127 В заговоре Дмитрия Юрьевича и Ивана Андреевича против великого князя участвовали некоторые из Троицких монахов (1-я Софийск. лет. в «Полном собр. русск. лет.», т. V, с. 268; Попова А. Н. «Изборник из Хронографов», с. 82, и «Софийск. Времен.» Строева, ч. II с. 49, говорящий о чернцах, но опускающий прямое указание летописи: «Троецьскых»). Расположение к Шемяке некоторых Троицких монахов, вероятно, должно быть объясняемо тем, что отец его, Юрий Дмитриевич, крестный сын преподобного Сергия, был усердным благотворителем и покровителем монастыря. 128 Преподобный Иосиф Волоколамский пишет: «Некогда случися князь Василию Ярославичу у святыя Троицы в Сергиеве монастыре быти, – бяше той монастырь тогда в сего отчине, под его державою; князь, яко под своею рукою имеяше монастырь, не почиташе игумена и старцев, якоже подобаше. Они же возвестиша великому князю Василью Васильевичу; он же негодоваше и монастырь взял в свое государство и князю Василию Ярославичу не повеле обладати Сергиевым монастырем». В 1445 году Василий Ярославич дал в монастырь одно село и, следовательно, находился с властями монастыря еще в хороших отношениях (см. в статье о. Арсения «О недвижимых имениях Троицкого монастыря при жизни его основателя преподобного Сергия», с. 10, § 3), приселок Киясово, а в 1456 году князь совсем согнан был великим князем с своего удела, который весь присоединен был к великому княжению. 129 См. «Чюдо о чюдесном зачатии и о рождении великаго князя Василия Ивановича, всея Руси самодержца» у Симона Азарьина в печатном издании жития преподобного Сергия (гл. 54, л. 121). В чуде рассказывается, что у второй супруги Ивана Васильевича, Софии, было три дочери, но не было сына, что один раз пошла она в Троицкий монастырь молиться преподобному Сергию о даровании ей сына, и что, когда спускалась она от села Клементьева под гору к монастырю, вдруг видит идущего ей навстречу священнолепного инока, имеющего в руках своих отроча младо, в котором узнала преподобного Сергия и который, приблизившись к ней, неожиданно вверг ей отроча в недра и затем исчез, и что от того чудесного времени она и зачала сына, который родился 25 марта 1479 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

31 (26). Евангелие печатное, в десть, 1681 г., оклеено золотой парчой по лазоревой земле с кругами. На нём верхняя дска серебряная, вызолоченная, гладкая. В средине и по краям ея пять Китайских лалов в гнёздах серебряных, чеканных, финифтяных с сиянием. В нём сначала на первом белом листе надпись: Евангелие печатное в десть, на Александрийской бумаге, по обрезу золочено, оболочено атласом золотым. Дал вкладом боярин князь Иван Борисович Репнин в Троицкой Сергиев монастырь 7203 (1695) году июля в 16 день. 32 (21). Евангелие печатное 7142 (1633) г. сентября 30 д., верхняя дска золотая, по ней вычеканены образа, вокруг коих коймы местами финифтяные, обложенные яхонтами и изумрудами; нижняя дска серебряная, вызолоченная. На первом белом листе надпись: Дал вкладом боярин Никита Иванович Романов, а по ризничной описи: Романовской. 33 (17). Евангелие печатное, в полдесть, верхняя дска серебряная с каменьями и жемчугом; на обеих дсках по краям на серебре вырезано: Лета 7110 (1602) августа в 26 день, при Царе и Великом Князе Борисе Феодоровиче всея Руси, и при благоверной Царице Великой Княгине Марии Григорьевне, и при их благородных чадех при Царевиче Князе Феодоре Борисовиче всея Руси (и при Царевне Княжне Ксении Борисовне всея Руси), и при святейшем патриархе Иеве Московском всея Руси, моляся Богу, (и пресв.) Богородице и великим чудотворцом Сергию и Никону, положил сие Евангелие старец Евстафей Головкин во храм на престол к Никону чудотворцу. На первых листах внизу написано: Евангелие печатное, а то Евангелие положити в церковь к Никону на престол по моей душе, или будет в которой нет Евангелия, тут и отдать. 35 (sic) (18). Евангелие печатное 7114 (1606) июля 29 д., в десть, верхняя дска серебряная, вызолоченная, с 13 каменьями. По краям вокруг обеих досок на серебре вырезано: Лета 7156 (1648) июля в 6 день сделана сия дска чеканная, строение монастырское из церковнаго серебра, из прикладных крестов и цат, и положена на святое сие вседневное Евангелие, по благословению святыя обители сея архимандрита Андреяна, и по приказу келаря старца Симона Азарьина и казначея старца Калиника. А в отписных книгах написано: тое Евангелие и оболочено было атласом черватым с евангелисты серебряными, и тот атлас истлел, а ево нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Это последнее обстоятельство – нахождение сего сказания в рукописях довольно позднего времени, особенно сравнительно с теми, в коих встречаем первое сказание, дает основание предполагать, что оно (второе сказание) возникло после первого, что