня трезвенным умом, а неомрачённым объядением и пиянством. Творение Максима инока Грека Святогорца. Прежде убо начати его, глаголи: за молитв святых отец наших, л. 1349–1359. Житие и жизнь Преп. отца нашего Зосимы, како ходи в Рахмани, л. 1361–1380. Нач. «Во дни оны бе человек в пустыни, именем Зосима, человек бе праведен, иже не вкуси хлеба, ни вина 10 дней и 10 нощей.» Июль В 1-й день. Мучение свв. муч. Козмы и Дамиана, иже в Риме, л. 5–16 об. Нач. «По плотнем Владыки Христа возсиянии на земли едино есть слышати всех вкупе святых Христовых мученик житие.» Во 2-й день. Слово являя место и время и вину, в он же явися святая риза Пресвятыя Богородицы, яже лежит в честнем ковчеге, ей же в Лахерне покланяются, л. 17–38. Нач. «Лев Царь Великий в то время благочестивый утваряше царство, муж честен и вере хранитель.» Мучение св. мученика Коинта, л. 39–42. Нач. «Коинт же благочестивый мученик родися во Фригийстей земли.» В 3-й день. Мучение св. мученика Иакинфа, л. 43–50 об. Нач. «Царствующу в то время Траяну, бысть гонение велие христианом.» В 4-й день. Житие св. Андрея Архиеп., бывшего в Крите, списано от Никиты славного Патрикея, л. 51–64. Нач. «Родители убо боголюбных чадо быв, Георгия и Григория нарицающая.» В 5-й день. Житие и подвиги и отчасти чудес исповедание Преп. Афанасия Афонского , л. 165–178 об. Нач «Сего бо изнесе убо великий град Трапезонт, возрасти же словесне Византия.» Память Преп. Афанасия Афонского , л. 179–186. Нач. «Сего изнесе великий град Трапезонт, возрасти же словесне Византия. Кимина же, тако глаголемое место, и Афон плодоносиста Богови.» В 6-й день. Слово о авве Сисое, яко зло есть, еже таити помыслы от старца, л. 187–198. Нач. «Поведа нам авва Аполло, ученик аввы Сисоя, яко в начале, егда приидох ко авве Сисою.» Повесть о авве Сисое, л. 198. Нач. «Глаголаху о авве Сисои, яко живяше в Каламоне.» О успении аввы Сисоя Великого, л. 198. В 8-й день. Мучение св. великомученика Прокопия, л. 199–238 об. Нач. «Во она времена царствующу Диоклитиану мучителю и омрачением идольским обуену.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Фотография с парсуны кон. XVII — нач. XVIII в. Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Фотография с парсуны кон. XVII — нач. XVIII в. Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (Тюменский обл. музей изобразительных искусств) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Портрет. 2-я пол. XVIII в. (Тюменский обл. музей изобразительных искусств) В 1705 г. созданы «Алфавит собранный, рифмами сложенный от святых писаний, из древних речений» и «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»). «Алфавит...» представляет собой сборник благочестивых поучений и житий святых, изложенных в стихах (ок. 10 тыс.), а также исторических рассказов, содержащих христ. поучения. «Алфавит...» относится к жанру агиографической поэзии в стиле барокко. Книга имеет двойное посвящение: царевичу Алексею Петровичу и Черниговской коллегии, к-рую автор в предисловии называет «черниговскими Афинами». В стихотворной форме представлены повествования и изречения пустынников и наставников монашества: преподобных Макария Великого , Сисоя Великого , Марка Пустынника , Памвы Египетского , Пимена Великого и др. И. отдавал предпочтение тем сюжетам, в которых мученичество, аскетические подвиги, духовное наставничество проиллюстрированы яркими примерами из жизни святых. По мнению нек-рых исследователей, при подготовке жизнеописаний святых для «Алфавита...» И. использовал не только визант. и рус. источники, но и католич. лит-ру, в частности книгу польск. иезуита Петра Скарги «Жития святых» ( Журавльова. 2008), что видно на примере жития прп. Алексия, человека Божия. Хотя большинство житий краткие, но отдельные жизнеописания святых, напр. «Дионисий Ареопагит», «Алексий, человек Божий», «Святой апостол Петр», «Иоанн Милостивый», значительны по объему. Некоторые стихотворные жития святых имеют непривычные для традиц. агиографии формы; так, житие «Алексий, человек Божий» содержит поздравление царевичу Алексею Петровичу с тезоименитством, а «Святой апостол Петр» совмещает жизнеописание апостола с панегириком имп. Петру I. Автор использовал древнегреч. сюжеты, из жизни царей Мидаса, Крёза, тирана Поликрата («князя Поликарпа»), Александра Великого (Македонского) и др., в к-рых эти персонажи выступают как воплощение быстротечности и тщетности человеческой жизни. В повествовании «Царь Александр» передается беседа Александра Македонского с философом Диогеном. Ответы философа-язычника, показавшего преимущество нестяжания перед обладанием многими сокровищами, И. приводит как пример христианину.