Ничего благодатного в стигмах нет, ибо в таком сострадании (compassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14, 21 ). Потому подмена борьбы со своим ветхим человеком мечтательными переживаниями любви к Иисусу Христу, «сострадания» к Его мукам является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне – к очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. проповеди Франциска птицам, волку, горлицам, змеям, цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями). Сама цель жизни, которую поставил перед собой Франциск («Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь» 268 , хочу пострадать за других и искупить чужие грехи 269 ), свидетельствует о невидении им своего падения, своих грехов, то есть о его полной духовной слепоте. Не случайны его слова в конце жизни: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием» 270 . И предсмертные слова: «Я исполнил то, что должен был исполнить» 271 . Для сравнения приведем тот же предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: “Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?” – отвечал: “Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться”. Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: “Тебе нет нужды в покаянии, отче”, – то Сисой ответил так: “Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”» 272 . Это глубокое понимание своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых и важнейшим признаком истинности получаемых ими откровений. А вот выдержки из «Откровений блаженной Анжелы» – также католической святой († 1309) 273 : Дух Святой говорит ей: «Дочь Моя, сладостная Моя... очень Я люблю тебя» (с. 95): «Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты» (с. 96). И такое открывает сама Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее» (с. 117). Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть» (с. 101) – и при этом она начинала в ярости бить себя так, что монахини вынуждены были часто уносить ее из костела (с. 83). Или: «могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа» (с. 176).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

И второе: как приобретается дар Святого Духа? Вот об этом совсем забыли. В лукавые души не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном грехом. Приобретение дара Духа Святого возможно только на почве правильной христианской жизни, а правильная христианская жизнь приводит к тому, что человек убеждается, что он совсем не то, кем он должен быть. Более того, он убеждается, подчеркиваю, в том, что он недостоин ни одного дара Божьего, ни одного. Поэтому в житиях святых что встречаем? Умоляли отнять даже те дары, которые Бог даровал им. Слышите, умоляли отнять даже вот эти внешние дары. Например, дары чудотворения. Как они скрывали эти дары! Доходило даже до чего? Все знали, что он чудотворец, но он категорически: я такой же, как все. Буквально, такой благочестивый обман. Приносят уже мертвого младенца, просят: отче, помолись над ним, он тяжело болен. Помолился — и он встает. А святой не знал, что он умер. Как скрывали! Скажу вам поразительную вещь – каждая истинная добродетель всегда глубоко целомудренна. Понятно, что такое — целомудренна? Скрывает себя. Как одета целомудренная женщина? Каждая христианская добродетель глубоко целомудренно прячет себя. Христос воскрешает дочь Иаира и что говорит? Никому не рассказывайте. Слепорожденного – никому не рассказывайте. Прокаженного – молчи, никому не рассказывай. Подумайте только, кажется, для этого и пришел, но Он как по человечеству и по истине Всеправедный был, и это естественно было. Истинная добродетель прячет себя, фальшивая – кричит и шумит. Дар у меня, сейчас заговорю языками иностранными, только вы ничего не поймете, что я буду говорить, зато увидите, что я в даре Духа Святого. Вот вам все целомудрие. Забыли они, бедные, самые основы правильной духовной жизни. Нет духовности там, где нет смирения, где нет осознания своего недостоинства. Ещё раз напоминаю Сисоя Великого, лицо которого просветилось так, что не могли смотреть на него, а он умолял Бога дать ему время на покаяние. Вот что значит святость. Когда человек приближается к истинной святыне, он начинает видеть всю мерзость, все свое недостоинство. Вот вам пример того, как опасно отрываться от того, что мы именуем Церковью, от того, что мы именуем Священным Преданием, т.е. учением отцов.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavie...

