О важности и необходимости Св. Писания так свидетельствовал Сам Бог через Моисея израильтянам: «все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзак. 12:32). «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, – сказал Господь Иисусу Навину,–но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Св. Писанию, существовавшему в Его время, величайший авторитет ( Мф. 5:17 ; Ин. 5:46– 47 ) и признавал его Богодухновенным ( Мк. 12:36 ; Мф. 22:43 ), почему как Сам «изъяснял сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ), так и от последователей Своих требовал, чтобы они исследовали Писание ( Ин. 5:39 ; сн. Мф. 22:29 ). Апостолы также учили, что «все Писание Богодухновенно и полезно» (2 Тим. З:16); веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян. 24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей церкви: «заклинаю вас Господом,–пишет ап. Павел Фессалоникийцам,– прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Фес. 5:27 ; ср. Колос. 4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет. 1:19 ). Из книг Св. Писания большее значение для христиан имеют, конечно, Евангелие и послания Апостольские, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, но не лишены значения и ветхозаветные книги, так как содержащиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских, не отменены в Церкви Христовой, а лишь исправлены ( Евр. 9:10 ):вместо кровавых жертв–жертва бескровная ( Евр. 9: 23; 13:10 ; Лк. 22:19–20 ), вместо обрезания–крещение ( Деян. 15:24,28–29 ; Кол. 2:11–12 ),вместо 10 заповедей–учение Христово ( Еф. 2:15 ), расширившее и восполнившее их (Мф. 5 гл.) и т. д. Не утратили также своего значения и неканонические книги Библии, как назидательные,–тем более, что сами апостолы пользовалась изречениями их (напр., Иак. 1:13 ср. Сирах. 15:11,12 ; Иак. 1:19 ср. Сирах. 5:13 ), а Господь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Адам за снедь с Евою веселый рай погубиста; люди израильстии в пустыни ядоша и насытишася зело, но еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня и уби множайшая их ( Псал. 77:29–31 ). Вопросите-ли мя, чесо ради уби? На сие Моисей Боговидец отвещает: седоша людие ясти и пити и восташа играти ( Исх. 32:6 ), еже есть тельцу играти, честь Божию ему воздавати, а за то их играние гнев Божий уби. Пьянством мнози злая пострадаша, и числом сказати не возможно. Олоферн, страшный воевода пьяный, Иудифою обезглавися. Якоже глаголет приточник: не буди винопийца, ниже прилагайся купованию мяс: всяк бо пьяница и любодей обнищают ( Притч. 23:20–21 ), имением обнищают, здравием, славою и разумом, напоследок и спасением обнищают. Вся бо сия отъемлется чревобесием, глаголет Иисус Сирахов, не пресыщайся во всей пище и не разливайся на различныя брашна ( Сирах. 37:32 ), ибо во мнозе брашне недуг будет, а пресыщение до скорби дойдет, пресыщением бо мнози умроша ( Сирах. 37:33–34 ). Послушайте Апостала глаголюща: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефег. 5:18) ибо пьяницы царства Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Чем же избыти пиянства и нечистоты и объядения? Избудем воздержанием и постом и милостынею. Сими получим царство небесное; аще сохраним пост и милостыню, то не лишены будем милости Божией. Аминь. 17) Поучение в неделю 15-ю по всех святых Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Словеса суть Евангелиста Матфея, в зачале 92 положенная (Глава 22. ст. 37). Соломон царь, Божиею мудростию наполненный, написа тако: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл. 7:21 ) и паки той же Соломон в своей молитве к Богу тако глаголет: несть человека, иже не согрешит (3 Царств. 8:46). Виде бо умныма очима со отцем Давидом, Господь с небесе приниче на сыны человеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, – и се вси уклонишася вкупе и неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Псал. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь впервые в ветхозаветной письменности столь ясно выражена мысль о свободе и ответственности человека. Мудрая жизнь есть осуществление в поступках, мыслях и чувствах высшей мудрости, то есть воли Божией, запечатленной в законе. 