1 Медаль эта возбудила внимание учёных и была поводом ко многим сочинениям. См. Труды Общества Ист. и Древн. Росс. 1821 г., кн. I стр. 110; Журн. Мин. Нар. Просв. за 1836 год, ч. IX, стр. 336; ч. X, стр. 39; ч. XI, стр. 329. 3 Таков, например, образ, найденный в Рязанской губернии в Михайловском уезде при деревне Савинке, равно и образ, найденный на Куликовом поле; см. Труды Общ. Ист. в Древн. Росс., кн. I, стр. 131; Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 335, где приложены и рисунки с этих образов. Ср. Древн. Росс. Госуд., отд. I, стр. 42–43, где указаны подобные образки, вырытые из земли в Новгороде и хранившиеся у купца Лаптева; но первая надпись списана неверно. 4 Совершенно подобный образ найден был почтенным нашим сочленом П.С. Савельевым, во время археологических разысканий его во Владимирской губернии, в 1883 году, в земле, в селе Флорищах, Покровского уезда. 5 На главах змеев заметны короны, как и на Черниговской медали и на других подобных. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 347. 6 При надписях на обеих сторонах изображения креста четырёхконечного, что служило в прежние времена вместо начала и призвания имени Божия во свидетельство. 10 Как причислял г. Каченовский, в Вестнике Европы, 1822 г., 24. Известно, что Василидиане, еретики второго века, последователи Симона Волхва, называли именем Абракса верховное божество, помощью которого производили мнимые свои чудеса. Амулеты и абраксы носили на себе вместо ладанок, для предохранения от напастей, околдования и порчи; a изображения на них змей намекают на учение Офитов об их Софии и Эонах. См. Древ. Росс. Госуд., отд. I, стр. 44. 12 Об этом низвержении можно читать в Четьих Минеях под 6 числом сентября. В каноне Ангелу-Хранителю есть молитвы о покровительстве ангелов христианам против змеев-демонов. См. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335. 14 Двенадцать глав большим змеям придаёт древнее предание в некоторых сказках и песнях исторических. На других медалях изображены 7 глав змеиных согласно с седьмой песнью канона Ангелу-Хранителю, 10 глав согласно со словами Апокалипсиса ( Откр.12:3, 17:9:10 ). Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335 и 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Главная ошибка не только греко-римских критиков веры, но и ее еретических оппонентов состояла в том, что они подчеркивали неизбежность греха в ущерб ответственности за грех; и Афанасий в этом вопросе связывал еретиков с «некоторыми из греков». Было бы, наверное, преувеличением утверждать, что наиболее ясные учения о первородном грехе во II веке предлагали не отцы Церкви, а гностики; но так же неверно было бы говорить о наличии «учения о первородном грехе» у таких отцов Церкви, как Ириней. Тем не менее теории космического искупления в гностических системах основаны на понимании трудности человеческой ситуации, основной характеристикой которой является неспособность человека избежать греха или ускользнуть от судьбы. Разделение человеческого рода на три класса произошло не вследствие какого-либо проявления свободной воли людей, за что они в состоянии ответить, а вследствие предопределенной судьбы – даже если люди одного класса, «психики», могут возвыситься над природой, которую получили при рождении. Для некоторых гностиков сила необходимости была столь непреклонна, что «все по необходимости возвращается в то, из чего, по словам их, произошло, и Бог есть раб этой необходимости, так что не может даровать смертному бессмертие». Симона Волхва обвиняли в распространении учения, по которому те, кто спасутся, обретут