782 Иван Наседка. Записка о жизни преподобного Дионисия//Жития Дионисия, М., 1824; Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. XII, прим. 663–666. 783 Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. 785 Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках: В 4 кн. М., 1831–1834. Кн. 3. 789 Деяние собора по ркп. Сахарова (Северная пчела. 1842. 198). Симон (Аза- рьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия. 794 Арсений Глухой, монах. Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг (ркп. Лавр. б-ки 700 л. 295). Здесь же: «...не довольно было уничтожить труды наши; возбудили на гнев и кроткое, незлобивое сердце благов. госуд. и великой старицы инокини Марфы Ивановны». 796 Сказание Симона по ркп. О прп. Никодиме июль 3. Служба прп. Дионисию напечатана вместе с житием его (Симон (Азарьин). Канон преподобному отцу наше­му Дионисию, архимандриту Троице-Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 1855). 801 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. X, прим. 9; Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря. 806 Кроме летописи о мятежах и нового летописца, Палицын: «ласкатели и ве­ликих бед замысленницы, в десятерицу лжи составляюще, подходят к Борису и от многия смуты к греху низводят» (Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря). 807 Следственное дело о смерти царевича в: Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. 60. И здесь видим в Угличе Битяговского с его шайкою. Пря­мее же показывают дело летописи. 809 Следственное дело, подробно разобранное мною в исследовании о смерти ца­ревича (Филарет, архим. Черниговский. Исследование о смерти царевича Димитрия. М., 1858). Здесь для примера указывается на некоторые улики нечистой совести следователей. Они заставляют многих говорить, что царевич закололся ножом. Но не спросили никого: где девался этот нож? да и видел ли кто его? Григорий Нагой обедал у себя в доме и, побежав по звону колокола, застал царевича живым; а Андрей Нагой обедал во дворце и, выбежав на крик: «царевича зарезали», нашел его уже мертвым, на руках кормилицы. Ясные противоречия и недомолвки, и их не старались объяснить, опасаясь услышать еще что-нибудь более неприятное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем Симон дополнял свое произведение чудесами преподобного Дионисия. В 1651 году он все еще отклонял предложение протопопа Ивана Неронова – «положити свой труд пред самодержцем» на том основании, что житие «написано быша в черне, а поправити на бело не достигшу времени» 35 . Не мешаете здесь упомянуть, что желание Ивана Неронова скорее увидеть житие преподобного Дионисия в печати объясняется тем, что Неронов во время невзгод своих был много обязан преподобному Дионисию. Проживая в селе Никольском около Юрьева, Иван Неронов резким обличением вооружил против себя соседних священников и даже своего тестя, так что все они написали на него жалобу патриарху Филарету. Неронов вследствие этого удалился из Никольского и пришел в Троицкий монастырь. Здесь он явился к архимандриту Дионисию, который ласково обошелся с Иоанном и поселил его у себя в келье. «И живяше Иоанн в келии не мало времени с архимандритом, непрестанно читая книги божественного писания и в правиле келейном и во всенощном бдении с ним трудяся» 36 . Когда же Дионисий узнал о причине побега Ивана из Никольского, то вступился за него. Он написал к патриарху Филарету ходатайственное письмо, с которым Иван Неронов и явился к патриарху. Патриарх, убедившись из этого письма в клевете жалобы священников на Неронова, не только простил последнего, но еще тут же удостоил его диаконского сана. После сказанного понятно, почему Неронов, будучи уже протопопом, помнил Дионисия и побуждал Симона положить труд свой пред самодержцем. Неронов, как близко знавший Дионисия, мог, таким образом, быть новым свидетелем истинности, по крайней мере, некоторых сведений Симона. Но Симон, как упомянули, все еще не решался издать свое сочинение. Как можно думать на основании некоторых хронологических указаний, находимых в рассказах о чудесах Дионисия, окончательную отделку в своем теперешнем виде сочинение Симона получило не ранее 1654 г. 37 Каков же был плод этих внимательных и продолжительных трудов Симона Азарьина? Известно, что большая часть древне – русских житий святых написана витиеватым слогом, в котором иногда трудно добиться смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Подобно преподобному Сергию Радонежскому своеобразна и интересна иконография еще одного Радонежского Чудотворца - преподобного Дионисия († 1633; пам. 10 мая). Архиепископ Филарет Черниговский пишет: «По словам Симона (Азарьина, троицкого келаря - а.