В еврейском словоупотреблении «семя» могло быть как замещением слова «сын», так и обозначением потомства вообще, в самом широком смысле. Таким образом, изречение Сираха могло бы с равным успехом указывать как на исключительное право архиерейства сынов первосвященника Садока, современника царя Соломона, с которым они одновременно были помазаны (см. 1Пар 29:23 ), – и тогда аналогия с Давидидами была бы полной, – так и на возможность занимать эту должность для всех потомков Аарона, что более соответствовало реалиям Хасмонейской эпохи 1588 . Сирах приписывает священническому сословию вообще судейские функции (которые в эпоху царств определенно принадлежали царям, что особенно наглядно представлено в эпизоде подготовки переворота сыном Давида Авессаломом), причем перед ним, как и перед писателем главы о Сусанне в составе книги Даниила, стоит вопрос о критериях праведности суда, в связи с чем он выражает благочестивое пожелание: «Да даст нам Бог мудрость в нашем сердце – судить народ Его справедливо, дабы не погибли блага их и слава их пребыла в роды их» (ст. 31). Вместе с тем, ставя священнический сан в параллель царскому титулу, Сирах все же отдает явное преимущество последнему, по крайней мере, когда говорит об историческом прошлом: «Как возвеличим Зоровавеля? И он – как перстень на правой руке; также Иисус, сын Иоседека: они во дни свои построили дом и восстановили святый храм Господу, предназначенный к вечной славе» ( Сир 49:13–14 ). Несомненно, пророчества Захарии оказали на это восприятие отношений царя и священника определяющее влияние. Метафора перстня прочитывается в контексте Священного Писания как образ верности в любви ( Песн 8:6 ), причем у пророка Иеремии, действительно, именно царь уподобляется этому знаку, хотя и в негативном ключе: «Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя» ( Иер 22:24 ). Следует иметь в виду, что в библейские времена перстень был местом царской печати ( Есф 3:12 и др.), так что им знаменуется полномочное делегирование власти (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

У протестантов свое изложение вероучения, они издают свои журналы, выпускают сборники духовных песен и т. д., т. е. пользуются не только Священным Писанием. Протестанты обвиняют Православную Церковь в том, что она обращается к апокрифическим книгам, к которым они причисляют неканонические книги Библии: книги 2-я и 3-я Ездры, Товита, Юдифь, книги Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, прибавление к книге Эсфирь, к книге пророка Даниила, молитва Манасии в конце книги Паралипоменон, а также 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские. Протестанты смешивают понятия: «неканонические книги» и «апокрифы». Все перечисленные ими книги – неканонические , то есть те, которые не были внесены в список или канон священных книг. Образование канона относится к 1-й половине V века до Рождества Христова и приписывается священнику Ездре. Неканонические книги появились уже после составления ветхозаветного канона, и не на еврейском, а на греческом языке. Но и они пользуются большим авторитетом у Церкви, которая называет их добрыми, назидательными, священными и потому помещает в Библии среди богодухновенных книг. Известно, что апостолы пользовались изречениями из них (напр. Иак.1:10 , ср. Сирах.14:18 ; Иак.1:19 , ср. Сирах.5:13 ). Сам Господь праздновал праздник обновления ( Ин. 10:22–28 ), о котором известно лишь из книги неканонической ( 1Мак.4:59 ). Апокрифические же книги составлялись в подражание апостольским писаниям и выдавались за подлинные писания апостолов. К апокрифам относятся также книги, содержащие неправославное учение о догматах веры. Известны, например, следующие апокрифические книги: Перво-Евангелие Иакова, Евангелие Никодима, Евангелие Фомы, Евангелие от Евреев, Евангелие от апостола Петра и др. В отличие от неканонических книг, эти книги Православная Церковь не признает. О том, что Священному Преданию следовать необходимо, свидетельствовали многие учители и пастыри Христовой Церкви. Так, Палий, епископ Иеропольский, говорит: «если мне случилось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами (апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорит Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион, и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос» (Евсевий. Церковная история, кн. 3, гл. 39, с. 163–164). О священстве

