24 февраля 2023 В последние годы философ Д.Б. Харт, относящий себя к Православной Церкви, стал одним из самых популярных религиозных мыслителей мира. Его книги издаются многотысячными тиражами и переводятся на разные языки, включая русский. Одним из наиболее известных его проектов стал изданный в 2017 г. перевод Нового Завета, в котором он старался дистанцироваться от конфессионального багажа и устоявшейся идеологии. Этот перевод стал считаться лучшим среди некоторых известных богословов, например, таковым назвал его Президент центра философии и теологии Ноттингемского университета Джон Милбанк. В комментарии в Твиттере от 31 августа 2020 г. он называл этот перевод «повотротным моментом в теологии и библеистике». Настоящая рецензия на перевод написана известным библеистом Николасом Томасом Райтом, профессором колледжа Св. Марии Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. В ней автор с блестящей осведомленностью о предмете демонстрирует, что амбиции Харта оказались значительно выше качества самого перевода. 23 июля 2016 22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». В последнее время возобновилось обсуждение необходимости обновления русского текста Библии в его Синодальной редакции. Вероятно, изложенные ниже соображения Ф.В. Шелова-Коведяева будут небезынтересны участникам такого рода дискуссий. Таинственный автор, который писал под именем Дионисия Ареопагита в начале VII века, является предметом богословских и научных споров уже на протяжении пяти веков. Чем объяснить тот факт, что у протестантов, католиков и православных такое отличное друг от друга восприятие творений этого древнего писателя? Чтобы понять, кем именно является автор корпуса сочинений, воспринимаемых христианами так неоднозначно, иеромонах Александр (Голицын) считает необходимым рассмотреть Ареопагитики в том контексте, в котором они были написаны, и с учетом той аудитории, для которой они были предназначены.

http://bogoslov.ru/topic/20231

3 листопада 2010 р. 10:45 Протоиерей Максим Козлов: Я против «новой духовности» [Ihmepb " ю] В преддверии VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» профессор Московской духовной академии, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов ответил на вопросы корреспондента портала «Православие и мир». 30 жовтня 2010 р. 11:30 Протоиерей Владимир Шмалий. Как сегодня жить во Христе? [Ihmepb " ю] В интервью порталу «Православие и мир» секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий рассказал о целях и задачах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», которая пройдет в Москве с 15 по 18 ноября 2010 года. 27 жовтня 2010 р. 09:45 Протопресвитер Борис Бобринский. Наука о вечной жизни [Ihmepb " ю] Богословие в современном мире — это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 22 жовтня 2010 р. 17:51 Епископ Гатчинский Амвросий. Помочь каждому раскрыть талант [Ihmepb " ю] В дни юбилейных торжеств в Московских духовных школах в Сергиев Посад съехались руководители многих учебных заведений Русской Православной Церкви. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий ответил на вопросы корреспондента интернет-издания «Татьянин день» об особенностях подготовки будущих пастырей в СПбДА и реформе высшего духовного образования. 21 жовтня 2010 р. 14:50 Ректор Российского православного института игумен Петр (Еремеев): Отсутствие у православного вуза собственного храма — это нонсенс [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту «Благовест-инфо» ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) рассказал о ситуации с храмом св.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

3. Утвердить Постановление Архиерейского Совещания. 4. Утвердить документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. ЖУРНАЛ 48 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: с 18 по 21 мая 2023 года – Казанскую; с 27 по 28 мая – Ханты-Мансийскую; с 9 по 11 июня – Тобольскую; с 30 июня по 2 июля – Калининградскую; с 7 по 9 июля, 12 июля и с 26 по 27 июля – Санкт-Петербургскую; с 29 июля по 1 августа – Нижегородскую. 18 мая 2023 года Святейший Патриарх прибыл с Первосвятительским визитом в Татарстанскую митрополию. Из аэропорта Предстоятель Русской Православной Церкви направился в храмовый комплекс в честь преподобного Серафима Саровского в Казани, где посетил храм и Центр духовного и творческого развития «Перемена», пообщался с юными участниками приходского хора «Распев» и послушал их выступление. 19 мая Святейший Патриарх выступил с докладом на заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», состоявшемся на тему: «Россия – исламский мир: традиционные духовно-нравственные ценности как основа межрелигиозного сотрудничества». После заседания Святейший Владыка встретился с председателем Духовного управления мусульман Татарстана муфтием Камилем Самигуллиным, а затем с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. 20 мая Его Святейшество прибыл в город Болгар, где посетил Болгарскую исламскую академию, встретился с государственными и общественными деятелями мусульманских стран, прибывшими в Казань для участия в мероприятиях Международного экономического форума «KazanForum – 2023», и принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил храм мученика Авраамия Болгарского и Болгарский архитектурно-исторический музей-заповедник.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