второе сказание черпало свои сведения из первого, а не наоборот. Мы не знаем вообще места, где подробные сказания о Максиме греке написаны, и не встречаем в них прямых указаний относительно этого; но естественнее всего предполагать вместе с Филаретом архиеп. черниговским, что они составлены в Троице-Сергиевом монастыре, где была гробница Максима грека . Если это заключение о месте составления сказаний верно (а древнейшие рукописи, содержащие сказания о Максиме греке, «осьмой убо тысячи наставши» и «Максим инок философ», Милютинская четья минея и псалтырь Сороцкого – написаны именно в Троице Сергиевом монастыре), – то о времени их появления вероятнее всего думать, что они возникли в XVII в. при Троицком архимандрите Дионисии. По свидетельству Симона Азарьина в житии преп. Дионисия, в Троице-Сергиевом монастыре до Дионисия «мало любили Максима грека книг, такожде и переведенные от ученика его Селивана ни во что полагали книги, в соборе в торжества уставщики не давали им чести», и имевшиеся в монастырской библиотеке переводы его были без всякого употребления. Дионисий сделал несколько списков бесед Иоанна Златоустог о в переводе Максима грека, разослал их по многим монастырям, особенно по приписным к Троицкому, в котором завел чтение их 357 . Дионисий имел и особенные побуждения чтить память преп. Максима, так как он с 1616 г. занялся тем же делом, которому посвятил так много, труда Максим грек , – исправлением наших богослужебных и других книг, а в 1618 году также, как и Максим грек , был осужден за это дело и около года пробыл в заключении. Когда дело архимандрита Дионисия по исправлению наших книг стало предметом всеобщего обсуждения, то имя Максима грека должно было вспоминаться при этом не раз, ибо на его труды опирался напр. помощник архим. Дионисия Арсений Глухой при исправлении канонника 358 . Если их современникам «неведомо было, кто Максим», то естественно было составить биографическую записку о нем; раз были заброшены книги Максима грека , их «не любили чести», то весьма возможно, что и об авторе их или ничего не знали или имели самые ничтожные сведения. Все это и заставляет предполагать, что подробные сказания о Максиме греке обязаны своим происхождением архимандриту Троице-Сергиева монастыря Дионисию (ум. 10 мая 1633 г.) и возникли около его времени 359 . В пользу этого мнения, и по отношению к настоящему третьему подробному сказанию о Максиме греке («осьмой убо тысячи наставшую), мы имеем и еще одно соображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Большинство ее глав были также посвящены полемике с западными богословскими работами и разъясняли православное учение. В конце книги особая глава трактовала вопрос конца мира и возможного торжества антихриста. Выдержанная в строгом духе православия, “Книга о вере” давала русскому читателю необходимое оружие для защиты его веры от нападок западной критики и вскоре стала незаменимой настольной книгой русских церковных людей. В первый же день ее продажи, 22 июня 1648 года, она разошлась в числе 118 экземпляров, а в течение первых трех месяцев было распродано более 850 ее Интерес к “Книге о вере”, к “Кирилловой книге”, “Поучениям” Ефрема Сирина и другим богословским трудам, выпущенным Печатным двором, подчеркивает интенсивность религиозных настроений Московской Руси середины XVII века, Русские люди осознали необходимость лучшего понимания своей веры и искали большей напряженности в своей религиозной жизни. Они хотели лучше понять смысл христианства, нервно, напряженно ставили вопрос о судьбах мира, стремились определить место своей страны и своей церкви в историческом процессе. Интерес к прошлому русской церкви сказался в издании житий св. Сергия и св. Никона, основателей Троицко-Сергиевой лавры, в которой работал и учил преподобный Дионисий. Написанное еще в конце XIV века Епифанием Премудрым, это житие вышло теперь в редакции и с прибавлениями Симона Азарьина, одного из любимейших учеников Дионисия. Окончив свою работу над изданием житий св. Сергия и Никона, Азарьин принимается, по настоянию Неронова, за житие их общего учителя и к 1652 году заканчивает с помощью отца И. Наседки подробную биографию троицкого архимандрита. К сожалению, ввиду наступившей церковной смуты, вызванной патриархом Никоном, житие преподобного Дионисия вышло из печати только спустя многие десятилетия. Быстро расширявшаяся работа Печатного двора требовала все большего и большего числа специалистов — богословов, грамматиков и знатоков греческого языка. Хотя среди ученых людей Московской Руси того времени было немало знатоков латинского, польского, а среди дипломатов даже немецкого языка, тем не менее там было очень мало квалифицированных специалистов, знавших одновременно хорошо богословие, литургику и греческий язык.