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Драгоценнейшая часть коллекции — это переписка между Царем Николаем Александровичем и Царицей Александрой Феодоровной и между Александрой Феодоровной и детьми. В этих письмах, больше чем в любом другом из архивных источников, члены Семьи высказываются с нескованной никакими социальными рамками свободой. Они пишут друг другу о самых глубоких своих переживаниях, радостях, испытаниях, и перед читателем, выраженный их собственными словами, проступает подлинный облик их, освобожденный от прежнего окарикатуренного вида. Все духовные записи Александры Феодоровны были спасены. Эго не ее собственные сочинения, а сборники религиозных и философских цитат, которые ее вдохновляли. Здесь представлены подборки из любимых Императрицей религиозных и философских произведений, которые имеют сильный оттенок британского благочестия конца XIX века, но ее дневники также содержат многочисленные записи на русском, немецком и французском языках — в первые годы своего брака она много читала. Архимандрит Феофан (Быстров) , ее духовник, очевидно, руководил чтением Императрицы и обратил ее внимание на многие произведения святых Отцов древнего Православия в русском переводе. Записи в годы его духовного руководства включают цитаты из преподобных Ефрема Сирина , Макария Великого , Иоанна Кассиана , Пимена Великого , Исаака Сирина , Антония Великого , Арсения Великого , Сисоя Великого, Симеона Нового Богослова , Иоанна Лествичника и  Марка Подвижника . Эти цитаты не воспроизводятся в настоящем издании, но остаются тем не менее неотъемлемой частью православной веры святой великомученицы Александры. Читатель может быть разочарован тем, что в записях Александры Феодоровны мало ее собственных мыслей. Однако их здесь больше, чем видит глаз. Духовный дневник может быть записью внутренних чувств и переживаний, но во многих случаях это — источник вдохновения для пишущего, который сам по себе может содержать столько же чувств, сколько и собственных мыслей. Кто из нас, ведущих дневник или делающих иные записи, отражающие нашу внутреннюю жизнь, может поручиться, что пишет без всякой задней мысли о том, что кто-нибудь когда-нибудь может это прочитать? Это влияет на то, как мы излагаем события, даже на то, что мы записываем. И наоборот, подбирая цитаты или отрывки, мы обычно записываем как раз то, что нас вдохновляет. Частные антологии обычно не представляют большого интереса для других людей, мы ведем их, не оглядываясь на чужое мнение; таким образом, то, что мы записываем на этих страницах, так же, как дневник, обнажает внутреннюю жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

В 1906 году отец Иассон написал книгу о монахе Мартирии, который в самом начале иноческого пути отца Иассона учил его молитвенному подвигу 926 . Эта книга была издана лишь в 1910 году. В том же году была издана и написанная игуменом Иассоном книга о схимонахе Евфимии 927 . Отец Иассон знал отца Евфимия последние 3 года его земной жизни, и неоднократно внимал наставлениям этого старца о правилах монастырского благоговейного поведения. В жизнеописаниях Глинских подвижников отец Иассон неоднократно цитирует Священное Писание и святоотеческие творения. Становится очевидным, что он деятельно изучил Священное Писание и труды святых отцов. Стремясь раскрыть и пояснить читателям всю высоту духовной жизни и подвигов Глинских старцев, он приводит соответствующие изречения преподобных Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Иоанна Кассиана , Антония Великого , Макария Великого , св. Григория Великого , египетского подвижника Херомона, цитирует «Добротолюбие», сравнивает жизнь Глинских подвижников с жизнью древних святых отцов: Иоанна Колова, Арсения Великого , аввы Сисоя, Марка, преподобного Моисея Мурина, блаженного Андрея юродивого, киево-печерских преподобных и многих других. Часто цитирует отец Иассон и святителя Феофана (Говорова), завторника Вышенского. Книги отца Иассона написаны духовным, назидательным, строгим слогом и свидетельствуют о его ревности в деле спасения. В какой-то мере характеристикой духовной жизни отца Иассона может служить также отзыв о нем Глинской братии, помещенный во вновь составленном и изданном обителью в 1909 году жизнеописании монаха Феодота. Игумен Иассон назван здесь «почтенным составителем первоначального очерка про отца Феодота 928 . И.