Однако и сам Константин Погонат был равнодушен к Типосу. Патриарх Феодор (677-679 гг.) не послал в Рим своей синодики, опасаясь, что его там не примут. Он послал только увещательное послание — προτρεπτικην επιστολην, приглашая римскую церковь к восстановлению общения с Константинополем. Однако Феодор (VI Bceлehckuм собором признанный православным) вместе с Макарием Антиохийским настаивал перед императором, чтобы вычеркнуть из диптихов всех преемников Гонория. Вероятно, по мотивам соблюдения престижа Константинопольской кафедры. Но Макарий Антиохийский, очевидно, имел задние, еретические мысли. Император Константин Погонат, стремившийся к церковному миру, был вне этих амбиций. Не считаясь с Феодором, он 12 августа 678 г. направил очень вежливое письмо папе Домну, или Дону (676-678 гг.), именуя его «вселенским папой — οικουμενικος παπας». С начала царствования он желал «церковного собирания — καθολικη συναθροισις» и примирения двух тронов. Теперь он продолжает развивать идею, высказанную в протрептике патриарха Феодора. Он находит, что спор идет из-за несущественных слов. Надо этого избегнуть и, пока политические условия мешают созвать вселенский собор, составить предсоборную конференцию. Константин просил послать трех римских клириков, до двенадцати епископов со всего Запада и четырех монахов из четырех греческих монастырей Рима. Император предлагал деньги, паспорта и корабли для путешествия. Тем временем папа Домн умер и на его место был избран Агафон (678-681 гг.). Новый папа с вдохновением принял предложение императора. Чтобы впредь не произошло споров и разделений на самом Западе, папа решил собрать мнение всех своих церквей, даже за пределами собственно империи, у «варваров»: лангобардов, франков, славян, готов, бретонцев. Поэтому папа не сразу послал депутатов в Константинополь. Он решил предварительно на соборе в Риме все выяснить и этим вооружить своих представителей против уловления их в теологические сети, против всяких промахов. Было заготовлено послание, и под ним собрано до 125 епископских подписей. Оно называется актом Римского собора, состоявшегося около Пасхи 680 г. Дюшен считает его просто актом, подписанным без собирания собора. Под этим актом мы читаем подписи Вильфрида — епископа Йоркского в Британии, епископа Деодата (St. Dié) из Австразии (Галлия), Феликса — епископа Арльского и представителя епископа Тулонского. Подписи от местных соборов: в Павии (Миланского диоцеза) и в Хизфилде (Йоркского диоцеза). Очень ждали в Риме и хотели бы видеть делегатом Феодора Кентерберрийского, главу англо-саксонской миссии, ученого-грека. Но он не прибыл. Делегация составилась без него. VI Bceлehckuй собор (680-681гг.) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Посланный арестовать непокорного папу сановник Олимпий, оценив обстановку, решил провозгласить себя императором в Италии (649–652). Только в 653 г. императорскому экзарху удалось, наконец, арестовать Мартина и Максима и доставить на суд, обвинивший их не столько в нарушении Типоса, сколько в государственной измене. После продолжительных пыток обоих исповедников сослали на крайние рубежи Империи: Мартин в 656 г. окончил свои дни в Херсонесе Таврическом, а Максим в 662 г. скончался в крепости, затерянной в горах Кавказа. После кончины императора Константа (который в конце жизни, покинув Константинополь, уехал в Рим, а затем в Сиракузы на Сицилии, где и был убит в результате заговора) его сын Константин IV (668–685), сумевший выдержать