спасение одной только благодатью, независимо от их нравственных действий, так что моральная ответственность оказывалась бессмысленной. Этот детерминизм заходил весьма далеко, и «аспект космоса, в котором для гностиков больше всего проявлялся его характер, – это heimarmene, то есть вселенская судьба». Так или иначе, различные школы гностицизма представляли человека как жертву и раба сил, над которыми у него нет власти, и потому грех считали неизбежным. В ответ антигностические отцы отрицали неизбежность греха и настаивали на том, что Бог «ставит человека перед лицом добра и зла, жизни и смерти. Весь дисциплинарный порядок устанавливается через предписания, когда Бог призывает, угрожает и наставляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола – общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания – увещание подвизаться ( επαγωνζεσθαι) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал.1:7 ; 2Сол.2:15 ), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей ( Иуд.1:4 ). Иуд.1:4 .  Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение ( κρμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми, ασεβες, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству», и – со стороны теоретических верований: «отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап Петра ( 2Пет.2:1–2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. II, 13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим.6:1 ). Иуд.1:5–8 .  Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он благоволит к таким людям и чаще посылает им хорошие сны. Таким образом, главная обязанность каждого наскапи заключается в том, чтобы следовать наставлениям, которые даются ему во сне, и затем запечатлять их содержимое в искусстве. Ложь и бесчестие прогоняют Великого человека из внутреннего царства личности, тогда как великодушие и любовь к соседям и животным притягивают его, придавая ему сил. Сновидения дают наскапи полную возможность определить свой путь в жизни, причем не только во внутреннем мире, но и в окружающем их мире природы. Они помогают им предсказывать погоду, оказывают бесценную помощь в охоте, от которой зависит их жизнь. Мы упомянули этих совсем диких людей, потому что они не загрязнены идеями нашей цивилизации и все еще обладают естественным пониманием сущности, которую Юнг называет Самостью (Самость по Юнгу — центральный элемент индивидуального бессознательного — прим авт. ). Каким-то абсолютно неизвестным для нас образом наше подсознание также настроено на окружающую среду — на наш круг или общество в целом и, кроме того, на пространственно-временной континуум и всю природу. Вспомним о Великом человеке индейцев наскапи: он не только помогает открыть и понять внутренний мир, но и подсказывает, где и когда охотиться. Из своих сновидений охотники наскапи выносят также слова и мелодии волшебных песен, которыми привлекают животных» c. 162–212]. Вот что означает на самом деле слово «Самость», которая в одной из статей некоего православного автора была названа «образом Божиим». У общественности искусственно создается образ аналитической психологии как о направлении в науке. Например, журнал юнгианцев («Journal of analytical psychology») издается крупнейшим респектабельным американским научным издательством «Academic Press». Взгляды юнгианской школы, по нашему мнению, представляют собою религию общения с демонами, прикрытую фиговыми листочками психологической терминологии. Ссылаться в положительном смысле на учение этой школы — это почти то же самое, что ссылаться на идеи махровых оккультистов вроде Кроули или Симона Волхва.

