Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕМАНИЧИ [Серб. династия правителей Сербского государства (ок. 1168-1371). Основателем династии является младший из сыновей жупана Завиды, Неманя (1113/14-1200; см. Симеон Мироточивый , прп.), к-рый изначально правил в междуречье Юж. и Зап. Моравы, в обл. Рашка (совр. Косово и Метохия с прилегающими районами), но ок. 1170 г. сверг старшего брата, Тихомира, примирился с другими братьями на выгодных условиях и провозгласил себя великим жупаном. В 1183-1186 гг. он расширил владения за счет приадриатической обл. Дукля (Зета; совр. Черногория и прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании). Неманя способствовал утверждению в Сербии Православия как гос. религии, однако католичество сохранило свое влияние, прежде всего в Далмации. Его старший сын, Вукан († ок. 1209) в ок. 1189-1202, в 1203-1208 гг. был правителем Дукли, а в 1202-1203 гг.- великим жупаном Сербии. В 1196 г. Неманя отрекся от власти, провозгласив преемником 2-го сына, Стефана (1165-1227; см. Симон монах ), принял монашество и с младшим сыном, иером. Саввой (1169 или ок. 1175-1236; см. Савва I , архиеп. Сербский), в 1197 г. основал на Афоне мон-рь Хиландар , ставший крупнейшим центром средневек. серб. духовной культуры. Передача престола в обход старшего сына вызвала военное противостояние между братьями, к-рое длилось до 1208 г., когда Вукан отказался от своих притязаний. Впосл. его потомки, Вукановичи, правившие в Зете, несколько раз представляли угрозу правлению Н. Второй сын Вукана, Димитрий, принял монашеский постриг и был прославлен как прп. Давид (XIII в.). К роду Вукановичей принадлежала и блгв. кнг. Милица (ок. 1335-1405). В 1217 г. Стефан 1-м из династии Н. принял от папы Римского королевский титул и был прозван Первовенчанным, но союз с Римом длился недолго и не повлиял на церковную ситуацию в стране. В 1219 г. иером. Савва при поддержке брата Стефана и никейского имп. Феодора I Ласкаря добился от патриарха К-польского Мануила I Сарантина предоставления автономии Сербской Православной Церкви и стал ее 1-м архиепископом (в его честь Сербская Православная Церковь до сих пор именуется Свято-Саввской). У Стефана от 2 браков было 4 сына, 3 из к-рых (кроме принявшего монашество Прибислава, ставшего впосл. архиепископом Сербским; см. Савва II , архиеп.) сменили друг друга на серб. престоле.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Карта и ближайшие объекты Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Монастырь Ватопед (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Ватопедский монастырь (греч. Βατοπδι или Βατοπαδι, от греч.Βατος — куст и πας — дитя, отрок; куст отрока) – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе , ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия . Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий , но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского , монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда. Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой. В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара : свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

