Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о совещании " Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества " члены Синода одобрили итоговый документ совещания и приняли решение (ЖУРНАЛ 114) образовать межведомственную координационную группу по преподаванию теологии в вузах. В ее состав вошли митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московской духовной академии;епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии;протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Священный Синод также принял документы, регламентирующие деятельность воскресных школ. Это, в частности, " Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации " , " Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей " Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " , " Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации " . Эти положения в 2011 и 2012 году разрабатывались Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, обсуждались в интернете и на Международных Рождественских образовательных чтениях 2012 года. При этом члены Священного Синода подчеркнули рамочный характер документов: применять их следует применительно к местным условиям и с учетом особенностей местного законодательства. Документы будут опубликованы в ближайшие дни на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

http://e-vestnik.ru/news/svyashchennyy_s...

Одной из первоочередных задач своего служения Патриарх Алексий поставил укрепление отнюдь не материальной или правовой жизни Церкви, но, как он выразился в первой же своей речи после избрания, «внутренней, духоносной». Для этого надо было приложить все усилия для развития соборности: «Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на Архиерейских соборах и на Поместных соборах… Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь… От Церкви, от каждого служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой… Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви». Сразу после избрания Патриархом Aлekcuя II Священный синод принял решение об образовании двух новых очень важных для жизни Церкви синодальных отделов: по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. (До этого существовали Управление делами МП, Учебный комитет, ОВЦС, Комиссия по канонизации святых, Комиссия по богослужению, Синодальная библиотека). Кроме этого были организованы Всецерковное православное молодежное движение, которое потом было преобразовано в Отдел по делам молодежи, и Комиссия по делам монастырей. В течение последующих лет открылись другие синодальные учреждения: Богословская комиссия, Издательский совет, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерский отдел, Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам, Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия. Все эти отделы и комиссии должны были организовывать работу как внутри церковной ограды, так и вне ее, во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством. Политизация общественной жизни первой половины 90-х годов, процессы распада СССР, кризис власти в 1991 году, противостояние ветвей власти в 1993 году поставили перед священнослужителями важный вопрос – какова степень участия Церкви в государственной политике. Еще в заявлении Священного синода 3 апреля 1990 года было объявлено, что Церковь не может стать на сторону партийных интересов и связывать свою судьбу с тем или иным политическим курсом. На Архиерейском соборе 1994 года был объявлен строгий запрет для епископов и иных священнослужителей на участие в предвыборных процессах и членство в политических партиях.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

«Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, членами Священного Синода было принято решение включить в состав Священного Синода на время работы Собора митрополита Токийского и всея Японии Даниила, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Рижского и всея Латвии Александра, митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия», — добавил В.Р. Легойда. Также было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Высшего Церковного Совета. Священный Синод счел важным отметить, что работа Высшего Церковного Совета, в значительной части его заседаний посвященная духовному образованию, религиозному воспитанию детей и молодежи, способствовала принятию важных решений и достижению положительных результатов в этих областях. Другим важным вопросом, рассмотренным в рамках сегодняшнего заседания Священного Синода, стало включение в общецерковный месяцеслов имен святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, и праведного Иоанна Кормянского (протоиерея Иоанна Ивановича Гашкевича), ранее прославленных в лике местночтимых святых Белорусского Экзархата. «Заслушав рапорт Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод постановил включить в повестку дня грядущего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении вышеназванных святых», — заявил В.Р. Легойда. Важным назвал Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ решение представить выводы, сделанные Синодальной библейско-богословской комиссией по документам Критского Собора, на рассмотрение предстоящего Освященного Архиерейского Собора. По словам В.Р. Легойды, такое постановление было принято Священным Синодом после доклада Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона.

http://sinfo-mp.ru/zasedanie-svyashhenno...

