Митрополит Андрей подчеркнул, что Грузия достигла своего расцвета при иверском царе Вахтанге I Горгаслане. В 455 году он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр. «С начала церковного кризиса об украинском вопросе было совсем непросто (как митрополиту Никифору, так и мне, и другим Кипрским архиереям) писать, говорить и вообще выступать на данную тему, — сказал в приветственном обращении к участникам конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. — Вы знаете, что геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евроамериканской политики со всеми вытекающими оттуда последствиями. Несмотря на это, мы говорим и пишем, а также умоляем Бога просветить нас " право править слово истины " так, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия». «Надеюсь, что святые и мученики православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезной церковной проблемы, которая не должна была возникнуть», — завершил свое видеообращение митрополит Исаия. Доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора по видеосвязи зачитал архимандрит Серафим (Гавриков). «Амбиции Вселенского Патриарха простираются теперь уже на всю Церковь: по сути, он выдвигает претензии на право вмешательства во внутреннюю жизнь всех Поместных Православных Патриархатов и автокефальных Церквей», — отмечает в своем докладе иерарх Кипрской Церкви. При этом с точки зрения истории и священных канонов на вопрос о главенстве в Соборной Церкви может быть только один не подлежащий сомнению ответ: «На протяжении двух тысячелетий своей истории Православная Церковь никого из своих епископов не наделяла титулом и компетенциями Главы Церкви». «Следовательно, яснее ясного — и это можно обосновать исторически, канонически, догматически, исходя из иконописной традиции и писаний отцов — что ни один из Предстоятелей, Патриархов или глав Автокефальных Церквей не может заменить единственного неизменного Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь в своей соборности и кафоличности не имеет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Высшей канонической властью в Церкви являются Вселенские Соборы, а не кто-либо из Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Издревле в Церкви верили во Вселенский Собор как непогрешимый и высший институт Церкви и экклезиологически трактовали его таким образом», — сказал митрополит Никифор.

http://patriarchia.ru/db/text/5844272.ht...

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся от суррогатных мам. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери », в котором читаем следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток , поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений (ОСК XII. 4). Что же касается практики так называемого " суррогатного материнства " , то она однозначно осуждается Церковью» . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь по тому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов. Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В комментарии на указанный синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от " лишних " оплодотворенных яйцеклеток» . На одностороннем понимании «Основ» строится и доказательная база заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010): «Согласно Основам социальной концепции заготовление, консервация и намеренное разрушение " из­быточных " эмбрионов при применении ЭКО являются нравственно недопустимыми действиями (п. XII.4)» . Данное утверждение «Основ социальной концепции» верно: любое уничтожение лишних эмбрионов через элиминацию, редукцию или повреждение при криоконсервации, безусловно, является убийством и грехом (подробнее об этом изложено в нескольких работах автора данных замечаний ). Однако не всякий метод вспомогательных репродуктивных технологий связан с производством избыточного числа эмбрионов.

http://bogoslov.ru/article/5325110

На состоявшемся в Троицком подворье заседании Комиссии были утверждены Регламент и план работы Комиссии. Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, его члены избираются сроком на четыре года: соответственно было необходимо определить приоритетные темы для рассмотрения в 2010 году.  После активной дискуссии было принято решение в первую очередь рассмотреть положение о монастырях и монашестве (с включением вопроса критериев открытия монастырей); далее – внутренний устав монастырей, а также чрезвычайно актуальные вопросы поступления в монастырь и случаев оставления монастыря и монашества. По каждому из вопросов были назначены ответственные исполнители, которым необходимо к следующему заседанию Комиссии уже предоставить на рассмотрение материалы предварительного изучения вопроса. Второе заседание Комиссии по организации жизни монастырей и монашества планируется провести в Киево-Печерской Лавре. На следующий день, 24 февраля, в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание другой комиссиибогословской, работу которой возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии. Перед комиссией также стояли вопросы как организационного, так и содержательного характера. В составе комиссии — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, другие архипастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ, а также известные своей научно-исследовательской деятельностью миряне. В результате продолжительного обсуждения членами комиссии было принято решение рассмотреть в 2010 году все четыре темы, предложенные Президиумом Межсоборного присутствия, а именно: богословское осмысление творения мира и человека; соотношение науки и веры; отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Очевидно, что каждая из тем требует основательного изучения с участием самого широкого круга специалистов как в области собственно богословия, так и смежных наук. Для реализации такой задачи было предложено провести семинары на базе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Института философии РАН.

http://pravmir.ru/pervye-zasedaniya-komi...

