ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях Симеон жил во времена, когда книги были редки и чрезвычайно дороги 654 . Тем не менее в течение всей своей жизни он был окружен книгами. Помимо того, что он ежедневно слышал в храме чте­ния из Священного Писания, аскетических и агиогра­фических сочинений, он читал книги и в тишине соб­ственной келлии. В разные периоды жизни Симеону были доступны разные библиотеки. Во-первых, у его родителей в Галати была собственная библиотека, к которой он, должно быть, имел доступ, пока ему не исполнилось 11 лет; после отъезда в Константинополь он также иногда мог пользоваться этой библиотекой: именно там он взял «Лествицу» Иоанна Синайского, когда ему было двадцать лет 655 . В Константинополе Симеон, по сло­вам  Никиты, «ревностно предался» чтению 656 ; в это время он мог брать книги у своего духовного отца Си­меона Студита: по крайней мере, именно Студит дал ему книгу Марка и Диадоха 657 . Библиотека Студийского монастыря, одна из богатейших в византийском мире 658 , была доступна Симеону только в течение короткого времени, пока он был там послушником. В монастыре св. Мамаса Симеон сам устроил библиотеку 659 . Кроме того, у Симеона были собственные книги: это ясно из упоминаний Никиты 660 . Конечно, Священное Писание занимало первое и главное место в ежедневном круге чтения Симеона. По свидетельству Никиты, Симеон ежедневно посвящал какое-то время чтению Священного Писания 661 . Сам Симеон подчеркивал необходимость такого ежедневно­го чтения 662 . Библия была для него, как и для многих поколений христиан, предметом постоянного исследо­вания и вдумчивого изучения ( μελτη). Трудно восстановить предполагаемый круг келейно­го чтения Симеона помимо Священного Писания. Си­меон не относится к тем авторам, которые постоянно ссылаются на то, что читали: его редкие цитаты из Отцов или аллюзии на них лишь в малой степени про­ливают свет на его связь со святоотеческой Традицией. В «Житии Симеона», написанном Никитой, есть неко­торые ссылки на то, что читал Симеон, но и они дают нам очень скудную информацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Севастиан Сохотский , Пошехонский, прп. (26 февраля/11 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 18/31 декабря) Селафиил , архангел (8/21 ноября) Серапион Новгородский , архиеп. (16/29 марта) Серапион Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая; 7/20 сентября) Серафим Вырецкий , прп. (22 марта/4 апреля) Серафим Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Серафим (Чичагов), митр., сщмч. (28 ноября/11 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Серафим Саровский , прп., чудотворец (2/15 января; 19 июля/1 августа) Серафима дева , мц. (29 июля/11 августа) Сергий Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Сергий Обнорский , Нуромский, Вологодский, прп., чудотворец (7/20 октября) Сергий Петроградский , архим., сщмч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Сергий Радонежский , игумен, всея России чудотворец, прп. (5/18 июля; 25 сентября/8 октября) Сергий Римлянин , Росафский, мч. (7/20 октября) Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах (19 мая/1 июня) Сибирских святых собор (10/23 июня) Сила (Силос), ап. от 70-ти, еп. Коринфский, сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Силуан Афонский , прп. (11/24 сентября) Силуан Печерский , схимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (10/23 июня; 10/23 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Силуан , ап. от 70-ти, еп. Солунский (Фессалоникийский), сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Сильвестр Обнорский , Пошехонский, прп. (25 апреля/7 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Сильвестр I Римский , папа (2/15 января) Симеон Богоприимец , прав. (3/16 февраля) Симеон Верхотурский (Маркушевский), прав. (12/25 сентября; 18/31 декабря) Симеон (Стефан) Мироточивый , царь Сербский (13/26 февраля) Симеон , Новый Богослов, прп. (12/25 марта) Симеон Палестинский , Емесский, прп., Христа ради юродивый (21 июля/3 августа) Симеон Столпник , Антиохийский, архим., прп. (1/14 сентября) Симеон Столпник , Дивногорец, Младший, пресвитер (24 мая/6 июня) Симеон , ап. от 70-ти, сродник Господень по плоти, еп. Иерусалимский, сщмч. (4/17 января ап.]; 27 апреля/10 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий голос: «Плодоносная гроздь, тебя приняли сильнейшие мира сего и разделили между всеми! Поэтому радуются и покои царские, и синклит, вкусив твоей зрелости в священном жилище! А мы все восклицаем: Радость несказанная мир наполняет!» После того, как император заканчивает раздачу винограда