Память преп. Дионисия празднуется в русской церкви местно – 12 мая. Но по предложению наместника лавры Антония, митр. Московского Филарет установил празднество в честь Дионисия в Гефсиманском скиту 5 мая; он приказал тогда «править молебен по канону, приложенному к житию его» (Дионисия) 676 . Имя Дионисия в Гефсиманском скиту поминается на отпусте при Богослужении, подобно тому, как в лавре имена Сергия и Никона. Мы не знаем точно, с какого именно времени начали чтить память преп. Дионисия, как святого. Вероятно, это произошло вскоре после написания Симоном жития в окончательной его форме, т. е. со внесением всех чудес Дионисия. Т. е. это произошло во второй половине XVII века. В святцах же русских имя Дионисия было внесено только в XVIII веке 677 . Впрочем, в рукописных святцах, находящихся в вышеупомянутой рукописи Моск. Ак. и составленных, вероятно, Симоном Азарьиным в 1652 г. (см. л. 328 об.), имя Дионисия уже записано наряду с именами тех святых, «которых на Руси празднество сотворяют и которых на молитву призывают». Известный расколоучитель, диакон Феодор в слове ответом собору 1666 года называет Дионисия уже святым 678 . Сверх жития Дионисия, у Симона записано несколько чудес, совершенных преподобным. Азарьин записывал чудеса Дионисия или со слов людей, бывших свидетелями того или другого чуда, или с записок, получаемых им от этих лиц. Свой взгляд на чудеса автор жития Дионисия высказал в следующих словах. «Понеже, говорит он, Бог не хощет ложными словесы прославляем быть, то и святьм не угодно есть затейными чудесы прославляемым быти». Значит Симон знал, что во многие жития святых, существовавшие в его время, внесены «затейныя» и след, выдуманные чудеса; он же не хотел так поступать относительно Дионисия. Мы, конечно, не можем проверить в настоящее время достоверность записанных Симоном чудес Дионисия. Для нас они важны больше с той стороны, что из них мы убеждаемся, что имя Дионисия долго хранилось в памяти людей очень различного звания и положения. След., Дионисий оставил по себе в современниках глубокое впечатление 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Совершенно естественно, ни священники, ни клир, ни прихожане церквей Никольского-Соболева не захотели переносить эти обличения и, в свою очередь, выступили против него. В результате резких столкновений юному моралисту пришлось уйти или даже бежать из села 87 . Постоянная связь Никольского с Троице-Сергиевой лаврой подсказала Неронову, куда ему можно было бы обратиться за помощью и советом, и, конечно, он не ошибся, отправившись в обитель архимандрита Дионисия. В начале XVII века Троице-Сергиева лавра являлась не только самым значительным религиозным центром России, но и одним из важнейших мест развития русской культуры и литературы. Некоторые историки литературы даже говорят о поэтической школе Троице-Сергиевой лавры в 20-х годах того века. Авраам Палицын, бывший сотрудником архимандрита в годы Смуты и талантливый автор уже упомянутого " Сказания», как раз писал это произведение в лавре в 20-е годы. Князь Иван Хворостинин, создатель первого значительного русского поэтического произведения – богословской поэмы в более чем три тысячи рифмованных строк – доживал там свою жизнь и, видимо, писал там ряд других своих работ. Среди других писателей лаврской литературной школы тех лет необходимо отметить Ивана Наседку – друга Дионисия, апологета православия и способного поэта, и Симона Азарьина, написавшего житие архимандрита Дионисия и несколько других прозаических и поэтических произведений 88 . Все они были зачинателями русской поэзии и представителями интеллектуальной элиты Московской Руси того времени. Наверное, Неронов часто встречался со многими из них, но особенно много времени он проводил с любимым им настоятелем монастыря.»