Ессеи ни разу не упоминаются в книгах Нового Завета. Но о них невозможно не упомянуть, так как их идеи и образ жизни очень хорошо характеризуют те чаяния, которыми жило иудейство на рубеже дохристианской и христианской эр. Такие выражения, как «новый союз (завет)», «сыны света», «нищие», «община истины» и подобные им можно встретить в писаниях Нового Завета – конечно, наполненные христианским смыслом. Много общего можно обнаружить между тем строгим аскетизмом и религиозными обрядами, которые ессеи практиковали в пустыне, и тем, как жил и что проповедовал Иоанн Креститель в пустыне у Иордана. «Возможно, то, что о ессеях ничего не говорится в Новом Завете, объясняется их замкнутостью и потому отсутствием контакта с нарождавшимся христианством, а также тем, что между ессеями и христианами не было столь резкого идейного противостояния» 39 . Ессеи активно участвовали в восстании против римлян в конце 60-х годов. Вскоре после того, когда восстание было разгромлено, они навсегда исчезли с истори­ческой сцены. 5. Зилоты (зелоты) О секте зилотов есть лишь отрывочные сведения, которые поэтому трудно толковать. Греч. слово «зилот» (zhlwth/j; Лк. 6, 15 ), арам. каннай (в Синодальном переводе «кананит», Мф. 10, 4 ; Мк. 3, 18 ) означает «ревнитель». Кажется, это было экстремистское фарисейское крыло, движимое национально-патриотическим и религиозным фанатизмом против язычников-оккупантов и действовавшее вооруженными, террористическими методами. Возможно, именно они поднимали вооруженные восстания, жестоко подавлявшиеся римлянами – такие, как восстание Иуды Галилеянина (см. Деян. 5, 37 ) и, наконец, восстание 66-го года. Выглядеть они могли как бандиты с большой дороги 40 , «боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа» 41 , благодаря чему восстание против римлян стало одновременно и гражданской войной. Некоторые из учеников Иисуса, например, Симон ( Лк. 6, 15 ; Деян. 1, 13 ), перед тем, как стать христианами, были связаны с сектой зилотов. 6. Самаряне (самаритяне)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Сумасшедший? – Но Он действует чрезвычайно рассудительно, ясно и обдуманно. Он быстро находит выход из самых сложных ситуаций. Достаточно вспомнить случай с женщиной, взятой в прелюбодеянии («Кто из вас без греха – пусть первый бросит в нее камень») или коварный вопрос о подати кесарю («отдайте Богу Богово и кесарю – кесарево»). Призывая, с одной стороны, к всецелому отречению ради следования за Ним, («Никто, взявшись за плуг, не оборачивается назад»), Он требует от своих потенциальных учеников прежде всего рассудительно и тщательно обдумать принимаемое решение («Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержки») 1580 . Он проповедует мир, любовь и прощение, но при этом никак не походит на пацифиста-непротивленца. Он умеет любить и умеет гневаться. Никакой сентиментальной чувствительности. Он не ходил на цыпочках: с бичом в руках Он изгоняет торговцев из Храма; Он говорит «Не мир, но меч Я принес вам»; умеет гневаться (и в минуту искушения Он гневно осаживает Петра: «отойди от Меня, сатана»). Он предсказывает неотвратимое разделение, которое Его слова внесут в человечество. Он предсказывает гонения и страдания Своим ученикам и находит только одно ободрение для них: «Меня гнали, и вас будут гнать». Но можно сказать и наоборот: «Он хочет борьбы и разделения – и однако же Его проповеди умещаются в спокойные формы притчи» 1581 . И в самом деле – Его притчи (в том числе и о добром самарянине) отнюдь не успокаивают души собеседников, а взрывают их привычный ритм и смысл жизни. Но этот ритм все-таки взрывается притчами, а не призывами ко всесожжению. Кроме того, нельзя не поразиться тому, что то сверхмирное, в чем Он жил, не уничтожало для Него этого мира. Он замечает красоты мира и умеет любоваться детьми и полевыми цветами. Этот аскет запрещает Своим ученикам поститься. Этот мистик говорит, что от алтаря надо отвернуться, чтобы примириться с соседом, что священнику можно опоздать на службу – если надо перевязать избитого. Это не бунтарь. Он готов говорить банальности Ветхого Завета («Люби ближнего твоего как самого себя»). Он подчеркнуто не политик: среди Его учеников и коллаборационист Матфей и зилот Симон, сторонник вооруженной борьбы с римлянами…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

