«Юбилейный сборник. 1612-1613-1812» (1912), посвященный столетию Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царствования дома Романовых,- последний цикл произведений И.-И. в области духовной музыки; в нем он обращается к разным пластам древнерус. культуры (Тропарь на празднование в честь явления иконы Богородицы во граде Казани; Духовный стих о патриархе Гермогене на собственные слова; Тропарь из службы преподобному Дионисию Радонежскому (согласно ремарке автора, текст тропаря, составленный в XVII в. Симоном (Азарьиным) , взят из рукописи Московской Синодальной б-ки, мелодия 3-го гласа заимствована из древних песнопений)), а также создает музыкально-исторические композиции («Величание князю Пожарскому, гражданину Минину и сподвижникам их» на слова Н. С.; «О воцарении Дома Романовых» на слова «в духе народных сказаний» В. Буслаева; «Гимн-марш «1812 год»» на слова Е. Федотовой). В большинстве духовных песнопений И.-И. проявляется стиль московской синодальной школы церковного пения: опора на интонации древнерус. распевов (хотя и без цитирования), хоровые унисоны («Блажен муж»), использование солиста в роли канонарха, мелодии к-рого затем подхватывает хор (напр., в кондаке ап. Матфию, ор. 49). В свободном, ариозном стиле нек-рых песнопений («Трисвятое», прокимен «Не отврати лица Твоего» и др.) заметно влияние музыки П. И. Чайковского . Хоровая фактура в сочинениях И.-И. плотная, насыщенная, нередко используется divisi (особенно 2 сопрано, дублируемые 2 тенорами). Преобладающий аккордовый склад иногда оттеняется краткими имитационными эпизодами (лишь в «Достойно есть» имитации становятся основным средством изложения). Библейская тематика нашла воплощение в опере И.-И. «Руфь» (библейские картины по А. К. Толстому, 1887; изд.: М.; Лпц.: Юргенсон, 1888), в циклах для пения в сопровождении фортепиано «Три библейских стихотворения» (на слова К. Р. (вел. кн. Константина Константиновича ): «Псалмопевец Давид», «Царь Саул», «Легенда о Мертвом море» (ор. 40, 1904)) и «Семь псалмов царя Давида» для пения с аккомпанементом фортепиано или арфы (тексты - свободное переложение Пс 45, 61, 63, 86, 99, 125, 147, автор не указан; ор. 41, 1905). И.-И. также принадлежит «Сказание о святом Серафиме» (из цикла «15 детских хоров для 1, 2 и 3 голосов», op. 51, 3 последних хора a cappella, текст заимствован из «Родного слова» К. Д. Ушинского; вариант для смешанного хора: «Легенда о святом Серафиме» (М., ок. 1900; ОРРИ МГК. Х-41102, 41103)) и муз. произведение на собственный текст «Печальник земли (Сергий Радонежский): Картины русской жизни» (изд.: Пг.: Тип. товарищества А. С. Суворина «Новое время», 1915).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике , в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание ) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35). Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Скамницкий), еп. Великоустюжский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Скамницкий [Скамнинский]; 1697, г. Пинск (по др. сведениям, Вильно) - 20.02.1761, г. Вел. Устюг), еп. Великоустюжский и Тотемский. Род. в семье купца. Обучался в КДА до богословского класса, закончил образование в Москве. В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в московском Заиконоспасском монастыре. В 1731 г. Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) рукоположен во иеродиакона. В 1732 г. вызван в С.-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича) . 3 февр. 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В обязанности В. входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. В. и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор б-ки архиеп. Феофилакта (Лопатинского) . 