http://bogoslov.ru/article/6175565

Правда Соловьев не прочь был внушать своим почитателям, будто он существо сверхъестественное и, пропагандируя учение (один из первых в России) нравственного нигилиста Нитцше, он иногда шептал своим друзьям, что очень боится мести диавола за изданную им книжку «Антихрист», книжку действительно весьма талантливую, близкую по содержанию к святоотеческим толкованиям на Апокалипсис, но отравленную ядом латинской унии и весьма оскорбительно и несправедливо определяющую сущность православия, только как привязанность к старине. Одною из талантливейших книг по русской философии нужно признать том Соловьева - «Оправдание добра», где автор сообщает науке собственные, весьма свежие философские интуиции и дает блестящие характеристики целым философским направлениям, целым эпохам и культурам. Однако, имея столько действительных талантов, автор глубоко унизил их желанием представить собою и такие совершенства, коих у него не было, т. е. своим постоянным ломанием, ложью и притворством. Газеты сообщают, будто эти качества не оставляли его и на смертном одре. Он говорил тогда своим близким: «не давайте мне засыпать, я еще должен молиться о спасении евреев» и при этом читал на «еврейском языке псалмы». Мы имеем основательные причины сомневаться в знании Соловьевым псалмов даже на славянском языке, а по-еврейски он умел только разбирать буквы и обходиться кое-как с учебным словарем. Но, видимо, желание, «выдавать себя за кого-то великого» (Деян. VIII, 9) не оставляло его, как Симона Волхва, и тогда, когда пришел час вознести последнее моление к Божественному милосердию за свою заблудшую душу. Впрочем, все-таки он исповедался и причастился. Что же? спросите вы, - наш великий Соловьев был, по вашему, жалкий фигляр? Нет, отвечу я, но прежде всего прославлять его стала наша журналистика только лет за 10 до его смерти, когда он начал уже исписываться, но за то стал безцеремонно якшаться с революционерами и оплевывать свою родину. А чем можно больше угодить нашей публике, как не этим последним? Вспомните литературный вечер в «Бесах» Достоевского и речь помешанного профессора. - Соловьев - не фигляр, это - человек высокого таланта, несомненной учености, но он никогда не отдавался серьезно, всею душой своим убеждениям, а потому часто менял их, или вернее сказать, никогда не имел твердых убеждений. Это барин - озорник, как мне недавно удачно характеризовал один художник Льва Толстого. Барин озорник, который то в меланхолию ударится, то в флирт, то вообразит себя пророком, то революционером - а ренское винцо подбадривает фантазию, дамочки - еще более, и так промотает человек свою жизнь, а о вечности подумать серьезно не успеет.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/08/...

Согласно Саторнилу, в мире есть две категории людей – добрые и злые, причем подразумевается, что одни были изначально добры, а другие изначально злы. Саторнил проповедовал, что вкушение мяса животных и всех одушевленных существ – от Сатаны, как, впрочем, брак и рождение детей. Пророчества из Библии для Саторнила также были делом Сатаны. Человек также был создан этими ангелами, но искру жизни в него вдохнула Высшая Сила, к которой эта искра возвращается после смерти человека. Василид, соученик Саторнила , стал основателем Александрийской школы. Василид из Александрии, как пишет Ириней Лионский, «желая казаться, что он открыл нечто высшее и вероятнейшее, дал своему учению бесконечное развитие». Он представлял, что от нерожденного Отца родился Ум, от него – Слово, от Слова – Разум, от Разума – Премудрость и Сила, от Премудрости и Силы – силы, начальства и ангелы, сотворившие первое небо. Потом через истечения от них появились другие ангелы, создавшие второе небо, затем по истечению от последних ангелов появились новые ангелы, сотворившие третье небо, и таким образом были созданы 365 небес. Ангелы последнего неба создали всем видимый материальный мир, разделив между собой народы. Согласно учению Василида, тот, кого считали Богом иудеев, был ангелом, который захотел подчинить себе все прочие народы, отнявшие поэтому от него и иудеев. Христос же был Первородным Умом нерожденного Отца, посланный, чтобы привести Отцу все народы. При этом Христос страдал только видимо, поэтому тот, кто верит в его распятие, находится во власти ангелов, сотворивших тела, а тот, кто не верит, свободен от них. Христа-Спасителя они еще называют Кавлакау. Последователи Василида, по свидетельству Иринея Лионского, занимались колдовством, ели идоложертвенное и не отказывались от прочих удовольствий. Очевидно, Василид обладал знанием египетской магии и использовал её при создании своей ереси, потому как египетская религия и дает базу для столь сложных конструкций. Епифаний Кипрский считал, что хотя Василид и рассуждал о предметах более возвышенных, чем Саторнил, однако основные положения были им заимствованы у Симона Волхва и Саторнила.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/03/...