М. Концевич пишет, что впоследствии отец Иассон принял схиму с именем Иоанн 929 . Литература Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном [М.,1906] С. 3–5; 189–191. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. 47. С. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются. Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во–первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудо– боподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во–вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в–третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; также, в–четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем–либо, дает ответ, по– видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос. Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит,  — говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало–помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним посредством бдения над собой и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор 12,6). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Сборник сказаний о святых и блаженных отцах Церкви — бесценный памятник христианского благочестия первых веков христианства. Примеры из жизни таких столпов Церкви, как Антоний Великий, Макарий Египетский, Пимен Великий, и многих других подвижников, населявших в IV и V веках пустыни Египта и Палестины, учили многие поколения христиан точному исполнению евангельских заповедей, самоотверженной любви к Богу и людям, презрению к временным благам и стремлению к жизни вечной. Краткие изречения, полные духовной мудрости, и деяния древних подвижников, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), » навевают на читателя… благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатью». Издававшиеся неоднократно, они вызывают неизменный интерес и у современного читателя. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-318-2425) Текст приводится по изданию: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845 Предисловие к изданию в русском переводе Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в четвертом и пятом веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых. Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности сего древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть важность сию, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, коих подвиги и изречения здесь кратко предлагаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобного отца нашего Исаиа аввы. Заповедь ко братии с ним живущим. Рукоп. 4, 18 в., 132 л. Принадлежала схимонаху Афанасию, после него поступила в ризину Площанской обители. Переплет бумажный. На л. 128 об. запись: Перевел от латинского языка в славянский достоблаженныя памяти раб Божий Александр Симонович в монастыре новгородском всемилостивого Спаса в лето 7180, а от Рождества Христова 1672. По скончании же оной книги, в том же году, месяца июля 10, прохождения ради шел на воду и внезапно утопе. Читателю православный, в молитвах своих поминай онаго: много бо хоте преложити нам писания, но желание смерть прекрати. л. 129. Преподобного Антиоха правоучение 6. О воздержании. Нач. Воздержание всему роду человеческому всяко прислушающая есть добродетель. л. 131. Того же преподобного аввы Исаия . Нач. Поведал нам авва Петр, ученик отца Исаиа, яко вопросих (иногда) отца своего, глаголя. л. 131 об. Из другой книги того же. Нач. Инок бо, имея злато и сребро и иная стяжания, не верует, яко Бог питает его. В конце приписка: «Якоже некоего овощия продавец многим дает вкушати продаемая, сице и блаженныя памяти оныя Александр спасения желающим, паче же мир грешному на пользу от многих святых писания истолкова от латинского языка». Видно, что составитель рукописи был близким человеком к переводчику Александру Симоновичу. Лествица Иоанна Лествичника . Рукопись в лист, 311 л., полууставом. Написана и дана вкладом в Площанскую пустынь при игумене Серапионе иеромонахом Авелем в 1799 году. Переплет кожаный. Лествица Иоанна Лествичника . Рукоп 4, 18 в., полууст., 312 л. Принадлежала севского уездного училища высшему отделению, а потом площанскому иеромонаху Никону. С л. 239 даны в извлечениях аскетические писания других отцов: Пимена Великого , Федора Студита , Илариона Великого, Исаака Сирина , Сисоя Великого, отрывки из Лимониса, жития Андрея юродивого, св. Евагрия, из Патерика, Пролога, Симеона Нового Богослова , в конце, с л. 310 об. – поучение к царям и князям, к епископам и попам и ко всем православным христианам, еже не упиваться. Нач. Благословение отца духовного о Господе к детям. О чада, видите, иже ми дал есть Бог талант.