приближенным, каждая партия димов получает как милость от императорской щедрости по шесть номисм, они снова молятся за владык и уходят. А владыки и патриарх удаляются во дворец и наслаждаются вместе с синклитом совместной трапезой. Вечером приходят две партии с собственными органами каждая, и, когда приходит невеста и ее приветствует толпа и музыканты с кимвалами, а она, подъехав на лошади, останавливается, два полухория возглашают: «Прекрасен приход твой, раба благочестия!» Народ трижды повторяет: «Прекрасен приход твой!» Канторы: «Прекрасен приход твой, провозвестница милосердия!» Народ четыре раза повторяет: «Прекрасен приход твой!» Канторы: «Святый господи, помилуй жениха и невесту! Святой дух, помилуй их близких! Свят, трижды свят, помилуй спутников невесты!» И поют в тоне первом: «Собрала я цветы в поле и поспешила в свадебный чертог. Видела я солнце на золотом брачном ложе; все благословляет желанный союз. Пусть радость будет союзником их ослепительной красоты, пусть они видят розы и красоту, подобную розам. Пусть радость сияет над золотой четой!» Симеон Метафраст (X в.) Целая эпоха в истории византийской агиографии связана с именем Симеона Метафраста . Согласно ряду источников, он осуществил труд огромной важности: придал литературную форму составленным до него безвестными авторами сказаниям о христианских святых и мучениках. Поэтому слово «Метафраст» («Пересказчик»–от глагола μεταφρζω – излагаю, пересказываю) из нарицательного имени стало собственным – прозвищем ученого византийца, жившего, по всей вероятности, во второй половине X в. Симеон Метафраст родился в Константинополе, в знатной и богатой семье; образование получил в одной из столичных риторских школ. Помимо обширных познаний в области философии, Симеон приобрел прекрасные риторские навыки. По словам Михаила Пселла , жившего столетием позже и написавшего «Энкомий Метафрасту», Симеон сумел соединить воедино философию и риторику, чего не удавалось сделать ни его предшественникам, ни современникам 123 . Уже довольно в раннем возрасте Симеон становится великим логофетом при константинопольском дворе и получает звание магистра – один из высших титулов византийской табели о рангах. Таким образом, Симеон должен был руководить всеми внутренними и внешними делами византийского государства и участвовать в самых тайных советах императора. Свои светские обязанности Симеон исполнял в течение весьма длительного времени – с 60–х годов X в. до 20–х годов XI в. – во время царствования трех императоров: Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы. В конце жизни Симеон стал монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем, есть и различия: Симеон не гово­рит о «падших» иноках, но дает рекомендации всем мо­нашествующим. Очевидно, однако, что, предлагая свой метод покаяния, Симеон вдохновлялся приведенным у Лествичника описанием монастырской практики VII ве­ка; можно предполагать, что Симеон и сам следовал этому методу. И Иоанн Лествичник и Симеон описывают покаяние как весьма болезненное явление 1164 . Вместе с тем оба автора говорят о духовной радости, которая является плодом покаяния и рождается от непрестанного плача.7-я глава «Лествицы» целиком посвящена «радостотвор-ному плачу»; в ней Лествичник изумляется тому, «каким образом плач и так называемая печаль заклю­чают в себе радость и ликование, как соты – мед» 1165 . В свою очередь, Симеон постоянно говорит о «сладости слез», которую испытывает кающийся 1166 . Первые слезы новоначальных бывают горькими, но эту горечь Бог впоследствии, по мере преуспеяния подвижника в по­каянии, заменяет на сладость умиления. В 23-м Огласи­тельном Слове Симеон описывает духовное состояние того, кто достиг этой заключительной стадии покаяния: Сострадательный Бог скоро услышит его и скоро подаст ему отдохновение от боли и избавление от скорби сердца его... Он изольет на него благость Свою и превратит боль его в радость, и горечь его претворит в сладкое питье и заставит изблевать яд змия, поедающий его утробу... И [радость его] будет, словно процеженное вино напротив солнца, еще бо­лее сияя и блистая и еще чище являя свой цвет, ве­селя и осиявая лицо пьющего его напротив солнца 1167 . Образ солнца, просвечивающего через чистое вино, указывает на то, что слезы у Симеона носят экстатиче­ский и мистический характер. Архиепископ Василий (Кривошеин) усматривает прямую параллель между приведенным текстом и темой «трезвого опьянения», традиционной для мистической литературы – как хри­стианской, так и античной 1168 . Пользуясь символикой вина и опьянения 1169 , Симеон следует предшествующим, авторам, у которых эта тема весьма разработана – в