г) В подтверждение своего учения и для большего обольщения людей, будет совершать ложные знамения и чудеса: его пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (- 9) 1943 . д) Наконец, погибнет от действия Христа Спасителя, когда Он приидет судить живых и мертвых: явится беззаконник, еюже Господь Иисус убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (- 8). 2) На основании некоторых намеков в Слове Божием и таинственных предсказаний об антихристе, издревле существовали о нем следующие мысли: а) Он произойдет от колена Данова. Это выводили из слов патриарха Иакова: да будет Дан змий на пути, седяй на распутии ( Быт. 49, 17 ); из слов Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его (8, 16), и особенно из того, что в Апокалипсисе (гл. 7) при перечислении всех колен Израилевых, из которых в каждом запечатлено Ангелом по дванадесяти тысяч рабов Божиих, вовсе не поименовано одно колено Даново 1944 . б) Будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свое влияние на все народы. Ибо у пророка Даниила говорится: и сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом ( Дан. 11, 36 ; сн. 7, 24), и в Апокалипсисе: и даде ему змий силу свою, и престол свой, и область великую (13, 2), и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех (- 7) 1945 . в) Воздвигнет сильное гонение на Христиан, будет требовать себе от всех поклонения Божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я ( Апок. 13, 7 ; снес. Дан. 7, 21 ). И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных агнца, заколенного от сложения мира (- 8). И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина, и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут (- 15) 1946 . г) Для противодействия антихристу, Бог пошлет с неба двух свидетелей, которые, как говорится в Апокалипсисе, будут прорицати истину, сотворят чудеса, и, егда скончают свидетельство свое, будут умерщвлены змием, потом чрез три с половиною дня воскреснут и вознесутся на небеса ( Апок. 11, 3–12 ). Под этими двумя свидетелями, по догадкам, некоторые разумели Еноха (на основании Сирах. 44, 15 ) и Илию Фесвитянина (на основании Малах. 4, 6 ; Сирах. 48, 9. 10 ) 1947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Регулировать работу системы внутренних органов – сердца, сосудов, легких, кишечника можно физическими и химическими средствами. Это – воздействие тепла и холода, звука, вибрации и различных волн, это – лекарственные, наркотические препараты. Таким образом, отчасти можно воздействовать и на психику – дать успокоительное при возбуждении, или каким-то шоковым приемом вывести из оцепенения. Это – телесный уровень, на котором может работать врач. “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от Царя получает он дар”. ( Сирах 38, 1,2 ); “Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими”. ( Сирах 38,4 ). О роли врача хорошо сказал в беседе митрополит Антоний Сурожский, сам в прошлом врач-невролог. “…Люди “благочестивые” часто мне говорят: зачем мне идти к доктору, если я могу пойти и попросить священника помолиться, или попросить помазать меня святым маслом?” Да, можешь, но зачем это делать, когда Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, и которые не требуют от тебя той целостной, глубокой веры, которая требует обращения к Таинствам и к действиям Церкви?.. А это святой Серафим Саровский говорит, перефразируя Иисуса, сына Сирахова: “Лечись, потому что Бог создал и врача и лекарства, и в Его руках твое оздоровление”. Что же получается – в церковь идти не надо вообще? “На Бога надейся, а сам не плошай”, иди к врачу? Да, именно так. Но не пренебрежение к Господу в данной пословице, не самонадеяние, а мудрость: для того, чтобы получить от Бога награду, надо самому приложить к тому определенные усилия, потрудиться надо. Вот и ответ: “Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, чтобы вразумили его угадать лекарство” (Феофан Затворник, из письма 38, стр. 30). Лекарств много. Индивидуальная восприимчивость к ним, сочетания лекарств и многих неучтенных факторов, совместное применение с определенными пищевыми продуктами, могут быть не только бесполезными, но и смертельными. Лекарство в широком понимании – не только препарат, но и способ излечения. Например, операция. Такие операции, как пересадка органов, благословляет Церковь. Человек, искренне, безвозмездно, с любовью отдавший один из своих парных органов страдальцу, получит вознаграждение на Небесах. Но, как положено, есть и другая сторона медали.

http://azbyka.ru/zdorovie/razdumya-pravo...