Том I Церковные делегации на юбилейных торжествах русской православной церкви В праздновании в Москве 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви принимали участие, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, следующие церковные делегации от Автокефальных Православных Церквей: От Константинопольской Церкви : Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Митрополит Фиатирский Германос, Митрополит Родосский Тимофей и Протопресвитер Константин Маройтакис. От Антиохийской Церкви : Митрополит Эмесский Александр, Митрополит Ливанский Илия и Архимандрит Василий. Александрийская Церковь поручила представительство от своего имени на торжествах и на Совещании Антиохийской делегации. От Грузинской Церкви : Святейший Католикос-Патриарх Каллистрат, Митрополит Урбнисийский Мелхиседек, Митрополит Кутаисский и Гаенатский Ефрем, протеиереи А. Савчук и X. Дегдариани, протодиакон А. Ахобадзе. От Сербской Церкви: Святейший Патриарх Гавриил, Митрополит Скоплянский Иосиф, Епископ Браничевский Вениамин, д-р Павел Дрецуна, г. Душан Дожич. От Румынской Церкви : Святейший Патриарх Юстиниан, Архиепископ Крайовский Фирмилиан, Епископ Клужский Николай, Епископ Бузеуский Антим, декан Богословского факультета Бухарестского университета профессор-протоиерей П. Винтилеску, протоиерей Симеон Няга, г. Овидиу Марина. От Болгарской Церкви: Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан, Митрополит Пловдивский Кирилл, Митрополит Сливенский Никодим, Архимандрит Мефодии, протоиерей В. Шпиллер, священник К. Димитров. От Греческой Церкви: Митрополит Филиппийский и Неапольский (Коваллы) Хризостом и Архимандрит Дамаскин. От Албанской Церкви: Епископ Корчинский Паисии, священники Яни Ристо и Лазарь Коном и, г. Алекс Любанииг. Нико Чани, генеральный секретарь Синода. От Польской Церкви: Архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, Епископ Вроцлавский Михаил, Архипресвитер И. Коваленко, протоиереи Е. Наумов и А. Калинович. На церковные торжества также прибыли Представители Московской Патриархии за границей :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Рашко-Призренский Артемий не выходит из своей кельи в монастыре Грачаница Между тем, власти активизируют преследование помощников владыки 24.02.2010 376 Секретарь епископа Рашко-Призренского Артемия протосингел Симеон Виловски объявлен в международный розыск, так как он недоступен органам правосудия Сербии, сообщает сайт Српска.Ру. Об этом заявила пресс-секретарь Верховного суда в Белграде Душица Ристич. Ристич рассказала агентству «Бета» о том, что было принято решение о проведении расследования против Виловского и его заключении под стражу. Два дня назад было начато следствие против директора Епархиального центра «Раде Нимар» Предрага Суботичкого, который сейчас находится под арестом. Суботички и Виловски обвиняются в присвоении 350 тысяч евро, предназначавшихся на ремонт монастырей, сообщает издание. Между тем, по информации из Рашско-Призренской епархии, сам владыка Артемий по-прежнему выходит из своей кельи только для совершения богослужений, отказываясь от любого общения с прессой, а его мобильный телефон уже несколько дней отключен . В связи с обвинениями в адрес епископа Артемия, высказанными епископом Афанасием о якобы нецелевом расходовании средств, предназначавшихся на гуманитарную помощь и восстановление церквей, которые ушли на оплату услуг фирм «Venable» и «Squire Sanders» по лоббированию позиций Сербии и сохранению Косово в составе Сербии, высказался американский общественный деятель Джеймс Джордж Джатрас, который участвовал в этом проекте. Он рассказал, что в 2006 году от имени фирмы «Venable» подписал соглашение с Сербским национальным вече Косово и Метохии, подпись от имени которого поставил его председатель Драган Велич. Как рассказывает Джатрас, владыка Артемий пришел к выводу, что если официальный Белград ничего не предпринимает, то он сам сделает все возможное, чтобы донести истину о Косово до американского народа и тех, кто принимает решения. После подписания соглашения в марте 2006 г. был создан «Американский совет по Косово», реакция со стороны албанцев была немедленной и весьма истеричной, неоднократно взламывался сайт Совета, был создан поддельный сайт-зеркало с ложной информацией, на котором сторонников сербов обвиняли в расизме и экстремизме.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/24/ep...

Слово о благословенном царстве Не интеллектуалы просветили сербский народ, а святые; святые создали государство сербское, а не пираты и разбойники. Я имею в виду второй период христианской истории сербского народа, который начал свой отсчет со святых Симеона Немани и Саввы Неманича 30 . Два человека Божия, отец и сын, напоенные Духом Святым – творцы благословенного царства сербского. Войдем в церковь . Какими словами православный священник начинает Божественную Литургию? Известными и вечно прекрасными словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». А Божественная Литургия – это стержень домостроительства Сына Божия, посланного Отцом и Духом Святым исполненного. Сын Божий сошел на землю к людям как совершенный образ Царства Небесного, благословенного Царства – Отца и Сына и Святого Духа. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, открыл благословенное Царство людям и научил их, как готовиться, чтобы войти в это Царство. Это величайшее открытие в истории мира и самое радостное приглашение для рода человеческого от начала времен. После грехопадения Адама человеческий разум покрыла тьма неведения, и жизнь его была полна горечи изгнания до тех пор, пока не пришел на землю Мессия, Сын Божий. Он разогнал тьму неведения светом истины и положил конец человеческой печали Благовестием, Евангелием, он Сам был – путь и истина и жизнь. Он Сам был воплощением Царства Небесного, ибо как Сын Он един с Отцом и Святым Духом, Которым творил Свои великие чудеса. Святой Симеон и святой Савва, исполненные Духа Святого, являют собой истинный образ Святой Троицы, образ троичного Бога в начале второго периода сербской истории. Святой Симеон-отец был исполнен своим сыном, а Савва был исполнен своим отцом Симеоном. Отец был одно со своим сыном, а сын с отцом и оба в Духе Святом. Их житие, в котором описаны их взаимная забота о спасении души, их взаимная любовь, представляет собой самую святую после Евангелия книгу. Старик-отец принес в жертву власть, господство и удобную жизнь, а юноша-сын пожертвовал Господу Иисусу Христу свою молодость. Равнозначно. И Царство Небесное вселилось в них, и они стали и остались возвышеннейшим примером благословенного Царства Отца и Сына и Святого Духа для своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Встреча иконы в московском аэропорту " Домодедово " 23 января 2012 г. 04:36 В Москву принесена икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта, пострадавших в период оттоманского владычества Икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, прибыла в Москву в воскресенье. Принесение этого образа в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции " От Рождества до Воскресения " . Как заявил ЦВ монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, сопровождающий святыню, " организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию – рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников " . На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, а также исповедник Иоанн Русский и другие святые. " Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих и будем просить помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя многие ромеи погибли защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие и мы в нем живем и молимся " , - также рассказал отец Симеон. В свою очередь один из организаторов мемориального форума Павел Илларионов, пояснил ЦВ: " До революции в России сохранялась память о мужестве православных народов, находившимся под турецким владычеством. Русская Церковь почитала греческих, сербских и болгарских святых, погибших за веру. Эта память даже во многом определяла восточную политику Российской Империи. Теперь мы возрождаем эту традицию. Инициатором этого являются потомки тех греческих переселенцев, которые сегодня живут в странах бывшего СССР. Это продолжение духовного общения наших православных народов " .