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Старцем или евангельским отцем при пострижении был у меня схимник Сирах. Этот схимник был еще молодой, сильный и красивый мужчина. Он был родом из Курской губернии, родители у него были православные, имел на родине дом, жену и детей; но бросил все и ушел странствовать, – странствовал года три, даже до Сибири. Где-то сошелся с раскольником, и тот начал ему всячески укорять церковь и восхвалять старообрядчество, – говорил ему: «вот, Сергий, если бы ты познал нашу древнеславянскую церковь , сделался бы христианином, тогда и спасся бы; а теперь погибнешь!» Сергий был совсем неграмотен, всему поверил. По наставлению раскольника он пошел к неокружникам в город Тирасполь, потом в село Плоское, где верстах в двух от села есть скиток и проживают иноков человек пять, большей частью разные бродяги. Сюда-то попал Сергий, и скоро согласился перейти в раскол. Написал он на родину к жене, чтобы скорее приезжала с детьми, и послал на проезд денег, какие заработал в Плоском (он был штукатур). Когда семейство его приехало, дали знать именуемому епископу противоокружническому Тарасию: он явился и начал советоваться с попами, как принимать это семейство. Стали спрашивать, как крещен Сергий, т.е. проливательно, или погружительно; тот сказал, конечно, что не помнит и не знает. Тарасий объявил: надо вас совершенно крестить, – и ночью окрестили всех, и жену, и детей, среди Плоского в озере. Сергий отправил семью обратно в Курск; а его самого Тарасий скоро постриг в иноки, под именем Сираха, а потом немного спустя и в схиму, не стесняясь тем, что он человек молодой, имеет жену и детей. Вот и пошла эта схима гулять по свету. Явился Сирах в Вилково, к Анастасию в монастырь. Анастасий принял его и, при моем пострижении, назначил его мне в евангельские отцы. II. Я остался жить в пустыне один. Тут вскоре получил от Анастасия за секретный отъезд мой из монастыря вместе со старцем письменное запрещение от всякой святыни, по правилам, Дóндеже возвращусь. Хотя Анастасий был еще только игумен, не имел и священного сана, потому и запрещений налагать не мог, но его запрещение меня очень смутило.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Грехи наши. Не сами по себе Второе Пришествие Христово и Суд Его страшны, а наше упорное закоренение в греховных страстях и пороках, наша ожесточенная  нераскаянность  делают их для нас страшными. Разумным и обоснованным для истинного христианина может быть только  сыновний  страх пред лишением Отчей любви, а страх  животный, панический  свидетельствует лишь о нечистой совести. Люди с нечистой совестью, запятнанной многими грехами, нежелающие каяться и исправляться, совсем и слышать ничего не хотят о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде и даже сердятся, негодуют, а иногда и богохульствуют, когда им напоминают об этом общем, ожидающем нас всех конце. Не хотят слышать о нем и все чрезмерно-привязанные к этой земной жизни со всеми ее призрачными тленными благами, за которые они легко продают свою совесть, в безумном ослеплении успокаивая себя, что еще  не скоро  Господь придет, хотя Сам Господь говорит:  «Ей, гряду скоро!» ( Апок. 22, 20 ) и в целом ряде своих бесед и притчей учит нас всегда ожидать Его и всегда быть готовыми к Его Второму Пришествию (напр. Матф. 24, 42–51; 25, 1–13 и др.). «И еще бо мало елико елико, Грядый приидет, и не укоснит»  – уверяет нас Слово Божие, то есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр. 10, 37 ). Антихристианское  то мудрование, которое не желает слышать речей о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде! А Св. Церковь , напоминая нам об этом всегда, нарочито и в особенно живых и ярких образах напоминает всем верным своим  перед наступлением Великого поста,  желая этим представлением сильнее подвигнуть нашу волю к покаянию и исправлению нашей жизни. Помня всегда об ожидающем нас Страшном Суде, мы не так легко будем поддаваться греховным соблазнам, не так беспечно будем грешить, о чем говорил еще в Ветхом Завете Премудрый Сирах: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!»  ( Сирах. 