Эту неизвестность автор старается заполнить длинными рассуждениями о патриаршем Казённом приказе, о должности и обязанностях патриаршего казначея вообще, что, однако, нисколько не помогает уяснению и оценке деятельности Симона Азарьина, как патриаршего казначея, в) Симон Азарьин последовательно занимал в Троице-Сергиевом монастыре должности казначея и келаря, но о его деятельности в этих должностях ничего собственно неизвестно. Очевидно Азарьин проходил их обычным, заурядным образом и не оставил в этой своей деятельности никакого заметного следа. Этот недостаток сведений о деятельности Азарьина в качестве Троицкого казначея и келаря автор восполняет длинными рассуждениями о церковно-монастырских владениях вообще и, в частности, о вотчинно-владетельском положении Троицкого монастыря, не указывая, как все эти рассуждения относятся собственно к Симону Азарьину. г) При изложении литературной деятельности Симона Азарьина автору следовало бы с особым вниманием остановиться на „Святцах“ Азарьина. Другие его сочинения, особенно сочинение о смутном времени, о котором наш автор рассуждает очень подробно, достаточно уже обследованы нашими учёными, так что автору тут приходится делать главным образом только свод и сопоставление существующих мнений, присоединяя к ним те или другие свои критические замечания, иногда основанные на новых данных. Другое дело Святцы, составленные Симоном. Эта работа Азарьина очень характерна и любопытна и по замыслу, и по выполнению, и по той связи, какую она имела с своеобразными воззрениями тогдашних русских на значение русской национальной церкви и других славяно-православных церквей в их отношении к древней и особенно тогдашней современной им греческой церкви.  —83— В общем сочинение г. Богородского может быть придано вполне удовлетворительным для получения учёной степени кандидата“. 6 . Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Богословского Сергея на тему: „Критический разбор воззрений Л.Н. Толстого на догматы православной церкви“: „Сочинение Сергея Богословского распадается на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Д. возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная ц. во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона , освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. Украшался и один из главных храмов монастыря - Успенский собор: в 1621 г. были «подписаны киоты верхние над алтарем», в 1625 г. обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Д. «серебра своего прикладывал». Возводились в мон-ре и хозяйственные постройки: в 1624 г. были сооружены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. работы делались потому, что Д. «кормил» в мон-ре мастеров и платил им «от своих келейных достатков». На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615/16 г. (РГБ. Ф. 304/I. 281). В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. 136). Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Д. Сохранился принадлежавший преподобному список Слов свт. Григория Богослова (Там же. 710). Слова свт. Григория Богослова и Беседы на Евангелия свт. Иоанна Златоуста по приказу Д. переписывали и рассылали в различные мон-ри и храмы и даже в книгохранилище «великия первыя церкви» - московского Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Иов был уже очень стар и даже ослеп к тому времени). Патриарх Иов отправился в Москву; а архимандрит Дионисий, по всей вероятности, сопровождал его в поездке. Тогда-то, очевидно, во время торжественного обряда, когда первосвятители разрешали народ от совершенных клятвопреступлений, «в покаянной торжественной обстановке Успенского собора произошло знакомство Дионисия с патриархом Гермогеном, который впоследствии так полюбил Старицкого архимандрита и сделал своим помощником» ; деятельный святитель, надо полагать, отметил серьезного и молитвенного настоятеля, потому что вскоре (по некоторым предположениям, с осени 1607 г.) прп. Дионисий жил уже постоянно при патриархе Ермогене в Москве, сослужа ему и во всем помогая. Совершенно разные по характеру, они, адамант православной веры, строгий и решительный патриарх Ермоген и кроткий архимандрит Дионисий, оказались очень близки друг другу по духу, будучи истинными христианами и верными сынами своего Отечества. Московский первосвятитель даже ставил прп. Дионисия в пример прочим священнослужителям за усердие к службе церковной, говоря: «Зрите… на Старицкого архимандрита, како сподвизается, от соборныя церкви никогда не отлучаетца, такоже и на царских и на всемирных соборех всегда обретается» . Видим, что прп. Дионисий принимал деятельное участие и в делах государственных; причем, по словам его жизнеописателя Симона Азарьина, на соборах говорил проникновенные речи, «яко мнозем дивитися сладкому его увещанию от Божественного Писания и слезам многим» . Во время возмущения 1609 г. в Москве, имевшего целью свержение Шуйского, когда толпа ворвалась в Успенский собор, где свт. Ермоген совершал литургию, и грубо, с оскорблениями и едва не побоями повлекла патриарха на Лобное место, чтобы вынудить его признать поставление Шуйского несправедливым, прп. Дионисий также был при нем, принимал равное с ним поругание и, сколько мог, старался утишить оскорблявших святителя бунтарей. Следует отметить, что, по свидетельству того же Симона Азарьина, прп.

