В Новое время весьма популярные в России изображения апостола Петра несли на себе явный отпечаток западной иконографии, более относящейся к живописи. Апостол Симон Зилот Симон Зилот О жизни, деятельности и личности апостола С имона Зилота (Кананита) известно очень мало – и практически ничего не известно точно. Единственное, что достоверно известно – Симон Зилот (Кананит) был апостолом из числа двенадцати. Все остальные сведения имеют несколько версий. Неизвестно, из какой семьи происходил апостол Симон Зилот, но некоторые исследователи полагают, что он мог быть сыном Иосифа Обручника от первого брака. Другие же считают, что апостол не имеет никакого отношение к Симону, сыну Иосифа Обручика, но только является его тезкой. Такие же противоречия возникают относительно места рождения, рода занятий и обстоятельств жизни апостола до его призвания Господом Иисусом. Так, некоторые исследователи предполагают, что прозвище апостола Кананит свидетельствует о том, что он происходит из Каны Галилейской. Другие же утверждают, что Кананит – это еврейский перевод слова Зилот – «ревнитель», и из этого делают вывод, что апостол Симон принадлежал к партии зилотов – то есть ревнителей закона – политических и религиозных экстремистов. Обстоятельства призвания апостола Симона Зилота связаны с красивым преданием, хотя ручаться за его достоверность невозможно. Согласно этому преданию, чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской произошло в доме Симона Зилота во время его свадьбы. После этого будущий апостол тут же оставил дом и молодую жену и последовал за Господом Иисусом. Однако Евангелие от Иоанна, рассказывая о чуде, не упоминает даже имени апостола Симона Зилота. Так что это предание также относится к точно не подтвержденным версиям. В Евангелии имя Симона Зилота (Канани-та) напрямую упоминается только в связи с избранием двенадцати апостолов. Но можно предположить, что он, как и все другие апостолы, был послан Спасителем на проповедь. Уже по Воскресении и Вознесении Спасителя Симон Зилот вместе со своими собратьями по апостольству принял дары Святого Духа. В дальнейшем его имя не упоминается в книге Деяний Апостольских, но обо всех двенадцати говорится, что первые годы по Сошествии Святого Духа они провели в Иерусалиме. Затем был брошен жребий, и они отправились на проповедь в разные концы тогдашней вселенной. Об этом периоде жизни апостола также существует несколько версий. Условно их можно назвать ближневосточной, кавказской и английской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Читайте также: Зачем Христу родословная? С именем брата Господня Иакова церковная традиция связывает авторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых ранних чинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе. Симон Зилот (Кананит) Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати. Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11. Симон Зилот (Кананит). Фреска храма Протатон (Протат) на Святои Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона. В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников. После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики. А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт " Школа жизни " и пишет буквально следующее: " В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным " . Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях. И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир). Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

http://pravicon.com/info-3393

В 542 году уэльский миссионер и историк святой Гильда († 570) написал такие необычные слова: «Тем временем к острову… впервые обратил свои лучи, то есть заповеди, истинный Сын. В конце дней Тиберия Цезаря (то есть в 37 год нашей эры. – прот. А.Ф.) ниспослал Он, как нам известно, Свои сияющие лучи на весь мир…» Примерно в 600 году святитель Венаций Фортунат из Пуатье († ок. 605) в своих гимнах написал, что Британию просветил апостол Павел. Если учесть эти свидетельства, то не покажется удивительным, что еще в одном важном источнике – Минее Православной Церкви – содержится ряд очень интересных преданий о том, что православная вера впервые была принесена в Англию и проповедована апостолами. Эти предания в какой-то мере сохранились в памяти народа. Жития апостолов Святой апостол Симон Кананит (Зилот) Согласно Минее, первым из апостолов приезжал в Британию Симон Зилот (или Кананит; память 10/23 мая и 30 июня/13 июля). Он происходил из Каны Галилейской; на его свадьбе Господь совершил Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Согласно восточным источникам, после Пятидесятницы святой Симон Зилот проповедовал во многих землях северной Африки: в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, а также в Британии. По одному источнику, он закончил свою жизнь на Кавказе – в Абхазии. Однако священномученик Дорофей Тирский († ок. 362) писал около 300 года: «Святой Симон Зилот прошел через всю Мавританию и прочие районы Африки, проповедуя Христа. Наконец он был распят и похоронен в Британии». Местное предание называет местом распятия апостола Симона Кананита римское поселение Кейстор в Линкольншире. Мученичество апостола произошло при Кае Декии, чья жестокость послужила причиной восстания британской предводительницы племени иценов Будикки в 61 году. Еще одним местом, связанным со святым Симоном, является Карлтон в Йоркшире , около которого до наших дней сохранились келья и колодец, посвященные святому. Теперь о святом апостоле Аристовуле (память 4/17 января, 16/29 марта, 31 октября/13 ноября, а также 15/28 марта в греческих Церквях).