М.), преп. Дионисий был роста высокого, с лицом благолепным, с очами веселыми, с брадою долгою и широкою; с него усопшего снят был портрет. Ныне в Лавре хранится древний портрет его, с надписью: «Образ св. Дионисия архимандрита Троицкого». Портрет сходен с описанием современника»30. Однако, в действительности данный портрет был написан в XVIII веке31. В Житии преподобного Дионисия, Троицкого настоятеля, сказано, что он «многи имел мастеры прехитры закормлены у себя: иконописцы, и книгописцы, и сребросечцы, и швецы», и что когда он скончался в 1633 году и положен был во гроб, то «некоторые иконописцы подобие лица его на бумаге начертаху»32. В последующее время это «подобие лица» могло быть положено в основу его иконографии. Первым образом Святого мог быть вышитый покров или надгробная икона, заменяющая его на раке святых мощей подвижника. Так над мощами преподобного (Симона Воломского (†l641; пам. 12 июля) была «устроена благолепная рака с изображением на верхней доске ее св. преподобномученика, написанного в Устюге в 1680 году живописцем Михаилом Григорьевичем Чистым - хорошо знавшим и помнившим преп. Симона, образ написан по усердию и желанию граждан и окрестных жителей»33. Спустя и 40 лет после кончины Преподобного, несомненно, были еще живы его очевидцы, благодаря устному свидетельству которых и могла быть устроена икона на его раку. Очень часто написание первого образа связано с чудесным явлением самого Святого, которое становилось побудительным мотивом для написания иконы, об этом свидетельствует иконография преподобного (Саввы Сторожевского)(† 1406; пам. 3 дек.), канонизованном на Макарьевских Соборах в середине XVI века. Он явился много лет спустя после своей кончины настоятелю своей обители игумену Дионисию34, «глаголюща ему: «Дионисие, востав скоро, напиши образ мой на иконе»35. В обители еще был жив престарелый ученик Преподобного инок Аввакум, который словесно описал «зрак» преподобного Саввы. После этого настоятель монастыря «со тщанием образ его написа, бе бо той игумен сам живописец иконам»36. Написание образа оживило почитание основателя обители с одной стороны, а с другой - сам Преподобный стал оказывать милость к прибегающим к нему. «И оттуда начаша много и различна исцеления бывати от честнаго гроба его»37.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В келарьство Симона в положении Троицкого келаря произошло то изменение, что он должен был заседать, вместе со светскими чиновниками в учрежденном в 1649 году монастырском приказе, а кроме того за бесчестие Троицких властей Уложением царя Алексея Михайловича положено было править более всех иных монастырей, именно архимандриту определено было 100 рублей, келарю 80 руб., казначею 70 руб., соборным старцам по 40 рублей. В должности келаря Симон состоял до 1653 года, а в этом году оставил должность, может быть, вследствие старости. Умер Симон схимником не ранее 1665 года, потому что этим годом помечены все те книги, которые он пожертвовал монастырю. Таких книг осталось после него очень много: на каждой из них по листам находим подпись: «лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь сию книгу (такую-то) келарь старец Симон Азарьин». 22 Симона Азарьина нужно отнести к числу очень хороших и плодовитых писателей древней России. Кроме самого большого и главного труда «Жития Дионисия», он написал несколько и других сочинений, относящихся или к истории смутного времени, или же к памяти святых Троицких чудотворцев. О «житии Дионисия» будет речь ниже. Что же касается других сочинений, то стоит здесь упомянуть о следующих: 1) повесть о разорении Московского государства и всей российской земли, как и отчего и откуда начало изыде тех бед и напастей, выписано от летописных книг и иных повестей; 2) сказание о новоявленных чудесах преподобного Сергия; 3) предисловие к этому сказанию и 4) святцы. Принадлежность первого из указанных сочинений перу Симона доказывается довольно ясно слогом, а отчасти содержанием, потому что в нем говорится о деятельности Троицкого монастыре, упоминается о посылке Дионисием грамот и под., что показывает в авторе человека близкого монастырю и в частности к преподобному Дионисию. Повесть эта написана в 1654 г. и имела своею