Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРЧА Бывший правосл. муж. мон-рь во имя Архангелов Сербской Православной Церкви. Находился в с. Марча (ныне Стара-Марча) близ г. Иванич-Град (Хорватия). Монастырь был основан во 2-й пол. XVI в., после переселения на хорватские земли православных сербов, бежавших от османского ига. Основателем монастыря считается митр. Дабро-Босанский Гавриил (Аврамович), к-рый управлял Далмацией между 1578 и 1588 гг. «Марчанская хроника» (МСПЦ. Зб. Р. Груича. Бр. З I 131) и хроника, составленная в 1840 г. свящ. Лукой Шешичем, сообщают, что в М. переселились 70 монахов из мон-ря Рмань . 20 окт. 1607 г. настоятель М. архим. Симеон был хиротонисан во епископа Вретанийского и поставлен духовным главой православных Венгрии, Славонии и Хорватии. Его хиротонию 28 июня 1609 г. подтвердил патриарх Печский Иоанн Кантул . Но под давлением местного католического клира еп. Симеон вынужден был поехать в Рим, где 15 нояб. 1611 г. папа Римский назначил его епископом сербов, проживавших в Венгрии, Славонии и Хорватии. Это положило начало т. н. марчанской унии, которая с перерывами продолжалась до сер. XVIII в. Папа также выделил М., где находилась резиденция еп. Симеона (поэтому епископы Вретанийские часто именовались Марчанскими), некое имущество и разрешил заменить деревянные постройки каменными. Вскоре М. владел 240 га леса, 7 га пашни, 116 га лугов и 150 га виноградников. После смерти еп. Симеона имп. Фердинанд II 8 мая 1630 г. назначил настоятеля М. Максима (Предоевича) епископом Вретанийским. Но игум. Максим поехал в Печскую Патриархию , где в февр. 1631 г. был хиротонисан во епископа патриархом Печским Паисием (Яневацем) . Еп. Максим (1630-1642) превратил М. в духовный и политический центр местных сербов. При еп. Гаврииле (Предоевиче; 1642-1644) в М. приехала новая группа монахов из мон-ря Рмань во главе с игум. Кириллом (Никшичем). Игум. Савва (Станиславович) в 1654-1657 гг. построил в мон-ре неск. каменных зданий.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

Хлевино. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм Архистратига Михаила в Хлевино основан в 1677 году. Клировая ведомость за 1851 г. церкви Архистратига Михаила в с. Архангельском, Хлевино тож, сообщает, что когда и кем построена - неизвестно. Зданием каменная с таковою же колокольней, крепка. Престолов в ней два: в холодной во имя Святого Архистратига Михаила, в приделе теплом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причта положено по штату издавна священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Дьяческого дома нет, а земля для него есть. В 1851 г. в церкви Михаила Архангела с. Хлевино служил священник Симеон Петрович Смирнов, 54 лет. На 1868 г. трапеза церкви Михаила Архангела с колокольней строится вновь с разрешения Его Высокопреосвященства. В ведомости 1868 г. священник тот же - Симеон Петрович Смирнов. http://hramvhlevino.ru С 2002 по 2010 гг. прихожане собирались на месте будущего храма для молитвы. С 2004 по 2007 гг. молились уже перед поклонным крестом. С 2007 по 2010 гг. каждую субботу молились вместе с назначенным настоятелем отцом Иоанном Подоксёновым, но всё ещё под открытым небом. В 2010-2011 гг. был построен временный храм. 21 ноября 2010 года отцом Иоанном вместе с благочинным церквей Чеховского района отцом Александром Сербским отслужена первая Божественная литургия. С 2011 по 2016 гг. проводится внутренняя отделка и возводится надежный фундамент. По клировой ведомости 1868 г. о церкви Святого Архистратига Михаила села Архангельского, Хлевина тож: «Построена когда и кем неизвестно. Зданием каменная, крыта железом, трапеза с колокольнею строиться вновь с разрешения Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)». Новый расцвет Михаило-Архангельского храма связан с именем и неусыпными трудами благочинного священника с. Хлевино Василия Павловича Ильинского, который с помощью купца Якова Прошина расписал весь храм стенной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=22434

