Траян – римски император (†117), царувал от 98–117 година. Изисквал от всички свои поданици да се покланят на идолите и провел гонения против християните. По негово време пострадали св.ап. Симон Зилот, св.ап. Онисим, свв. Игнатий Богоносец , Климент Римски и много други. Пострадала и собствената му дъщера Дусила. Траян отчасти отменил тези закони, като забранил да бъдат издирвани християните. Неговият наследник Адриан ревностно се придържал към езическите суеверия и продължил да преследва християните. Извън речника: Св. мчца Друсила, Св.ап. Симон Зилот, Св.ап. Онисим. Треба («нужен, потребен») – богослужение, което не влиза в седмичния богослужебен кръг, а се извършва по потребност (по требование) на един или няколко вярващи. Требите се делят на такива, които включват извършване на тайнствата – кръщението, миропомазването, венчанието, изповедта, елеосвещението (причастяването на болни в дома им); и на такива, които не съдържат тайнства (обреди) – опелото, панихидата, различните пострижения и молебени, освещаванията на домовете и др. В древността кръщението също било извършвано тържествено в определени дни – предимно на Пасха, а също на Петдесетница и Рождество, и било по този начин църковна служба, а не треба. Требите се извършват от свещеник или архиерей (с изключение на кръщението, което в крайни случаи може да бъде извършено и от мирянин). Чинопоследованието на требите се съдържа в Требника. Требник (гр. «евхалогион») – богослужебна книга, която съдържа чинопоследованието на требите. Трезвение – в светоотеческата литература изкуството на борба с помислите; бодрост, будност, бдителност на ума; внимание върху помислите, наблюдаване на това, което влиза и излиза от сърцето и недопускане вътре в него на страстни помисли. Трети вселенски събор – Вселенски събор, свикан през 431 г. в Ефес по повод ереста на Несторий при архиепископ Кирил Александрийски, папа Целестин и император Теодосий Малки (Теодосий Млади). В него участвали 200 отци. Извън речника: Св. папа Целестин, Вселенските събори. Основни доктрини и вероизповедни формули.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

9:27–31. Хотя «Сын Давидов» – это титул Мессии, большинство евреев связывали свои ожидания Мессии с некоей военно-политической фигурой, а не с целителем. Но эти слепцы осознают связь между целительством и мессианством Иисуса, что не характерно для иудаистской традиции. Бог делает человека слепым или зрячим ( Исх. 4:11 ; Прит. 20:12 ) и может отнимать или возвращать зрение в ответ на молитвы пророков ( 4Цар. 6:18–20 ). 9:32–34. Илия и Елисей творили великие чудеса исцеления; Давид – единственный герой Ветхого Завета, которого Бог использовал при изгнании злых духов ( 1Цар. 16:23 ). Таким образом, Мф. 9показывает, что на людей эти исцеления произвели огромное впечатление. 9:35–38 Требуется больше делателей Деяния Иисуса в 8– 9должны стать деяниями Его учеников в гл. 10. 9:35,36. Как сказано в Писании, в отсутствие Моисея ( Чис. 27:17 ) или царя ( 3Цар. 22:17 ; 2Пар. 18:16 ) Израиль был как «без пастыря» или «без начальника». Когда у Израиля не было верных пастырей (религиозных вождей), Бог Сам становился его пастырем ( Иез. 34:11 –16 ); в обязанности пастыря входили забота о пропитании стада (34:2,3), врачевание (34:4) и отыскание заблудших овец (34:4–6). Мф. 9свидетельствует о том, что те, кому вверено пасти Израиль, его вожди, не справились со своими обязанностями. 9:37,38. Иногда «жатва» символизирует конец времен (ср. коммент. к 3:12), но выраженная здесь идея напоминает скорее пророчество Исайи о свидетелях Божьих. Один раввин, живший в конце I в., высказал ту же мысль, что и в 9:37; неясно, однако, была ли это уже известная еврейская поговорка, или раввин находился под впечатлением изречения, которое восходило к Иисусу, или это обычное совпадение. 