многолетнюю блокаду Константинополя арабским флотом и заключить в 678 г. выгодный 30-летний мир с халифом Муавией, порывает с религиозной политикой своего отца и прадеда. Созванный в его правление в Константинополе VI Вселенский собор, заседавший с ноября 680 по сентябрь 681 г., при активнейшем участии посланцев папы Агафона (678–681) осуждает монофелитство как ересь. Среди преданных анафеме иерархов оказались непреклонный монофелит Макарий Антиохийский (656–681), покойные патриархи Кир Александрийский, Сергий, Пирр, Павел и Петр Константинопольские и папа Гонорий I (625–638). Осуждение папы за ересь не вызвало никакого сопротивления в Риме. Папа Лев II (682–683), утвердив деяния собора, без колебаний анафематствовал своего предшественника, «который не просветил сей Апостольской церкви учением апостольского предания, но старался гнусным предательством опорочить непорочную веру». На этот исторический эпизод указывали впоследствии противники догмата о непогрешимости (безошибочности) папы Римского в вопросах вероучения, принятого в 1870 г. на I Ватиканском соборе. Осуждение монофелитства на VI Вселенском соборе сняло напряжение в отношениях между Константинополем и Римом. Однако на Востоке еще оставалось довольно много приверженцев учения о «едином волении»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В церковном отношении этот период также ознаменовался положительными приобретениями для Церкви. Т. к. все распоряжения и акты со времени Юстиниана I, клонившиеся к умиротворению Церкви и имевшие целью возвращение к православию монофизитов, не привели к желаемому концу, и т. к. с арабскими завоеваниями почти все монофизит-ские области отошли от империи, то не представлялось более надобности настаивать на признании тех актов, которые были изданы императорами в целях уступок инакомыслящим и которые сделались поводом к новым спорам и церковным разделениям (монофелитство). Константин очень верно оценил положение этого вопроса и, как только освободился от арабского нашествия, обратился к папе Агафону (678— 681) с письмом, в котором, указав на свою терпимость в церковных делах, выразил мнение, что нет нужды продолжать споры до бесконечности к радости еретиков и язычников. Поэтому он предлагал папе послать в Константинополь своих уполномоченных, чтобы сделать попытку соглашения по спорным вопросам, обещая, с своей стороны, полное беспристрастие и безопасность для представителей Римской Церкви. Прежде чем ответить на приглашение императора, папа собрал поместный собор, обсудил на нем вопрос о монофелитстве и приготовил таким образом готовый материал для будущего соборного решения. Вот почему шестой Вселенский собор мог собраться лишь в 680 г. На нем были представители от лица папы, три епископа от имени собравшегося в Риме поместного собора, несколько монахов из греческих монастырей. Римский епископ снабдил своих уполномоченных письмом на имя императора, в котором указал, между прочим, что неблагоприятные обстоятельства, постигшие Западную Церковь, являются причиной того, что ее представители не обладают такой ученостью, как восточные богословы, и что он для руководства им дал подробное догматическое письмо . Со стороны Восточной Церкви на соборе присутствовали патриархи константинопольский и антиохийский; что касается александрийского и иерусалимского патриархов, от них на соборе были представители. Собор открыт под председательством императора 7 ноября 680 г. в царском дворце, в сводчатой зале, называемой трулл.