Живеше Иоанн в келии не мало времени с преподобным архимандритом, – говорит составитель его жития, – непрестанно читая книги божественного писания " 89 . Можно легко себе представить, что творения Иоанна Златоуста и богословские работы Максима Грека , любимых писателей Дионисия, занимали почетное место в списке читаемых им книг и читались с особенным благоговением и вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В этот же период Н. редактировал следующее переиздание Большого святительского Требника (М., 1651), получая, как и ранее, регулярное жалованье из приказа Книгопечатного дела. В расходной книге остались собственноручные подписи Н. («справщик бывшеи богородицкои ключарь Иван Васильев» - РГБ ОР. Ф. 596 (Голубцов А. П.). 2. Л. 3; см. также: Там же. Л. 7; РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 42. Л. 335, 484 об.; 43. Л. 33 об.; 51. Л. 36). Деятельность Н. на Печатном дворе не сводилась к публикации исключительно полемических и канонических текстов и способствовала расширению тематики изданий Печатного двора, не ограниченной теперь публикацией только богослужебных книг. Обширные знания позволяли ему редактировать памятники разнообразной направленности - Соборное Уложение 1649 г., Пролог (М., 1641, 1642, 1643). Кроме того, Н. выступил в роли агиографа своего 1-го наставника, подготовив Записку о жизни прп. Дионисия (Зобниновского). Идея создания Жития прп. Дионисия принадлежала насельнику Кожеезерского в честь Богоявления муж. мон-ря Боголепу (Львову). Троицкий инок Симон (Азарьин) в 1648 г. обратился за помощью к Н. как к очевидцу осады Троице-Сергиева мон-ря и его освобождения, а также участнику книжной справы 1616-1619 гг. Н. передал свои воспоминания Симону (Азарьину), к-рый включил их отдельным разделом в Житие. В Записке Н. подробно остановился на фактах рассылки грамот из обители, сетуя, что тексты многих из них утеряны, и призывал сохранять существующие; писал о создании странноприимных домов для бедных, о книжной справе 1616-1619 гг., составил подробный список исправленных ошибочных чтений, упомянул о роли Иерусалимского патриарха Феофана IV в оправдании справщиков. В Записке Н. выступает ближайшим помощником прп. Дионисия (Зобниновского). Во мн. списках текст Жития расширен дополнительными главами из текстов Н. против прилога «и огнем». По мнению исследователей, Записка была составлена в период с 1648 по 1654 г. Актуализация идей и текстов Смутного времени в кон. 40-х гг. XVII в. в творчестве Симона (Азарьина) и Н. была одним из проявлений назревавшего военного конфликта между Россией и Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Русские поспешили отсюда выбраться в Белый город, где они защищались от поляков с большим успехом и сами уже побивали их. У Сретенских ворот успешно отбивал поляков подоспевший к тому времени отряд Дмитрия Пожарского. Москва поднялась как один человек. Полякам, по своей сравнительной малочисленности, оставалось теперь вести оборонительную войну и запереться в Кремле и Китай-городе, что они и сделали; но чтобы не оставить москвичам и подходившим войскам, жилья и запасов, они догадались выжечь Белый город. В толпе кто-то закричал: «огня, огня – жечь домы», и эта мысль быстро выполнилась. Пожар принялся разом во многих местах, и Москва запылала. Все это происходило 19 марта. Вот определенное известие о том, когда преподобный Дионисий в звании Троицкого архимандрита выступил на служение государству. Может быть, и раньше этого, в первый год своего архимандритства у Троицы, он принимал участие в делах расшатавшегося государства, но об этом не имеется прямых сведений. Симон Азарьин в «сказании о новоявленных чудесах преподобного Сергия» говорит в одном месте после описания бедствий государства: «в обители же святыя Троицы Сергия и Никона паствующу тогда преподобному архимандриту Дионисию да келарю Авраамию Палицыну, и слышавше, яко Московское государство в конечном разорении и обладаемо от еретик, советовавше с братиею и воинскими людьми, и обитель утвердивше крепко, и положивше упование на Бога и на Пречистую Богородицу и на преподобного Сергия и Никона, мужественно вооружившеся противу безбожных» 124 . Это известие отчасти может подтверждать ту мысль, что Дионисий и раньше того случая, о котором рассказано у Палицына, выступал в роли деятеля «противу», и может быть тогда же являлся на помощь к Гермогену. На случай же нового нападения на обитель преподобный Дионисий укреплял ее. Но и это известие Симона ближе всего относится к деятельности Дионисия после сожжения Москвы, о чем рассказывает и Палицын. 