960 Афанасьев, Поэт, воззр., I, 144. Мельников-Печерский, Собр. сочин. VII, 443; ср. Ш, 4. Именинницу землю величают такими словами: «Мать сыра земля добра, Уроди нам хлеба, Лошадушкам овсеца, Коровушкам травки». «На Симона Зилота земля именинница: грех пахать». «Сей пшеницу на Симона Зилота– родится аки золото». «На ап. Симона копают коренья на зелья». Даль, Пословицы, 984. Желая достойно почтить именинницу, крестьяне не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно опасаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушать ее покоя. В Малороссии в этот день собирают целебные травы, в иных местах ищут кладов золота и верят, что искателям особенно помогает ап. Симон Зилот. Калинский, Церк.-народный месяцеслов, стр. 403. 961 Загадка: «есть три брата: один есть – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется» (огонь, земля, вода). Krek. Einleitung in die slavische Literaturgeschichte , S. 855. В Слове о Полку Игореве: «Кликну, стукну земля». «Дрогнет матушка сыра земля». Срезневский, Русские калики др. врем. Зап. И. Ак. Наук, I, 198; ср. Афанасьев, Поэт. воззрения, I, 138. 962 Варенцов, Духовные стихи, 155; ср. 152. «Земля еси, земля сыра матерая! Всем еси ты, земля отец и мать». Раскол, дух. стих. Безсонов, Калики перех. V, 480. В Прении земли с морем читаем: «Земля рече: аз есмь мати человеком и Богородици, и апостолом, и пророком, святым мужем и раю плодящему». Проф. Перетц, Новые труды по источнико-ведению др.-русской литературы. Киев. Унив. Изв. 1907, 10, стр. 120. В ведовских письмах Тимошки Кузьмина (1631 г.) говорится: „земля всякому человеку отец и мать». Проф. М. М. Богословский , Земское самоуправление на русском севере, II, 211, пр. 1. 963 Безсонов, Калики перех., II, 92, стр. 356. Беседа трех святителей: «От коликих частей сотворен бысть Адам?... От осьми частей: от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, от света... дух. Человек второй мир мал (микрокосм): есть бо небо и земля, от пупа до главы яко небо, и паки от пупа дольняя его часть яко земля».. Щапов, Сочинения, I, 102. Ср. М. И. Соколова Материалы и заметки по старой славян. литературе, I, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Было это так близко от яминки, в которой прятался Панька, что ему все было видно из-за глыбинки, которою он мог закрываться. И в это время уже было совсем светло, заря уже румянела, и хотя большинство горожан еще спали, но под городецким садом появился молодой парень с косою, который начал окашивать и складывать в плетушку крапиву. Голован заметил косаря и, встав на ноги, в одной рубахе, громко крикнул ему: – Малец, дай скорей косу! Малец принес косу, а Голован говорит ему: – Поди мне большой лопух сорви, – и как парень от него отвернулся, он снял косу с косья, присел опять на корточки, оттянул одною рукою икру у ноги, да в один мах всю ее и отрезал прочь. Отрезанный шмат мяса величиною в деревенскую лепешку швырнул в Орлик, а сам зажал рану обеими руками и повалился. Увидев это, Панька про все позабыл, выскочил и стал звать косаря. Парни взяли Голована и перетащили к нему в избу, а он здесь пришел в себя, велел достать из коробки два полотенца и скрутить ему порез как можно крепче. Они стянули его изо всей силы, так что кровь перестала. Тогда Голован велел им поставить около него ведерце с водою и ковшик, а самим идти к своим делам, и никому про то, что было, не сказывать. Они же пошли и, трясясь от ужасти, всем рассказали. А услыхавшие про это сразу догадались, что Голован это сделал неспроста, а что он таким образом, изболясь за людей, бросил язве шмат своего тела на тот конец, чтобы он прошел жертвицей по всем русским рекам из малого Орлика в Оку, из Оки в Волгу, по всей Руси великой до широкого Каспия, и тем Голован за всех отстрадал, а сам он от этого не умрет, потому что у него в руках аптекарев живой камень и он человек «несмертельный». Сказ этот пришел всем по мысли, да и предсказание оправдалось. Голован не умер от своей страшной раны. Лихая же хвороба после этой жертвы действительно прекратилась, и настали дни успокоения: поля и луга уклочились густой зеленью, и привольно стало по ним разъезжать молодому Егорию светлохраброму, по локоть руки в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре, во лбу солнце, в тылу месяц, а по концам звезды перехожие. Отбелились холсты свежею юрьевой росою, выехал вместо витязя Егория в поле Иеремия пророк с тяжелым ярмом, волоча сохи да бороны, засвистали соловьи в Борисов день, утешая мученика, стараниями святой Мавры засинела крепкая рассада, прошел Зосима святой с долгим костылем, в набалдашнике пчелиную манку пронес; минул день Ивана Богословца, «Николина батюшки», и сам Никола отпразднован, и стал на дворе Симон Зилот, когда земля именинница. На землины именины Голован вылез на завалинку и с той поры мало-помалу ходить начал и снова за свое дело принялся. Здоровье его, по-видимому, нимало не пострадало, но только Он «шкандыбать» стал – на левую ножку подпрыгивал.

