Преподобный Симеон Дайбабский — святой Черногории, воспитанный в России Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 “Великая ночь. Не могу спать. Размышляю о своих обетах, которые дам утром… Холодно. [В небе] ясно. Полная луна, [светло] как днём. Оставляю мир. Бьёт колокол — поднимает монахов. Спускаемся в пещерную церковь. Собираются монахи. Вот стоит и [мой] духовник иеросхимонах Николай. Приносят подрясник, рясу, камилавку, крест, чётки и свечу… начинается богослужение. Слышу, как на ектении поминают раба Божиего Савву. Духовник после того, как я совлёк [с себя] мирскую одежду, берёт меня под руку… и подводит к царским вратам. Наместник Лавры архимандрит Ювеналий три раза меня спрашивает и роняет ножницы… После остригает мне волосы и даёт монашеское имя Симеон… Некоторые друзья даже плачут… А я по завершении святого чина был необычайно радостен” 1 . Так описывает свой постриг в Киево-Печерской Лавре преподобный Симеон Дайбабский, чьи мощи ныне почивают в основанном им Успенском монастыре Дайбабе, который находится всего в четырёх километрах от Подгорицы — нынешней столицы Черногории. В России пока не очень хорошо знают о подвижниках нового времени, просиявших в других Поместных Церквах, в том числе Сербской, хотя их жизнь и творения суть общеправославное духовное достояние. Известно о давней дружбе и взаимной поддержке русских и православных христиан, проживавших в Черногории. Преподобный Симеон Дайбабский являет собой прекрасный духовный плод такой дружбы, но кроме этого и по своей жизни, и в своих творениях, и в обстоятельствах основания его монастыря сей святой Отец в полной мере заслуживает внимания благочестивого читателя. Краткое житие Преподобный Симеон Дайбабский родился в бывшей черногорской столице Цетинье 19 декабря 1854 года. Рано осиротел, после чего воспитывался своим дедушкой Миланом и его братом, приходским священником Лазо Поповичем, который крестил маленького Савву и позаботился о его православном воспитании, определив учиться в монастырской школе г. Цетинье.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-simeon-da...

«Великая ночь. Не могу спать. Размышляю о своих обетах, которые дам утром… Холодно. [В небе] ясно. Полная луна, [светло], как днем. Оставляю мир. Бьет колокол – поднимает монахов. Спускаемся в пещерную церковь. Собираются монахи. Вот стоит и [мой] духовник иеросхимонах Николай. Приносят подрясник, рясу, камилавку, крест, четки и свечу… Начинается богослужение. Слышу, как на ектении поминают раба Божиего Савву. Духовник, после того как я совлек [с себя] мирскую одежду, берет меня под руку… и подводит к царским вратам. Наместник лавры архимандрит Ювеналий три раза меня спрашивает и роняет ножницы… После остригает мне волосы и дает монашеское имя Симеон… Некоторые друзья даже плачут… А я по завершении святого чина был необычайно радостен» . Так описывает свой постриг в Киево-Печерской лавре преподобный Симеон Дайбабский, чьи мощи ныне почивают в основанном им Успенском монастыре Дайбабе, который находится всего в четырех километрах от Подгорицы, нынешней столицы Черногории. В России пока не очень хорошо известно о подвижниках нового времени, просиявших в других Поместных Церквах, в том числе Сербской, хотя их жизнь и творения суть общеправославное духовное достояние. Известно о давней дружбе и взаимной поддержке русских и православных христиан, проживавших в Черногории. Преподобный Симеон Дайбабский являет собой прекрасный духовный плод такой дружбы, но кроме этого и по своей жизни, и своими творениями, и обстоятельствами основания его монастыря сей святой отец в полной мере заслуживает внимания благочестивого читателя. Краткое житие Преподобный Симеон Дайбабский, в миру Савва Попович, родился в бывшей черногорской столице Цетинье 19 декабря 1854 года. Рано осиротел, после чего воспитывался своим дедушкой Миланом и его братом, приходским священником Лазо Поповичем, который и крестил маленького Савву, и позаботился о его православном воспитании, определив учиться в монастырскую школу Цетинье. Когда Савва подрос, встал вопрос о выборе жизненного пути. Дедушка Милан хотел, чтобы он женился и взял на себя попечение об их большом имении. Сам же юноша хотел продолжить обучение светским и духовным наукам. Разрешить дилемму помог старец Михаил, который убедил Милана отпустить внука в Россию.