4. Учение о грехе. В Премудрости Сираха нельзя найти разработанного богословского учения о первородном грехе; в ту эпоху ветхозаветная мысль к этой идее только приближалась. (В полноте своей учение о первородном грехе откроется лишь в писаниях ап. Павла.) Однако Иисус сын Сирахов уже знает, что грех имел начало и связывает его с рассказом Кн. Бытия (Сир 25,27). В отличие от своих современников — греческих моралистов, — мудрец не верит, что «естественный человек» — существо добродетельное от природы. Он слишком хорошо знает силу зла в душе человеческой: Беги от греха, как от лица змеи; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей. (21,2–3) Сирах рассматривает мир в его падшем состоянии, когда зло является неотъемлемой составной частью бытия. Но человек не должен считать себя обреченным. Ему предоставлена возможность выбора: Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу. (21,30) Иными словами, даже воздействие темных сил не снимает с людей нравственной ответственности за поступки. 5. Образ добродетельного человека, начертанный в Кн. Сираха, несет на себе печать ветхозаветной ограниченности. Это рачительный глава семьи, любящий муж, строгий отец, человек, нескорый на слово, всегда обдумывающий свои решения. Он не гонится за богатством, но и не чужд радостей жизни. Он справедлив, добр, вежлив и осмотрителен, никогда не изменяет данному слову и готов в любой момент оказать помощь нуждающимся. Одним из величайших благ жизни Сирах считает дружбу. Кто нашел доброго друга — нашел сокровище. С нечестивыми же, напротив, нужно не входить в общение (12,13). Местами этика книги почти приближается к евангельской. Поднимаясь над юридическим «око за око», он говорит: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. (28,2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– Не для того я говорю о Енохе и Илии. Их пример научает нас той истине, что всякому человеку не обязательно истлевать по смерти. А если Бог захочет, так может сохранить кости праведных от разрушения. – Вот вы и покажите от Слова Божия, – возразил Козьма Трифонович, – чтобы когда, по смерти, праведники не истлевали, а являлись мощами людям... Я ответил: – Можно это показать, Слава Богу. В 4 книге царств читаем: «умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моаватян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидит это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал па ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Отсюда следует, что Господь действительно хранит «кости» праведников и совершает чрез них дивные чудеса. Козьме Трифоновичу и его братьям не понравилось доказательство «от костей Елисея». Они шумели. – Кабы сказано было, что «тело Елисея» в гробе сохранилось от тления, это бы еще говорило в вашу пользу, а то кости. Кости – не мощи. Я ответил: – Вы забыли, друзья, что мощами называются всякие нетленные останки Святых. Значит, и кости можно назвать мощами. Но всё это не удовлетворяет вас. Тогда послушайте, как премудрый Сирах говорит о костях Елисея Пророка: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его и, по успении его, пророчествовало тело его» ( Сир.48:12,15 ). Смотрите, Сирах не пишет, что, по успении, пророчествовали кости Елисея, а тело его. Значит, Господь мог сохранять тела Святых нетленными еще в Ветхом Завете. – Дались ему кости Елисея! – мрачно заметил Козьма Трифонович. – Одно только и есть у вас доказательство в защиту мощей... Я ответил: – Если бы, в правду, у нас было только одно доказательство, разве от этого умалялась бы истина нетления мощей угодников? Вот только одно свидетельство у Апостола Иакова находим мы о помазывании больных елеем ( Иак. 5, 14 ), а кто станет утверждать, что этого помазания не надобно совершать над больными потому, что один Апостол говорит о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Патерик Скитский. Изречения Феодора Енатского. Также преподобного Симеона, Нового Богослова. