Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Филантропов), еп. Ковенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Владимир (Филантропов), еп. Ковенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Филантропов Василий; 1842 (1841?), Владимирская губ.- 10.07.1916, Москва), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии. Из семьи священника. Обучался во Владимирской ДС (1852-1862), затем служил учителем сначала в Шуйском (с 1864), затем в Симферопольском (с 1876) духовных уч-щах. С 1880 г. исполнял должность помощника синодального ризничего в Москве. 19 окт. 1880 г. пострижен в монашество, 6 дек. рукоположен во иерея и утвержден в должности помощника ризничего. В авг. 1882 г. занял должность ризничего и настоятеля синодальной ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле (при Московской синодальной конторе, располагавшейся в бывш. Патриаршем дворце). В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. являлся настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря , с 1895 г.- настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . В 1896 г. освобожден от должности ризничего, в 1898 г. назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря . 30 янв. 1904 г. В. определено быть епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, хиротонисание состоялось 22 февр. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . 22 февр. 1908 г. перемещен на Ковенское вик-ство Литовской епархии с управлением Пожайским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем . 25 июня 1911 г. по преклонности лет уволен на покой с назначением управляющим арзамасским Преображенским мон-рем. 4 июля 1914 г. уволен от управления мон-рем, жил подвижнически в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре , где и погребен. Свои сбережения (10 тыс. р.) пожертвовал на постройку церквей для переселенцев в Сибири. Будучи синодальным ризничим, В. оказывал поддержку ученым, для к-рых была отведена часть его квартиры при храме во имя 12 апостолов. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) б-ки, дополнив описание слав. рукописей А. В. Горского и К. И. Невоструева . Была издана 1-я часть труда В.- каталог греч. рукописей, на сегодняшний день остающийся основным справочником по своей теме. 2-я часть - описание слав. рукописей - не опубликована.

http://pravenc.ru/text/159082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИНОВ Иван Гаврилович (5.11.1872, дер. Кудашиха Балахнинского у. Нижегородской губ.- 8.06.1944, там же (Городецкий р-н Горьковской обл.)), книгописец и художник книги. Из семьи крестьян- беглопоповцев . В юности увлекся копированием лицевых рукописных книг, ориентировался на работы местных каллиграфов-старообрядцев, преимущественно работавших в городецкой книгописной мастерской, к-рая принадлежала видному деятелю беглопоповства Г. М. Прянишникову , собирателю рукописей, троюродному дяде Б. Первые работы книгописца - тетради с текстами канонов избранным святым и праздникам - продавались в Городце, крупнейшем центре беглопоповства в XIX в. В 15 лет Б. написал большой «Канонник», через год - лицевой «Толковый Апокалипсис». Со временем Б. начал получать многочисленные заказы на изготовление рукописных книг как для нижегородских крестьян-старообрядцев, так и для коллекционеров - П. А. Овчинникова , Прянишникова, Н. П. Никифорова, П. П. Ведерникова и др. В дек. 1899 г. работа Б. «Канон Честному Кресту», написанная «под древность», с орнаментированными украшениями, была показана на славяно-рус. палеографической выставке в С.-Петербурге. И. Г. Блинов. Фотография. Нач. ХХ в. И. Г. Блинов. Фотография. Нач. ХХ в. В 1900-х гг. Б. жил в городах Балахна и Горбатов Нижегородской губ., в 1905-1906 гг. по заданию Нижегородской думы изучал рукописи Соловецкого мон-ря в б-ках Казанского ун-та и КазДА. В нач. XX в. книгописец жил также в Москве и С.-Петербурге, изучал древние лицевые памятники письменности в отделах рукописей и старопечатных книг Исторического музея, Московского Публичного и Румянцевского музеев и имп. Публичной б-ки, в Синодальной б-ке и б-ке Троице-Сергиевой лавры; с иконографическими сюжетами знакомился в Третьяковской галерее. Участвовал в работе 3-го областного археологического съезда (Владимир, 1906). В марте 1907 г. Совет Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , заказал Б. написать слав. азбуку.