Приветствуют вас ефесяне 15 из Смирны, откуда и пишу вам: они находятся здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом епископом смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом имея неразделенный дух, который есть Иисус Христос. 1 Христиане, жители города Магнезии близ Меандра в Ионии, прислали в Смирну к св. Игнатию своего епископа Дамаса с пресвитерами Вассом и Аполлонием и диаконом Сотионом. Увещание к церковному порядку и единству (гл. 3–7) здесь находит особенный повод в молодости епископа, которого, однако, должно уважать, как видимого представителя Невидимого епископа. К этому присоединяется (гл. 8–10) предостережение от ложных учителей, особенно христиан иудействующих Затем следуют (гл. 12–15) краткие увещания и личные просьбы с приветствием от других церквей. 5 νεωτεριν τξιν Гефеле и Гильгенфельд, на основании контекста, относят к видимой молодости епископа Магнезии, а не к недавности епископского сана вообще, как думают Роте и Ульхорн. 7 Гефеле объясняет: единение с епископом есть образ той жизни, какою живут святые, соединенные с Богом, и в то же время другие, смотря на единение христиан магнезийских с епископом, приходят к убеждению в той жизни. 10 Некоторые в слове «молчание» (σιγ) видели указание на учение гностика Валентина, и потому отвергали подлинность этого послания Игнатия. Но Котельер и Персон объясняли слова Игнатия в таком смысле: Сын Божий есть вечное Слово Божие, которое рождается не из молчания подобно слову человеческому, не следует по времени после молчания, но вечно. – В недавно открытом сочинении св. Ипполита «Philosophumena» сохранился отрывок из «Великого откровения» Симона Волхва: из него видно, что Симон в своей системе давал первое место «молчанию» (σιγ), которое имеет сходство с «глубиною» (βϑος), Валентина. На это именно учение Симона здесь намекает св. Игнатий, по мнению Денцингера, Бунзена и Гефеле. Читать далее Источник: Антология : Ранние Отцы Церкви. – Брюссель : Изд. «Жизнь с Богом», 1988. – 734 с./Послание к магнезийцам. 111-116 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Свято-Троицкий храм, г. Улан-Батор Из соответствующей главы обширной монографии священника Николая Корниенко, написанной в соавторстве с А.М. Плехановой, можно подчерпнуть немало сведений о накале страстей, сопровождавшем возрождение жизни православной общины в Улан-Баторе, о системных внутрицерковных проблемах, выражавшихся в противостоянии духовенства и отдельных мирян, стоявших у истоков возрождения православного прихода в Монголии. Эти проходные сюжеты поверхностно интересовали журналистов как некая сенсация, но знакомые с не менее «скандальными» обстоятельствами рождения Церкви Христовой, описанной в первых главах книги Деяний святых апостолов (обман Анании и Сапфиры, ропот еллинистов в отношении евреев из-за «раздаяния потребностей», грех Симона-волхва и др.), не будут удивляться этому. Причины приходских конфликтов в Улан-Баторе в конце 1990-х – начале 2000-х годов имели, в большей степени, духовную составляющую, прикрытую и едва заметную за внешней материальностью. Многолетний отрыв православных жителей Монголии от участия в церковной жизни, продолжительное пребывание их в инославной среде – все это требовало проведения серьезной миссионерской работы по восстановлению приходской жизни в Монголии. Большая часть организационных и юридических вопросов этого процесса была решена клириками Читинской и Забайкальской епархии (священниками Игорем Арзумановым и Олегом Матвеевым) и первым настоятелем возрожденного прихода – отцом Анатолием Фесечко. Начинался новый этап. Православие в Монголии на современном этапе В апреле 2005 года на должность настоятеля Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор был назначен отец Алексий Трубач, бывший до этого настоятелем Сергиевского прихода в г. Йоханнесбург (ЮАР) и имевший опыт зарубежных командировок в Индию и Непал. Отец Алексий в совершенстве владел английским языком, а уже в Улан-Баторе в довольно короткие сроки освоил разговорный монгольский язык, читал и переводил (со словарем) с монгольского на русский. Все служение отца Алексия в Монголии связано с активной миссионерской деятельностью. В первую очередь новый настоятель продолжил переустройство приходского здания, оборудовав на первом этаже помещения для воскресной школы, трапезной и учебные аудитории.

