I. СИМОН ПЕТР, сын Иоанна 19 , родился в области Галилее, в селении Вифсаиды, брат апостола Андрея 20 и первый из апостолов. После того как он был епископом в Антиохии и проповедовал Евангелия тем из находившихся в рассеянии обрезанных, которые уверовали в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии 21 , он прибыл в Рим во второй год правления императора Клавдия 22 для одоления Симона волхва 23 и там занимал святительскую кафедру двадцать пять лет, до последнего года царствования Нерона, то есть до четырнадцатого 24 . В гонение Нерона распятый на кресте, он увенчался мученичеством: был повешен на кресте головой вниз, а ногами вверх, почитая себя недостойным быть распятым так, как его Господь. Он написал два послания, называемые соборными, и второе из них весьма многие не признают принадлежащим ему, поскольку это послание различается по стилю с первым. Но зато говорят, что ему принадлежит и Евангелие от Марка, который был его учеником и толкователем. Другие же книги – «Деяния» его, «Евангелие», «Проповедование», «Апокалипсис», «Завещание», – отвергаются как апокрифические сочинения. Погребенный в Риме, в Ватикане, близ Триумфальной дороги, он прославляется почитанием всего мира. II. ИАКОВ, называемый братом Господним 25 , по прозвищу Праведный, был, как некоторые думают, сыном Иосифа от другой жены, а как мне кажется, сыном Марии, сестры матери Господа ( Ин. 19:25 ) 26 , о которой упоминает Иоанн в своей книге. Сразу после страданий Господних Иаков был поставлен апостолами во епископы Иерусалима и написал одно только послание, причисляемое к семи соборным посланиям, которое, как уверяют, издано кем-то другим под его именем, хотя с течением времени приобрело авторитет. Гегесипп, близкий к временам апостольским, в пятой книге «Комментариев» говорит об Иакове: «Принял в управление церковь Иерусалимскую после апостолов брат Господень Иаков по прозвищу Праведный. Многие из апостолов назывались Иаковами. Сей же от рождения был свят, не пил вина и сикера 27 , не вкушал никакого мяса, никогда не стриг волос, не умащался благовонными маслами, не пользовался баней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Беседы» Псевдо–Климента, составленные не ранее середины II века, вторят злобной лжи иудействующих и под видом Симона Волхва предлагают читателю окарикатуренный образ Павла (по крайней мере, отчасти), которого выставляют беззаконником и архиеретиком; зато Петр, подлинный герой этого творения, прославляется как апостол чистого, изначального христианства. Переписка Павла и Сенеки, о которой упоминают Иероним («О знаменитых мужах», гл. 12) и Августин («Послание к Македонию» 153, al. 54) и которую часто, но с многочисленными изменениями, копировали, была опубликована в редакции Фабриция (Cod. Apocr. N. Т.) и включена в несколько изданий Сенеки. «Переписка» состоит из восьми писем Сенеки и шести писем Павла. Эти письма бедны с точки зрения стиля и содержания, изобилуют хронологическими и историческими ошибками и представляют собой несомненную подделку. Поводом для их написания послужило скорее мнимое, нежели реальное сходство нравственных принципов Павла и Сенеки, а также стремление вызвать у христиан уважение к этому философу–стоику или, наоборот, желание в выгодном свете представить христианство ученикам Сенеки и последователям стоической философии. В Коринфе брат Сенеки, Галлион, спас Павла от суда ( Деян. 18:12–16 ), и апостол вполне мог быть знаком с философом, который покончил с собой в Риме в 65 г., – но в истории никаких сведений об этом нет. См. Amédée Fleury: Saint–Paul et Sénèque (Paris, 1853, 2 vols.); C. Aubertin: Étude critique sur les rapports supposé entre Sénèque et Saint–Paul (Par. 1887); F. C. Baur: Seneca und Paulus, 1858, 1876; Reuss: статья о Сенеке в Herzog, vol. XIV. 273 sqq.; Lightfoot: экскурс в Com. on Philippians, pp. 268–331; статья о Павле и Сенеке в альманахе «Westminster Review», Lond. 1880, pp. 309 sqq. Биографические и критические исследования Pearson (епископ, ум. 1686): Annales Paulini. Lond. 1688. В различных изданиях его сочинений, а также в отдельном издании, Annals of St. Paul, transi, with geographical and critical notes. Cambridge, 1825.