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Содержание Введение. О восточных и западных писателях Часть I. Истинная и ложная мистика I. Об истинной духовной жизни, о видениях и откровениях Духовная жизнь Видения Откровения II О прелести в молитве Признаки истинного духовного настроения Мечтательность – воображение духовных картин и образов «Мнение» – подмена благодатных ощущений и состояний Часть II. Характерные черты из жизни и учения католических святых Франциск Ассизский Жизнь до обращения Выступление Франциска на общественное служение и учреждение ордена Видения Франциска Игнатий Лойола Католические святые: Маргарита, Гертруда и Тереза Приложение «О подражании Иисусу Христу» Фомы Кемпийского     Введение. О восточных и западных писателях Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на славянском, русском и других языках, заключающей в себе «собрание изречений святых пустынножителей Египта». Эти изречения – бесценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину, – и святые Отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различные бесценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное бесстрастие, рассуждение и мудрость духовные, – словом сказать, находили Евангелие. Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это – не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя – хуже всей твари». Высокое занятие – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения. Смотрите, – как Писание согласно с Отцами! Писание говорит: «Всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:18–19 ). Жертва и самые всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого они отвергаются Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого , Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae// Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii// Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде , жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. ( ), в к-рой подвизались только опытные монахи ( Drescher. 1947. P. 29, 97). Л. Палестины Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαρν; в «Луге духовном» - λαρα Θαρν), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий , еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Учтите, Франциск Ассизский – это не какой-нибудь маленький святой. Это светило первой величины в западной Церкви. Это светило, которое у нас сколько людей превозносят, только почитайте вступление Дурылина в книге «Цветочки Франциска Ассизского», как он там пишет, как он превозносит Франциска! Сами апостолы, оказывается, ниже его. Вот это тщеславие и гордыня порождаются самим догматическим учением Церкви. Для широкого круга людей вся догматика – это достаточно сложная область и скучная. Когда же коснешься ее преломления в непосредственной духовной жизни человека, начинаешь понимать, какое огромное значение имеет то или иное понимание того, что совершил Христос. Сверхдолжные заслуги. Христос говорит: если бы вы сотворили все, повеленное вам, говорите и думайте, что вы рабы неключимые. Если мы возьмем и рассмотрим психологию тех, кого Православная Церковь именует величайшими святыми. Их в истории не так много, тех, кого церковь называет великими: Антоний Великий, Афанасий Великий, Макарий Великий. Их не так много. Но если мы посмотрим на их психологию, как они себя мыслили, как они себя чувствовали! Вот поразительный пример, который мы встречаем в жизни преподобного Сисоя Великого. Перед смертью, когда собрались вокруг него все его сподвижники и ученики, он молится, его спрашивают: “О чем ты молишься, Сисой?” – “Чтобы дал Бог мне еще время на покаяние”. – “Сисой, тебе ли каяться?” А его лицо при этом становилось все более и более просветленным и сияющим. Настолько сияющим, что на него было уже трудно смотреть. Он ответил так, что до сих пор приходится удивляться: “Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего”. Обращаю ваше внимание: человек умирает, ни о каком лицемерии и речи не может тут идти. Мы находим подобные же примеры сколько угодно. Те, кто тут сидит, и те, кто читает утренние молитвы, не могли не обратить внимание, например, на утреннюю молитву Макария Великого. Поразительная молитва, очень краткая, но подумайте, что он говорит, Великий Макарий, которого называли “земным богом”: “Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою”. Т.е. я ничего доброго перед Тобой не сделал. Это он, Макарий, так говорит.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010