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

Разделы портала «Азбука веры» Т.А. Опарина Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию В Избранное Оригинал в pdf Татьяна Анатольевна Опарина, кандидат исторических наук, начальник научного отдела Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. Автор благодарит В. Г. Ченцову, Е. В. Белякову и К. Панченко за помощь в написании статьи. Чин приема в православие латинян известен в византийской традиции с XV в. 1 , его появление было вызвано преодолением Флорентийской унии (1438–1439 гг.). После отказа Константинопольского Патриархата от унии необходимо было определить свою позицию по отношению к католицизму, зафиксированную прежде всего в способе присоединения католиков к православной Церкви. Общие принципы были выработаны еще в период споров в Ферраре и Флоренции. Наиболее активный противник унии св. Марк Эфесский относил католиков к еретикам, при этом он считал возможным присоединять их к православию через миропомазание: «Мы оставили латинян, как еретиков, и отделились от них… И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется, оттого что они еретики. 7й канон 2го Вселенского Собора гласит: “Присоединяющихся к православию, к части спасаемых, из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю ариан, македонян, савватиан и новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская Церковь , приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святаго”» 2 . В 1484 г. в Константинополе предположительно был созван церковный Собор, на котором обсуждался вопрос присоединения католиков, соборное постановление опубликовано не было 3 . Традиция приписывает председательство на Соборе Константинопольскому Патриарху Симеону Трапезундскому. По преданию, в нем также приняли участие Патриархи Александрийский Григорий, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким (Иаков) 4 . В научной литературе факт проведения Собора ставится под сомнение, как и возможность пребывания в этом году в Константинополе указанных лиц 5 (в частности, Симеон Трапезундский (Трапезундец) занимал Константинопольскую кафедру в 1470–1472 гг. и в 1478–1481 гг.). Тем не менее составление чина присоединения латинян к православию продолжают связывать именно с Симеоном Трапезундским 6 .

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

16 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней совершили Божественную литургию в соборе святителя Саввы Сербского в Белграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храм со словом. Ваше Святейшество, досточтимые собратья-архипастыри! Ваше превосходительство Президент Сербской Республики! Высокие государственные мужи! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Благодарю Ваше Святейшество за теплоту Ваших слов и радушное гостеприимство, наипаче же — за возможность совместной молитвы и общения. Наши Церкви всегда едины в молитвах и Божественной Евхаристии, но для меня было особой радостью совершать сегодня вместе с Вами Божественную Литургию, причащаться из единой чаши. Благодарю Вас также за высокий орден, который Вы мне выручили, и Ваши драгоценные подарки. Сегодняшнее Евангелие представило нам примеры непоколебимой веры во Христа и тех чудес, которые возможны по этой вере: исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Эти евангельские свидетельства наполняют наши сердца упованием на милость Господа нашего, желанием пребывать с Ним на всех путях нашей жизни, а также осознанием величия веры, которое преподобный Иустин Челийский выразил замечательными словами: Вера есть жизнь, безверие — смерть... Настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа (Прп. Иустин Челийский. Что такое святость). Как не вспомнить сегодня эти слова о вере в стенах сего величественного собора, посвященного основателю Сербской Церкви святителю Сербскому Савве? Ибо и сам святитель Савва, и его отец преподобный Симеон Мироточивый ни о чём ином так не заботились во дни земной жизни, как об укоренении и укреплении своего народа в святой православной вере. Именно с приобщения к ней, по слову преподобного Иустина, началась настоящая жизнь сербского народа, именно православная вера лежит в основе его славной многовековой истории. Верою сербского народа созидался этот храм. Он основан на месте, где иностранные и иноверные завоеватели некогда устроили сожжение останков святителя Саввы, думая тем самым пресечь веру в порабощенном ими народе.

http://pravoslavie.ru/75221.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010