Научная деятельность традиционно развивается в духовных академиях, а в последнее время и в православных университетах и Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Центрами научно-богословской деятельности являются церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , Синодальная библейско-богословская комиссия и ряд иных синодальных структур нашей Церкви. Не так давно в Русской Православной Церкви учрежден Общецерковный диссертационный совет по богословию и церковной истории. Совет создан и действует по нормативам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации. И хотя теология пока не включена в перечень научных специальностей ВАКа, Общецерковный диссертационный совет как формально, так и содержательно исполняет все ВАКовские требования как по составу его членов, по процедуре защит, так и с точки зрения требований, предъявляемых к защищаемым работам. Хочу особо сказать о присутствии теологии в светских вузах и о диалоге Церкви и науки. В последние годы во многих университетах и вузах нашей страны открылись кафедры или отделения теологии. Это очень важное явление. Классическая идея университета подразумевает, что он является оплотом национальной культуры. Именно в Университете идет работа по ее сохранению, развитию и передаче из поколения в поколение. В нем формируется культурная и интеллектуальная элита страны. Университет призван отражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и — в том числе — религию. Изъятие хотя бы одного из важных компонентов социокультурного целого обедняет культуру и может привести к деградации нации. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления целостного культурного поля нации. Теология в университете становится важным культуроформирующим фактором. Следует отметить, что даже в советском университете теологическое знание продолжало присутствовать, несмотря на гонения на Церковь и религию со стороны государственной власти. Теология присутствовала в отдельных разделах философии, филологии, истории и других по преимуществу гуманитарных наук. Многие советские ученые преподавали студентам теологическое знание на своих лекциях под видом философии и истории религии, занятий древними языками и проч. Среди ярких примеров таких лекторов можно вспомнить Сергея Сергеевича Аверинцева. Так во времена притеснения религии усилиями отдельных подвижников в университетах сохранялось целостное восприятие культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/1456320.ht...

Не менее внимательно Патриарх Кирилл подходит к решению пастырско-богословских задач. Слияние Богословской и Библейской комиссий в единую Библейско-Богословскую синодальную комиссию и данное ей поручение разработать новый катехизис Русской Православной Церкви — одно из важнейших решений прошедшего года. Здесь же следует отметить создание Общецерковной аспирантуры и докторантуры для подготовки богословов, церковно-дипломатических и управленческих кадров Московского Патриархата. Задача привлечения мирян к обсуждению и подготовке решений по наиболее важным вопросам внутренней жизни и внешней деятельности Церкви будет решаться в рамках Межсоборного присутствия, учрежденного в прошлом году по итогам дискуссий на Поместном Соборе. Состав присутствия утвержден Священным Синодом и подтверждает намерение Святейшего Патриарха пригласить к деятельному служению самый широкий круг людей. За одним столом соберутся и те, кого раньше называли «консерваторами», и те, кого называли «либералами». Время ярлыков стремительно уходит в прошлое. Каждый человек проверяется тем, как он может послужить Церкви. Из пастырских задач Святейший Патриарх особо выделил проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия будет принято и усвоено, если оно раскроется в прочной связи с личной, семейной и общественной жизнью. Соединение православной веры и евангельской морали с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей таит в себе огромный потенциал. Такое соединение поможет нашим современникам ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Признавая проповедь с амвона важной формой свидетельства, Святейший Патриарх делает особый акцент на необходимости для Церкви вести открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог с обществом. Такое общение приносит пользу каждому из участников. С одной стороны, истины веры становятся понятными, когда входят в творческое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. С другой стороны, Церковь обогащает себя «знанием того, что представляет собой современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви». Наконец, такой диалог способствует «взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия».

http://e-vestnik.ru/church/god_patriarsh...