http://pravenc.ru/text/149385.html

С 7 февр. 1901 г. правящий епископ Архангельской и Холмогорской епархии. Посещал отдаленные приходы епархии, принимал меры к упорядочению монашеской жизни в действующих мон-рях и к возрождению древних обителей. Стараниями И. в нояб. 1901 г. была возобновлена как жен. община во имя св. Иова Многострадального Ущельская пуст. на р. Мезени, к к-рой был приписан бывш. старообрядческий скит, заселенный правосл. монахинями. В 1908 г. эта жен. община была преобразована в мон-рь. В том же году была учреждена Ямецкая жен. монашеская община в Онежском у. И. заботился о нуждах Архангельской ДС, помогал студентам, следил за их успеваемостью, присутствовал при сдаче экзамена по гомилетике, считая, что буд. пастыри должны хорошо владеть искусством проповеди, важнейшим воспитательным и просветительным средством в пропаганде веры. Много сделал для развития церковноприходских школ, при И. в них увеличилось число светских преподавателей (в основном за счет выпускниц епархиального жен. уч-ща). При школах создавались б-ки, вводилось обучение ремеслам. Увеличилось число миссионерских школ. В Архангельске начали работать летние миссионерские курсы. После издания в 1905 г. закона о веротерпимости среди карел усилилась лютеран. и панфин. пропаганда со стороны различных фин. орг-ций. Для противодействия этой пропаганде и поддержки карел. приходов при активном участии И. 26 авг. 1907 г. было учреждено действовавшее в Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархиях Православное Карельское братство св. Георгия Победоносца. В Кеми было открыто Архангельское епархиальное отд-ние братства с действующей при нем издательской комиссией. 17 февр. 1908 г. было учреждено самостоятельное епархиальное Архангельское Беломоро-Карельское братство св. арх. Михаила. В епархии при И. возросло число об-в трезвости, занимавшихся воспитательной и просветительной работой и благотворительностью. И. уделял большое внимание благоустройству и пополнению епархиального древлехранилища. Прославился как яркий проповедник. 31 окт. 1908 г. И. был уволен на покой с проживанием в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . 5 дек. того же года определен штатным членом Московской синодальной конторы. Был возведен в сан архиепископа, назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . По одним данным, скончался в ночь на 15 дек. 1917 г. Однако известно письмо Патриарха свт. Тихона «управляющему Новоиерусалимским монастырем архиеп. Иоанникию» от 13 авг. 1919 г., уже после закрытия обители властями (Акты свт. Тихона. С. 162), в к-ром Патриарх дает указания опираться в отношениях с властями на поддержку богомольцев и почитателей мон-ря и рекомендует создать братство ревнителей по защите обители.

http://pravenc.ru/text/577970.html

обратился в 1886 г., опубликовав ст. «Характеристические черты главных редакций славянского перевода Евангелия по рукописям XI-XV вв.» (Тр. 6-го Археол. съезда. Од., 1886. Т. 1. С. 286-306). В. тщательно изучил свыше 100 рукописных Евангелий. В результате появились труды: «Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста» (Серг. П., 1894) и «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по 112 рукописям Евангелия XI-XVI вв.» (М., 1896). За эти работы В. был удостоен в 1896 г. ученой степени д-ра богословия и утвержден в звании ординарного профессора. В. выделил 4 основные редакции Евангелия от Марка. Древнейший перевод, восходящий к т. н. лукиано-константинопольской редакции греч. текста, возник, по его мнению, на землях, населенных юж. славянами. Старейшая рус. редакция восходит к кон. XI - нач. XII в. Она содержится, напр., в Мстиславовом и Юрьевском апракосных Евангелиях. В. сделал вывод о рус. происхождении полного апракоса как типа текста. 3-ю редакцию В. отнес к XIV в., связывая ее с НЗ митр. Алексия. Ту же редакцию можно найти во 2-м Четвероевангелии прп. Никона Радонежского из собрания Троице-Сергиевой лавры и в Четвероевангелии XIV в. из собрания Ф. А. Толстого. Позднейшую редакцию В. связывал с Константинопольским Четвероевангелием 1382 г. из собрания Синодальной б-ки. Эта редакция с незначительными и непринципиальными изменениями становится обычной в рус. Евангелиях XV-XVI вв. Она содержится, в частности, во 2-м Четвероевангелии прп. Никона, в Геннадиевской Библии 1499 г. и во множестве др. списков. Критический разбор сочинений В. был предпринят М. Н. Сперанским в развернутой рецензии ( Сперанский М. Н. Рецензия на труды Воскресенского. СПб., 1899). Из классификации В. в наст. время приняты 2 последние редакции. От мнения о рус. происхождении полного апракоса автор отказался сам ( Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 147). В кон. XIX - нач. XX в. В. продолжил работы по текстологии слав.

