Мы заимствовали послание Иова, как сказано, из рукописного сборника новгородской софийской библиотеки 1475). Эта библиотека с принадлежащею к ней библиотекою Кириллова Белозерского монастыря (последняя присоединена к ней в к. XVIII в.), составляющая, вследствие распоряжения св. синода, с 1857 года, собственность нашей академии, доселе еще ждет своего Востокова или лучше сказать – своих Горского и Невоструева. Преосв. Макарий, извлекший из нее столько драгоценных материалов для своей истории русской церкви и истории раскола; м-т Евгений и архиеп. Филарет, почерпнувшие из нее столько сведений, один для своего «словаря», другой для своего «обзора»; гг. Костомаров, Пыпин и Тихонравов, извлекшие отсюда значительное количество изданных ими памятников древней русской литературы (преимущественно – так называемой «отреченной»); все эти ученые далеко не исчерпали всего богатства этого богатейшего книгохранилища, содержащего в себе в настоящее время около 3500 рукописных сборников (в том числе пергаменных рукописей 87: одна – XI в. Пять – XII-ro, три – XII–XIII-ro, восемь – XIII-ro, пять – XIII–XIV в., тридцать семь XIV-ro и пр.) не считая книг старопечатных. Самую капитальную собственность этой библиотеки составляет первоначальный экземпляр великих миней-четиих м-та Макария 6 , принесенный в дар св. Софии самим составителем этой древней русской энциклопедии, бывшим архиепископом новгородским (кроме этого экземпляра известны еще два, принадлежащие ныне московской синодальной библиотеке)... Для ученой разработки софийской библиотеки, даже для простого описания ее сокровищ, сделано пока весьма не много. Г. Купреянов написал «исторический очерк софийской б-ки» («известия II-ro отд. Имп. ак. наук» т. V); он же составил «обозрение пергаменных рукописей ее» (см. там же); в Русском Вестнике Глинки за 1842 г. напечатан каталог софийской б-ки, составленный в 1784 г. по распоряжению митрополита Гавриила; наконец в 3-м выпуске «летописи занятий археографич. коммисии (1864 г.)» напечатано составленное по образцу Востоковского «описания румянцевского музеума» г. Ф. Смирновым «описание 24-х рукописных сборников XVI в. библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря»; вот, все, что сделано для ученого описания софийской б-ки! Будем надеяться, что в ближайшем будущем научная разработка рукописей этой б-ки, как и вообще памятников древней русской литературы, остающихся доселе не изданными и хранящихся в других библиотеках, не замедлит дать нам новые доказательства высокой духовной энергии древней русской церкви и все больше и больше будет способствовать утверждению того уважительного взгляда на литературную производительность древней Руси, какой высказал самый почтенный деятель на этом поприще покойный Шевырев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Собственно лит. творчество славян на А. в XIV-XVII вв. достаточно скромно, к нему можно отнести «Сказание о Зографских мучениках», Житие старца Исаии, написанное его учеником, службу прп. Петру Афонскому с проложным житием (хиландарский доместик Геннадий, посл. четв. XV в.) и отчасти «Рай мысленный» Стефана Святогорца (XVI в.). На протяжении XIV-XVII вв. слав. мон-ри А. (в первую очередь Хиландар) были центрами весьма активного книгописания, работавшими не только для собственных нужд, но и для обителей на территории Болгарии и Сербии, Молдавии и Валахии, а также для Руси в кон. XIV - 1-й пол. XV в. Переписанные на А. слав. рукописи отправлялись в Палестину (в Иерусалиме существовал серб. мон-рь арх. Михаила) и на Синай. В свою очередь в слав. обители А. поступали многочисленные книжные вклады со всего правосл. слав. мира и румын. земель. С сер. XVII в. число хранившихся на А. древних слав. рукописей начинает уменьшаться в основном за счет вывоза за пределы А. наиболее ценных, древнейших, частей фонда. Встречающиеся в лит-ре рассказы о сознательном уничтожении слав. книг греч. монахами, как правило, не заслуживают серьезного внимания - можно не сомневаться, что куда большее число древних манускриптов пропало от обычного небрежения в XVIII - сер. XIX в. Первый значительный вывоз неск. десятков рукописей приходится на сер. XVII в. и связан с деятельностью греч. монаха-униата, жившего во Франции, Афанасия Ритора. Привезенные им в Париж рукописи, происходящие, по-видимому, из скитов и келлий юж. оконечности А., составили в итоге (через последовательное посредство б-к канцлера П. Сегье, герц. Куалена и аббатства Сен-Жермен-де-Пре ) ядро слав. коллекции (в основном первые 30 номеров) Национальной б-ки Франции ( Т. Инвентар српских нирилских рукописа Народне библиотеке у Паризу//Археографске прилози. Београд, 1981. 3. С. 289-331; Станчев К. Неизвестные и малоизвестные болгарские рукописи в Париже//Palaeobulgarica. 1981. 3. С. 85-97). Часть рукописей б-ки аббатства во время Французской революции была приобретена секретарем российского посольства П. П. Дубровским и попала в собрание имп. Публичной б-ки (ныне РНБ) в С.-Петербурге. Слав. рукописи XIII-XVI вв., приобретенные на А. в 1654 г. Арсением (Сухановым) (ныне в основном в Воскресенском и Синодальном собраниях ГИМ), происходят из б-к серб. обителей Хиландар и Св. Павла. В собраниях мон-рей Св. Павла и Ксенофонт хранились рукописи XIV-XVI вв., вывезенные с А. в Молдову в посл. четв. XVIII в. прп. Паисием (Величковским) и попавшие в б-ки Нямецкого (ныне в БАН Румынии) и Нов. Нямецкого (Кишинёв. Нац. архив Респ. Молдова. Ф. 2119. Оп. 2) мон-рей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