Между тем, исходные точки у них совершенно различны: апостол увещевает быть долготерпеливыми до пришествия Господня, а сын Сирахов, – стремиться к мудрости, с трудом достигаемой. Различны и сами образы сравнения: апостол указывает на терпение земледельца, а сын Сирахов, – на труды земледельца. В данном случае, мы не вправе отказать апостолу в оригинальности; как выросший среди земледельцев, он, без сомнения, мог взять этот образ сравнения из своего личного наблюдения. Апостол Иаков, говоря о злых действиях языка и сравнивая его с огнём ( Иак.3:5–8 ), имел в виду, по мнению Штира 27 , место из Сир.28:12–15 , где изображается несчастье от злых наушников. Но Штир опускает из виду, что апостол рассматривает это зло вообще, а Сирах, – специально по отношению к гневу; сравнение же языка с огнём было употребительно в ветхозаветные времена ( Пс.119:4 ; Притч.16:27 ) и впоследствии, вошло даже в пословицу 28 . Иак. 3:2 : ср. Сир.19:17 ; Сир.14:1 . И эти два места, принимаемые Штиром за параллельные, не имеют сходства ни по форме, ни по содержанию. Хотя у обоих авторов речь идёт о грехе словом, но апостол под этим грехом разумеет погрешность в учении, а сын Сирахов, – грех словом в собственном смысле. Ближе к изречению апостола стоит место в книге Притчей ( Притч.10:19 ; Притч.15:1 ). Иак.2:23 . ср. 1Мак.2:52 , – где говорится о вере и оправдании Авраама; но изречение апостола скорее можно принять за воспроизведение Быт.15:6 , как справедливо замечает Кэрль 29 , на что при том указывает употреблённая апостолом формула: «и исполнилось слово Писания». Приводимые Штиром места, как параллельные Мф.6:19–20; Лк.12:33 ; 1Тим.6:19 ср. Тов.4:9 : Сир.29:14–15 , не имеют сходства не только по форме, но и по содержанию; ибо Господь и ученики Его говорят о собирании сокровищ для вечности, а Товит и Сирах, – для временной жизни. Эта образная речь о стяжании сокровища могла быть заимствована из обыденной речи. В Талмуде читается: «предки мои собирали сокровища на земле, а я – на небе; они собирали такого рода сокровища, которые никакого плода им не принесут, а я – такие, которые принесут мне плод», – ответ царя на вопрос братьев 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

16.12.1916 06.05.1917 18.05.1917 21.06.1917 03.07.1917 15(28)09.1918 Дамиан Говоров 11(24)07.1921 16(29)01.1928 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров Петровская, обн. Основана в 1927 г. Именование – по г. Петровск (Саратовская губерния). Саратовское викариатство. Упразднена в 1928 г. 17(30)03.1927 04.1928 Виктор Путята Петроградская (см. Санкт-Петербургская) Петроградская, обн. (см. Ленинградская, обн.) Петрозаводская Основана 21.04.1828 (по др. 22.05.1828). Архиепископия с 1835 г. Возобновлена 07(20)07.1990 (выделена из С.-Петербургской епархии). Именовалась: Петрозаводская и Олонецкая; в 1944–1955 гг. – Олонецкая и Петрозаводская; с 04(17)07.1996 – Петрозаводская и Карельская. Викарные кафедры: Старорусская, Каргопольская, Вытегорская. 22.05.1828 17.10.1842 14.11.1842 07.12.1850 19.12.1850 07.02.1851 29.03.1851 07.07.1869 29.08.1869 28.02.1877 Ионафан Руднев 28.02.1877 07.01.1882 23.01.1882 21.10.1897 21.10.1897 20.01.1901 Назарий Кириллов 20.01.1901 07.12.1905 24.12.1905 21.11.1908 28.11.1908 30.11.1916 21.11(04.12)1919 12(25)10.1924 05(18)12.1925 21.03(03.04)1928 22.04(05.05)1928 Сергий Гришин 22.04(05.05).1928 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 21.03(03.04)1930 14(27)03.1934 Феодор Яковцевский 14(27)031934 28.04(11.05)1934 28.04(11.05)1934 17(30)11.1935 01.1936 15(28)02.1936 18(31)03.1936 Палладий II Шерстенников 16(29)06.1947 21.05(03.06)1948 Нектарий Григорьев 21.05(03.06)1948 19.02(04.03)1949 19.02(04.03)1949 23.10(05.1 1)1955 07(20)07.1990 01(14)08.1990 01(14)08.1990 Петрозаводская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Петрозаводская; Карельская. Викарные кафедры: Каргопольская, Повенецкая. 13(26)06.1922 04.1923 Николай Соболев 1932 (?) 