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Бесполезно говорить, что подлинность рукописи еще далеко не установлена, что подделка манускриптов - практика старая и почтенная, что в исторической науке периодически всплывают фальшивые документы, на которых строятся целые теории. Что даже если " Евангелие от Иуды " подлинно, по сравнению с великими находками древних рукописей в Кумране и Наг-Хаммади, оно не столь уж значительно. И что это обычное гностическое евангелие, каких много, и к подлинной истории Церкви, как и все, созданное воспаленным воображением гностиков, никакого отношения не имеет. Гностицизм не христианство, а комплекс оккультных учений. Они были весьма разнообразны, объединяло их лишь то, что все они, в отличие от христианства, отвергали материальный мир как источник зла. Короче, это то, что великий русский этнолог Лев Гумилев называл антисистемами - сообществами людей с негативным мироощущением. Гностицизм дал идеологическую базу множеству средневековых ересей, но сам быстро заглох - его адепты так ненавидели мир, что вполне успешно избавлялись от " человека, служащего одеждой " , то есть своего бренного тела. Однако в прошлом веке гностицизм начал исподволь возвращаться - в виде проповедей отцов и матерей нью эйдж, учений " эры Водолея " . СВЯТОЙ САТАНЫ СОВЕРШИЛ ПРОСТО ЗЛО " И на круги свои возвращается ветер " , - говорит Экклесиаст. Это тот самый ветер, который с Рождества Спасителя дул из мира сего, пытаясь смести с лица земли Церковь Христову. Это ветер, носивший первого гностика, Симона Волхва. Это ветер, все время нашептывающий в уши людям: " Отрекись от Христа! Растопчи крест! " Показательно, что антисистемные культы, словно сорняки, пытавшиеся забить ростки христианства, часто поднимали на щит персонажей, однозначно проходящих по ведомству зла. Например, Каина, или змея, соблазнившего Еву. Или Иуду. Попытки его реабилитации начали предприниматься чуть ли не с апостольских времен. Преступление этого человека действительно потрясает воображение - он предал Спасителя, будучи одним из Его ближайших учеников, зная или догадываясь о Его Божественной сущности. Загадка Иуды мучила множество богословов, историков и поэтов. Особенно в новое время, когда, казалось бы, христианское учение было окончательно девальвировано. Де Квинси, Леонид Андреев, Борхес - их трактовка образа Иуды была утонченной до извращения интеллектуальной игрой. Были и неоправданные упрощения, вроде сребролюбца и развратника из романа Мастера.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Будучи посвящен в сан архимандрита Чудова монастыря, он «подавал лучами разума божественного довольное просвещение Богомудрия», вследствие чего общим избранием всего освященного собора и соизволением благочестивейшего самодержца был возведен на митрополию сарскую и подонскую. В сане митрополита он продолжал также усиленно трудиться, учил монашествующих и мирских людей и учил не только наедине, но и всенародно, не только в разных обителях и приходских храмах, но и «в изряднейшем всех храмов» – в соборной первопрестольной церкви гор. Москвы – в Успенском соборе. За своя добродеяния и за велию ревность к Богу он в междупатриаршество три раза «благорассмотрением самодержца поставляшеся» блюстителем патриаршего престола, правителем всей патриаршей области. В это же время ему приходилось носить бремя и иных епархий – казанской, рязанской и вятской, – и все, что ни делал он, Господу Богу было угодно и людям полезно. «Он бе яко звезда утренняя посреде облак, аки луна полна в днех своих и яко солнце сияя во церкви Вышняго». «Вся доводы» божественной его ревности нет сил моих вспомнить, они превосходят мои способности. Напомню только о трудах его против расколоучителей Никиты, Лазаря, Феодора, Аввакума и др. Он стал против них, как апостол Петр против Симона волхва, как св. Николай против Ария; в этом отношении трудились другие архиерея – поборники благочестия и ревнители божественной истины, но митр. Павел по справедливости потрудился «паче всех их», он беспрестанно трубил людям о вере и о добродеяниях, епископствуя не именем, а делом. Во время болезни он продолжал заниматься делами, как будто был совершенно здоров. «Кто здравый толико часто бескровную жертву Богу приношаше, якоже он в недузе? Кто толь многая усопшим пояше погребения, якоже он? И кто толь многа помяновения о усопших воспевание, якоже он напоследок и в последнем изнеможении своем, в терпении, стяжавшем душу свою?» От изображения деятельности митр. Павла, как архипастыря, проповедник переходит к изображению деятельности его, как христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана – прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий – заветная цель буддизма. Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение – это растворение индивидуального в космическом, космического – в меоническом, меонического – в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива – индийский сатана, который разрушает миры. Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям – унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече. Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену – блудницу из Тира, и учил, что его сожительница – образ человеческой души, а он – воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