http://pravoslavie.ru/157107.html

Сейчас можно только строить догадки относительно того, что представляла собой Боголепова Повесть. Была ли это КР, или некое иное, более пространное повествование, до нас недошедшее? Известно, что Борис (в монашестве – Боголеп) Львов был близок ко двору, благодаря блистательной чиновничьей карьере брата, Григория Васильевича Львова, учителя детей царя Михаила Федоровича, подьячего Посольского приказа, впоследствии думного дьяка 578 . До приезда в пустыню к Никодиму Борис, по словам Симона Азарьина, уже имел некоторый опыт пустынножительства. Чем можно объяснить приезд Бориса Васильевича в пустыню к Никодиму? Желанием ли увидеть святого старца, чтобы взять у него благословение на иночество (или даже на пустынножительство), или же стремлением найти подтверждение истинности чудесного явления Никодиму митрополита Алексия и архимандрита Дионисия? Вероятно, и то и другое. По крайней мере, сразу же после возвращения из Хозьюгской пустыни Борис принимает постриг в Кожеозерском монастыре с именем Боголеп. Со слов Симона Азарьина Боголеп был наслышан об архимандрите Дионисии ещё в Троице-Сергиевом монастыре – «в пустыне», где было положено начало его (Боголепа) иночества, и где его «вера, яже по Бозе, вкоренилася в душу твою, яже к преподобным чюдотворцем Сергию и Никону, и к сему преподобному, архимандриту Дионисию, любовь. Яко тогда слухом слышалъ еси о нем зд во обители, последи же в пустыни от преподобнаго инока аввы Никодима, боголю[би]ва пустынножителя, истину уверился еси» 579 . Составитель КР Жития Никодима Кожеозерского (далее – ЖНК) ничего не пишет о жизни преподобного в пустыне, страшась высоты его «безмолвного» жительства: «...яже о немъ писати, о пустынномъ житии, невозможно, высоты ради жительства неврно возъмнится» 580 . Перед автором пространного Жития 581 встала нелёгкая задача – дополнить краткое Житие Никодима сведениями о его отшельнической жизни. К имеющемуся описанию в КР «неутешного места» на Хозьюге, предсказанного блаженным Ильей, составитель ПР добавляет образ «кельицы малы», построенной старцем «в мру человка единаго», где он обретает долгожданную радость безмолвия: Пространная редакция ЖНК по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В феврале 1655 г. Симон Азарьин подвергся опале (по не совсем выясненным обстоятельствам) и по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь. Считалось, что Симон вернулся обратно в 1657 г. (в этом году он сделал крупные вклады в Троице–Сергиев, Хотьковский и Махрищский монастыри), на самом деле, его возвращение следует отнести к концу 1655 или к началу 1656 г., что следует из записи, сделанной рукой Симона Азарьина по нижнему полю л. 11—22 рукописи Киево–Печерского патерика (РГБ, ф. 304/I, 714): «Лта 7164, мсяца февраля, сия книга Троицкого Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина». 1656 годом датируется новая редакция «Книги о новоявленных чудесах Сергия», которая сохранилась в оригинале: Музей книги РГБ, Колл. М. И. Чуванова, инв. 8386: к экземпляру издания 1646 г. Житий и служб Сергия и Никона Радонежских приплетено 96 листов в 1° рукописной Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия . Переплетная бумага сер. XVIII в., филигрань: Страсбургская лилия, по ней надпись G и I HONIG, контрамарка IV — Клепиков, 1185 (1757 г.). После Оглавления печатного текста вклеен еще один лист с указанной филигранью, на котором нарисован образ преподобного Сергия Радонежского в красках. На последующих 3 листах текст службы Сергию иллюстрирован на полях 27 миниатюрами в чернильной очерковой манере. Другим (более поздним) художником выполнены 3 миниатюры на полях л. 4. По нижнему полю л. 4—35 идет вкладная запись 1658 г. Симона Азарьина (частично срезанная при переплетении), почерк которой совпадает с другими вкладными записями, сделвнными от имени Симона Азарьина (но это не его автограф): «Лта 7167–го году, октября въ 15 день, сию книгу… чюдотворца Сергия ново(писа)ные чюдеса… (дал вкладом) в дом Живоначальные Троицы… Троицкого Сергиева монастыря бывшей келарь старец Си–монъ Азарьинъ». Несомненно, что рассматриваемый памятник — тот самый, что описан во Вкладной книге Троице–Сергиева монастыря: «167–го году ево ж келаря старца Симона в дом Живоначальныя Троицы вкладом Псалтырь с песньми и с избранными псалмами печатная на большой бумаге, во Псалтыре и в песнях по полям против речей знаменовано в лицах, и та книга Псалтырь отдана ризничему черному дьякону Гу–рью; да книга Службы и житие чюдотворцов Сергия и Никона на большой белой бумаге печатная, да в той же книге приписаны новые чюдеса книжным письмом, с начала у тое книги в малой и большой службе в стихарах на трех листах по полям против речей писано же в лицах» .