4 марта 1739 г. В. был назначен и 8 марта произведен в архимандрита московского Чудова мон-ря. 4 авг. 1740 г. назначен членом Московского синодального правления. С 3 окт. 1741 г. находился в качестве советника в Синоде, определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста. 25 апр. 1742 г. участвовал в коронации имп. Елизаветы Петровны . В 1742 г. доносил Синоду, что Чудов мон-рь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для мон-ря. 17 сент. 1742 г. представлен кандидатом на Воронежскую кафедру. 1 янв. 1743 г. произносил проповедь в присутствии императрицы. 24 февр. 1743 г. В. был назначен и 27 февр. в присутствии государыни хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич) . 31 дек. 1743 г. В. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести. В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей». В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, к-рому В. нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в С.-Петербург. В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском у. Пермской губ.) монастырские власти показали, что В. неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля мон-ря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над В., но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

http://pravenc.ru/text/154209.html

С 7 февр. 1901 г. правящий епископ Архангельской и Холмогорской епархии. Посещал отдаленные приходы епархии, принимал меры к упорядочению монашеской жизни в действующих мон-рях и к возрождению древних обителей. Стараниями И. в нояб. 1901 г. была возобновлена как жен. община во имя св. Иова Многострадального Ущельская пуст. на р. Мезени, к к-рой был приписан бывш. старообрядческий скит, заселенный правосл. монахинями. В 1908 г. эта жен. община была преобразована в мон-рь. В том же году была учреждена Ямецкая жен. монашеская община в Онежском у. И. заботился о нуждах Архангельской ДС, помогал студентам, следил за их успеваемостью, присутствовал при сдаче экзамена по гомилетике, считая, что буд. пастыри должны хорошо владеть искусством проповеди, важнейшим воспитательным и просветительным средством в пропаганде веры. Много сделал для развития церковноприходских школ, при И. в них увеличилось число светских преподавателей (в основном за счет выпускниц епархиального жен. уч-ща). При школах создавались б-ки, вводилось обучение ремеслам. Увеличилось число миссионерских школ. В Архангельске начали работать летние миссионерские курсы. После издания в 1905 г. закона о веротерпимости среди карел усилилась лютеран. и панфин. пропаганда со стороны различных фин. орг-ций. Для противодействия этой пропаганде и поддержки карел. приходов при активном участии И. 26 авг. 1907 г. было учреждено действовавшее в Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархиях Православное Карельское братство св. Георгия Победоносца. В Кеми было открыто Архангельское епархиальное отд-ние братства с действующей при нем издательской комиссией. 17 февр. 1908 г. было учреждено самостоятельное епархиальное Архангельское Беломоро-Карельское братство св. арх. Михаила. В епархии при И. возросло число об-в трезвости, занимавшихся воспитательной и просветительной работой и благотворительностью. И. уделял большое внимание благоустройству и пополнению епархиального древлехранилища. Прославился как яркий проповедник. 31 окт. 1908 г. И. был уволен на покой с проживанием в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . 5 дек. того же года определен штатным членом Московской синодальной конторы. Был возведен в сан архиепископа, назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . По одним данным, скончался в ночь на 15 дек. 1917 г. Однако известно письмо Патриарха свт. Тихона «управляющему Новоиерусалимским монастырем архиеп. Иоанникию» от 13 авг. 1919 г., уже после закрытия обители властями (Акты свт. Тихона. С. 162), в к-ром Патриарх дает указания опираться в отношениях с властями на поддержку богомольцев и почитателей мон-ря и рекомендует создать братство ревнителей по защите обители.