Непоминовение Патриарха – первая фаза отрицания законной власти священноначалия. За ним обычно следует раскол, а потом и террор в отношении инакомыслящих, в чем изуверы-сектанты обыкновенно преуспевали. Начинали они с обвинений своих оппонентов в ересях и прочих преступлениях. И вот мы видим, так сказать, первую ласточку – посыл объявить профессора А.И. Осипова еретиком, осудить его, после чего испытать приятное чувство свершившейся мести. Вашим чувствам, отец Георгий, согласитесь, импонирует, чтобы профессор А.И. Осипов, весьма опасный противник ереси папизма, был осужден как еретик. Этому, помимо Вас, будут очень рады, в первую очередь, так называемые филокатолики, особенно, если шум вокруг Осипова начнется в преддверии Всеправославного Собора. Представьте, какую радость испытают все враги Православия, если вопрос о профессоре МДА будет вынесен, скажем, на Поместный Собор Русской Церкви. Они будут просто ликовать от того, что удалось расколоть православных на сторонников и противников Осипова. Они скажут: пусть меж собой клюются, как глухари на току, а мы тем временем набросим на них сетку, запакуем и обезвредим. Разделяя далеко не все воззрения уважаемого профессора, должен заметить: они имеют право существовать как частные богословские мнения. Извините меня, но Алексей Ильич нигде и никогда не говорил: те православные, что не разделают моих мнений, - еретики и подлежат анафеме. А Вы дерзаете о нем такое говорить. Пусть существуют мнения Осипова, пусть существует и мнение богословской комиссии, которое вовсе не является истиной в последней инстанции. Наше дело – молиться и за Осипова, и за членов Комиссии. Аминь. Сколько восторгов со стороны псевдоревнителей по поводу осуждения СББК (Синодальной библейско-богословской комиссией), возглавляемой митрополитом Иларионом (Алфеевым), некоторых воззрений профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова! Те, кто еще вчера кричали: «Иларион – еретик» (крики же подтверждались не столько фактами, сколько собственными фантазиями критиков) сегодня простили ему все – ради удара по уважаемому профессору. Да и обвинения митрополита Илариона на фоне нынешних истошных зилотских воплей: «Патриарх – еретик» - воспринимаются чуть ли не как детская шалость.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/23/sm...

Ни одно из этих утверждений не имеет абсолютного значения в Священном Писании , они прямо уравновешиваются. Как же быть? Помните, недавно я вам приводил слова преподобного аввы Исайи , который говорит: «Кто читает Священное Писание и понимает его, но упорно настаивает на своем понимании, тот лишается славы Божией». Что мы здесь видим? Удивительное дело. Я вам зачитал уже: «не находит оснований в Священном Писании » – оказывается, одна из этих сторон. Какая? О конечности адских мучений. Я был просто удивлен, вы же понимаете, что такое Синодальная библейско-богословская комиссия? Высший цвет богословия, которые должны знать святоотеческое учение, должны знать богослужения. И помните, сколько я вам приводил? Вот сейчас нет времени – мог бы еще вам привести. Сколько апостолов... Апостол Петр пишет: «Христос, находящийся в темнице, проповедовал некогда непокорным, ожидавшему их Божию долготерпению», – мертвым! Как Максим Исповедник объясняет эти слова апостола Петра: «Для того Он и пришел, чтобы они, будучи мертвыми, ожили по Богу духом». Иоанн Богослов пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел тоже. Я вам не могу даже перечислить сколько, причем, помните, когда я приводил его высказывания, приводил сразу святых отцов, которые прямо говорят, как это нужно понимать. Причем какие отцы еще! Прямо приводил. У апостола Павла это вот, много, не могу я их сейчас повторять, поскольку их очень много. Священное Писание. Здесь, в Синодальной комиссии, есть ссылки только на Евангелие. А откуда мы узнали Евангелие? От апостолов или от кого? Или апостолы не понимали Евангелия? Или они выступили против своего учителя Христа? Эти петры, иоанны, павлы, да? Что же такое? Почему только на Евангелие ссылаются? Евангелие – мы знаем – только что я вам говорил о Лютере: «только Писание», но тут хоть Писание, а здесь – только Евангелие. Удивительно. Можно только удивляться. И вдруг – «не находит основания учение о конечности мучений в Священном Писании». Значит, апостолы – не основание. Дальше. А святые отцы? В документе ссылка делается в заключении на Оригена . Я, когда прочитал, я ахнул. Во-первых, (вот вы хорошо слушаете лекции, знаете, учитесь) никто не знает его учения даже, что Ориген -то о чем учил? Такую чушь проповедовал: что человек сотворен умом чистым, без тела, а в тело он послан только за грехи ума, хотя Библия прямо говорит, что сначала было сотворено тело, а потом душа. И потому апокатастасис пантум Оригена – это что такое? Опять превращение и возвращение в состояние чистых духов. Ну еще бы не осудить это! И правильно сделали, еретическое мнение. И затем – это поразительно – такая робкая ссылка, просто указание такое: «И следы этого учения (Оригена) можно найти в трудах Григория Нисского ». Так-так.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