http://pravoslavie.ru/36023.html

Скачать epub pdf Память святого апостола Симона Зилота Память 10 мая Сей святой Симон происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на это торжество он пригласил и Господа, с Его учениками, и Пречистую Матерь. Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино (ср. Ин.2:1–11 ). Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа, как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом; поэтому он и был прозван Зилотом, или ревнителем 3069 , так как разжегся столь великою ревностью, что оставил ради любви к Христу и свою невесту, и все свои привязанности, уневестив душу свою Жениху Небесному. За это Симон был причтен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов. Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, то они получили дар языков, так что могли проповедать Евангелие всем народам; и Симон вместе с прочими одиннадцатью апостолами сподобился получить Духа Святого. Получив Духа Святого, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Здесь он просветил верою Христовою многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос 3070 . Кондак, глас 2: Известно премудрости учения, в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас. 3069 «Зилот» и «ревнитель» – подобозначащие слова; «зилот» есть греческий перевод еврейского слова «кананит» (от «кана» – ревность). Существует предположение, по которому Симон Зилот до призвания в апостолы был членом секты зилотов – ревнителей отечественной веры, обращавших особенное внимание на соблюдение обрядовых предписаний закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иероним правильно замечает, что Спаситель не завидует тому, что Его ученики и рабы будут владеть силами, которые принадлежат Ему Самому. И как Он Сам исцелял всякую болезнь и немощь, так и ученикам передал эту власть. Но существует большое расстояние между словами «иметь» и «раздавать», «дарить» и «получать» и обозначаемыми в них действиями. Мф.10:2 .  Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, (Ср. Мк.3:16–17 ; Лк.6:13–15 ; Деян.1:13 ). При толковании этого стиха следует, во-первых, иметь в виду его связь с остальными стихами, где говорится об апостолах, т.е. с 3-м и 4-м, во-вторых, специальный смысл только 2-го стиха. 1. У нас имеются четыре списка апостолов, три у синоптиков и один в Деяниях. Первое наблюдение, которое мы можем сделать, рассматривая эти списки, заклю­чается в том, что все они различны. Это яснее будет видно из следующей таблицы: Мф.10:2–4 Симон Петр Симон Петр Симон Петр Андрей Андрей Андрей Андрей Филипп Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей Матфей Варфоломей Матфей Матфей Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей Фаддей Симон Зилот Симон Зилот  Симон Кананит   Симон Кананит   Иуда Иаковлев   Иуда Иаковлев  Иуда Искариот Иуда Искариот Иуда Искариот Матфий Не подлежит никакому сомнению, что Симон есть одно и то же лицо с Петром. Он поставляется во всех четырех списках на первом месте (но в Деяниях не называется Симоном), Филипп везде на пятом, Иаков Алфеев на девятом, а Иуда Искариот (замененный в Деян.1:26 Матфием) на последнем. Эти лица служат как бы разделителями апостольских списков на три «кватерниона», по четыре лица в каждом. Некоторые лица в списках хотя и называются по-разному, должны быть тождественны, потому что если принять, что здесь поименованы разными именами разные же лица, то это не будет согласно с прямыми показаниями синоптиков, что апостолов было «двенадцать», молчаливым признанием в Деян.1:13 со стороны писателя Деяний той же истины и ясным в Деян.1:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Патриарх