10:1–4 Избрание Двенадцати В Израиле было двенадцать колен, и группы, которые избрали двенадцать руководителей (как и в Свитках Мертвого моря), поступили так, считая, что именно они представляют истинный, верный «остаток» Израиля. В Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов вместо имени «Фаддей», представленного в перечне учеников в Евангелиях от Матфея и Марка, упоминается «Иуда Иаковлев» (ср. также: Ин. 14:22 ). Как известно, в древности существовал обычай давать человеку несколько имен, так что в разных списках апостолов на самом деле представлены одни и те же люди. Прозвища были очень употребительны и встречаются даже в надгробных надписях. Кананит («хананеянин») по-арамейски означает «зилот» ( Лк. 6:15 ), поэтому в некоторых переводах он назван просто «Симон Зилот». Во времена Иисуса это слово могло означать «ревностный», но не исключено, что прозвище указывало на участие этого человека в повстанческом движении до того, как он стал учеником Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

8 . Фома. Проповедовал в восточной Азии. Некоторый писатель утверждает, что он крестил и потом имел своими спутниками волхвов, поклонившихся Иисусу Христу 366 . Умер, по свидетельству некоторых, естественно, по другим – от меча, по иным – от копья 367 . 9 . Иаков Малый. Сын Алфеев, брат Господа (вероятно, двоюродный, родством сестер – матерей). Некоторые сии наименования разделяют на два лица и отличают Иакова, брата Господа, епископа Иерусалимского, но их соединяет в одно Апостол Павел 368 . Сей муж настолько был уважаем самими иудеями, что, если верить Егезипу, ему дозволен был вход во Святилище храма так, как бы он был его Священником 369 ; и что Флавий падение Иерусалима считает казнью за смерть его 370 . Литургия, известная под его именем, не теряет своего характера древности от того, что в ней есть прибавления, сделанные другой рукой в последующее время. Святый Кирилл признает ее подлинность. 10 . Симон Кананит, или Зилот 371 . И то и другое проименование означяет ревнителя, и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть до апостольства. 11 . Иуда, иначе Леввей или Фаддей 372 . Разногласные предания полагают его проповедь и смерть то в Ливии, то в разных странах Азии. 12 . Матфий. Из семидесяти Апостолов, по избранию и жребию причислен к двенадцати. Предания о его происхождении от колена Иудина, из благородной фамилии и о кончине в Эфиопии подлежат недоумению 373 . 13 . Павел, иначе Савл. Догадываются, что из сих имен одно имел он, как еврей, а другое, как гражданин римский. Родился в фарисействе и, будучи наставлен в законе просвещенным и добродетельным Гамалиилом, сделался жарким ревнителем оного, но после обращения своего, с такой же силою противополагал ему благодать и свободу христианскую. Среди подвигов апостольства занимался изготовлением палаток 374 . Говоря Духом Божьим, не гнушался языком еллинских пророков 375 . Восхищен был до третьего неба, и, несмотря на то, не переставал быть озлобляем ангелом сатанинским 376 . В столице веры (Иерусалиме) потерял свободу, и возвратил ее в столице идолопоклонства (Риме). Но около 68 года в Риме же скончался казнью гражданина, то есть, от меча. Сомнительные памятники его истории суть: обращение Феклы, девицы иконийской, чудесно победившей потом огонь, воду и зверей, описанное в сочинении, которое Тертуллиан еще признавал подложным 377 ; и взаимная переписка его с Сенекой, которую находят недостойной ни того, ни другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Остается рассмотреть еще один аргумент, который недвусмысленно говорит против апостольского достоинства трех братьев Господних, но который берлинский богослов тоже старается примирить со своей гипотезой. В начале книги Деяний пишется, что в Сионской горнице все одиннадцать апостолов, а в числе их Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда Иаковлев, составляли особую группу, рядом с которой находилась другая группа, в состав которой входили: жены (т.