http://pravoslavie.ru/4423.html

Преподобный Симеон Мироточивый, основатель Хиландарского монастыря Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:35 мин. Размер 2.6 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Стефан Неманя родился в 1114 году в области Зета, нынешней Черногории, которая тогда находилась под латинской юрисдикцией. Когда его родители смогли вернуться в Сербию, они крестили его в Православной Церкви и воспитали в любви к истинной вере и святым добродетелям. Отец рано доверил ему управление одной из областей. Благодаря своему дарованию правителя и народной любви он стал великим жупаном всей Сербии (1166). Ему удалось объединить сербские области в единое королевство. Стефан явился основателем династии Неманичей, правившей 200 лет (1172–1371) и давшей Церкви многих святых . Во время правления ему пришлось столкнуться c враждебностью братьев и побывать в заключении ради Православия. Но благодаря непоколебимой вере и очевидному заступничеству великомученика Георгия он победил врагов и созвал Собор, чтобы избавить страну от ереси богомилов. С помощью своей супруги Анны он построил множество храмов и монастырей, делал богатые пожертвования в крупные духовные центры христианского мира. Стефан обеспечил независимость государства от Византии и правильным образом организовал жизнь Церкви. Затем великий жупан последовал примеру сына Растко-Саввы и постригся в монахи в Студенице (1196) с именем Симеон. Его жена также дала монашеские обеты и приняла имя Анастасия. Менее чем через два года Симеон присоединился к сыну, подвизавшемуся на Святой Горе в монастыре Ватопед, стал его смиренным учеником, подражая, насколько позволял возраст, тому рвению, с которым Савва предавался молитве. Оба они способствовали украшению монастыря. Затем по хрисовулу Алексея III они приобрели развалины Хиландара и основали здесь прекрасный монастырь, которому суждено было стать одной из колыбелей сербской культуры (ин. 1198). Всего восемь месяцев подвизались они в Хиландаре, когда Симеон заболел. Он позвал сына Савву, сердечно простился с ним, попросил одеть себя в погребальную одежду и положить на пол в пепел, подложив под голову камень. Затем он позвал всех монахов, попросил у них прощения и, глядя на икону Божией Матери, отошел ко Господу 13 февраля 1199 года со словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150).

http://pravoslavie.ru/59770.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Симеон Мироточивый   Симеон Мироточивый       Житие Симеона Мироточивого   Симеон Мироточивый, это и есть родитель Саввы Сербского, царь Стефан, память 26 февраля. Панигер в монастыре Хиландар. Вторая часть жизнеописания прп. Саввы является житием его отца прп. Симеона. Читать все житие Саввы Сербского на портале Святой Афон   (Житие публикуется впервые)   Став монахом Савва к родителям написал уве щательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну сво ему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не со гласна была его отпустить.   Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от правился в путь, в Святую Гору Афонскую.   В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монас тырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:     «Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь. А у нас новоначальным послушание такое: пасти му лов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».   Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В ско ром времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.     Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюб ленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в мо нашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=53...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Сентябрь 1 сентября 1. Церковное новолетие (начало индикта). Первый Вселенский Собор постановил, чтобы церковный год начинался 1 сентября. Сентябрь был у евреев началом нового гражданского года ( Исх. 23:16 ), месяцем собирания плодов и принесения благодарственных жертв Богу. Во время этого празднования Господь Иисус вошел в синагогу в Назарете, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал следующие слова: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение... проповедовать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ; Ис. 61:1–2 ). Кроме того, сентябрь в истории христианства знаменит еще и тем, что именно в этом месяце царь Константин Великий одержал победу над Максенцием, врагом Христовой веры, и вслед за этим военным успехом была провозглашена свобода христианского вероисповедания во всей Римской империи. В течение длительного времени и гражданский год в христианском подобно церковному, исчислялся с 1 сентября, а затем – сначала в Западной Европе, а впоследствии и в России, в правление Петра Великого, – [сей отсчет] был перенесен на 1 января. 2. Преп. Симеон Столпник . Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь [я того], увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все [искушения] молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого . Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, [посвященный] его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому Источник «Преподобный Савва оставляет монастырь Пресвятой Богородицы, рекуще Святая Святых, нарицаемый Хиландарь, сбирает мужи Богупотребные, сам образ собою показа им пощения, воздержания, чистоты и всяких добрых детелей, прибежище сотвори общаго спасения своему Отечеству, Сербсцей земли». (Грамота Патриарха Сербскаго Никодима 1422 года.) «Потьща се и сотвори оградой великой, храм Пресвятые Богородицы, Святая Святых, монастырь, нарицаеми Хиландарь, насадив Богоподобные муже, правилу духовному научив и наказав, пристанище сотвори спасению своего отечества людям». (Хрисовул Краля Милутина 1312 года.) Хиландарь или Хилендарь, Сербская Царская Лавра и общая задужбина всех сербских королей и царей, создан родоначальником дома Неманичей, Великим Жупаном Стефаном Неманею (в монашестве Св. Симеон Мироточец), отцом Пр. Саввы, как ясно свидетельствует о сем хрисовул, данный им самим сему монастырю, где говорится, что он нашел это место (монидрион, маленький монастырь), называемый Хиландарь, храм Введения Пресвятой Богородицы, разрушенным, и воздвиг на нем церковь того же имени. Причины, приведшие Великаго Сербскаго Жупана сперва в монастырь, а потомъ на Св. Гору, обшеизвстны: он принял пострижение в монашество в созданной им в Сербии Лавре Студеницкой, а отсюда в 1198 году пришел на Св. Афонскую Гору, для сожительства с любимым сыном своим, Растком (в монашестве Св. Саввой), который, оставив все красное мира сего: отечество, царский дом, богатство и славу, в 1186 году, скрылся на Св. Афонскую Гору, в Русский монастырь. Преследуемый и открытый здесь посланцами огорченного его бегством родителя, Растко, вместо возвращения домой, усыпив их бдительность обещанием беспрекословно исполнить волю родителя, между тем тайно принял обручение великого Ангельского образа и с высоты монастырского пирга (башни) сбросил им свою Царственную одежду, показывая тем искреннее и конечное отречение от мира. Из Русской обители Св. Пантелеймона Савва вскоре был перемещен, по воле Прота Св. Горы, в Ватопед, куда и пришел, для сожительства с ним (в 1198 г.), престарелый отец его, мних Симеон. Ему-то принадлежит благая мысль создать на Св. Горе особый монастырь для иноков сербского языка, подобный, уже процветавшим тогда на Афоне монастырям, Болгарскому, Зографу, и Русскому, Русику.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Группа Вконтакте Facebook группа Великая пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий,  Косьма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Евангелия ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава 27 1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Епископ Бачский Ириней: Епископ Артемий еще не преступил Рубикон раскола, хотя уже встал на его берег Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! 30 июля, 2010 Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Напомним, что 4 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви большинством голосов принял решение об «умировлении», т. е. почислении на покой епископа Артемия (Радосавлевича). В феврале этого года Синод Сербской Церкви отстранил владыку Артемия от управления Рашско-Призренской епархией из-за финансовых злоупотреблений в епархии, а конечное решение о его судьбе оставил на усмотрение Архиерейского Собора как высшего церковного органа. Епископ Бачский Ириней заявил, что после того заседания Синод невольно и вопреки традициям был вынужден наряду с принятием канонических решений выдвинуть и уголовное обвинение и потребовать от соответствующих государственных органов возбуждения уголовной ответственности в отношении лиц из окружения епископа Артемия, причастных к выявленным злоупотреблениям в финансово-экономической деятельности епархии. В ходе изучения епархиальной документации было установлено, что архимандрит Симеон (Виловский), секретарь владыки Артемия, самовольно брал средства из фонда НВО «Майка Юговича», предназначенного для финансирования четырех народных кухонь, и тратил эти средства на личные цели. Предлагаем Вашему вниманию официальное, а также личное письмо епископа Бачского Иринея Пашко-Призренскому епископу на покое Артемию.