125 Итак, 19 марта 1611 года преподобный Дионисий возносит к Богу молитвы о помощи против поляков и в тот же день послал в Москву несколько войска. Но он не остановился на этом. Несомненно, он знал о том народном движении, которое поднялось на Руси по грамотам Гермогена и Ляпунова, знал также, что народное ополчение уже подвигается к Москве. А с другой стороны после полученного известия из Москвы Дионисий понимал необходимость скорейшей помощи Москве, а между тем Гермоген, который мог бы побудить ополчение идти скорее, был в таком утеснении, что его убедительное слово не могло раздаваться. В виду всего этого преподобный Дионисий сам рассылает по городам грамоты с известием о разорении Москвы и с убеждением поспешить на выручку ее: грамоты эти были разосланы вскоре же после 19 марта, как только успели их приготовить «писцы скорые и доброумнии», находившиеся в келии у Дионисия 126 . Это были первые патриотические грамоты, разосланные Дионисием из Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Однако древнее свидетельство о кончине и погребении преподобных иконописцев в родном для них Андрониковом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским постриженником», приведя известные ему сведения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею...» Ныне имя преподобного Андрея Рублева стало символом русского искусства. В Спасо-Андрониковом монастыре распологается музей имени Андрея Рублева. Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских, «Сказание о святых иконописцах», входившее в авторитетные «Иконописные подлинники» XVII–XIX вв., и святцы Троице-Сергиева монастыря, составленные в середине XVII в. на основании черновых записей старца Симона Азарьина, обращают особое внимание на духовную связь преподобных Даниила и Андрея с Троицкой обителью, на претворение ими в иконах духовного опыта Преподобного Сергия. «В XIV веке догмат [о Пресвятой Троице] по различным причинам стал предметом особенного внимания Вселенской Церкви и получил чеканную словесную формулировку. Завершителем же этого дела, увенчателем Средневековья стал чтитель Пресвятой Троицы – Преподобный Сергий Радонежский. Он постиг Небесную лазурь, невозмутимый, неотмирный мир, струящийся в недра вечной совершенной Любви, как предмет созерцания и заповедь воплощения во всей жизни, как основу Он увидел образ этой Любви вложенным в канонические формы Мамврийского Богоявления. Этот его опыт – новый опыт, новое видение духовного мира – воспринял от него сам преподобный Андрей Рублев, руководимый преподобным Никоном: так написал он «в похвалу отцу Сергию» икону Троицы» (Священник Павел Флоренский . Иконостас.– Богословские труды. Сб. 9. М., 1972, с. 108). Преподобный Андрей Рублев – духовный внук Преподобного Сергия, это не раз подчеркивалось. Но подобно тому, как Троицкий собор воплотил в себе духовный опыт Преподобного Сергия, духовный опыт преподобного Андроника и его учеников воплощен в соборе в честь Нерукотворного образа Спасителя Андроникова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это особенно нужно сказать о той стороне народного быта, которой обыкновенно отводят место под рубрикой: «народный дневник», где записываются поверья, легенды, обычаи и обряды, приуроченные к известным дням годичного круга; но годичный цикл в этой рубрике расположен по церковному календарю и сама народная практика к нему привязывает так или иначе свои любимые стародавние поверья. На этой