01(14)05.1932 30.04(13.05)1932 12(25)05.1932 16(29)06.1932 09(22)11.1933 Петропавловская (Камч.) Основана 01.12 (по др. 15.12) 1840 (выделена из Иркутской епархии). Местопребывание – в г. Новоархангельске на о. Ситха (Аляска). В дальнейшем, по усмотрению правящего архиерея, кафедра переносится в различные пункты – в г. Аянск, в 1852–1853 гг. – на Аляску, с 1853 г. – в г. Якутск (в связи с присоединением к епархии Якутской области 26.07.1852), с 21.12.1858 – в г. Благовещенск-на-Амуре. 01.01.1899 епархия подверглась разделению на две самостоятельные епархии: Благовещенскую (с кафедрой в г. Благовещенск) и Владивостокскую (с кафедрой в г. Владивосток). (Н.Д. Иерархия... С. 406).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1610–1613 гг. – Псковская и Новгородская 3686 ; с 1616 г. – Псковская, Изборская и Нарвская; с 13.01.1764 – Псковская и Рижская; с 16.10.1799 – Псковская, Лифляндская и Курляндская; с 30.04.1833 – Псковская и Лифляндская; с 11.03.1850 – Псковская и Порховская; после 1918 г.– Псковская и Великолуцкая; Псковская и Торопецкая; Псковская и Порховская, паки (1944 г); с 21.03(03.04) 1990 – Псковская и Великолукская, паки 3687 . Викарные кафедры: Викариатство Псковской епархии, Псковская, Порховская, Белокопытская, Великолукская, Изборская. 04.1589 21.04.1592 Мисаил 16.02.1595 24.08.1608 Геннадий 10.1610 1613 (?) 11.07.1613 01.12.1615 06.07.1616 24.04.1623 12.10.1623 31.12.1626 01.01.1627 06.02.1634 06.07.1634 09.1649 Левкий 04.11.1649 Макарий 12.03.1665 06.09.1681 Арсений 06.09.1681 08.09.1690 Маркелл 01.02.1691 22.06.1698 Иларион Смирнаго 18.09.1698 01.01.1717 02.06.1718 25.06.1725 25.06.1725 08.1725 09.10.1725 13.04.1731 Рафаил Заборовский 13.04.1731 12.01.1739 17.01.1739 18.08.1745 Стефан Калиновский 18.08.1745 22.02.1754 02.04.1758 15.09.1761 Вениамин Пуцек-Григорович 07.10.1761 22.06.1763 04.10.1763 11.10.1798 11.10.1798 30.08.1814 Ириней Клементьевский 30.08.1814 02.02.1815 Мефодий Смирнов 15.02.1815 07.02.1816 07.02.1816 24.01.1822 27.02.1822 30.09.1825 30.09.1825 10.05.1834 12.05.1834 27.08.1849 11.03.1850 15.04.1856 15.04.1856 06.07.1862 27.09.1862 22.04.1869 07.07.1869 23.01.1882 Павел II Доброхотов 06.03.1882 16.02.1885 Нафанаил II Соборов 09.03.1885 17.08.1893 03.09.1893 02.03.1902 Антонин Державин 16.03.1902 05.12.1903 Сергий Ланин 05.12.1903 05.11.1910 05.11.1910 17.04.1912 Алексий Молчанов 17.04.1912 Геннадий II Туберозов, паки (?) 21.08(03.09)1923 12.1924 16(29)09.1927 30.10(12.11)1935 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 17(30)11.1935 29.07(11.08)1936 15(28)10.1940 (08.1941 16(29)04.1944 13(26)05.1944 25.08(07.09)1945 25.08(07.09)1945 08(21)10.1949 08(21)10.1949 29.10(11.11)1954 29.10(11.11)1954 20.02(05.03)1959 Иоанн Разумов 20.02(05.03)1959 08(21)06.1960 08(21)06.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

U. 1:4–6, 9–19. 1:1–3, 7–8, 20. 2:7, 11, 17, 26–29. 3:5–6, 12–13, 21–22. 4:1; 5:5б, 6б, (8); 6:16. 7:9–17. 7:1–8. 8:2–9. 9:9, 15б. 10:1а, 2б, 3, 5–7. 10:1б, 2а, 8а, 9б, 10–12. 10:4, 8б, 9а. 11:(15), 19. 11:1–13. 11:15, 17, 18. 11:7б, 8б, 14, 16. 12:1–17. 12:18–13:8. 13:11–18. 12:6, 11. 13:3а, 4б, 5б, 7а. 14:1–2а, 4б–7, 9, 10б, 11а. 14:14–20. 14:2б–4а, 8, 10а, 11б–13, 17. 15:2–6, 8. 15:1, 7. 16:13, 14, 16, 17б–20. 16:1–12, 7а, 21. 16:15. 17:1–6а. 17:6б–18. 18:1–23. 18:24. 19:9б–10. 19:11–21. 19:1–8. 19:4, 8б, 9а, 15. 20:1–3, 8–15. 20:4–7. 22:8, 10–13, 16а, 17, 18а, 20б–21. 21:1, 5а, 6а. 21:9–22:3а, 15. 21:2–4, 5б, 6б–8. 