Важно также пастырское участие священнослужителей в работе по реабилитации воинов, возвращающихся с территории боевых действий. В соответствии с многовековой пастырской практикой преподание Святых Христовых Таин может быть ограничено по причине участия в военных действиях на время покаяния лишь по индивидуальном рассмотрении ситуации пастырем и в особых случаях, к примеру, когда воином совершены воинские преступления, повлекшие за собой гибель людей, или когда это может помочь уврачеванию духовных ран. 6. Сегодня на украинской земле государственная власть явила себя прямой наследницей большевиков-богоборцев и воздвигает гонения против Православной Церкви. Верные чада церковные изгоняются из храмов, иерархи, священнослужители и миряне подвергаются неправедным арестам и бесчестным судилищам, святыни оскверняются и расхищаются. Особую горечь вызывают известия о том, что священнослужителей и мирян Украинской Православной Церкви пытаются принудить к отречению от Божией правды и подтолкнуть к расколу. Участники Архиерейского Совещания призывают к сугубой молитве о православных братьях и сестрах на Украине, о тех, кто вопреки угрозам, клевете и преследованиям стремятся к сохранению церковного единства, наипаче же о тех, кто являют поистине исповеднический подвиг, мужественно возвышая свои голоса в защиту этого единства. Многая лета митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу, находящемуся ныне в тюремном заключении, и всем иерархам-исповедникам, претерпевающим уголовные преследования за веру и Церковь! 7. Архиерейское Совещание с сожалением констатирует, что одним из инструментов враждебных Православию политических сил стали руководители Константинопольского Патриархата, ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций. Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода.

http://radonezh.ru/2023/07/19/postanovle...

«Всякий епископ есть глава и предстоятель своей частной Церкви, подчиняющийся только соборным постановлениям и решениям кафолической Церкви как единственно непогрешимым, и никоим образом не составлял, как показывает церковная история, исключения из этого правила и епископ римский. Единый же вечный Началовождь и бессмертный Глава Церкви Господь наш Иисус Христос, Той есть Глава телу Церкве (Кол. 1:18)… Божественные отцы, почитая епископа Рима только как епископа царствующего града империи, предоставили ему почетную привилегию председательства, смотрели на него просто как на первого между другими епископами, то есть первого между равными, каковую привилегию дали потом и епископу города Константинополя, когда этот город стал царствующим в Римской империи, как свидетельствует о том 28-е правило 4-го Вселенского Халкидонского собора… Из этого правила явствует, что епископ Римский равночестен епископу Церкви Константинопольской и епископам прочих Церквей, и ни в каком правиле и ни у кого из отцов нет и намека на то, что епископ Рима есть единый начальник кафолической Церкви и непогрешимый судья епископов прочих независимых и автокефальных Церквей… Каждая в отдельности автокефальная Церковь на Востоке и Западе была всецело независима и самоуправляема во времена семи Вселенских соборов. Как епископы автокефальных Церквей Востока, так и епископы Африки, Испании, Галлии, Германии и Британии управляли делами своих Церквей — каждый чрез свои поместные соборы, а епископ Римский не имел права вмешательства, будучи и сам также подчинен соборным постановлениям. По важным вопросам, требовавшим утверждения кафолической Церкви, обращались к Вселенскому собору, который один только был и является наивысшею властию в кафолической Церкви» . Утверждая, будто возложенное на Константинопольских Предстоятелей служение «сверхграничной ответственности» «решительно никогда не вызывало у других патриархов никакого сомнения или беспокойства», Патриарх Варфоломей приводит цитату из послания отцов Карфагенского Собора 425 года Папе Римскому Целестину.