е. жены апостолов), 100 Мария, Матерь Иисуса, и братья Его ( Деян.1:13–14 ). Кажется, ясно, что если трое братьев (Иаков, Симон, Иуда) были апостолами, то значит они не были братьями; а если они сидели не вместе с апостолами, а в одной группе с Марией, то значит они не были апостолами. Но берлинский богослов не хочет признавать такого вывода; для доказательства же своей гипотезы измышляет круг братьев Господних, не включая сюда ни Иакова, ни Симона, ни Иуды. Читатель поражен и недоумевает, и не диво! Эндеманн утверждает, что под именем братьев Иисусовых во второй группе имеются в виду: во-первых, Иосий, который оставался вне 12-ти, а во-вторых, мужья сродниц Христовых, т.е. главным образом мужья сестер Христа, или, что то же, Его зятья (S.848). – Думаем, что не стоит и разбирать этого доказательства; ибо оно само выдает свою неосновательность искусственностью и фантастичностью. Ну, какой смысл толковать о мужьях сестер Христовых, когда мы не знаем: сколько этих сестер было, все ли они были замужем; да и то, что они вышли замуж, это – одно предположение. Извольте тут разобраться и сделать серьезные выводы! С нашей личной точки зрения, в вопросе о принадлежности братьев к числу апостолов возбуждает большое недоумение то обстоятельство, что в новозаветных списках имен 12-ти три имени, сходные с наименованиями братьев Господних, неизменно встречаются рядом, и в большинстве случаев (понимаем здесь процентное большинство) в порядке того их старшинства, какое обозначено в Евангелиях по отношению к братьям Господним. 101 Чем объяснить такое поразительное совпадение? Некоторые 102 стараются объяснить это явление скудостью лексикона имен собственных в еврейском языке, вследствие чего одни и те же имена будто бы неизбежно повторялись на практике. Но припомните имена великих и малых пророков, патриархов и сынов Иакова, имена царей еврейских, израильских, иудейских. Есть ли между ними одинаковые, за немногими исключениями? Объяснение это, значит, малоудовлетворительно. По нашему мнению, указанное совпадение есть просто какая-то редкая игра случая! 103

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Связь горы с молитвой не случайна (Лк 9:28; Ин 4:20–21; Мк 6:46). Глагол ™ xelqe‹n ‘взойти’, точнее, ‘выйти, удалиться’ в отличие от более нейтрального ‘взошел, поднялся’ у Мар­ка указывает, что Иисус искал уединения для молитвы. Сло­во dianuktereÚwn ‘пробыл всю ночь’, ‘бодрствовал всю ночь’, ср. 22:39–46, подчеркивает торжественность происходящего. Арам.  s“lih„ ‘посланец’, которое стоит за греч.  означало полномочного представителя, выполняющего важное поручение.Список Апостолов у Луки отличается от того, который приводится у Марка, тем, что ставит Андрея на второе место (так и у Мф) и вместо Фаддея упоминает в другом месте Иуду Иаковлева. Андрей упоминается рядом с братом, хотя в Мк и Деян 1:13 он назван после более заметных сыновей Зеведеевых. Лука не упоминает ни их отца, ни прозвища. Симон у Марка назван Кананитом (арам.  qan’ƒnƒ’), то есть ‘ревнителем’ — так называли приверженцев иудейской ультранационалистической партии, которой предстояло выйти на историческую авансцену во время войны с Римом. Лука