Эту неизвестность автор старается заполнить длинными рассуждениями о патриаршем Казённом приказе, о должности и обязанностях патриаршего казначея вообще, что, однако, нисколько не помогает уяснению и оценке деятельности Симона Азарьина, как патриаршего казначея, в) Симон Азарьин последовательно занимал в Троице-Сергиевом монастыре должности казначея и келаря, но о его деятельности в этих должностях ничего собственно неизвестно. Очевидно Азарьин проходил их обычным, заурядным образом и не оставил в этой своей деятельности никакого заметного следа. Этот недостаток сведений о деятельности Азарьина в качестве Троицкого казначея и келаря автор восполняет длинными рассуждениями о церковно-монастырских владениях вообще и, в частности, о вотчинно-владетельском положении Троицкого монастыря, не указывая, как все эти рассуждения относятся собственно к Симону Азарьину. г) При изложении литературной деятельности Симона Азарьина автору следовало бы с особым вниманием остановиться на „Святцах“ Азарьина. Другие его сочинения, особенно сочинение о смутном времени, о котором наш автор рассуждает очень подробно, достаточно уже обследованы нашими учёными, так что автору тут приходится делать главным образом только свод и сопоставление существующих мнений, присоединяя к ним те или другие свои критические замечания, иногда основанные на новых данных. Другое дело Святцы, составленные Симоном. Эта работа Азарьина очень характерна и любопытна и по замыслу, и по выполнению, и по той связи, какую она имела с своеобразными воззрениями тогдашних русских на значение русской национальной церкви и других славяно-православных церквей в их отношении к древней и особенно тогдашней современной им греческой церкви. —83— В общем сочинение г. Богородского может быть придано вполне удовлетворительным для получения учёной степени кандидата“. 6 . Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Богословского Сергея на тему: „Критический разбор воззрений Л.Н. Толстого на догматы православной церкви“: „Сочинение Сергея Богословского распадается на две части. |
1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп. |
Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Д. возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная ц. во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона , освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. Украшался и один из главных храмов монастыря - Успенский собор: в 1621 г. были «подписаны киоты верхние над алтарем», в 1625 г. обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Д. «серебра своего прикладывал». Возводились в мон-ре и хозяйственные постройки: в 1624 г. были сооружены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. работы делались потому, что Д. «кормил» в мон-ре мастеров и платил им «от своих келейных достатков». На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615/16 г. (РГБ. Ф. 304/I. 281). В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. 136). Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Д. Сохранился принадлежавший преподобному список Слов свт. Григория Богослова (Там же. 710). Слова свт. Григория Богослова и Беседы на Евангелия свт. Иоанна Златоуста по приказу Д. переписывали и рассылали в различные мон-ри и храмы и даже в книгохранилище «великия первыя церкви» - московского Успенского собора. |
Иов был уже очень стар и даже ослеп к тому времени). Патриарх Иов отправился в Москву; а архимандрит Дионисий, по всей вероятности, сопровождал его в поездке. Тогда-то, очевидно, во время торжественного обряда, когда первосвятители разрешали народ от совершенных клятвопреступлений, «в покаянной торжественной обстановке Успенского собора произошло знакомство Дионисия с патриархом Гермогеном, который впоследствии так полюбил Старицкого архимандрита и сделал своим помощником» ; деятельный святитель, надо полагать, отметил серьезного и молитвенного настоятеля, потому что вскоре (по некоторым предположениям, с осени 1607 г.) прп. Дионисий жил уже постоянно при патриархе Ермогене в Москве, сослужа ему и во всем помогая. Совершенно разные по характеру, они, адамант православной веры, строгий и решительный патриарх Ермоген и кроткий архимандрит Дионисий, оказались очень близки друг другу по духу, будучи истинными христианами и верными сынами своего Отечества. Московский первосвятитель даже ставил прп. Дионисия в пример прочим священнослужителям за усердие к службе церковной, говоря: «Зрите… на Старицкого архимандрита, како сподвизается, от соборныя церкви никогда не отлучаетца, такоже и на царских и на всемирных соборех всегда обретается» . Видим, что прп. Дионисий