22:3б–7, 9, 14, 16б, 18–20а. Весьма интересно сочинение Prof. I. Weiss’a, в котором он выступает со своей гипотезой происхождения Апокалипсиса. По мнению I. Weiss’a, Апокалипсис является соединением двух источников. Один из них древний апокалипсис Иоанна христианского происхождения. К этому источнику относятся гл. 1–3, за исключением 1:1–3. Да кроме того послания к семи церквам расширены издателем. С первыми тремя главами тесно связана 4 гл., переработанная издателем; затем сюда же идут гл. 5–6; 7:4–8. В гл. 8–9 есть первоначальное зерно, принадлежащее апокалипсису Иоанна, – именно, „три горя“, возвещенные орлом. Затем к нему же относятся: 12:7–12; 13:11–18; 14:1–5, 14–20; 20:1, 21:4; 22:3–5, 8а, 11–13, 15, 16, 20, 21. Возможно также, что в 19:7–8, 9 находится что-нибудь, принадлежащее Иоанну. Временем происхождения апокалипсиса Иоанна является вторая половина шестидесятых годов. Писатель его Иоанн, очевидно, был иудей, но не партикулярист, а наоборот: его отношение к иудейству подобно отношению св. Павла. Не замечается у него и враждебного отношения к римскому государству. Словом, Иоанн был павлинистом второй генерации. Труднее отожествить его с Ап. Иоанном Богословом. Второй источник, вошедший в состав нашего Апокалипсиса Иоанна, был иудейского происхождения. Это – книга, которую издатель поглотил, и из которой опять пророчествует. Сюда относятся: гл. 10; 11:1–13; 12:1–6, 14–17; (13:1–7); гл. 15–19; 21:4–27. В этом литературном комплексе заметны различные составные части, которые однако ко времени издателя представляли единство. Что касается времени происхождения, то относительно 11 гл. I. Weiss замечает, что она сочинена между маем и августом 70 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Праведный человек укрепляет в себе нравственный дух и радость бытия верой в Бога. Но внешнее благочестие без добра и правды есть кощунство. В этом Сирах — достойный продолжатель пророков, книги которых он чтил и изучал: Не говори: «Он призрит на множество даров моих, и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет»… Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны. (7,9; 34,18) Смертный, учит Сирах, не может равняться с Сущим, он должен благодарить Его за жизнь, которая ему дарована; и если она коротка — то такова небесная воля. Чем больше человек познает величие Творца, тем меньше чувствует себя вправе предъявлять Ему требования. Проходя по жизни, наслаждаясь ее дарами, трудясь для себя и других, исполняя Закон Божий, человек находит источник утешения в созерцании Славы Сущего. 6. Иисус, сын Сирахов, и св. история. В отличие от других хакамов, Сирах не ограничивается только размышлениями о Боге и жизни. Он говорит и о явлении Господа в истории. Однако это по преимуществу история библейского народа, получившего от Бога свет Премудрости. Сирах сурово осуждает жителей Палестины, оказавшихся во власти язычества: идумеев, филистимлян и самарян, которые, по его словам, вообще не есть народ. Таким образом, писатель утверждает себя исповедником строгого иудаизма. В славословии «отцам» (гл. 44–50) Иисус, сын Сирахов, говорит о великих мужах древности, которые жили согласно разуму и Закону и которым Бог открывал Свою волю. Они погребены в мире, но имена их живут в род и род. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля. Каждому из них Сирах дает краткую характеристику и завершает шествие святых Ветхого Завета Симоном Праведным, первосвященником Иерусалима . Но о будущем, о Мессии книга ничего не говорит. Мудрец лишь верит, что наступят времена, когда и язычники познают истинного Бога. Он молится: Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих… Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем; И познают все живущие на земле , что Ты Господь, Бог веков. (36,9,18–19)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И так бдение богатства растаевает плоти их, как говорит Сирах, и попечение их отгонит сон 670 . Мерзкую сию заботу богатого, Св. Василий живыми красками изобразил тако: «советуется сам с собою в нощи, как бы противных ему Патронов на свою сторону склонить, как ложныя свидетельства мздою открыть, как сего разоренного опустошить, другого силою подавить, сироту обмануть, судию обольстить. Пес лает, и богатый думает, что воры у него на дворе, мыши шум слышится, и сердце богатого дрожит; о слуге подозревает; и о всем сомневается; сынов, юношей, яко коварствующих почитает; ибо возраст их наследство им обещавает» 671 . Сии заботы душу богатого сокрушают. Потому то Сирах говорит: мнози падоша злата ради, и бысть пагуба их прямо