http://pravenc.ru/text/155328.html

Собрание О., составившее начальное ядро хлудовской коллекции, разместилось в особняке нового владельца в Хлудовском (ныне Хомутовском) тупике, д. 5а (здание сохр.). Благодаря своим большим финансовым возможностям Хлудов значительно расширил коллекцию рукописей и старопечатных книг (их число составило соответственно 524 и 717 номеров). Помня пожелание О., Хлудов завещал свое собрание Никольскому единоверческому монастырю , при к-ром с 1872 г. существовало Петра митрополита братство и велись активные собеседования со старообрядцами. Освящение и открытие б-ки для публики состоялось 17 июля 1883 г. После упразднения мон-ря в 1917 г. его рукописно-книжное собрание было передано в Исторический музей . Поскольку О. не пользовался экслибрисом, первоначально принадлежавшие ему рукописи растворились в обширном собрании Хлудова. Можно предположить, что они составляют часть раздела старообрядческих сочинений, среди др. памятников включающего рукописи, переписанные московскими старообрядцами во 2-й четв.- сер. XIX в. Углубленное изучение памятников, в т. ч. своего собрания, О. обратил на службу миссионерскому делу. Как писал собиратель, «из чтения и сличения приобретенных мною древних книг и рукописей ясно открывается вся несправедливость уклонения старообрядцев от единения со святою православною Церковию». Активно участвуя в полемике со старообрядцами, О. увидел необходимость составить в помощь синодальным миссионерам подборку выписок из древних рукописных и старопечатных книг в защиту послереформенных обрядов. Эта обширная подборка в 2 частях была опубликована в Университетской типографии в Москве в 1862 г. на средства Хлудова. В предисловии составитель сформулировал главные выводы своей работы: «Старопечатные церковно-богослужебные книги свидетельствуют, 1) что вне истинной Церкви нет спасения, что истинная Церковь имеет священный, ведущий свое начало от времен апостольских чин иерархии, без которого не может быть ни законного священства, ни правильного совершения таинств… Из самых старопечатных книг и рукописей видно, 2) что исправление их и предпринято и совершено по необходимости... не произвольно, но по соборному определению» (Выписки. 1862. Ч. 1. С. I-III).