принимал деятельное участие и в делах государственных; причем, по словам его жизнеописателя Симона Азарьина, на соборах говорил проникновенные речи, «яко мнозем дивитися сладкому его увещанию от Божественного Писания и слезам многим» . Во время возмущения 1609 г. в Москве, имевшего целью свержение Шуйского, когда толпа ворвалась в Успенский собор, где свт. Ермоген совершал литургию, и грубо, с оскорблениями и едва не побоями повлекла патриарха на Лобное место, чтобы вынудить его признать поставление Шуйского несправедливым, прп. Дионисий также был при нем, принимал равное с ним поругание и, сколько мог, старался утишить оскорблявших святителя бунтарей. Следует отметить, что, по свидетельству того же Симона Азарьина, прп. |
Сейчас можно только строить догадки относительно того, что представляла собой Боголепова Повесть. Была ли это КР, или некое иное, более пространное повествование, до нас недошедшее? Известно, что Борис (в монашестве – Боголеп) Львов был близок ко двору, благодаря блистательной чиновничьей карьере брата, Григория Васильевича Львова, учителя детей царя Михаила Федоровича, подьячего Посольского приказа, впоследствии думного дьяка 578 . До приезда в пустыню к Никодиму Борис, по словам Симона Азарьина, уже имел некоторый опыт пустынножительства. Чем можно объяснить приезд Бориса Васильевича в пустыню к Никодиму? Желанием ли увидеть святого старца, чтобы взять у него благословение на иночество (или даже на пустынножительство), или же стремлением найти подтверждение истинности чудесного явления Никодиму митрополита Алексия и архимандрита Дионисия? Вероятно, и то и другое. По крайней мере, сразу же после возвращения из Хозьюгской пустыни Борис принимает постриг в Кожеозерском монастыре с именем Боголеп. Со слов Симона Азарьина Боголеп был наслышан об архимандрите Дионисии ещё в Троице-Сергиевом монастыре – «в пустыне», где было положено начало его (Боголепа) иночества, и где его «вера, яже по Бозе, вкоренилася в душу твою, яже к преподобным чюдотворцем Сергию и Никону, и к сему преподобному, архимандриту Дионисию, любовь. Яко тогда слухом слышалъ еси о нем зд во обители, последи же в пустыни от преподобнаго инока аввы Никодима, боголю[би]ва пустынножителя, истину уверился еси» 579 . Составитель КР Жития Никодима Кожеозерского (далее – ЖНК) ничего не пишет о жизни преподобного в пустыне, страшась высоты его «безмолвного» жительства: «...яже о немъ писати, о пустынномъ житии, невозможно, высоты ради жительства неврно возъмнится» 580 . Перед автором пространного Жития 581 встала нелёгкая задача – дополнить краткое Житие Никодима сведениями о его отшельнической жизни. К имеющемуся описанию в КР «неутешного места» на Хозьюге, предсказанного блаженным Ильей, составитель ПР добавляет образ «кельицы малы», построенной старцем «в мру человка единаго», где он обретает долгожданную радость безмолвия: Пространная редакция ЖНК по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л. |
В феврале 1655 г. Симон Азарьин подвергся опале (по не совсем выясненным обстоятельствам) и по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь. Считалось, что Симон вернулся обратно в 1657 г. (в этом году он сделал крупные вклады в Троице–Сергиев, Хотьковский и Махрищский монастыри), на самом деле, его возвращение следует отнести к концу 1655 или к началу 1656 г., что следует из записи, сделанной рукой Симона Азарьина по нижнему полю л. 11—22 рукописи Киево–Печерского патерика (РГБ, ф. 304/I, 714): «Лта 7164, мсяца февраля, сия книга Троицкого Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина». 1656 годом датируется новая редакция «Книги о новоявленных чудесах Сергия», которая сохранилась в оригинале: Музей книги РГБ, Колл. М. И. Чуванова, инв. 8386: к экземпляру издания 1646 г. Житий и служб Сергия и Никона Радонежских приплетено 96 листов в 1° рукописной Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия . Переплетная бумага сер. XVIII в., филигрань: Страсбургская лилия, по ней надпись G и I HONIG, контрамарка IV — Клепиков, 1185 (1757 г.). После Оглавления печатного текста вклеен еще один лист с указанной филигранью, на котором нарисован образ преподобного Сергия Радонежского в красках. На последующих 3 листах текст службы Сергию иллюстрирован на полях 27 миниатюрами в чернильной очерковой манере. Другим (более поздним) художником выполнены 3 миниатюры на полях л. 4. По нижнему полю л. 4—35 идет вкладная запись 1658 г. Симона Азарьина (частично срезанная при переплетении), почерк которой совпадает с другими вкладными записями, сделвнными от имени Симона Азарьина (но это не его автограф): «Лта 7167–го