и слав. палеографии своего времени. В частности, он опубликовал множество выписок из различных рукописей, в т. ч. литургических, проделал большую работу по изучению текстологии слав. Библии, а также издал ряд памятников визант. и древней слав. гимнографии. Среди его трудов в области истории гимнографии выделяется объемная монография «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в. по рукописи Московской Синодальной б-ки 437 с древнейшим слав. переводом кондаков и икосов...» (М., 1879). Большинство работ еп. Амфилохия сохраняют научную актуальность, поскольку опубликованные им древние источники более никем не издавались. В свою очередь один из авторов описания рукописного собрания Соловецкого монастыря, проф. КазДА Н. Ф. Красносельцев († 1898), также был высококлассным специалистом по Л. Более того, Красносельцева можно считать основателем наиболее значительной научно-литургической школы правосл. мира. Ему принадлежат: монография о наиболее интересных, с т. зр. истории визант. богослужения, греч. и слав. рукописях Ватиканской б-ки (Сведения о нек-рых литург. рукописях Ватиканской б-ки с замеч. о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885); публикация корпуса диатаксисов Божественной литургии XIII-XV вв. (Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Каз., 1889. [Вып. 1]; Вып. 2: Уставы патр. К-польского Филофея и протонотария Великой Церкви Димитрия Гемиста по рукописям XIV в.//ПС. 1896. Т. 1. Прил. С. 1-8. Издание, начатое Красносельцевым, завершил А. А. Дмитриевский († 1929) (Отзыв о соч. М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого»//Сб. отчетов и премий о наградах, присуждаемых имп. АН: Отчеты за 1909 г. СПб., 1912. С. 176-347)); серия работ о древних византийских (напр.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Од., 1894) и русских ( Он же. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Др. Руси до XVIII в.: Библиогр. обзор//ПС. 1878. Ч. 2. 5.