переходной ступени своего развития народный обряд получает смешанный характер; с одной стороны, он удерживает черты своего примитивного типа, но, с другой, принимает в себя многие подробности и элементы церковной практики. За примерами такого взаимодействия ходить не далеко, и довольно обратить внимание на факты, отмечаемые в наших этнографических сборниках. В некоторых местах Малороссии 15-го января до недавнего сравнительно времени справляли праздник «оддання». Одданнем, как объясняют это слово в Трудах Этнографической экспедиции, в юго-западной России называется волшебство, посредством которого колдун может сделать, что у человека заведутся во внутренности ящерицы и гады. Что за странное объяснение, и как оно сложилось? Вероятно, так. Это поверье и самое название основываются на том, что 14 января в уставе полагается отдание праздника Богоявления, а так как с крещением Спасителя, по церковному представлению, соединилось потребление гнездящихся в воде змиев и драконов, то, очень вероятно, с днем, когда этот праздник прекращается, с отданием, связано поверье, что эти гады и змеи опять приобретают силу. Это церковное представление оказало влияние и на самую иконографию, вызвав на миниатюрах крещения Христова фигуры драконов и чудовищ под водой. В лицевой псалтири Троицкой Лавры Симона Азарьина, 1634 года, замечательна в этом отношении иллюстрация слов псалма: Ты стерл еси главы змieb в воде, Ты сокрушил еси главу змieby (Пс. LXXIII, 13). Относящаяся сюда миниатюра представляет Крещение Христово в следующем виде. На вершине горы крест с копьем, губкой и другими аксессуарами распятия, под ним — голова Адамова; слева выдается из облака погрудное изображение Бога Отца; из уст его длинный луч света падает на Христа; внизу — под водой представлены схематически два змия с разинутой пастью и высунутыми остроконечными языками, между ними — голова беса; по сторонам — два ангела пронзают его копьями (л.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Вечером 19 августа войска Второго ополчения подошли к р. Яузе. Князь Трубецкой, несмотря на то, что рангом был гораздо выше князя Пожарского, отправил к нему гонцов, предлагая соединиться. Пожарский не согласился, по-прежнему не доверяя Трубецкому и его людям; Трубецкой, немного подождав, повторил свое предложение и, вновь получив отказ, оскорбился, а вместе с ним стали недолюбливать войско Пожарского и Кузьмы Минина и другие члены Первого ополчения. Однако в битвах с Ходкевичем 22 и особенно 24 августа казаки участвовали и во второй раз весьма помогли делу (нужно отметить, что на казаков сильно подействовал Палицын, который умело «затронул… их военное самолюбие и страсть к наживе» , сказав лестные слова и пообещав в случае победы награду из монастырской казны (хотя и без того, по словам Карташева, «патриотические ополчения 1612 года содержались имуществами и запасами лавры наряду с тощими остатками государственной казны» ). По свидетельству Симона Азарьина, прп. Дионисий также был там и вместе со своим келарем увещевал казаков, хотя этот последний факт, нужно отметить, не является совершенно достоверным. Распри в ополчении очень сильно огорчали и беспокоили архимандрита Дионисия и его соратников Ходкевич был отогнан, но распри между главами ополчений не прекратились. И вот появляется «Послание двема князем Димитрием о соединении и любви». Авторы его не называют себя, но большинство исследователей сходятся на том, что написали его архимандрит Дионисий и, может быть, Авраамий Палицын, т.к. речь ведется от нескольких лиц и встречаются выражения и обороты речи, сходные с выражениями его «Сказания»; впрочем, обороты эти довольно характерны для своей эпохи и не могут считаться весомым аргументом. Тем не менее то, что послание было отправлено из Троицкого монастыря, действительно более чем вероятно. Распри в ополчении очень сильно огорчали и беспокоили архимандрита Дионисия и его соратников; потом, кто мог сказать князьям Пожарскому и Трубецкому «слово назидания», как не «Троицкие власти, стоявшие к князьям в близких отношениях» , и особенно сам архимандрит. Кроме этого, найдено «Послание» было в архивах Троице-Сергиева монастыря, что также делает вероятным, что оно оттуда и происходило.