году, октября въ 15 день, сию книгу… чюдотворца Сергия ново(писа)ные чюдеса… (дал вкладом) в дом Живоначальные Троицы… Троицкого Сергиева монастыря бывшей келарь старец Си–монъ Азарьинъ». Несомненно, что рассматриваемый памятник — тот самый, что описан во Вкладной книге Троице–Сергиева монастыря: «167–го году ево ж келаря старца Симона в дом Живоначальныя Троицы вкладом Псалтырь с песньми и с избранными псалмами печатная на большой бумаге, во Псалтыре и в песнях по полям против речей знаменовано в лицах, и та книга Псалтырь отдана ризничему черному дьякону Гу–рью; да книга Службы и житие чюдотворцов Сергия и Никона на большой белой бумаге печатная, да в той же книге приписаны новые чюдеса книжным письмом, с начала у тое книги в малой и большой службе в стихарах на трех листах по полям против речей писано же в лицах» . |
В юности Д. был тяжко мучим блудными помыслами, для избавления от к-рых святой наложил на себя строгие подвиги умерщвления плоти. По неск. дней он не вкушал ни еды, ни воды, из-за чего довел себя до болезненного истощения (по словам Иоанна Наседки, «болезнь ему была от поста презелново и от жажды великия; и ноги его опухли от стояния, от службы вверенныя ему».- Там же. С. 394). Помимо келейного правила Д. ежедневно прочитывал Псалтирь, совершал по тысяче поклонов в день, никогда не спал лежа. За несение мн. служб и строгость поста он подвергался укорам и насмешкам от братии, которые переносил со смирением. Время кончины Д. устанавливается приблизительно. Иоанн Наседка пишет о себе, что «после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал» (Там же. С. 394). Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/10) г. (Там же. С. 420); т. о., в 1611/12 г. он был уже в мон-ре, где участвовал в составлении патриотических грамот ( Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 64). Следов., кончину Д. следует относить ко времени ок. 1613 г. (В лит-ре кон. XIX в. в качестве даты смерти Д. фигурировал 1614 год; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 79, 832.) Подвижник был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре прп. Дионисием «со всем собором». Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия рассказывает о явлении 26 окт. 1650 г. прп. Дионисия болящему свящ. Феодору, служившему при ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком мон-ре. В видении перед прп. Дионисием шел инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Д. и что после явления святых свящ. Феодор исцелился. О раннем местном почитании Д. свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом мон-ре ок. сер. 50-х гг. XVII в., где Д. указан как преподобный (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 333). «Великим трудником» Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата кончины святого - 7130 (1621/22)). Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981). |
Заботясь о нравственности и благоповедении подчиненной братии, сам Дионисий всем подавал лучший пример христианской и монашеской жизни, хотя о частной жизни преп. Дионисия и известно очень немного. Симон Азарьин не записал почти ничего, напр., из отношения его к своим родным или из его будничной жизни. Так как Азарьин писал «житие святого», то и упомянул только о молитвенных и вообще религиозных келейных подвигах преподобного. «Келия устава не имать», часто говаривал препод. Дионисий. Этим он хотел выразить, что в келье монаху можно и должно молиться всегда (не стесняясь правилами и уставами), – лишь только когда придет в душу молитвенное настроение, – и чем чаще, тем лучше. Дионисий в келье своей каждодневно, по свидетельству Симона, совершал молебнов по 6–8 и более, потом вычитывал акафисты Иисусу, Божией Матери и своим чудотворцам Сергию и Никону. Кроме того, иногда вычитывал каноны некоторым праздникам Господним или Богородничным, или же великим святым. Посвящая большую часть времени молитве, он другую часть его употреблял на чтение священных и святоотеческих книг. При жизни в монастыре в человеке с любознательностию и стремлениями удобно развивалась тогда сильная любовь к чтению. В монастырских книгохранилищах тогда был главный склад книг богословского и религиозно-нравственного содержания. Дионисий, несомненно, был человек любознательный, – и потому с любовию и охотою занимался чтением. Так как он ложился спать очень поздно (часа за три до благовеста к заутрени), то у него на все доставало времени. Затем из других сторон частной жизни преподобного известно; что в обращении своем с келейниками и учениками, жившими с ним вместе, Дионисий был весьма кроток и гуманен, как и со всеми монахами. Келейники и слуги, к нему приставленные, пользовались достаточным покоем, так что, как мы упоминали, сам архимандрит всегда вставал раньше их и будил. Вся прислуга его пользовалась довольством, как это видно из следующего случая, рассказанного Симоном. Однажды в монастыре был царь в праздник, когда он имел обыкновение раздавать «подачи» за столом властям. |