http://pravmir.ru/episkop-bachskij-irine...

По окончании Литургии на Сербском подворье епископ Моравичский Антоний обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, подчеркнул огромное значение Святогорского Хиландарского монастыря для православных сербов: «Это колыбель сербской духовности, колыбель письменности, государственности — через него прошли самые великие люди Сербской Православной Церкви. В их числе — основатель обители святитель Савва, который вместе со своим благочестивым отцом Симеоном построил этот монастырь; они вместе подвизались здесь, и преподобный Симеон Мироточивый скончался в обители в 1196 году. Из его могилы выросла чудотворная лоза, которая помогает бесплодным супругам. Святитель Савва, который основал Сербскую Церковь, являлся игуменом этого древнего сербского монастыря на Афоне». Приветствовав участвовавшего в богослужении на подворье игумена Хиландарского монастыря архимандрита Мефодия, владыка Антоний отметил, что в 2004 году эту сербскую обитель на Святой Горе Афон посетило горе: в монастыре случился страшный пожар, в результате которого сгорело более половины монастырских строений. Ряд построек за прошедшие годы удалось восстановить, но большая часть монастырского комплекса все еще несет на себе следы огненного разорения. «Все сербы скорбят из-за этого и пытаются помочь в восстановлении Хиландарской обители. Так, сербы, которые проживают в Российской Федерации, работают в Москве, собрали средства, которые сегодня будут вручены игумену монастыря на восстановление этой святыни». Настоятель Сербского подворья пожелал архимандриту Мефодию помощи Божией в трудах по восстановлению обители и подарил ему игуменский жезл. Со словами благодарности представитель Сербского Патриарха при Московском Патриаршем престоле также обратился к послу Сербии в России Елице Курьяк, заместителю председателя ОВЦС МП протоиерею Николаю Балашову и всем, кто в этот день пришел в храм, чтобы совершить совместную молитву и поддержать Хиландарский монастырь. По завершении торжественного богослужения на подворье состоялась церемония передачи пожертвования сербской общины в России на восстановительные работы в Хиландарском афонском монастыре. Участники церемонии также ответили на вопросы журналистов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1824773...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010