http://pravenc.ru/text/литургика.html

осуществлено в КазДА), «Церковный архив» (б-ка древних и новых исторических сочинений о правосл. Церкви с присоединением сборника иностранных сочинений о Русской Церкви; подробная программа была представлена И. в Синод, одобрена, впосл. осуществление поручено КДА), «История Церкви Российской в связи с историей Церкви других единоверных нам племен славянских», «Палинодия» архим. Захарии (Копыстенского) (И. занимался этой работой в Харькове по подлиннику из б-ки киевского Софийского собора), а также для перевода Кормчей книги на рус. язык (за этот труд И. взялся по поручению обер-прокурора Нечаева, после его отставки работа прекратилась), для подробного богословского словаря, для жизнеописания прот. И. В. Леванды (материалы послужили основой для издания КДА о Леванде), для редакции перевода «Православного исповедания веры» Киевского митр. Петра (Могилы). По предложению И. рукописные собрания из мон-рей передавались в б-ки духовных академий, прот. Александру Горскому было поручено научное описание Московской синодальной б-ки. Переписка И. состоял в частной и деловой переписке с десятками архиереев, с членами имп. фамилии, со мн. высшими чиновниками: обер-прокурорами Синода кн. А. Н. Голицыным , Нечаевым, Протасовым и гр. А. П. Толстым , министрами народного просвещения гр. С. С. Уваровым и А. С. Норовым , внутренних дел Перовским, иностранных дел К. В. Нессельроде, финансов А. М. Княжевичем, гос. имуществ гр. П. Д. Киселёвым, военными министрами кн. В. А. Долгоруковым и Н. О. Сухозанетом, морским министром Меншиковым, председателем Гос. совета гр. Д. Н. Блудовым , ген.-фельдмаршалом И. Ф. Паскевичем и мн. др. Из литераторов и ученых состоял в дружеских отношениях с Погодиным, И. В. Киреевским, О. М. Бодянским , К. И. Невоструевым , Ф. П. Литке, И. М. Снегирёвым и со мн. др. Сохранилась обширная переписка И. с духовными и со светскими лицами (всего свыше 3 тыс. писем; см. обзор: Перечень писем, сохранившихся в бумагах Иннокентия, архиеп. Херсонского, принесенных Имп. Публ.