частности, Исааку Сирину 1170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Начавшаяся в 1904 году русско-японская война принесла иерею Симеону много забот. В то время епископ Николай устранился от активной деятельности на ниве Японской Церкви и просил отца Симеона окормлять русских военнопленных. Так как отец Симеон хорошо говорил по-русски, то все военные годы он провел в служении в лагерях военнопленных вокруг Киото и Нагоя. И все это в дополнение в своим обычным приходским трудам. В 1906 году, когда Японская миссия была провозглашена самостоятельной епархией Русской Православной Церкви, а владыка Николай был возведен в сан архиепископа, царь Николай II наградил отца Симеона золотым наперсным крестом. Так было отмечено его служение пленным русским воинам. С прибытием епископа Сергия, назначенного на Киотскую кафедру в 1908 году, отец Симеон стал его главным помощником. А когда владыка Сергий заменил скончавшегося в 1912 году архиепископа Николая, отцу Симеону пришлось переехать в Токио. В апреле 1917 года отец Симеон был возведен в сан протопресвитера. В том же году он был назначен членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Так он стал свидетелем и участником исторических событий и катаклизмов, происходивших в Москве: дискуссий о восстановлении патриаршества, большевистского переворота… Тогда же он смог встретиться со старыми друзьями – бывшими миссийскими священниками, соучениками по Киевской академии, бывшими русскими военнопленными… После церемонии возведения на престол патриарха Тихона отец Симеон отбыл в Японию и в последний день уходящего года прибыл в Токио. Затем, в середине 1918 года, по указанию японского правительства отец Симеон вместе с тремя русскоговорящими японскими священниками вернулся в Сибирь для совершения богослужений в частях, участвовавших в так называемой сибирской интервенции союзнических войск, оказывавших поддержку белым партизанам, и пробыл там до конца года. Во время великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года отец Симеон и его семья, как и многие жители в районе Токио, потеряли свой дом и имущество. Было также утрачено и церковное имущество, а собор Николай-до был сильно поврежден. В процессе восстановления и обновления храма и епархиальных зданий отец Симеон вместе с архиепископом Сергием возглавил генеральный директорат Церкви в Токио, который обеспечивал материальную поддержку и проводил необходимые согласования, а также управление работами. Все это осложнялось отсутствием помощи из России, охваченной большевистской смутой.

http://pravoslavie.ru/41285.html

Не связывай себя малым, и большим не будешь порабощен, ибо не бывает так, чтобы большее зло образовалось прежде меньшего (прп. Илия Екдик, 91, 473). ...Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбой и обессилевают... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 186). Источник. ...Те, которые делают зло, бывают обладаемы диаволом и явные показывают признаки, что имеют в себе и собою главу всякого зла (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 205). Источник. ...Все время, как мы подчиняемся и служим этому лукавому посредством злых дел, какие делаем, Благий Бог не имеет части в нас, и мы недостойны Царствия Его, так что ложно называем мы Его Богом и Отцом нашим, когда имеем диавола властителем над собою... и богом своим, коего и черты подобия имеем в себе, открывающиеся в злых делах наших... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 251). ...Кто видит, что он удободвижим на злые дела, и сознает, что обнажен от Божественной благодати, тот пусть позаботится о себе и о спасении души своей, убедясь из того, что находится вне спасительной силы христианства и что имя Христово не принесет ему никакой пользы, но что вместе с диаволом пойдет он в уготованный ему огнь адский (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 258). Кто верует, тот не одобряет ничего злого, но даже до смерти стоит за Христа и истину, не страшась (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 409). Источник. Зол всяк, кто принимает в душу свою семя злого диавола, плодоносящее в нем терния и волчцы греха, сии предвозжжения вечного огня адского. Таковы: зависть, ненависть, злопамятство, сердитость, самомнение, тщеславие, гордость, лукавство, подозрительность, клевета и всякая другая срамная и низкая страсть, оскверняющая душу, как говорит Христос Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 20). Источник. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-либо зол, но всех видеть добрыми... (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 22). Источник. получил власть не делать зла, но не получил власти не помышлять о нем (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В Священном Писании Симеона особенно привлека­ют те персонажи, которые сподобились увидеть Госпо­да. По этой причине он обращается к жизни апостола Павла, который встретил Христа на пути в Дамаск (Деян. 9:3-5) и был восхищен на третье небо (2 Кор. 12:2). Упоминает Симеон и о том, как Стефан видел Христа (Деян. 7:56). Но для него важнее то, что подоб­ные вещи могут произойти и с ним самим, в его собст­венной жизни: Что это за новое чудо, которое и ныне происходит? Бог и ныне желает являться грешникам — Тот, Кто некогда взошел горе и воссел на Отчем престоле На небесах, и пребывает сокровенным. Ибо он скрылся от очей Божественных апостолов И после этого, как мы слышали, один лишь Стефан Видел разверзающиеся небеса и тогда сказал: «Вижу Сына, стоящего одесную славы Отца»… Но ныне — что означает это странное событие, Происходящее во мне?.. Я обрел Того Самого, Кого видел издали , Кого Стефан увидел в разверзающихся небесах И Кого потом Павел увидел и ослеп… Если в данном отрывке Симеон рассматривает свой собственный опыт как равнозначный опыту библейских персонажей, то в других случаях он говорит о нем как о более значительном. Так в 51-м Гимне Симеон пере­числяет персонажей Ветхого и Нового Заветов и утвер­ждает, что его, Симеона, собственный опыт несравнен­но более удивителен. Моисей видел Господа в облаке на горе Синай всего один раз, а Симеон постоянно ви­дит Его как несказанный свет. Апостол Павел был вос­хищен на третье небо один раз за четырнадцать лет до того, как написал об этом, а Симеон удостаивался подобного созерцания многократно. Стефан увидел Хри­ста перед смертью, а Симеон видел Его постоянно от юности на протяжении всей жизни. Енох и Илия были вознесены на небо и избежали смерти, а Симеон уже «преодолел смерть» . События Ветхого Завета прообразуют реальности Нового Завета, однако вся Библия — это только тень того, что может случиться с человеком в его мистиче­ском опыте: Илия был взят на огненной колеснице, И прежде него Енох… Но что это в сравнении с тем, что происходит в нас?

http://bible.predanie.ru/mitropolit-illa...

Чему же учит это служение, внешне столь эксцентричное, но по сути глубоко христианское? Чтобы это понять, обратимся к житию святого Симеона Эмесского, написанному святителем Леонтием; ибо помимо того, что это самое раннее и полное житие юродивого, у данного текста есть еще одно преимущество — прочная историческая основа. Кроме того, несомненное достоинство жития св. Симеона состоит в том, что оно представляет Христа ради юродивого во всём его шокирующем и вызывающем облике. Как известно, в крайних формах явление предстает во всей его остроте и становится более зримым. Из пустыни — в город Святой Симеон, Христа ради юродивый, родился около 537 г. или, по другим подсчётам, около 500 г. в «благословенном городе» Эдессе, (современная Урфа на юго–востоке Турции), главном центре сироязычного христианства. Будучи сыном состоятельных родителей, Симеон получил хорошее образование и свободно владел греческим и сирийским языками. В возрасте примерно двадцати лет, ещё холостой, он вместе со своей престарелой матерью отправляется в паломничество в Иерусалим. По–видимому, Симеон был единственным сыном в семье; его отец к тому времени уже умер. В Святом городе он познакомился с другим юношей из Сирии, по имени Иоанн, который также совершал паломничество вместе со своими родителями. Симеон и Иоанн сразу же стали неразлучными друзьями. Посетив святые места, они в сопровождение матери Симеона и родителей Иоанна вместе отправились домой. Когда же они проезжали долиной Мёртвого моря через Иерихон, вдруг заметили монастыри, видневшиеся вдали по берегам Иордана, и, поддавшись внезапному порыву, Иоанн предложил, а Симеон тут же согласился не возвращаться домой, а свернуть с дороги и стать монахами. Они придумали повод, чтобы отстать от своих спутников — и исчезли без объяснений; Симеон при этом оставил старуху–мать, а Иоанн — родителей и ждавшую его дома молодую жену. Их спутники попросту не поняли, что с ними случилось. По атмосфере эта часть повествования Леонтия похожа, скорее, на сказку и, несомненно, менее исторична, чем последующие разделы жития, в которых идет речь о жизни Симеона в Эмесе. Интересно, что агиограф не пытается выставить Иоанна и Симеона в благоприятном свете, оправдать бессердечие и жестокость по отношению к ближним, да и по сути, к самим себе. Напротив, Леонтий изо всех сил старается подчеркнуть, что Симеон и Иоанн способны на сильные переживания. В его описании они предстают очень чувствительными