Тимофей . По мнению Болландистов и Мазохия (13 февр.) здесь разумеется патриарх александрийский Тимофей, который умер в 385 году 20 июля и который в коптских памятниках в числе святых: у Сельдена 24 июля, а в евангелия 1338 года и в синаксаре 1425 года июля 31. Но в Р. М. Барония и древнейших, наприм: Узуардовом говорится ныне о перенесении мощей апп. Андрея, Луки и Тимофея, а в Адоновом только об одном ап. Тимофее. Очень может быть, что и в восточных синаксарях разумеется Тимофей ефесский, не верно названный патриархом, и праздник его, как в предшествующий день Иоанна Богослова в Ефесе же, назван также розовник ( οδισμς). Замечательно что и в славянских полных святцах XVII в. 51 публичн. библ.) 10 мая показана память апостола Тимофея. 10 Ап. Симон Зилот . В славян. минее сказание о нем составлено из сказаний месяцеслова Василия 29 апреля и 10 мая и Никифора кн. VIII. гл. 30. В месяцеслове Василия сказано только 29 апреля, что он сделался учеником Иисуса Христа из того города, где Спаситель претворил воду в вино на браке, а сделался во время или после брака, у Никифора сказано, что Симон Зилот есть самый жених в Кане, оставивший невесту. В слав. прологе во всем почти согласно с месяцесловом Василия 10 мая, только прибавлено, что Симон Зилот есть одно лице с Нафанаилом, тогда как Нафанаил в месяцеслове Василия 22 апреля и скончался в мире. В Деяниях св. (Oct. XII. 421) говорится, что он есть лице, отличное от ап. Фаддея (19 июня), Симеона иерусалимского и Нафанаила и, вероятно, он проповедовал в Египте и Персии, как утверждает Адон (de festiviitat. apostolorum), но не был в Африке и Британии, как говорит месяцеслов Василия на основании сведений из Дорофея тирского. Но первое о проповеди в Египте и Нерсии недоказано, а второе о не проповеди в Африке и Британии неопровергнуто. Правда об Африке не говорят отцы, и Британия приняла веру от римского престола, но молчание других не есть опровержение и почему до римских проповедников в Британии не могли быть другие. Симон назван кананитом от Каны, из коей происходил, а зилотом т. е. ревнителем по переводу того же слова кана , что с еврейского значит: ревность .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ирод (Антипа) Филипп (сын Ирода) Писаний Каиафа Брат Ирода Иродиада Бесноватый Теща Симона Симон (Петр) Прокаженный Расслабленный Человек с сухой рукой Андрей Филипп Варфоломей Матфей Иаков Алфеев Симон Зилот Иуда Искариот Сотник Раб сотника Вдова и ее сын Женщина, помазавшая Иисуса миром Симон фарисей Мария Магдалина Иоанна, жена Хузы Сусанна Братья Иисуса Бесноватый Дочь Иаира Женщина, страдающая кровотечением Мальчик-эпилептик и его отец Будущий ученик Будущий ученик Будущий ученик Законник Ее сестра Мария Женщина из толпы Фарисей Законник Некто из народа Скорченная женщина Начальник синагоги Начальник фарисеев Один из гостей Десять прокаженных Богатый управитель Слепой Закхей Два ученика Бедная вдова Человек с кувшином Хозяин дома Человек, ударивший мечом Раб первосвященника Служанка Еще кто-то Еще кто-то Варавва Симон Киринеянин Два преступника Сотник Иосиф Аримафейский Мария, мать Иакова Спутник Клеопы Клеопа Таблица 3. Безымянные и названные по именам персонажи у Матфея Безымянные (36) Связанные с персонажами, названными по именам (6) Названные по именам (33) Ирод (Великий) Архелай Иоанн (Креститель) Симон (Петр) Андрей Зеведей Прокаженный Сотник Слуга сотника Теща Петра Ученик Двое бесноватых Расслабленный Матфей Начальник синагоги Его дочь Женщина, страдающая кровотечением Двое слепых Немой бесноватый Филипп Варфоломей Иаков Алфеев Фаддей Симон Кананеянин Иуда Искариот Человек с