http://sedmitza.ru/lib/text/442814/

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Тем не менее монофелитство потерпело поражение. Сменивший Константа император Константин Погонат вполне сочувствовал православию. В 678 г. он писал в Рим Папе, чтобы тот направил в Константинополь своих легатов для участия в Соборе, который бы разрешил затянувшийся догматический спор. Папа Агафон собрал в Риме Собор западных епископов, на котором было утверждено вероопределение о двух волях у Христа. И в 680 г. он направил в Константинополь свою делегацию, по прибытии которой императором был Созван Шестой Вселенский Собор , продолжавший свою работу с ноября 680 по сентябрь 681 года. Собор осудил монофелитство и тех церковных деятелей, которые его поддерживали, утвердив при этом православное учение о Божеской и человеческой воле у Господа Иисуса Христа, за которое отдали жизнь св. Папа Мартин и преп. Максим. Так закончилась эпоха догматических споров, и православное вероучение было утверждено окончательно. Дополнительные занятия для самоподготовки: 1 . Выучите наизусть Никео-Константинопольский символ веры и, пользуясь Катехизисом святителя Филарета, митрополита Московского, объясните значение каждого его члена. 2 . Подготовьте для обсуждения в классе ответы на следующие вопросы: – Кто такие апологеты и каково было значение их деятельности в ранней Церкви во II – III веках? – Какие известные вам ереси угрожали ранней Церкви в I – III веках? – Каков вклад Тертуллиана и Оригена в раскрытие учения о Святой Троице? – В чем состояла ересь Ария и что противопоставили ей святые Афанасий Александрийский и Осий Кордубский? – Как Второй Вселенский Собор сформулировал учение о Святом Духе (согласно Символу веры )? – Какие христологические споры вам известны и какие за ними последовали церковные разделения? – Что такое монофизитство? – Как св. Папа Римский Лев Великий сформулировал учение о соединении двух естеств в лице Богочеловека? – Что такое монофелитство? – Что побудило преп. Максима Исповедника и св. Папу Римского Мартина Исповедника бороться с монофелитством? Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Praedictarum enim sacrarum synodorum et dogmata ut divinas scripturas suscipimus, et canones tanquam leges custodimus». 675 Название пято-шестого придает трулльскому собору Властарь, отличая его и от пятого, и от шестого всел. соб. Συντ. I, 20–23. 676 См. статью Лаббе в русск. перев. Деяний вселенских соборов, т. VI, стр. 563 и сл. Поэтому, конечно, в исторических обозрениях соборов, весьма часто составлявшихся византийцами, под шестым собором всегда разумеется собор 680 г. См. Pitra, II, 265 sqq. Точно также и в том историческом очерке соборов, который был составлен нарочито патриархом Фотием для ознакомления новообращенного в христианство болгарского князя Богориса-Михаила с тем, когда и где какой собор был, под шестым собором понимается исключительно собор 680 г. См. ap. Voellum et Justellum, Bibliotheca juris canonici veteris, Lutetiae Parisiorum, 1761, р. 1141. 678 Анастасий библиотекарь в предисловии к VII собору, адресованном в виде послания папе Иоанну VIII, говорит о правилах, которые изданы греками от лица шестого собора, что в Риме не принимаются те из них, которые противоречат прежним канонам или декретам римских епископов, или добрым обычаям. См. Migne, Patrologiae cursus completes, ser. lat. t. CXXIX р. 195 sqq., а также Деян. всел. собор, в рус. перев. VII, 48. 682 Трулльский собор издал 102 правила. Вселенские соборы издали: первый – 20, второй – 7, третий – 8, четвертый – 30, седьмой – 22. 691 1 правило. В константинопольском Πηδλιον " e из актов этого собора слделано 2 правила. См. замечание Нитры, II, 165. В афинской синтагме (III, 625) напечатано сполна деяние собора 394 г. 694 Каноны западных соборов можно найти в изданиях соборов, каково издание Манси, а также в «Истории соборов» Гефеле. 