На перекрестке идей Иеромонах Симеон (Томачинский) На перекрестке идей. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 176 с. — (Кафедра). В сборник вошли статьи, опубликованные автором за последние десять лет в различных изданиях, а также несколько проповедей, произнесенных в разные годы. Все они так или иначе касаются вопросов взаимоотношения общества и Церкви, культуры и религии, знания и веры. Приводим отрывок из книги.   ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Внимательно изучая русскую историю, мы видим, что все ее главные вехи особым образом связаны с покровительством Божией Матери, а ключевые события нашей истории — с праздниками Царицы Небесной. Именно в этом смысле Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. Так, сегодняшний праздник Рождества Пресвятой Богородицы вошел в историю как день рождения русского национального самосознания. По мнению большинства наших историков, оно зародилось именно в битве на Куликовом поле, 625 лет назад. Подобные сражения, решительным образом повлиявшие на формирование национального духа, известны в истории каждого народа. Так, для многострадального и жертвенного сербского народа это была битва на Косовом поле, о которой сложено множество песен и легенд. Святой царь Лазарь в своем видении накануне сражения предпочел Царство Небесное земным успехам. Для французов это была битва при Пуатье, когда Карл Мартель остановил экспансию арабов-мусульман. Примеры можно продолжать. Куликовской битве, как мы знаем, предшествовало многолетнее татаро-монгольское иго, вызванное слабостью и раздробленностью страны. Но настало время, когда весь русский народ возжелал освобождения и стал готовиться к решительной битве. «Каждый ревновал служить Отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими», — пишет Карамзин. Необыкновенное воодушевление охватило русских, которые шли на бой под предводительством великого князя святого Димитрия Донского, укрепляемые молитвой и благословением преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/28108.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней 23 Июля праздник всех Ватопедских святых   23 июля праздник всех Ватопедских святых         По преданию Афонский монастырь Ватопед в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед .      Приведем цитату из записок инока Парфения:   Воистину обитель Ватопедская яко град на Афоне прекрасен. Имеет в заведывании великий скит, во имя святого великомученика Димитрия Солунскаго, и много великих и богатых келий. Мно го разнаго лесу, пахотной земли, виноградников и масла; всего преизобильно. И воды много, но не холодная; есть великий огород. Общежития монастырь не имеет. Стоит близ моря на открытом воздухе.       В сем монастыре проживал много лет свя той Савва, царевич Сербский, и много обогатил его. Здесь по­стрижен в монашество Сербский царь Стефан, в иночестве Симеон, родитель святого Саввы Сербскаго. Сия же обитель произрастила ученаго мужа Максима Грека, много в России претерпевшаго за истину от ревнителей раскола, за то, что он начал в книгах поправлять погрешности, вшедшия от неискус ных переводчиков и переписчиков. После двадцатидвухлетня-го тяжкаго заточения, был освобожден и в Троицкой Сергиевой Лавре скончался, где и мощи его почивают.         Список всех святых Жития самых интересных святых еще не переведены на русский язык, они переводятся на нашем портале. Вы можете уже ознакомиться с частью перевода: Возможно, русским знакомы такие ватопедские святые (их жития тоже составлены и ред. на портале Гора Афон ): + Филофей Коккин  Филофей Коккин , вселенский патриарх, известный защитник исихастов. Кир Филофей был другом свт. Григория Паламы и защищал его на всех антипаламистских диспутах. Сегодня праздник и прп. Саввы Ватопедского (не путать с Сербским, который жил на 300 лет раньше) Савва является уникальнейшим святым. Несомненно, что сам Савва Ватопедский – один из величайших святых, до времени сокрытых Богом от людской молвы. Читайте Савва Ватопедский

http://isihazm.ru/?id=384&iid=748

Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Литургию на родине св. равноап. Константина Великого Ниш, 6 октября 2013 г. 6 октября 2013 года, в день Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, состоялось основное событие общеправославного празднования 1700-летия Миланского эдикта. Божественная литургия была совершена на площади перед храмом святых царей Константина и Елены в сербском городе Ниш, где родился святой равноапостольный Константин, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Богослужение совершили Предстоятели Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, а также Местоблюститель Митрополичьего престола Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон. Предстоятелям сослужили многочисленные сербские иерархи, а также члены официальных делегаций Поместных Православных Церквей, в том числе делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков. За богослужением молились Президент Республики Сербия Томислав Николич, представители сербского правительства, Президент Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Милорад Додик, посол Российской Федерации в Республике Сербии А.В. Чепурин, посол Украины В.Ю. Недопас, посол Белоруссии В.Н. Чушев, другие члены дипломатического корпуса и общественные деятели.

http://pravoslavie.ru/64705.html

Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Йован Янич Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин». За Божественной литургией в Дечанском монастыре / - Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь? Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать). Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54 В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76). Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