http://pravoslavie.ru/121520.html

«Всякий епископ есть глава и предстоятель своей частной Церкви, подчиняющийся только соборным постановлениям и решениям кафолической Церкви как единственно непогрешимым, и никоим образом не составлял, как показывает церковная история, исключения из этого правила и епископ римский. Единый же вечный Началовождь и бессмертный Глава Церкви Господь наш Иисус Христос, Той есть Глава телу Церкве (Кол. 1, 18)… Божественные отцы, почитая епископа Рима только как епископа царствующего града империи, предоставили ему почетную привилегию председательства, смотрели на него просто как на первого между другими епископами, то есть первого между равными, каковую привилегию дали потом и епископу города Константинополя, когда этот город стал царствующим в Римской империи, как свидетельствует о том 28-е правило 4-го Вселенского Халкидонского собора… Из этого правила явствует, что епископ Римский равночестен епископу Церкви Константинопольской и епископам прочих Церквей, и ни в каком правиле и ни у кого из отцов нет и намека на то, что епископ Рима есть единый начальник кафолической Церкви и непогрешимый судья епископов прочих независимых и автокефальных Церквей… Каждая в отдельности автокефальная Церковь на Востоке и Западе была всецело независима и самоуправляема во времена семи Вселенских соборов. Как епископы автокефальных Церквей Востока, так и епископы Африки, Испании, Галлии, Германии и Британии управляли делами своих Церквей – каждый чрез свои поместные соборы, а епископ Римский не имел права вмешательства, будучи и сам также подчинен соборным постановлениям. По важным вопросам, требовавшим утверждения кафолической Церкви, обращались к Вселенскому собору, который один только был и является наивысшею властию в кафолической Утверждая, будто возложенное на Константинопольских Предстоятелей служение «сверхграничной ответственности» «решительно никогда не вызывало у других патриархов никакого сомнения или беспокойства», Патриарх Варфоломей приводит цитату из послания отцов Карфагенского Собора 425 года Папе Римскому Целестину.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Диаконский чин возглавил помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. За богослужением пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова. В храме молились сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, многочисленные прихожане. После сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине. По завершения Литургии со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился епископ Моравичский Антоний. «Позвольте от лица представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравить Вас с 50-летием со дня рождения, отмечавшимся в прошлом году, и с пятнадцатой годовщиной архиерейской хиротонии, которую мы празднуем сегодня. Божественной благодатью, которая снизошла на Вас в этот день пятнадцать лет назад возложением рук Предстоятеля Русской Православной Церкви и архиереев, Вы вступили как архипастырь на послушание Русской Православной Церкви. Все это время Вы свидетельствовали Христову любовь, истину и евангельское слово во всех местах земного шара, где бы ни побывали. Мы очень ценим Ваш вклад в развитие межправославных отношений. Вы посещали все Поместные Православные Церкви и утвердили ту любовь и широту, которую имеет Русская Православная Церковь и русский православный народ», — сказал владыка Антоний, пожелав митрополиту Волоколамскому Илариону долголетия и Божией помощи в дальнейших трудах. Затем прозвучало слово заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова. Он поздравил владыку от имени всех сотрудников Отдела внешних церковных связей и иных подведомственных митрополиту Илариону учреждений, в частности, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Синодальной библейской богословской комиссии , а также от лица клира и прихожан храма. «Мне, владыка, тоже очень памятен этот день пятнадцать лет тому назад, — сказал отец Николай. — Но и удивительно, что с тех пор минуло всего полтора десятилетия, — столько было в эти годы трудов, свершений, поворотов жизни, послушаний от Священноначалия, невыполнимых, казалось бы, миссий, которые Вы выполнили, несбыточных, казалось бы, надежд, которые сбылись с избытком. За пятнадцать лет было много испытаний и, порой, скорбей, но много и радости, больших свершений. Дорогой владыка! Собравшиеся здесь сотрудники Отдела внешних церковных связей и других учреждений, клирики и прихожане — мы все рады быть Вам поддержкой в возложенном на Вас служении, которое превышает, кажется, всякие человеческие силы… Мы хотели бы и дальше поддерживать Вас в Вашем великом труде и служении, быть Вам помощниками».