целью оправдать поводы к войне, объявленной царем Алексеем Михайловичем польскому королю Яну Казимиру «за его многие неправды» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Первый написал «житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия»; второй оставил «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах» – сказание, в котором находим несколько известий о деятельности преподобного Дионисия в смутное время. А третий (т. е. Наседка) к житию, составленному Симоном, присоединил большую записку «о житии святого архимандрита Дионисия». Самые обширные сведения о Дионисии оставил Симон Азарьин. Прежде чем обратиться к разбору «жития», составленного Азарьиным, скажем несколько слов о самом авторе, бывшем в очень близких отношениях к Дионисию. О происхождении и жизни Симона Азарьина большая часть сведений находится в его же собственных сочинениях, в которых он иногда касается своей личности. До своего пострижения в монашество Симон носил имя Саввы Леонтьева (по прозванию Булат) и был слугою княжны – инокини Ирины Ивановны Мстиславской 14 . Если эта княжна Мстиславская принадлежит к роду тех бояр Мстиславских, которые занимали тогда такое видное положение, особенно после низложения Шуйского, то положение Симона в качестве слуги у нее было положением не низким и не безвыгодным. Будучи слугой, он скопил даже несколько денег, которые потом и потребовались при поступлении в монастырь. В 1624 году с вкладом 50 рублей он поступил в число монахов Троицкого монастыря. Где и чему обучался Симон до своего монашества – неизвестно; сам же он говорит о себе, что «в училищах философских не бых, ниже грамматические хитрости навыкох» 15 . Да и вероятно, что его образование в миру ограничилось обучением грамоте, – и никаких других наук он не коснулся. Но попав в монастырь – богатый книгами и рукописями, – Симон воспитал в себе любовь к чтению и списыванию книг и этим путем с одной стороны расширил круг своих сведений, а с другой приобрел способность к литературной работе. Ближайшим поводом к пострижению в иноки для Симона послужила, надо полагать, его тяжкая болезнь. В надежде получить исцеление Симон обращался ко многим лекарям и на это истратил много денег: «имения многа истощих», выражается об этом сам Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Нельзя же предположить для объяснения этих выражений, что Дионисий всякий раз, как происходил какой-нибудь собор или обнаруживался бунт в Москве, приезжал из Старицы и потом опять уезжал до первого случая. Нет: ясно, что он постоянно жил в Москве и был постоянным участником в царских и всемирных соборах вместе с Гермогеном, который, конечно, и удержал его в Москве. Следовательно, в звании Старицкого архимандрита Дионисий значительную, если не большую часть времени, провел в Москве неотлучно около патриарха 108 . Наше предположение, что он явился в Москву скоро после того, как пронеслись слухи о появлении в Стародубе самозванца, т. е. в сентябре или октябре 1607 года, будучи вполне вероятным, имеет и то несомненное достоинство, что дает возможность удачно примирить два разноречивые известия относительно времени назначения Дионисия Старицким архимандритом: известие, находимое в «Истории о первом патриархе Иове» и известие Симона Азарьина. Симон Азарьин, когда говорит, что Дионисий в сан архимандрита «пребысть в Старице мало больше двух лет», то определяет здесь только то время, которое Дионисий прожил в Старицком монастыре в сане архимандрита до его последней поездки в Москву, из которой уже он не возвращался. Это время и определяется именно в два с небольшим года, если мы признаем, что преподобный Дионисий назначен Старицким архимандритом в 1605 году около июня, что дает право утверждать «История о первом патриархе Иове». Что именно так нужно понимать известие Симона, показывает и самое выражение «пребысть тамо», т. е. пробыл там, прожил, а также и то, что непосредственно за этим идет рассказ о деятельности Дионисия в Москве, которая, таким образом, по рассказу, имела место после того, как он прожил в Старице два с небольшим года. При ином же понимании этого известия Симона Азарьина было бы необъяснимо известие, сохранившееся в «описи Старицкого монастыря», что патриарх Иов сделал пожертвование в Старицкий монастырь в 1606 году октября 20 при архимандрите Дионисии: никак нельзя понять это место в описи, если признать, что всего в звании Старицкого архимандрита Дионисий был два с небольшим года, потому