http://pravoslavie.ru/37403.html

- В православии другая традиция, - говорит председатель молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Артемий Скрипкин. - Все почитаемые православными мощи были давно идентифицированы и часто передавались в дар монастырям или архиереям. Что касается этого случая, то, действительно, в запасниках Музея религии было множество разных мощей, часть из которых были переданы Церкви. Конечно, продажа любых останков, тем более святых мощей, - безобразие. Но меня здесь поражает и даже забавляет один момент: такое впечатление, что мы все больше погружаемся в Средневековье, когда по Европе странствовали нищие пилигримы, продававшие кости собак под видом святых реликвий. ( " НВ " продолжит расследование этого вопиющего случая.) - Апостолы - ученики Иисуса Христа. В узком смысле термин употребляется для обозначения 12 Его непосредственных учеников; в широком - 70 ближайших сподвижников Его Церкви. - Филипп, апостол от 12. Уроженец Вефсаиды. О нем упоминается во время чудесного насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами. После Вознесения Филипп упоминается вместе с прочими апостолами, пребывающими в Иерусалиме в ожидании Святого Духа. Предание сообщает, что впоследствии он проповедовал в Скифии и Фригии и мученически скончался при Доминициане - был распят в Иераполе. - Филипп Благовестник, апостол от 70. Родом из Кесарии Палестинской. Избран апостолами в диакона. Во время гонения на Иерусалимскую церковь проповедовал Евангелие в Самарии. Крестил волхва Симона и евнуха царицы Эфиопской. По возвращении в Иерусалим был поставлен во епископа. Затем проповедовал в Траллии Лидийской (Малая Азия). Скончался в глубокой старости. Из статьи 244 УК РФ. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Во время 2-го посольства в Иран М. доставил местным епископам письмо от «западных отцов», в котором говорилось о необходимости созыва Собора Церкви Востока и нормализации церковной жизни после окончания гонений, в т. ч. путем рецепции постановлений Вселенского I Собора . В февр. 410 г. с разрешения Йездигерда I в Селевкии-Ктесифоне был созван Собор, принявший под рук. католикоса-патриарха Исаака более 20 канонов, а также Никейский Символ веры (изд.: Chabot. Synod. orient. P. 17-36). В «Восточном синодике» сообщается, что каноны I Вселенского Собора перевел на сир. язык М. Этот перевод, как и другие тексты, приписываемые М., в т. ч. послание к католикосу Исааку, издал А. Выыбус (сир. текст и англ. пер.: The Canons. 1982); едва ли возможно атрибутировать все эти тексты М. (см. также: Brock. 2011. P. 273). В актах Собора 410 г. предстоятель Церкви Востока Исаак назван «католикосом и главой епископов всего Востока» ( Chabot. Synod. orient. P. 18, 256), его подпись стоит первой, а подпись М.- второй. Т. о., М. как представитель визант. Церкви подтвердил независимость (автокефалию) Церкви Востока. В научной лит-ре кончина М. обычно датируется временем до 420 г., поскольку в деяниях очередного Собора Церкви Востока, проходившего в этом году в Селевкии-Ктесифоне, упоминания о М. отсутствуют. Сочинения Сохранились неск. несомненно подлинных произведений М. «Трактат о ересях» (изд.: Documenta de antiquis haeresibus. 1909. P. 98-103; лат. пер.: Ibid. P. 76-80; нем. пер.: Braun. 1898. S. 27-28, 46-50) содержит перечень основных лжеучений, в т. ч. ересей Симона Волхва , Монтана , Маркиона , Бардесана , Павла Самосатского , Ария , Евномия , Македония I , а также учения Мани (см. ст. Манихейство ); каждой ереси дана краткая характеристика. Соч. «Разъяснение слов» (нем. пер.: Braun. 1898. S. 39-40, 56-58) представляет собой толкование греч. христ. терминов, среди которых понятия, связанные с духовенством: τξις (чин), κληρικς (клирик), πσκοπος (епископ), χωρεπσκοπος (хорепископ), δικονος (диакон), а также слов κκλησα (Церковь), ρθδοξος (православный), αρεσις (ересь) и др. Проповедь М. на Антипасху (изд. сир. текста и нем. пер.: Kmosko. 1903) ранее ошибочно приписывалась Маруте , еп. Тагрита (см., напр.: Райт. Очерк. С. 33). В этой проповеди М. цитирует евангельский текст по Диатессарону .