http://sedmitza.ru/lib/text/439484/

и Феодора. Можно полагать, что краткая редакция Жития И. была создана по инициативе архиеп. Серапиона в 30-40-х гг. XVII в. (не исключено, что в связи со строительством придела во имя святых И. и Феодора). Память И. указана в Уставе служб московского Успенского собора (2-я четв. XVII в.) под 15 окт.: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго, чюдотворца. Аще патриарх изволит... поют по уставу с полиелеосом» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 412). Имя И. под 15 окт. внесено в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVIi в. с пометой: И. чудотворец «бысть в лето 6896 (1388)» (РГБ. МДА. 201. Л. 305 об.). В записке царя Алексея Михайловича о пожаловании саккоса Суздальскому архиеп. Стефану указано, что 15 окт. 1672 г. архиеп. Стефан впервые в саккосе служил «на память святаго священномученика Лукиана пресвитера и иже во святых отца нашего Иоанна, епископа Суждальскаго, чудотворца, на Москве» (АИ. Т. 4. 230. С. 500-501). И. назван первым среди суздальских подвижников в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (С. 206-207). При еп. Симоне II (1739-1747) в Суздале возникло сомнение относительно мощей святителей И. и Феодора. Чтобы пресечь соблазн, Суздальский и Юрьевский еп. Порфирий 18 нояб. 1751 г. отправил в Синод прошение об освидетельствовании мощей святителей. В письме архиерея сообщалось, что в дни памяти этих святителей в Рождественском соборе «отъправляются всенощные и молебны по общей минее службы святительской» (несмотря на то что существовали отдельные службы И. и Феодору). 27 авг. 1755 г. Синод издал указ, к-рым предписывалось: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальствей стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и чрез такое многое прошедшее время бывыми последи их преемниками... и народом были почитаеми и почитаются за святых, и тако не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы, а оставить в таковом же, как до ныне были состоянии и почитании» ( Фёдоров.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Художники именуются богодухновенными в «Книге степенной царского родословия» 60-х гг. XVI в., составленной митр. Московским Афанасием (в статье о росписи Успенского собора во Владимире). В сер. XVII в. в Месяцеслове Симона (Азарьина) иконописцы впервые названы преподобными. Так же они названы и в «Сказании о святых иконописцах» и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» кон. XVII - нач. XVIII в., а все написанные ими иконы характеризуются как святые и чудотворные. Д. прославился теми же добродетелями (постничеством, аскетическим подвигом и иконописанием), что и прп. Андрей, канонизированный РПЦ в 1988 г. Особенности стиля Творчество Д. и прп. Андрея не только абсолютная вершина культуры средневек. Руси, но и достойное завершение истории развития визант. живописи. Освоив и творчески переосмыслив многовековую греч. традицию и достижения рус. культуры, они выработали такие средства художественной выразительности, в которых идеально воплотился сформировавшийся в восточнохрист. мире нравственно-эстетический идеал. Если считать наиболее достоверными работами Д. роспись жертвенника в Успенском соборе во Владимире и левую часть деисусного чина Троицкого иконостаса, можно выделить нек-рые специфические черты «манеры» художника. Д. прежде всего художник-монументалист, склонный к широким обобщениям и смелым живописным эффектам. Он умеет передать психологическое напряжение изображаемого момента и внести в него струю непосредственности. В его творениях меньше созерцательного спокойствия, чем у прп. Андрея, и больше пафоса, присущего искусству XIV в., формы более материальны и объемны, тщательная моделировка тел сочетается с крепкой, строгой линией. Техническая сторона живописи Д. безупречна. Он безукоризненно владеет рисунком, к-рый отличается смелостью, четкостью, твердостью и простотой, хорошо чувствует тонкие нюансы цвета, свободно сопоставляя теплые тона, к-рых у него больше, чем у его ученика, с холодными. У Д. более контрастные переходы от темного к светлому, но не столь резкие, как в искусстве XIV в. Пробела плотные, их границы подчеркнуты, тогда как для прп. Андрея характерны более воздушные пробела с тончайшими переходами высветлений (напр., пробела на гиматии ап. Иоанна Богослова и моделировка гиматия ап. Павла, пробела на хитоне арх. Михаила и моделировка гиматия св. Иоанна Крестителя на иконах Троицкого иконостаса).