http://pravenc.ru/text/2578227.html

По решению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода от 22-23 февр. 1993 г. из состава Екатеринбургской епархии была выделена самостоятельная Курганская и Шадринская епархия. 3 апр. 1993 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве была совершена хиротония архим. Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Новообразованная Курганская и Шадринская епархия имела 37 приходов и была разделена на 3 благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. В 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, 4 мон-ря, служило свыше 80 священнослужителей. За годы управления епархией еп. Михаилом были возрождены Далматовский муж. мон-рь и Верхнетеченский жен. мон-рь, а также учреждены 2 новых мон-ря: жен. мон-рь Похвалы Божией Матери в с. Боровском Катайского р-на (2000) и Казанский Чимеевский муж. мон-рь (2002). 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей прп. Далмата Исетского (см. Далмат (Мокринский) ), прославленного в лике Сибирских местночтимых святых 17 июля 2004 г. В числе новомучеников и исповедников Российских был канонизирован сщмч. Аркадий Гаряев, священник Никольского храма с. Боровского, замученный красноармейцами в 1918 г., мощи котого были обретены 10 июня 2007 г. В 2004 г. по определению Синодальной комиссии по канонизации святых список Казанской иконы Божией Матери , именуемый «Чимеевский», был внесен в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. 14 сент. 2006 г. открылась правосл. общеобразовательная школа им. св. Александра Невского. Ее учредителем является Фонд св. блгв. кн. Александра Невского. В 2007 г. впервые начал работу летний правосл. детский оздоровительный лагерь. В К. м. действует ок. 50 воскресных школ, где обучается ок. 1 тыс. чел. Почти при всех воскресных школах имеются приходские б-ки.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Материалы Воронежского судного приказа содержат много «духовных» дел, которые разбирал М.: прелюбодеяния, насилия, убийства младенцев, двоеженство, незаконные браки и т. п. ( Комолова. 2006. С. 108-110; ГА Воронежской обл. Ф. И-210, И-297). М. жаловался, что священникам духовными делами управлять невозможно, поскольку «место украинное», люди привыкли жить по своей воле, поэтому «чинят» «непослушание и озорничество» ( Комолова. С. 225; РГАДА. Ф. 210. Приказной стол. Стб. 1199. Л. 87). Даже в мон-рях иноки не соблюдали посты, пропускали церковные службы и т. д. Недостойных священников М. нередко запрещал в служении и лишал сана, в случае более серьезных преступлений - обращался за помощью к светским властям. Свт. Митрофан Воронежский; обретение его мощей. Гравюра. 1840 г. (РГБ) Свт. Митрофан Воронежский; обретение его мощей. Гравюра. 1840 г. (РГБ) Одним из основных методов борьбы М. за церковное благочиние были проповеди. В литературе нередко цитируется атрибутируемое М. «Слово архиерея, во епархию свою пришедшу, ко священником». В рукописи Синодальной б-ки оно переписано вслед за Духовным завещанием М. и в дальнейшем издавалось вместе с ним. Однако С. Е. Зверев отверг авторство М., указывая на явную разницу стиля проповедей М. и «Слова…» ( Каган. 1993. С. 356). М. поддерживал малоимущих, вдов и сирот, о чем свидетельствуют материалы приходно-расходных книг Воронежского архиерейского дома ( Комолова. 2006. С. 113). Еще одним предметом его неустанной заботы была защита духовенства от притеснений со стороны светских властей. Напр., в 1688 г. он подал челобитье на коротоякского воеводу И. Я. Колюбакина о «насилии»: «…попов в розных делах емлют и сажают в приказные избы за караулы, и за решетки, и держат многое время без его епископа ведома», им запрещают жаловаться епископу и проч. ( Введенский. 1905. С. 141-142). Широкое распространение в Воронежской епархии получил раскол. С самого начала пастырской деятельности М. опирался на поддержку властей: 22 сент. 1682 г. царской грамотой было предписано стольникам, воеводам и приказным людям оказывать помощь М. в борьбе с расколом, посылать при необходимости стрельцов и иных служилых, сколько потребуется ( Никонов. С. 585). Во время казацких волнений сжигались церкви, гибли священники. В 1688 г. М. направил 2 священников в Коротояк и Черкасск для поучения раскольников, однако успешной миссия не была. Основными мерами по борьбе с расколом стало выявление и передача «градскому суду» расколоучителей. М. начал учреждать школы в Воронеже и уезде, Коротояке, Острогожске, Черкасской слободе, при архиерейском доме.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Среди архиереев, возглавлявших входившие в этот период в состав Унгро-Влахийской митрополии епархии, наиболее известны свт. Каллиник Черникский , еп. Рымникский (1850-1868), старец из мон-ря Черника , продолжатель традиций прп. Паисия (Величковского) , инициатор создания храмов, благотворительных учреждений и типографии; видный богослов Дионисий (Романо) , еп. Бузэуский (1863-1873 с перерывом), автор церковных учебных пособий, один из основателей б-ки Румынской академии; выдающийся молдав. церковный деятель Неофит (Скрибан) , еп. Арджешский (1862-1865, 1868-1873). В Добрудже, вошедшей в состав Румынии в 1878 г., большинство населения составляли мусульмане (турки, татары); христиане были представлены румынами (ок. 20% населения, менее 50 тыс. чел.), болгарами, тюркоязычными гагаузами, компактно проживавшими потомками переселенцев из Российской империи (старообрядцами, в т. ч. казаками-некрасовцами). Потомки переселившихся за Дунай запорожских казаков, составлявшие в этом крае отдельную диаспору, к тому времени в основном были репатриированы в Российскую империю либо ассимилировались. Нижнедунайская епархия, окормлявшая эти территории, имела на момент вхождения в РумПЦ 117 православных храмов и 3 мон-ря (2 русских и румынский). В кон. XIX - нач. XX в. здесь развернулось активное церковное строительство. В 1925 г., с провозглашением Патриаршества РумПЦ, Унгро-Влахийскую митрополию возглавили патриархи, первым патриархом - митрополитом Унгро-Влахийским стал Мирон (Кристя; до 1939). В 1990 г. Унгро-Влахийская митрополия получила совр. название. Архиепископии Бухарестская архиепископия с кафедрой в Бухаресте была образована в древности. В 1668 г. кафедра Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата была перенесена в Бухарест, после чего предстоятели Валашской Церкви стали носить титул «архиепископ и митрополит града Бухарестского и всей Унгро-Влахии». Согласно синодальному постановлению, в 1872 г. в РумПЦ были введены должности викарных архиереев; в Бухарестской архиепископии они носили титулы «Плоештский», «Яломицкий», «Илфовский» и «Праховский».