http://azbyka.ru/fiction/pravedniki/?ful...

– А посылал ли вам Господь какие-то знаки в подобные минуты? – Мы добиваемся любви человеческой. Но это так изменчиво! Человек изменяется. Человек изменяет. Мы переживаем, получаем сердечную травму. Но Господь никогда не изменяет. Он всегда готов прийти на помощь. Просимое получается не сразу. Сначала бывает во многих важных вопросах все не так, все трудно, какие-то препятствия непреодолимой силы… И вообще мы не уверены, слышит ли нас Господь? Угодно ли это Ему? Правильно ли я действую? И Господь посылает нам удостоверяющие знаки, причем так просто, но так вразумительно. В первый день Великого поста я собиралась на службу и надела свои часы. Мне их подарили взамен старых, и они меня очень устраивают: темные, скромные, недорогие, прочные, браслет нестираемый – металлический. И вот застегиваю я их и не попадаю в темноте в замочек. Я думаю: «Надо же! Если эти часы сломаются, других мне таких не найти!» – но потом все встало на место, я успокоилась и пошла на службу, совершенно забыв эту свою мысль. После службы подходит ко мне одна прихожанка и протягивает… часы. И говорит: «Матушка, я принесла вам в подарок!» Я смотрю на часы… на нее… в голове проносится воспоминание об утре и мысль: «Да ведь я же не просила часы!» Видимо, женщина мое недоумение поняла по-своему: что они не к месту или не нравятся – и начинает пояснять: «Это очень хорошие часы! Мне их муж подарил. Они серебряные, я их не ношу, а вы носите!» – Это и был тот знак? – Да, я про себя все думала: как же меня Господь на примере этих часов на место поставил! Я себе сказала, что мне лучше часов не найти, а Он мне говорит: ты такой ограниченный человек! Откуда же ты знаешь предел лучшего? Так и в жизни: мы пределы ставим по нашей ограниченности, а у Господа пределов нет. Когда Он нам вверяет что-то, Он уже знает, как это должно все Им устроиться. Вспоминается Евангелие: апостол Симон Зилот последовал за Христом после чуда на браке в Кане Галилейской. Только ли о веселии брака позаботился Господь, претворив воду в вино? Посредством такой помощи открылись у многих духовные очи, укрепилась вера, невозвратно последовали они за Христом!

http://pravmir.ru/kogda-ya-ustanovila-za...

в Персии и Армении, держит в своей зависимости   Месопотамию, господствует на востоке до пределов Индии).   7. 8. 8. 6. Фома   11.11. 10. 10. Симон Зилот   „ „ 11.11. Иуда Иаковлев,   обыкновенно признаваемый   тождественным с   10.10. „ „ Фаддеем Леввеем   (Mф.X,3,Mp.III,18).    Такое деление на группы соответствует отчасти тогдашнему политическому делению. 1) Область первой группы, понто–боспорское царство, в то время подвергалось разложению, по частям оно уже примыкало к римской империи, но тем не менее предание о его самостоятельном существовании было еще живо; один из его царей, Полемон II (временно бывший иудейским прозелитом), фигурирует даже под именем Полимия в актах ап. Варфоломея. Район деятельности этой северной группы очерчивается в I Петр. I, 1 («eklektoiV parepidhmoiV diasporaV Pontou GalatiaV KappadokiaV AsiaV kai BiquniaV ») и отмечается в приведенных выше словах Оригена («Андрею — Скифия»). Центром деятельности ап. Андрея по актам был г. Синоп. За историчность этого известия говорит то важное обстоятельство, что здесь была очень значительная иудейская колония; о Синопе упоминается в талмудической литературе; один из переводчиков Священного Писания — Акила был родом из Синопа. Около этого центра держалась и вся проповедь ап. Андрея Первозванного, а именно: по берегам Черного моря — по северному побережью. Апокрифические деяния ставят его в соприкосновение то с тем,то с другим апостолом. Непререкаемо известно, что ап. Андрей проповедовал в пределах Скифии, как сказано и у Оригена. Но где искать Скифию? В древнейшем известии предполагается Скифия великая; мы читаем, что он проповедовал в Скифии, в Согдиане и у Саков. Затем, в дальнейшем развитии сказания скифов стали искать ближе к римской империи, по восточным берегам Черного моря, именно, деятельность ап. Андрея локализируется около Севастополя великого (близ нынешнего Поти). Далее, по сказанию, живут «эфиопы»; это название прилагается ко всем варварским народам. По Епифанию монаху, апостол доходил и до Крыма. Место деятельности ап. Андрея указывают еще во Фракии «en QrakaiV», но, по всей вероятности, последнее название получилось от недосмотра и смешения с «SakaiV». В 357 году император Константий перенес мощи ап. Андрея в Константинополь, в храм св. Апостолов. Сюда мощи были перенесены из города Патр в Ахаии. Таким образом, место кончины ап. Андрея, по этим сведениям, — гор.