переводит этот термин на греческий: Zhlwt»j, Зилот . Очевидно, имеется в виду, что до встречи с Иисусом Симон был членом одной из экстремистских группировок, составивших впоследствии ядро партии зилотов. Иуда Иаковлев может означать ‘Иуда, сын Иакова’ или, что менее вероятно, ‘… брат Иакова’. Лука, очевидно, отождествляет его с Фаддеем в списке Марка, однако упоминает позже, чтобы два одинаковых имени Иуда находились рядом. Последним назван Иуда Искариот . В рукописях наблюдается много вариантов написания его прозвища, вероятно, потому что писцы не понимали его значения. Традиционно оно толкуется как арам.  ’€s ‘человек из Кериота’. По другой гипотезе, восходящей к Вельгаузену, прозвище связано с лam. sicarius ‘убийца’, поскольку так называли иудейских зилотов; Иуда входит в списках Мк и Мф в одну пару с Симоном Зилотом, так что можно предполагать, что он также был зилотом ( сикарием ). Однако более вероятно, что прозвище дано уже после предательства и Искариот восходит к арамейскому слову s“qar ‘не­верность’, снабженному протетическим алефом (’i-), то есть означает ‘неверный, фальшивый’.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Связь горы с молитвой не случайна (Лк 9:28; Ин 4:20–21; Мк 6:46). Глагол ™xelqe‹n ‘взойти’, точнее, ‘выйти, удалиться’ в отличие от более нейтрального ‘взошел, поднялся’ у Мар­ка указывает, что Иисус искал уединения для молитвы. Сло­во dianukmereЪwn ‘пробыл всю ночь’, ‘бодрствовал всю ночь’, ср. 22:39–46, подчеркивает торжественность происходящего. Арам. s“lih„ ‘посланец’, которое стоит за греч. означало полномочного представителя, выполняющего важное поручение. Список Апостолов у Луки отличается от того, который приводится у Марка, тем, что ставит Андрея на второе место (так и у Мф) и вместо Фаддея упоминает в другом месте Иуду Иаковлева. Андрей упоминается рядом с братом, хотя в Мк и Деян 1:13 он назван после более заметных сыновей Зеведеевых. Лука не упоминает ни их отца, ни прозвища. Симон у Марка назван Кананитом (арам. то есть ‘ревнителем’ — так называли приверженцев иудейской ультранационалистической партии, которой предстояло выйти на историческую авансцену во время войны с Римом. Лука переводит этот термин на греческий: Zhlwt»j, Зилот. Очевидно, имеется в виду, что до встречи с Иисусом Симон был членом одной из экстремистских группировок, составивших впоследствии ядро партии зилотов. Иуда Иаковлев может означать ‘Иуда, сын Иакова’ или, что менее вероятно, ‘… брат Иакова’. Лука, очевидно, отождествляет его с Фаддеем в списке Марка, однако упоминает позже, чтобы два одинаковых имени Иуда находились рядом. Последним назван Иуда Искариот. В рукописях наблюдается много вариантов написания его прозвища, вероятно, потому что писцы не понимали его значения. Традиционно оно толкуется как арам. ‘человек из Кериота’. По другой гипотезе, восходящей к Вельгаузену, прозвище связано с лат. sicarius ‘убийца’, поскольку так называли иудейских зилотов; Иуда входит в списках Мк и Мф в одну пару с Симоном Зилотом, так что можно предполагать, что он также был зилотом (сикарием). Однако более вероятно, что прозвище дано уже после предательства и Искариот восходит к арамейскому слову s“qar ‘не­верность’, снабженному протетическим алефом (’i-), то есть означает ‘неверный, фальшивый’. Проповедь “на ровном месте” (6:17–49)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИЛОТЫ [зелоты; греч. ζηλωτα; евр.  - ревнители, почитатели], радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. Основным источником по истории З. являются сочинения евр. историка Иосифа Флавия («Иудейская война» (завершена в 75-79), «Иудейские древности» (главы 13-20, завершенные ок. 94), «Автобиография» (94-99)). Описания Иосифа подробны, но довольно тенденциозны, прежде всего потому, что З. стали причиной несчастий его семьи ( Ios. Flav. De bell. III 13. 