http://e-vestnik.ru/news/v_moskvu_prines...

Рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского 6 февраля 2012 г. 10:04 Мощи святителя Иннокентия Иркутского впервые принесены в Австралию В праздник Новомучеников и Исповедников Российских, который в этом году отмечается 5 февраля, в Австралию прибыл ковчег с мощами святителя Иннокентия, епископа Иркутского, - рассказал ЦВ Симеон Бойков, один из организаторов принесения святыни. " Мощи прибыли в Петропавловский кафедральный собор Сиднея, где утром в воскресенье была отслужена литургия " , - пояснил Симеон Бойков. " Святыня принесена по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, ее сопровождает клирик Иркутской митрополии протоиерей Евгений Старцев и другие священники " , - также добавил он. По словам Симеона Бойкова, в первый день пребывания реликвии в Австралии ей успели поклониться более двухсот человек. Мощи будут принесены в храмы Московского Патриархата, Русской Православной Церкви Заграницей и Сербской Православной Церкви. Поклониться им можно будет в Сиднее (5 - 11 февраля), Брисбене (11 вечер - 12 февраля), Мельбурне (13 - 14 февраля), Дангелонге (15 февраля утро), Джилонге (15 февраля вечер – 17 февраля), Блэктауне (18 февраля утро), Ферфильде (18 февраля вечер), Кабрамате (19 февраля). Из жития святителя Иннокентия известно, что он родился в конце XVII века в Малороссии. Своей ученостью и благочестием он обратил на себя внимание императора Петра I, который способствовал его возведению в епископский сан, а затем решил сделать новопоставленного архиерея главой Русской духовной миссии в Китае. Добравшись до границы с Китаем, владыка Иннокентий стал дожидаться разрешения пекинских чиновников на въезд, однако, из-за интриг иезуитов, разрешение так и не было получено. Спустя некоторое время владыка Иннокентий получил указание быть епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

http://e-vestnik.ru/news/moshchi_svyatit...

‘Завтра на Филиппины вылетает отец Кирилл Шкарбуль из Тайваня. Вместе с отцом Филиппом они попытаются посетить Лейте (аэропорт Таклобана перестал принимать самолеты, неизвестно, когда восстановится авиасообщение). Отцы постараются разыскать наших, поддержать их в трудную минуту, узнать, в чем именно нужна будет помощь’, — отмечается в записи отца Георгия от 10 ноября. Последнее фото общины свт. Николая Сербского, ЖЖ диакона Георгия Максимова 11 ноября. ПРАВМИР. Миссионеры безуспешно пытаются связаться с православной общиной Николая Сербского на Филиппинах, сообщил в своем блоге в «Живом Журнале » диакон Георгий Максимов. «Недавний тайфун «Хайан» как раз обрушился на остров Лейте, где находится наша новая община. Говорят, страшные разрушения на всем острове, сообщается о десяти тысячах погибших», — рассказывает отец Георгий. Он отмечает, что главный город острова — Таклобан почти полностью разрушен. «Наша община свт. Николая Сербского находится в деревне Пало, которая совсем рядом с городом. На острове нет электричества, связи. Мы не знаем, живы ли они. Но с уверенностью можно сказать, что разрушения должны затронуть и их дома, если они живы, то наверняка остались без крова», — отмечает он. По словам отца Георгия, за неделю до трагедии общину посетил монах Филипп (Балингита), миссионер РПЦЗ, они беседовали о вере, молились вместе. Диакон Георгий Максимов просит помянуть в молитвах их имена, последние трое — дети. Николай Нектарий Николай Иоанн Мария Симеон Иоанн Самуил Анастасия «Завтра на Филиппины вылетает отец Кирилл Шкарбуль из Тайваня. Вместе с отцом Филиппом они попытаются посетить Лейте (аэропорт Таклобана перестал принимать самолеты, неизвестно, когда восстановится авиасообщение). Отцы постараются разыскать наших, поддержать их в трудную минуту, узнать, в чем именно нужна будет помощь», — отмечается в записи отца Георгия от 10 ноября. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-obshhina...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010