http://pravenc.ru/text/171187.html

Христовою любовию уязвився, преподобне, и тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся Сергие богомудре. 6010 Составлено на основании жития прп. Сергия, написанного учеником преподобного Епифанием в XV веке, и других пособий. 6012 На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок; оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой, в 12 верстах от последней. 6020 Память святого Стефана, просветителя Перми, празднуется 27 апреля; его мощи почивают в Московском соборе Спаса на Бору. 6021 В память сего и доселе сохраняется в Троице-Сергиевой лавре такой обычай: перед последним блюдом, по звуку колокольчика, все монашествующие встают, очередной иеромонах произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас», – после чего все опять садятся оканчивать трапезу. 6022 Князь Владимир Андреевич Серпуховский, в пределах которого находилась Троицкая лавра, сподвижник Димитрия Иоанновича Донского в Куликовской битве. 6023 16 августа празднуется перенесение из Ефеса в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, бывшее в 944 г. 6026 Сначала Коломенский Голутвин монастырь, основанный около 1385 года, находился в 4 верстах от города Коломны при впадении реки Москвы в Оку; но в XVIII веке сей монастырь перенесли в самый город, почему он и стал называться «Новоголутвиным». 6027 Высоцкий монастырь, прозванный так потому, что расположен на высоком берегу реки Нары, был основан в 1374 году. 6031 Тогда была установлена Димитриевская суббота (в октябре) – день для поминовения павших в сей битве воинов и вообще всех усопших. 6032 Дубенский монастырь, построенный в 40 верстах от Лавры на реке Дубенке, впадающей в Дубну, ныне не существует. 6036 Описание посмертных чудес преподобного Сергия составлено по Четьим-Минеям митрополита Всероссийского Макария, по житиям Сергия, составленным митрополитами Платоном и Филаретом, на основании сказания о посмертных чудесах Симона Азарьина; описание чудес при осаде Лавры поляками взято из «Сказания об осаде Троицкого монастыря» – келаря Аврамия Палицына; приняты во внимание также старопечатные жития преподобного Сергия и другие исторические источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

затеплился здесь и лучезарный свет грамотности, просвещения и науки, шире и шире разгоравшийся во времени. И, что особенно важно, это не была грамотность исключительно внешнего характера: чрез весь прошедший пятисотлетний период исторической жизни Лавры, мы видим, проходит в ее стенах длинный ряд просвещенных личностей, уважавших свет знания, видевших в образовании великую нравственную силу, вливавших светлую струю и в самый монастырь, и в дело русского образования. Имена Епифания Премудрого , Пахомия Логофета, игумена Артемия, митрополита Иосафа, в особенности Максима Грека и преподобного Дионисия, наконец, Симона Азарьина и Арсения Суханова едва ли когда могут забыться в истории отечественного просвещения, как имена лиц, высоко державших образовательное знамя среди неведающего знаний порядка жизни. Наконец, тот высокий патриотический подвиг, который оказала Лавра Преподобного Сергия в смутное время, ничем иным может быть объясняем, как глубоким сознанием нравственного долга служения отечеству, которое в свою очередь явилось плодом просветительной подготовки обители. Благодаря этой подготовке, тому, что Лавра Сергия не оскудевала просвещением в древнее время, в свой прошлый пятисотлетний период исторической жизни, в ее стенах выросли в XVIII столетии на подготовленной уже почве и школьные учреждения: сначала Семинария, а потом Академия, возникшие в целях систематического богословского образования и развития православной богословской науки. И ныне ярко горят в стенах Троицкой Лавры златоглавые куполы храмов Божиих, неумолкаемо и звучно прославляется в них день и ночь имя Господне, не угасает здесь, по молитвам угодника, и лучезарный свет знания и науки, возложенный некогда в лесистых дебрях Радонежа первыми основателями святой обители. 1 Читан автором – (преподавателем Московской Духовной Семинарии Н.