что в таком случае в 7115 году в октябре (1606 г.) он никак не мог быть архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Обретение священных останков Святого побуждало написать на раку его образ. Так было в Твери в 1483 году, когда в связи с открытием мощей епископа Арсения († 1409; пам. 1 марта) “была написана икона Святителя и поставлена была гробница его” 161 . Первым образом Святого мог быть вышитый покров или надгробная икона, заменяющая его на раке святых мощей Подвижника. Так над мощами преподобного Симона Воломского († 1641; пам. 12 июля) была “устроена благолепная рака с изображением на верхней доске ее св. преподобномученика, написанного в Устюге в 1680 году живописцем Михаилом Григорьевичем Чистым – хорошо знавшим и помнившим преподобного Симона, образ написан по усердию и желанию граждан и окрестных жителей” 162 . Спустя 40 лет после кончины Преподобного, несомненно, были еще живы его очевидцы, благодаря устному свидетельству которых и могла быть устроена икона на его раку. Подобно иконографии преподобного Сергия, своеобразна и интересна иконография еще одного Радонежского Чудотворца – преподобного Дионисия († 1633; пам. 10 мая). Архиепископ Филарет Черниговский пишет: “По словам Симона (Азарьина, троицкого келаря. – а. М.), преподобный Дионисий был роста высокого, с лицом благолепным, с очами веселыми, с брадою долгою и широкою; с него усопшего снят был портрет. Ныне в Лавре хранится древний портрет его, с надписью: “Образ св. Дионисия архимандрита Троицкого”. Портрет сходен с описанием современника” 163 . Однако в действительности данный портрет был написан в XVIII веке 164 . В Житии преподобного Дионисия, Троицкого настоятеля, сказано, что он “многи имел мастеры прехитры закормлены у себя: иконописцы, и книгописцы, и сребросечцы, и швецы”, и что когда он скончался в 1633 году и положен был по гроб, то “некоторые иконописцы подобие лица его на бумаге начертаху” 165 . В последующее время это “подобие лица” могло быть положено в основу его иконографии. Очень часто написание образа связано с чудесным явлением самого Святого, которое становилось побудительным мотивом для написания иконы. Об этом свидетельствует иконография преподобного Саввы Сторожевского († 1406; пам. 3 декабря), канонизованного на Макарьевских Соборах. Он явился много лет спустя после своей кончины настоятелю своей обители, игумену Дионисию 166 , “глаголюща ему: «Дионисие, востав скоро, напиши образ мой на иконе» 167 . В обители еще был жив престарелый ученик Преподобного инок Аввакум, который словесно описал “зрак” преподобного Саввы. После этого настоятель монастыря “со тщанием образ его написа, бе бо той игумен сам живописец иконам” 168 . Написание образа оживило почитание основателя обители, с одной стороны, а с другой – сам Преподобный стал оказывать милость к прибегающим к нему. “И оттуда начаша много и различна исцеления бывати от честнаго гроба его” 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Наше предположение, что он явился в Москву скоро после того, как пронеслись слухи о появлении в Стародубе самозванца, т.е. в сентябре или октябре 1607 года, будучи вполне вероятным, имеет и то несомненное достоинство, что дает возможность удачно примирить два разноречивые известия относительно времени назначения Дионисия Старицким архимандритом: известие, находимое в «Истории о первом патриархе Иове» и известие Симона Азарьина. Симон Азарьин, когда говорит, что Дионисий в сане архимандрита «пребысть в Старице мало больше двух лет», то определяет здесь только то время, которое Дионисий прожил в Старицком монастыре в сане архимандрита до его последней поездки в Москву, из которой уже он не возвращался. Это время и определяется именно в два с небольшим года, если мы признаем, что преподобный Дионисий назначен Старицким архимандритом в 1605 году около июня, что дает право утверждать «История о первом патриархе Иове». Что именно так нужно понимать известие Симона, показывает и самое слово «пребысть тамо», т.