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В юности Д. был тяжко мучим блудными помыслами, для избавления от к-рых святой наложил на себя строгие подвиги умерщвления плоти. По неск. дней он не вкушал ни еды, ни воды, из-за чего довел себя до болезненного истощения (по словам Иоанна Наседки, «болезнь ему была от поста презелново и от жажды великия; и ноги его опухли от стояния, от службы вверенныя ему».- Там же. С. 394). Помимо келейного правила Д. ежедневно прочитывал Псалтирь, совершал по тысяче поклонов в день, никогда не спал лежа. За несение мн. служб и строгость поста он подвергался укорам и насмешкам от братии, которые переносил со смирением. Время кончины Д. устанавливается приблизительно. Иоанн Наседка пишет о себе, что «после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал» (Там же. С. 394). Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/10) г. (Там же. С. 420); т. о., в 1611/12 г. он был уже в мон-ре, где участвовал в составлении патриотических грамот ( Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 64). Следов., кончину Д. следует относить ко времени ок. 1613 г. (В лит-ре кон. XIX в. в качестве даты смерти Д. фигурировал 1614 год; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 79, 832.) Подвижник был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре прп. Дионисием «со всем собором». Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия рассказывает о явлении 26 окт. 1650 г. прп. Дионисия болящему свящ. Феодору, служившему при ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком мон-ре. В видении перед прп. Дионисием шел инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Д. и что после явления святых свящ. Феодор исцелился. О раннем местном почитании Д. свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом мон-ре ок. сер. 50-х гг. XVII в., где Д. указан как преподобный (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 333). «Великим трудником» Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата кончины святого - 7130 (1621/22)). Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/180247.html

Заботясь о нравственности и благоповедении подчиненной братии, сам Дионисий всем подавал лучший пример христианской и монашеской жизни, хотя о частной жизни преп. Дионисия и известно очень немного. Симон Азарьин не записал почти ничего, напр., из отношения его к своим родным или из его будничной жизни. Так как Азарьин писал «житие святого», то и упомянул только о молитвенных и вообще религиозных келейных подвигах преподобного. «Келия устава не имать», часто говаривал препод. Дионисий. Этим он хотел выразить, что в келье монаху можно и должно молиться всегда (не стесняясь правилами и уставами), – лишь только когда придет в душу молитвенное настроение, – и чем чаще, тем лучше. Дионисий в келье своей каждодневно, по свидетельству Симона, совершал молебнов по 6–8 и более, потом вычитывал акафисты Иисусу, Божией Матери и своим чудотворцам Сергию и Никону. Кроме того, иногда вычитывал каноны некоторым праздникам Господним или Богородничным, или же великим святым. Посвящая большую часть времени молитве, он другую часть его употреблял на чтение священных и святоотеческих книг. При жизни в монастыре в человеке с любознательностию и стремлениями удобно развивалась тогда сильная любовь к чтению. В монастырских книгохранилищах тогда был главный склад книг богословского и религиозно-нравственного содержания. Дионисий, несомненно, был человек любознательный, – и потому с любовию и охотою занимался чтением. Так как он ложился спать очень поздно (часа за три до благовеста к заутрени), то у него на все доставало времени. Затем из других сторон частной жизни преподобного известно; что в обращении своем с келейниками и учениками, жившими с ним вместе, Дионисий был весьма кроток и гуманен, как и со всеми монахами. Келейники и слуги, к нему приставленные, пользовались достаточным покоем, так что, как мы упоминали, сам архимандрит всегда вставал раньше их и будил. Вся прислуга его пользовалась довольством, как это видно из следующего случая, рассказанного Симоном. Однажды в монастыре был царь в праздник, когда он имел обыкновение раздавать «подачи» за столом властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