7, 39 ). Читать далее Источник: Современность в свете Слова Божия/Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда путники дошли до пустыни, было уже поздно; наступала ночь. Устроив на земле небольшое возглавие из песка, старец сказал Таисии: — Усни здесь под покровом благодати Божией. Затем, оградив ее крестным знамением, отошел от нее на небольшое расстояние. Сотворив обычные свои молитвы, старец лег на землю и уснул. Когда наступила полночь, старец пробудился, так как увидел свет на небе. Подняв свои очи кверху, старец увидел огненную полосу, шедшую с неба по направлению к Таисии. От сего видения Иоанн пришел в ужас. Посмотрев же пристальнее на Таисию, он заметил, что ангелы Божии возносили к небу по пути тому душу Таисии. Иоанн взирал на это дивное видение до тех пор, пока оно не скрылось от глаз его. Затем, встав, Иоанн пошел к Таисии; подойдя к ней, он толкнул ее рукой, но увидел, что она умерла [ 2 ]. Тогда старец в страхе и трепете упал ниц на землю. И был к нему глас с неба, говоривший: «Покаяние ее, принесенное в один час, для чего приятнее покаяния, продолжающегося долгое время; потому что в последнем случае не бывает у кающихся такой теплоты в сердце». Старец пробыл в молитве до самого утра. Затем, предав земле честное тело блаженной Таисии, он пришел в скит, где и поведал отцам о всем бывшем. Узнав обо всем происшедшем, иноки прославили и возблагодарили Христа Бога за Его великое милосердие. Ему — Богу истинному — воссылается слава во веки. Аминь. Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине [ 1 ]: «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» (Сирах.50:1); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» (Сирах.50:6–7), — это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и спасателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе [ 2 ]. Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знанием и благоразумием» (Иер.3:15). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Хотя его Премудрость не была включена иудеями в Библию, а Церковь отнесла ее к неканоническим писаниям, она пользовалась большим уважением среди христиан. Свт. Киприан Карфагенский именовал ее даже «Церковной Книгой» — Экклезиастикус. Под этим названием она часто встречается в католических изданиях (не смешивать с Екклесиастом). Св. Отцы видели в Премудрости своего рода руководство для повседневной жизни и противоядие нездоровой мечтательности. Биографических сведений о Сирахе не сохранилось . По-видимому, он происходил из знатного иерусалимского рода и провел молодые годы в путешествиях, откуда вынес разнообразные знания. Возможно, он был знаком и с античной литературой, но лучше всего он знал Библию, которую читал уже почти в полном объеме. Премудрость рисует и облик самого автора: человека трезвого, рассудительного, благожелательного к людям. Последний из хакамов, он идеально воплощает в себе мудреца-книжника. Он любит свой литературный труд и ставит его выше всех профессий. Закон для него есть ключ к праведной и правильной жизни. Без знания Торы человек надмевается и тем ввергает себя в неисчислимые беды (10,7–9). В царствование Птолемея VII в Египет приехал внук Сираха, который заметил, что александрийские иудеи недостаточно знают основы отеческой религии. Чтобы помочь им, он решил перевести с еврейского на греческий язык книгу своего деда, которую считал наиболее подходящим наставлением в вере и жизни. Приступил он к своей работе в 132 году (предисловие, им написанное, сохранилось и в славянском переводе). Вероятно, сам Сирах писал около 190 года. Вплоть до конца XIX века были известны только греческие версии книги. В 1896 году гебраист С. Шехтер опубликовал сведения о найденной в Каире рукописи еврейского текста Сираха. Эта находка (изданная в 1899 году) не только приблизила библеистов к оригинальному тексту книги, но и позволила уточнить многие неясные места греческого перевода. 2. Характер книги. Премудрость Иисуса, сына Сирахова, состоит из стихотворных глав, которые собраны без строгого плана. Она поразительно многогранна. Это настоящая энциклопедия жизни: в ней говорится о придворных обычаях и храмовых обрядах, о торговле и Св. Писании, о медицине и воспитании детей. В ней есть псалмы, поднимающиеся до уровня лучших творений св. библейской поэзии. Однако автор прежде всего учитель жизни . Он проповедует «знание»; но не научное знание, как его понимали греки, а своего рода «науку жизни»; Сирах — моралист, который рассматривает бытие человека под религиозным углом зрения. Свой практический опыт он взвешивает на весах Закона Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Чтобы оградить человека от нападений трех означенных исполинов, пр. Марк предлагает три средства: 1-е — ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова Божия и от вопрошения опытных. 