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Матф. XI, 29. Наставления отца Серафима, издание 1844 г. 1 Кор. I, 18. Патерик Скитский. Там же. Сирах. VI, 18-20. Екклес. XI, 6. По объяснению преподобного Григория Синаита. Псал. CIV, 1, 4. Матф. XII, 45. Матф. XIII, 25. Лук. XI, 23. Сирах. VI, 21-30. Часть 1 Ученик. Что есть смирение? Старец. Есть евангельская добродетель, совокупляющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения. Ученик. Когда она превыше постижения: то как же мы знаем о ее существовании? тем более как можем приобрести такую добродетель, которой и постигнуть не можем? Старец. О существовании ее узнаем, при посредстве веры, из Евангелия, а самую добродетель узнаем опытно по мере приобретения ее. Но и по приобретении, она пребывает непостижимою. Ученик. Отчего ж это? Старец. От того, что она Божественна. Смирение есть учение Христово, есть свойство Христово, есть действие Христово. Слова Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [ 1 ], святой Иоанн Лествичник объясняет так: " Научитеся не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть, от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем, и помыслом и образом мыслей " [ 2 ]. Как же постичь свойство и действия Христовы? они, и по ощущении их, непостижимы, как и Апостол сказал: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе [ 3 ]. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия. Он действует на ум и сердце всемогущею Божественною силою. И сила, и действие ее естественно непостижимы. Ученик. Каким способом можно достичь смирения? Старец. Исполнением евангельских заповедей, преимущественно же молитвою. Благодатное действие смирения весьма сходствует с благодатным действием молитвы; правильнее: это – одно и то же действие. Ученик. Не откажись изложить подробно оба способа к приобретению смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Аминь! Беседа VIII. О том, что от внимания и тщания человеческого зависят и земное благополучие, и небесное блаженство: так как невнимание и нерадение человеческое бывают причиною и временного несчастья, и вечных мучений Иже убояся слова Господня от рабов Фараоновых, собра скоты своя в домы: а иже не вня мыслию слову Господню, остави скоты на полях. Исх.9:20–21 . Премудрый Сирах, имея во всякое время перед очами своими житие человеческое, видя все перемены и всю непостоянность оного, опытным образом зная, что часто место временного счастья занимает великое несчастье, и за приятным весельем последует горькая печаль, – премудрый, говорю, Сирах, все сие живо в уме своем воображая, всякому смертному, на движущейся, или лучше, на колеблющейся земле живущему, таковое делает наставление: блюдися и внимай зело, яко с падением твоим ходиши, будучи всегда способен упасть: слышай сия бодрствуй и в самом сне твоем. Во всем житии люби Господа и призывай Его во спасение твое ( Сир.13:16–18 ). Боящегося бо Господа не срящет зло, аще же и в напасть таковой по попущению Господню впадет, паки скоро измет его Бог . Муж премудр никогда не возненавидит закона, сумняйжеся в нем, якоже в бури корабль ( Сир.33:1–2 ) волнуется всегда, а часто и потопляется. И подлинно всякому слабому смертному весьма нужно блюстися во всем житии своем и внимать себе, внимать за хотениями, деяниями и всеми обстоятельствами своими. Ибо колико полезна и спасительна есть дневная и ночная за собою стража: толико вредно и пагубно есть всегдашнее о себе невнимание. Что довольно ясно подтверждают Египтяне собственным своим примером. Господь Бог, повествует Писание, желая произвести раскаяние в ожесточенном Фараоне, паки рече к Моисею: востани заутра, и стани пред Фараоном, и рцы к нему: сице глаголет Господь Бог Еврейский: отпусти люди Моя, да послужат Мне. Аще же не отпустиши, то в сей же час Аз изпущу вся казни Моя в сердце твое, и рабов твоих, и людей твоих: да увеси, яко несть ин, якоже Аз, во всей земли. Ныне бо пустив Руку Мою поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишися от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Все это – следствие падения. Эти свойства и способности женщина проявляет тогда, когда действует по беззаконным законам своего падшего естества, под водительством необузданной крови своей и беспорядочному действию возникающих в сердце чувств и желаний. Святой Иоанн Златоуст , возмущенный встречающимися греховными проявлениями женской природы, говорит, что кажется во всей поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой женщине 28 . Подтверждение своим словам он находит в словах премудрого Соломона, который неоднократно говорил, что мала есть всяка злоба противу злобе женстей ( Сирах. 