сухой рукой Слепой и немой бесноватый Иаков, Иосиф, Симон, Иуда Сестры Иисуса Ирод (Антипа) Иродиада Филипп (сын Ирода) Дочь Ирода Хананеянка и ее дочь Мальчик-эпилептик и его отец Богатый юноша Мать сыновей Зеведеевых Двое слепых Два ученика Каиафа Симон прокаженный Женщина, помазавшая Иисуса миром Хозяин дома Человек, доставший меч Раб первосвященника Два лжесвидетеля Служанка Вторая служанка Варавва Жена Пилата Симон Киринеянин Два разбойника Сотник Мария Магдалина Мария, мать Иакова и Иосии Таблица 4. Безымянные и названные по именам персонажи у Иоанна Безымянные (15) Связанные с персонажами, названными по именам (6)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте. В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками. Пещера, где жил апостол Симон, Абхазия, Новыи Афон. Фото keeptravel.com Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним. Брак в Кане Галилейской. Фреска. Балканы, Сербия, монастырь Дечаны, XIV в. Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедр и на и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте. Иуда, брат Господень В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

Для молодежи важны вдохновляющие примеры, живые и понятные, которым можно и хочется подражать. Можно рассказать о личности молодого апостола Тимофея, руководимого апостолом Павлом. Наставления к нему — наставления к молодым лидерам сегодняшних дней. Поэтому мы рекомендуем к прочтению и разбору с молодым человеком именно Послание к Тимофею. Среди учеников Христа был апостол Симон Зилот. Значение слова «зилот» на современном языке — скинхед, националист. Упоминание прошлого этого человека уже после принятия апостольства — это надежда для всех приверженцев субкультур о том, что можно стать учеником Христа. Если вспомнить мытаря Матфея, то до встречи со Христом Симон Зилот убил бы его как споспешника римских оккупантов. Но во Иисусе Христе даже такие крайности могут ужиться, как Симон и Матфей, импульсивный апостол Петр и мистически настроенный Иоанн Богослов. Если речь идет о крещеных людях, священник может более подробно расспросить об этом молодого человека, поинтересоваться, когда и по чьей инициативе он был крещен, знает ли, в честь какого святого. Священник должен помнить, что перед ним — человек, которого Бог очень любит, и сейчас Он устроил с ним встречу. Священник в этом человеке должен увидеть своего брата или сестру (сына или дочь) и разговор выстроить в этом русле. Для этого нужно иметь большое сердце, открытое для каждого приходящего к нам и к Тому, к Кому идем мы сами. При взаимном согласии между священником и молодым человеком устанавливаются наставнические отношения, основанные на уважении и доверии. В любом случае важно, чтобы о молодежи постоянно шла молитва, возможно, был составлен особый синодик о здравии молодых людей, с которыми ведется работа. Если же молодой человек оказался фанатиком — спросить: «а тебе разрешил твой лидер приходить в храм, беседовать со священником?» — «Нет, мне родители сказали» . Тогда: «раз тебя не отпустили, нам тогда не о чем разговаривать. Нам бы только пообщаться с твоими наставниками, для нас это очень интересно. Одно дело — то, что мы знаем из интернета, другое — живое общение» . Когда молодой человек свяжется со своей группой, он расскажет о том, что произошло. Сообщество поймет, что в православном храме его не переделывали, «мозги не промывали, даже наоборот — не стали беседовать без одобрения и даже интересуются сами, что о них почитать, и предложили прийти пообщаться» .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5467741...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010