http://pravoslavie.ru/157107.html

По свидетельству Симона (Азарьина), Д. обратил внимание на хранившиеся в мон-ре полузабытые к тому времени рукописи переводов и сочинений прп. Максима Грека . Благодаря хлопотам Д. была приведена в порядок могила прп. Максима у Свято-Духовской ц. Уже к кон. 20-х гг. XVII в. имя ученого грека было окружено в монастыре особым пиететом: на него ссылались троицкие старцы во время споров о правке книг. В 20-х гг. XVII в. была предпринята серьезная работа по собиранию и переписке произведений прп. Максима, тогда было составлено Троицкое собрание его сочинений (Там же. 200). Др. крупное начинание, предпринятое при участии Д., связано с именем его учителя Германа (Тулупова). Приняв постриг в Троице-Сергиевом мон-ре ок. 1626/27 г., он «повелением и благословением» Д. в 1627-1632 гг. составил Четьи-Минеи, в к-рых большее место, чем обычно, заняли Жития рус. святых. Кроме того, Герман составил сборник Житий рус. святых (Там же. 694) и сборник, содержавший Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских и службы им (Там же. 699). В последней рукописи текст был правлен Д. Рака с мощами прп. Дионисия в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Дионисия в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Фотография. 2006 г. Деятельность Д. имела целью поднять неудовлетворительный уровень образованности насельников Троицкой обители, часть которых во главе с уставщиком Филаретом и головщиком Лонгином Коровой (авторитет последнего затронула правка Д. и его сотрудниками Устава, изданного в 1610 при участии Лонгина) сопротивлялась нововведениям и продолжала называть преподобного еретиком. Нападки на Д. во многом были следствием того, что преподобный неоднократно при личной беседе обличал тщеславие Лонгина и ложные воззрения Филарета (по свидетельству иоанна Наседки, Филарет учил, что Бог Сын род. не «прежде век», а после Благовещения, кроме того, Филарет Бога «глаголаше... человекообразна суща и вся уды имеюща по человечу подобию»). Обосновывая свою правоту в части изменений в богослужении, Д. ссылался на древние уставы, в т. ч. «харатейные». Благодаря терпению и такту Д., стремившегося не обострять разногласий, конфликты со временем прекратились.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Синодальн. библиотеки по Описанию Горского и Невостр. 400, л. 63, с. 380). Греческие патриархи, греческие митрополиты, архиепископы и епископы, греческие архимандриты, игумены и честные старцы предпринимали поездки в Троицкий монастырь отчасти для того, чтобы удовлетворить своему любопытству видеть знаменитейший и богатейший монастырь Московской Руси, отчасти для того, чтобы поклониться гробу знаменитейшего святого Московской Руси, главным же образом, как должно предполагать, для того, чтобы получить дар от монастыря (хотя против этого предположения и восстает Симон Азарьин в предисловии к «Книге о новых чудесах...»). Если бы сохранились до настоящего времени Книги келарской и казенной службы, в которых велись подробные записи всяким дарам и угощениям (по словам Симона Азарьина, ibid.), тогда мы имели бы обстоятельные сведения о дарах патриархам и всяким властям Греческим. Но помянутых книг не сохранилось до настоящего времени. Имеем мы отдельные сведения о дарах патриарху Иеремии в 1589 году и патриархам Паисию и Макарию в 1668 году. Троицким властям было приказано от государя поднести Иеремии «образ Спасов чеканен с пеленою, который чуднее из старых, образ Сергиево видение, обложен серебром, венцы с сканью, кубок серебрян гривенок в семь (31/2 фунта), чару или братину серебряну рублев в 20, сорок соболей в 30 рублев, 200 рублей