2-е — благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия, по сказанному в слове Божием: «очи Господни и тьмами тем крат светлейшия солнца суть, прозирающия вся пути человеческия и разсматряющия в тайных местех» (Сирах. 23, 27); памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних, — смерти, суда Божия, ада и Царствия Небеснаго, по сказанному: «поминай последняя твоя, и во век не согрешиши» (Сирах. 7, 39). 3-е — прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишняго сна, чрево от излишней пищи и пития, язык от празднословия и осуждения, ум от помыслов и попечений суетных, а сердце от похотей лукавых, — чему содействует прежде всего трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвеннаго правила, как церковного, так и келейнаго, и особенно частое с благоговением произношением молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально иметь устную, как предписывает св. Апостол Павел: «тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его» (Евр. 13, 15). Родивыйся от Девы и пришествием Своим сокрушивый всю силу вражию, ходатайством Пречистыя Своея Матери и всех благоугодивших Ему и за молитвы почивших отцев наших, да поможет нам противуратовати, елико возможно, трем сим сильным исполинам, т. е. унынию, забвению и неразумию. Так как я сам присно содержим есмь сими страстями, то и рассудил поделиться с вами беседою о них, по старинной пословице: чем богат, тем и рад. 14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви (1877 г.) Сестры о Господе и матери! Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Вот всеблагий Господь и опять подобил нас дождаться светоноснаго праздника, Его Светлаго Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему, желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В эпоху, когда Церковь Ветхого Завета ждали жестокие испытания, она нуждалась в учителях типа Иисуса, сына Сирахова. Обходя стороной эсхатологию и мессианизм, Сирах учит людей жить в повседневности, ориентируясь на здравый смысл и Закон Божий. В его наставлениях воплотилась та сторона религиозной этики, которая воспитывала цельность души, стойкость воли и нравственную чистоту. Вопросы для повторения 1. Кто был автор книги? 2. На каком языке она написана и кто перевел ее на греческий язык? 3. Какими чертами характеризуется Кн. Сираха? 4. В чем заключается учение Сираха о творении, Премудрости и человеке? 5. Как понимал Сирах греховность человека? 6. Каковы черты праведника, согласно Сираху? 7. Как относится эта книга к св. истории, эсхатологии и мессианизму? Апокалиптические писания и борьба за веру IV–II века до Р.Х §26 Первые апокалиптики. Благовестие о воскресении (IV век до Р.Х.) 1. Апокалиптика. Глубокая неудовлетворенность настоящим состоянием мира, отказ смириться с ним звучали уже у пророков — от Амоса до Малахии. Но большинство из них еще недостаточно четко отличали грядущее преображение твари от чисто земных и даже политических чаяний. Однако раскол единого израильского царства, иноземное иго, Плен постепенно освобождали сознание ветхозаветной Церкви от утопических иллюзий. В библейской письменности последних веков до Р.Х. конечное и величайшее Богоявление все чаще изображается как событие всецело чудесное, сверхъестественное. Эта тема становится главной в писаниях апокалиптиков (от греч. апокалипсис — откровение). «Под именем иудейской апокалиптики, — пишет прот. С. Булгаков, — разумеется ряд произведений, содержащих в себе «откровение» тайн относительно настоящего состояния мира и человечества, его прошлого и особенно будущего». Эта направленность отличает апокалиптику от традиции мудрецов и показывает, что в ту эпоху в ветхозаветной Церкви параллельно существовало несколько школ, или направлений. К числу апокалиптических книг относятся: канонические (Ис 24–27; Иоиль; Захария 9-14; Даниил), неканонические (3 Ездры) и апокрифы. Для большинства апокалиптических писаний характерны три черты:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Книга его мне понравилась, хотя я не имел возможности всю её прочитать. Нельзя не обратить внимания на ужасную трагедию его жизни и книги. Поэтому я счёл своим долгом дать ему возможность оправдаться и примириться при отходе в вечность. По примеру Великого Государя нашего Императора Николая II и епископа Модеста, примирение это возможно чрез взаимное прощение и уступки ради мира с той и другой стороны. Что касается журнала «Русский Инок», то я должен сказать, что я его не читал. Я не советовал бы о. Илариону и его почитателям преувеличивать значение этого органа, тем более что не на всякую полемику следует отвечать. Многое пишется, но многое от времени забывается... «Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие» ( Притч. 