http://pravoslavie.ru/159479.html

Таков был человек, выдававший себя за Мессию. Он погиб, а его восстание закончилось ничем. Иуда Галилеянин поднял войну против переписи: «Смотрите, иудеи, римский император хочет нас переписать, словно мы – вещи!» Но именно благодаря участию Иосифа и Марии в переписи Иисус родился в Вифлееме, где ему и положено было родиться согласно библейским пророчествам. О Февде в книге «Деяний святых апостолов» сказано: «…явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли» (Деян. 5: 36). Вот что об этом пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности»: «Некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и идти за ним к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фаб, наместник, не допустил их безумия. Он послал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них. Многих из них перебили, многих захватили живьем. Остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим». Падение Симона волхва Еще один уроженец Самарии, воспитывавшийся в Александрии, живший при Христе, но с Ним не общавшийся, – Симон Волхв. Уже после того, как Господь вознесся на Небо, Симон возвращается в Святую Землю: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8: 9). В это время по Самарии ходил дьякон Филипп, один из семидесяти апостолов. Он проповедовал, крестил и изгонял бесов из одержимых. Потом приходят апостолы Петр и Иоанн, возлагают руки, и Дух Святой сходит на уверовавших. Увидев это, Симон ощутил силу, бóльшую, чем у него, и захотел эту силу получить, предложив апостолу Петру деньги, «говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу» (Деян. 8: 19–22). Однако Симон не покаялся и продолжал выдавать себя за «силу Божию». «Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» (Деян. 8: 10).

http://pravoslavie.ru/58221.html

Многим из нас она знакома: человек покупает поддельный и некачественный товар, на котором пришиты этикетки уважаемой и добросовестной фирмы – в случае чего, все неприятности выпадут на ее долю, а фальсификатор останется в тени. Падение Симона-волхва Так и здесь: удастся удовлетворить запрос клиента – хорошо, а не получится – негативное отношение достанется Церкви, в тени которой пытается действовать колдун. Обманываемый и обманывающий изменяет только свою участь. Изменяет к худшему, в ослеплении забывая о том, что «участь чародеев в озере огненном» ( Откр.21:8 ). Не ненависти и боязни, а искренней жалости достоин такой человек. Есть очень хорошая русская сказка, объясняющая, по какой причине мы во власть колдунов попадаем. Вот она: Колдун-ведун Русская сказка Жили-были мужик да баба. Сломала как-то баба рукоять у ухвата и говорит мужику: – Сходи-ка в лес, сделай новую рукоять. Мужику сегодня недосуг, завтра неохота. А баба всё пилит и пилит. Надоело мужику. Наточил он топор и пошёл в лес. Облюбовал дерево и сук потолще. Залез. Сел на сук верхом и давай его у самого ствола подрубать. А мимо цыган проходил. Видит – мужик сук под собой рубит. Сук под ним уже скрипит, прогибается. Засмеялся цыган и говорит: – Эй, мужик, упадёшь! – Чего это я падать буду? – отвечает мужик. – Сижу твёрдо, топор держу крепко. – Ну, как знаешь! – пожал плечами цыган и зашагал своей дорогой. А мужик знай себе топором тюк да тюк! Тюкнул в третий раз, сук под ним треснул и подломился. Упал мужик. Рукой бока потирает, а сам думает: «Откуда цыган всё наперёд угадал? Не иначе, как он колдун-ведун! Спрошу-ка я у него про то, что я знаю, а он не знает». И пустился догонять цыгана. Завидел его издали, на бегу кричит: – Цыган, а цыган! Скажи, как мою жену Матрёнушку зовут? – И думать нечего, – отвечает цыган. – При рождении Матрёной нарекли. «А ведь точно колдун! – говорит себе мужик. – Вот ещё раз попытаю, тогда уж ошибки не будет». – Угадай, цыган, сколько у меня коров? – А они у тебя дойные? – спрашивает цыган.

http://sueverie.net/batyushka-menya-sgla...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010