695 Под именем собора карфагенского в афинской синтагме помещены 133, в славянской книге правил 147 канонов, принадлежащих соборам – карфагенским 390, 397, 401, 402, 405, 407, иппонскому 393 и др. 705 Из обоих посланий образовалось пять канонов; у Питры издано еще два канона за именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Зосимы, аввы, беседы, 37, 154, 167, 169, 181, 185, 753, 757, 763. Зосимы, митр. московского, пасхалия, 46. Книга его, 122. Упом., 187, 740. Зосимы, препод. Соловецкого мон., келейное правило, 299, 300. Зосимы послание Анастасии, 61. Отрывок, 308. Зубарев Андрей с. Жуков, владелец, 774. Иваны, владельцы ркп., попы: Воскресенский, 430; Рождественский, 487; Присецкий, 438, 616; с. Дмитриев, 581; диакон, 656; книгопродавец, 488; москвич, 151; казанец, 794; татарин порука, 463; слуга Серг. мон., 794. Иван Кирьяков см. Иоасаф. Иверы, монахи, 211–213. Игнатия, иеромонаха, канон Одигитрии, 16, и др., И, Лествичнику, 256. Игнатий, еп. ростовский, на соборе, 205, 206. Житие его см. Жития. Игнатий, ученик препод. Никона радонеж., 763; келарь Серг. мон., 669. Игнатий, иеродиакон смоленский, 224, 765. Игорь Рюрикович, в. кн. киевский, 714, 728. Известия II-ro отдел. Императорской Академии Наук упом. 12, 214, 252, 276, 284, 341, 735, 747, 767, 768, 784, 786. Измарагд, книга, 91, 202, 203, 204, 794, 806. Изяслав Ярославич, в. кн. киевский, 714, 768. Иконы. Сказание о них И. Дамаскина, 672; Гр. Двоеслова, 749; Анд. критского, 760. Их явления, пренесения, чудеса: Богоматери Боголюбской, 714. Богоматери Владимирской, 202, 647, 680, 681, 787, 811. Богоматери в Выдропуске, 679. Богоматери Знамения, 142, 202, 501, 671, 692, 805, 811. Богоматери Казанской, 659, 679. Богоматери Колочской, 679. Богоматери Одигитрии, 681. Богоматери Оковицкой, 679. Богоматери Римской, 147, 149, 150, 160, 167, 704, 781. Богоматери в Ругодиве, 673. Богоматери Тихвинской, 188. Богоматери Устюжской, 679. Спасовой в Камулианех, 680, 681. Спасовой Уныние, 200, 201. Илариона Великого поучения и отрывки, 91, 157, 167, 169, 174, 175, 182, 185, 190, 202, 203, 308, 704, 732, 752, 753, 757, 763, 766, 767, 784, 786, 798, 807. Иларион, игум. студийского мон., биограф, 669. Иларион. митр. киевский, 13, 224, 254, 284, 314, 350, 624, 626, 678, 748, 806. Иларион, иеромонах, переводчик, 284. Иларион, келарь Серг. монастыря, 669.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

  Василий (Кривошеин), архиеп. Неистовый ревнитель: Прп. Симеон Новый Бого­ слов как игумен и духовный наставник //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1957. 25.   Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: (История текста «Огласительных слов»)//  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. – Париж, 1961.   Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально–политической действительности своего времени//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 242 – 250.   Василий (Кривошеин), архиеп. Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова//Альфа и Омега. – М., 2002. – 4 (34).   Вениамин (Милов), епископ. Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни//Журнал Московской патриархии.  – 1979. – 11; 1980. – 3, 4.   Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .     Иванов С.А. Симеон Новый Богослов как юродивый. Резюме//Знаки Балкан. – М.: Радикс, 1994. – Ч. II.   Иларион (Алфеев), епископ. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции// Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.   Иларион (Алфеев), иером. Пре подобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание/П ер. с англ.//Альфа и Омега. –  М., 1996. 2/3(9/10).   Иларион (Алфеев), иером. Пре­ подобный Симеон Новый Богослов и православное бого­ служение/Пер. с англ. //Церковь и время. –  М., 1998. 1(4).   Иларион (Алфеев), иеромонах. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции//Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.). – М., 2002.   Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования)

http://bogoslov.ru/person/3089571