25:21 ), что лучше жити в земле пусте, неже жити с женою сварливою и язычною и гневливою ( Притч. 21:19 ) или лучше жити со львом и змием, неже жити со женою лукавою ( Сирах. 25:18 ) и лучше жити во угле непокрытом, неже во храмине общей со женою клеветливою ( Притч. 25:25 ). «О зло, злейшее всякого зла, женщина злая! Если она бедна, богатеет злобою; если же имеет богатство, способствующее лукавству, то это вдвойне пагубно. Женщина нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь. Я видел и аспидов неукротимых укрощенными, и львов, и единорогов, и медведей прирученными; женщина же злая и, будучи обличаема, гневается, и будучи усовещеваема с ласкою, превозносится. Если муж ее облечен властию начальственною, то она и днем, и ночью, развращает его речами, побуждая к злодейству, как Иродиада Ирода; если же она имеет бедного мужа, то самолично бесчестит всех; ибо не обуздывает языка своего страхом Господним, не взирает на будущий суд, не уповает на Бога, не хранит законов любви» 29 . Такое печальное явление представляет собой не управляемое разумом и испорченное грехом сердце, в глубине которого рождаются и из глубины которого исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф. 15:19 ). Имеющая такое сердце дщерь человеческая называется дщерью погибели ( 1Цар. 1:16 ) 30 . Такая женщина представляется горчайше смерти, ибо она – сеть: сердце ее – силки, а руки ее – оковы ( Еккл. 7:26 ) и нет ничего сильнее ее «немощи». Как сердце противящееся разуму почти всегда увлекает и низлагает его, порождая в нем помышления разного характера, так и женщина по свойству природы своей обнаруживает подобные способности в отношении мужчин, которые, все оставив, с изумлением на ню внемлют, и отверстыми усты зрят ю, и вси иныя желают паче злата и сребра и всякия вещи предрагия ( 2Ездр. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

31 . Нет пользы? А как же они очищают от пороков? Если ты будешь соблюдать их со смирением и с милосердием, то, как говорил в божественном Духе Исаия, кости твои утучнятся и будешь ты как сад опьяненный (Ис. 58:11). Духовным туком поста утучняется душа твоя и добродетели ее, плоды же твои умножаются от изобилия ума твоего, и пребывает в тебе опьянение трезвенности 3645 , подобное той чаше, о которой говорит пророк: И чаша Твоя, опьяняющая меня, сколь прекрасна! (Пс. 22:5). 32 . Но хвалы достойна строгая умеренность не только в пище, но и в пожеланиях. Написано: Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих (Сирах. 18:31–32). И ниже: Вино и женщины развратят разумных (Сирах. 19:2). Умеренности в супружестве учит Павел 3646 , и тот, кто не поступает по его слову, попирает апостольский закон и подобен прелюбодею. 33 . Стоит ли мне напоминать, какова благодать девства, если она удостоилась того, что Христос избрал ее для Себя храмом, в котором телесно, — как читаем, — обитала полнота Божества (Кол. 2:9). Дева родила Спасение мира. Дева родила Жизнь всех. Неужели не было исключительным то девство, которое во Христе принесло спасение всем? Дева носила Того, Кого весь этот мир не мог принять и вместить. Родившийся из чрева Марии сохранил неприкосновенными затворы стыда и печати девства у Своей Матери 3647 . В Деве Христос обрел ту плоть, которую желал для Себя, ту плоть, которую Он, Господь всего, усвоил Себе. Из–за мужа и жены человек был изгнан из рая, благодаря Деве — соединен с Богом. 34 . Стоит ли мне говорить о другой Марии, сестре Моисея Мариам. Она возглавила строй женщин, и они под ее предводительством стопами прошли через морскую пучину 3648 . И благодаря какому дару Фекла 3649 внушила благоговение даже львам, и ненасытные звери 3650 , распростершись у ног своей добычи, выдержали священный пост и не ранили ее ни острым когтем, ни жадным взором очей — ведь святость девства можно оскорбить даже взглядом.