е. пробыл там, прожил, а также и то, что непосредственно за этим идет рассказ о деятельности Дионисия в Москве, которая, таким образом, по рассказу, имела место после того, как он прожил в Старице два с небольшим года. При ином же понимании этого известия Симона Азарьина было бы необъяснимо известие, сохранившееся в «Описи Старицкого монастыря», что патриарх Иов сделал пожертвование в Старицкий монастырь в 1605 году 20 октября при архимандрите Дионисии6 никак нельзя понять это место в описи, если признать, что всего в звании Старицкого архимандрита Дионисий был два с небольшим года, потому что в таком случае в 7115 году в октябре (1606 г.) он никак не мог быть архимандритом. Итак, нужно признать, что преподобный Дионисий был назначен Старицким архимандритом в 1605 году до июня, и из пятилетнего периода своего архимандритства там около половины прожил в Москве, посвящая свои силы на служение царю и отечеству. Что касается его деятельности собственно в Старицком монастыре, то, конечно, в два года с небольшим он не мог сделать для монастыря многого; потому-то об этой деятельности его известно мало или, лучше, почти ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570, г. Ржев - 1633, ок. 5.05, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский. Главным источником сведений о жизни Д. является Житие, написанное его учеником Симоном (Азарьиным) по просьбе Боголепа (Львова), насельника Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря . Симон принял в 1624 г. постриг в Троице-Сергиевом мон-ре , после того как он был чудесным образом исцелен по молитве Д., и неск. лет жил в келье преподобного. К работе над Житием Симон приступил во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. При написании текста он опрашивал насельников мон-ря, др. людей. Неудовлетворенный своей работой, он обратился к одному из ближайших сотрудников Д.- свящ. Иоанну Наседке с просьбой записать воспоминания о Д. и полученную обширную записку присоединил к Житию. Симон пишет о создании основной части Жития к 1648 г. (по мнению О. А. Белобровой, Житие было завершено между 1648 и 1654). Житие сохранилось в автографе Симона - ГИМ. Син. 416 (Белоброва и Б. М. Клосс не считают эту ркп. целиком написанной Симоном, по мнению исследователей, книжник лишь исправил ее). В данном списке вместе с Житием и запиской Иоанна Наседки Симон поместил созданные им тропарь и канон преподобному, а также комплекс материалов, связанных с судом над Д. в связи с предпринятой преподобным книжной справой. В XIX в. Житие Д. публиковалось по др. спискам, не полностью. В изданиях Жития 1808-1834 гг. помещен канон, отличный от канона Симона (Азарьина); по мнению архим. Леонида (Кавелина) , 2-й канон был составлен митр. Платоном (Левшиным) . Прп. Дионисий Радонежский. Портрет. XVIII в. (?) (ТСЛ) Прп. Дионисий Радонежский. Портрет. XVIII в. (?) (ТСЛ) Д. род. в посадской семье. Когда ему было 5-6 лет, родители переехали из Ржева в Старицу, где отец стал старостой Ямской слободы.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Шартомский, инок Шартомского во имя святителя Николая мужского монастыря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), иконописец. Основным источником биографических сведений об И. является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) . И. здесь назван учеником прп. Иринарха Ростовского († 13 янв. 1616) и затворником: «Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином» (РГБ. МДА. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Ученичество у прп. Иринарха (не упоминаемое, впрочем, в Житии последнего, составленном в 1616 Александром Ростовским ) подразумевает, что И. первоначально был иноком Борисоглебского на Устье монастыря в Ростовском у. или одного из ростовских мон-рей, в к-ром жил прп. Иринарх. Ссылку И. можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. (Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке И. «нелепым», поскольку архиерей «мог ссылать только в монастыри своей епархии». Историк видел в данном сообщении «пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь»; см.: Голубинский. История канонизации. С. 357. Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь; см.: ААЭ. Т. 3. С. 380-381, 249.) Знакомство Симона (Азарьина) с биографией И. может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком кнж. Ирины Мстиславской. Кнж. Ирина и вдова ее брата - кн. Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери , в 1623 г. прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского у. (с 1778 Вязники), авторство к-рой приписывают И. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об И. в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в «Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал» (РГБ. МДА. 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001).

http://pravenc.ru/text/468877.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010