О своих впечатлениях от поездки и о нынешнем положении дел на Афоне владыка Иларион рассказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия». 3 листопада 2010 р. 17:23 Митрополит Волоколамский Иларион: Европа была и остается христианским континентом [Ihmepb " ю] 18-22 октября 2010 года на острове Родос (Греция) по инициативе Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея состоялся II православно-католический форум, в котором принял участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В ходе поездки владыка Иларион дал интервью корреспонденту греческого телеканала «Омега». 22 жовтня 2010 р. 12:49 «Мы видели в нем настоящего человека Церкви». Памяти епископа Архангельского и Холмогорского Тихона [Ihmepb " ю] 20 октября 2010 года отошел ко Господу епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Многолетний друг владыки архимандрит Закхей (Вуд), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, в интервью порталу Православие.ru поделился своими воспоминаниями о почившем архиерее. 20 жовтня 2010 р. 17:45 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет: Русское богословие восстанавливает свои силы [Ihmepb " ю] 15-18 ноября 2010 года в Москве состоится VI Международная научно-богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». О предстоящей конференции и перспективах развития богословской науки в интервью сайту «Татьянин день» рассказал председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. 19 жовтня 2010 р. 12:52 Протоиерей Николай Чернокрак: Жизнь на Западе придает нам оригинальность [Ihmepb " ю] 13 октября 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской духовной академией и Православным Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. Накануне декан Свято-Сергиевского института протоиерей Николай Чернокрак рассказал интернет-изданию «Татьянин день» об институте, специфике православного образования на Западе, Болонской системе и планах на будущее.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

«Основные направления книгоиздания сегодня — это святоотеческая, духовно-просветительская, историческая и художественная литература, а также агиография, молитвословы, календари, — рассказывает Олег Костишак, кандидат богословия, и. о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки. — Книга сначала просматривается рецензентами, которые готовят экспертное заключение. А потом и всей коллегией, которая знакомится с ее содержанием и выводами экспертизы. Если материал сложный, находится на стыке разных научных дисциплин, то его могут отправить на дополнительную экспертизу в один из профильных синодальных отделов». Так, например, если в рукописи затрагиваются сложные вопросы в области современной библеистики, она направляется на дополнительную экспертизу в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Если это тексты, связанные с медицинской тематикой, то они проходят дополнительную проверку в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Рукописи, в которых присутствует информация о церковных персоналиях, относящихся к юрисдикции иных Поместных Православных Церквей, а также о нюансах межправославных отношений, отправляются на согласование в Отдел внешних церковных связей и т. д. Рекомендовано к публикации Если книга соответствует всем условиям Издательского совета, то ей присваиваются грифы: «По благословению Святейшего Патриарха Мос­ковского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» или «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви». С патриаршим грифом издаются: Священное Писание, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви и официальные документы. Этот гриф также присваивается изданиям, имеющим общецерковное значение. Гриф «Рекомендовано к публикации» присваивается святоотеческой, богословской, катехизической и иной церковной литературе, а также публикациям, которые Церковь может порекомендовать верующим. Изданиям, в которых присутствуют частные мнения, дискуссионные суждения по важным церковным вопросам, частные научно-богословские интерпретации событий церковной и гражданской истории, присваивается гриф «Допущено к распространению». При этом в них не должно содержаться мнений и оценок, противоречащих православному вероучению или официальной позиции Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/analytics/grif_odobr...

«Основные направления книгоиздания сегодня — это святоотеческая, духовно-просветительская, историческая и художественная литература, а также агиография, молитвословы, календари, — рассказывает Олег Костишак, кандидат богословия, и. о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки. — Книга сначала просматривается рецензентами, которые готовят экспертное заключение. А потом и всей коллегией, которая знакомится с ее содержанием и выводами экспертизы. Если материал сложный, находится на стыке разных научных дисциплин, то его могут отправить на дополнительную экспертизу в один из профильных синодальных отделов». Так, например, если в рукописи затрагиваются сложные вопросы в области современной библеистики, она направляется на дополнительную экспертизу в Синодальную библейско-богословскую комиссию . Если это тексты, связанные с медицинской тематикой, то они проходят дополнительную проверку в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению . Рукописи, в которых присутствует информация о церковных персоналиях, относящихся к юрисдикции иных Поместных Православных Церквей, а также о нюансах межправославных отношений, отправляются на согласование в Отдел внешних церковных связей и т. д. Рекомендовано к публикации Если книга соответствует всем условиям Издательского Совета, то ей присваиваются грифы: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» или «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви». С Патриаршим грифом издаются: Священное Писание, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви и официальные документы. Этот гриф также присваивается изданиям, имеющим общецерковное значение. Гриф «Рекомендовано к публикации» присваивается святоотеческой, богословской, катехизической и иной церковной литературе, а также публикациям, которые Церковь может порекомендовать верующим. Изданиям, в которых присутствуют частные мнения, дискуссионные суждения по важным церковным вопросам, частные научно-богословские интерпретации событий церковной и гражданской истории, присваивается гриф «Допущено к распространению». При этом в них не должно содержаться мнений и оценок, противоречащих православному вероучению или официальной позиции Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5458919.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010