http://pravenc.ru/text/389617.html

обладала значительным книжным собранием. Со времени правления династии Романовых пополнение столичных собраний древними книгами происходило в т. ч. за счет вывоза рукописей из К. Б. м. В XVIII-XIX вв. рукописи и книги поступали в б-ки Троице-Сергиевой лавры, новгородского Софийского собора, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в Синодальное собрание, а также в частные собрания (гр. Н. П. Румянцева, М. П. Погодина). Были попытки реконструкции фонда б-ки К. Б. м. ( Дмитриева. 1968; Шевченко. 1998). В наст. время большая часть (1400) рукописей хранится в РНБ, древнейшие и интересные своим художественным оформлением - в ГРМ, отдельные рукописи - в КБМЗ, РГБ, ГИМ (подробнее см.: Вздорнов Г. И. Книгописание в Кирилло-Белозерском мон-ре// Он же. 1980. С. 127-130). Так, в РНБ в составе приобретенной частной коллекции попал «массивный фолиант Златоуста XVI в.» с заставками и инициалами ( Розов. 1983. С. 277). Большая часть рукописей, происходящих из К. Б. м., не являются лицевыми, что характерно для монастырской б-ки, но многие украшены орнаментами всех разновидностей: тератологическим, балканским, неовизантийским, старопечатным ( Враская. 1983). Наиболее подробно изучена Следованная Псалтирь (XV-XVI вв., РНБ. F.I.738; см.: Гордиенко, Семячко, Шибаев. 2011). В древнейших рукописях украшения присутствуют в виде заставок в тератологическом стиле, напр. в Евангельских чтениях - заставка-«плетенка» (XIV в., РНБ. Кир.-Бел. 1/1. Л. 1 об.) и инициалы; в Требнике XIV - нач. XV в. заставка имеет вид рамки с плетеными наугольниками, навершиями, ее центр составляют обращенные друг к другу 2 птицы, напоминающие лебедей (РНБ. Кир.-Бел. 5/5. Л. 1 об.). Наиболее совершенный пример тератологии представляет Канонник 1407 г., согласно преданию, принадлежавший прп. Кириллу (ГРМ. Др./гр. 15). Это произведение уже зрелого стиля, в том варианте, когда зоо- и антропоморфные формы не соединяются в хаотичном, ковровом плетении, а образуют рационально построенный и выверенный, архитектурно узнаваемый образ церкви, с куполами, с подчеркнутой осью симметрии, как это характерно для лучших новгородских и среднерус.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1834-1862 гг. Г. также служил в б-ке МДА, с 11 окт. 1842 г. заведовал ею. Пополнял б-ку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями (в т. ч. из богатейшей б-ки Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , Московской Синодальной типографии , Синодальной б-ки, архива Тобольского архиеп. Афанасия (Протопопова) и др. архиереев), внимательно следил за новой исторической и богословской лит-рой, его личная б-ка после смерти поступила в собрание МДА. Читал все поступавшие в б-ку книги, оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетним занятиям с рукописной книгой Г. стал одним из крупнейших специалистов в области средневек. слав. церковной письменности. Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Г. с юности стремился к монашеству, но под влиянием родителей отказался от этого пути, позже решил принять священство. 24 марта 1860 г. в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре митр. Филаретом (Дроздовым) Г. был рукоположен во диакона, 27 марта в Успенском соборе Московского Кремля - во иерея в безбрачном состоянии (вопреки общепринятой практике Русской Православной Церкви). В том же году возведен в сан протоиерея, но своего прихода не имел и был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля. В июле 1860 г. Г. работал в С.-Петербурге, в Комитете по преобразованию духовных уч-щ, проявил себя сторонником взглядов митр. Филарета, изложенных им в «Мнениях, касательно устройства приходского духовенства» (1822). 23 окт. 1862 г. Г. был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни. Благодаря его усилиям МДА стала центром российской церковной науки, где основное внимание уделялось преподаванию церковной истории. В 1867 г. по инициативе Г. для чтения лекций по рус. истории в МДА был приглашен В. О. Ключевский , еще не защитивший в то время магист. диссертации. К студентам Г. относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), в саду устроено академическое кладбище (1871). Г. принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 гг.

http://pravenc.ru/text/166267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРАКОПУЛОС Димитракопулос [греч. η-μητρακπουλος] Андроник (в миру Андрей; 1.03.1826, Синеврон, совр. ном Ахея, Греция - 21.10.1872, Лейпциг, Германия), архим., церковный историк, патролог, византинист. В 1838 г. поступил в мон-рь св. архангелов Михаила и Гавриила, расположенный в 15 км к югу от г. Эйон на Пелопоннесе, где игуменом был его дядя - иером. Венедикт. Обучался в монастырской школе. 1 окт. 1847 г. рукоположен во диакона. С 1849 г. продолжал учебу в Афинах, окончил гимназию, затем обучался на богословском фак-те Афинского ун-та. В 1855-1858 гг. преподавал в различных школах Греции. В 1858 г. назначен Свящ. Синодом клириком греч. общины в Лейпциге. 25 марта 1858 г. в Афинах рукоположен во иерея и затем возведен в сан архимандрита, после чего вскоре отбыл в Германию, в Лейпциг, где началась его ученая деятельность. Д. объехал Европу и Ближ. Восток, изучая рукописные собрания и переписывая тексты для их издания, поддерживал контакты со мн. европ. учеными, пользовался их уважением. В 1863 г. посетил Россию, работал в Москве с рукописями Синодальной б-ки и в Киеве. В Москве познакомился с архим. (впосл. епископ Угличский) Амфилохием (Сергиевским-Казанцевым) , у них установились профессиональные и дружеские отношения, впосл. они посвятили друг другу книги. 24 окт. 1868 г. Д. был предложен Свящ. Синодом в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру Мантинии в Греции, однако епископом был избран др. кандидат. 20 окт. 1869 г. философским фак-том Лейпцигского ун-та Д. была присуждена степень д-ра философии honoris causa. В 1872 г. Д. отправился на Афон для работы с рукописями и для описания монастырских рукописных собраний. Во время поездки простудился и, вернувшись в Лейпциг, скоропостижно скончался. С 1865 по 1872 г. Д. опубликовал 7 изданий текстов и книг по церковно-исторической тематике. Он старался ввести в научный оборот как можно больше неизданных рукописных источников. Среди его книг известен 1-й т. задуманной им серии «Церковная библиотека», в к-рой Д. предполагал издавать тексты греч. авторов различных периодов, начиная с наименее изученного (IX-XVIII вв.). В этом томе (1866) им было опубликовано 20 произведений визант. авторов, в основном XI-XIII вв.,- Никиты Стифата , Иоанна Фурна, Евстратия Никейского, Николая Мефонского, Никифора Влеммида и Георгия Акрополита ,- изданных по рукописям Московской Синодальной б-ки (преимущественно по: ГИМ. Греч. 239).