У та пройшла присудження ступеня почесного доктора митрополиту 14 грудня 2014 р. 15:28 13 декабря 2014 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялось торжественное вручение диплома доктора honoris causa митрополиту Диоклийскому Каллисту (Уэру) . Решение о присуждении почетной степени было принято Ученым советом Общецерковной аспирантуры и докторантуры и утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На церемонии присутствовали: епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь ); апостольский нунций в России архиепископ Иван Юркович ; настоятель англиканского прихода в Москве капеллан Клайв Файрклоу; викарии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , и епископ Подольский Тихон ; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , а также участники II Международной патристической конференции ОЦАД «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие», члены Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры, преподавательская корпорация и учащиеся ОЦАД, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Собравшихся приветствовал ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. В своем слове владыка отметил: «Для нас большая честь и радость, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла степень доктора богословия honoris causa вручается одному из виднейших православных иерархов современности митрополиту Диоклийскому Каллисту». Митрополит Иларион напомнил, что основной областью своих исследований владыка Каллист избрал патрологию, которой он остается верен на протяжении уже многих десятилетий научной деятельности; несколько сотен научных работ, внесших весомый вклад в развитие православного богословия, было подготовлено и защищено под его непосредственным руководством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877376...

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ватопед   Ватопед Афон             Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.         История По преданию Афонский монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед.    Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия Афонского , основателя Великой Лавры. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей 2-е место, которое он сохранил и на сегодняшний день. В XII и XIII столетиях свв. Савва и Симеон, самые чтимые сербские святые, были монахами Ватопеда. Среди многих пожертвований, сделанных монастырю в XIV в. сербским государем Стефаном Душаном, упоминается деревня Агиос Мам. В следующем столетии другие сербские правители продолжили благочестивую практику пожертвований монастырю. В величественной хронологии Ватопеда есть трудные времена насилия и мародерства каталонских пиратов (1307 г.) и турок. Однако эти бедствия в конечном итоге не помешали дальнейшему процветанию монастыря. Напротив, в разные времена монастыри: Халкей , Вериот, Иеропатор, Калец, св. Димитрия, Ксистр, Триполит и Трохал вошли в число его владений. Византийские императоры не были чрезмерно великодушны по отношению к обители. В поствизантийские времена даже западные властители прославили себя защитой монастыря. Именно здесь открылась знаменитая Афонская академия, которая давала образование в трудные для Греции времена.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:       Василий (Григорович-Барский) продолжает:             Главный собор монастыря освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и был построен в Х столетии. Его самые старые фрески (закрашенные в XVIII и XIX вв.) восходят к XIV в. Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 - вне территории, пять из которых пристроены к собору. Колокольня монастыря относится к 1427 п и считается самой древней на Святой Горе.

http://isihazm.ru/1/?id=499&c_pid=1

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор мон-ря вмч. Никиты. Ок. 1300 г. [Македон. Никитски манастир] (Свети Никита в с. Чучер), недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Расположен на склоне Црна-Горы рядом с с. Чучер-Сандево, между селами Горняни и Баняни близ г. Скопье (Республика Македония). Об истории Н. м. сохранились крайне скудные сведения. Было высказано предположение, что Н. м. возник между кон. X и кон. XII в., наиболее вероятно усилиями серб. жупана Немани (см. Симеон Мироточивый ) в 1183-1192 гг. (см.: 2015). Монастырский храм возвел серб. кор. Милутин ок. 1300 г. рядом с фундаментом древней церкви. После апр. 1299 г. Милутин дал обители грамоту, которую не позже кон. авг. 1300 г. подтвердил визант. имп. Андроник II. Между июлем 1307 и маем 1308 г. Милутин передал Н. м. во владение пиргу (пристани) Хрусия, принадлежавшей сербскому мон-рю на Афоне Хиландар . Не позже 29 окт. 1321 г. Н. м. перешел под непосредственное управление хиландарского настоятеля. В 1484 г., во времена османского владычества, был перестроен. Успение Богородицы. Роспись ц. вмч. Никиты Никийского мон-ря в Скопье. До 1316 г. Успение Богородицы. Роспись ц. вмч. Никиты Никийского мон-ря в Скопье. До 1316 г. Ранее мон-рь владел нивами, лугами, занимался сельских хозяйством. В день памяти вмч. Никиты жители окрестных деревень устраивали в обители праздничные трапезы и ярмарку. На монастырском дворе сохранились римские надгробия, перенесенные из Скупи (ныне Скопье), а также несколько монашеских могил, в т. ч. рус. мон. Панкратия († 6 февр. 1949), бывш. насельника Валаамского мон-ря, поселившегося здесь после Октябрьской революции. После второй мировой войны имущество Н. м. было национализировано, а монастырский комплекс стал действовать как культурно-исторический объект. В последнее десятилетие за монастырскими зданиями следит местный житель, часть бывш. келий сдается в аренду. Богослужения проводятся по большим правосл. праздникам.