И. Кедровым ) в торжественном Собрании Общества Любителей Духовного Просвещения, бывшем, по случаю пятисотлетнего юбилея со дня блаженного преставления Препод. Сергия, 27 Сентября 1892 года – в зале заседаний Общества – в Епархиальной Библиотеке при Высоко-Петровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Такие жизнеописания даны, напр., в Степенной книге, составление которой относится тоже ко времени митр. Макария. Здесь помещены простые, свободные от риторики и более богатые фактами и историческими подробностями рассказы о святых. В XVII в. это стремление усиливается. Списатели житий в это время стараются изучением источников и проверкою их достигнуть большей достоверности в своих повествованиях. В этом отношении интересно составленное Симоном Азарьиным житие архимандрита Троице-Сергиевой Лавры преп. Дионисия. Симон здесь пишет: «Бог не хощет ложными словесы прославляем быти, и святым неугодно есть затейными чудесы похваляемыми быти» 58 . Этим словам Симона Азарьина отвечают слова свят. Димитрия, который в своей работе держался правила: «не буди ми еже лгати на святого». Из приведенных выражений видно, что агиограф северной Руси и списатель житий на Украине следуют в своих трудах одному и тому же правилу и таким образом разделенную историческими превратностями Русь сливают снова в этом отношении в одно целое. Изменился после митрополита Макария и состав Четиих-Миней. Вместо собрания всей церковно-назидательной письменности они становятся сборником только житий святых, т. е. приобретают вид старых, домакарьевских Миней. Через сто лет после митр. Макария в Троице-Сергиевой Лавре, по поручению архим. Дионисия, написаны были Четии-Минеи рукою инока Германа Тулупова, а в 1646–1654 годах составил Четии-Минеи священник посадской церкви Иоанн Милютин со своими сыновьями. И Тулупов, и Милютин поместили в своих сборниках только жития и сказания, добавив к находящимся в Макарьевских Четиих-Минеях житиям русских святых много новых житий. Инок Герман помещал в свои книги всё, что находил, давая иногда разные редакции одного и того же жития; Милютин, по его словам, «писал с разумных списков, тщася обрести правая». Стараясь сокращать жития, он выпускал предисловия и похвальные слова, а иногда даже и переделывал памятник. Когда мы будем разбирать работу над Четиими-Минеями свят. Димитрия, увидим, что, не имея никаких сношений с Милютиным, он пошел по тому же пути и внес в свои жития еще больше самостоятельности и критического почина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержащаяся в данном фрагменте молитва Ивана Васильевича, безусловно, подтверждает вывод о восприятии им преподобного Сергия как небесного защитника Русской земли. А приведенные примеры убедительно показывают, что все действия царя, связанные с покорением Казани, осуществлялись при его постоянной мысленной и эмоциональной обращенности к великому угоднику Божию в уповании на его чудесную помощь. Вера в заступничество преподобного Сергия Радонежского особенно широкое распространение обретает в Смутное время, когда вся жизнь людей, от низовых до высших слоев, полностью расстроилась, когда все обычаи и устои прошлого, все духовные и культурные опоры для настоящего и будущего были разрушены и перепутаны. Так, знаменитый келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в своей «Истории в память предыдущим родом» (созданной около 1620 г.) рассказывает, в частности, о защите Троице-Сергиева монастыря, который оказался окруженным с сентября 1608 по январь 1610 г. объединенным войском самозванца Лжедимитрия II под командованием польского гетмана Яна Сапеги. При этом значительное место в своем сочинении Авраамий отводит свидетельствам о чудесном вмешательстве Святого в ход борьбы. Его многократно и с повторами наяву или же во сне видели участники событий — пономарь Иринарх, архимандрит Иоасаф, казаки-изменники и казачьи атаманы, сам гетман Сапега с польско-литовскими начальниками, вся братия монастыря одновременно, два галицких казака из вражеского стана, весь монастырский оборонный гарнизон, наконец, некий больной насельник обители. И всякий раз Сергий Радонежский являлся либо один, либо вместе с преподобным Никоном, в виде то молящегося инока, то собеседника, то удалого храбреца, подбадривая защитников или же приводя в ужас противников . Сочинение Палицына, таким образом, выражает осознанное убеждение в реальном противодействии Преподобного утеснителям Православия и России. Замечательным подтверждением предания о неизменном таинственном соучастии радонежского чудотворца в жизни русского общества является сочинение другого келаря Троице-Сергиева монастыря — Симона Азарьина: «Книга о чудесах преподобного Сергия» (1653 г.) , значительно пополнившая корпус рассказов о помощи Святого людям по их молитвам. Особенно важно содержащееся здесь повествование об изгнании из Москвы поляков в 1612 г. народным ополчением во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Миничем Захарьиным Сухоруким. Согласно этому рассказу именно Кузьма Минич стал инициатором собирания средств и ратников для «очищения Московского государства» от разоряющих его поляков и изменников. И подвиг этого нижегородского мещанина к столь великому делу преподобный Сергий, трижды являвшийся ему во сне, бередя его совесть и побуждая его к действиям:

http://bogoslov.ru/article/4635825

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010