людьми. Иоанн любил свою жену, Симеон был предан своей матери, и оба безмерно горевали из–за Разлуки с близкими. Но почему же тогда они так поступили? Житие предлагает простое объяснение. Монашество — это путь спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Священное Писание говорит об этом Симеоне: человек бе праведен и благочестив, чаяй утехи Израилевы. В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Есть также предание, что Симеон, будучи одним из ученейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, переводивших священные книги, по желанию египетского царя Птоломея Филадельфа, с еврейского языка на греческий. В истории Никифора Каллиста повествуется, что, при переводе книги пророка Исаии, Симеон остановился на известном пророчестве: се Дева во чреве зачнет, и хотел исправить это место, зачеркнув слово Дева, и написать Жена, но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что не умрет он, пока сам не увидит исполнения пророчества: веруй написанному, ты сам увидишь исполнение. С тех пор Симеон каждый день ходил во храм и, по внушению Святаго Духа, узнал Деву Марию, с Богомладенцем на руках потому, что Они были озарены необыкновенным светом. Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое! Воскликнул Симеон в священном восторге. Праведный старец обращался к Иисусу, как бы не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удержать на земле. Возвратив Младенца в руки Матери, Симеон благословил Ее и Иосифа. По внушению Святаго Духа, Симеон, провидев крестные страдания Спасителя, слезы и скорби Его Матери, продолжал пророчество свое: се лежит сей на падение и на востание многих во Израиле и в знамение пререкаемо, и Тебе же самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления. Твой Сын принес на землю спасение, объясняет он, но не все воспользуются им: востанием от падения Он будет для верующих и последующих за Ним; но камнем преткновения для неверующих и отвергающих Его. Он всегда будет предметом противоречий, чтобы открылись помышления людей. Люди предадут смерти своего Спасителя, и Ты будешь свидетельницею всех Его страданий: и тебе самой душу пройдет оружие. Так предсказывал вдохновенный Симеон, представитель Ветхого Завета, дождавшийся пришествия обетованного Мессии, Первенца Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прп. Симеон здесь продолжает линию, намеченную святым Иринеем Лионским, ср.: «...следует отметить, что учение святого Иринея о богопознании, как пребывании облагодатствованного человека внутри Божественного Света, представляет собой значительную заслугу его как богослова и мистика. Вся линия развития восточного мистического богословия до Симеона Нового Богослова и Григория Паламы включительно, в творениях которых находим наиболее полное раскрытие мистики света и богословия обожения, пойдёт именно этим путём. Можно смело сказать, что Лионский епископ прямо предвосхитил учение преп. Симеона Нового Богослова о свете и обожении» ( Скурат К. Е. Сотериология святого Иринея Лионского//Богословские труды. 1971. 6. С. 75). Даже сама «“терминология света” развита у прп. Симеона гораздо более, чем у кого-либо из предшествующих церковных писателей» ( Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М., 2013. С. 310). Ср.: «Ощущать благодать и быть просвещаемым ею в ведении и созерцании является для пр. Симеона до такой степени существенною чертою христианина, что тот, кто ещё не получил сознательного видения, не может носить это имя» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 150). Под «воплощённым домостроительством» следует понимать воплощение Сына Божия вместе со всем спасительным делом, совершённым Им во плоти. Термин этот употребляется свт. Феофаном Затворником — в том числе в использованном в настоящей работе переводе «Слов» прп. Симеона. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63: 3//Указ. соч. Ч. 2. С. 66. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 2: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 41. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 29: 5//Указ. соч. Ч. 1. С. 364. Там же. С. 365. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 42//Указ. соч. Ч. 1. С. 495. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. C. 272. Ср.: «И таинство сие, явно для всего мира сказанным нами образом бывшее во время воплощённого -домостроительства Христова, таким же образом и после того совершалось и совершается в каждом христианине» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45: 3//Указ. соч. Ч. 1. С. 540–541).

http://bogoslov.ru/article/6172876

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010