http://pravenc.ru/text/577970.html

По решению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода от 22-23 февр. 1993 г. из состава Екатеринбургской епархии была выделена самостоятельная Курганская и Шадринская епархия. 3 апр. 1993 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве была совершена хиротония архим. Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» Далматовского Успенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Новообразованная Курганская и Шадринская епархия имела 37 приходов и была разделена на 3 благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. В 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, 4 мон-ря, служило свыше 80 священнослужителей. За годы управления епархией еп. Михаилом были возрождены Далматовский муж. мон-рь и Верхнетеченский жен. мон-рь, а также учреждены 2 новых мон-ря: жен. мон-рь Похвалы Божией Матери в с. Боровском Катайского р-на (2000) и Казанский Чимеевский муж. мон-рь (2002). 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей прп. Далмата Исетского (см. Далмат (Мокринский) ), прославленного в лике Сибирских местночтимых святых 17 июля 2004 г. В числе новомучеников и исповедников Российских был канонизирован сщмч. Аркадий Гаряев, священник Никольского храма с. Боровского, замученный красноармейцами в 1918 г., мощи котого были обретены 10 июня 2007 г. В 2004 г. по определению Синодальной комиссии по канонизации святых список Казанской иконы Божией Матери , именуемый «Чимеевский», был внесен в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. 14 сент. 2006 г. открылась правосл. общеобразовательная школа им. св. Александра Невского. Ее учредителем является Фонд св. блгв. кн. Александра Невского. В 2007 г. впервые начал работу летний правосл. детский оздоровительный лагерь. В К. м. действует ок. 50 воскресных школ, где обучается ок. 1 тыс. чел. Почти при всех воскресных школах имеются приходские б-ки.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Палестино-груз. календарь указывает память М. под 17 дек. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 410-411). В визант. Синаксарях дата памяти помещена под 16/18 дек. или под 19 окт. (SynCP. P. 150, 314, 325), в неаполитанском календаре IX в.- под 18 дек. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский, и сщмч. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (частное собрание) Свт. Модест, патриарх Иерусалимский, и сщмч. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (частное собрание) Житие М., опубликованное Х. М. Лопарёвым, а также базирующиеся на нем с небольшими вариациями сказания визант. Синаксарей и слав. Пролога не представляют исторической ценности. По всей видимости, данное повествование было составлено анонимным визант. автором в IX или X в. (terminus ante quem - 1023 г., к-рым датируется исследованная Лопарёвым греч. ркп. из Московской Синодальной б-ки). Как указывал Лопарёв, автор Жития М. в значительной степени использовал мученические акты сщмч. Власия , еп. Севастии († ок. 316), добавив ряд сюжетов, в т. ч. аллюзию на историю праотца Иосифа и братьев, продавших его в рабство. Житие также содержит множество анахронизмов, поскольку М., как и сщмч. Власий, представлен мучеником, пострадавшим в период гонений на Церковь. Сообщается, что М. был сыном пастуха и в детстве пас скот. Прославился даром исцеления скота, совершая чудеса с помощью креста, изготовленного кузнецом по имени Евстафий. Стал преемником на кафедре еп. Платона (по др. источникам неизв.). Был схвачен и казнен по приказу некоего иерусалимского царя, пытавшегося склонить М. к поклонению языческим богам. Молитва, приписываемая М., по всей видимости, является произведением того же плагиатора, что и Житие М. Синаксарно-проложная версия пытается сгладить эти недоразумения и придать рассказу более правдоподобный с т. зр. истории характер, однако она точно указывает на источник заимствований - акты сщмч. Власия. Согласно этой версии, М. род. в Севастии. Упоминаются даже имена его родителей: Евсевий и Феодулия.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Материалы Воронежского судного приказа содержат много «духовных» дел, которые разбирал М.: прелюбодеяния, насилия, убийства младенцев, двоеженство, незаконные браки и т. п. ( Комолова. 2006. С. 108-110; ГА Воронежской обл. Ф. И-210, И-297). М. жаловался, что священникам духовными делами управлять невозможно, поскольку «место украинное», люди привыкли жить по своей воле, поэтому «чинят» «непослушание и озорничество» ( Комолова. С. 225; РГАДА. Ф. 210. Приказной стол. Стб. 1199. Л. 87). Даже в мон-рях иноки не соблюдали посты, пропускали церковные службы и т. д. Недостойных священников М. нередко запрещал в служении и лишал сана, в случае более серьезных преступлений - обращался за помощью к светским властям. Свт. Митрофан Воронежский; обретение его мощей. Гравюра. 