5. Вселенский Патриархат берет на себя и вопрос утверждения статутов церковных единиц. (Получается, что без согласия Священного Синода Вселенского Патриархата на Украине не смогут утвердить статуты монастырей - не исключено, что Фанар вписал этот пункт, желая получить под свой контроль ряд монастырей, сделав их ставропигиями, т.е. получив в прямое управление). 6. Украинская церковь будет получать миро (т.е. особое масло, используемое в таинствах) только у Константинополя. 7. Церковь не сможет самостоятельно канонизировать своих святых, а будет подавать их Константинополю для утверждения. 8. В случае проблем при избрании митрополита Киевского, которые «могут сказаться на единстве церкви», об этом будет сообщено Вселенскому Патриарху, и он должен «осуществить шаги по урегулированию ситуации». (Важно, что это прописывается в устав - т.е. механизм влияния остается надолго, если не навсегда). 9. Вселенский Патриархат становится высшей апелляционной структурой. В уставе указано, что архиерей, которого запретили в служении, лишили кафедры или применили иные санкции, имеет право обращаться ко Вселенскому Патриархату с апелляцией. (Т.е. у украинской церкви не будет самостоятельности даже в вопросе внутренних дисциплинарных решений). «Похоже, самостоятельность новой структуры, которую собирается создать на Украине Константинопольский Патриархат, будет на порядок ниже, чем существующая самостоятельность канонической Украинской Церкви», - написал по этому поводу председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем телеграм-канале, сообщает Интерфакс. Член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков прокомментировал на своей странице в Facebook заготовленный на Фанаре Устав раскольнической Украинской «церкви» Константинопольского Патриархата. Цитируя положение Устава о том, что «Архиерейскому Собору церкви предписано по всем глобальным вопросам связываться с Вселенским Патриархом, а тот, реагируя на обращение, сообщит Собору «необходимое», и о том, что «Константинополь не должен пояснять свои решения», священник пишет: «Не должен пояснять свои решения... на этом у меня всё. Здесь уже даже не папство, которое выглядит гораздо приличнее и адекватнее стамбульской пародии».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/pa...

• «Все они (мертвые, некогда непокорные), пройдя в нем (аду) огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся»; «перед теми, которые по объективным причинам не смогли в своей земной жизни уверовать в пришедшего Христа и принять здесь таинства Крещения, открывается, как видим, возможность по молитвам Церкви войти в нее там путем ветхозаветного человечества – путем… огненного крещения»; • «При последней трубе ( 1Кор. 15:52 ) каждой личностью будет принято окончательное решение – быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться “вне” Царства. Христос и на Последнем суде останется неизменной Божественной любовью и не нарушит свободы человеческой воли»; • «По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда – человек навсегда решает свою вечную участь». Православная Церковь верит в возможность избавления от мук ада: именно на этом основана практика молитвы за усопших и даже особой молитвы с упоминанием «о иже во аде держимых», читаемой на вечерне в праздник Пятидесятницы. Однако это избавление происходит не в силу какой-то автоматической необходимости, а по молитве Церкви и в силу неизреченного человеколюбия Божия. В Древней Церкви учение о конечности адских мучений и о возможности всеобщего спасения выражалось некоторыми богословами. В наиболее радикальной форме его выражал Ориген , и в этой форме оно было осуждено V Вселенским Собором. Однако следы этого учения можно найти также в трудах святителя Григория Нисского , который жил до V Вселенского Собора. В Евангелии Сам Господь говорит о конечной участи грешников: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