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Отвратительно для гордого смирение, так отвратителен для богатого бедный» ( Сир. 13:19–24 ). Сирах обличал распутное сношение полов, предостерегал от общения с певицами и танцовщицами, от того изящного греха, который иудеи заимствовали у греков ( Сир. 9:1 и след.; 19:2 и след.). Он своим выразительным языком начертал отвратительный образ дочерей Израиля, который представляет их в весьма неблагоприятном свете. «дочь для отца – тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее – как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела, в девстве – как бы не осквернилась, и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила супружеской верности, и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною» ( Сир. 42:9 и след.). Господствовавшую в кругу эллинизированных иудеев похотливость, он изобразил в форме молитвы, в которой он говорит: «Господи, Отче и Боже жизни моей! Не дай мне возношения очей, и вожделение отврати от меня. Пожелание чрева и сладострасие да не овладеют мною, и не предай меня бесстыдной душе» ( Сир. 23:4–5 ). В особенности он восставал против испорченности юношества: «не желай множества негодных детей, и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь, и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников. И лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых» ( Сир. 16:1–4 ). Главным злом и корнем всего этого нравственного упадка Сирах считал неуважение к учению иудейства, и поднятие уважения к нему и было целью его книги. С необычайным воодушевлением он восклицал: «горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином – лжи, пред судьей и князем – преступления, пред собранием и народом – беззакония, пред товарищем и другом – неправды, пред соседями – кражи, но не стыдись точного исполнение закона Всевышнего и завета» ( Сир. 41:11, 12, 21–23, 42:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И Пресвятая Богородица у Луки в главе 1 воспевает: «Бог низложи силныя со престол, и вознесе смиренныя». В том же намерении и Сирах в 10 главе пишет: «Довлеет гордых искоренити до конца, и да насадит Бог смиренных вместо их». Господь Иисус Христос во главе 22 от Матфея глаголет: «Смиряяйся вознесется». Кто смиренную жену имеет, оный приобрел сокровище выше всякого богатства. Где сия добродетель, тамо и премудрость, как Соломон во главе 11 глаголет: «Премудрость обретается у смиренных». Так и Птоломей пишет, что смиреннее человек, то премудрее. Святой Петр во главе 5 первого послания пишет: «Да даст Бог смиреннующим милость», тем разумевается телесная и душевная (и восхитит их от праху земнаго), «и возвысит их Господь Бог во время свое». Того ради глаголет Соломон в притчах во главе 29. Смиренныя почтены будут, поскольку оные достойную честь воздают Богу и во страхе Его пребывают. Того ради взаимно оных почтить обещает и хотение их исполнит, а наипаче молитву их услышит, как храбрая Юдиф в молении своем рече: «Никогда благоугодны явишася Тебе гордии, но всегда Тебе смиренных и уничиженных молитва благоугодна». Таким же образом и Сирах глаголет: «Смиренных молитва проницает облака», также и Григорий пишет: «Создатель наш имеет великие недра любви и милосердия, в которые объемлет наш плач». Бог, Ангелы и человеки милостивы суть к смиренным людям, в псалме 113 поем: «Кто есть, яко Господь Бог наш, седяй во славе высоце и призираяй на смиренных в небеси, и на земли». Богородица воспела, как призре Бог на смирение Её. Златоуст пишет: «Несть Богу приятнее, кроме когда кто себя меньше всех других почитает». Как и приклады свидетельствуют об Иоанне, Павле, о сотнике в Капернауме и прочих. Иероним написал: «Несть нам, человекам, и Богу приятнее, кроме когда кто в житии своем заслуженна себя явит и, будучи высоким, смирением себя умалит». Если кто хочет гнев Божий и наказание Его укротить, и чистым покаянием Крест Его понести, таковой имеет, во-первых, смирением себя унизить, как блудный сын, от Луки во главе 15 свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/6/yunosti-ches...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010