1). Кроме того, основной целью Флавия было объяснить эллинистическому миру, что именно З. спровоцировали евр. народ (на самом деле благоразумный и лояльный) к восстанию против Рима, а затем препятствовали любым действиям, ведущим к заключению мира, и именно из-за их упорства восстание завершилось гибелью города и храма. В результате возник крайне негативный образ З. З. упоминаются в НЗ (в Мф 10. 4 и Мк 3. 18 среди учеников Иисуса Христа назван Симон Кананит, в Лк 6. 15 и Деян 1. 13 его имя передается как Симон Зилот) и в раввинистической лит-ре (напр., Мишна, Санхедрин 9. 6, Пиркей Авот 3. 5 и др.; в Талмуде рассказывается и о законоучителе Нехунии бен ха-Кане, т. е. «сыне Зилота», напр. Бава Батра 10б). Эти сведения отрывочны, чаще всего речь идет об отдельных личностях, скорее всего не имевших отношения к партии З., а просто прозванных З. за ревностное следование закону. Описания событий в Иудее I в. по Р. Х. рим. авторов практически ничего не добавляют к тому, что уже известно из сочинений Иосифа Флавия. Малочисленность источников, рассказывающих о З., стала главной причиной споров об истории этого движения. Долгое время было принято объединять под названием «З.» все радикальные группировки, действовавшие в Палестине между 6 и 74 гг. по Р. Х. Эта традиция восходит к Г. Грецу ( Graetz H. Geschichte der Juden.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Эта информация поступала в спецслужбы и соответствующим образом обрабатывалась. Спецслужбы начинаются с досье. С «корочек», с бумажных страниц, папирусных и пергаментных свитков, подборки документов, а сейчас и компьютерных файлов. Досье позволяют накапливать сведения, классифицировать их, планировать слежение за людьми с заранее поставленной спецслужбами целью. О человеке собирается самая разнообразная информация: данные о рождении, родителях, предках, соседях и друзьях, местах проживания, работы и отдыха. Обрисовывается внешность, фиксируются особые приметы, характерные жесты и слова, компрометирующие связи, опрометчивые поступки. Устанавливаются финансовое положение, имеющиеся долги, сведения об уплате налогов, наличии имущества, движимого и недвижимого. Особое внимание уделяется привычкам и наклонностям, физическим, психическим, интеллектуальным данным, характеризующим личность. В досье на Галилеянина обязательно имелись эти данные. Возможно, там было и его родословие; перечень сводных и двоюродных братьев и сестер; список учеников с описанием их внешности, характера, наличием прозвищ и вторых имен. Это вызывалось тем, что в окружении Христа было немало последователей с одинаковыми именами. Например, было два Симона: Симон — Петр и СимонЗилот (Кананит — уроженец города Каны Галилейской). Указывалась и степень близости к Учителю. По нашему мнению — на этом вопросе мы остановимся позднее, — напротив имени Иуды, уроженца города Кариота на юге страны в Иудее, стояла пометка, условный знак. Это значило, что на него в спецслужбах уже имелись материалы, которыми пользовались сотрудники спецслужб. В досье на Галилеянина систематизировались сводки наружного наблюдения, сообщения агентов и другие материалы; записи бесед и его высказывания по разным вопросам, главным образом приближенным к обвинениям, которые ему имели в виду предъявить. Все эти данные служили основой для проведения оперативных мероприятий, которые предполагали: компрометацию Галилеянина, распространение о нем ложных слухов, формирование отрицательного общественного мнения.