Симеон совершенно спокойно ответил: «ведь вы же не знаете, что у меня на сердце,» и тут же вскоре был пострижен... О. Симеон очень быстро возвышался, так же, как и его друг, а потом и духовный сын, Архиепископ Феодор, последний ректор Троице-Сергиевской Академии. Пришел революционный 1905 год. О. Симеон был назначен ректором в Тамбовскую Семинарию. Было ему тогда 32 или 33 года. Он был уже в сане архимандрита. Тамбов был один из самых революционных городов. У местной подпольной революционной партии террористов был составлен список лиц, которые должны были быть убиты: губернатор, вице-губернатор, полицмейстер, ректор семинарии и другие должностные лица. Первый выстрел был сделан в ректора Семинарии архимандрита Симеона (после того, как он пробыл на своем посту с немногим больше месяца). Пуля попала в поясничный позвонок и о. Симеон остался жив, но его нижние конечности и часть туловища были парализованы.» В таком печальном состоянии здоровья о. Симеон поселился у старца Гавриила и, хотя в жизнеописании его о. Симеон ни разу не упоминает о себе, но легко себе представить, с какой лаской и с каким материнским попечением заботился о нем его любвеобильный наставник, как научил его молитве и поднял его дух «горе» . .. Долгое время о. Симеон мог лежать только ничком, испытывая ужасныя страдания. Впоследствии его подымали и сажали в кресло и возили в церковь . Это было также сопряжено с болями, которыя вообще не покидали его во всю его остальную жизнь. Когда Старец в 1915 г. перед смертью покинул Спасо-Елеазарову пустынь и уехал в Казань, о. Симеон остался на месте, и легко себе представить его скорбь при разлучении со Старцем. Далее мы встречаемся с отцом Симеоном в воспоминаниях В. К. Марии Павловны. Во время войны ее лазарет находился в Пскове, там она часто видалась с о. Симеоном, который жил на Подворье Спасо-Елеазаровой пустыни. В этих мемуарах он назван о. Михаилом. Но лучше всего духовный облик отца Симеона передает Игуменья Иулиания. «Я с ним познакомилась, когда он жил в Даниловом монастыре, а настоятелем там был Владыка Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Симеона, следует ли разделять Лица Пресвятой Троицы мысленно или в действительности. Пр. Симеон отвергает оба выражения, как представляющие собою рационалистическое отношение к Богу. Но, параллельно с явлением Бога в воплощении, пр. Симеон говорит также о других божественных откровениях, без прямой ссылки на воплощение. Так, он говорит об откровении славы недоступной сущности в душе: «Ты воссиял, Ты явил свет славы, свет неприступный Твоей сущности, Спасе, и озарил омраченную душу»   . Значительно чаще пр. Симеон говорит о действиях, «энергиях» божественной сущности, употребляя традиционный классический богословский термин со времен св. Василия Великого   , и даже раньше. Так, пр. Симеон упоминает энергии вместе с сущностью, проводя, впрочем, определенное различие, однако признает, что они также непостижимы: «Как вообще исследовать природу Творца всего? И энергии Его также, как ты говоришь, мне истолковать, как мне их сказать; как выразить, как представить словом?»   Если быть точным, пр. Симеон говорит здесь не о сущности, но о природе Бога, в другом месте, однако, он отождествляет эти два понятия: «Не отстоит одно от другого то, что Тебе свойственно, но Твоя природа сущность и сущность природа»   . Однако пр. Симеон даже в самых возвышенных видениях сохраняет различие между сущностью и энергиями Божиими: «Дай мне видеть Твое Лицо, Слове, наслаждаться неизреченной красотой, и постигать и услаждаться Твоим видением, видением несказанным, видением невидимым, видением страшным, однако дай мне высказать его энергии, но не сущность»   . Пр. Симеон объясняет невозможность видеть сущность Божью тем фактом, что Бог сверхсущностен. Ему доступен отблеск Божественной славы, как простой свет, соединяющийся с ним: «Ибо Ты Сам выше природы, выше всякой сущности, мой Бог и Творец, а отблеск Твоей Божественной славы свет простой для нас, сладкий свет видится, свет открывается, свет соединяется весь, как я полагаю, всецело с нами, Твоими рабами, свет духовно видимый издалека, свет внезапно находящийся внутри нас»   . В другом месте пр. Симеон говорит о таком единении Божественного огня с самой душой, что они становятся едины: «Тогда Он смешивается с ней несмешанно и соединяется неизреченно, существенно (νουσως) с ее сущностью, весь со всей всячески, и, я не знаю, как выразиться, оба становятся воедино, душа со Творцом и в душе Творец, весь единый с единой»   .

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010