Патры. Но если позднейшие сказания направляют его в Ахаию, то среди кавказских народов тогда были некие ахеи и их легко было отожествить с жителями Ахаии и, таким образом, отнести проповедь апостола в Европу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Иродиане составляли более политическую, чем религиозную секту. Они были приверженцами Идумейской династии, которая возникнув из язычества, по своим наклонностям, варварству, разврату, не переставала оставаться языческою, хотя в силу государственной политики по внешности лицемерно держалась Иудейского обрядового закона. Отличительною чертою иродиан была их покорность и верность иноземной царствующей власти. Поддерживаемые в своем влиянии и положении единственно Римскою силою, они старались вознаградить за то своих благодетелей тем, что старались развивать в Иудеях религиозный индифферентизм, безнравственность и т. п. Вот почему они соперничали с саддукеями в скептицизме, с греками в безнравственности, потворствовали порокам и жестокости Ирода и раболепствовали пред римлянами. Естественными их противниками были фарисеи, неуклонно и твердо хранившие свою национальность и упорно противившиеся всякому языческому, иноземному влиянию. Заслуживает особенного внимания то обстоятельство, что иродиане и фарисеи, как-то видно из Евангелия, не раз действовали за одно в своей смертельной ненависти и злобе к Господу Иисусу ( Мк. 3:6 , Мф. 22:16 ). На учение тех и других Господь Иисус произнес одинаковый приговор и осуждение (Мк. 8:15): Смотрите, берегитесь, говорит Он, закваски фарисейской и закваски Иродовой... 5. Зилоты Зилоты, по свидетельству Иосифа, составляли четвертую секту, после фарисеев, саддукеев и ессеев. Они составляли партию политического противодействия Ироду и римлянам, будучи националистами с политической точки зрения, как фарисеи были националистами с религиозной. Вследствие сего они совершенно отличались от иродиан. Эти храбрые, независимые, так сказать, горцы Галилеи, взялись за оружие под предводительством Елеазара в начале царствования Ирода Великого, и как в этом, так и в последующих восстаниях, часто терпели сильные поражения и были истребляемы с беспощадной жестокостью. Но горячий национальный дух никогда не угасал в сердцах их. Название зилот указывает на избыток их ревности (гр. ζηλωτη). Один из апостолов, Симон, очевидно принадлежал к числу зилотов. В Евангелии от Луки и в книге Деяний он прямо называется Зилотом ( Лк. 6:15 , Деян. 1:13 ), тогда как в Евангелии от Матфея ( Мф. 10:4 ) он носит соответствующее еврейское название Кананит (евр. ganna, – ревностный). 6. Галилеяне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Было это так близко от яминки, в которой прятался Панька, что ему все было видно из-за глыбинки, которою он мог закрываться. И в это время уже было совсем светло, заря уже румянела, и хотя большинство горожан еще спали, но под городецким садом появился молодой парень с косою, который начал окашивать и складывать в плетушку крапиву. Голован заметил косаря и, встав на ноги, в одной рубахе, громко крикнул ему: – Малец, дай скорей косу! Малец принес косу, а Голован говорит ему: – Поди мне большой лопух сорви, – и как парень от него отвернулся, он снял косу с косья, присел опять на корточки, оттянул одною рукою икру у ноги да в один мах всю ее и отрезал прочь. Отрезанный шмат мяса величиною в деревенскую лепешку швырнул в Орлик, а сам зажал рану обеими руками и повалился. Увидев это, Панька про все позабыл, выскочил и стал звать косаря. Парни взяли Голована и перетащили к нему в избу, а он здесь пришел в себя, велел достать из коробки два полотенца и скрутить ему порез как можно крепче. Они стянули его изо всей силы, так что кровь перестала. Тогда Голован велел им поставить около него ведерце с водою и ковшик, а самим идти к своим делам, и никому про то, что было, не сказывать. Они же пошли и, трясясь от ужасти, всем рассказали. А услыхавшие про это сразу догадались, что Голован это сделал неспроста, а что он таким образом, изболясь за людей, бросил язве шмат своего тела на тот конец, чтобы он прошел жертвицей по всем русским рекам из малого Орлика в Оку, из Оки в Волгу, по всей Руси великой до