3:35 ). Что касается архиепископа Антония Харьковского и других, то мне кажется совершенно невероятным, чтобы они хулили Имя Божие. Тут есть какое-то недоразумение. Выражение Архиепископа Антония 368 : разве Иисус Навин, Сирах и др. – боги? я понимаю так: разве Иисус Навин, Сирах и др. – боги в собственном смысле слова? Примерно сказать: хотя Ковчег Завета назывался Богом, но разве он был Бог? то есть Сам Бог, а не ковчег Его?! Итак, не найдёте ли вы возможным согласиться с высказанными мною выше мыслями об имени Божием, и если нет, – то по каким основаниям. А если – да, то также напишите об этом, и вознесём имя Его вкупе ( Пс. 33:4 ). Прошу ваших святых молитв о мне грешном. Л.К. Глава 18. Записка священника Павла Флоренского с проектом текста для нового Синодального послания Около 1916–1917 гг. 1. Синодское Послание об «Афонской смуте» имело в виду внести мир в жизнь Русской Церкви и прекратить возникшую распрю о почитании Имени Божия. Однако последствия Послания не оправдали возлагавших на него ожиданий, распря не прекратилась, взаимоотношения спорящих сторон лишь ожесточились. К тому же, Послание Святейшего Синода вполне или частично не приемлется многими из тех, за кем нельзя не признать особенной ревности о спасении. 2. Заботясь о благе Церкви, Церковная власть признаёт дело об Афонской смуте подлежащим пересмотру, а Послание, имевшее непосредственною задачею дисциплинарное воздействие, а не окончательное решение догматических вопросов, неточным, особенно если понимать его как формулировку догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Св. Лука был сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаны изображения Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и свв. апостолов Петра и Павла. Св. Лука скончался мученической смертью, быв повешен в Ахаии на оливковом дереве, около 95 года по Рождестве Христовом. II. Св. апостол и евангелист Лука, бывший врачом и, следовательно, считавший вполне возможным соединение обязанностей врача с высоким званием св. апостола и евангелиста, обличает тех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди заражены весьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать. а) Есть люди, которые в оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: «врачи не спасут, когда не спасет Бог» . Правда, без Божией помощи не действительно пособие самых опытных врачей; но из этого следует не то, что не нужно и грешно прибегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам, а вместе и первее всего ко Господу Богу. Поэтому и Сирах, давая советы болящему, говорит ему: в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит, отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого греха очисти сердце твое. Потом Сирах продолжает: даждь место врачу: Господь бо его созда, и да не отступит от тебе: благотребен бо ти есть (Сир. 38, 9, 12). б)  Иные потому почитают грехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуются в своих суждениях об этом слепой верой в судьбу. «Кому суждено от Бога в известное время умереть, – говорят они, – тот умрет при всех пособиях врачебного искусства и при соблюдении всех правил осторожности, а кому выздороветь, тому нечего бояться смерти, хотя бы он совсем не лечился». Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обращались к Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности требует, чтобы мы в болезнях искали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак. 5, 14), и в лице апостола Павла, заботившегося о здоровье ученика своего Тимофея (1 Тим. 5, 25), указывает образец для нашего подражания. К чему же все подобные внушения слова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу, совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нас собственных наших усилий в деле устроения нашей участи?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010