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

«Пятое сардоникс». Вероятно сим камнем, имеющим цвет человеческого ногтя с блеском, обозначается Иаков, преимущественно перед другими принявший телесное умерщвление ради Христа, что обозначает ноготь, не имеющий ощущения при обрезывании. «Шестое сардий». Сардием, как имеющим цвет оранжевый и блестящий, и силу врачебную в нарывах и язвах от железа, думаю, обозначается красота добродетели Блаженного Филиппа, освещаемой огнем Божественного Духа, и врачующей душевные язвы заблуждающих, которые получают уязвленные диаволом. «Седьмое хризолиф». Хризолифом, по блеску подобным золоту, изображается, может быть, Варфоломей, облиставаемый многоценными добродетелями и Божественной проповедью. «Осмое вирилл». По цвету моря и воздуха, подходящему к иакинфу, думаю, им означается Фома, посланный в отдаленное морское путешествие к индийцам для их спасения. «Девятое топазий». Топазом, красным по цвету, подобным анфраксу, дающему, как говорят, млекообразную жидкость, полезную страждущим глазами, может обозначаться душа Блаженного Матфея, разжигаемого Божественной ревностью, и украшенного излиянием крови за Христа, Евангелием врачующая слепотствующих сердцем и млеком напаяющая новорожденных в вере. «Десятое хрисопрас». Хрисопрасом, имеющим блеск золота лучше самого золота, думаю, означается блаженный Фаддей, благовестивший Авгарю, царю Едесскому, царство Христово, означаемое золотом, и умерщвление в нем, означаемое прасом (пыреем). «Первоенадесять иакинф» Иакинфом лазоревым или воздушноголубым означается, может быть, Симон, как ревнитель (Зилот) дарований Христовых и имеющий мудрование небесное. «Второенадесять амефист». Аметистом, багряным по виду, думаю, означается Матфий, удостоенный Божественного огня при разделении языков, и восполнивший место отпадшего, по пламенному желанию благоугождать Избравшему. Сие мы из сказанного о камнях святым Епифанием, что применено у него к начальникам колен Израильских, представили для упражнения читающих, как предположения, только гадательствуя об истине, вполне известной Одному, открывшему сие. На самом же деле Апостолы суть и основания и драгоценные камни, и один одного, другой другого камня, а все сохранили особенное и лучше во всех камнях. Потому прошу отложить жалобы на предложенные мнения, как бы насильственно навязанные. Ибо особенностью в добродетелях каждого Апостола мы не рассекаем их общения и взаимного единения, но частным различием их между ними хотели мы показать всецелое тождество, соединяющее их друг с другом наподобие цепи.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

960 Афанасьев, Поэт, воззр., I, 144. Мельников-Печерский, Собр. сочин. VII, 443; ср. Ш, 4. Именинницу землю величают такими словами: «Мать сыра земля добра, Уроди нам хлеба, Лошадушкам овсеца, Коровушкам травки». «На Симона Зилота земля именинница: грех пахать». «Сей пшеницу на Симона Зилота– родится аки золото». «На ап. Симона копают коренья на зелья». Даль, Пословицы, 984. Желая достойно почтить именинницу, крестьяне не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно опасаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушать ее покоя. В Малороссии в этот день собирают целебные травы, в иных местах ищут кладов золота и верят, что искателям особенно помогает ап. Симон Зилот. Калинский, Церк.-народный месяцеслов, стр. 403. 961 Загадка: «есть три брата: один есть – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется» (огонь, земля, вода). Krek. Einleitung in die slavische Literaturgeschichte 2 , S. 855. В Слове о Полку Игореве: «Кликну, стукну земля». «Дрогнет матушка сыра земля». Срезневский, Русские калики др. врем. Зап. И. Ак. Наук, I, 198; ср. Афанасьев, Поэт. воззрения, I, 138. 962 Варенцов, Духовные стихи, 155; ср. 152. «Земля еси, земля сыра матерая! Всем еси ты, земля отец и мать». Раскол, дух. стих. Безсонов, Калики перех. V, 480. В Прении земли с морем читаем: «Земля рече: аз есмь мати человеком и Богородици, и апостолом, и пророком, святым мужем и раю плодящему». Проф. Перетц, Новые труды по источнико-ведению др.-русской литературы. Киев. Унив. Изв. 1907, 10, стр. 120. В ведовских письмах Тимошки Кузьмина (1631 г.) говорится: „земля всякому человеку отец и мать». Проф. М. М. Богословский , Земское самоуправление на русском севере, II, 211, пр. 1. 963 Безсонов, Калики перех., II, 92, стр. 356. Беседа трех святителей: «От коликих частей сотворен бысть Адам?... От осьми частей: от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, от света... дух. Человек второй мир мал (микрокосм): есть бо небо и земля, от пупа до главы яко небо, и паки от пупа дольняя его часть яко земля».. Щапов, Сочинения, I, 102. Ср. М. И. Соколова Материалы и заметки по старой славян. литературе, I, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010