В состоянии полного охлаждения и омрачения души надо обязательно выполнять правило, несмотря на холодность, рассеяние и прочее. " Дай кровь и приими дух " . Всякое открытие греха с искренним раскаянием делает грешника более близким, родным, дорогим для духовника. Это общее явление. Враг только пугает противоположными мыслями. О вредности внешнего делания со стороны трудно сказать. Может быть от врага. Если не слабеете телом – значит можете выполнять, при явном ослаблении сил – можно убавить, а в еде прибавить. Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. " Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного " . Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих. Притом же верно слово Божее, что " любящим Господа все споспешествует ко спасению " . Так, зачем унывать, опускать руки. " Пал – вставай, опять пал – опять вставай, и так до смерти " человека. Это слова преп. Сисоя Великого. Падения смиряют человека, а без смирения нельзя получить здесь никакого дара. " Смиренному дает благодать Господь " . Яко призре на смирение рабы Своея. А гордости у нас у всех хоть отбавляй. Словами нас не смирить. Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия. Вся красота наша, все добро в Господе и через Господа. " Отступите от земли, приблизьтесь ко Господу " , и Он утешит Вас и здесь, и в будущей жизни. Поздравляю Вас с наступающими праздниками. Да сподобит Вас Господь провести их в мире душевном, в благодарении ко Господу, столь возлюбившему нас, в бесповоротном решении никогда не изменять Господу, не оскорблять Его грехами, а исполнением Его слов (заповедей) показать хоть некоторую ответную любовь к Нему. Аминь. Да сохранит Вас Господь от всякого зла и напастей вражиих. Делайте со своей стороны, что можете, а Господь сделает все, что нужно для Вашего спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

14;21). Потому подмена борьбы с своим ветхим человеком мечтательными переживаниями " сострадания " является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. " проповеди " Франциска птицам, волку, горлицам, змеям ... цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями). Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: " Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь " (Святой Франциск Ассизский. Сочинения. - М., Изд. Францисканцев, 1995. - С.145). Франциск желает пострадать за других и искупить чужие грехи (С.20). Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: " Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием " (Лодыженский. - С. 129.). Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего падения, то есть о полной духовной слепоте. Для сравнения приведем предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). " Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: " Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу? " - отвечал: " Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться " . Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: " Тебе нет нужды в покаянии, отче " , - то Сисой ответил так: " Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего " (Лодыженский. - С. 133.) Это глубокое понимание, видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых. А вот выдержки из " Откровений блаженной Анжелы " (†1309 г.) (Откровения блаженной Анжелы. - М., 1918.). Дух Святой, - пишет она, - говорит ей: " Дочь Моя, сладостная Моя,.. очень Я люблю тебя " (с. 95): " Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты " (с.

http://zavet.ru/smv/pr/001osipov.htm

4, гл. 3.    Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило быть ниже идолов, старец сказал: «Писание говорит об идолах, что они «уста имут и не глаголют, очи имут и_ 7. 3рение греха своего    Придет то страшное время, настанет тот страшный час, в который все грехи мои предстанут обнаженными перед Богом-Судией, перед Ангелами Его, перед всем человечеством. Предощущая состояние души моей в этот грозный час, исполняюсь ужаса. Под влиянием живого и сильного предощущения, с трепетом спешу погрузиться в рассматривание себя, спешу поверить в книге совести моей отмеченные согрешения мои делом, словом, помышлением.    Давно нечитанные, застоявшиеся в шкафах книги пропитываются пылью, истачиваются молью. Взявший такую книгу встречает большое затруднение в чтении ее. Такова моя совесть. Давно не пересматриваемая, она с трудом могла быть открыта. Открыв ее, я не нахожу ожидаемого удовлетворения. Только крупные грехи значатся довольно ясно; мелкие письмена, которых множество, почти изгладились – и не разобрать теперь, что было изображено ими.    