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Документы 30 октября 2023 г. 09:30 Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих [Документы] По благословению Святейшего Патриарха Кирилла епархиальным Преосвященным направлено циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Григория о сугубом молитвенном поминовении архипастырей и клириков Украинской Православной Церкви, которые стремятся к сохранению церковного единства и являют исповеднический подвиг, возвышая голос в защиту этого единства. 30 августа 2023 г. 22:45 Заявление в связи с запретом доступа преподавателей и студентов Киевских духовных школ на территорию Киево-Печерской лавры [Документы] В связи с всё более усугубляющимся бесцеремонным давлением на Украинскую Православную Церковь и изгнанием ее представителей, в том числе учащих и учащихся старейшего православного учебного заведения Восточной Европы из стен Киево-Печерской лавры, Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сделать следующее заявление. 19 июля 2023 г. 18:32 Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей [Документы] Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Фото Видео 19 июля 2023 г. 17:36 Постановление Архиерейского Совещания (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 19 июля 2023 года, день Собора Радонежских святых) [Документы] Документ принят на Архиерейском Совещании Русской Православной 19 июля 2023 года. Фото Видео Публикации 29 февраля 2024 г. 14:21 Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью] На рассмотрении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находится заключение Синодальной библейско-богословской комиссии о католической декларации «Fiducia supplicans». Декларация, принятая недавно Конгрегацией вероучения Римско-Католической Церкви, касается вопросов благословения невенчанных гетеросексуальных союзов и однополых пар.

http://edinstvo.patriarchia.ru/

Если Собор будет отменен, то, по мнению религиоведа, его должна провести Русская Церковь «на своей территории», так как Константинопольский Патриархат зависит от президента Турции Реджепа Эрдогана. Одно это обстоятельство, как отметил он, «уже сильно затрудняет нормальную беседу». «Мне кажется, что Русская Православная Церковь, которая объединяет православных больше, чем все остальных вместе взятых, является церковью той страны, которая полностью независимо ведет политику. А в случае Константинопольского Патриархата об этом не приходится говорить», — пояснил эксперт, добавив, что Константинопольская Православная Церковь «имела приоритет» в православном мире во времена византийских Императоров, однако «наличие там союзника ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — РИА Новости) Эрдогана позволяет пересмотреть подобного рода вещи». В свою очередь председатель Византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, политолог Аркадий Малер считает, что Константинопольский Патриархат имеет возможность отложить проведение Всеправославного Собора, чтобы решить связанные с ним проблемы, однако позиционирует себя, вопреки канонам, выше остальных Поместных Церквей. «Он (Константинопольский Патриархат – РИА Новости) отказал без объяснений. Их мотивация такова: " Мы не хотим тормозить эту встречу, так как будет неудобно перед внешним миром " . Но стоит отметить, что внешний мир за этим подробно следит и тут нечего скрывать. Он именно проигнорировал требования Московского Патриархата, требования Болгарского Патриархата. В этом смысле, если называть вещи своими именами, это хамство. Так не делается нигде, тем более в Церкви», — сказал РИА Новости Малер. Патриарх Варфоломей, как полагает эксперт, «видит себя не просто первым среди равных, а своего рода восточным папой». Хотя у Константинополя, заверил он, есть возможность отложить проведения Собора и «проговорить все вопросы с каждой Поместной Церковью» в различных форматах.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/07/pa...