http://pravenc.ru/text/2565436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ Джурджеви ступови, муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Памятник архитектуры, в 1979 г. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на возвышении в 4 км от Нови-Пазара (Сербия). Наместник - синкелл Петр (Улемек). 6 насельников (2007). История Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. В Житии вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), составленном в 1216 г. его сыном св. Стефаном Первовенчанным (см. Симон Монах ), сообщается, что Неманя воздвиг храм в Расе в благодарность вмч. Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство началось незадолго до его битвы с братом Тихомиром и византийцами при Пантине на Косовом поле, т. е. в кон. 60-х гг. XII в., и закончилось, согласно ктиторской надписи на зап. портале храма, в 1170/71 г. В 1175 г. была завершена роспись храма. В Жичской повелье 1224-1227 гг. Д. с. упоминается как 2-й по статусу серб. «королевский» мон-рь. Однако потом его статус был понижен, и на Соборе 1315 г. игумен Рашский стоит 7-м между серб. игуменами. В тот период мон-рь имел обширные владения. Кор. Драгутин (прп. Феоктист ) стал 2-м ктитором мон-ря: в 1282/83 г. была расписана припрата, а в честь Собора в Дежеве, на к-ром Драгутин передал власть брату Милутину , башня над воротами была обращена в часовню (капелла Драгутина), в юго-вост. части стены сделаны новые ворота и построена трапезная к востоку от церкви. В 1316 г. в церкви Д. с., согласно завещанию Драгутина, было перезахоронено его тело (местонахождение захоронения неизв.). Сведения по истории мон-ря в османский период скудны: в 1589 г. были обновлены крыши построек, в XVII в. мон-рь имел неск. подворий в окрестных селах. В 1689 г. 16 монахов покинули Д. с., и 300 лет обитель находилась в запустении. Иногда, в день памяти вмч. Георгия, священники из Нови-Пазара служили в храме литургию. В XIX в. плачевное состояние Д. с. в путевых заметках отмечали мн. путешественники (Ф. Ф. Каниц, А. Ф. Гильфердинг и др.). В 1925 г. церковь была приспособлена для проведения регулярных богослужений.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКИЕ МОНАСТЫРИ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ [Серб. Овчарско-Кабларски манастири], группа монастырей (12 действующих - Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Илине, Йоване , Кадженица, Николе, Преображене, Савине, Света-Троица, Сретене, Успене и неск. пустующих) Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенных в Овчарско-Кабларском ущелье (длина ок. 20 км), вдоль течения р. Зап. Морава, близ г. Чачак (Сербия). Обители находятся на крутых склонах горных массивов Овчар (985 м над уровнем моря, 710 м над уровнем Зап. Моравы) и Каблар (885 м над уровнем моря, 610 м над уровнем Зап. Моравы). Эти монастыри часто именуются Сербским Афоном. Монастырь в честь Сретения Господня Монастырь в честь Сретения Господня Благодаря горному ландшафту Овчарско-Кабларское ущелье много веков оставалось почти непроходимым и поэтому с древних времен привлекало отшельников. Согласно народному преданию, на рубеже XII и XIII вв. здесь уже подвизались отшельники, в т. ч. свт. Савва I Сербский, а основание мон-ря Ваведене приписывается серб. жупану Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и его брату, Страцимиру. Первое письменное упоминание одного из мон-рей (Николе) в тур. документах относится к 1476/78 г. Появление в ущелье больших обителей связывают с монахами-синаитами, бежавшими с Юж. Балкан от османских завоевателей (особенно после поражения в 1371 серб. удельных правителей братьев Мрнявчевичей на р. Марица) в серб. земли, к-рыми управлял кн. Лазарь . Предания сообщают, что в тот период только в одном из местных мон-рей проживали более 200 монахов. После османского завоевания Сербии число монахов сократилось, но обители (в XVI в. упом. 5 мон-рей) остались духовными центрами. Хотя при входах в ущелье (рядом с Йоване и Благовештене) стояли башни, из к-рых при приближении врагов подавался знак тревоги, тур. отряды в XVI-XVII вв. периодически разоряли обители, особенно после победы в войне с Австрией (1689-1690), когда пострадали Йоване, Сретене, Ваведене и Преображене, из-за чего мн. монахи ушли в австр. земли. В 1-й пол. XIX в. о восстановлении О.-К. м. заботился постриженик монастыря Николе еп. Ужицкий Никифор (Максимович-Вукосавлевич). В 1820 г. почти все обители посетил В. Караджич . В 1860 г. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц описывал ущелье как непроходимое и сообщал о 8 действующих монастырях. К нач. ХХ в. большинство обителей опустело, монахи жили только в Николе и Сретене.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010