денег, 2 полотенца Троицких, 5 братин Троицких, ставики Троицкие, ковш Троицкий» и пр. (см. у Карамзина, т. X, прим. 214). Паисию и Макарию было поднесено «по образу Видение чудотворца Сергия, по образу пречистыя Богородицы, оклады большие; да им же даров: по кубку болшему с кровлею, по бархату золотному, по бархату гладкому, по отласу золотному, по объярям, по отласу гладкому, по камке, по два сорока соболей, по 100 рублей денег» (Дворцовые разряды, т. III, с. 739). Патриарху Иеремии так понравилось угощение Троицкого монастыря (нужно думать, что как патриарху вселенскому и как учредителю Русского патриаршества – исключительно великолепное), что вместо одного дня, много двух предполагавшихся дней, он прожил в монастыре целых пять дней. А комические жалобы восточных гостей на то, что из уважения к ним в монастыре до такой степени продолжительно совершали службы церковные, что они от усталости приходили в совершенное оцепенение, и что их угощали великолепнейшими питьями, но в таком виде (до такой степени холодными), что они почти не могли их пробовать, и что вообще чрезвычайно пышная монастырская встреча в сущности представляла весьма немалую для них пытку, – об этом см. у известного Павла Алеппского в его известном описании путешествия в Россию Макария, патриарха Антиохийскаго, в котором он подробно рассказывает о поездке Макария к Троице в 1655 году. Любопытный указ царя Федора Ивановича о приеме больших Греческих властей в Пафнутьев Боровский монастырь от 16 февраля 1592 года см. в «Истории иерархии» (т. III, с. 434) (между прочим: «и старцов бы брали всех изо всех монастырей»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 6 часу по полудни, по окончании вечерняго пения, вторично изволили прибыть в показанную церковь , для смотрения обряда, отправляемаго при пострижении в монахи, при котором случае четыре человека, и в том числе два обращенные раскольника, одеты были в монашеское платье. Потом вторично изволили ездить на известную Корбуху, откуда в 11 часу возвратились. В 12 же часу в третий раз зажжен был щит. 3-го числа Июня, в среду в 10 часов, Ея Императорское Величество и Их Императорския Высочества изволили выступить из дворца в церковь Живоначальныя Троицы, откуду, при колокольном звоне и пушечной пальбе, в провожании Преосвященнаго и Духовенства вытти из монастыря и сесть в карету соблаговолили. По свойственному Ея Императорскаго Величества к подданным своим милосердию и к нуждам их снисхождению, изволили Ея Величество всемилостивейше пожаловать на монастырь, семинарию, богадельных и отставных солдат, шесть тысячь рублей; а настоятелю тоя Лавры, Преосвященному Архиепископу Московскому, в знак Высочайшаго своего благоволения, изволила пожаловать золотые часы, богато брилиантами убранные. По отбытии Высочайших гостей, пет за дрожайше здравие Ея Императорскаго Величества и Их Императорских Высочеств соборный благодарный молебен». 119 Не менее как до половины XVII века оставалась целою в монастыре житница преподобного Сергия (см. о ней ниже, в главе IV), но она находилась в самом северо-восточном углу нынешнего монастыря. Конный двор помещался в самом монастыре до половины XVI в. (см. ниже, там же). 120 В одном видении чудотворец Димитрий Солунский был назван молитвенником за Русь (и за монастырь Троицкий) вместе с преподобным Сергием (в видении Иоанну Наседке, том самом, которое в книге Симона Азарьина о новых чудесах есть чудо 3-е, по печатн. с. 23 fin.). По этому поводу Симон Азарьин начал доведываться о Димитрии Солунском и относительно результата своего доведывания пишет в житии: «Доведавшу же ся мне ныне, яко храм брусяной чюдотворца Димитрия Селунскаго был преже разорения в Троицком монастыре у церкви каменые Сергия чюдотворца, еже есть на воротех, по левую сторону олтаря, на всходе, против лествицы, а разобрану(-а), сказывають, та церковь в осадное время» (Лаврская рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010