Святитель Филарет, митрополит Московский, в XIX веке составил «Кат и хизис» то есть трактат православный, принятый Церковью и даже признанный ею как символическая книга. Авторы из Синодальной комиссии написали «Кат э хизис», то есть трактат, отражающий внешний, светский взгляд на православное вероучение На этом можно было бы закончить обсуждение. «Кат и хизис» у Русской Православной Церкви уже есть, причём весьма удачный и замечательный (и главное - правильный!), а «Кат э хизис» нам вовсе не нужен. 1.2. Всё познаётся в сравнении «Кат и хизис» не может «устареть», как не могут устареть Никео-цареградский Символ веры, евангельские Заповеди Блаженства или Декалог пророка Моисея. Между прочим, названные источники не просто включены в состав «Кат и хизиса», но слагают духовное ядро его содержания, представляя важнейшие тексты в Церковном Предании, Новом Завете и Ветхом Завете, соответственно. Следует оценить изящество состоящего из трёх глав «Кат и хизиса» митрополита Филарета (Дроздова), который является православным толкованием именно на эти священные тексты и даёт им богословское осмысление как учению о Вере, Надежде и Любви. К сожалению, подобного изящества и совершенства в новом «Кат е хизисе» нет даже в замысле. Отказаться от «Кат и хизиса», внести в него редакционные изменения или заменить его на иной «более правильный» или «более современный» следовало бы только в случае обнаружения в нём ошибок либо неточностей в формулировках. Но таких погрешностей в нашем «Кат и хизисе» никто пока не обнаружил, и поэтому в подобных «обновлениях» Церковь не нуждается. Кроме того, замена одной учительной книги на другую может оказаться небезопасной (как мы убедимся ниже) для сохранения чистоты веры. Можно только пожалеть о том, что после проведения реформы духовного образования и перехода на стандарт «Болонской системы» из семинарских курсов куда-то исчез такой традиционный предмет, как «Кат и хизис» святителя Филарета. Вообще, идея написания нового «Кат и хизиса» после филаретовского выглядит несколько дерзкой. Она сродни безумной идее составления нового Типикона или новой Триоди, или нового Октоиха. В духовном арсенале Церкви эти книги уже имеются в наличии, и «улучшать» их не надо. Так, «Кат и хизис» следует использовать «всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души»

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

Священный Синод постановил продолжить работу по привлечению епархий Русской Православной Церкви к участию в указанном церковно-государственном форуме, поблагодарил организаторов выставки и V Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», а также признал полезным проведение в 2011 году VI Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Священный Синод подчеркнул значимость выступления Святейшего Патриарха Кирилла на IV Ассамблее русского мира для сохранения духовного и культурного единства братских народов и выразил пожелание и дальше сотрудничать Русской Православной Церкви с государственными и общественными организациями русского мира по духовной поддержке верующих чад Русской Православной Церкви, проживающих за пределами канонической территории Московского Патриархата. Также был заслушан доклад Преосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Члены Священного Синода одобрили работу VI Meждyhapoдhoй богословской конференции, отметили полезность приглашения для участия в богословских форумах православных богословов из других Поместных Церквей и призвали развивать межправославные связи в сфере церковной науки и богословия. Священный Синод заслушал рапорт Преосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Синодального миссионерского отдела, о прошедшем с 16 по 18 ноября 2010 года в Москве IV Bceцepkobhoм съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. Члены Синода выразили благодарность Преосвященному архиепископу Иоанну и сотрудникам Миссионерского отдела и постановили направить итоговый документ съезда и «Обращение к православному миссионеру» в Межсоборное присутствие для выработки конкретных рекомендаций. Члены Священного Синода выслушали рапорт В.Р. Легойды, председателя Синодального информационного отдела, о проходившем с 11 по 13 октября 2010 года в Москве IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Священный Синод выразил благодарность оргкомитету фестиваля и одобрил практику проведения фестиваля православных СМИ «Вера и слово» для формирования единого информационного пространства Русской Православной Церкви. Также Священный Синод признал важным развитие взаимоотношений церковных и православных СМИ со светским журналистским сообществом посредством организации специализированных мероприятий православных СМИ и счел полезным регулярное проведение программ повышения квалификации сотрудников епархиальных средств массовой информации, а также епархиальных информационных отделов и пресс-служб.

http://e-vestnik.ru/church/447_sostoyalo...