2 После подробного очерка, так сказать, Тверского периода жизни и деятельности Дионисия мы дадим самый краткий очерк жизни и деятельности преподобного в звании Троицкого архимандрита, а для лиц, желающих познакомиться с этим последним предметом более подробно, укажем в конце нашего очерка все те источники, в которых они могут найти желаемые сведения. 3 Составителем жития препод. Дионисия был его современник – инок Симон Азарьин. Симон Азарьин – в миру Савва Леонтьев – был сначала слугой княжны Мстиславской. Затем со вкладом 50 р. Он в 1624 году поступил в число монахов Троицкого монастыря. По пострижении Симона архимандрит Дионисий оставил его у себя в кельи в звании келейника, в этом звании он прожил у Дионисия 6 лет, после чего около 1630 года был назначен строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатыре. В 1634 г. после казначея Иоасафа Пестрикова он был назначен казначеем Троицкого монастыря, что было уже после смерти его благодетеля, – архим. Дионисия; а в 1646 году он был определен даже келарем монастыря, эту должность и проходил до 1653 года. Умер Симон в Троицком монастыре схимником не ранее 1665 года. Житие Дионисия, составленное Симоном, отличается многими достоинствами: ясностью и простотой изложения, что в то время было редкостью, значительной долей объективности в суждениях о лицах и событиях того времени, и обилием довольно интересных сведений о Дионисии и других лицах. Окончательную свою редакцию житие это получило только в 1654 году, хотя написано было уже в 1648 году. К житию Дионисия, составленному Симоном, присоединил большую и красноречивую записку о житии Дионисия священник Иван Наседка – друг Дионисия. Эта записка также весьма важна для биографии Дионисия. Житие Дионисия было напечатано шесть раз: в 1808, 1816, 1817, 1824, 1834 и 1854 годах. Мы будем приводить из него цитаты по изданию 1834 года. 4 Отец Дионисия был старостой только одной слободы, а начальником над всем городом был городовой приказчик – лицо выше старосты (Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1 стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В год выхода Устава Л. покинул Чудов мон-рь и занятую поляками столицу (в сент.) и поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Я. П. Сапеги и рус. «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские (АИ. Т. 2. С. 284-285). Поставленному в февр. 1610 г. во главе монастыря архим. Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим ( Симон (Азарьин). 1855. С. 41 и далее). Здесь Л. подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже более 30 лет. Возглавивший Троицкую обитель Дионисий вскоре повелел «мнозем праздником» совершать «всенощныя пения», а на литиях воскресных петь богородичны-догматики «купно со аммореевыми (т. е. Павла Амморейского.- Н. П.) стихирами» и зачитывать имена вкладчиков. Были введены также праздничные звоны , и «крылошане хождаху звонить». Все это значительно увеличивало длительность служб и нарушало уже существовавшие в мон-ре традиции, поэтому, несмотря на то что Дионисий «уставщика и головщиков не токмо любезными глаголы увещеваше», но и «пищею и питием утешая», клирошане «многа сопротивления ему творяху». Особенно противодействие шло «от уставщиков и головщика Логина» (Там же. С. 18-20). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия (1633) не раз упоминает Л. и Филарета как «безумных противников» архимандрита. Дополнивший это Житие Иоанн Наседка , который служил с 1611 г. священником при монастырской надвратной церкви, очевидец и участник событий (в отличие от Симона), посвятил взаимоотношениям этих людей разд. «О головщике Логине и о Филарете уставщике» (Там же. С. 62-71). Он писал, что Л. отличался буйным неуживчивым характером, вступал в конфликты с клирошанами и братией, а также с архим. Дионисием, в особенности по вопросам певческой практики. Архим. Дионисий, внося изменения в порядок совершения нек-рых церковных служб, уделял особое внимание богослужебному пению: «...на клиросе сам певал и статьи прочитывал, глас его дивен был, вси бо слышащии его поюща или чтуща, веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляшеся»; при нем «головщиков и крылошан на обеих крылосах по двадцати семи на крылосе, а иногда и больше бываху» (Там же. С. 19, 21).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010