  Артем Погосов 21 декабря 2020 г. 12:48 В день памяти Архистратига Божия Михаила в г.Тронхейме состоялась панихида по усопшим русским эмигрантам, во время «братоубийственного лихолетья  Отечества лишенных и в земле Норвежстей прибежище и упокоение обретших, всех в годину гонений от безбожной власти за веру невинно замученных и убиенных». Артем Погосов 24 ноября 2020 г. 19:30 В Сызранской епархии освятили икону сызранских новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема. День их памяти отмечается 23 ноября, оба они скончались в 1931 году в сызранской тюрьме. Артем Погосов 23 ноября 2020 г. 20:30 В  издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-bepcuя. Артем Погосов 10 апреля 2019 г. 13:58 В торговом доме «Библио-Глобус» состоялась презентация книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия». Это первая часть уже подготовленного к изданию  шеститомника о Христе. Артем Погосов 26 сентября 2016 г. 17:45 В Свято-Духов мужском монастыре города Волгоград состоялось пленарное заседание II Международного Христианского Форума, объединившего в этом году работу IV «Форум Христианской Молодежи России» и «Христианский бизнес-форум». Первое рабочее заседание было посвящено теме геноцида и гонений христиан в XX-XXI вв.

http://e-vestnik.ru/persons/-_artem_pogo...

В 1944 году рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1945 году благодаря его стараниям было возобновлено преподавание в Минской духовной семинарии, и несколько лет своей жизни он отдал этому учебному заведению. В 1953 году отец Виталий Боровой экстерном окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 года был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Многие годы он преподавал в Духовных академиях Русской Православной Церкви –— сначала Санкт-Петербургской, в то время Ленинградской, а позже и Московской. Широко известны его труды на ниве межхристианских и международных контактов Русской Православной Церкви. Значительным является и его вклад в межправославные отношения — отец Виталий принимал активное участие в процессе подготовки Великого Собора Православной Церкви. С 5 июня 1959 года отец Виталий Боровой являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, занимал ответственные должности, в том числе заместителя председателя Отдела. 28 августа 1960 года он вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 1963 года — Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время Синодальная Библейско-Богословская комиссия). В течение многих лет отец Виталий Боровой являлся активным участником множества международных и межцерковных форумов, представлял Русскую Православную Церковь в межхристианских организациях, в том числе во Всемирном совете церквей. С 1961 по 1991 годы он являлся членом Центрального комитета ВСЦ. В качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви присутствовал на заседаниях II Ватиканского Собора. В различные годы он совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом — отец Виталий был настоятелем Петропавловского собора города Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. В последние годы протопресвитер Виталий Боровой являлся почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4237471...

В 1982 г. он был переведен в рядовые сотрудники, по существу отставлен. Владыка Филарет (Вахромеев), возглавлявший тогда ОВЦС, пригласил его в Отдел, сделав членом Отдела, и поручил издавать информационный бюллетень. И здесь, как всегда, проявился кармановский стиль работы: раздобывание исчерпывающей информации, уточнение имен со звонками в Аргентину, доставание бумаги, изготовление восковых матриц, раскладка тиража по экземплярам, — нет мелочей и частностей, которые бы не касались редактора. Однако главным делом оказался журнал “Церковь и время”, появившийся в 1991 году, как только возникла возможность для Церкви говорить в полный голос. Новейшая церковная история и угроза разъединения, использование возможностей катехизации, Православие по его существу и ответственность христианина, — журнал откликнулся на самые животрепещущие вопросы жизни Церкви в новую пору ее существования. Каково же было разочарование редактора журнала, когда его труд оказался по сути невостребованным: он не встретил того внимания, которого безусловно был достоин. Здоровье Евгения Алексеевича, и без того подорванное, сдало, разразилась тяжелая болезнь. В последние годы, со смирением неся крест болезни, Евгений Алексеевич был утешен посильным участием в редакционной работе, в жизни народившихся православных школ (был одним из учредителей первого православного колледжа), в возобновлении журнала “Церковь и время”. С 1990 г. Е. А. состоял членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии. Он входил в состав редакционной коллегии юбилейного сборника “Богословских трудов”, посвященного 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I и 80-летию восстановления Патриаршества, и принимал участие в работе над “Право­славной энциклопедией”, выход которой приурочен к 2000-ле­тию христианства. Его консультации постоянно сопровождали работу над номерами “Альфы и Омеги”. Он был консультантом и редактором многих церковно-исторических и богословских изданий. Священноначалие Русской Православной Церкви наградило Евгения Алексеевича орденами Святого благоверного князя Владимира III степени, Святого Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, Святого благоверного князя Даниила Московского II степени и двумя Патриаршими грамотами.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-3/