лицу их 672 . И Соломон говорит: муж, емуже дает Бог богатство и имение и славу, и несть лишаяй души своей от всех, их же вожделеет, и не даст ему Бог власти от него ясти, яко чужд муж ясти имать от него, и сие суета 673 . Лучше убо на земли лежать, и дух спокойный иметь, нежели собирать богатства и мучиться мыслями на золотом одре. «Такая бо богатств болезнь есть, говорит Св. Григорий Назианзин , что они конца желания больше не знают, но жажды лекарства во всегдашнем питии думают сыскать» 674 . Посему богатые весьма пристойно сравниваются с людьми, имеющими водяную болезнь, которые чем больше пьют, тем более жаждут. Богатств бо проклятый глад никогда не насыщается. Око лихоимца не насыщается части, говорит Сирах, и обида лукавого иссушает душу. Око лукаво завидливо и о хлебе, и на трапезе своей скудно 675 . «Что ни видит глаз, говорит Св. Василий, то желает скупый; не насыщается глаз, не говорит: довольно: также и скупой никогда не сказал: довольно» 676 . От сего происхоит, что пристрастные к богатству предают себя всем опасным случаям, а иногда и воровству и граблению, и убийству. А сего что поноснее? что скареднее? Но примечай, Христианине, и конец собрания богатства. Мятется (богатый), сокровищствует, и не весть, кому соберет я 677 . И Сирах говорит: собираяй от души своея, инем собирает, и во благих его инии насладятся 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Но позвольте спросить еще вас: не теряете ли вы свое здоровье, потому что неряшливо, неопрятно живете? Соблюдаете ли чистоту в ваших домах? Стараетесь ли сохранять в них чистый и здоровый воздух? Если этого не соблюдаете, то не надейтесь, чтобы процветало ваше здоровье. Нечистый воздух, как яд, заражает ваше тело, портит кровь и соки, и человек по необходимости стареет, хилеет, лишается сил и здоровья. Он страдает не 12 лет, а часто всю свою жизнь и преждевременно умирает. Вот от чего часто видим мы больных, страждущих безнадежно! Что же бедные страдальцы? Желая себе выздоровления, они нередко прибегают к разным лечениям и, к сожалению, ищут помощи у знахарей и ворожеев. Но что это за люди знахари и ворожеи? Такие же темные люди, как и больной, ищущий у них помощи, но только похитрее его; а хитры они для того, чтобы отуманить его голову и поживиться его добром. И толкуют они ему: «это у тебя пристрит; это тебе от лихих людей так стало“. Что же далее? Начинаются нашептывания, наговаривания и заклинания, составленные из самых нелепых слов. Такое лечение, бр., и бесполезно, и Богу противно: оно распространяет между людьми вредоносное суеверие и заблуждение. За нашу грязную, нетрезвую и худую жизнь даже и ученые врачи не помогают нам, и Сам Бог не помилует нас, ибо мы не достойны Его помощи. Как же мы должны лечиться? Один и тот же Господь, Который исцелил евангельскую женщину, есть и для нас источник исцелений. Поставлены для нас от Него также и врачи. Но нужно знать, как и к Богу обращаться, и у лекарей лечиться. Мудрый Сирах говорит: чадо, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит. Отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть ( Сирах. 38:9–12 ). Слышите, бр., как нужно лечиться? – Прежде, нежели обратимся мы к врачам, нужно обратиться к Богу с теплою молитвою и верою, перестать грешить, очистить сердце свое от всякого греха истинным покаянием, чтобы Господь умудрил врача и благословил лекарство его для пользы нашей. Тогда и Господь будет прикасаться к нам Своею благодатью. Так, конечно, поступала и евангельская женщина, когда прикоснулась к одежде Господней. Она подошла к Нему с теплою верою и на Него Единого с глубоким смирением надеялась. Потому и Господь сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. А прежде не получала она пользы от того, что надеялась не на помощь Божию, а на одних врачей. Да, бр., без помощи Божией и врачи не помогают нам; а Божия помощь, говорю, не приходит к нам за наше неверие, за нашу беззаконную и нераскаянную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010