Заключение " Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016. В 2013 году на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо группы верующих (48 подписей), в котором ставился вопрос о спорных богословских воззрениях заслуженного профессора Московской духовной академии А.И.Осипова. Авторы письма обратились с просьбой дать разъяснения относительно того, соответствуют ли «точному изложению православной веры» мнения А.И. Осипова по пяти пунктам: – о вечности геенских мук, – о восприятии Христом первородного греха, – об Искуплении, – о Евхаристии, – о крещении младенцев. Синодальная богословская комиссия Русской Православной Церкви и вместе с ней Святейший Патриарх констатировали, что по всем пяти пунктам, вызывающим смущение у верующих, учение А.И. Осипова и его сторонников НЕ соответствует учению Православной Церкви. " Когда Алеша Осипов был еще молодым, то обучаясь в духовном заведении, его духовник, игумен Никон (Воробьев) перед самой своей кончиной, дал ему прозорливое Благословение: " Никогда не женись и никогда не учи " . После этого благословения у Алеши, духовников больше не было. Ослушавшись своего духовника, Алеша стал проповедовать. Основной урон Церкви, который нанес А.И. Осипов, за 40 лет своей деятельности - это смертельный удар по нравственному учению, и заключается в том, что когда духовно больной приходит в духовную врачебницу (церковь), то священник под страхом - НЕ ДОЛЖЕН ИССЛЕДОВАТЬ ГРЕХИ, не вникать и не углубляться в сущность той или иной страсти кающегося грешника, А СРАЗУ ИХ ОТПУСКАТЬ, ОТПУСКАТЬ, ОТПУСКАТЬ. Вот если кто-то из-нас заболел и пришел к врачу в поликлинику, то врач, чтобы понять само заболевание, прежде пишет направление на сдачу анализов, где после исследования их результатов, назначает правильное лечение. А в нашем церковном случае, больному без исследования СРАЗУ НАЗНАЧАЮТ ЛЕЧЕНИЕ - отпускают грехи! Поэтому не удивительно, что накрестили 100 млн, а храмы стоят пустыми, за редким исключением, как у Андрея Карпова. Целая армия обученных священников и зараженная учением господина Осипова за эти 40 лет, нанесла такой урон НРАВСТВЕННОМУ УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ, что в одночасье, не поменяется! ЭТО КОНЕЦ! Почему я об этом уверенно и С СОЖАЛЕНИЕМ говорю, да потому что имею многолетний большой опыт общения со многими священниками, которые служат в разных уголках нашей необъятной Родины. С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/video/2020/02/25/pric...

Заместитель губернатора Архангельской области, сопредседатель регионального отделения ВРНС Алексей Алсуфьев в своем докладе отметил, что мы часто обращаемся к истории, чтобы осмыслить ее уроки: «Центральным в пространстве дискурса о России, ее прошлом и настоящем становится духовное измерение, а вместе с ним духовно-ценностное единство нашего народа». По словам Алексея Алсуфьева, динамика и сложность современного мира, ориентированного на процесс глобализации, выдвигает аксиологические проблемы на первый план. «Различие культур и цивилизационных форм становится все более серьезным фактором как национальной, так и общечеловеческой безопасности. Суметь договориться и объединить усилия — сегодня наша задача», — сказал чиновник, отметив, что только для того и стоит актуализировать исторический опыт, чтобы он составлял внутренний стержень и канву решений современного дня. Ректор СГМУ Любовь Горбатова отметила, что в вузе во все периоды его существования уделялось огромное внимание нравственному воспитанию молодежи, поэтому руководство университета радо приветствовать на своей территории форум ВРНС. «Тематика заседания не только призывает вспомнить важнейшие исторические события, но напоминает о важности сплочения граждан многонациональной страны, — сказала ректор. — Обсуждая трагические уроки истории, мы должны помнить о главном: только двигаясь вместе в одном направлении, можно справиться с трудностями и сделать нашу страну процветающим государством, у которого есть будущее. Очень важен диалог и сотрудничество всего общества. Цель этого диалога — обеспечить духовную безопасность страны, сформировать духовно-нравственные ориентиры, укрепить согласие в нашем обществе. Вопросы исторической памяти, преемственности традиций в современном мире актуальны как никогда. Мы выражаем надежду на то, что форум сыграет роль в деле духовно-нравственного просвещения и будет способствовать сохранению культурно-исторических  традиций». Также на открытии форума с докладами выступили руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов («Неуслышанный призыв святого праведного Иоанна Кронштадтского»), российский политолог и журналист, обозреватель телеканала «Царьград» Егор Холмогоров («Мифы против правды об истории России в XX веке»), православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон» при РАН, член Синодальной библейско-богословской комиссии Аркадий Малер («Коммунистическая утопия и Русская идея»).