широкого Каспия, и тем Голован за всех отстрадал, а сам он от этого не умрет, потому что у него в руках аптекарев живой камень и он человек «несмертельный». Сказ этот пришел всем по мысли, да и предсказание оправдалось. Голован не умер от своей страшной раны. Лихая же хвороба после этой жертвы действительно прекратилась, и настали дни успокоения: поля и луга уклочились густой зеленью, и привольно стало по ним разъезжать молодому Егорию светлохраброму, по локоть руки в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре, во лбу солнце, в тылу месяц, а по концам звезды перехожие. Отбелились холсты свежею юрьевой росою , выехал вместо витязя Егория в поле Иеремия пророк с тяжелым ярмом, волоча сохи да бороны, засвистали соловьи в Борисов день, утешая мученика, стараниями святой Мавры засинела крепкая рассада, прошел Зосима святой с долгим костылем, в набалдашнике пчелиную матку пронес; минул день Ивана Богословца, «Николина батюшки», и сам Никола отпразднован, и стал на дворе Симон Зилот, когда земля именинница. На землины именины Голован вылез на завалинку и с той поры мало-помалу ходить начал и снова за свое дело принялся. Здоровье его, по-видимому, нимало не пострадало, но только он «шкандыбать» стал – на левую ножку подпрыгивал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В Новое время весьма популярные в России изображения апостола Петра несли на себе явный отпечаток западной иконографии, более относящейся к живописи. Апостол Симон Зилот Симон Зилот О жизни, деятельности и личности апостола С имона Зилота (Кананита) известно очень мало – и практически ничего не известно точно. Единственное, что достоверно известно – Симон Зилот (Кананит) был апостолом из числа двенадцати. Все остальные сведения имеют несколько версий. Неизвестно, из какой семьи происходил апостол Симон Зилот, но некоторые исследователи полагают, что он мог быть сыном Иосифа Обручника от первого брака. Другие же считают, что апостол не имеет никакого отношение к Симону, сыну Иосифа Обручика, но только является его тезкой. Такие же противоречия возникают относительно места рождения, рода занятий и обстоятельств жизни апостола до его призвания Господом Иисусом. Так, некоторые исследователи предполагают, что прозвище апостола Кананит свидетельствует о том, что он происходит из Каны Галилейской. Другие же утверждают, что Кананит – это еврейский перевод слова Зилот – «ревнитель», и из этого делают вывод, что апостол Симон принадлежал к партии зилотов – то есть ревнителей закона – политических и религиозных экстремистов. Обстоятельства призвания апостола Симона Зилота связаны с красивым преданием, хотя ручаться за его достоверность невозможно. Согласно этому преданию, чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской произошло в доме Симона Зилота во время его свадьбы. После этого будущий апостол тут же оставил дом и молодую жену и последовал за Господом Иисусом. Однако Евангелие от Иоанна, рассказывая о чуде, не упоминает даже имени апостола Симона Зилота. Так что это предание также относится к точно не подтвержденным версиям. В Евангелии имя Симона Зилота (Канани-та) напрямую упоминается только в связи с избранием двенадцати апостолов. Но можно предположить, что он, как и все другие апостолы, был послан Спасителем на проповедь. Уже по Воскресении и Вознесении Спасителя Симон Зилот вместе со своими собратьями по апостольству принял дары Святого Духа. В дальнейшем его имя не упоминается в книге Деяний Апостольских, но обо всех двенадцати говорится, что первые годы по Сошествии Святого Духа они провели в Иерусалиме. Затем был брошен жребий, и они отправились на проповедь в разные концы тогдашней вселенной. Об этом периоде жизни апостола также существует несколько версий. Условно их можно назвать ближневосточной, кавказской и английской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Читайте также: Зачем Христу родословная? С именем брата Господня Иакова церковная традиция связывает авторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых ранних чинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе. Симон Зилот (Кананит) Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати. Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11. Симон Зилот (Кананит). Фреска храма Протатон (Протат) на Святои Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона. В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010