http://pravenc.ru/text/172052.html

Успенского собора Иаков Никольский, протоиерей Трехсвятительской ц. у Красных ворот Николай Другов и священник Воскресенской ц. в Барашах Симеон Соколов. Все они были выпускниками Славяно-греко-латинской академии или Троицкой семинарии. В дальнейшем Конференция включала в качестве внешних членов выпускников академии - архимандритов московских и подмосковных мон-рей и священников московских церквей; непременно - ректоров Московской и Вифанской ДС и профессора богословия Московского ун-та. Ректор и все ординарные профессора академии входили в состав Конференции по должности, для экстраординарных профессоров такое право испрашивалось и предоставлялось особо, при возведении их в это звание. В первые годы после преобразования в МДА не было в наличии 6 ординарных профессоров. Поэтому в виде исключения, и каждый раз с особого разрешения Комиссии духовных училищ при Святейшем Синоде (до 1839) или Синода (после 1839), нек-рых бакалавров также включали в состав Конференции. Так, при открытии Конференции МДА в ее состав были включены наряду с ректором, инспектором и профессорами Кутневичем и Тяжеловым 3 бакалавра: архим. Никанор (Клементьевский), Левитский и Розанов ( Смирнов С. К. 1879. С. 409). В 1820 г. членами Конференции стали выпускники МДА 1818 г. бакалавры Делицын и Ф. А. Голубинский. В деятельности МДА реализовывался и «научный замысел» о духовных академиях. МДА унаследовала 2 богатейшие б-ки: Славяно-греко-латинской академии и Троицкой семинарии, собиравшиеся в течение 130 и 70 лет соответственно (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1253). Б-ка МДА в дальнейшем пополнялась благодаря неск. переданным ей собраниям, ценным книгам из Синодальной б-ки, с помощью закупок необходимой научной лит-ры и выписки периодических изданий. В февр. 1816 г., при переходе в старшее (богословское) отделение, студенты организовали кружок «Ученые беседы» для самостоятельного осмысления проблемных тем богословской науки. Инициаторами были лучшие студенты курса и буд. профессора академии Ф. А. Голубинский, Платон Доброхотов и Делицын.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (28.02.1815, Елабуга Вятской губ.- 29.11.1872, Москва), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. Род. в многодетной семье (у Н. было трое братьев и сестра) свящ. Ивана Феодосиевича Невоструева (1778-1831). Мать - Татьяна Ивановна (род. 1789), старший брат - Александр (1806-1872), проф. Вифанской ДС, протоиерей московского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823-1830 гг. Н. учился в Елабужском уездном уч-ще, в 1830-1836 гг.- в Вифанской ДС, где начал изучать древние рукописи под влиянием ректора архим. Венедикта (Григоровича) и др. преподавателей. В 1836-1840 гг. студент МДА, ректором к-рой был архим. Филарет (Гумилевский) , обучавший студентов навыкам работы с источниками. Очевидно, уже в это время Н. обратил на себя внимание профессора кафедры церковной истории и сотрудника б-ки МДА А. В. Горского , что сыграло решающую роль в его биографии. 17 сент. 1840 г. Н. окончил академию со степенью магистра богословия и был распределен профессором во вновь открытую Симбирскую ДС. 7 нояб. того же года прибыл в Симбирск. Преподавал в семинарии Свящ. Писание, герменевтику, патристику, евр. язык, учение отцов Церкви греческих и латинских на высшем отд-нии. Одновременно активно занимался археографической и археологической деятельностью в губерниях Ср. Поволжья. В 1840-1849 гг. составил описание 7 существовавших и ок. 20 упраздненных мон-рей, церквей и пустыней Симбирской и Самарской епархий, написал «Историческое обозрение Симбирска», которое опубликовал А. И. Соловьёв в 1909 г. Привел в порядок архивы и хранилища десятков храмов и обителей, составил их описание. Знакомился и с частными рукописными собраниями (напр., симбирских помещиков Языковых). Летом 1849 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предложил Горскому взяться за описание слав. рукописей Синодальной (Патриаршей) б-ки с правом выбрать себе сотрудника. В качестве помощника Горский пригласил Н., к-рый в авг. 1849 г. переехал на постоянное жительство в Москву с сохранением жалованья семинарского преподавателя. Н. был размещен в 3 кельях митрополичьих покоев Чудова мон-ря в Кремле, где он и прожил до кончины. 2 сент. 1849 г. Н. и Горский приступили к трудам по описанию древних слав. рукописей, хранившихся в Синодальной б-ке, по предварительно разработанным плану и принципам. Горский жил в Сергиевом Посаде, между соавторами шла активная переписка; Горский написал более 500 писем Н., а тот ему - ок. 650. (Подробнее о работе над описанием Синодального собр. см. ст.: Горский А. В.//ПЭ. Т. 12. С. 150-151.)