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Значительное количество публикаций, тем не менее, дает возможность упомянуть в статье почти всех авторов и их работы. К сожалению, на данном этапе исследования не удалось определить имена абсолютно всех отечественных библеистов. В качестве источника материалов в статье используется «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП), а также начавшийся издаваться в 1960 году сборник «Богословские труды». Напомним, что возможность публикации книг и научных монографий по библеистике в советское время практически отсутствовала. Лишь немногим авторам в те годы удавалось (как правило, неофициально) опубликовать свои труды за рубежом, например, протоиерею Александру Меню. Русская православная текстология с 1953 по 1964 гг В первый тематический раздел собраны статьи, относящиеся к библейской текстологии и переводам Священного Писания . В них обнаруживаются несколько тем, вызвавших особый интерес в то время: начавшийся в 1951 году перевод Нового Завета на русский язык и выход в 1956 году нового издания Синодального русского перевода Библии. Также отмечены публикациями несколько памятных дат: 400–летие печатного «Апостола» и 900–летие Остромирова Евангелия. Русским Библейским Обществом в Вашингтоне (США) в 1952 году была издана русская Библия . Профессор ЛДА Александр Александрович Осипов 2 в своей статье, 3 отмечая «нарушение православных традиций в отношении Священного Писания в Вашингтонской Библии», 4 сформулировал ряд вопросов к новому изданию, в числе которых «соответствует ли этим тезисам (свт. Филарета) Вашингтонская Библия , повторяющая титульный лист синодальных изданий и тем самым претендующая на преемство?». 5 Указав на недостатки вашингтонского издания, автор отмечает «насколько необходимым и своевременным является предпринимаемое ныне издание Русской Патриаршей Библии ». 6 При участии Британского и Иностранного Библейского Общества в Париже в 1951 году начала свою работу комиссия по составлению перевода на русский язык Священного Писания Нового Завета. Ответственным переводчиком был приглашен епископ Кассиан (Безобразов) , профессор Священного Писания Нового Завета, ректор Православного Богословского института в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иоанна Богослова под Вязом, переданным 18 лет назад московскими властями в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви и до сих пор занимаемым Музеем истории Москвы. 20 жовтня 2010 р. 17:45 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет: Русское богословие восстанавливает свои силы [Ihmepb " ю] 15-18 ноября 2010 года в Москве состоится VI Международная научно-богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». О предстоящей конференции и перспективах развития богословской науки в интервью сайту «Татьянин день» рассказал председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. 20 жовтня 2010 р. 13:07 Духовные учебные заведения на пути к Болонскому процессу [Ihmepb " ю] Председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний дал интервью официальному сайту Учебного комитета Русской Православной Церкви, в котором осветил особенности вхождения духовных учебных заведений России и Украины в Болонский процесс и другие актуальные вопросы духовного образования. 19 жовтня 2010 р. 18:18 Протоиерей Павел Великанов: «Наша задача — повысить ценность книги в глазах студента» [Ihmepb " ю] 14 октября 2010 года по благословению ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения в стенах МДА начал работу книжный клуб «Эйдос». О целях и задачах нового клуба рассказал проректор по научной работе протоиерей Павел Великанов. 19 жовтня 2010 р. 12:52 Протоиерей Николай Чернокрак: Жизнь на Западе придает нам оригинальность [Ihmepb " ю] 13 октября 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской духовной академией и Православным Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. Накануне декан Свято-Сергиевского института протоиерей Николай Чернокрак рассказал интернет-изданию «Татьянин день» об институте, специфике православного образования на Западе, Болонской системе и планах на будущее.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010