Также в адрес ПСТГУ поступили поздравления от Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, ректора Минских духовных школ архимандрита Иоасафа (Морзы), ректора Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадина и ректора Кубанского государственного университета М.Б. Астапова. В этом году актовый день был совмещен с началом ежегодной богословской конференции. Работу форума открыл епископ Женевский Михаил, выступивший с пленарным докладом «Отношение Русской Зарубежной Церкви к богоборческой власти в России и вопрос сохранения церковного единства». Затем состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры — сводный ПСТГУ, хорового училища при факультете церковного пения и богословского факультета ПСТГУ, исполнившие произведения церковных композиторов Бортнянского и Попова-Платонова, а также традиционные грузинские церковные песнопения. Осенняя сессия богословской конференции продлится до 23 ноября 2010 года. Форум проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Всего на конференции заявлено 13 секций по истории Церкви, патрологии, библеистике, философии, религиоведению и грузиноведению. В рамках конференции 17 ноября состоялось заседание секции картвелологии, работу которой возглавил митрополит Горийский Андрей. Источник: Патриархия.ru 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова , ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

12.00-12.30 1. Митрополит Навпакта и Святого Власия Иерофей (Влахос). Член союза писателей Греции (Греция). " Оценка нравственных изменений в медицине с позиций православной аскетики. Вопросы православной психотерапии " . 12.30-13.00 2. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Председатель синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению (Москва). " Болевые точки медицины " . 13.00-13.30 3. Архиепископ Тихвинский Константин (Горянов). Ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, профессор, викарий Санкт-Петербургской епархии. Кандидат медицинских наук, действительный член Российской Академии естественных наук, председатель Синодальной комиссии по биомедицинской этике, член Академии интегративной антропологии (Санкт-Петербург). " Человек и его здоровье с библейской точки зрения " . 13.30-14.00 4. Элио Сгречча. Профессор биоэтики и директор института биоэтики университета Святого Сердца в Риме, член итальянского Комитета по биоэтике и многих международных комитетов по биоэтике, президент Папской академии в защиту жизни, главный редактор журнала " Медицина и мораль " (Италия). " Темы, места исследований и различные взгляды на биоэтику в Европе в настоящее время " . 14.00-14.30  Обсуждение докладов. 14.30-15.30  Обеденный перерыв. 3 ЗАСЕДАНИЕ   15.30-17.30 Председатель: профессор И. В. Силуянова. 15.30-15.50 5. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Доцент, преподаватель кафедры " Нового Завета " Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии (Санкт-Петербург). " Связь новозаветной антропологии с сотериологией " . 15.50-16.10 6. Иерей Александр Лапин. Социально-медицинский Центр, Софиин Госпиталь города Вены, доктор медицинских наук, доцент лабораторной медицины Медицинского факультета Венского университета, доктор химических наук, Православный Богословский Факультет Университета в Пряшове, магистр Богословия (Австрия). " Биоэтика в перспективе раннего и современного христианства " . 16.10-16.50 7. И. В. Силуянова. Профессор, доктор философских наук, заведущая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, член комиссии по биомедицинской этике Московского Патриархата (Москва).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

В 1945 году благодаря его стараниям было возобновлено преподавание в Минской духовной семинарии, и несколько лет своей жизни он отдал этому учебному заведению. В 1953 году отец Виталий Боровой экстерном окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 года был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Многие годы он преподавал в духовных академиях Русской Православной Церкви — сначала  Санкт-Петербургской , в то время Ленинградской, а позже и  Московской . Широко известны его труды на ниве межхристианских и международных контактов Русской Православной Церкви. Значительным является и его вклад в межправославные отношения — отец Виталий принимал активное участие в процессе подготовки Великого Собора Православной Церкви. С 5 июня 1959 года отец Виталий Боровой являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, занимал ответственные должности, в том числе заместителя председателя отдела. 28 августа 1960 года он вошел в состав учрежденной  Святейшим Патриархом Алексием  I  Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 1963 года — Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время  Синодальная библейско-богословская комиссия ). В течение многих лет отец Виталий Боровой являлся активным участником множества международных и межцерковных форумов, представлял Русскую Православную Церковь в межхристианских организациях, в том числе во Всемирном Совете Церквей. С 1961 по 1991 годы он являлся членом Центрального комитета ВСЦ. 10 октября 1962 года постановлением Священного Синода назначен членом делегации наблюдателей Московского Патриархата на  II Bamukahckoм Соборе. Совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом — отец Виталий был настоятелем Петропавловского собора г. Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. С 1984 года протопресвитер Виталий Боровой являлся почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2152544...