http://pravenc.ru/text/2564818.html

В XVII в. в И. Б. м. подвизалось 150 иноков, в 1731 г.- ок. 100 ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 184). В практику И. Б. м. вошло переизбрание игумена каждые 2 года. Неизвестным остается точное время учреждения Патмосского Экзархата, включающего Патмос и расположенные рядом небольшие островки: Липси, Арки, Агатонисион, Фармаконисион, Левета и Фурни (экзарху подчинены все приходы и монастыри на данной территории). Впервые Экзархат упоминается в 1715 г. в синодальном послании К-польского патриарха Космы III, хотя особый статус острова был установлен еще в кон. XI в. имп. Алексеем I Комнином. Патмосский экзарх подчиняется непосредственно К-польскому патриарху. Церковная власть экзарха распространяется и на многочисленные подворья, находящиеся на территории Греции и вне ее пределов. Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) В 1713 г. уроженец Патмоса местночтимый святой иеродиак. Макарий (Калогера) (прп. Макарий Патмосский (1688-1737)), получивший образование в Патриаршей великой школе нации в К-поле, основал к югу от пещеры Апокалипсиса церковную школу Патмиада - очаг просвещения и греч. культуры в Османской империи. В Патмиаде преподавались богословие, философия, греч. и лат. филология, риторика, логика и др. При обучении использовались рукописи из монастырской б-ки. Р. Покок отметил, что ученики Патмиады изучали «Физику» и «Метафизику» Аристотеля по манускрипту из б-ки И. Б. м. Если в 1731 г. число учеников Патмиады составляло чуть более 50 чел., то в 1737 г. оно превысило 100 чел. (Там же. С. 191, 347). Двух наиболее одаренных выпускников Патмиады Макарий назначил своими помощниками - иером. Косму с о-ва Лемнос и иером. Иакова Патмосского , а после его отъезда в Триполис - прп. Герасима Византийского († 1740). В Патмиаду с целью получить образование приезжали не только с островов Эгейского м. и из городов малоазийского побережья (Смирны и др.), но и из К-поля, Македонии, Фессалии, с Пелопоннеса, Ионических о-вов, Крита, Кипра, Синая (Там же. С. 188). В течение 6 лет в Патмиаде обучался В. Г. Григорович-Барский.

http://pravenc.ru/text/471591.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010