В свою очередь экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель Татьянинского храма при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что в церковнославянском языке, на котором проводятся Богослужения, подразумевается схожее с новой правкой значение. «Насколько я знаю, в других языках, используемых православными, есть оттенок того значения, которое утвердил папа Франциск», - пояснил он. Кроме того, как подчеркнул протоиерей, правка в текст православного Богослужения «идет на протяжении всех веков», при этом смысл не теряется. «Если не меняется кардинально смысл, язык не опошляется, то в этом ничего плохого нет. В данном случае в нашей версии " не введи нас во искушение " и в новой версии католической молитвы смысл один: чтобы Господь помог нам преодолеть искушения. Лично я вижу это так», - заключил священнослужитель. Богословскую оценку изменению молитвы «Отче наш» папой Римским Франциском дает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: На первый взгляд, в этой правке нет ничего зазорного. Она носит объяснительный, комментирующий характер, который раскрывает подлинный смысл слов Христа. На самом деле, эта правка для идиотов. Потому что все более-менее нормальные верующие люди понимают, что Бог не является творцом зла, что Бог не искушает никого, но каждый искушается собственной похотью, по словам апостола Иакова. Опасность заключается в другом. Появляется искушение, как говорится, налево и направо править библейский текст, исходя из наших представлений. Сегодня появится правка таких слов, как «не введи нас во искушение». Завтра будут править слова: «Бойся, ибо он не напрасно носит меч». Будут комментировать значение слов: «бойся, ибо не напрасно он облечен властными полномочиями». Можно, к примеру, в комментариях ещё приписать, что «не напрасно он носит авторучку». Послезавтра можно будет выкинуть место из слов апостола Павла: «мужеложники Царствия Небесного не наследуют». Послепослезавтра можно вставить слова, что «мужеложники Царствие Небесное могут и унаследовать при определённых условиях».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/07/vo...

В состав делегации Русской Православной Церкви по решению Священного Синода были включены: архиепископ Самарский и Сызранский Сергий — глава делегации; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей священник Игорь Выжанов; священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей; проректор Московской духовной академии , секретарь Синодальной богословской комиссии священник Владимир Шмалий; заведующий кафедрой сравнительного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Валентин Васечко; сотрудник Киевской митрополии Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской духовной академии игумен Кирилл (Говорун); клирик Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви священник Владимир Хулап; преподаватель Московской духовной академии Владимир Бурега; сотрудник Отдела внешних церковных связей, преподаватель Московской духовной академии Елена Сперанская; сотрудник Отдела внешних церковных связей Вахтанг Кипшидзе. В качестве гостей на собеседованиях присутствовали: пастор Андреас Гамбург (Евангелическая Лютеранская Церковь в Украине) и Катарина Юликэнньо (Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии). Во время заседаний поочередно председательствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Мартин Шиндехютте. В ходе собеседований было представлено четыре доклада: «Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия» (проф. д-р Христоф Гестрих); «Православный подход к правам человека» (священник Георгий Рябых); «Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции» (игумен Кирилл (Говорун); «Свобода и ответственность — права человека как христианское обязательство» (епископ Мартин Шиндехютте). После каждого доклада проводились дискуссии. Один из дней собеседований был посвящен размышлениям над Посланием апостола Павла к Галатам (Гал. 5:1-15). В воскресенье 24 февраля за евангелическим богослужением в городской церкви города Виттенберга, где в свое время проповедовал Мартин Лютер, присутствовала делегация Московского Патриархата. По его окончании архиепископ Сергий обратился с приветственным словом к евангелической общине. Во второй половине дня состоялись экскурсии в музеи Меланхтона и Лютера, в ходе которых делегации ознакомились с историей Реформации. Вечером того же дня по приглашению евангелической церковной провинции Саксонии и Евангелической Церкви в Германии обе делегации и представители общественных и церковных кругов Виттенберга присутствовали на приеме в трапезной дома-музея Лютера.

http://patriarchia.ru/db/text/371734.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010