1840 г. (РГБ) Свт. Митрофан Воронежский; обретение его мощей. Гравюра. 1840 г. (РГБ) Одним из основных методов борьбы М. за церковное благочиние были проповеди. В литературе нередко цитируется атрибутируемое М. «Слово архиерея, во епархию свою пришедшу, ко священником». В рукописи Синодальной б-ки оно переписано вслед за Духовным завещанием М. и в дальнейшем издавалось вместе с ним. Однако С. Е. Зверев отверг авторство М., указывая на явную разницу стиля проповедей М. и «Слова…» ( Каган. 1993. С. 356). М. поддерживал малоимущих, вдов и сирот, о чем свидетельствуют материалы приходно-расходных книг Воронежского архиерейского дома ( Комолова. 2006. С. 113). Еще одним предметом его неустанной заботы была защита духовенства от притеснений со стороны светских властей. Напр., в 1688 г. он подал челобитье на коротоякского воеводу И. Я. Колюбакина о «насилии»: «…попов в розных делах емлют и сажают в приказные избы за караулы, и за решетки, и держат многое время без его епископа ведома», им запрещают жаловаться епископу и проч. ( Введенский. 1905. С. 141-142). Широкое распространение в Воронежской епархии получил раскол. С самого начала пастырской деятельности М. опирался на поддержку властей: 22 сент. 1682 г. царской грамотой было предписано стольникам, воеводам и приказным людям оказывать помощь М. в борьбе с расколом, посылать при необходимости стрельцов и иных служилых, сколько потребуется ( Никонов. С. 585). Во время казацких волнений сжигались церкви, гибли священники. В 1688 г. М. направил 2 священников в Коротояк и Черкасск для поучения раскольников, однако успешной миссия не была. Основными мерами по борьбе с расколом стало выявление и передача «градскому суду» расколоучителей. М. начал учреждать школы в Воронеже и уезде, Коротояке, Острогожске, Черкасской слободе, при архиерейском доме.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Митр. Константин (Дьяков). Фрагмент иконы «Святые Слободского края». Кон. XX в. Митр. Константин (Дьяков). Фрагмент иконы «Святые Слободского края». Кон. XX в. 13 мая 1937 г. политбюро ЦК КП(б)У рассматривало вопрос об антирелиг. пропаганде (ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 450. Л. 125-138). К этому заседанию была подготовлена «Справка о молитвенных зданиях по Киевской области», где указывалось, что в Киеве и Киевской обл. на 1 мая 1937 г. насчитывалось 311 культовых зданий, формально находившихся в распоряжении верующих, в т. ч. 273 православных храма, 9 католич. костелов и каплиц, 29 синагог (Там же. Оп. 20. Д. 7105. Л. 2). Треть церквей использовалась под склады зерна, хотя формально числилась в ведении религ. общин. Закрытыми в области были 1579 культовых зданий разных конфессий, использовавшихся в основном под клубы, б-ки и склады. Указывалось на высокую активность верующих в борьбе за возвращение храмов. В мае 1937 г. во Всеукраинском ЦИК побывали 95 делегаций от религ. общин, было подано 46 обращений верующих Киевской обл. Отмечалось, что храмы Киева - «тихоновские» и «синодальные» - за время пасхальных праздников посетило почти 14 тыс. молящихся. В апр. 1937 г. в православных храмах Киева было совершено 549 обрядов крещения. Констатируя высокий уровень религиозности населения Киева и Киевской обл., партийное руководство Украины 13 мая 1937 г. приняло решение об усилении антирелиг. пропаганды, что предусматривало в т. ч. ускоренное закрытие храмов. Митр. Николай (Ярушевич). Фотография. 50-е гг. XX в. Митр. Николай (Ярушевич). Фотография. 50-е гг. XX в. 29 окт. 1937 г. митр. Константин был арестован по обвинению в руководстве «антисоветской фашистской организацией церковников (тихоновцев)». О своем служении на Киевской кафедре архиерей на допросе сообщил следующее: «Серьезная болезнь прекратила мою деятельность почти на 3 месяца. В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими» (цит. по: Шоломова С. Б. Служенья узкие врата.