2 После подробного очерка, так сказать, Тверского периода жизни и деятельности Дионисия мы дадим самый краткий очерк жизни и деятельности преподобного в звании Троицкого архимандрита, а для лиц, желающих познакомиться с этим последним предметом более подробно, укажем в конце нашего очерка все те источники, в которых они могут найти желаемые сведения. 3 Составителем жития препод. Дионисия был его современник – инок Симон Азарьин. Симон Азарьин – в миру Савва Леонтьев – был сначала слугой княжны Мстиславской. Затем со вкладом 50 р. Он в 1624 году поступил в число монахов Троицкого монастыря. По пострижении Симона архимандрит Дионисий оставил его у себя в кельи в звании келейника, в этом звании он прожил у Дионисия 6 лет, после чего около 1630 года был назначен строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатыре. В 1634 г. после казначея Иоасафа Пестрикова он был назначен казначеем Троицкого монастыря, что было уже после смерти его благодетеля, – архим. Дионисия; а в 1646 году он был определен даже келарем монастыря, эту должность и проходил до 1653 года. Умер Симон в Троицком монастыре схимником не ранее 1665 года. Житие Дионисия, составленное Симоном, отличается многими достоинствами: ясностью и простотой изложения, что в то время было редкостью, значительной долей объективности в суждениях о лицах и событиях того времени, и обилием довольно интересных сведений о Дионисии и других лицах. Окончательную свою редакцию житие это получило только в 1654 году, хотя написано было уже в 1648 году. К житию Дионисия, составленному Симоном, присоединил большую и красноречивую записку о житии Дионисия священник Иван Наседка – друг Дионисия. Эта записка также весьма важна для биографии Дионисия. Житие Дионисия было напечатано шесть раз: в 1808, 1816, 1817, 1824, 1834 и 1854 годах. Мы будем приводить из него цитаты по изданию 1834 года. 4 Отец Дионисия был старостой только одной слободы, а начальником над всем городом был городовой приказчик – лицо выше старосты (Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1 стр. 13). |
В год выхода Устава Л. покинул Чудов мон-рь и занятую поляками столицу (в сент.) и поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Я. П. Сапеги и рус. «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские (АИ. Т. 2. С. 284-285). Поставленному в февр. 1610 г. во главе монастыря архим. Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим ( Симон (Азарьин). 1855. С. 41 и далее). Здесь Л. подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже более 30 лет. Возглавивший Троицкую обитель Дионисий вскоре повелел «мнозем праздником» совершать «всенощныя пения», а на литиях воскресных петь богородичны-догматики «купно со аммореевыми (т. е. Павла Амморейского.- Н. П.) стихирами» и зачитывать имена вкладчиков. Были введены также праздничные звоны , и «крылошане хождаху звонить». Все это значительно увеличивало длительность служб и нарушало уже существовавшие в мон-ре традиции, поэтому, несмотря на то что Дионисий «уставщика и головщиков не токмо любезными глаголы увещеваше», но и «пищею и питием утешая», клирошане «многа сопротивления ему творяху». Особенно противодействие шло «от уставщиков и головщика Логина» (Там же. С. 18-20). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия (1633) не раз упоминает Л. и Филарета как «безумных противников» архимандрита. Дополнивший это Житие Иоанн Наседка , который служил с 1611 г. священником при монастырской надвратной церкви, очевидец и участник событий (в отличие от Симона), посвятил взаимоотношениям этих людей разд. «О головщике Логине и о Филарете уставщике» (Там же. С. 62-71). Он писал, что Л. отличался буйным неуживчивым характером, вступал в конфликты с клирошанами и братией, а также с архим. Дионисием, в особенности по вопросам певческой практики. Архим. Дионисий, внося изменения в порядок совершения нек-рых церковных служб, уделял особое внимание богослужебному пению: «...на клиросе сам певал и статьи прочитывал, глас его дивен был, вси бо слышащии его поюща или чтуща, веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляшеся»; при нем «головщиков и крылошан на обеих крылосах по двадцати семи на крылосе, а иногда и больше бываху» (Там же. С. 19, 21). |
| |