Бог, один Бог может побледневшим письменам возвратить яркость и избавить человека от совести лукавой (Евр. 10:22). Один Бог может даровать человеку зрение грехов его и зрение греха его – его падения, в котором корень, семя, зародыш, совокупность всех человеческих согрешений.    Призвав на помощь милость и силу Божию, призвав их на помощь теплейшей молитвой, соединенной с благоразумным постом, соединенной с плачем и рыданием сердца, снова раскрываю книгу совести, снова всматриваюсь в количество и качество грехов моих, всматриваюсь, что породили для меня соделанные мной согрешения?    Вижу: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, умножишася паче влас главы моея» (Пс. 37:5, 39:13). Какое последствие такой греховности? «Постигоша мя беззакония моя и не возмогох зрети, сердце мое остави мя» (Пс. 39:13). Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям. Если, оставив греховную жизнь, этот человек обратится к благочестивым подвигам, то сердце его, как бы чужое, не сочувствует его стремлению к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

передо мной явились два больших света. Один, в котором я узнал Создателя, и другой, в котором я узнал самого себя”. Под конец своей жизни он откровенно говорил: “Я не сознаю за собой никакого согрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием”. Предсмертными словами Франциска были: “Я исполнил то, что должен был исполнить”. Для сравнения приведем описание предсмертного момента из Жития преподобного Сисоя Великого (V в.). “Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: “Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?” – отвечал: “Это Ангелы пришли взять меня, но я молю их, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться”. Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетели, возразила ему: “Тебе нет нужды в покаянии, отче”, – Сисой ответил так: “Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”. Замечательны в своем роде откровения католической святой – блаженной Анжелы. Приведем некоторые из них. “Дух Святой начал говорить следующие слова: “Вместись же в Меня и упокойся во Мне, после того как Я вместился в тебя и остановился в тебе. Был Я с Апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты”. – “... Говорил мне Бог: “Дочь Мудрости Божественной, храм Возлюбленного, услада Возлюбленного и дочь мира, в тебе покоится вся Троица, вся истина”. “Христос” обращается к ней: “Дочь Моя, сладостная Мне много больше, чем Я тебе, храм возлюбленный Мой, у тебя кольцо любви Моей, получила ты вечно от Меня...” – “И сказали Ангелы душе: “...Приготовься приять Того, Кто обручил тебя Себе кольцом Своей любви. И уже свершен брак. Поэтому по-новому хочет Он совершить брак и соединение”. По поводу этих состояний Анжелы А. Ф. Лосев пишет в резкой форме: “Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что Дух Святой является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: “Дочь Моя, сладостная Мне, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Шестой день. Препод. Сисой Великий. (О смирении). I. Подвижничество преп. Сисоя, преставившегося в 429 г., память коего совершается ныне, продолжалось от ранней юности до глубокой старости. Сначала жил он в ските, потом перешел Нил и уединился на той горе, где подвизался великий Антоний и где все напоминало ему о дивном образце иноческого жития. Уединение не скрыло великого подвижника Сисоя от людей, жаждущих духовного просвещения и многие стали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывался принимать людей, так как любовь к людям ставил выше своего, хотя и возлюбленнаго, безмолвия. В беседах его с людьми заключались в особенности уроки «смирения». – Отец! – сказал однажды Сисою один пустынник, – я замечаю за собою, что памятование о Боге всегда со мною... – Это еще немного, сын мой, – отвечал ему Сисой, – еще важнее того – видеть себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует к приобретению смирения... Другому брату сказал он: – имей смирение, отрешись от своей воли, откажись от пустых забот мирских, и ты найдешь мир сердца... О себе самом Сисой постоянно говорил: грешником засыпаю, грешником пробуждаюсь... Препод. Сисой говорил, что в продолжение 30-ти лет он молился так: – «Господи Иисусе, не дай мне согрешить сегодня моим языком»... – «И между тем, – прибавляет он, – я постоянно согрешаю в этом роде»... Во время кончины преп. Сисоя выказалось и великое смирение его и великая благодать Господня, пребывающая на смиренных… Умирая, старец пришел в восхищение, лицо его просияло и он заговорил: – «вот авва Антоний идет ко мне»... Немного спустя воскликнул: «я вижу лик пророков», и в то же мгновенье лицо его еще более просветлело, – «вот, пришли апостолы», – стал он говорить тихо и как-будто разговаривая с кем-то из святых. – С кем он разговаривает? – недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преп. Сисоя, чтобы выслушать его последния изречения. – Вот, ангелы пришли взять мою душу, – и я молил их подождать еще несколько, чтобы успеть мне совершить покаяние... Они же сказали: ты не имеешь больше нужды в покаянии... – «Не знаю начинал ли я еще его?» Эти последния слова преп. Сисоя дали понять ученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его была совершенна...