В связи с этим члены комиссии признали устаревшими составленные еще в 80-х годах прошлого века два документа по межхристианской проблематике. Их текст был значительно пересмотрен, сокращен и объединен в один, более скромный по объему документ. С учетом изменений, произошедших в мире, комиссией был также пересмотрен документ, посвященный вкладу Православной Церкви в торжество христианских идей мира, свободы, братства и устранение расовой дискриминации. Был рассмотрен документ «Важность поста и его соблюдение сегодня». Он не вызывал существенных разногласий, ибо в нем лишь подтверждается и систематизируется существующая практика Церкви, которая ранее не была в полном объеме отражена в соборных актах. Рабочие варианты всех трех документов были затем рассмотрены Священным Синодом Русской Православной Церкви, который передал их в Синодальную библейско-богословскую комиссию для изучения и подготовки отзыва, а также предложений по их возможному исправлению. Подготовленные комиссией предложения после их утверждения Священным Синодом будут представлены делегацией нашей Церкви на Всеправославном предсоборном совещании, где будут вновь обсуждаться указанные документы. — Правда ли, что Собор созывается с целью реформирования церковных правил и объединения православных с католиками? Отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами не стоят в повестке дня Всеправославного Собора — Подобные утверждения, которые, к сожалению, намеренно распространяют некоторые информационные ресурсы, не имеют под собой никаких оснований. В действительности такие вопросы, как отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами даже не стоят в повестке дня Всеправославного Собора.

http://pravoslavie.ru/80602.html

Как отметил модератор заседания иеромонах Стефан (Игумнов), «ожидаемый конечный результат богословских консультаций — достижение взаимопонимания по каждому из конкретных вопросов. Соответственно, ни заключение деклараций, ни восстановление евхаристического общения не относится к компетенции рабочей группы. Консультации имеют главным образом научный интерес. Их цель — помочь общему диалогу». Таким образом, двусторонние богословские консультации ставят перед собой задачу не заменить официальный богословский диалог, который в XX веке на протяжении длительного периода времени имел место между Восточной Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а лишь содействовать его продолжению. В соответствии с договоренностями, заключенными в ходе первого раунда консультаций, состоявшегося в январе 2020 года в г. Ливельде, Нидерланды, на заседании в МДА стороны обсудили формулировки Шамбезийского соглашения, принятого в 1990 году на третьем заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Древними Восточными Церквами. Они касаются в первую очередь христологической проблематики. Известно, что Русская Православная Церковь и некоторое другие Православные Церкви посчитали, что формулировки Шамбезийского соглашения требуют уточнения и прояснения. Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Православной Церкви в 1990-е годы провела большую работу по формулированию вопросов, касающихся ряда пунктов этого соглашения, и выработке позиции, связанной с дальнейшим развитием диалога с дохалкидонскими Церквами. По итогам работы Комиссии соответствующие решения были приняты на Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви 1997 и 2000 годов. В соответствии с этим члены Рабочей группы со стороны Русской Православной Церкви представили замечания по Второму согласованному заявлению. Коптская Церковь подготовила ответы на эти замечания, которые и обсуждались в ходе встречи в МДА. По итогам встречи принято Коммюнике, в котором, в частности, отмечается сложившаяся на заседании сердечная, братская атмосфера, которая позволила тщательно рассмотреть возникшие вопросы и сделать большие шаги к углублению взаимопонимания между Церквами.

http://radonezh.ru/2023/10/31/v-mda-sost...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010