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Моск. Синодальной б-ки 406 и 407). В некоторых из часословов XVI в. вместо перечисленных канонов встречаются другие: два канона Просвещению (Богоявлению), каноны трем вселенским святителям (30 января), апостолу Иоанну Богослову, Святителю Николаю, Митрополитам Петру и Алексию, святителю Ростовскому Леонтию, великомученикам Георгию и Никите (ркп. 408). Кроме канонов, в тех же часословах помещались и другие статьи, например краткие отрывки из поучения святого Иоанна Дамаскина об умилении души, преподобного Максима Исповедника о чувствах телесных и душевных свойствах, правило, «внегда случится кому искуситися во сне», и т. п. Перечисленные каноны и статьи не вошли в состав первых печатных часословов, изданных при Патриархах Иосифе в 1640 г., Никоне – 1653 г. и Иоакиме – 1688 г. Последние два издания Часослова, отличаясь от первого и в расположении служб,– он начинается вечерней, а не полунощницей,– и в количестве статей, не представляют особенностей по сравнению с современными. Часослов греческий содержит лишь последование часов и междочасий; к этому основному содержанию присоединяются молитвы пред и после причащения, Месяцеслов с тропарями святым и праздникам всего года, тропари и кондаки Четыредесятницы, Пятидесятницы, каноны Господу Иисусу Христу, два – Богородице, Ангелу хранителю, всем святым, акафисты Божией Матери, Иисусу Сладчайшему и Животворящему Кресту, Слово о исходе души и втором пришествии, Пасхалия зрячая и Лунный круг. Малый Часослов представляет сокращение великого, в нем нет, например, Пасхалии, Индиктиона, Лунного круга и т. п., и употребляется он не только как книга богослужебная, но и как учебная. Октоих. Составителем Октоиха считается обычно святой Иоанн Дамаскин (VIII в.). Указание подобного рода находится, между прочим, у его биографа – Иоанна, патриарха Иерусалимского. «Воспé,– замечает он о святом Иоанне Дамаскине ,– медоточная своя воспевания, составив Октоих, имже даже до днесь Церковь аки духовною цевницею увеселяет». Такое же свидетельство встречается у афонского монаха Иоанна Зонары, а в надписании Октоиха, напечатанного в Дерманском монастыре в 1603 г., говорится, что он составлен преподобным Иоанном Дамаскином в 730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но наш Требник ничего не говорит ни о каких особых обрядах, которыми сопровождался бы вход с Евангелием во время великого славословия. Наоборот, изложенный чин заканчивается таким замечанием: " Заутреня вся якоже достоит " . Нужно также заметить, что непосредственно за этим в рукописи следует изложенный выше цареградский " надгробный чин " , который как бы противополагается ( " Потребно есть ведати... " ) русской монастырской практике. Но уже из многих рукописей того же XVI века мы узнаем о том, что вместе с Евангелием во время утреннего входа носили один или несколько воздухов. В рукописи Волоколамской библиотеки (ныне в Московской духовной академии) за вход описан так: " А на выход собором наперед идут два пономаря со двема подсвешникома, а по них диякон большой с кадилом, потом игумен с Евангелием, над ним несут воздух священницы и прочие священницы со инеми воздухи, а диякон обращаяся кадит игумена и несут Евангелие положат на престоле " " А на прилуке как воздух понесут, пономари свещи несут пред воздухом, дияконы два большие кадят беспрестани окрест воздуха, а идут с воздухом и с Евангелием около леваго столпа, и полагают воздух на престоле в олтаре и на всей Святой Недели тем воздухом покрывают престол и Евангелие и снимают в субботу на Святой Недели после обедни " Более подробное описание входа видим в [древнем] уставе (ркп. Синодальной б-ки л.207): " Игумен и священницы поидут во олтарь и облачаются во вся священническая одежды в постныя. И емлют воздух и как пропоют конец славословье и преж два пономаря поидут на выход из олтаря со двемя священники, таже диякон с кадилом и прочии же диякони идут со свещами и большей диякон обращаяся трижды и покадит воздух, а крылошане идут на пред пономаре и поют надгробное Трисвятое, и потом идет игумен под воздухом со Евангелием и вси священницы идут, а воздух несут на главах и как пропоет последнее Трисвятое и поидут игумен с собором и с воздухом во олтарь положат " По Обиходнику Иосифова монастыря, " священницы все идут под воздухом " но по уставу того же монастыря 1553 года они " исходят со Евангелием и со воздухы на главах своих носят " По уставу Сийского монастыря за воздухом игумен и священники ходили " в большую церковь " Но о церквах, имеющих одного священника и диакона, вот что читаем в сводном уставе Троицкого Сергеева и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII века: " Бывает выход сице, после славословия и по Трисвятом, священник и диакон облачатся в ризы белыя обычныя, и бывает выход с Евангелием в трапезу, священник несет Евангелие, диакон пред ним с кадилом, пономарь со свещею, и пришед положит Евангелие на налои в трапезе, диякон покадит Евангелие, крестообразно глаголет премудрость " Здесь нет упоминания о воздухе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010