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти! И вот бес, отступивши от него на небольшое расстояние, преобразился в красивую нагую женщину и сказал ему: – Подойди и удовлетвори твоему желанию, потому что ты много успокаивал меня твоими помыслами в своем сердце. – Я хотел сделать тебя, – сказал потом бес, – священником и епископом, но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя. С сими словами бес стал невидим. Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу и припавши к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения. Он рассказал также и братии, какие страдания претерпел он от обольщения диавольского и как помогли ему молитвы преподобного отца Сисоя. Поистине молитва его была сильна для отгнания бесов. Она и от другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившего его нечистого духа. Все злые духи бежали от него, не смея приблизиться к храброму и непобедимому воину Христову. Преподобный Сисой прожил в пустыне шестьдесят лет. Когда он уже был при смерти (причем в это время у него находились братия), просветилось лицо его, как свет, и он сказал братии: – Вот, пришел авва Антоний. Затем, немного помолчав, он снова сказал: – Вот, пришел лик пророков. И снова он просиял еще более и сказал: – Вот, пришел лик Апостолов. И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с невидимыми лицами. Братия упрашивали его, говоря: – Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу? И он сказал им: – Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться. – Тебе нет нужды в покаянии, отче, – сказали ему братия. На сие старец ответил: – Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего. Но все братия знали, что он совершен в добродетелях. После сего он снова просиял еще сильнее и лицо его стало как солнце, и все убоялись сего. Тогда старец сказал: – Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни! С сими словами преподобный предал дух свой Господу 4413 . В сей момент появилась молния и храмина наполнилась благоуханием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть Преподобный Сисой Великий: Нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты 18.07.2012 499 Время на чтение 5 минут 19 июля Церковь празднует память преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой был одним из первых христианских монахов и пришел жить в пещеру преподобного Антония Великого - первого пустынника - вскоре после его кончины. В церковном календаре мы видим дни памяти многих пустынников. Их так много, что большинство биографий этих отцов остаются для нас неизвестными, а после прочтения, увы, скоро забываются. Действительно, нередко они очень похожи: жил человек в миру, потом оставил все и ушел в пустыню. В пустыне или подвизался в одном ските, или переходил от одного скита к другому (но попробуй представить себе географию этих передвижений, ни разу не побывав в пустыне!). Событийная составляющая теряется при пересказе жизни отцов. Впрочем, она тут - не самое главное. Думается, главнее - понять принципы, по которым жили отцы. Да, они были монахами. Но точка отсчета, которую они избирали для оценки происходящего, цель, которую ставили (Спасение) и внутреннее расположение, в общем, могут быть примером и ориентиром для каждого христианина. Преподобный подвизался в пустыне 60 лет и считал себя недостойнейшим из людей. Смерть - некий итог жизни человека. И вот каков он был у преподобного Сисоя. Перед смертью лицо аввы просияло, и он сказал: - Вот, авва Антоний идет ко мне. - Я вижу лик пророков! - сказал старец немного погодя, и лицо его просветлело еще больше. - Вот, пришли апостолы, - стал он говорить тихо и как будто разговаривая с кем-то из святых. - С кем он разговаривает? - недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преподобного Сисоя, чтобы выслушать его последние изречения. - Вот, ангелы пришли взять мою душу, - и я молил их подождать еще несколько, чтобы успеть мне совершить покаяние... Они же сказали: «Ты не имеешь больше нужды в покаянии» -« Не знаю, начинал ли я еще его?» - Эти последние слова преподобного Сисоя дали понять ученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его была совершенна...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010