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Глава 1-я: Первая книга писателя. Наставления и обетования Господа апостолам перед Вознесением и Вознесение Господне. Речь св. апостола Петра о необходимости избрания нового апостола на место отпавшего Иуды Искариота и избрание Матфия. Глава 2-я: Сошествие Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Речь апостола Петра и её могущественное действие. Характер жизни и религиозно-нравственного состояния первой христианской общины в Иерусалиме. Глава 3-я: Чудесное исцеление св. апостолом Петром хромого от рождения. Речь св. апостола Петра в связи с этим к народу с призывом к покаянию. Глава 4-я: Заключение свв. апостолов Петра и Иоанна в темницу. Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу. Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Св. Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины. Глава 5-я: История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, совершавшиеся свв. апостолами. Новое гонение синедриона на апостолов, заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь в храме и ответ перед синедрионом. Совет Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после нанесённого им бесчестия, которое они приняли с радостью. Глава 6-я: Избрание 7 диаконов. Проповедь архидиакона Стефана и обвинение его перед синедрионом в хуле на закон Моисеев. Глава 7-я: Защитительная речь архидиакона Стефана перед синедрионом и его мученическая кончина. Глава 8-я: Великое гонение на Церковь в Иерусалиме после убиения Стефана. Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом. Низведение Духа Святого на верующих в Самарии свв. апостолами Петром и Иоанном. История Симона Волхва. Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы. Глава 9-я: Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск. Крещение его Ананией. Проповедь Савла в Дамаске. Бегство его от иудеев, замышлявших убить его. Пребывание новообращённого Савла в Иерусалиме. Св. апостол Пётр в Лидде и исцеление им Энея. Пребывание св. апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек. Когда же Господь сказал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, он впал в другую крайность и воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Uh. XIII, 8, 9 ). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: Господи, почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя. На это сказал ему Господь: душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды ( Uh. XIII, 37, 38 ). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвой от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. И, вышед вон, замечает евангелист, он плакал горько ( Mф. XXVI, 75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: идите, скажите ученикам и Петру... ( Mk. XVI, 7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих ( Uh. XXI, 16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, причем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими ( Дeяh. IV, 19, 20 ), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидии исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом, пробывши несколько времени в Антиохии, проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и, наконец, скончался мученически в Риме. Существует предание, что римские христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Из последующих, наиболее крупных, событий из жизни и наиболее светлых черт Св. Ап. Петра можно отменить его ревность о чистоте и бескорыстии первоначального христианского общества, проявившуюся в чудесной казни Анании и Сапфиры ( Деян. 5:1 и след.); а также обилие чудодейственной благодати от него изливавшейся, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого-либо из них ( Деян. 5:15 ). Когда затем Самаряне крещены были Св. Ап. Филиппом, то для низведения на них Духа Святого путешествовал к ним Петр с Ап. Иоанном; причем Св. Петр обличил и отлучил Симона волхва, восхотевшего за деньги купить право и власть низводить Св. Духа ( Деян. 8:18 и след.). Чрез несколько времени в Ионии в таинственном видении плащаницы, исполненной всяких гадов, Господь открыл Св. Ап. Петру волю свою о язычниках и беспрепятственном принятии их в состав своей церкви: после чего крещен был от Петра язычник Корнилий, и отселе Апостол Христов не стал уже стесняться ни вкушать пищу с язычниками, ни беседовать с ними, ни обращать к ним свою Апостольскую проповедь о Христе ( Деян. 10:10 и след.). Затем он направился в Антиохию ( Гал. 2:11 ). В 37-м году по Р.Х., когда Св. Ап. Павел приходил в Иерусалим после своего обращения, то нашел там и Св. Ап. Петра, и пробыл у него 15 дней; прочие Апостолы уже все разошлись тогда по разным странам для проповеди евангелия, кроме Иакова, брата Господня, занимавшего кафедру епископскую в самом Иерусалиме. Св. Лука ничего более не повествует в Деяниях Апостольских о жизни Св. Ап. Петра до самого заключения его в темницу при Ироде Агриппе ( Деян. 12:3 и след.) в 44-м году. Таким образом между 37-м и 44-м годами должно быть помещено все, что повествуется в истории церкви о благовестнических трудах Св. Ап. Петра в Понте, Галатии, Вионии, Каппадокии и Малой Азии, и после сего в Вавилоне, откуда и писал он свои послания к христианам вышепоименованных стран. Затем по преданию перешел он в Грецию, проповедовал в Коринфе ( 1Кор. 1:12 ), и наконец прибыл к концу своей жизни в Рим, где с другим великим Апостолом Павлом и приял мученическую смерть за Христа в 66-м или 67-м году, будучи распят вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010