http://pravenc.ru/text/2564344.html

певчих книг, однако же впоследствии не разбрелась окончательно, а некоторые из ее членов сумели пристроиться на печатном дворе, занимаясь тем же делом, пока, наконец, по воле Государя, с благословения патриарха Иоасафа II, митрополиту Сарскому и Подонскому Павлу поручено было вновь собрать комиссию для исправления пения на речь из 6 человек, которая, или частью, или целиком и была составлена из этих пристроившихся на печатном дворе бывших членов первой комиссии 1652 года. В каком именно году была собрана комиссия, фактически точно пока нет возможности установить, но предположительно, этим годом принято считать 1668-й. Что некоторые члены этой комиссии работали по исправлению певчих книг наречь и раньше этого года, 1668-го, доказательством этого может служить рукопись б-ки Московского Синодального Училища 728-й, писанная новоисправленным текстом и, как можно видеть из виршей в предисловии, самим старцем Александром Мезенцем, по клиросу, – монахом, сыном белоросца, бывшего новгородца, своей рукой, для князя Георгия (Юрия) Семеновича Урусова, прилежного к пению и его исправлению, в его доме, в лето 7174 (1666) и оконченная месяца десятого (Июнь) дня дванадесятого (12). По местам несколько раз подпись: monach Alexander Stremouchov. В виршах говорится, что книга писана «во знамени едином точию и в пометах», следовательно без признаков, введенных комиссией лишь впоследствии и в нуждах печатания. Отсюда можно заключать, что члены комиссии еще до созыва ее приготовили все необходимое для исправления церковного пения наречь и только оставалось еще составить грамматику крюкового пения и для удобства печатания ввести вспомогательные средства – признаки, что и сделала уже комиссия тотчас же после своего созыва. Был-ли кто-либо из членов этой комиссии, после ее роспуска, справщиком печатного двора, например, Александр Мезенец, как берется утверждать автор рассматриваемого сообщения (о. Игнатьев), данных для суждения об этом пока нет никаких, и это может быть одним только предположением. А. Мезенец скончался 30 января

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) До закрытия Троицкой ц. в с. Сыпанова Слобода (Троица) в ней хранилось еще неск. икон П. В ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Тетеринском Нерехтского р-на (совр. Успенская Тетеринская жен. пуст.) имеется икона П. (судя по надписи, скорее прп. Пахомия Великого) и свт. Алексия, митр. Московского кон. XIX - нач. XX в. (на чеканном золотом фоне), попавшая сюда, как полагают, из Троицкой ц. после ее закрытия. В четверике этого храма в нише на юж. стене помещен большой ростовой образ П. (XVIII в. (?) под поздними записями, в т. ч. XX в.; написан в темперной технике), по размерам и иконографии близкий к нагробной иконе. Основные подробности рисунка схожи с деталями репродукции 1896 г. и иконы из Сыпанова мон-ря (какой из образов был написан раньше, без специального исследования установить невозможно). Известно, что в 1876 г. была «усердием старосты Яичкова написана точная копия с иконы преп. Пахомия, лежащей на мощах, сделана на нее риза, подлинник подправлен» ( Новосельский Н. А., свящ. Сыпаново: Ист. описание его в бытность мон-рем и после - приходскою Троицкою ц.//Костромские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. 3. С. 62). В нач. XX в. нагробный образ П. воспроизводили в хромолитографиях (напр., экземпляр с цензурным разрешением 1904 г.- поколенный тип изображения). Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. В иконописных подлинниках кон. XVIII - 1-й трети XIX в. под 9 июля и 21 марта даны краткие описания внешности П.: «…сед, брада покороче Власиевы, в схиме, ризы преподобнические» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 183; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 128 об.; БАН. Строг. 66. Л. 122 об., добавлено: «…схима на плечах»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62). В Житии П. из сб. Синодальной б-ки о его облике сказано: «Преподобный Пахомий Костромской чюдотворец Сыпанова монастыря пишется леты стар, возрастом средний, телом сух, мало возлыс, брада аки у Иоанна Богослова бела вся, риза преподобническая и схима есть; в руце держит свиток, в свитце пишет: «Братие, терпите находящая на ны скорби на сем месте, да обрящем благодать Божию». Яко писать стоящего то над главою его Святая Троица аки у Павла Обнорского десная рука выспрь крестообразна, в шуице свиток, а когда молящегося то Троица на дцке во угле аки у Александра Свирского» (Житие прп. Пахомия Нерехотского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 17).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010